Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Александрия Египетская — более чем полумиллионный город, красота и богатство которого поражали современников. «Мусейон» города — дом муз —- имел богатейшую библиотеку, где хранилось до 500 тыс. книг по всем отраслям знаний. Правители Египта Птолемеи издали указ, по которому все книги, ввозимые в город, принудительно изымались, а взамен их выдавались копии. Ученые и писатели, приезжавшие для работы в библиотеку, получали бесплатное жилье, содержание и освобождались от налогов. Литература эпохи эллинизма необычайно обширна по количеству произведений и многообразию жанров, в источниках упоминается более тысячи имен писателей и поэтов, в том числе и представителей науки. Продолжали разрабатываться традиционные жанры: эпос, трагедия, комедия, лирика, риторическая и историческая проза. Но появились и новые виды произведений: филологические исследования, словари, 137 биографии. Они не были рассчитаны на широкие слои и отвечали интересам узких групп верхушки общества, поэтому быстро утратили свою общественную и художественную ценность, были забыты, и лишь немногие оставили след в истории культуры. Произведения искусства создавались на мифологические сюжеты и их отличали монументальность и грандиозность. Наиболее значительные были причислены к чудесам света. Фактически пять из семи чудес света были сооружены в период эллинизма: храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский, Александрийский маяк. Эти уникальные памятники культуры не сохранились, но до сих пор волнуют воображение и умы потомков. Однако научные открытия не привели к развитию техники. Бесплатный труд рабов делал ненужным технические усовершенствования. И, что не менее важно, эллинистическая цивилизация имела ярко выраженный потребительский характер: добытые обществом излишки жизненных ресурсов либо проедались и пропивались, либо превращались в художественные ценности, либо накапливались в виде богатств, не имевших никакого экономического смысла. И хотя в поздней античности были все условия для возникновения промышленного производства (единый рынок, первоначальный капитал, главным образом, торговый; свободные рабочие руки — разорившиеся ремесленники и крестьяне), античная промышленность была ограничена узкими рамками непосредственного потребления. К примеру, технические открытия гениального инженера Архимеда, жившего в Сиракузах, были применены лишь при защите города от римской армии. Сам же ученый воспринимался как чудак и мечтатель. С упадком эллинистических государств и началом римского господства произошли заметные изменения и в культуре. Рациональные черты мировоззрения все более отступали перед религией и мистицизмом, распространились мистерии, магия, астрономия; углублялись противоречия между слоями общества, приведшие культуру эллинизма к краху. 138 На смену ей пришла культура Древнего Рима. Это небольшое государство воинственных латинян к 1 в. до н.э. превратилось, говоря современным языком, в мировую сверхдержаву. Средиземное море — «океан греческой культуры» — стало внутренним озером гигантского государства. Изначально своим главным призванием Рим считал власть над миром. Однако, достигнув власти, Рим утратил цель и внутренне исчерпал себя, в том числе и в культуре. Хотя римскую культуру тоже делят на периоды, анализ ее лучше вести тематически. Это связано прежде всего с тем, что сердцевиной ее является культура Древней Греции. Римляне во многом превзошли греков, но всегда подчеркивали первенство последних в науках и искусствах. Материальная культура Рима также совершенствовала достижения древних греков. Наибольшее развитие получили строительная техника (мосты, дороги), военная (укрепления, военные машины и механизмы), аграрная. Получила широкое распространение водяная мельница, изобретенная еще в эпоху эллинизма, был известен подъемный кран. Особенно широко в Риме оказалось развито военное дело: здесь впервые был создан гибкий маневренный боевой порядок, получили развитие фортификация, искусство осады крепостей, разных видов и родов войск. Духовная культура Древнего Рима, основываясь на греческих принципах и традициях, смогла во многом приобрести самостоятельные черты. Образование в республиканском Риме было только домашним и преследовало практические цели. Под влиянием греков постепенно установилась трехстепенная система гуманитарного образования: 1) школа элементарная (возраст детей 7-12 лет, чтение, письмо, счет); 2) школа грамматическая (12-15 лет, чтение и толкование классических авторов); 3) школа риторическая (15—18 лет, упражнения в красноречии). Обучение философии и точным наукам в программу не входило и приобреталось частными уроками. Гимнастика, музыка, хореография в Риме, в отличие от Греции, почти не играли роли в системе образования. Греческие и латинские школы существовали в императорском Риме параллельно и даже содержались за государствен 139 ный счет. К концу античности понятие об идеальном энциклопедическом образовании вылилось в систему «семи свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия), унаследованную эпохой Средневековья. Научные знания в Древнем Риме носили прежде всего прикладной характер. Теоретические, фундаментальные отрасли знания воспринимались на уровне Древней Греции, а прикладные помогали совершенствовать хозяйство, развивать инфраструктуру, вести постоянные войны. Особых успехов римляне добились в агракультуре, где детально были разработаны принципы рационального ведения хозяйства, техника земледелия, виноградарства, садоводства. Географический кругозор древних римлян был весьма широк — римские путешественники достигали Китая, Индии, Занзибара и Центральной Африки, но в научной литературе это отразилось слабо. Важное значение имела проведенная Юлием Цезарем реформа календаря в 46 г. до н.э. Для научных знаний римлян характерен также энциклопедизм. Многие авторы составили своды, обзоры, энциклопедии научных сведений. Самым значительным трудом стала более чем 30-томная «Естественная история» Плиния Старшего. Традиции энциклопедизма подкреплялись практикой написания биографических обзоров, авторы которых (наиболее известны Плутарх и Светоний) пытались дать сводную характеристику истории Греции и Рима через жизнь и деятельность выдающихся людей. Философия и история как науки в Риме продолжали традиции древнегреческих ученых. Только в конце императорского периода появляются новые идеи религиозного христианского мировоззрения. Философы Эпикур, Лукреций, Марк Аврелий, историки Саллюстий, Тацит, Ливий стремились развить и укрепить научные выводы древнегреческих мыслителей, придать им современное звучание. Высшим достижением научного знания в Риме явилось создание системы правоведения, получившей впоследствии название «римское право». Оно подразделялось на публичное (отношения государства с частными лицами) и частное 140 (отношения между частными лицами). Особенно важным для развития мировой цивилизации обстоятельством стало формирование частного (приватного) права, в основе которого лежит право частной собственности. Абстрактность, системность, универсальность римского права превратили его во всемирное право, вечное и всеобщее или, как говорили в древности, «писаный разум». Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Литература Рима сформировалась под влиянием греческой, поэтому направления, стили, образы обеих очень схожи. Развиты были основные жанры поэзии: эпос, трагедия, комедия. В период кризиса республики наиболее актуальной являлась ораторская проза, где ярчайшей фигурой стал Цицерон — мастер философских и политических трактатов, речей и писем. В императорском Риме на первый план выдвигается поэзия. Три выдающихся поэта: Вергилий, Гораций, Овидий — выработали нормы поэтического языка, развили жанры лирических и любовных элегий, мифологических поэм. Со II в. н.э. значение литературы в жизни общества слабеет, так как центр культурной жизни перемещается в греческие провинции. Среди латинских писателей позднего периода выделяется Апулей, в произведениях которого содержится богатый бытовой и фольклорный материал. Театр у римлян был не настолько популярен, как у греков. Наиболее зрелищными являлись скачки в цирке, бои гладиаторов и травля зверей в амфитеатрах. В изобразительном искусстве римляне превзошли греков прежде всего в архитектуре, где сделали широким применение кирпича и бетона. Это в свою очередь способствовало использованию арочно-сводчатой конструкции перекрытий. Грандиозный размах строительство принимает в эпоху империи, когда сложившиеся типы сооружений (амфитеатры, базилики, термы) достигают удивительной роскоши и величественности. Большое влияние римская архитектура оказала на местное, провинциальное строительство в Европе, Северной Африке, Малой Азии и на Ближнем Востоке. С архитектурой тесно связано искусство монументальной живописи, которая 141 являлась неотъемлемой частью многих богатых домов в Риме и провинциях. Скульптура в Риме достигла наибольшего своеобразия в жанрах исторического рельефа и портрета. Римский скульптурный портрет — одно из крупнейших достижений римской культуры — развился из древних погребальных восковых масок. Если греческая скульптура исходила из идеально-обобщенного человеческого образа, внося в него элементы индивидуальности, то римская, наоборот, основывалась на конкретно-индивидуальном и постепенным обобщением довела его до типического. Большую роль в культуре Рима играла и музыка, в которой использовались различные жанры: хоровое пение, инструментальные оркестры, индивидуальное исполнение. Сделав целью политики и культуры внешнее господство над миром, Рим внутренне исчерпал себя. Имперскую идею сменяют вакуум, всепроникающее чувство бессмысленности и пустоты жизни, всеобщий скепсис. Все это проявилось в утрате веры в богов, кризисе прежних ценностей и идеалов, господстве неприкрытого гедонизма — культа наслаждений. В этом римляне знали толк. Пресыщенная публика щекотала себе нервы гладиаторскими боями, травлей львами зашитых в шкуры пленников. Римские гурманы кормили телами рабов выращиваемых для пиршеств рыб. В театре роль злодеев часто играли осужденные на смерть преступники и по ходу спектакля их убивали естественным образом. В распущенности нравов тон задавали сами правители Рима: символами жестокости и аморализма стали имена Калигулы, Мессалины, Нерона. Силой, противостоящей разложению и распаду римской культуры, стало возникшее в I в. н.э. христианство. Однако новая религия не смогла спасти от гибели обреченную античность, хотя «гибель Рима» не означала утраты всех тех сокровищ культуры, которые создала эта великая и уникальная эпоха. Единственной территорией нынешней России, тесно связанной с античным миром, являлось Северное Причерноморье, в том числе Тамань. Здесь находились античные города- государства — колонии Древней Греции и Рима. Их история и культура были тесно связаны с метрополией. 142 На Таманском полуострове находились Фанагория, Гермо- наса, Кепы, Горгиппия (современная Анапа), существовавшие первоначально самостоятельно, а затем вошедшие в Бос- порское царство. Греческое культурное влияние здесь соседствовало с традициями местных синдомеотских племен. Это сказалось в религиозных представлениях, где наряду с греческими божествами получили распространение и культы местных богов. Искусство городов-государств, имея греческие основы, обогатилось традиционными элементами искусства народов Тамани. Звериный стиль в орнаменте керамики и погребения курганного типа наиболее ярко ознаменовали это соединение и обогащение. Крушение античного мира и его культуры эти территории восприняли гораздо быстрее, чем собственно Афины и Рим, так как первыми приняли на себя удар кочевых народов. Ныне только археологические раскопки позволяют представить развитость и величие наследия культуры античного мира на земле России. Значение культуры античности в развитии человечества огромно и непреходяще. Оно определяется прежде всего тем, что здесь были заложены основы подавляющего большинства научных направлений, литературных форм и стилей изобразительного искусства. Взаимно дополняя друг друга, греки и латиняне дали человеческой цивилизации возможность найти и осознать радость творчества, идеал сильной и свободной личности, гармонию прекрасного в природе и человеке, счастье жизни. Одновременно они научили последующие поколения ценить свободу и демократию как основополагающие принципы существования человеческого общества и его культуры. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и зачастую непревзойденные сокровища человеческого духа, обладает неувядающей и вечно новой прелестью. Основные периоды исторического развития культуры. Две тенденции в развитии византийской культуры: античная и христианская. Архитектура, искусство, литература, народный эпос. Византийское право. Иконоборчество. Гуманизм против исихазма. Влияние византийской культурной традиции на древнерусскую и средневековую европейскую культуры. Византийская империя возникла в IV в. в ходе распада Римской империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. Столицей был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. С основания Константинополя началось обособление Византии в недрах Римской империи. Завершением обособления принято считать 395 г., когда произошло окончательное разделение Римской империи на Восточную Римскую (Византийскую) и Западную Римскую империи. Византийцы называли себя римлянами — по-гречески «ромеями», а державу — «Ромейской». Говорили на греческом и латинском языках. Этнический состав населения был разнообразным: греки, армяне, копты, сирийцы, евреи, фракийцы, даки, грузины и др. Но преобладающую роль в экономике, политической жизни и культуре играло греческое население. Византия прошла сложный путь исторического развития. Культура складывалась под влиянием римских, греческих и восточных (эллинических) традиций. Язычество и христианство заложили основание византийской культуры, но сформировалась она как христианская. Все наиболее существенные представления о мире облекались в образы христианской Византийская культура 144 мифологии. Византийское общество определяло этические ценности исходя из христианского вероучения, но они оставались отвлеченными идеалами, а не руководством в практической деятельности. Благочестие, смирение, ощущение собственной греховности и аскетизм рассматривались как высшие христианские добродетели. Особенно сильным оставался традиционализм. Эксперимент и научное наблюдение были крайне редкими. Византийская культура многое брала из античного наследия, а также из культуры населявших Византию народов (сирийцы, армяне, славяне и др.). Образование зиждилось не только на Священном Писании, но и на поэмах Гомера; античных авторов переписывали, изучали. В первые века существования империи поддерживались античные традиции образования, сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа и др.), возникли новые (Константинополь). Вместе с тем постепенно нарастало давление со стороны церкви на светские основы образования. В VI в. была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая более 1000 лет. Та же участь постигла и античные общественные библиотеки. В конце V в. в огне погибла Константинопольская библиотека, в которой находилось 120 тысяч томов книг. Только с середины IX в. начинается возрождение античного светского образования. В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами: юридическим и философским. При церкви святых Апостолов была создана медицинская школа. Идеология господ хотя и сохраняла античные традиции, но при этом отвергала развитие свободной личности, в ее основе лежал церковный аскетический идеал — смирение. Деспотический характер византийского государства установил строгий контроль за идейной жизнью, породил преклонение перед власть имущими, безудержное восхваление правящего императора. Центром официальной византийской культуры до XII в. был Константинополь, а позднее главными очагами культу 145 ры стали провинциальные центры, монастыри и феодальные поместья. От западноевропейской средневековой культуры византийская отличалась более высоким уровнем материального производства, устойчивым сохранением античных традиций в просвещении, науке, литературе, изобразительном искусстве и быту. У византийцев существовала вера в возможность индивидуального спасения, хотя она не сочеталась со свободой, так как византиец был зависим от высших сил — бога и императора. Имел место культ императора (земного божества), требовавший поклонения, особых церемоний, одежды, обращений и т.д. Бюрократическая централизация византийского государства определяла направления развития культуры, художественный вкус. Рассматривая свою культуру как высшее достижение человечества, византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Историю развития византийской культуры разделяют на несколько периодов. |