Главная страница
Навигация по странице:

  • Сёрен Кьеркегор

  • Жана-Поль Сартр

  • УЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. Руководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеРуководство к самостоятельной работе для студентов вузов Благовещенск, 2015
    Дата29.11.2021
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУЧ. ПОСОБИЕ по истории философии МАТЮЩЕНКО В.С., АСТАШОВА Н.М. (.pdf
    ТипРуководство
    #285100
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом
    • противоречие между внутренним миром человека и окружающей жизнью, между социумом и личным существованием
    • проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его Я
    • проблема одиночества, заброшенности человека, вброшенности его в этот мир (человек одинок в окружающем мире, у него нет системы координат, где он чувствовал бы себя нужным
    • проблема бессмысленности человеческого бытия
    • проблема свободы и внутреннего выбора. Основателем экзистенциализма по праву считается датский философ
    Сёрен Кьеркегор (1813-1855). В своих произведениях он делал акцент на изучении сущности человека. В первую очередь он ставит вопрос почему философия занимается отвлеченными от человека проблемами (онтологией, гносеологией и т.д.) и мало уделяет внимания внутреннему миру человека, его переживаниям, растворяя человека в социуме, обезличивая его, уравнивая переживания всех людей. Философ утверждал, что философия должна быть направлена на каждого человека, на его мири на его экзистенциальные проблемы. Она должна помочь человеку обрести смысл жизни, определить понятие и рамки свободы, воли, помочь ему найти истину и осознать свое Я.
    Кьеркегор говорит о двух видах существования
    • неподлинное – полная подчиненность человека обществу, жизнь со всеми, жизнь как у всех, плывя по течению, без осознания своего Я и уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания

    140
    • подлинное – выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы. Подлинное существование и есть экзистенция (бытие. Философ определяет три стадии человеческого существования эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен
    Кьеркегор делит людей на четыре типа обыватель, эстетик, этик, религиозный человек. Переход от низшей стадии обывателя к высшей – религиозной происходит посредством отчаянья, которое возникает в каждой стадии существования. Труды Кьеркегора повлияли на всю современную философию, в том числе научения и труды НА. Бердяева, К. Барта, М. Хайдеггера, К. Ясперса и некоторых других философов. Наиболее известными представителями экзистенциализма XX в, собственно создавшими его, были Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер. Коротко рассмотрим идеи этих представителей современной западной философии. Карл Ясперс
    (1883-1969) – был одним из первых немецких философов, который поднял экзистенциальные вопросы после Первой мировой войны. В своей философии Ясперс выводит понятие заброшенной жизни. Под ним он подразумевает существование человека в этом мире как обывателя если пользоваться терминологией Кьеркегора). Человек не задумывается о своей жизни, он живет как все. Он не знает смысл своей жизни, не определяет ее цель и ценности, не знает о своих скрытых способностях. Так человек живет до того момента, когда его собственное Я вырывается наружу, тогда проявляется его натура, со всеми ее скрытыми качествами. Происходит это, как правило, в пограничных ситуациях – в состояниях ожидания смерти, в моментах между жизнью и смертью, на грани сумасшествия ив других жизненно важных ситуациях, в которых может оказаться человек. С этого момента человек знает свое истинное Я, он знает, зачем он живет, он знает, каковы его ценности и к чему следует стремиться,

    141 начинает ценить свободу, пользоваться ей. Человек становится настоящим, так как наружу прорывается именно его сущность.
    Ясперс является представителем религиозного экзистенциализма, поэтому в его философии присутствует некая трансцендентность, с которой человек соприкасается в минуты пограничного состояния ив дальнейшем, на протяжении всей оставшейся жизни стремится к ней, пытаясь понять высший абсолют. В противовес религиозному экзистенциализму Ясперса выделяется атеистический экзистенциализм. Одним из представителей атеистического экзистенциализма является Жана-Поль Сартр (1905-1980). Основная проблема его философии – это проблема выбора человека.
    Сартр выводит два новых понятия «для-себя-бытие» и «для-другого- бытие. «Для-себя-бытие» – высшая реальность для человека, приоритетность для него его собственного внутреннего мира. Однако полностью осознать себя человек может только через
    «для-другого-бытие»
    – различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему другого человека. Важнейшим условием жизни человека, ее стержень, основание активности – свобода. Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, ноне простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня, а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации, жизненно важные для человека проблемы. Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Вся жизнь – цепочка различных маленьких жизней, отрезков разного бытия, связанная особыми узлами – экзистенциональными решениями. Например выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну и т.д. По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку,

    142 поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обреченна свободу в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор. Понятие свободы всегда граничит с понятием ответственности. Сартр говорит, что ответственность за поступки человека лежит только лишь на нем самом выбор профессии, выбор образа жизни, любовь, брак, даже смерть. Только заодно действие в этой жизни человек не может нести ответственность – это свое рождение. Все остальные его действия совершаются в соответствии со свободой воли и человек должен ответственно совершать свои действия, особенно те, от которых зависит его дальнейшая жизнь или смерть.
    Альбер Камю (1913-1960) в своем философском учении акцентировал внимание на проблеме смысла человеческого бытия. Философ дает краткий и незамысловатый ответ на вопрос о смысле существования человека и человечества вообще – жизнь человека, в сущности, бессмысленна. Многие люди живут, не задумываясь о смысле своего существования. Хорошо это или плохо Есть люди, которые ищут смысл жизни, проводят всю жизнь в поиске этого смысла. Некоторые даже находят такой смысл. Но все люди рано или поздно понимают, что впереди каждого человека не ждет ничего, только смерть. В таком случае есть ли смысл искать смысл жизни Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований. Камю пытается доказать, что жизнь абсурдна и не имеет смысла для этого он формулирует два постулата
    • соприкосновение со смертью. Этот постулат схож с мудрыми народными изречениями В саване карманов нет или Когда заканчивается игра, король и пешка падают в одну и туже коробку. Это означает, что когда человек знакомится со смертью, все, что имело ценность в этом мире богатство, социальное положение, карьера, увлечения, выгодные связи)

    143 становится ничтожными бессмысленным перед лицом смерти и вечного небытия
    • соприкосновение с окружающим миром, природой. Человек всего лишь маленькая пылинка в огромной Вселенной, его жизнь так коротка даже в сравнении с природой. Человек пытается подчинить себе природу, но он бессилен передней. Когда-нибудь человек умрет, и все человечество умрет, а природа, космос и вселенная останутся (Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенности, что этот мир мой. Таким образом, Камю приходит к выводу, что смыслом жизни человека является сама жизнь, это самое ценное что у насесть. Не будет жизни и не будет ничего. Смысл не следует искать во внешнем мире, надо найти его в себе, в собственном существовании. Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее. В настоящее время наблюдается тенденция смещения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни. Данная проблематика может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.
    5) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ Изучая современную западную философию, необходимо понять ее особенности. Для этого необходимо обосновать следующие постулаты А) отсутствие противостояния материализма и идеализма, рационализма и иррационализма Б) открытость, взаимообогащение и синтез разных философских школ В) многопредметность. В западной классической философии XVII – начала XIX вв.

    144 господствовала рациональная парадигма система принципов. Ее краеугольный камень – принцип разумности бытия, когда разум понимается достаточно абстрактно и широко. Рассмотрите основные направления рационализма. Проследите какие основные стадии развития прошла позитивистская школа. Проанализируйте основные проблемы философии позитивистских школ. Примерно с середины XIX в. западная философия начинает претерпевать значительные изменения. В е гг. XIX в. все определеннее сказывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. В противовес классической философии вводится понятие неклассической философии. Одной из форм неклассической философии, разделявшей антиклассические, граничившие с нигилизмом подходы к классической философии, была философия жизни. Крупнейшими представителями этого направления были немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Их труды стали основой широкого движения, которое в ХХ в. получило название философия существования, или экзистенциализм. А. Шопенгауэр – основатель иррационалистической философии жизни. Определите основные вехи биографии философа. Основные идеи А. Шопенгауэра определены следующими постулатами
    - С появлением человека в его сознании возникает мир как представление, появляются субъект и объект, множественность отдельных вещей и причинные отношения между ними. Мир – это воплощенная Мировая воля. Почему мир – это воля и представление
    - Мировидение Шопенгауэра окрашено в пессимистические тона. Он постоянно говорит о наполненности мира злом, бессмысленностью и несчастьем, об отсутствии человечности и забвении Бога. Мир человека – наихудший из возможных. Рассмотрите подробнее космический пессимизм
    Шопенгауэра. Последователем Шопенгауэра становится немецкий философ Ф. Ницше.

    145 Он интерпретирует философию жизни с этической стороны. Охарактеризуйте основные этапы жизни и творчества Ф. Ницше. Проследите основные идеи и проблемы философии Ф. Ницше по его произведениям
    - Учение Ф. Ницше о морали в произведении Поту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего, К генеалогии морали. Полемическое сочинение. В данных произведениях необходимо определить
    * Проблему морали и переоценку гуманистических убеждений (Суть естественной истории морали, парадокс морали, истоки понятий добра и зла, существует ли абсолютная истина.
    * Проблему личности философов настоящего и философов будущего.
    - Учение Заратустры в произведении Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. В указанном произведении рассмотрите понятие сверхчеловек.
    - Учение Ф. Ницше против религии ив частности, против христианства, проанализируйте, прочитав произведение Антихрист. Проклятие христианству. Исходя из прочитанного материала
    * Объясните выражение Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть.
    * Объясните, почему Ф. Ницше критикует христианство (Христианство
    – форма смертельной вражды к реальности.
    * Как трактуется Бог в философии Ницше (Бог умер Философия Шопенгауэра и Ницше явилась предшественницей экзистенциализма – философии существования. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определенные состояния человека. Рассмотрите основные проблемы экзистенциализма тревога, страх, вина, забота, заброшенность, свобода, страдание, отчуждение, надежда, отчаяние, озабоченность, ответственность, выбор, смерть, греховность и т.д. Экзистенциализм как философское течение весьма неоднороден.

    146 Различают экзистенциализм религиозный (Н. Бердяев, Л. Шестов, К. Ясперс) и атеистический (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер). На примере прочитанных произведений охарактеризуйте основные идеи представителей атеистического экзистенциализма
    * философские идеи в произведениях А. Камю: проблема свободы, абсурда, богоутрата, достоинство личности и др.
    * философские идеи в произведениях Ж.-П. Сартра: проблема выбора, бытие, ничто, пограничное состояние и др. Психоанализ – философское направление, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Ключевое понятие психоанализа бессознательное – особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием ив значительной степени контролирует сознание. Охарактеризуйте структуру психики по З. Фрейду:
    - структура психики Оно, Я, «Сверх-Я»;
    - исключительная роль либидо. Особая форма жизни бессознательного – сновидения. По Фрейду, сновидения – это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности. Рассмотрите подробнее техники психоанализа З. Фрейда: толкование сновидений, метод свободных ассоциаций и др. Психолог КГ. Юнг развил собственное представление о бессознательном.
    - По Юнгу, под индивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида – коллективное бессознательное. Дайте характеристику и обозначьте роль понятия коллективное бессознательное в психологии КГ. Юнга.
    - Составными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некотором смысле это идеи, универсальные образы,

    147 закодированные в структуре головного мозга. Рассмотрите основные архетипы, выдвинутые КГ. Юнгом: Он, Она, Персона, Тень, Самость.
    6) ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ А) Творческое задание Задание выполняется в форме небольшого сочинения (эссе) на указанные темы-высказывания: А. Шопенгауэр:
    - С мыслями бывает именно тоже, что и с людьми их нельзя призывать во всякое время, пожеланию, а следует ждать, чтобы они пришли сами.
    - Истина будет сто раз ценнее, если достигнешь ее путем собственного мышления.
    - Читать должно только тогда, когда иссякнет источник собственных мыслей, что довольно часто случается с самою лучшею головою.
    - Моя философия не дала мне никаких доходов, но она избавила меня от очень многих трат. Ф. Ницше:
    - Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти.
    - Человек – это канат, натянутый между животными сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страхи остановка. В человек важно то, что он моста не цель в человеке можно любить только то, что он переходи гибель.
    - Я, например, вовсе не пугало, не моральное чудовище, – я даже натура, противоположная той породе людей, которую до сих пор почитали как добродетельную. Между нами, как мне кажется, именно это составляет предмет моей гордости. Я ученик философа Диониса, я предпочел бы скорее быть сатиром, чем святым. Яне создаю новых идолов. Мое ремесло скорее
    – низвергать идолов – так называю я идеалы, в той мере, в какой выдумали

    148 мир идеальный, отняли у реальности ее ценность, ее смысл, ее истинность. Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью, само человечество, проникаясь этой ложью, извращалось вплоть до глубочайших своих инстинктов, до обоготворения ценностей, обратных тем, которые обеспечивали бы развитие, будущность, высшее право на будущее. М. Хайдеггер:
    - Стояние в просвете бытия я называю экзистенцией человека.
    Экзистенция может быть присуща только человеческому существу, те. только человеческому способу бытия ибо одному только человеку, насколько мы знаем, доступна судьба экзистенции. То, что есть человек, покоится в его экзистенции. Так понятия экзистенция, однако, не тождественна традиционному понятию existentia, означающему действительность в отличие от essentia как возможности. Экзистенция именует определяющее место человека в истории истины. Чтобы достичь измерения бытийной истины и осмыслить его, нам, нынешним, предстоит еще, прежде всего, выяснить, наконец, как бытие касается человека и как оно заявляет на него свои права. Подобный сущностный опыт мы будем иметь, когда до нас дойдет, что человек есть в той мере, в какой он экзистирует. Сказав это вначале на традиционном языке, мы получим экзистенция человека есть его субстанция.
    Ж.-П. Сартр:
    - Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создали все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. А. Камю:
    - Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема –

    149 проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Таковы условия игры прежде всего, нужно дать ответ. И если верно, как того хотел Ницше, что заслуживающий уважения философ должен служить примером, то понятна и значимость ответа – за ним последуют определенные действия. Эту очевидность чует сердце, нов нее необходимо вникнуть, чтобы сделать ясной для ума. Б) Подготовка доклада

    1. А. Шопенгауэр – теоретик вселенского пессимизма.
    2. Мораль и искусство А. Шопенгауэра как средства преодоления мучений жизни.
    3. Ф. Ницше о человеке как о моральном существе.
    4. Проблема сущности и существования в философии экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр).
    5. Основные направления европейской философии XX в. В) Вопросы для самопроверки

    1. В чем смысли каковы проблемы постклассического этапа развития философии
    2. Почему концепцию А.
    Шопенгауэра определяют как пессимистическую
    3. Указывает ли Шопенгауэр на выход из кругов жизни
    4. Почему С. Кьеркегора называют датским антигегелем?
    5. Кто из философов XIX в. разработал учение о жизненном прорыве у человека
    6. В чем смысл понятия Ф. Ницше сверхчеловек
    7. Можно ли считать сверхчеловека Ф. Ницше аморальным
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта