Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница3 из 51
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
Духовная культура — это сложная и разнообразная палитра, включающая мир идей, обычаи, нормы и образцы поведения, религиозные и политические идеалы, нравственные и эстетические ценности, научные знания и т.д.

Самыми значимыми видами духовной культуры признаны интеллектуальная (наука, религия, художественная культура) и нравственная. К духовной культуре относятся также язык, культура речи, правовые отношения, формы приобщения людей к достижениям искусства, литературы. Это музеи, театры, библиотеки, печать — все, что направлено на духовное развитие человека и общества.

Одно из самых древних явлений духовной культуры — обычаи. Они включают в себя традиции, которые поддерживаются через обряды и ритуальные действия.

Обычаи — это образцы поведения, которые остаются в общественной памяти и передаются как формы поведения в быту, воспитании, труде, общении и т.д. Как регулятивный механизм, обычай создает устойчивость, предсказуемость культурного поведения, так как жизнь человека в обществе требует упорядоченных отношений.

Более сложный элемент духовной культуры — это ценности, составляющими которых могут быть долг, идеал, потребность, здоровая жизнь, гарантия гражданского равенства, социальное благополучие, благосостояние, комфортная работа, идеологические ценности, эстетические, семейные и т.д. Для того чтобы обогащаться, культура должна уметь синтезировать духовные ценности, а также уметь распределять их по различным направлениям и просчитывать социальные последствия. Она должна иметь пантеон ценностей, чтобы определять потенциал будущего. Человек же должен уметь интерпретировать ценности для собственного развития.

Главная функция духовной культуры — сохранять и воспроизводить духовный опыт, передавать его из поколения в поколение и обогащать. Культура как сложное духовное образование постепенно гармонизирует ценности, апробирует их в деятельности общества, устанавливая нормативную сущность, режим регламентированного поведения человека, формирует эталоны, идеалы, которые выполняют роль стимулов.


22

Некоторые духовные системы ценностей включены в контекст культуры, но, взаимодействуя, все-таки существуют относительно самостоятельно. К ним относятся мифология, религия, искусство, наука.

Ученые считают, что культура прошла путь от мифа, вымысла к знанию и закону. В современном обществе миф интерпретирует ценности современной культуры, является механизмом реализации того или иного архетипа в массовой культуре; он позволяет гиперболизовать тот или иной аспект ценности, персонифицировать явления окружающего мира, что иногда приобретает характер рецидива.

Все ценности религии заключаются в вере в Бога, в чудо, в сверхъестественное. Религия способна существенно изменить культуру и значительно влиять на нее, потому что она оперирует коллективными представлениями, действуя на единоверцев через мотивы консолидации. Религия придает святость ценностям, упорядочивает их — от земных до божественных. Однако, сдерживая светские ценности, она порождает консервацию ценностей и традиций, регламентируя поведение человека в границах греха и справедливости.

Но в современном обществе культура, развиваясь в духе времени, постепенно освободилась от влияния религии. С научной точки зрения, религия принимается как форма сознания, признающая существование естественного и сверхъестественного, земного и потустороннего миров. Религия как вид культуры — особый тип мировоззрения и особый вид человеческой деятельности, оказывающие на мир существенное воздействие.

О взаимодействии религии и искусства свидетельствуют древние мифы, которые утверждают, что возникновению искусства в человеческом сообществе покровительствовали боги. Но современная наука более склонна считать, что искусство — это особый мир, особый вид духовной деятельности человека. Окружающий мир является источником самого искусства, в чем и заключается его многоплановость.

Искусство устанавливает связь времен, утверждает нравственные и эстетические начала, предполагает общение между народами, эпохами, континентами. Оно формирует эсте


23

тический вкус, развивает способность к ассоциативному мышлению, интерпретирует явления окружающего мира. Однако, как считают ученые, роль искусства в развитии культуры неоднозначна. Оно может воспитывать человека как в духе возвышенного, так и порождать иррациональные мотивы в выборе его поведения, приобщать к миру иллюзий, а не реальной действительности.

Появление науки (в современном понимании) датируется VI в. до н.э., когда Греция достигла такого уровня развития, при котором умственный и физический труд стал предметом деятельности разных социальных слоев общества, когда только мифологическое мировоззрение уже не могло обеспечивать познавательную активность человека. Предметом изучения науки были окружающий мир, его устройство, происходившие процессы, которые она систематизировала, описывала, выражала в логической форме и обобщала.

Значение науки взрастало быстрыми темпами; она становилась способом производства все более объективных знаний. Высшая ценность науки — истина. Обобщая другие формы истины, наука синтезирует возможности духовного развития человека и общества. Она формирует содержание образования, систему социальных ориентиров. Однако, усовершенствуя средства жизнедеятельности, наука порождает прагматизм как образ жизни. Постоянное стремление к техногенному прогрессу все сильнее довлеет над другими установками в жизнедеятельности общества. Тем не менее наука занимает важнейшее место в структуре современной культуры. Она стала фундаментальным фактором выживания человечества, ее творческий потенциал неограничен. Поэтому наука все более преобразовывает культуру, вытесняя ценности субъективности, личностные компоненты культуры, но обогащает сознание человека технократическими смыслами.

Развиваясь, наука выработала различные методы познания. Это: наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д. Она развивает и углубляет логическое мышление, оказывает влияние на систему нравственности общества, на искусство и религию, которой приходится считаться с научными


24

представлениями времени. Хотя в прошлом религия (церковь) всемерно старалась остановить развитие науки.

Материальная и духовная сферы культуры, взаимодействуя, создают единую культуру в конкретную эпоху. Духовная культура в отличие от материальной не несет утилитарного назначения и направлена на формирование у человека этических и эстетических ценностей, интеллектуальных потребностей, различных форм культурной деятельности. Важнейшим видом культуры является художественная культура — это мастерство создавать, творить произведения, отражающие мировоззрение художника, временные, социальные характеристики и многое другое.

Экономическая культура включает знание общих законов экономического развития общества, участие в производственных структурах, в процессах распределения и обмена. Это сфера культуры, специализирующаяся на воспроизводстве условий материальной жизни. Структурными элементами ее являются формы собственности на средства производства, определенный тип хозяйственного механизма (рыночный, плановый), отраслевая структура (аграрная, индустриальная), технологии производства, уровень развития производительных сил и др.

Правовая культура в каждом обществе регулирует с помощью норм отношения между отдельным человеком, социальными группами и сообществом. Правовые нормы возникали постепенно.

Самые первые из известных человечеству правовых норм в виде законов были введены вавилонским царем Хаммурапи в XVIII в. до н.э. В более поздние времена законы стали выражать волю государства. Правовая культура включает в себя организацию судебной системы, которая должна нести ответственность за степень ее гуманности.

Политическая культура — это оптимальные действия в области политической и государственной деятельности, в сфере борьбы политических сил за власть. Это умение определять цели развития общества и участвовать в их осуществлении.

Политическая культура характеризуется формами отношений между классами, партиями, нациями, социальными груп


25

пами, общественными организациями и самим государством. В политологии сегодня насчитывается множество определений политической культуры. Обобщенно политическая культура — это совокупность феноменов сознания, политического поведения, формирования и функционирования государства и политических институтов. Это многоуровневое явление, в котором главным являются базовые убеждения, установки, ориентации, обращенные на политическую систему.

Ориентации субъекта политического процесса легли в основу типологии политической культуры (ориентация по отношению правительственных структур, других политических систем, собственной политической деятельности).

В современной политической жизни важное место занимает гражданская культура, в которой превалирует согласие относительно легитимности политических институтов, направления общественной политики. В этой культуре особую роль играют терпимость в отношении разных интересов, взаимная вера граждан в гражданские институты и правовое государство, политическая компетентность.

Экологическая культура рассматривает взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, формы влияния производственной деятельности на состояние природы и человека, его генофонд и развитие. В связи с усложнением взаимодействия человека и природы ученые разных стран определили новую геологическую эру — антропогенную и сформулировали прогнозы будущего человечества, в которых выражены новые взгляды на проблемы культуры отношений человека и природы. В конце XX в. остро встал вопрос о будущности человечества, и экологическая культура озабочена тем, как организована производственная деятельность, как добиться устойчивого развития экономики и использования новых технологий.

Крупные социальные потрясения, разрушение регламентации и иерархии ценностей, ослабление семейных отношений, эмансипация этнических меньшинств, изменившийся способ производства, открытая деятельность неформальных движений и общественных организаций способствовали появлению маргинальной культуры. Многообразность этой


26

культуры трансформирует традиционные ценности, формирует смешанные формы культуры. В XX в. благодаря массовым социальным движениям маргинальная культура стала привычной.

К маргиналам относятся социальные образования, которые не вписываются в контекст социальной структуры стабильного общества. Они не легализированы культурой, но они способны к быстрой адаптации в стрессовых обстоятельствах, связанных с культурой. Маргиналы очень быстро меняют свой бывший статус. В российской действительности это безработные, беженцы, переселенцы, а также оппозиционные к действующей культуре группы, стремящиеся утвердить свою субкультуру и свои приоритеты и ценности.

Традиционная культура представляет собой комплекс элементов социального и культурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в обществе в течение длительного времени. Это объекты социального наследия, составляющие материальные и духовные ценности былых эпох.

Традиционная культура — это определенные нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Она распространяется на широкую область социальных явлений и является условием жизнедеятельности общества. Традиция присуща политике, праву, экономике, максимально присутствует в религии, определенное место занимает в науке и искусстве. Каждое поколение, воспринимая традиции, определяет для себя те или иные из них, выбирая тем самым свое будущее и часть прошлого. Жизнеспособность традиционной культуры зависит от дальнейшего развития ее последующими поколениями в новых исторических условиях. Традиции и обычаи сохраняют в обществе состояние равновесия и устойчивости.

Массовая культура — это прежде всего нивелировка сознания и утрата личностной культуры. Это поклонение кумирам, интерес к мистике, НЛО, «пришельцам» и т.д. При этом потребности имеют вторичный характер, проявляется огромный интерес к резервам человеческой психики, тайнам религиозных учений, культуре культов. Все это массово производится для большого количества людей, тиражируется и рас


27

пространяется. При этом не учитывается уровень культурных эталонов, так как продукт рассчитан на неразвитый или усредненный вкус. Ценностные ориентации стираются примитивными суррогатами. По существу происходит «выпадение» человека из культуры. Самое страшное, что такому образу жизни способствует само государство, поощряя ниспровержение высокой духовной культуры. Такая система снижает уровень запросов, потребностей, претензий, исчезает настоящее творчество в культуре, оно заменяется сенсационностью, остротой ощущений, видимостью творчества.

Истоки массовой культуры проявили себя на рубеже XIX— XX вв., но затронули все сферы жизнедеятельности человечества уже в XX в. Они были заложены коммерциализацией всех общественных отношений, возникновением массового производства и массового потребления. Заданная коммерческая установка, конвейерное производство — все было рассчитано на массовое потребление, массовую аудиторию стадионов и телевизионных киноэкранов.

Французский философ и социолог Э. Морена в своей книге «Дух времени» считает, что массовая культура сформировала новый общественный слой — «средний класс», который стал стержнем жизни индустриального общества, он же и сделал популярной масс-культуру. Ее целью является стимулирование потребительского сознания, манипулирование психикой и эксплуатация эмоций, чувства одиночества, враждебности, страха и т.д.

Массовая культура ориентируется на стереотипы, идолопоклонство. Она выполняет особые социальные функции — приобщение человека к миру иллюзий и грез, что отвлекает от социальной активности. В виде детектива, мюзикла, вестерна, мелодрамы создаются примитивные «версии жизни», которые рождают иллюзии типичности экранного и реального.

Фундаментом современной массовой культуры называют философию 3. Фрейда, особенно его теорию бессознательного, неосознанной ненависти индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. На развитие масс-культуры значительно повлияли идеи прагматизма, к примеру, такого американского философа, как Дж. Дьюи. В своей теории он


28

отверг материальный мир и погрузился в субъективные эмоции, считая истиной то, что приносит практическую пользу, дает удовлетворение и приводит к успеху.

В культурологии часто используется и понятие субкультуры. Социальной базой формирования субкультуры являются религиозные, этнические, возрастные группы, профессиональные образования, неформальные объединения. Они становятся носителями своей системы ценностей и стремятся создать автономное культурное существование со своими идеалами, нормами, обычаями и даже собственным языком и манерами. Все это есть порождение развития господствующей культуры.

Субкультура — это способ адаптации, защита своих ценностей от основной культуры. Это форма социальной активности, которая достаточно устойчива, но не ставит своей целью изменить доминирующую культуру. Возникновению субкультур способствуют резкие, как правило, негативные, изменения в уровне жизни, когда чувство социальной сплоченности оказывается разрушенным, ориентиры будущего размыты, человека захлестывают депрессивное состояние и чувство неудовлетворенности. Социальное устройство воспринимается как бессмысленное, отношения между людьми приобретают абстрактный характер. При этом поведение человека может быть активным или пассивным. Активность приводит к инновации, пассивность — к ритуализму, мятежу, отчуждению. Такие явления фрустрации — результат кризиса культуры, когда противопоставляются старые и новые ценности, разрушаются привычные идеалы и не предлагаются новые.

С этими же процессами связано и понятие «контркультура», которое сформировалось в 60—70-е гг. XX в. и представляло собой пренебрежение к устоявшимся ценностям общества. Это образ жизни без культуры, с сознательным, демонстративным ограничением потребностей. Хиппи, битники и другие представители этой культуры были выходцами из студенчества, молодого поколения. Они призывали к иной жизни с религиозным обновлением и чувственностью. Мистерии, экстаз, наркотики, алкоголь служили достижению необходимого состояния. Контркультура XX в. была протестом


29

против официального усиленного внедрения массовой культуры в сознание человека. При этом она сама становилась злобной антикультурой, утрачивая природные и человеческие ценности.

Культура как установка сознания имеет и носителя, субъекта заданной программы. Палитра многочисленных субъектов рассматривается как культура человечества в определенные периоды времени. Носителями культуры могут быть группы людей, которых объединяют определенные интересы и потребности. Субъектами культуры являются, например, государства, региональные объединения, этносы, сословия, организации, социальные институты, в целом человечество, отдельная личность.

Субъектами культуры можно считать религиозно окрашенные культуры (исламская, буддийская, христианская и др.), социально-классовые (пролетарская, дворянская, крестьянская, буржуазная). Носителями культуры являются формации (феодализм, социализм, капитализм), Запад, Восток, различные специализированные образования (врачебные, педагогические, коммерческие и т.д.), союзы, партии, финансовые группы. Все это можно назвать и субкультурой, так как данные образования имеют систему своих норм, ценностей, отличающуюся от культуры большинства.

Как уже отмечалось,
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта