Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница30 из 51
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   51
Индонезией, соединив название «Индия» и греческое слово «несос» — «острова»; а народы, населяющие этот район, называть индонезийцами — «жителями островной Индии», так как в культуре основных народов присутствует влияние индийской культуры. Индонезию еще называют «страной тысячи островов» или «страной трех тысяч островов», хотя в действительности их более 13 тысяч. Индонезия — страна полиэтническая. Общее число народов не вполне определено, но, по некоторым данным, здесь проживают от 150 до 300 разных этносов.

Ко времени появления первых государств на территории Индонезии (первые века нашей эры) предки современных индонезийцев имели высокоразвитую земледельческую культуру. Было широко распространено применение ирригации; индонезийцы умели строить лодки с хорошими мореходными качествами, что способствовало общению с соседними развитыми странами. Первые индонезийские государства возникли на торговых путях древности — у Малаккского и Зондского проливов.

В условиях становления классового общества индонезийцы позаимствовали идеологию у индийских священнослужителей, мореплавателей, торговцев, которые посещали архипелаг. На островах распространялись такие индийские религии, как брахманизм, индуизм, буддизм, хотя основная масса населения сохраняла свои традиционные обычаи и верования. Официальным языком при княжеских дворах стал санскрит, распространилась индийская письменность. Местный фольклор и литература обогатились индийскими сюжетами. В целом индийское влияние способствовало подъему культуры Индонезии.

Очередная культурная волна связана с приходом ислама на рубеже XI—XII вв. вместе с купцами-мусульманами и мусульманскими миссионерами из Западной Индии и стран арабского Востока. К середине XVII в. мусульманство было принято в большинстве районов Индонезии. Ислам первоначально мало


314

затрагивал основы местной жизни, местные религии продолжали жить под покровом буддизма и индуизма.

В XIII в. началась интенсивная китайская иммиграция в Индонезию. Китайцы не оказывали какого-либо воздействия на духовную и социальную жизнь страны. Они селились замкнутыми общинами и были сосредоточены на торговле и ремесле. Здесь они стремительно преуспевали.

Индонезийцы спокойно впитывали достижения культуры других народов, но и сами внесли большой вклад в цивилизацию. Их предки были прекрасными мореплавателями, через моря и океаны они донесли до других континентов многие лекарственные культуры, мускатный орех, таро и другие.

  1. в. был временем расцвета архитектуры, литературы, театрального искусства. Памятники культуры в период существования государства Маджапахит на Яве, Суматре, Калимантане говорят о культурном подъеме Индонезии, который, однако, продолжался недолго. К концу XV в. Маджапахит пал под напором окрепших вассалов. Ислам постепенно вытеснил буддизм и индуизм и стал наиболее распространенной религией. Но в XVI в. началось проникновение европейских завоевателей, которое почти на 350 лет нарушило естественное развитие здешних государств.

Самобытная многоликая культура Индонезии на протяжении веков сохраняла традиции седой древности. Но благодаря встрече с носителями других культур традиции обогащались культурами китайцев, португальцев, арабов, англичан, персов. Новые культурные ценности были переработаны и включены в комплекс культур многих индонезийских народов. Этнографическая картина страны оправдывает девиз, избранный для ее герба: «Единство в многообразии».

Так, например, в духовной культуре народов Явы и Мадуры много общего. Они мусульмане, но сохраняют анимистические представления. Верят в духов-хранителей, в злых духов раксасов, джиннов и т.д. В богатейшем фольклоре традиционные местные сюжеты переплетаются с индийскими, иранскими, арабскими. С конца I тысячелетия начинается расцвет литературы на древнеяванском языке, позднее в него вместе с исламом пришли герои мусульманской литературы.


315

К XIV в. относится начало создания знаменитого яванского эпоса «Сказание о Сери Раме», завершенного к XVIII в. На Яве очень любят театральные зрелища, особенно кукольный театр, театр теней, который в прежние времена имел ритуальное значение.

«Жемчужиной из жемчужин» называют индонезийцы остров Бали, славящийся красотой природы и необыкновенно яркой национальной культурой своего двухмиллионного населения. Бали — единственный очаг индуизма в Индонезии. Однако фактически это местные верования и обряды, скрытые под индуисской оболочкой. Поклонение богам сосуществует с поклонением силам природы, почитание духов предков с верой в демонов. Боги здесь получили как бы новую жизнь, все атрибуты Вишну перешли к Шиве, в культ вкраплены буддийские элементы. Балийские храмы, их на острове около 20 тыс., это прежде всего места празднеств. При храмах имеются труппы профессиональных танцовщиц.

Большое место в жизни балийцев занимают многочисленные обряды, сопровождаемые жертвоприношениями. Церемонии совершаются не менее 200 раз в году. Жизнелюбие превращает даже похороны в пышное торжество, в красочный праздник вечной жизни. Умерших кремируют; согласно индуистскому учению о перевоплощении, душа освобождается от бренного тела и очищается в огне, а затем начинается новая жизнь.

Практически каждый балиец — музыкант, танцовщик, резчик по дереву, камню. Резная деревянная скульптура балийцев — гордость многих музеев мира, как и колористическая яркая живопись. Высокого уровня достигли художественная обработка металла, техника окраски тканей.

Основные памятники индонезийской древности сохранились главным образом на Яве. Это многочисленные индуистские и буддийские храмы. Самый знаменитый из них — Бо- робудур — храм Будды VIII — начала IX в., имеющий вид ступенчатой пирамиды, квадратной в плане. Высота его около 32 м. Храм украшают 1 560 многофигурных барельефов, 1 212 декоративных панелей, бесчисленные маски, пилястры


316

и другой декор, а также более 500 каменных изваяний Будды. По прямоугольным нижним галереям тянутся нескончаемые рельефы, отображающие жизнь и деяния Будды. Рельефы отличаются строгой композицией. В них много бытовых сцен жизни на Яве в ранний период Средневековья.

Другим знаменитым архитектурно-храмовым комплексом на Яве является индуистский Прамбанан, в центре его главный храм, посвященный Шиве. Это самая высокая постройка периода Средневековья в Индонезии — 48 м. Рельефы и скульптура Прамбанана — это главным образом сцены из эпоса «Рамаяна». Композиции здесь динамичны, концентрация энергии должна коснуться каждого увидевшего храм.

В прошлые столетия Индонезия переживала различные культурные влияния из восточных стран, европейской культуры, но после достижения независимости, особенно после 1965 г., она подверглась энергичному наступлению американской и японской культуры. Модернистские тенденции затрагивают прежде всего сферу материальной культуры. Современные архитектурные сооружения Индонезии построены по проектам японских, европейских и американских архитекторов. Наряду с полезными техническими новшествами приходят элементы массовой культуры.

Крупное островное государство Юго-Восточной Азии — Филиппины занимает выгодное географическое положение в западной части Тихого океана. Их называют мостом из Восточной Азии в Южную. Через Филиппины проходят морские пути из Японии и Китая в Индию, Индонезию и другие страны Юго-Восточной Азии. Архипелаг пересекают важнейшие международные авиалинии и трансокеанские телеграфные кабели, связывающие западное и восточное полушария. Это выгодное расположение архипелага превращало его в яблоко раздора между колониальными державами. В связи с этим Филиппины раньше других азиатских стран подверглись европейской колониальной экспансии. В течение почти четырех веков страна была колонией сначала испанской монархии (XVI-XIX вв.), а затем — США.

Название «Филиппины» появилось на европейских географических картах в середине XVI в. Острова были так названы


317

главой испанской экспедиции Вильялобосом в честь испанского престолонаследника, впоследствии короля Филиппа II. В древних китайских хрониках острова упоминались как «Гора золота». В Средние века их обозначали Западными или Восточными островами. Филиппины — многонациональная страна, народы которой говорят почти на ста языках и диалектах. Это единственная католическая страна в Азии. Европейцы появились здесь в начале XVI в. В 1521 г. на островах высадилась экспедиция Магеллана, которая встретила сопротивление аборигенов, и Магеллан погиб в сражении с жителями острова Мактан. А мактанский вождь Лапулапу, возглавивший сопротивление против испанцев, до сих пор не забыт на Филиппинах как первый герой борьбы за независимость.

В районах, населенных христианами, проходят религиозные праздники — фиесты — в честь многочисленных католических святых. Каждый город, деревня имеют своих святых покровителей. Фиесты сопровождаются пышными религиозными процессиями, церемониями, представлениями на библейские сюжеты. Однако все эти шествия утратили религиозный характер и превратились в народные многолюдные празднества.

Очень своеобразны народы мусульманского юга. В прошлом — отважные мореходы и пираты. Они живут замкнутыми общинами, в которых сохраняется власть религиозно-феодальной верхушки. Ислам прочно вошел в жизнь самого крупного народа — моро. Но они оберегают традиции своей культуры, сохранившей домусульманскую основу, впитавшую элементы индонезийского и арабского происхождения. Тем не менее среди мусульманской молодежи в городах усилилась тяга к образованию, к современной культуре и образу жизни. Помимо морского промысла моро занимаются традиционными художественными ремеслами — резьбой по дереву, обработкой металлов, ткачеством. Металл широко применяется в оружейном и ювелирном производстве.

Горные народы обитают в глухих деревнях, где жизнь осталась почти такой же, как много веков назад. Большинство из них сохраняет верность старым традиционным культурам, несмотря на усердия миссионеров (начиная с испанцев)


318

обратить их в христианство. Важное место занимает в религиозных верованиях поклонение богу Солнца, Неба. Горцы также верят в добрых и злых духов, обожествляют животных. В недавнем прошлом горные народы славились своей агрессивностью. Многие были известны как охотники за головами. Теперь этот обычай изжит, ушла в прошлое и кровная месть, прекратились кровавые межплеменные конфликты. Самобытная музыка и танцы не затронуты европейским влиянием. Религиозные церемонии сопровождаются ритуальными танцами. Особой выразительностью отличаются танцы-пантомимы (военные и свадебные).

Интересная находка в провинции Котабато была сделана в 1971 г. Ученые обнаружили неизвестную ранее этнографическую группу народа тасадаев, родственную горным народам австронезийского происхождения. В течение многих веков тасадаи жили в полной изоляции от внешнего мира. Они не знакомы с металлами, не знают земледелия, скотоводства, живут охотой и собирательством.

Своеобразие современной филиппинской культуры обусловлено особенностями исторического развития. Влияние западной цивилизации на Филиппинах значительно серьезнее, чем в других странах Юго-Восточной Азии. Но это не привело к исчезновению самобытности. Европейские элементы культуры частично разрушали, частично видоизменяли существующие традиции и сами в свою очередь подвергались значительной трансформации.

В XVII в. голландский мореплаватель В. Янсзон открыл Австралию (западное побережье полуострова Кейп-Йорк), а затем голландцы исследовали северное, южное и западное побережья континента, которые они назвали Новой Голландией. В 1770 г. английский мореплаватель Джеймс Кук открыл восточный берег и объявил новые земли английским владением под названием Новый Южный Уэльс. На этот период континент был населен аборигенами. Причем наиболее густо были обжиты самые благоприятные территории: берега морей, долины и устья рек, восточная и юго-восточная части.

Англия, потеряв 13 колоний в ходе войны за независимость в Северной Америке, стремилась компенсировать эту


319

потерю захватом новых территорий. Колонии в Северной Америке свыше столетия являлись также местом ссылки преступников. Во избежание бед от все увеличивавшегося числа преступников английский парламент принял закон о создании на новом континенте каторжного поселения. Первые каторжники (850 человек) высадились в январе 1788 г. на восточном побережье в сопровождении 200 солдат и офицеров. Было основано первое каторжное поселение Сидней, где установили жесткий каторжный режим. За небольшие провинности полагалось наказание плетьми, за более серьезные — казнь через повешение. Группа «свободных» поселенцев прибыла в 1793 г. Но колонизация континента осуществлялась прежде всего путем создания новых каторжных поселений. В 1868 г. здесь насчитывалось около 155 тыс. человек разного рода преступников (участники восстаний в Ирландии, чартисты, крестьяне и т.д.).

Английская колонизация Австралии сопровождалась безжалостным истреблением коренного населения. На аборигенов устраивались настоящие охоты, им подбрасывалась отравленная пища. Та часть аборигенов, которая осталась в живых, была оттеснена во внутренние бесплодные районы. На протяжении многих десятилетий коренных жителей Австралии лишали элементарных гражданских прав. Они не учитывались в переписях населения, им не разрешалось передвижение по стране и т.д.

Британские переселенцы селились на наиболее благоприятных в природном отношении восточном и юго-восточном побережьях континента, а также в Тасмании, затем были заселены южные и западные районы. Таким образом, англоавстралийская нация сформировалась из потомков — выходцев с Британских островов — и по своей культуре напоминает этносы Великобритании и Ирландии, но имеет специфические черты, что связано со значительным периодом самостоятельного исторического развития, а также с особенностями географической среды, в которую попали переселенцы. Что касается культурных нововведений, то большая часть их имеет британское, общеевропейское и все чаще американское


320

происхождение. Это современная американская и западноевропейская музыка, некоторые жизненные ориентации.

В Австралии практически нет памятников старины, часть сохранившихся зданий, которые возводились в XVIII в., — в основном церкви. Некоторые города были вначале центрами колоний, а затем стали столицами штатов.

Народное творчество не имеет глубоких исторических корней, хотя в XIX в. появились местные баллады. Песенный фольклор англоавстралийцев создан на основе шотландских, ирландских и английских мелодий. Англоязычная литература возникла в начале XIX в., следуя традициям английской литературы. Первые произведения художников-профессионалов появились в 30-х гг. XIX в. Это были последователи школы английского романтического пейзажа. В конце XIX в. сформировалась национальная школа бытового жанра и пейзажа, находившаяся под влиянием французского импрессионизма, которая впоследствии стала сугубо австралийским направлением искусства. Определенное влияние оказали на австралийскую живопись модернистские направления — абстракционизм, сюрреализм, кубизм. Значительный вклад в развитие изобразительного искусства современной Австралии внесли и немногочисленные художники-аборигены.

Большинство населения Австралии исповедует христианство. Значительная часть протестанты, меньшая — католики. Имеется сравнительно небольшое число православных. Большая часть аборигенов подверглась христианизации, насаждавшейся европейскими миссионерами, но принадлежность к новой религии у коренных жителей носит формальный характер. Христианскую религию исповедуют оседлые аборигены, которые живут на окраинах городов или в созданных миссионерами поселениях. Аборигены же, обитающие во внутренних частях страны, сохранили старинные традиционные верования.

К началу колонизации Австралии здесь насчитывалось около 700 племен, говоривших на разных языках и диалектах. Каждое племя состояло из нескольких групп (общин), насчитывающих до 50 человек. В недавнем прошлом значительное место в жизни аборигенов занимали различные религи


321

озные обряды. Вся мифология аборигенов состоит из сказаний о героях, о создании ими Вселенной, благ жизни, людей, а обряды, связанные с этим, символизируют вечное возвращение прошлого и его обновление. Обряды — настоящие первобытные мистерии. Без них исчезнут люди, не возродятся к новой жизни животные и растения. Каждое человеческое существо мистически связано с каменным или деревянным предметом — чурингой, на которой изображены тоте- мические символы. Важное значение имеют инициации — сложный длительный обряд посвящения подростков в сакральную жизнь племени и рода.

Коренные жители Австралии — собиратели, рыболовы, охотники, не знавшие прочной оседлости, не имевшие постоянных жилищ. Убежищем им служил простой ветровой заслон из ветвей. В земле делались углубления, в которых люди спали, между укрытиями горели костры. Некоторые группы аборигенов восточной Австралии обитали в пещерах. До прихода европейцев коренные австралийцы практически не знали одежды. Земледелие сюда не проникло, материальная культура бедна, но за этим стоит выработанное веками приспособление общества охотников и собирателей к условиям среды и образу их жизни. Какие-то вещи мешали бы им в условиях кочевого быта. У них один предмет служил многим целям. Универсальным орудием охотника являлась копьеме- талка с вмонтированным каменным орудием, которым можно было работать как теслом. Во время обрядов в нее собирают кровь, используют как ударный музыкальный инструмент. На поверхности копьеметалки вырезана своего рода тотеми- ческая карта местности.

Расшифровать карту могут только мужчины, так как только они принимают участие в тотемических обрядах, в которых копьеметалка используется. Необходимая принадлежность аборигена — бумеранг, но есть и такие племена, где не знают бумеранга. Между племенами существует обмен, что служит распространению материальных благ, а также и духовных ценностей, например мифов, обычаев, песен, технических навыков.



322

С общественной жизнью связаны все виды и формы аборигенного искусства: музыка, устное творчество, драматизированный обряд, изобразительное искусство в виде рисунков и гравюр на различных изделиях, кусках эвкалиптовой коры, скалах, стенах пещер. Многие из них являются очень древними. Среди аборигенов имеется много талантливых людей. Из их среды вышел выдающийся художник
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   51


написать администратору сайта