Главная страница
Навигация по странице:

  • К. Гольдони

  • Джефферсон

  • XIX в.

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница21 из 51
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   51
    И. Кант (1724—1804), который считал, что предметом теоретической философии должно быть исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Значителен его вклад в разработку теории правового государства. Кант сформировал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя путем постепенных реформ, исключая грубое насилие. Строем, отвечающим условиям свободного общества, Кант считал парламентскую республику.

    В 70-х гг. XVIII в. Просвещение было связано с движением «Буря и натиск», которое проникнуто духом бунтарства, ростом антифеодальных настроений. Сюда относятся творчество молодого И.В. Гете, ранние драмы Ф. Шиллера, пьесы Ф. Клингера, Я. Ленца и других.

    В Италии Просвещение было связано с борьбой за национальное объединение. Просветители много внимания уделяли вопросу о едином итальянском литературном языке. Наиболее значимо просветительские идеи звучали в творчестве и деятельности философов, юристов, экономистов. Важную роль сыграла литература, в частности, творчество и реформы драматургии и театра К. Гольдони (1707-1793). В его произведениях критика действительности велась с позиции народа и устами народа, содержание пронизано просветительскими идеями, а реформы были поддержаны просветителями как в Италии, так и за границей — Вольтером, Г. Лессингом, И.В. Гёте.

    Эпоха Просвещения впервые (по сравнению с Средневековьем и Возрождением) вывела свои достижения за границы Западной Европы. Просвещение в культуре и политике стало явлением российской истории, сделав Россию полноправным участником европейского социокультурного процесса.


    203

    Но еще более продуктивным стало применение идей Просвещения на американской земле. Они победили в ходе борьбы за независимость северо-американских колоний в 1775— 1783 гг. Т. Джефферсон (1743-1826), Д. Вашингтон (1732— 1799) — активные сторонники европейского Просвещения — сделали Конституцию США примером практической реализации идеологии буржуазии в мировом масштабе.

    Культура XVIII в. воплощала в себе всю сложность эпохи: столкновение сил реакции и прогресса, борьбу лучших людей этого времени за высокие человеческие идеалы в условиях абсолютистского гнета и суровой обстановки капиталистического общества. Экономические потребности, прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъему точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли отражение в развитии общественной мысли.

    Буржуазное мировоззрение, психология бюргерства опирались на городскую среду. Поэтому городская жизнь становится мерилом материального прогресса. Европейские и американские города, особенно столичные, приобретают неповторимый облик. Их застройка осуществляется комплексно, с учетом обязательного сочетания жилых зон, административных кварталов, парков и скверов. Впрочем и грязных, неустроенных домов, улиц, особенно на окраинах, еще было много. Существен был прогресс и в одежде, внешнем облике людей этой эпохи всех сословий, поскольку плоды промышленного производства стали применяться повсеместно.

    Соотношение материального и духовного в культуре Просвещения существенно изменилось в сравнении с предыдущими эпохами. Победу капитализма над феодализмом во многом определили революционные сдвиги в технике и орудиях труда. Развитое мануфактурное производство, появление машин, заменивших ручной труд, способствовали быстрому прогрессу в экономике ведущих стран Европы. Количество изобретений, новшеств, приспособлений практического характера, реально влиявших на образ жизни людей, значительно возросло. П. Сорокин подсчитал, что число научных открытий в XVII в. достигло 691, а в XVIII в. — 1 574.


    204

    Наука как двигатель прогресса, материального и духовного в культуре впервые в истории человечества доказала свой приоритет над религией. Научные исследования оформились по конкретным направлениям, а их результаты приобрели фундаментальный или прикладной характер. Наука перешагнула национальные границы, а информация о научных открытиях и изобретениях распространялась повсеместно, превращаясь в процесс обмена опытом.

    В XVII-XV1II вв. наука стимулируется производством, она создает техническую базу для научных экспериментов, наблюдений и обобщений. Появляются новые инструменты, механизмы, машины для эмпирических исследований.

    В XVIII в. завершился переход от поэтически-целостно- го восприятия мира к собственно научным методам познания действительности. Просветители века не только разрушали старое, но стремились внедрять передовую науку и культуру, строили смелые гипотезы, излагали новые взгляды. Философская мысль несла идеи о разумном и просвещенном обществе, о свободе и равенстве, концентрировала в себе осмысление времени, его новых целей, понимание мира как системы. Звучала мысль о праве, законе, который должен сформировать из человека-раба человека-личность. Наряду с проблемой нравственности поднималась проблема государственности, которая противопоставлялась свободе личности. Поиски выхода из возникающих противоречий вокруг идеалов гражданских свобод были сложными и, как правило, не прибавляли оптимизма, скорее их можно назвать еще не осознанной надеждой, мечтой, утопией.

    Просвещение возвеличивало разум и оптимистически связывало с этим лучшие надежды, но потерпело поражение. Французская буржуазная революция, начавшаяся в 1789 г. как торжество высокого разума, закончилась трагически, страна потеряла более 2 млн своих граждан, сотни тысяч выехали из нее (только в Россию — более 30 тысяч).

    Поэтому во второй половине XVIII в. культура как бы уходит от «возвышенного», свойственного эпохе Возрождения, к «простому», частному, чисто человеческому содержанию. Это присутствует и в философии, и в науке, и в литературе.


    205

    Если эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, то эпоха Просвещения все это подвергла переосмыслению в сторону иронического и скептического отношения ко всему, что было возвышенным прежде, являлось образцом. Эпоха Просвещения вернулась к старым стилистическим формам классицизма, но сформировала новое его содержание. Кроме того, новый классицизм не обращался к античным классическим формам, однако не был чужд романтизма.

    Классицизм получил широкое распространение во Франции и других странах. Это направление культуры было овеяно нравственным пафосом, величавостью порядка, выражало стремление к разумному и стабильному. Как образцы классицизма можно назвать комедии Ж. Мольера, трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, поэзию Ж. Лафонтена, картины К. Лоррена и Н. Пуссена, архитектурный ансамбль Версаля. В скульптуре классицизм связан с именами Ж. Гудона и Э. Фальконе; в музыке — с творчеством В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Гайдна. Позднее классический стиль трансформируется в имперский, массивный и величественный, использующий в архитектуре и прикладном искусстве позолоту в сочетании с мрамором.

    Новым течением в культуре XVIII в. было и обращение к внутреннему, интимному миру человека, испытывающего потрясения или находящегося в преддверии их. Это сентиментализм, который стал выражением кризиса просветительской мысли.

    Другим явлением культуры эпохи Просвещения явилось вторжение светского начала в религиозную тематику, даже вытеснение ее. Главные темы художников, литераторов — жизнь реальных людей. Парадность уступает место жизненной интимности, обретает популярность пейзаж настроений. Востребованным становится эскиз, отражающий личное, индивидуальное.

    Одним из основных стилевых направлений в искусстве Европы с конца XVI в. становится стиль барокко (от итальянского b
    аrоссо — странный, причудливый), связанный с дворянско-церковной культурой зрелого абсолютизма, тяготевший к торжественным, «большим формам». Ему свойственны


    206

    контрастность, напряженность, динамичность образов, аф- фекция, стремление к величию и пышности, к слиянию искусств (городские и садово-парковые ансамбли, опера, оратория). Для архитектуры барокко характерны размах, слитность сложных форм, для скульптуры и живописи — парадные портреты и эффектные декоративные композиции.

    В первой половине XVIII в. в европейских странах наряду с барокко рождается сугубо светский стиль рококо в архитектуре, в живописи, литературе. Возник он во Франции в период кризиса абсолютизма, отражая свойственные аристократии настроения — бегство от действительности в мир театрализованной игры. Стиль рококо в архитектуре культивирует сложные резные и лепные узоры, завитки, маски-головки амуров, выражает галантный дух аристократической эпохи. Блеск и театральность бытия сочетаются в нем со стремлением к интимности и покою. Возникнув в аристократической среде, этот стиль постепенно проник в городские и сельские слои. В литературе рококо — утонченное, но лишенное глубины и гражданских идеалов искусство, где нет места долгу, героизму. Здесь царят фривольная беззаботность и игривость, а динамика развития культуры отражает выражение Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного».

    Литературу Просвещения отличало также стремление приблизить ее к жизни, превратить в действенный фактор, преобразующий общественные нравы. Образцами просветительской художественной литературы стали произведения Вольтера, Руссо, Дидро, Бомарше (Франция), Лессинга, молодых Гете и Шиллера (Германия), Ричардсона, Филдинга, Смо- летта, Шеридана (Англия). Среди литературных жанров ведущими были сатирический и семейно-бытовой роман, роман-воспитание, эссе, философская повесть, драма.

    Французской литературе свойственно направление, где просветительские идеи, сатира, ирония облечены в самую свободную форму проявления. Этот стиль присущ Вольтеру в поэме «Орлеанская девственница», в «Монахине» Дидро, где описаны совсем не целомудренные нравы, в «Персидских письмах» Монтескьё, в романах Лесажа «Хромой бес» и др. Но у того же Вольтера в известной трагедии «Заира» мы на


    207

    блюдаем судьбы людей различных религий, моральных принципов, с разным пониманием чувства долга, справедливости и т.д. Это откровенная критика фанатизма — как христианского, так и мусульманского.

    Литература Германии довольно медленно проявляла себя в эпоху Просвещения. Но стоит вспомнить И. Гердера, впервые осмыслившего культуру как единый процесс, в котором можно обозначить культуры различных народов. Культура, по его мнению, развивается на принципах историзма и народности, а фольклор он рассматривал как выражение могучего разума народа. Ему следовали Шиллер и Гете. Эпохальным произведением явился «Фауст» Гете, где точно выражается философская мысль о том, что человек находится в постоянном поиске истины, горькое понимание того, что рационализм Просвещения ограничен, что еще не найдено того, что могло бы решить все противоречия общества.

    Идеи Просвещения оказали существенное влияние на музыку, особенно во Франции, Германии и Австрии. Воззрения просветителей подготовили оперную реформу К. Глюка, провозгласившего простоту, правду и естественность единственными критериями красоты для всех видов искусства. Именно в эту эпоху сформировалась венская классическая музыкальная школа. В творчестве великих Ф. Гайдна и В. Моцарта солирует оптимистическое и гармоническое мировосприятие. Творчество Л. Бетховена проникнуто духом героики, идеями Французской революции. Во Франции и Италии во второй половине столетия расцвета достигает опера. Формой музыкальных произведений становятся оратория и месса в церковной культуре и концерт — в светской.

    Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII—XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов. Просветителей обвиняли в том, что они внесли в умы людей путаницу,


    208

    а в общество — смуту, нарушивших естественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмостков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое предназначение.

    По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И. Гете в трагедии «Фауст», оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.

    Если говорить о значении культуры Просвещения в контексте мировой культуры, то трудно найти столетие, которое бы дало столь выдающееся созвездие блестящих имен во всех областях человеческой деятельности. Это было время великих открытий в различных областях науки — достижений, заложивших основы для последующего развития этих отраслей знания.

    Не вызывает сомнения, что, несмотря на великие социальные потрясения, эпоха Просвещения возвеличила разум, проявила способность противостоять невежеству, разбудила в Европе социальную мысль, принципиально по-новому определила место человека в обществе и культуре.




    Мировоззрение новаций в культуре: рационализм, антропоцентризм, евроцентризм и др. Культура метрополий и культура колоний. Важнейшие направления в развитии европейской культуры: классицизм, романтизм, реализм, критический реализм, символизм, натурализм. Кризис буржуазного либерализма и рационализма. Возникновение марксизма и его социокультурные истоки. Импрессионизм в живописи и музыке. Материальная культура капитализма. Наука и техника.

    Капитализм с его промышленной технической революцией и огромным подъемом экономики, науки представлял собой новую, более высокую, чем феодализм, ступень развития общества, его производительных сил, материальной и духовной культуры. Вместе с тем успехи капитализма вызвали противоречия между общественным характером массового индустриального производства и частной формой присвоения его плодов, обнажили до предела все пороки, присущие этой стадии общественного развития человечества.

    Характер новых условий жизни, обострение борьбы экономических интересов и социальных противоречий все чаще становятся главными темами в творчестве крупнейших мастеров культуры. Общей чертой является стремление к прямому отображению и идейно-эстетической оценке конкретных условий как общественной жизни, так и быта своего времени. Существенной особенностью становится историзм мышления как в подходе к явлениям прошлого, так и к современной действительности. Общественное сознание преодолевает метафизическое восприятие жизни, находит свое отражение в науке, литературе, искусстве.



    Культура XIX в.


    210

    Культурный переход на рубеже XIX в. объясняется промышленным переворотом в Англии, войной за независимость североамериканских колоний (1774—1776), Великой французской революцией (1789—1794).

    XIX в. принес не только открытия в науке, но и раздвинул территориальные границы мира, вследствие чего последовал кризис политики, основанной на евроцентризме. Примером может служить освоение европейцами Северной Америки, когда они образовали там резервации для индейцев, или цивилизаторские устремления англичан в Индии, которые так и не привились индусам.

    Колонии первоначально представляли собой поселения, основанные в результате массовых миграций жителей какого- то государства за его пределы (античная эпоха). Они были независимы от метрополий либо их население находилось в том же положении, что и жители метрополий. В Средние века колонизационные процессы представляли собой бегство крепостных крестьян от произвола феодалов, эмиграцию религиозных и национальных меньшинств, спасавшихся от преследования церкви или инквизиции.

    Колонизация широко осуществлялась и в Новое время. Возникшие колонии (в Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке) стали капиталистическим продолжением метрополий, а затем превратились в самостоятельные государства.

    Колонии в XIX—XX вв. — это страны и территории, находящиеся под властью метрополий, лишенные политической и экономической самостоятельности, управляемые на основании специального режима. Они возникли с развитием капитализма. Страны-метрополии навязывают свое господство «чужим» странам и территориям, порабощая их с помощью военного, политического и экономического принуждения. Как правило, это территории с инонациональным населением и экономически менее развитые. Конечно, колониальная политика использовалась для упрочения власти и в собственной стране. Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, порабощение и искоренение заживо туземно


    211

    го населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, завоевание Африки — все это способствовало беспредельному обогащению Европы.

    Первые колониальные империи, Испанская и Португальская, образовались вслед за Великими географическими открытиями. Колонизаторы истребили сотни тысяч людей и обратили в рабство коренное население, установили в захваченных странах беспощадный режим угнетения. Главными методами колонизаторов были поборы и принудительный труд коренного населения, добыча золота, серебра, внутренняя и внешняя торговля.

    В порабощенных странах колониальная политика разрушала производительные силы, задерживала экономическое и политическое развитие, приводила к разграблению и истреблению целых народов. Трехсотлетнее испанское владычество привело к сокращению на 9/10 индейского населения Латинской Америки. Если к началу испанского завоевания население Центральной Мексики составляло около 11 млн, то к середине XVII в. — около 1,2 млн человек. Африка только в результате работорговли лишилась свыше 100 млн человек.

    На протяжении XIX в. в мире сложилась колониальная система политического подчинения, экономической эксплуатации, культурного подавления слаборазвитых стран Азии, Африки, Латинской Америки. Со второй половины XIX в. происходит громадный рост колониальных владений. Так, Англия захватила территорию в 9 млн км2 с населением 146,6 млн человек, Франция — 9,7 млн км2 с 49 млн человек, Германия — 2,9 млн км2 с 12,3 млн человек и т.д. Жертвой колониального порабощения стал почти весь Африканский континент. Кроме колоний империи включали в себя протектораты, а Британская империя — доминионы. Большое количество стран было поставлено в положение полуколоний, политически подневольных стран, опутанных сетями финансовой и дипломатической зависимости. К началу XX в. на колонии и зависимые страны приходилось около 66,8% территории и 60% населения земного шара.

    Ученые, анализируя особенности культурно-исторического развития Европы этого периода, бесконечно спорят по


    212

    поводу насильственного характера экспансии европейской культуры. Одни в восторге от европоцентризма и однолинейности исторического прогресса человечества, поскольку считают, что для выживания человечества на планете необходимо общечеловеческие интересы ставить выше национальных и государственных. Но если обратиться к немецкой классической философии, то могут возникнуть и другие представления. Там, где есть рабы, считал Гегель, не может быть свободы. Тот, кто зависит от раба, сам является рабом, пока не осмыслит этого, увидев в рабе самого себя. Если же какой-нибудь народ захочет освободиться от рабства и станет действовать, то никакая сила не сможет ему помешать. Такова, по Гегелю, сила самосознания, цель которого — свобода.

    Эпоха становления капитализма на европейском континенте — это эпоха формирования таких важнейших направлений в развитии художественной культуры, как классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм.

    Классицизм основывался еще в XVIII в. на идеях рационализма, стремился к героическим, нравственным идеалам. Для классицизма характерны утверждение гармоничной личности, замена идей борьбы идеей воспитания, что означало примирение с существующими порядками.

    Представителем классицизма в немецкой культуре был
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   51


    написать администратору сайта