Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Марка Порция Катона (234-149 до н.э.) в трактате «Земледелие» впервые по отношению к возделыванию почвы применено слово cultura, обозначавшее процесс воздействия человека на природу с целью ее преобразования. Но и человек может стать объектом воздействия, преобразования. Так, римский философ, оратор и политический деятель Цицерон (106—43 до н.э.) термин «культура» в произведении «Тускуланские диспуты» (около 45 г. до н.э.) впервые рассмотрел в применении к духовности, подразумевая воздействие философии на ум с целью его воспитания и развития. Но у Цицерона можно обнаружить и другой смысл этого понятия: это не только образование ума, но и его почитание, уважение и поклонение ему, что, однако, не исключает из сферы поклонения и природу. Понятие «культура» по происхождению и значению близко к понятию «культ» (cultus). Говоря о культе, необходимо отметить, что самый древний, культовый тип культуры определяет бытие людей на протяжении всей их истории. Древнейшая культура остается частью современной, прошлое влияет на формы дальнейшей жизни через память, традиции, обря 13 ды, системы духовных ценностей. Древние люди осознавали это через культ предков, считая, что существует зависимость настоящего от прошлого. Эти элементы культуры называются историческая память, ответственность поколений. В современной культуре признаки первобытного сознания могут проявляться в атавистических элементах, носящих уже «генетическую» природу, поскольку современный человек даже не задумывается по поводу своего отношения, например, к черной кошке, цифре «13» и т.д. Следует отметить, что греки понятия «культура» не знали и применяли несколько других терминов. Важнейший из них — «пайдея» (pais — ребенок), обозначавший в узком смысле обучение, воспитание, а в широком — просвещение, образование, культуру. Второе понятие, рожденное греками, это «цивилизация» как производное от civic — гражданин полиса; человек, достигший уровня жизненной зрелости, активный участник политических процессов. Культурный человек греческой античности (civic) и является как раз продуктом процесса обучения и воспитания (пай- деи). Эллин — воспитанный, образованный человек, поклоняющийся величественным богам. Он гражданин полиса, ему присущи чувство гордости за свое государство и состояние свободы. Душа и тело его в полной гармонии. Он принимает на себя все неприятности судьбы и противостоит им. Платон и Аристотель были идеалом образованности, к которому необходимо было стремиться. Академия Платона и лицей Аристотеля были храмами научных знаний о мире. Забота о развитии наук и искусств была характерна больше для Греции, чем для Рима. Не случайно поэтому в Римской империи понятия «образованность», «ученость» связывались с Грецией, греками. Да и самих учителей, особенно рабов без имен и фамилий, часто называли просто греками. Несмотря на отсутствие в эпоху античности родового понятия «культура», некоторые его разновидности уже вплотную подошли к современному пониманию существа этого феномена. 14 Римские мыслители фиксируют ряд культур: ■ agricultura — культура земледелия;
В III—V вв. н.э. в поздней Римской империи понятие «культура» стало близким по смыслу слову «цивитас» (civitas) — общество граждан; государство, живущее по справедливым законам. Однако идея Цицерона «о возделывании души» как особом образе жизни римского гражданина, которого отличают отсутствие пороков, служение республике, личное достоинство, постепенно стала почти нарицательной. О понятии «культура» в античном, римском, смысле не вспоминали в эпоху Средневековья. Тогда господствовали другие понятия и ценности, внедрявшиеся и контролировавшиеся церковью. И только в эпоху Возрождения понятие «культура» вновь появляется и начинает связываться с личным совершенствованием человека. Как философское понятие термин «культура» вошло в эпоху Просвещения параллельно с термином «цивилизация». Цивилизованность определялась умением построить свою жизнь на разумных началах, что проявлялось в достижениях европейцев в области наук, искусств, ремесел и отличало их от других народов. В позднем Просвещении немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель стали рассматривать культуру, с одной стороны, как духовную эволюцию, прогресс общества, а с другой — как качественную характеристику личности через образование и воспитание. Подобный подход к этому понятию является основным и сегодня, но не единственным. Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в 1963 г. в совместной работе представили обзор определений и концепций культуры из имевшихся в мировой науке. Приведем некоторые из них и первым дадим слово знаменитому историку и этнографу англичанину Э. Тайлору. «Культура, или цивилизация, в широком этнографиче-ском смысле слагается в своем целом из знания, верования, искусства, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». 15 А вот и другие определения:
16 к разложению своих религиозных и духовных основ, к низвержению своей символики. И культура античная, и культура западноевропейская переходит через процесс «просвещения», которое порывает с религиозными истинами культуры и разлагает символику культуры. В этом обнаруживается роковая диалектика культуры» (Н.А. Бердяев).
Данные определения являются авторскими. Но сегодня можно попытаться представить это понятие и обобщенно, комплексно. Например так, как это сделано в энциклопедических словарях. В Большом толковом словаре русского языка (1998 г.) культура понимается как «совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни». Более конкретен Большой энциклопедический словарь (1999 г.): «Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Сегодня в науке насчитывается, по разным данным, от 400 до 500 определений культуры. Они дают характеристику многим аспектам этого понятия. Это: совокупный результат деятельности человека; правила, организующие поведение людей; традиции и верования, символы. Наконец, это образ жизни, система ценностей (песни, танцы, язык, обычаи), комплекс знаний, мораль, законы, духовные представления. Таким образом, анализ понимания и практика применения понятия «культура» бесконечны во времени и пространстве. При помощи культуры человек осваивает свою среду, культура становится инструментом для приспособления к приро 17 де. Выживание человека не гарантировано самой природой; поэтому он вынужден осмысливать, анализировать среду, приспосабливая ее к удовлетворению своих потребностей. Такое осмысленное поведение человека и стало источником культуры. Предметы культурной среды складываются из объективной реальности природы. Они же — смысловые реальности, обусловленные человеческой активностью. Они же — культурные объекты. Таким образом, культура — продукт именно человеческого творчества. Человек посредством культуры открывает мир и самого себя, реализуя свой потенциал. Однако в наше время человек находится в сложных отношениях с природой. Поэтому актуальной становится проблема экологической составляющей в развитии культуры, как и возможность, умение «договориться» с природным миром, разумное осмысление природного и культурного. В процессе своей жизнедеятельности общество накапливает социальный опыт сосуществования. Культура служит механизмом передачи социального опыта от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Она является как бы механизмом трансляции опыта, социальной памятью человечества. Передача культурного опыта от поколения к поколению осуществляется при помощи специальных функций. Главная функция культуры — гуманистическая, ее еще называют человеко-творческой. В основе этой функции лежат мера развития человека, его совершенствование, гуманизация общества — все то, что создает понятие прогресса человечества и человека. Важную роль играет познавательная функция культуры, заключающаяся в опыте, житейской мудрости. Культура способна накапливать знания, социальный опыт поколений для дальнейшего освоения, использования этих культурных ценностей прошлого. Социальный опыт переживает (проходит) селекцию, при этом лучшие образцы культурных ценностей остаются в памяти людей, с их помощью создаются эталонные ориентиры. Они становятся социальной информацией, носителем ее является общественная культура, а благодаря последней и происходит 18 историческое накопление и умножение информации. Ее необходимый компонент — социальная память, которая хранит духовные достижения общества, отражающие опыт предков. Не вызывает сомнения тот факт, что зрелость культуры определяется мерой культурных ценностей прошлого времени, находящихся в ней. Следующая, семиотическая функция представляет собой определенную знаковую систему, которая является своеобразным носителем человеческой деятельности, и только человек осознанно создает свои знаки. Одной из знаковых систем был, например, язык жестов. В процессе развития человек создал огромное количество знаков — поведения, научных, художественных и других. У разных народов одни и те же знаки могут иметь разное значение, но существуют и понятные всем культурам знаки (в науке, искусстве и т.д.). Знаковые системы, знаки являются признаками времени в той или иной культуре. Важно, чтобы накопленная обществом информация не исчезла и была востребована следующими поколениями. Нормативная функция культуры — это регулирование различных сторон общественной и личной деятельности людей на основе традиций, морали и права. Культура располагает множеством норм и правил поведения, религиозного сознания, которые регламентируют поведение человека. Это в равной мере касается политики, экономики, науки, обыденных форм существования людей. Исторически сложились этнические, политические, корпоративные, кровнородственные, территориальные, сословные и другие формы социальной организации, которые регулируют жизнь людей в целом и культуру — в частности. Ценностная функция культуры отражает качественное ее состояние. Она формирует в обществе определенные потребности и ориентации. Ценностью могут обладать как духовные явления (знания, идеи, представления), так и материальные вещи и процессы. Материальные (жилище, одежда, предметы быта и т.д.) и духовные блага (научные, религиозные, философские идеи, добро, красота, вера и т.д.) формируются в уме человека и становятся ценностными представлениями. Эталоном ценно 19 сти является идеал. Но идеал — это скорее что-то иллюзорное, изобретенное воображением человека (идеальная справедливость, идеалы свободы). У каждого человека может быть свой придуманный идеал, который для другого не имеет никакой ценности. Из всех ценностей культуры каждый выбирает те, которые соответствуют его воспитанию, образованию, склонностям. Ничто не мешает свой идеал сделать целью жизнедеятельности и стремиться к ней. Другое дело — социальный, общественный идеал, который формируется из интересов миллионов людей. Общественное сознание представляет эти интересы и выражает в понятиях. Идеал должен выражать интересы большинства в обществе, иначе неизбежен крах, влекущий за собой деформацию общественного сознания. Важно отличать идеал от идеологических штампов, затмевающих реальную истину иллюзорными представлениями. Очень близка предыдущей функция социализации культуры. Процесс социализации способствует превращению человека в полноценного члена общества, личность. Основополагающие установки личности закладываются в семье. Человек в любом обществе оказывается в определенном культурном контексте, откуда он и впитывает представления о правилах поведения, определяет форму деятельности и отдыха.. Важнейшими инструментами социализации являются: идеология, законодательство, искусство, обычаи, обряды, религия и т.д. Все это воспитывает у индивида общечеловеческие правила поведения, передает ему общие ценности социального опыта. Специализированная культура (профессиональные знания, умения) — также социальный опыт, который передается посредством профессионального образования. Функции культуры многообразны; они имеют специфическое значение для общества и человека, позволяют развиваться личности, влияют на различные сферы жизни, духовное творчество, развитие науки, на воспитательные процессы. Целостность культуры в повседневной жизни проявляется в тесном единстве в ней материального и духовного начал. Поэтому культуру часто делят на материальную и духовную. 20 Материальная культура обусловлена свойствами природных объектов, которые используются человеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов, продуктов, средств существования. Материальная культура — это также средства материального производства, энергетические и сырьевые ресурсы, технологии материального производства. Сюда же относятся орудия труда — от простейших форм до новейших машинных комплексов, а также производственные отношения. В материальную культуру входят средства коммуникации, транспорт, здания и сооружения, дороги, парки и т.д. Культура производства как элемент материальной культуры определяет качество жизни. В процессе человеческой деятельности создавались различные орудия труда, именно они стали условием дальнейшего развития человека. Производственная деятельность на протяжении всего существования человечества составляла основу культуры мира. Совершенствование техники и технологий двигало общество на новую ступень развития. Но развитие техники, оснащенность производства не являются условием столь же высокого развития духовной культуры. Специализация повышает производительность труда, но она враждебна личности человека. Культура общества на базе высокоразвитого производства, высоких технологий заставляет человека духовно и физически расплачиваться за прогресс. Люди, занятые в таком производстве, обезличиваются, несут духовные, нравственные потери, превращаются в придатки машин. Чтобы не было подобных противоречий, необходима гармонизация взаимодействия человека и техники. Совершенствование технологий должно сопровождаться повышением уровня профессиональной подготовки людей. На соответствующем уровне должна быть и управленческая культура, которая включает в себя как производственную этику, нравственность, мораль, так и политическую и правовую культуру. Не последнее место здесь занимает и профессиональная культура, составляющими элементами которой являются общая культура человека и его специальная подготовка. 21 |