Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Первый (IV—VII вв.) — период, характеризовавшийся борьбой отживающей цивилизации рабовладельческого общества, внутри которого уже зарождались элементы феодализма, с новой идеологией. Христианская церковь вела борьбу с античной культурой, стремилась придать классическому наследию богословскую окраску. Но, несмотря на кризис античности, в Византии все же сохраняются ее основные элементы, протовизантийская культура носит еще городской характер. Это период становления христианского богословия при сохранении достижений античной научной мысли, период выработки христианских художественных идеалов. Второй (конец VII — середина IX в.) — период культурного распада в связи с сокращением ремесленного производства и торговли, общей аграризацией, экономическим упадком, потерей Византией восточных провинций и крупных центров экономической и политической жизни. Третий (середина IX—XII в.) — период нового культурного подъема в Константинополе, распространившийся и на провинциальные города. Характеризуется восстановлением 146 античных традиций, систематизацией сохраненного культурного наследия, зарождением элементов рационализма, использованием античного наследия. Но конец XII в. принес культурный спад, связанный с экономической и политической нестабильностью, еще более усугубившийся варварским разграблением Константинополя крестоносцами. Четвертый (XIII—XIV вв.) — период идейной реакции, обусловленной политическим и экономическим упадком. Предпринимаются попытки преодоления средневекового мировоззрения и эстетических принципов, не получивших развития. Византийская культура находится в условиях зарождения гуманистической идеологии, ожесточенной борьбы реакции против ростков византийского гуманизма. Главным стремлением стало формальное восстановление античной образованности. Особенностью развития византийской культуры в целом явилось то, что борьба между церковью и государством, частая смена власти, войны, межпартийные раздоры — все это не способствовало укреплению и стабильности государства, а, наоборот, разрушало его и созданную до этого культуру. Но существовал длительный переходный период, когда античные принципы, тематика, жанры хотя не господствовали, но сосуществовали с новыми принципами. Именно в смешении нового и старого, римской государственности и греческого демократизма кроется возможность существования тысячелетней истории Византии, положившей начало феодальному строю и формированию культуры эпохи Средневековья в Европе. Христианство в условиях всеобщего упадка культуры после разрушения Римской империи, в условиях тяжелой и скудной жизни предлагало обездоленным и искателям справедливости строгую систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах и законах. Оно было эмоционально притягательно с его теплотой, проповедью любви и понятными нормами социального общежития. Но, вступив в союз с государством при Константине I и в последующий период, христианство способствовало разрушению античной культуры. Так, в 394 г. Феодосий I по насто 147 янию церковников запретил Олимпийские игры, по его приказу разрушались языческие храмы. Он сам руководил сожжением египетского храма и знаменитой библиотеки в Александрии, которая насчитывала 700 тысяч свитков. В качестве строительных материалов для дорог, оборонительных сооружений использовались прекрасные античные храмы. Уничтожалась память о Римской империи и одновременно укоренялась неограниченная власть императоров, поддерживаемая церковью. Однако сознание народа Византии новой религией полностью не было завоевано. Христианские мотивы находились в противоречии с мыслями о свободе. В реальности не сложилось беспрекословного гражданского повиновения. Византию захлестывают нескончаемые народные восстания, ничего общего не имеющие со смирением и милосердием. События в январе 532 г. на Константинопольском ипподроме свидетельствовали о несговорчивости низов с верхами. Народ, задушенный непомерными налогами, с кличем «Ника!» («Побеждай!») разрушал дома богатых, окружил императорский дворец. Все закончилось трагично. Император Юлиан, заманив толпу в 35 тысяч человек на ипподром, уничтожил восставших. От поздней античности культура Византии взяла традиции градостроительства, сохранилась римская планировка. Но уже в V в. в Константинополе вводится средневековая планировка с центральной площадью и собором, куда сходятся главные улицы. Размерами и великолепием архитектуры выделяются дворцовые постройки Константинополя (Большой дворец императоров). Однако в архитектуре поместий долго сохранялись античные традиции, кроме того единый тип и стиль в архитектуре Византии сложились в результате сочетания традиций разных областей империи. В культовой архитектуре Византии уже в IV в. появляются новые типы храмов, принципиально отличающиеся от античных. Помимо Константинополя, они возводятся в других частях империи. Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Но все же 148 со временем внутреннее пространство храмов наполняется античными ордерными элементами, которые достаточно активно используются в византийской архитектуре вплоть до VII—VIII вв. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика — это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное на три, пять и даже больше продольных нефов; средний неф обычно шире и выше боковых. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной — вход. Другой тип конструкции храма — крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Эти здания чаще всего квадратные в плане, четыре массивных внутренних столба делят пространство на девять ячеек, обрамленных арками, и поддерживают купол, находящийся в центре. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный. В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в Западной Европе, а в самой Византии преобладал второй тип. Высочайшего подъема зодчество достигает в VI в. По границам страны возводятся многочисленные укрепления. В городах сооружаются дворцы и храмы, которые отличаются подлинно имперским великолепием. Возводятся большие купольные, крестообразные в плане храмы (Апостолов в Константинополе, Панагии на о. Парос и др.) и прямоугольные в плане купольные базилики (в Филиппах, св. Ирины в Константинополе). Но шедевром, по мнению специалистов, среди купольных базилик считается храм святой Софии в Константинополе. Выстроен он был греческими зодчими Анфимием и Исидором за пять лет с 532 по 537 г., огромный купол храма возведен на четырех столбах с помощью парусов. Давление купола принимают на себя сложные системы полукупо- лов и колоннад. Чаша купола, имеющая диаметр 31,5 м, кажется легко парящей над храмом. Но тип купольной базилики, требующий чрезвычайного искусства в укреплении боковых стен, не получил дальнейшего развития. Античный храм имел ясную, понятную архитек 149 тонику, он строился для земных богов. Христианский храм возводился для людей, боги в нем не обитали. Внешний декор оставался скупым и суровым. Для христианства богатым должен быть внутренний мир, что и отражает внутреннее устройство храма. Величие Бога, трепет перед его всесилием и чувство собственного ничтожества должны вызывать у человека состояние преклонения и подавленности торжественностью. Все это имело установку на духовное совершенство человека с целью пробудить стремление к единению с Богом, поклоняться ему, тем самым обрести лучшую жизнь. Переход от античности к Средним векам вызвал глубокий кризис и в художественной культуре, обусловив исчезновение одних и зарождение других видов и жанров изобразительного искусства. Главное значение приобретает искусство, связанное с церковными и государственными нуждами: росписи храмов, иконопись, книжная миниатюра в культовых рукописях. Живопись находится под строгой церковно-государ- ственной опекой. Привыкая к средневековому религиозному мировоззрению, искусство меняет ориентацию. Разрушается античный творческий метод, входит в жизнь условное искусство. Украшением храма становится изображение креста, богатый растительный орнамент, фигуры животных. Искусство скульптуры теряет античную пластическую форму, почти совсем исчезает круглая пластика. В скульптурных рельефах появляются схематические изображения. Наиболее прочно античные мотивы все же остаются в изделиях художественного ремесла. В церковных мозаиках сохраняются античные ощущения красочности реального мира. Но в V—VII вв. во всех видах живописи, включая первые иконы («Сергий и Вакх»), нарастает духовно-умозрительное начало. Архитектурно-пейзажные фоны сменяются отвлеченно-торжественными золотыми, изображения становятся плоскостными. Человеческие образы наделяются устойчивым эмоциональным смыслом. В античной традиции постепенно исчезают детализация в изображении человека, появляется символическое изображение. Например, фонтаны — это источники духовной жизни, павлин означал воскресение, птица — символ бессмертной 150 души и т.д., но все эти символы полны таинственного божественного смысла. Так возникает иконопись, в основе которой ложится принцип символики. Главный акцент иконы — в изображении лица с просветленным взором. В иконе нет почти ничего, что напоминало бы о земной жизни. Художник не вправе предложить свое художественное решение, а должен следовать канонам. Правила, каноны были приняты на Вселенском соборе в 787 г.: определены типы святых, темы икон, место расположения их в храме. Самой главной зоной росписи считался алтарь, символ места рождения Христа (пещера в Вифлиеме), где изображалась Богоматерь. Второй зоной являлась верхняя часть стен храма. Здесь были представлены эпизоды из жизни Христа, сюжеты на темы 12 христианских праздников: Благовещение, Рождество, Крещение, Распятие и др. В нижней части изображались фигуры апостолов, святых. Так возникла христианская иконописная эстетика, изображающая мир через божественные символы. В Византии были сформулированы основные принципы торжественного искусства, отвечавшего потребностям феодального общества, но сохранившие отголоски искусства античности, что выражалось в красоте духовного строя и гармоничности. Лучшие произведения иконописи связаны с храмами столицы Константинополя. Но большое число мозаик создавалось в монастырях провинции. Скульптура представлена рельефными иконами и декоративной резьбой, отличающейся богатством орнаментальных мотивов. Светское искусство Византии достаточно независимо сохраняло античные традиции. Фрески в домах знати изображали сцены охоты, сельской жизни, празднеств, развлечений. Не утратила себя и скульптура. В IV—VI вв. господствуют унаследованные от античности литературные формы: речи, письма, эпиграммы и даже эротическая повесть. Под значительным влиянием античной риторики находятся и церковные писатели — Василий Кесарийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Зарождаются и новые литературные формы — церковная поэзия, агиогра 151 фия (жизнеописания святых), частично использующие народный язык и сказания. В IX—X вв. происходят активное собирание и переработка античных памятников (Фотий, Арефа Кесарийский, Лев Хи- росфакт, Константин VII Багрянородный). В литературу проникают и светские темы, популярным становится образ воина. С XI в. основными жанрами являются речь и письмо, с помощью которых обсуждаются общественные проблемы. Критическим отношением к господствующей идеологии обращает на себя внимание атеистический писатель Лукиан. В поэзии XI-XII вв. встречаются многословные панегирики и псевдоученые комментарии, зарисовки живых сцен, полные юмора (Христофор Митиленский, Федор Продром). Византийская литература стремится создать сложный образ противоречивого человека, греховного, но стремящегося к вере и добру. Живой язык пробивает себе путь в поэзию. Имеет распространение «куртуазный» роман. В литературе XIV—XV вв. остро ставятся общественные проблемы, обретают свою жизнь стихотворные басни. Античные формы развивают крупнейшие прозаики Никифор Григора, Дмитрий Кидонис. К средневековым жанрам восходят сатирические повести (герои — птицы, рыбы и т.д.) и так называемые «плачи». Одним из интересных жанров византийской литературы являются сочинения историков. В IV—VII вв. еще живы были традиции античной исторической науки. Наиболее крупный идеолог аристократии — Прокопий Кесарийский, критически оценивающий политику императора Юстиниана. Церковную историографию представляют Евсевий Кесарийский, Сократ Созомен. В VIII—IX вв. основным видом исторических сочинений стали всемирные хроники, где много внимания уделяется церковным событиям (Феофан Исповедник, Георгий Амартол). В X в. появляются произведения, где авторы самостоятельно оценивают события. Расцвет исторической науки происходит в XI—XII вв. (Михаил Пселл, Михаил Атгалиат, Анна Комнина, Иоанн Киннам, Никита Хо- ниат). Оценки событий индивидуальны, сообщается много подробностей, внимание сосредоточивается на событиях, 152 современниками которых были авторы. В XIV в. наряду с историческими сочинениями, где богословские проблемы занимают главное место (Никифор Григора), зарождается жанр субъективных исторических мемуаров (Иоанн Кантакузин). Обширная историография XV в. стремится сохранить культурное наследие, поднимает вопрос о величии византийской цивилизации. Философия в Византии была подчинена богословию. Материалистические элементы в философии преследовались. Большим влиянием пользовалось идеалистическое философское направление. В VII в. наступил период систематизации византийского богословия, что было выполнено Иоанном Дамаскиным. Систематизация протекала в борьбе с иконоборчеством. В дальнейшем господствующее направление в византийском богословии сосредоточивает усилия на полемике с еретиками. Распространяется мистика, уводящая в дебри сверхъестественного (Григорий Палама). В XI—XII вв. все больше проявляются гуманистические тенденции, в то же время заметно присутствие безысходности и печали. Все стороны византийской культуры были так или иначе связаны с государственной властью, которая и формировала достижения и ценности в области гуманитарной жизни общества, выступая объединяющим началом культуры греческой и римской античности, сложившейся культуры Востока и примитивных культур различных племен. При этом на протяжении всего пути развития шла борьба между старым и новым. Начало юридической науке было положено систематизацией римского права, составлением сводов гражданского права, наиболее значительным из которых является «Свод законов» (Corpus iuris) Юстиниана, где использовались римские законы и сочинения византийских юристов. На этом своде и базировалось византийское право, задача правоведов ограничивалась толкованием и пересказом свода. В VI—VII вв. «свод» был частично переведен с латинского на греческий язык. Эти переводы легли в основу компилятивного сборника Васили- ки, к которым составлялись различные справочные пособия, в том числе «синопсисы», где статьи по отдельным правовым вопросам располагались в алфавитном порядке. 153 Помимо римского права византийская юридическая наука изучала каноническое право, которое основывалось на постановлениях церковных соборов. Попытка обобщить практику константинопольского суда была предпринята в XI в. в «Пире» («Опыт») — сборнике судебных решений. В XII в. византийские правоведы выпустили ряд толкований на правила церковных соборов, стремясь согласовать нормы канонического и римского права. В Византии существовал и нотариат. В VIII — первой половине IX в. в Византии возникло знаменитое иконоборчество — религиозное политическое движение, которое было направлено против господствующей церкви и христианского культа икон. В его основе лежит утверждение о том, что божество не может быть изображено, так как оно не имеет физического облика, а иконы — это предмет языческих культов. Кроме того, предметом спора стали вопросы познания: познаваемо ли божество? Иконоборцы считали, что божественность находится за гранью человеческого понимания. Иконоборчество возникло в обстановке глубоких социальных конфликтов. Поэтому борьба вокруг культа икон являлась также борьбой за власть внутри господствующего сословия, в том числе, например, против монастырского землевладения. В ней принимали участие сторонники еретического движения. Возглавили борьбу императоры. В 730 г. император Лев III объявил запрет на почитание икон, конфисковал церковную утварь, имущество, обогатив тем самым государство и провинциальную знать. В 754 г. в предместье Константинополя на церковном соборе были сформулированы основные принципы иконоборцев и почитание икон объявлено ересью, а обращение верующего к иконе рассматривалось как идолопоклонство. Многие иконы сжигались. Разрушались монастыри, где были обнаружены иконы. В 768 г. поступил патриарший приказ уничтожить изображение святых, выполненных в мозаике. Вместо них появились растительные орнаменты, а крест становится символом, заменяющим образ Христа. Против иконоборчества выступала столичная знать, которую поддерживало папство. Сильным противником иконо 154 борцев было и монашество, тесно связанное со столичной знатью. В конце VIII в. в связи с укреплением столичной и провинциальной знати иконоборчество пошло на спад, почитание икон было восстановлено. Большинство исследователей считают, что иконоборчество нанесло византийской культуре непоправимый урон. Другое мистическое течение — |