Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница25 из 51
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   51
Информатизация — это глобальное направление в культуре, которое способствует соединению национальных культур, образованности в самом широком диапазоне. Массовость культуры — это география, диапазон распространения культуры в обществе, в мире. Несколько другое толкование имеет понятие «массовая культура». В XX в. оно отражает развитие средств массовой коммуникации — телевидение, радио, кино, огромные тиражи иллюстрированных журналов, дешевых «карманных» книг и т.д. Это индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ, относительная демократизация культуры. Использование средств массовой коммуникации преобразует культуру в отрасль экономики, превращая ее в культуру, охватывает подавляющее большинство членов общества, через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования — от стиля жилья и одежды до выбора идеологии, традиций, ритуалов, интимных отношений, претендует на охват и подчинение культуры всего мира, его культурную «колонизацию».

Продукция масскультуры насаждает культ успеха, сильной личности и вместе с тем культ посредственности, условности, примитивности. Низводит социальные конфликты к сюжетно-занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель — достижение личного счастья любой ценой. Это развлекательность, забавность, сентиментальность комиксов, ходовых книжно-журнальных публикаций, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса, ориентированность на подсознание, инстинкты, такие, как: жажда обладания, чувство собственности, национальные и


248

расовые предрассудки. Понятие «бестселлер» приобрело универсальный характер.

Для массовой культуры характерны возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование всех возможностей для производства и реализации культурного продукта. Социально-психологическими исследованиями занимаются специалисты проектных и организационно-коммерческих структур, которые поставляют данные о состоянии массового спроса, колебаниях предпочтений и антипатий.

Непрерывно создаются новые образцы всего, что воспринимается массой потребителей: от упаковки до системы оформления города, режиссуры национального праздника. Маркетинг использует все новейшие средства организации производства и торговли в индустрии духовных благ, оказывает влияние на репертуар театров, финансирование кинофильмов, структуру телевизионных программ, политику издательской деятельности, рынок молодежной моды. Маркетинг вовлекает все проявления творчества в бесконечный процесс возвышения и падения очередных «звезд» и идолов. При обшей ориентации на массу маркетинг осуществляет разделение духовного продукта по типам потребителей.

Массовая культура была осмыслена в европейско-американской философии (О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гасет, Т. Адорно), которая предвещает крах «высшей» культуры в столкновении с «массой», «толпой». Начиная с 50-х гг. XX в. масс- культура подвергается критическому анализу, интерпретируется как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения и угнетения личности (Э. Фромм, Д. Рисмен, Г. Маркузе — США; Э. Морен — Франция). Согласившись с такой позицией, стоит все-таки отметить, что через систему массовой коммуникации миллионы людей получают известную возможность ознакомиться и с произведениями подлинной литературы, искусства, достижениями науки. Хотя, конечно, не стоит отрицать того, что пропагандистская машина массовой культуры серьезно давит на общество в целом, которое, впрочем, может выбирать, демонстрируя тем самым


249

свое отношение к предлагаемому товару. Другое дело, что оно будет выбирать и в каком количестве.

Такие культурологи XX в., как А. Швейцер, М. Вебер, не делали уж очень пессимистичных выводов, объясняя, что упадок культуры не является фатальным для любого общества. Современную культуру нельзя мерить рамками прежних времен, поскольку зародились новые ценности культуры, новые возможности ее распространения, другие критерии ее рассмотрения. Поэтому вряд ли правильно муссировать идею о гибели культуры.

Конечно, массовая культура воспитывает в человеке потребителя, предлагает каждому сладкие иллюзии, ориентирует на самые низкие вкусы, вымывает индивидуальность, уводит от действительности и много еще чего производит и продает сомнительного. Но при этом возникает очень сложный вопрос: какие цели ставятся — коммерческие, идеологические или, может быть, просветительские? Каков культурный уровень этого маркетинга? Вопросов много. Ответить на них практически невозможно. Человеку остается только надеяться на собственный уровень и выбор.

Возникла массовая культура в США. Поэтому очень часто все современное массовое называется американским, а экспорт масс-культурных достижений — экспансией американских ценностей. Нужно отметить, что американская культура XX в., сформированная в условиях многонациональной эмигрантской страны на биологически-потребительски-ин- формационном уровне, достаточно успешно реализует свою массовую продукцию. Так и не создав своей самобытной национальной культуры, она стремится к народам с массовой национальной основой, насаждает свой, не всегда высокий, уровень культурной идентификации под лозунгом «общечеловеческих ценностей» из страны с высокоразвитой цивилизацией. Так, посредственная продукция американской киноиндустрии буквально обвалила кинорынок Европы и России. Хотя в некоторых странах, например во Франции, приняты жестские законы, ограничивающие влияние американского ширпотреба.


250

В последние годы XX в. все громче звучит мысль о преодолении национального эгоизма и всеевропейском, мировом сотрудничестве в области культуры. В результате развития национальных культур, их взаимовлияния происходят восприятие и оценка общечеловеческих норм и ценностей. Двадцатый век показал, что современной эпохе больше присущи взаимодействие, взаимовлияние национальных культур, нежели замкнутость. Так, например, коллективистская культура японцев оказалось приемлемой и в США — стране с индивидуалистической культурой. Каждая национальная культура определенным образом воспринимает мировые тенденции развития и участвует в становлении культуры общечеловеческой.

В XX в. отмечается не только общение, взаимопонимание между культурными образованиями в рамках крупных культурных зон, но и сближение культурных регионов. Диалог происходит на уровне гуманитарных контактов культур, что предоставляет возможность преодолеть противоречия духовного кризиса, кроме того, позволяет заимствовать лучшее из мирового опыта и в то же время продемонстрировать свои достижения.

Мир необычайно динамичен, на планете произошли и продолжают происходить существенные политические и социально-экономические перемены. Получили развитие всемирные экономические и культурные связи, углубляется международное разделение труда, расширяется география мирового хозяйства между Западом и Востоком.

В эпоху научно-технической революции масштабы антропогенных изменений географической среды уже сопоставимы с естественными природными процессами, а темпы этих изменений — с темпами изменений в самом обществе. Существовавшее равновесие в системе «природа — человечество» нарушилось, породив экологическую проблему, проблему охраны внешней среды и рационального использования природных ресурсов.

После Второй мировой войны воздействие общества на природу приобрело громадный характер. В культурологии давно известно, что причиной озабоченности человека, как


251

правило, является дисгармония между потребностями и способами их удовлетворения. Потребности чаще всего не имеют предела, а возможности удовлетворения небезграничны. В XX в. серьезно ставится вопрос о формировании экологического сознания, принципов управления современной цивилизацией в сфере рекомендаций экологической науки.

Своей целеустремленной деятельностью, создав современную индустрию, общество серьезно вмешалось в природу. Научно-технический прогресс привел к тому, что вся биосфера оказалась вовлеченной в жизнедеятельность человека и на планете к биологическому и геологическому факторам добавился еще антропогенный. В этих условиях обозначился предел интенсивному воздействию на природу, что повлекло ухудшение общей экологической обстановки.

В 70-е гг. XX в., по оценкам специалистов, по вине человека на земном шаре утрачено 5 млн км2 культурных земель. Преодоление экологического кризиса, явившегося результатом человеческой деятельности, — глобальная проблема человечества. Это: загрязнение окружающей среды, нарушение озонового слоя атмосферы, парниковый эффект, поиск новых источников сырья. Застарелая проблема — предотвращение войны с применением оружия массового поражения, создание безъядерного мира. В мире еще не преодолены неграмотность, голод, нищета в развивающихся странах.

Трагедией культуры является то, что она неспособна выстроить систему запретов на разрушительные, потребительские запросы человека. Конечно, человек не может вернуться в лоно первобытной культуры, но низкий уровень экологической культуры — это мировая проблема, и человеческое сообщество должно совместно принимать соответствующие меры. Экологическая культура должна защитить не только природу, но и самого человека, так как он остается зависимым от природы, ее космических сил. Необходимо создавать экологически чистые технологии, исключить нарушения природной среды, коренным образом изменить всю хозяйственную деятельность, сломать косность в мышлении, отказаться от животного эгоизма.


252

Остро стоит и проблема сохранения культурного наследия человечества. В XX в. впервые появились организационные структуры, комплексно рассматривающие эту проблему. Речь идет о ЮНЕСКО, штаб-квартира которой находится в Париже. За полувековую историю этому филиалу ООН удалось спасти немало культурных ценностей и даже огромных историкоархитектурных комплексов (в Египте) от разрушения и хозяйственной деятельности человека.

«Машина» планеты продолжает работать по своим природным законам, но на эту работу все больше влияет порой безрассудная деятельность человека, и он должен нести за все это главную ответственность.

XX в. в области социокультурной системы грешит множеством взглядов на мир, которые вряд ли могут претендовать на уверенность в рассуждениях. Всех волнуют судьбы человечества, прогнозы на будущее, место человека в мире, состояние культуры. Некоторые не видят прогресса, цели на пути человечества, другие предлагают искать общие исторические основания, объединительные тенденции, позволяющие культурам выжить. Распространенным является мнение о том, что человечество нуждается в совместном решении глобальных проблем. Но не менее остро стоит проблема отрицания ценностей прошлого, сохранения гуманизма, а значит, и сохранения культуры, которая первая понимает зыбкость и неустойчивость этого мира, противостояние человека и природы, человека и техники. Завоевания века настолько значительны, что требуют от общества осознания связи всей человеческой деятельности с глобальными процессами, происходящими в мире.




Возникновение арабской культуры. Арабская астрология, медицина, математика. Исламоснова арабо-мусульманской культуры. Коран как культурологический источник. Расцвет арабо-мусульманской культуры в IX-XII вв. Классическая арабская философия. Культ знания. Научные достижения. Научная мысль, литература и искусство мусульманского Востока. Арабо-мусульманский тип культуры.

Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домусульманской культуры. Ислам как бы собрал в едином этническом и религиозном поле — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах. Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана являлся международным, объединяющим в странах Арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего Средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.

Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII в. мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатания, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что



Арабо-мусульманский тип культуры


254

ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир в Новое и новейшее время утратил все свои былые достижения.

Характерной чертой исламской культуры является нерас- члененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип ислама — внеисторическая встреча человека с Богом и вручение ему своей судьбы. В Коране, священной книге мусульман, нет описания исторических событий, нет хронологии, он алогичен, поэтому важно не понимание, а толкование «слова» Корана. Художественное творчество тоже не приемлет времени, там нет описания событий, героев, зачастую оно носит абстрактный характер по форме и содержанию. Только Бог обладает способностью к творчеству, человеку же перед Богом следует быть доверчивым и понятливым. В отличие от иудейских храмов, обращенных к прошлому, и христианских, обращенных к будущему, мечеть олицетворяет вход в мир Вечного Завета, где слиты прошлое, настоящее и будущее. Соответственно, и убранство мечети имеет свои особенные черты: здесь нет сюжетных изображений и скульптур (аиконичность), но лишь каллиграфические надписи, воспроизводящие священные фразы, и орнамент.

Орнамент в исламской культуре — это средство ввести человека в мир грез, иллюзий, тайн; слово же вводит верующего в вечный диалог, оно — форма жертвоприношения (само слово «коран» переводится как глагол «читать»).

Ислам впитал в себя идейную основу и культ иудаизма, христианства, воспринял и синтезировал элементы греческой философии (в основном идеи неоплатонизма и перипатетической школы), римского права, буддизма и восточных верований. Путем переработки и ассимиляции он превратился в самостоятельное, самобытное явление.

Одним из торговых центров Аравии была Мекка, населенная в основном племенем курейш. Племенной бог курейшитов Аллах почитался особо. Курейшиты распадались на ряд родов: Хашим, Омейя и т.д. Омейя главенствовали в племени, а Хашим дал Мухаммеда, ставшего пророком Аллаха на Земле. Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пас


255

тухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадид- жы. От брака с вдовой у него родилась дочь — Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда.

Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Бросив торговые дела, он стал халифом, т.е. пророком-про- поведником. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, покориться его воле, а также соблюдать завешанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных.

Но вместе с успехом он познал злобу богатых соплеменников, и в 622 г. ему с группой близких последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения (хиджры) стал началом летосчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру.

В 630 г. Мухаммед торжественно въехал в Мекку. Знать курейшитов почла за благо не продолжать межплеменные споры. Мекка с Каабой стали святыней ислама, а родственные Мухаммеду курейшиты получили важнейшие посты в социально-политической организации исламистов. В 632 г. Мухаммед умер и был похоронен в Медине.

Смерть Мухаммеда обнажила проблему соотношения религии и власти. Пока жив был пророк, не существовало сомнений, что ему принадлежит верховная политическая власть, но кто заменит пророка? На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.

Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али сплотились недовольные халифатом, создав свою партию шиитов (шиа — партия, группа). Осман был убит, а четвертым халифом провозгласили Али, который положил начало имамату.


256

Во главе государственной власти должен был стоять представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост.

Курейшитский род Омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети в Куфе. Халифом стал Муа- вия, основавший династию Омейядов. Ему удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против Халифа. Хусейн был буквально растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. После этого Хусейн стал святым мучеником всех шиитов, ежегодно отмечающих день его гибели торжественными процессиями с самобичеванием и даже самоубийством религиозных фанатиков — шахсей-вахсей.

Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои богатые плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени люди уже были подготовлены к единобожию, отказывались от своих племенных богов и принимали культ единого великого Бога. К тому же арабские халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину — ушр. А немусульма- не были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог — харадж (от одной до двух третей урожая) и подушную подать — джизию. Естественно, что население завоеванных территорий от Испании до Средней Азии за экономическое послабление готово было поклоняться Аллаху.

Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части коренного населения и приводом в гарем представительниц местного населения, благо многоженство поощрялось Кораном. Арабизации способствовало и то, что арамейское население Сирии и Ирака говорило на языке, близком арабскому.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном, но эта мудрая книга написана по-арабски, а переводить ее запреща


257

лось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Арабский язык на территории халифата стал средством общения, и его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т.д. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-мусульманской культуры.

Даже в Иране и Средней Азии, где существовали богатые местные культурные традиции, а языки значительно отличались от арабского, принадлежность к арабо-мусульманской культуре служила залогом успеха и процветания в жизни. Тем не менее распространение арабо-мусульманской культуры везде протекало по-разному. В Иране засилие арабов вызывало постоянное раздражение местного населения, которое обладало своими этнокультурными традициями, на почве этой оппозиции и получило широкое распространение движение шиитов. Его возглавляли потомки дяди пророка Аббаса. Опираясь на народное недовольство, аббасиды в конце 749 г. захватили власть и учредили Аббасидский халифат (750—1258 гг.). Омейяды сохранили власть только в Испании, где учредили так называемый Кордовский эмират.

По мере того как заканчивались завоевательные доходы и жизнь приходила в норму, складывались благоприятные условия для подъема арабо-мусульманской культуры. В центре этой культуры, естественно, находились богословские проблемы устройства мира, предопределения, свободы воли и т.д. В обсуждении этих проблем, в разработке исламских ценностей и культов, в обогащении культуры принимали самое активное участие персы, таджики, тюрки и другие народы.

В центре этой культуры находится Коран, в нем сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира. Он утверждает культ Аллаха, признающий его всемогущим, бессмертным, милостивым и милосердным богом, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось, за него карали смертью.



258

В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обусловливает саму возможность получения урожая, размножения скота и т.д. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему богу, которому нет равных в мире.

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это — мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис — ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!». Среди мусульман широко распространено сказание о пророке Ибрахиме, который расправился с шайтаном в долине Мина близ Мекки. В память об этом и сейчас во время хаджа, паломничества в Мекку, паломники совершают в этой долине обряд «побиения шайтана» камнями.

Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль (Джабриль), Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые добросовестно выполняют приказания своего хозяина. Говорится в Коране и о коварном чудовище Даджжале. Согласно религиозному учению, оно приковано цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом света это чудовище установит свое жестокое царство на Земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Иса ибн Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама и спасет мир.

Таковы особенности монотеизма, проповедуемого Кораном. Хотя Аллах и велик, он вынужден считаться с шайтаном и опираться на верных ангелов. Естественно, верующий не должен об этом забывать.

Шииты веруют и в наследственных имамов — глав своей общины и государства, которых было двенадцать, последний из них —
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   51


написать администратору сайта