Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница12 из 51
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51
Конфуция (551— 479 до н.э.) — идеолога родовой знати эпохи «борющихся царств», который считал, что существовавшие при нем нравы и общественные порядки сложились в результате забвения истинных нравов и порядков. Основой порядка в семье и государстве он считал четкое определение места каждого человека в структуре семейных и общественных отношений. Этот порядок осуществляется в форме ритуала «ли», которого должны придерживаться все члены общества. Основными прин


117

ципами отношений между людьми Конфуций провозгласил «жэнь» — человеколюбие и «и» — справедливость. Конфуцианское общество — это общество строгой иерархии с неукоснительным подчинением младшего старшему. В семье такая иерархия поддерживалась принципом «сяо» — сыновней почтительности, а в отношениях между правителем и подданным принципом «чжун» — преданности.

Трудов Конфуция не сохранилось, так как он излагал свое учение устно ученикам, правителям в виде бесед и суждений. Но после его смерти была составлена книга, трактат, «Лунь- юй» («Беседы и суждения»). Конфуций перенес внимание с дао небесного на дао земное, а сам человек у него становился созидателем порядка. Это было ломкой уже привычных стереотипов мышления. Конфуций создал образ рыцаря морали и долга, эталон — цзюнь-цзы («сын правителя»). Он справедлив, добродетелен, требователен, мудр; он заботится о нуждающихся, способен изменить нравы других. Важная задача — сделать людей лучше, а управлять — значит поступать правильно. Главное — завоевать доверие людей, так как без него нет основы для государства. Благородный человек Конфуция — социальный идеал — с течением времени становится эталоном для подражания, а конфуцианство — официальной идеологией династии Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

И это не было случайностью. Учение Конфуция было удобно для управления огромной империей, для того, чтобы держать народ в повиновении и, конечно, влиять на самих императоров. Ведь божественный мандат Неба может быть отобран, если вдруг случится нарушение принятых канонов.

Конфуцианство не религия, но оно выполняло функцию верховного регулятора социальных и экономических процессов, стало основой всего китайского образа жизни, концентрированной формой китайской культуры. Более двадцати столетий идеи Конфуция составляли духовную основу общественной жизни, оказывая глубокое влияние на историю и национальный характер культуры китайцев. Конфуцианство превратилось из морально-этической доктрины в универсальную философскую систему, охватывающую природу, общество, человека. Совместное существование конфуцианства и


118

даосизма на протяжении многих столетий привело к четкому разграничению их функций в китайском средневековом обществе. Конфуцианство господствовало в сфере морали, этики, семейных и государственных отношений. Даосизм стал теоретической основой традиционных прикладных и теоретических наук: астрономии, медицины, математики, геологии, оккультных наук, а также всех видов искусства.

Образование в Китае начиналось с изучения иероглифической письменности по начальной учебной книге «Троесло- вие». Второй учебной книгой было «Тысячесловие». Книги заучивались наизусть и переписывались. После этого учащийся полностью владел китайской иероглифической письменностью в объеме 4 ООО знаков. На панцирях, черепах или бараньих лопатках, бронзовых изделиях ученые находили гадательные надписи. В I тыс. до н.э. для письма стали использовать бамбуковые планки. К началу новой эры была изобретена бумага.

Иероглифическое письмо для китайской культуры — это художественное произведение, особая область не только эстетики, но и этики. Каллиграфия присутствует в каждом живописном свитке как самостоятельное искусство, а красота заключается в выразительности пластических элементов, в нахождении равновесия и динамичности. В связи с этим литературный текст не только выразительное, но и изобразительное искусство. Овладеть иероглификой довольно сложно. Именно каллиграфия создала шкалу оценок для произведений живописи.

Истоки китайской литературной традиции восходят к устному народному творчеству древнекитайских племен начала I тыс. до н.э. В этот период складывается поэтическая традиция — народные и ритуальные песни, а также прозаическая, включающая исторические предания. Произведения этих двух видов литературной традиции были записаны и обработаны Конфуцием и его учениками. Это были две книги: «Книга стихов» и «Книга документов».

В последующие эпохи получила развитие функциональная литература, которая составляла основной круг чтения. Это романы: «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие


119

на запад», «Цветы оливы в золотой вазе», «Сон в красном тереме».

Изучение истории Китая и сопредельных стран началось с древнейших времен. В I в. до н.э. историк Китая Сыма Цянь написал «Исторические записки» (Щицзи), в которых излагалась история со времен мифических императоров Фу Си, Шэнь Нуна, Хуан Ди до середины I в. до н.э. Это хроники различных сторон жизни китайского общества и государства, жизнеописания. В историографии имеются также труды, охватывающие историю Китая за много веков («Зеркало всеобщее, правительству помогающее»),

В Китае зародились и достигли высокого развития теоретические и прикладные науки. Метеорологические и астрономические наблюдения велись с конца II тыс. до н.э. С глубокой древности велось лунное календарное счисление. В 104 г. до н.э. была проведена реформа календаря, и год стал делиться на 12 лунных месяцев и на 24 сельскохозяйственных сезона. Для астрономических наблюдений китайские астрономы создали астролябию и геометрическую модель небесного свода, каталог небесных тел.

Итоги развития китайской математики были подведены в трактате «Математика в девяти книгах». Решение геометрических задач, связанных с вычислением площади различных фигур, изложено в «Математическом трактате пяти ведомств», написанном в IV в.

Богатый опыт народной медицины в Китае обобщен накануне нашей эры в трактате, где излагались основы анатомии и физиологии человека с описанием основных симптомов и методов их лечения. Были описаны инфекционные заболевания. Создателем китайской хирургии Хуа То был впервые в Китае применен наркоз при операции. Основой диагностики в китайской медицине стало учение о пульсе, который прощупывался в разных местах человеческого тела. Были открыты нервные узлы, доказана их важная роль в жизнедеятельности человеческого организма. Терапевтические методы, разработанные китайскими врачами древности, представляли собой внешнее воздействие на организм. Одним из таких методов являлась акупунктура — введение игл в определенный


120

комплекс узлов нервной системы, а также точечный обогрев нервных узлов. Китайская медицина использовала различные лекарственные средства минерального и растительного происхождения. В эпоху династии Хань были составлены первые фармакопеи, пособия по лечебному голоданию.

С глубокой древности существует китайская география. Географы регулярно составляли описания территории Китая, а также карты. Компас, парус и многое другое, связанное с мореходством, тоже изобретено в Китае.

Китайская культура — это прочный конгломерат государственности и различных пластов духовной культуры. Одной из ее основ является этика, включающая почтительное отношение к авторитетам, правителю, художнику, мифическому герою, природе, государственности и бережно сохраняющая традиции.




Понятие, сущность, содержание, особенности античной культуры. Миф в структуре древнегреческого сознания и духовной культуры. Крито-микенская культура. Культура гомеровского периода. Поэмы «Илиада» и «Одиссея»важнейшие источники культуры. Гесиод. «Теогония»основа классической древнегреческой цивилизации. Характеристика важнейших достижений античной Греции в области философии, литературы, истории, естествознания и искусства. Выдающиеся деятели культуры античной Греции. Культура эллинистического периода.

Культура Древнего Рима. Гражданственность и государстводоминанты римской культуры. Религиозные верования, культ и мифология. Стили римского искусства. Политическая и правовая культура. Риторическое искусство. Инженерный гений и военное искусство. Выдающиеся представители римской духовной культуры. Кризис древнеримской цивилизации и ее культуры.

Под «античной культурой» обычно понимают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Однако первоначально этот термин обозначал древнюю культуру в истории человечества вообще. И действительно, античный (от лат. antuguns
древний) в общем смысле вполне равнозначен русскому «древность». Понятие античной культуры начало формироваться в эпоху Возрождения как противоположное, с одной стороны, «варварскому», а с другой — «средневековому». Постепенно оно стало синонимом классического, непревзойденного образца и тесно увязывалось с основным направлением гуманизма. Поскольку культура Возрождения базировалась на достижениях культуры Древней Греции и Древнего Рима, то в дальнейшем последняя стала пониматься как начальная эпоха, исток, основа современной мировой и, прежде всего, европейской цивилизации и культуры.



Культура

АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ


122

Научное употребление понятия «античная культура» появилось в начале XVIII в. во Франции в связи с публикацией многих исследований по истории искусств. Восприятие искусства как неотъемлемой части культуры также убеждало ученых в необходимости существования примера, канона, образца. Большинство называло в качестве таковых произведения искусства Древней Греции и Рима. Так началось формирование истории и теории античной культуры. В течение XVIII—XIX вв. исследование проблем античной культуры позволило накопить огромный фактический и описательный материал, создать великолепные музейные коллекции, начать детальные археологические раскопки на территориях античных государств, и прежде всего Греции и Рима. Открытие Генрихом Шлиманом Трои, раскопанные им же гробницы в Микенах; обнаружение Артуром Эвансом погибшей цивилизации на острове Крит; попытка немецких ученых собрать заново Пергамский алтарь и другие достижения сделали античную культуру ближе, масштабнее, убедили в реальности многих легенд и мифов о совершенстве и богатстве античных обществ и их культуры. XX в. привел все эти данные в строгое соответствие, подверг их научному анализу и создал мировые, региональные, национальные школы по их изучению. Обилие школ и научных учреждений сегодня убеждает в неослабевающем интересе человечества к наследию античной культуры.

История античной культуры, как и история античных государств вообще, включает в себя период древней истории продолжительностью примерно полторы тысячи лет (с I тыс. до н.э. по V в. н.э.). Это время господства развитого рабовладельческого способа производства. Это период расцвета и упадка греческих городов-государств, державы Александра Македонского, эллинистических монархий и, наконец, Римской республики и империи. Это преимущественно эпоха классической демократии — той формы государственного устройства, которая стала моделью для современной мировой цивилизации.

В античной культуре принято выделять культуру античной Греции и античного Рима, а их, соответственно, подразделять на следующие периоды.


123

Античная Греция:

  1. Гомеровский период (XI—VIII вв. до н.э.);

  2. архаический период (VIII—V вв. до н.э.);

  3. классический период (VIV вв. до н.э.);

  4. эллинистический период (IV—I вв. до н.э.).

Крито-микенская культура рассматривается как доантичная.

Античный Рим:

  1. республиканский период (V—I вв. до н.э.);

  2. императорский период (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Культура Восточной Римской империи с IV в. н.э. рассматривается как самостоятельная и называется Византийской.

Такая периодизация достаточно условна и в каждом конкретном случае может и должна служить только хронологическим ориентиром в анализе содержания античной культуры

Само же это содержание необычайно многогранно. Поразительно, но чем дальше от нас время античности, тем все более масштабными и значимыми предстают открытия, гипотезы и свершения людей той эпохи, сумевших в предельно сжатые сроки осмыслить понятия «космос», «природа», «общество», «человек», подняться до высочайших вершин литературы, театра, музыки, живописи, зодчества.

Содержание античной культуры ассоциируется прежде всего с гуманизмом, соединившим материальные и духовные, эстетические и нравственные ценности, недаром даже название этому понятию дало латинское слово. Нередко мы не знаем или забываем о том, что науки, связанные с изучением особенностей человека и норм общения: этика, психология, педагогика, философия, социология, политология, также берут свое начало в античном мире.

Если попытаться определить доминанту содержания культуры человека античности, особенно грека, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. Именно свобода является несущей конструкцией содержания античной культуры, условием ее победоносного шествия через времена и пространства. Свобода творчества, свобода выбора, свобода развития, свобода духа и тела — творцы античных храмов, живописных панно и скульптур. Но свобода небеспредельна. Для человека античности безусловно очевидным являлось представление о


124

необходимости совмещения свободы человеческой личности с обязанностями гражданина. Поэтому содержание античной культуры индивидуально собирательное и ориентировано прежде всего на общественные интересы.

Содержание античной культуры само породило и в дальнейшем непременно следовало законам гармонии, соразмерности, канонам красоты, классическим пропорциям. Свободный, исполненный достоинства человек, гармонично развитый, прекрасный духом и телом — вот творец и одновременно продукт культуры античности. Поэтому надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах «Ничего слишком!» воспринималась не как ограничение или запрет, а как напоминание о простоте совершенства и совершенстве простоты.

Конечно, здание античной культуры создано не только человеком античности. В его основании лежат достижения древневосточных цивилизаций, особенно египетской. Античные греки и римляне знали пользу знаний и умели учиться. Греки учились у египетских жрецов и халдейских (вавилонских) мудрецов, римляне — у просвещенных греков. Но знания и умения греков и римлян как часть содержания их культуры ориентированы были совершенно иначе.

И здесь мы переходим к анализу особенностей античной, прежде всего древнегреческой, культуры. Ее достижения в отличие от культуры Древнего Востока носили общедоступный, открытый характер. Это были знания и умения для всех и на пользу всем свободным гражданам. У мыслителей, философов Древней Греции отсутствовала кастовая замкнутость ограниченности египетских жрецов. Они не пытались окружить свою жизнь и деятельность покровом таинственности. Наоборот, даже самые выдающиеся из них следовали в жизни известному изречению Сократа: «Scio те nihil scive» («Я знаю, что ничего не знаю»). Именно в эпоху античности появились школы и система образования, основанные на принципах общедоступности, постепенности, системности и обязательности.

Любопытно, что греческое образование было построено на передаче будущему гражданину прежде всего тех знаний и навыков, которые ему понадобятся для личного участия в общественных делах. Это подразумевало воспитание не профес


125

сионала в какой-либо области, а личности. Правда, такие образование и воспитание гражданина имели и негативные последствия. Великий философ античности Сократ возмущался по этому поводу: «...когда соберемся мы в народное собрание, то если нужно городу что-нибудь делать по части строений, мы призываем зодчих в советники, а если по части корабельной, то корабельщиков... Когда же понадобится совещаться с кем-нибудь касательно управления города, тут всякий, вставши, подает совет, все равно будь-то медник, сапожник, кузнец, судовладелец, богатый, бедный, благородный, безродный...» (Платон. Соч. Т. 2. С. 319).

Это противоречие в деятельности системы образования и воспитания проистекало из представления об образцовом гражданине в античной Греции. По общему мнению, каждый гражданин должен быть воином, знать древние мифы и сказания (в основном по Гомеру и Гесиоду), уметь писать и считать, лично участвовать в жизни государства. Перикл, выдающийся государственный деятель Афин, выделял в качестве важнейшего фактора общественной жизни личные, индивидуальные способности и умения. Последнее прямо связано с еще одной особенностью культуры античности — она также индивидуальна. Она не только отражала интересы, вкусы, менталитет различных слоев общества, но и создавалась конкретными авторами (архитекторами, скульпторами, писателями, философами), имена которых уважались и почитались. Можно сказать, что если творцов древневосточной культуры единицы, то античной — тысячи.

Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис — демократически управляемый город-государ- ство, где все свободные граждане принимали непосредственное участие в политической и культурной жизни. Культура полисов, а их было около 2 тыс., тоже во многом индивидуальна. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, а также календарь и монету. Поэтому между отдельными государствами возникали и закреплялись различия в характерах, пристрастиях, что влекло за собой соперничество, нередко — войны, однако содействовало и


126

утверждению сознания общности интересов, единства, свидетельством чему были греко-персидские войны. В этом сочетании разнообразия и взаимной лояльности коренилась одна из важнейших особенностей античной культуры — агонисти- ка — принцип состязательности, благородного соревнования и отдельных личностей, и групп, и полисов в целом с целью достижения наилучшего результата, наградой за который становились общественное признание и почет. Дух соревнования вносился во все, даже в повседневные дела, но особенно ярко проявлялся в спортивных играх, массовых празднествах.

Активная общественная жизнь, подчинение законам, деятельность во благо жителей полиса имели прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к человеческому разуму. В центре внимания античной культуры были человек, его мысли, мечты, верования. Закономерно поэтому то, что идеал греческого образования, образ мыслей, достойный человеческой жизни, Цицерон назвал гуманизмом.

Разумеется, культура античности оставила нам наследие всякого рода — и позитивное, и негативное. Основой культурного взлета Греции и Рима был рабский труд. Конечно, это не значит, что свободные люди античности не работали, а только понукали рабов. Древнегреческие ремесленники были такими же усердными работягами, как и в другие времена и у других народов. Но работали они, как бы стыдясь своего труда. Парадоксально, но материальная культура античности — орудия труда и техника — развита значительно слабее, чем духовная. Убеждение «ручной труд постыден» наложило негативный отпечаток на всю античную культуру. Знаток античности М. Гаспаров приводит в подтверждение этого тезиса выдержку из произведения греческого писателя: «Мы восхищаемся статуями Фидия и Поликлета, но если бы нам самим предложили стать Фидием и Поликлетом, мы бы с отвращением отказались. Почему? Потому что работа скульптора — ручная работа, все равно как у раба».

Жизнь богатых граждан за счет государства была совершенно естественной и не осуждалась. Более того, фигура нахлебника, хитрого бездельника — одна из популярных в театре,


127

сочинениях поэтов и писателей. Кстати, «нахлебник» по-гречески — «парасит». Но когда чувствуешь право на праздность, горланишь «рапет е
f cirserises» «Хлеба и зрелищ!», уже не задумываешься о том, откуда берутся средства, на которые ты живешь. В этом — трагедия античной культуры, приговор, который она себе подписала. Ведь деньги, богатства, блага все чаще стали создаваться в результате войн, убийств, разрушений, в конце концов приведших к гибели античной цивилизации и культуры. Не случайно поэтому и слово «совесть» в греческом языке отсутствовало.

Образ культуры античности, созданный с эпохи Возрождения в Европе как идеал красоты, гармонии и совершенства, неточен и необъективен. Именно на это указывал Ф. Ницше, отмечая, что в культуре Древней Греции постоянно борются два противоположных начала — аполлоническое и дионисийское. Первое было связано с мифологией, эпосом Гомера, богами-олимпийцами, представляло мечты о лучшем и прекрасном, второе — обнажало пугающую действительность с варварством и оргиями в честь бога Диониса, убийствами и грабежами, рождающими «античный ужас».

Говорить о конкретных достижениях культуры Древней Греции следует в соответствии с ранее приведенной периодизацией.

Крито-микенская (эгейская) культура является фактически условным термином, обозначающим культуру Древней Греции эпохи бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н.э.). Выделяются географические варианты этой культуры: на острове Крит — минайская, в материковой Греции — элладская, на островах Эгейского моря — кикладская культура. В
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   51


написать администратору сайта