Главная страница
Навигация по странице:

  • Роджера Бэкона

  • М. Экхарта (1260—1327)

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница17 из 51
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   51
    Католицизм — одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве.

    Обособление католицизма в христианстве началось в III— V вв. в связи с углублением экономических, политических, культурных различий между западной и восточной частями Римской империи, особенно после ее раздела на Западную Римскую и Восточную Римскую в 395 г. Основной причиной разделения общехристианской церкви на западную (римско- католическую) и восточную (греко-православную) стало соперничество между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Первый разрыв имел место в 867 г., затем в 1054 г. и завершился в связи с захватом крестоносцами в 1204 г. Константинополя, когда из него был вынужден выехать патриарх.

    6*


    164

    Католицизм признает основные догмы и обряды христианской религии, но имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации. По вероучению католицизма, Папа Римский — видимый глава церкви, преемник апостола Петра, истинный наместник Христа на Земле, его власть выше Вселенских соборов. Строгой централизацией отличается и организация католической церкви, которая источником вероучения признает не только Священное Писание — Библию, но и Священное предание, или традицию.

    Католицизм проводит резкое разграничение между клиром и мирянами. Оно выражается в ряде установлений, не имеющих места в православии: целибат — обязательное безбрачие духовенства, причащение хлебом и вином — лишь духовенства; одним хлебом — мирян. Католическая церковь запрещает выход из духовного звания. Лишь в католицизме существует догмат о чистилище — промежуточной инстанции между адом и раем. Хлеб для причастия у католиков пресный, а не квасной, как у православных. Брак мирян нерасторжим, даже если один из супругов уличен в прелюбодеянии.

    Культ в католицизме характеризуется особенно пышным театрализованным богослужением, которое должно воздействовать на воображение и чувства верующих. Кроме пения используется инструментальная музыка (орган), храмы украшены скульптурами и картинами. Очень развито почитание всевозможных религиозных реликвий, культ мучеников, святых и т.д.

    На протяжении многих веков католицизм являлся господствующей идеологией в странах Западной Европы. Особенно значительна была роль католической церкви в эпоху феодализма. Будучи крупным земельным собственником, католическая церковь добилась большого политического влияния. Папство стремилось подчинить себе светскую власть (особенно в XI—XIII вв.), выступало с притязаниями на мировое господство, для расширения ареала своего влияния за пределы Западной Европы организовывало Крестовые походы. А возникавшие антиклерикальные движения, распространявшиеся с XI в. ереси, жестоко подавлялись католической церковью. Она прибегала к отлучениям, интердиктам, вела вой


    165

    ны, а в XIII в. учредила инквизицию — особый церковный суд, существовавший в XIII—XIX вв. Был установлен строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел судами. Светские же власти должны были приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры. Позднее были учреждены инквизиционные трибуналы, которым поручалось расследование дел, вынесение и исполнение приговоров. Члены этих трибуналов обладали личной неприкосновенностью и неподсудностью, находились в непосредственной зависимости от Папы.

    Из-за тайного произвольного хода судопроизводства обвиняемые были лишены всяких гарантий. Имело место применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков. Инквизиция и папство непомерно обогащались благодаря конфискации имущества осужденных. Приговоренных к смерти заживо сжигали на костре. Жертвами инквизиции стали многие выдающиеся ученые, мыслители. Особенно свирепствовала инквизиция в Испании, где она была тесно связана с королевской властью. Только за 18 лет деятельности главного инквизитора Торквемады (XV в.) было сожжено более 10 тысяч человек.

    Инквизиция нанесла огромный урон науке, культуре, искусству и человеку, всему европейскому сообществу, которое оказалось отброшено, остановлено в своем развитии.

    Фактически власть Папы в церкви была неограниченной. Политическая роль папства в средневековой Европе определялась тем, что католическая церковь в то время являлась интернациональным центром феодальной системы, папство окружило феодальный строй ореолом божественной благодати.

    Но по мере того, как в Европе складывались централизованные государства, влияние папства ослабевало. Падению авторитета папства способствовал Великий раскол (1378— 1417 гг.), когда папский престол занимали одновременно двое или трое пап. В высших церковных кругах и среди представителей светских феодалов зародилось соборное движение, которое победило на Базельском соборе (1431 — 1449 гг.) и утвердило идею верховенства церковных соборов над властью пап.


    166

    Интересным социальным институтом эпохи Средневековья стало рыцарство. Первые упоминания о нем относятся к концу X в. Это была категория военных слуг, преимущественно конных, которые являлись вассалами (подданными) знати. Но с ростом феодальной раздробленности и расширением прав мелких рыцарей грань между знатью и рыцарством стиралась. В XI—XII вв. рыцарями начинают считать всех светских фео- далов-воинов. А с образованием в XII в. духовно-рыцарских орденов рыцарство стало охватывать и часть духовных феодалов.

    В социальной деятельности рыцарства главное место занимали внутренние усобицы, Крестовые походы, войны между государствами, складывавшимися в самой Европе, военные акции по подавлению восстаний народных масс. Эти функции обуславливали растущее социально-экономическое и правовое обособление. Рыцарство приобрело широкие привилегии. Постепенно сложилась и особая рыцарская мораль. Для рыцаря обязательными были смелость и отвага в бою, защита христианской церкви, ее служителей, конечно же, верность своему сеньору, защита сирых и немощных отпрысков рыцарских родов. В особой чести была рыцарская щедрость.

    Таким образом, в системе культуры формировался идеал бескорыстного, мужественного воина, который хранил свое достоинство, не совершал бесчестных поступков. Это подкреплялось обетами, которые он давал при посвящении в рыцари. К ним относились обеты: личного совершенства, супружеского целомудрия, совершения подвига. Как светский человек рыцарь не должен был забывать о светской жизни.

    В среде рыцарства сложился культ дамы — поклонение рыцаря избранной им знатной женщине, даже замужней, но занимавшей более высокое социальное положение, чем он. Распространению этого культа способствовали как обеднение части рыцарства, стремление поправить свои дела выгодными браками, так и неудовлетворенность аскетизмом христианской морали.

    Начиная с семи лет сыновья рыцарей учились верховой езде, фехтованию, стрельбе из лука и охоте. Духовные лица


    167

    знакомили их с основами грамоты и вероучения. Находясь при крупных феодалах, рыцарские сыновья исполняли обязанности пажей и оруженосцев (в 14 лет). В 21 год свершалось торжественное посвящение в рыцари, символизирующее принадлежность к привилегированному слою общества. Накануне этого торжества будущий рыцарь постился, исповедовался и причащался. В виде признания сеньор мог наградить рыцаря землей.

    В среде рыцарской молодежи были распространены турниры, во время которых юноши демонстрировали свое воинское мастерство.

    Рыцарская культура создала образ героя-победителя, который воплощался в лирической поэзии, многочисленных историях о подвигах и похождениях средневековых рыцарей. Авторы рыцарских романов не скупились на описание неустрашимых подвигов героев, наделяя их разнообразными доблестными поступками. Церковь спокойно относилась к культуре рыцарства, которая не противоречила ей. Но в XIV— XVI вв. по мере образования постоянных армий и распространения огнестрельного оружия военная роль рыцарства сходит на нет. Как социальная категория рыцарство не исчезло, оно преобразуется в сословие дворянства.

    Вторым важным институтом средневекового общества стало монашество. Оно возникает в христианстве в III—IV вв. — сначала в форме отшельничества, затем (с IV—V вв.) появились совместные поселения монахов. Помимо религиозного фанатизма монашество имело и социально-экономические причины. При господстве в феодальном землевладении принципа майората монашество оказывалось единственным занятием для младших сыновей феодалов. В монастырях они занимали руководящее положение, их образ жизни мало отличался от жизни светских феодалов.

    Но основную массу монахов составляли все-таки выходцы из малоимущих слоев, не имевших средств к существованию, главным образом из крестьян. Они оставались близки к народным низам, этим и объясняется их участие в средневековых еретических движениях.


    168

    Эта социальная религиозная группа приняла на себя ряд обязательств: «уход из мира», отказ от имущества, воздержание, обязательное безбрачие, разрыв старых родственных и социальных связей, подчинение суровой дисциплине. Главной этикой монашества стали молитва и размышления о божественном. Посвящение в монахи сопровождалось обрядом пострижения. Монах получал новое имя и облачение.

    В раннем Средневековье, когда монополия на образование принадлежала церкви, монашество способствовало распространению грамотности, книжного дела, художественного ремесла. Но по мере роста светской культуры и освобождения науки от теологических оков монашество и монастыри становятся главными центрами борьбы против передовых идей и научной мысли.

    В первой половине XIII в., в период обострения социально-политической борьбы в связи с ростом товарно-денежных отношений, монахи выполняли роль миссионеров в разных странах, создавали новые, дочерние монастыри, которые становились опорными пунктами военных захватов. Монашество было оплотом папства в его борьбе за политическое господство в Европе, тем самым препятствовало процессу централизации европейских государств, развитию их культуры и экономики.

    В исторической науке известно, что жизнь монахов далека от проповедуемого ими аскетизма. Народ, борясь против феодальной эксплуатации, резко выступал против монашества, обвиняя его в тунеядстве и разврате. Более того, пороки и невежество монашества обличали гуманисты и просветители всех стран.

    В западноевропейских странах эпохи Средневековья католическая церковь всегда стремилась в своих целях использовать монашество для воздействия на идеологию, политику, науку, культуру, воспитание и другие стороны жизни народов.

    Монашество не зря называли черным духовенством. Влияние его на общество, культуру различно в разные времена и противоречиво, но это был абсолютно зависимый социальный слой от религиозных обетов и монастырского высшего духовенства.


    169

    В средневековой Европе значительные изменения в образе жизни и культуре происходили в связи с возникновением и развитием городов. Горожане боролись за свою независимость от феодалов. Они вели самостоятельную внешнюю политику, имели свое самоуправление. Это были по сути города- государства. Горожане были свободны от крепостной зависимости. Экономическое и политическое освобождение давало свободу и в области мировоззрения. С развитием городской культуры появилось светское образование. В XI-XII вв. в нескольких городах Западной Европы были образованы первые университеты. Их создавали на базе школ, которых существовало несколько типов. Первым университетом считался Болонский, основанный в конце XI в. Затем в XII в. был открыт Парижский университет, знаменитая Сорбонна. Позднее, начали обучение Кембриджский и Оксфордский университеты в Англии, Саламанкский в Испании. Каждый университет имел свою направленность, хотя были обязательные факультеты, такие, как, например, богословский. В Болонском университете готовили юристов, в Оксфорде — преподавали математику и астрономию.

    В XIV в. были основаны университеты в Германии, Польше, Чехии. А в XV в. в Европе насчитывалось уже 65 университетов. Учебные заведения имели привилегии, материальную помощь, были независимы от светских властей, имели свой суд, печать, свои правила жизни. Преподаватели и студенты освобождались от воинской повинности, дорожных пошлин, было ограничено вмешательство епископов в дела университета. Преподаватели объединялись в факультеты, а студенты — в землячества. Старейшего из преподавателей выбирали деканом.

    Обучение стоило дорого. Книги часто переписывались от руки. Студенты большинство текстов выучивали наизусть. Университет формировал определенный тип научного мышления — схоластику. По тому времени это были знания, почерпнутые из книг прошлого. Схоластика учила систематизировать знания, вести диспут, пользоваться цитатами. Она стала школой мышления, воспитывала способность к интеллектуальной работе.


    170

    В эпоху Средневековья студенческая среда имела свой образ мыслей, свои законы. Уклад жизни был демократичным, так как вместе обучались люди не только разных сословий, но и разных народов. Преподавание шло на латинском языке, поэтому студенты могли свободно менять место обучения. Вольная жизнь молодых людей беспокоила власти. За необузданный веселый нрав их называли вагантами (от лат. vagantes — бродячие). В XIII в. образованных людей оказалось больше, чем требовалось, и молодым специалистам было сложно найти работу. Если раньше они в стихах воспевали любовь, вино, природу, то теперь, оставшись без средств к существованию, не скупились на жесткие высказывания в адрес даже королевской власти. Ваганты свои стихи о беспечности и свободе писали на латыни, знали цену учености, презирали невежество, считали себя аристократами духа. Поэзия их так и осталась просто явлением времени, не получив дальнейшего развития.

    Примером поэзии вагантов может быть знаменитое стихотворение «Орден вагантов», автор которого неизвестен:

    «Эй, — раздался светлый зов,

    Началось веселье!

    Поп, забудь про часослов!

    Прочь, монах, из кельи!»

    Сам профессор, как школяр,

    Выбежал из класса,

    Ощутив священный жар Сладостного часа.

    Будет ныне утвержден наш союз вагантов Для людей любых племен, званий и талантов.

    Все— храбрец ты или трус, олух или генийПринимаются в союз без ограничений...

    Жизнь на свете хороша, коль душа свободна,

    А свободная душа Господу угодна.

    Не прогневайся, Господь!

    Это справедливо, что и немощную плоть Укрепляет пиво.


    171

    В течение XIII и XIV вв. европейские ученые подтачивали устои аристотелевой методологии и метафизики. Англичане ввели в сферу науки математический и экспериментальный методы. Были предложены концепция импульса, смелые идеи в астрономии, развивалась алхимия. Университеты становятся не только научными, но и культурными центрами Западной Европы. При них появляются крупные библиотеки, чему способствовало развитие книгопечатания.

    Но развитие наук все-таки оставалось под надзором богословия. Так, церковь преследовала Роджера Бэкона (ок. 1214— 1292), профессора Оксфордского университета, просидевшего в тюрьме более двадцати лет. Еретическими были объявлены многие положения в учении М. Экхарта (1260—1327), известного проповедника, монаха-доминиканца.

    Несмотря на проблемы, существовавшие между наукой и богословием, растущие потребности общественного производства, рост городов способствовали подъему научной и технической мысли. Развивались горное дело и металлургия, транспорт и средства мореплавания, создавались новые машины и механизмы. В эпоху Средневековья были изобретены порох, механические часы, компас, книгопечатание. В XIV в. появились доменные печи, способные выплавлять чугун. При строительстве мостов стали использовать водолазные аппараты. Леонардо да Винчи изобрел прокатный стан для цветных и драгоценных металлов, камнедробилку. Морские перевозки осуществлялись на кораблях, а также на гребных галерах. Знаменитые каравеллы с парусами отличались высокими мореходными качествами. Торговыми судами были каракки — трехмачтовые большие корабли водоизмещением 500 тонн.

    В эпоху Средневековья влияние церкви на мировоззрение человека было достаточно сильным, но оно стало ослабевать, когда общество, точнее его часть, получила доступ к академическому образованию, к светской литературе. Теология обрела все характерные черты будущих научных дисциплин. Более того, были приняты новые принципы познания и обучения. Сильно повлияло на эти процессы усиленное влияние городов и городской жизни.


    172

    Город своими свободами и знанием манил к себе средневекового европейца, и это являлось большим стимулом свободомыслия, индивидуального творчества деятелей культуры, появления стилей в искусстве.

    Первым таким стилем был
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   51


    написать администратору сайта