Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
города. Но убогие жилища бедноты резко контрастировали с сооружениями для верхушки общества, где были использованы самые высокие технические достижения (характерные, конечно, для данного этапа развития человечества). В восточной деспотии необходимость в государстве возникла в силу природных условий. Здесь практиковали орошаемое земледелие, которое требовало огромных ресурсов и административного управления. Народам, населяющим эти земли, для выживания стало необходимо объединение, чтобы справиться с климатическими условиями. В его основу было положено абсолютное единство, отрицающее свободу человека. Восточная деспотия создала огромный бюрократический аппарат во главе с правителем, наделенным абсолютной властью над своими подданными. В этой системе нет общества, нет свободных людей; все находятся под гнетом государственной машины. Теперь обожествляются не только 80 силы природы, но и мощь деспотического государства; вступил в силу божественный порядок, который будет определять способ коллективного выживания, единственно реального для человека этой эпохи. Для системы восточной деспотии характерно поклонение камню, солнцу, обожествление растений, животных. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Баст — в виде кошки, бога Гора — в виде сокола. Богов в Египте было множество. Главным в Древнем царстве был бог Атум-Ра. В Среднем царстве государственным богом был Амон-Ра, которому фараоны были обязаны своими военными победами. Храму Амона принадлежали огромные богатства и многочисленные колонии рабов и ремесленников. Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству сформировал новые религиозные верования. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие собой различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (Ра), луну (Тот). В образе бога Хапи земледельцы почитали реку Нил. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств — наделение их человеческими качествами. Наибольшим уважением пользовался священный бык Апис, который считался «слугой бога Птаха». Местопребыванием этого священного животного служил храм, ухаживали за ним жрецы. Смерть быка сопровождалась всеобщим трауром. Умершего животного бальзамировали и хоронили в специальном склепе, а избрание нового священного быка было всенародным празднеством. Убийство священного животного наказывалось смертью. Возникали целые кладбища животных: кошек, крокодилов, баранов и т.д. Эти культы, распространенные во всем Египте, претерпевали изменения, то вспыхивали, то угасали на целые столетия. В усыпальницах египетской знати перед входом в склеп находился храм, где располагались погребальные камеры священных быков. У древних египтян широко почитался культ мертвых. Согласно их представлениям, у каждого человека было несколько душ: «Ба» — изображалась в виде птицы с человеческой головой, «Ка» — была двойником человека. Египтяне вери 81 ли, что «Ба», отделившись от тела человека, может существовать после его смерти, передвигаясь в пространстве. По поверьям, достичь вечного блаженства, вечной жизни мог только тот, у кого тело было сохранено в целости. Отсюда ритуал мумификации трупов, постройка гробниц, напоминавших крепость. Пирамида должна была служить защитой для мумии. Человек после смерти продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. В потустороннем мире, заселенном умершими, может, однако, продолжить жизнь тот, кого снабдили всем необходимым для существования. Это решительно все, чем покойный пользовался при жизни: жилище, пища, а для того, чтобы удовлетворить потребности в еде и питье, — слуги, рабы, предметы первой необходимости и роскоши. Тысячи рабов приносились в жертву, чтобы один мертвый мог воспользоваться вечным покоем и бессмертием в потустороннем мире. Фараоны десятками лет возводили для себя пирамиды, истощая силы собственного народа, делая долги, оставляя их детям и детям своих детей. Они опустошали казну государства и после смерти, так как «Ка» требовала все новых и новых жертв — были нужны постоянные религиозные обряды. Жрецам, которые должны были освящать жертвы, предназначенные «Ка», отписывался огромный доход. Погребальные камеры были полны богатств, неоценимых сокровищ. Царь и после смерти оставался царем, и его «Ка», которая возвращалась в мумию, чтобы возродиться к новой жизни в потустороннем мире, нуждалась в украшениях, роскошных предметах обихода, верном оружии из золота и благородных металлов, украшенном лазуритом и самоцветами. Сила этих религиозных воззрений была так велика, что воплотилась в своеобразном кодексе — «Книге мертвых». В ней красочно описывается, как после смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где ее подстерегали чудовища, спастись от которых можно только с помощью заклинаний и молитв. Одна из глав «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед верховным судьей загробного мира Осирисом происходит психостасия — взвешивание сердца 82 покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощенное грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем; праведники, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай. «Книга мертвых» — это свиток папируса, насчитывающий около 200 глав. Ее копии клали в саркофаги богатых, чтобы дать возможность обратиться к текстам молитв-заклинаний во время суда. Заупокойный культ в Древнем царстве позволял подвергать население страны жесточайшей эксплуатации в связи с храмовым и гробничным строительством. Первым таким значительным сооружением была усыпальница фараона Джо- сера, основателя III династии в Саккара (около 3 тыс. лет до н.э.). Эта ступенчатая пирамида достигала в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи уменьшающихся кверху мастаб (каменных скамей). Пирамида и постройки составляли сложный ансамбль. Зодчий Имхотеп, построивший пирамиду, в течение всей истории Египта почитался как первый строитель каменных сооружений, астроном, мудрец и врачеватель, обладавший знанием древнейших цивилизаций. В ансамбле пирамиды Джосера впервые встречаются развитая форма колонны с папирусообразной капителью, а также желобчатая колонна. Богата и разнообразна декорировка ансамбля. Пирамида Джосера была первой в серии надгробных сооружений, в которых постепенно складывался классический тип пирамиды. Дальнейшим развитием монументального надгробия явилась 100-метровая пирамида основателя IV династии — фараона Снофру, возведенная в Дашуре приблизительно в 2900 г. до н.э. Но по-настоящему значимо идея всепоглощающей мощи этих сооружений нашла воплощение в величественных пирамидах XXVII в. до н.э. в г. Гиза. Их построили фараоны IV династии Хуфу (греки называли Хеопс), Хафра (Хеф- рен) и Менкаура (Микерин). Эти памятники архитектуры предельно выразительны в своих формах, имеют четкие и лаконичные пропорции. Самая высокая пирамида Хуфу, как полагают ученые, была построена архитектором Хемиуном. Она имела высоту, рав 83 ную 146,6 м, а каждая сторона ее основания была в длину 233 м. Пирамиду строили двадцать лет, а дорогу для доставки каменных глыб от каменоломен — десять. Она сложена из блоков известняка, каждый весит около 2,5 тонны. На сооружение пошло более 2 млн 300 тыс. таких блоков. Вся поверхность пирамиды была облицована отполированными известняковыми плитами. Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем из маленьких пирамид цариц и мастаба (гробницы) придворных. Строительство и предназначение пирамид — одна из загадок египетской истории и культуры. Многочисленные теории и попытки практически повторить процесс возведения пирамид убеждают, что сделать это не так-то просто. В связи с этим сегодня рассматриваются и другие концепции происхождения пирамид, вплоть до неземного. Строительство величественных пирамид IV династии фараонов существенно подорвало экономику страны и вызвало недовольство знати. Около 2700 г. до н.э. происходит смена династии. Новые фараоны V и VI династий также строят себе гробницы, но уже намного уступающие по размерам предшественникам. Пирамиды не превышают в высоту 70 метров, сложены из небольших блоков, основное внимание уделено оформлению храмов. Стены заупокойных храмов и залов покрывались цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта. В основе этих изображений — стремление возвеличить хозяина гробницы, подчеркнуть знатность, богатство, занимаемое положение. Все это изображалось с богатой творческой фантазией художников. Послужили ли пирамиды защитой для власть имущих или, наоборот, зазывали грабителей своими богатствами? Разграбление их началось в древнейшие времена, но продолжается и сегодня. Пирамиды простоят еще долго, а вот фараонам повезло меньше. Подземные галереи ограблены и опустошены, входы многих служат убежищем для диких животных, бездомных, отшельников. Блеск и роскошь царей уступили место бедности и разорению. 84 Высокое социальное положение подчеркивалось в статуях фараонов и знатных лиц. Фараоны, как правило, запечатлены с мощными телами и бесстрастными лицами — это цари, равные с богами. Особым был образ Сфинкса — фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя, что должно было производить впечатление сверхъестественной силы. В египетском искусстве исключительное место занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у монументальных ворот пирамиды Хафра в Гизе. Высота сфинкса равна 20 м, длина 57 м, лицо имеет 5 м в высоту (только нос — 1,70 м). На его голове — царский полосатый платок, на лбу высечена священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов. Под подбородком — искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Несмотря на гигантские размеры, лицо сфинкса, по-видимому, передает основные портретные черты фараона Хафра. Эпоха Древнего царства, когда произошло объединение страны и возникла централизованная восточная деспотия, послужила мощным фактором дальнейшего развития культуры Древнего Египта, основные черты которой сформировались именно в этот исторический период. Они не претерпели значительных изменений на протяжении последующих столетий в силу присущей древневосточному обществу застойности и медлительности производительных сил и связанных с ними производственных отношений. В последующую эпоху Среднего царства, время правления XI и XII династий, период социальных смут, ослабления центральной власти, гробницы и храмы фараонов утрачивают грандиозность. Мастабы сменяются скальными гробницами, вырубленными в склонах гор. Расширяется строительство ирригационных сооружений, усиливается рост городов. После периода упадка Среднего царства египетская культура переживает новый расцвет в эпоху Нового царства. Победоносные походы в Азию и приток богатств способствуют усилению политической власти, подъему и развитию культуры. Отмечается стремление к изяществу и декоративной пышности. В изображения широко вводятся пейзаж, сцены пиров 85 и празднеств, охоты среди густых зарослей папируса. Развитие получает углубленный рельеф с изысканной игрой светотени (гробница Рамзеса в Фивах, конец XV в. до н.э.). Для храмов Нового царства, при различиях в деталях, характерно четкое разделение на три части: открытый двор, окруженный колоннами, колонный зал и святилище, а также расположение всего этого по горизонтали. Наиболее значительными храмами такого типа являются два храма в Фивах, которые посвящены богу Амону. Они были сооружены на правом берегу Нила — Карнакский и Луксорский. В период правления фараона Эхнатона упраздняются культы старых богов и вводится культ бога Атона. Разрыв со старыми канонами способствует появлению новых тем. Фараон изображается в семейной обстановке, с детьми. Правдивость изображения превращается в манеру, стиль. Шедеврами этого времени являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити. Искусство периода Эхнатона отличается техническим совершенством и декоративным изяществом, однако с оттенком академической холодности. Высокого уровня достигает декоративно-прикладное искусство. Реформа Эхнатона преследовала цель — отстранить от власти всех жрецов, полностью централизовать власть, сосредоточить ее в руках одного правителя, само понятие бога заменить на фараона. Но Эхнатон недооценил жрецов, которые успешно манипулировали идеологией, воздействуя на знать и общественное традиционное религиозное сознание. В конце концов фиванские жрецы захватили престол и установили теократию, опираясь на знать. Тем не менее реформы Эхнатона способствовали тому, что общественное сознание стало более светским. И оппозиционные жрецы вынуждены были считаться с этим, объясняя необходимость возврата к испытанным устоям в «Прославлении писцов», где проводится мысль о вечности идей древности. В 332 г. до н.э. Древний Египет был завоеван Александром Македонским, а после его смерти (323 г.) стал самостоятельным эллинистическим государством, в котором правила македонская династия Птолемеев. Родоначальником ее был 86 Птолемей I JIaг (один из полководцев Александра). Столицей Древнего Египта стала Александрия, крупнейший ремесленный, торговый и культурный центр всего Средиземноморья. Птолемеи подобно фараонам считались единственными собственниками земли. Часть земель передавалась вельможам и воинам греко-македонского происхождения или закреплялась за храмами. На остальной территории было организовано царское хозяйство, где использовался труд рабов и поденщиков. С конца III в. до н.э. наступил длительный экономический и политический кризис, в результате которого Египет попадает под опеку Рима и в 30 г. до н.э. становится римской провинцией. При разделе Римской империи Египет был включен в состав Восточной Римской (Византийской) империи. Византийский период стал временем утверждения в Египте феодализма и окончательного исчезновения древнеегипетской цивилизации, письменность была заменена коптским алфавитом, введенным христианами. Затем Египет завоевывают арабы, потом турки-османы, и здесь утверждаются законы ислама. Остановимся кратко на выдающихся достижениях египетской культуры. Ими стали египетское письмо, язык, литература, музыка, искусство. Греки называли египетское письмо иероглифическим, священным, так как оно было вырезано на поверхности камня, стенах храмов, гробниц, на домашней утвари. Как одна из древнейших систем письма, иероглифическое египетское письмо состоит из знаков, изображающих предметы и явления окружающего мира: различных сооружений, предметов быта, животных, людей, растений и т.д. Ученым известно несколько тысяч иероглифических знаков, но используются из них около семисот. Такой способ письма называется пиктография. Орфография египетского языка никогда не подвергалась регламентации, и поэтому одно и то же слово встречается в разных написаниях. Иероглифические тексты писали строками вертикальными или горизонтальными, пунктуация и разделение слов в текстах отсутствуют. Иероглифическое письмо в силу своего изобразительного характера служило одновременно и декоративным целям, оживляя поверхность камня на 87 стенах храмов, гробниц. Нередко иероглифы раскрашивались в разные цвета. В силу жизненных потребностей в пиктографию постепенно вводятся знаки, обозначающие отдельные слова или слоги. Ученые длительное время затруднялись расшифровать тексты пирамид и настенные пиктограммы, так как смещение рисунка и иероглифов было непонятным. Первым, кому удалось прочитать такой текст, был французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790-1832). Он изучил трехъязычную надпись на знаменитом Розеттском камне (найден в Египте близ города Розетт — ныне Рашид — в 1799 г.). На этом камне, который относится к 126 г. до н.э., выбит текст на нескольких языках, в том числе греческом и древнеегипетском (демотическом и иероглифическом). На основании сопоставления текстов Шампольон дешифровал иероглифы и разработал первую грамматику древнеегипетского языка. За это, кстати, он был избран в 1826 г. почетным членом Петербургской Академии наук. Египетский язык — один из древнейших культурных языков земного шара и поэтому его изучение представляет значительный интерес для понимания истории и культуры Египта, одного из важнейших очагов всемирной культуры. В период Древнего царства при дворце фараона существовали школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства — при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет. Начиная с 12 лет, ученики выполняли работу писцов в канцеляриях. Основными предметами были чтение, письмо и счет. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текстов (хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой черной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение «красная строка»). Сначала писали на черенках глиняных сосудов и обломках известняка. Обучившись, ученики получали возможность писать на длинном узком (16 см) свитке папируса. Содержание текстов способствовало воспитанию чиновника. Это наставления, пронизанные бюрократической моралью, религиозные тексты, гимны. 88 Значительное внимание уделялось счету. В тетрадях записывались вычисления объемом закромов, площади полей, вычисление площади и объема различных геометрических фигур. Кроме того, в школе обучали гимнастическим упражнениям и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где помимо общих предметов давали и религиозное образование, обучали астрономии и медицине. Дети высшей египетской знати учились в военных школах, откуда выпускали начальников войск. Древнейшие памятники литературы на египетском языке датируются III тыс. до н.э., последние составлены в первые века н.э. Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для нее характерна анонимность текстов. Сохранились художественные, исторические, религиозные, мифологические тексты древних египтян, которые отличаются высоким литературным качеством. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, молитвы, гимны, эпистолярные тексты, дидактические произведения, басни, эпос, любовная лирика. Помимо памятников художественной литературы, к египетской литературе относят тексты пирамид и надписи царей и вельмож, несущие в себе литературное достоинство. Литература Египта оказала влияние на литературы других народов древности, в том числе на еврейскую, греческую (особенно в греко-римский период). Некоторые египетские сюжеты через греков проникли в литературу европейских народов эпохи Средневековья. Музыкальная культура Древнего Египта — также одна из самых древних. Первые материальные памятники музыкальной культуры исследователи относят к началу III тыс. до н.э. Это такие инструменты, как свистки из ракушек, трещотки, погремушки. Многочисленные памятники изобразительного искусства свидетельствуют о том, что музыка достаточно широко была распространена в быту. Она сопровождала трудовые процессы, являлась непременным атрибутом религиозных обрядов, массовых празднеств. Нотных записей или теоретических трудов древней музыки не обнаружено, но исследователи полагают, что в Египте существовала преиму 89 щественно одноголосная музыка, связанная с танцем, пантомимой, драматическими представлениями, литературой. С течением времени произошло разделение музыки на придворную, культовую и народную, которые существовали параллельно и были взаимосвязаны. Египту принадлежит также приоритет в зарождении основ этического понимания музыкального искусства. Древние источники подразделяют музыку на полезную и вредную. Профессиональные музыканты-поэты пользовались большим уважением и считались родственниками фараонов. В эллинистический и римский периоды музыка в Египте еще сохраняла свою самобытность, но после завершения периода римского владычества начался новый этап развития музыкальной культуры, тесно связанный с мусульманским музыкальным искусством. После завоевания Египта Александром Македонским и Римом религия греков и римлян смешалась с местными культами. Это привело к возникновению синкретических форм, наиболее ярко проявившихся в городах дельты Нила, особенно в Александрии, ставшей одним из ведущих культурных, научных и торговых центров эллинистического римского мира. Основанный в начале III в. до н.э. Александрийский мусей- он и находившаяся рядом библиотека, где в середине I в. до н.э. скопилось свыше полумиллиона рукописей, стали средоточием научной и литературной жизни до конца IV в. н.э., когда мусейон был окончательно разрушен. Здесь работали крупнейшие ученые, писатели, поэты того времени: Аполлоний, Аристарх, Эратосфен, Каллимах, Плутарх, Лукиан, Гален. Особенное значение имеют труды александрийских ученых по астрономии, грамматике, математике, медицине. Александрия насчитывала несколько сот тысяч жителей. Город и порт украшали такие выдающиеся сооружения, как храм бога Сераписа (Серапейон) и известный маяк на острове Фарос (одно из семи чудес света). Египтяне выработали и передали другим народам Средиземноморья и многие научные открытия, в том числе технику изготовления бумаги и папируса, нашли способ изготовления фаянса и стекла. С III тыс. распространяется повсеместно медь, а позже (II тыс. ) входят в употребление бронза 90 и железо. В Древнем Египте было положено начало пивоварению. Египетское пиво описано в сочинениях древних греков Геродота и Диадора, а Страбон указывает, что в его время ячменное пиво изготавливалось исключительно египтянами. Получило развитие и виноделие. Опять же Страбон давал высокую оценку египетскому вину, которое производилось в районе Мареотиса (близ Александрии), в Файюме и оазисах Ливийской пустыни. Поскольку земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то еще в додинастическую эпоху начинают сооружаться дамбы, каналы, а для поливки полей научились применять журавль (шадуф) и водоподъемное колесо (саккие). Пахать плугом египтяне стали в эпоху Раннего царства. Главные пути сообщения страны проходили по Нилу, поэтому египтяне научились строить большие ладьи различных форм и назначения. Морские суда, размеры которых увеличивались с течением времени, использовались для общения с другими странами (Сирией, Пунтом). По суше же грузы перевозились вьюками и салазками. Колесный вид транспорта нашел применение лишь с XVIII в. до н.э. Развитию математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, способствовали потребности ирригации, строительства и государственного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов. Ежегодные разливы Нила, начало которых совпадало с появлением над горизонтом звезды Сириус, период между восходами которого равен 365 суткам, заставляли египтян следить за движением небесных тел, что привело к зарождению астрономии и возникновению календаря. Год делился на III сезона: разлив, жатва, засуха и 12 месяцев по 30 дней, по истечении которых еще добавлялись 5 дней без учета часов и минут, что давало каждые 4 года расхождение в 1 день между астрономическим годом и календарным. Египетский календарь послужил основой для введенного в 46 г. до н.э. в Риме юлианского календаря, который затем использовал Запад, а в 1582 г. н.э. был заменен григорианским. По сохранившимся математическим папирусам исследователи пришли к выводу, что египтяне владели 91 высоким уровнем математических знаний. Это были задачи с решениями. Египтяне ввели впервые десятичную систему исчисления, однако позиционного обозначения они не знали. Сложение и вычитание производилось обычным путем, умножение сводилось к сложению, а при делении определялось число, на которое следовало умножить делитель, чтобы получить делимое. Египтяне исчисляли площади прямоугольников, треугольников, круга (для π бралось достаточно приближенное значение 3,16), объем простой и усеченной пирамиды. Представления о форме Земли египтяне не имели. Сведения, полученные финикийскими мореходами в конце VII в. до н.э., объехавшими Африку по поручению фараона Нехо, влияния не оказали, оставшись, возможно, достоянием узкого круга. Эмпиризмом отличалась и медицина, развитию которой способствовал обычай бальзамировать умерших, что позволило опытным путем изучить строение человеческого тела. Но представления, например, о функциях сердца, о значении пульса и роли мозга переплетались с верой в магию и колдовство, в силу заклинаний и заговоров. При обследовании мумий было установлено, что древнеегипетской медицине были известны такие операции, как трепанация черепа, пломбирование зубов, лечение поврежденных органов и костей. Был открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга. Осведомленность египтян в химии сводилась к практическому опыту, накопленному при изготовлении предметов из стекла и фаянса, приготовлении благовоний, лекарств, глазури, красок. Для окрашивания стеклянных сосудов в различные цвета использовались примеси — марганец, кобальт, окись цинка. В развитии металлургии Египет отставал от стран Переднего Востока, так как металл приходилось добывать в очень тяжелых условиях Восточной пустыни (золото, железо), Синайского полуострова (медь), а затем и Нубии (золото, медь). Не хватало и дерева для плавки. 92 В строительстве на всем протяжении истории Древнего Египта независимо от богатства и знатности использовались кирпич-сырец, глина и тростник. Овальные и круглые хижины додинастического периода сменились прямоугольными постройками, иногда двухэтажными, с плоской крышей. Даже крепости и дворцы возводились из кирпича-сырца. Стены дворцов, как мы уже знаем, украшались росписями. Из камня сооружались только храмы и царские усыпальницы — пирамиды. В обработке камня египтяне достигли непревзойденного совершенства. На протяжении трех тысяч лет своего развития египетская культура, сохраняя характерные черты, естественно, кое-что заимствовала и у других народов, прежде всего Передней Азии и Крита, особенно со времени Нового царства. Но более значительное влияние на окружающие страны оказала она сама. Многое было заимствовано у древней цивилизации долины Нила Грецией и Римом, а следовательно, и всем цивилизованным человечеством. Но в современном Египте эта культура — источник доходов государства и его жителей от туристического бизнеса. Не более, поскольку в исламской культуре ей места нет.
Второй после Египта областью, ставшей очагом древневосточной культуры, является культура |