Главная страница
Навигация по странице:

  • Джотто ди Бондоне

  • Донателло

  • Микеланджело Буонарроти

  • Джорджоне

  • Франческо Петрарки

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница19 из 51
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   51
    Боттичелли (1445—1510) с его мифологическими и религиозными сюжетами, а также Джотто ди Бондоне (1266-1337), который избавил итальянскую фресковую живопись от влияния византийской. Использовал законы перспективы в начале XV в. Мазаччо (1401 — 1428). Впервые после античности представил в скульптуре обнаженное тело известный скульптор Донателло (ок. 1386—1466). Одним из основоположников архитектуры Возрождения был Филиппо Брунеллески (1377-1446). В своем родном городе Флоренции он отдал почти четверть века работе над церковью Сан Лоренцо, построил часовню Пацци, дворец Питги. 20-е и 30-е годы XV в. Брунеллески посвятил завершению главного архитектурного памятника Флоренции — собора Санта Мария дель Фьоре. Постройку этого собора начали еще в конце XIII в., в XIV в. его облицевали цветным мрамором. Архитектор воздвиг над собором грандиозный купол, о котором Микеланджело сказал: «Трудно сделать так же хорошо. Нельзя сделать лучше».

    Ко второй половине XV — начала XVI в. относится деятельность великого зодчего Возрождения Донато Браманте (1444—1514). С его именем связаны такие творения, как дворик в монастыре св. Амвросия в Милане, церковь Сан Пьетро ин Монторио и дворец Канцелярии в Риме и, главное, проект нового здания собора св. Петра в Ватикане.

    XVI в. считается веком полного расцвета культуры эпохи Возрождения. В живописи и архитектуре наиболее ярко выразились эстетические идеалы гуманизма и вера в творческое и духовное могущество человека. Одним из самых ярких творцов этого времени являлся Леонардо да Винчи (1452—1519), гениальность которого была всесторонняя. Он был не только великим художником, но и прославился в веках как математик, физик, архитектор, скульптор, изобретатель, писатель, музыкант. Когда разбирали его рукописи и рисунки, в них обнаружили открытия механики XIX в. Но в любой области Леонардо оставался прежде всего художником, одаренным необычайным чувством прекрасного. В живописи Леонардо да Винчи, мастерски сочетая рисунок, светотень и цвет, как бы ваял фигуры людей. Во всем мире известно двенадцать


    184

    или четырнадцать произведений живописи великого художника. Главные из них: «Тайная вечеря», «Мадонна с цветком», «Мадонна с младенцем», «Портрет дамы с горностаем», «Мадонна в скалах», «Джоконда» — открыли новый этап в истории искусства, который получил название Высокого Возрождения.

    Почти столь же многогранным было творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Он вошел в историю культуры как скульптор, живописец, архитектор, поэт. Живопись и скульптура представляли для него «единое искусство». Всемирную известность получили скульптуры Микеланджело «Пье- та» («Оплакивание Христа»), «Давид», «Моисей», гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Ему принадлежит создание купола собора св. Петра в Ватикане. Там же великий мастер Возрождения расписал на темы Ветхого Завета плафон Сикстинской капеллы (660 м2), а на ее алтарной стене создал фреску «Страшный суд».

    Гениальным итальянским художником Возрождения был Рафаэль Санти (1483— 1520). В росписях нескольких комнат Ватиканского дворца он прославил земное бытие человека, гармонию его духовных и физических сил. Великий творец считается создателем академического искусства. Его ранние работы «Мадонна Конестабиле» и «Обручение Марии» передают печать сдержанного изящества и светлой романтики. В более поздних работах «Мадонна в зелени» и «Мадонна Тран- дука» подчеркивается гармония человека с миром. К позднему периоду творчества художника относится знаменитая «Сикстинская мадонна» — образ, полный лиризма и высокой душевной чистоты. Как архитектор Рафаэль прославился работой по достройке собора Святого Петра после смерти Браманте.

    Творчество Тициана (1477-1576) полностью связано с художественными идеалами Высокого Возрождения. Его мастерство также знаменует вершину искусства Высокого Возрождения, а произведения навеки вошли в золотой фонд художественного наследия человечества. Образы полотен Тициана прекрасны не только физически, но и духовно, им присуща благородная одухотворенность. Назовем лишь несколько его великолепных творений — это «Вознесение Марии», «Поло


    185

    жение во гроб», многочисленные портреты периода Позднего Возрождения, «Даная», «Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян». Кроме Тициана крупнейшими венецианскими мастерами Высокого и Позднего Возрождения были Джорджоне (1477—1510), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518-1594).

    Эпоха Возрождения — блестящий этап в развитии французской культуры. По сравнению с итальянским французское Возрождение опаздывает на полтора столетия и падает на середину XV в. Несмотря на существование художественно совершенного и престижного во всей Европе итальянского искусства, молодая, полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствии с национальными задачами, которые стояли перед культурой французской монархии.

    Новые устремления во французском искусстве XV в. проявились в творчестве художников центральных областей Франции, расположенных в долине Луары. Средоточием луарской школы был город Тур — местопребывание короля в XV в. Здесь же жил и творил один из самых крупных французских художников Жан Фуке (1420-1477/81). Восприняв отдельные черты искусства Италии и Нидерландов, он сумел выработать свою художественную манеру. Фуке — придворный художник Карла XII, а затем Людовика XI. Основой его творчества был всеобщий подъем набирающего силу молодого государства.

    К началу XVI в. Франция представляла собой единое государство, самое большое в Западной Европе. С утверждением абсолютизма пафос политических и экономических преобразований, развернувшихся в общегосударственном масштабе, определил расцвет культуры во Франции. Наиболее полно и ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в литературе этого периода, в творениях Рабле, Рон- сара, Дю Белле, Монтеня. Рабле считал искусство одним из средств, способствующих преобразованию общества на новой основе. Ронсар прославлял искусство за то, что оно «воспитывает ум и восхищает чувства». Монтень видел в искусстве мощное орудие морального воспитания людей.


    186

    Большинство выдающихся французских художников — создателей культуры Ренессанса: Гужон, Бонтан, Лижье-Ришье, Дюсерсо, Корнель де Лион, Палисси — вышли из ремесленной среды отдаленных от центра провинций, где сильнее проявлялись народные основы французской культуры. Центрами ее становятся не только Париж, Тур, Фонтенбло, но и Лион, Бурж, Пуатье и другие города.

    Королевский двор в первой половине XVI в. также являлся важнейшим центром культуры. Франциск I привлек к своему двору просвещенных людей Франции, поэтов, художников, ученых. Сестра короля Маргарита Наваррская, сама незаурядная писательница, собрала вокруг себя гуманистов. При дворе Франциска I провел последние три года своей жизни великий Леонардо да Винчи. Заметную роль сыграли приехавшие из Италии художники-маньеристы, основавшие школу светской живописи и скульптуры. По всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли архитекторы из Италии. Лучшим образцом французской архитектуры периода Ренессанса стал великолепный замок Шамбор.

    Особо следует сказать об искусстве Жана Гужона (ок. 1510 — между 1564 и 1568). Это был разносторонне одаренный человек. Блестящий декоратор и архитектор, рисовальщик и гравер, он изучал произведения античных мастеров, художников итальянского Возрождения. Но главные его достижения относятся к области скульптуры. Современники сравнивали Гужона с Фидием, в руках которого «мрамор начинает оживать». Одно из высших достижений Гужона — рельефы фонтана Нимф. Среди поздних работ мастера выделяются своим размахом скульптурные декорации Лувра. Жизнерадостные, светлые образы Гужона в специфической национальной форме выразили в скульптуре существо гуманистического французского Возрождения.

    В культуре Северного Возрождения было больше средневекового мировоззрения, религиозной символики. К Северному Ренессансу относят культуры частично Франции, но прежде всего Германии, Нидерландов, Англии, Швейцарии.

    Противоречия общественного развития Германии нашли свое отражение и в культуре XV в. Как и в Нидерландах, здесь


    187

    не просматривалось решительного поворота к новому, который был присущ культуре Италии. Культура Германии была еще тесно связана с церковью. Готические черты здесь продолжают существовать в течение всего XV в., но к концу века возникают некоторые проявления непосредственного человеческого чувства, внимания художника к живому образу человека.

    Искусство в своих лучших образцах становится независимой, самостоятельной областью культуры, одним из средств познания мира.

    В конце XV в. начинает свою деятельность величайший художник Северного Возрождения, мастер гравюры Германии Альбрехт Дюрер (1471-1528). Он принадлежал к числу тех гениальных творцов, которые знаменуют собой переход к новому историческому этапу и творчески формируют отдельные прогрессивные явления в систему взглядов, открывающую новую ступень национальной культуры. Такие люди живут всеми интересами своего времени. Не примыкая ни к одной социальной или религиозной группировке, Дюрер силой своего искусства боролся за свободу человеческой личности. Его творчество было гимном человеку, его силе и глубине интеллекта. В этом смысле художника можно рассматривать как одного из крупнейших гуманистов Возрождения. Но его образ человека глубоко отличается от идеала титанов итальянского Возрождения. Творчество Дюрера глубоко национально. Он любил людей своей родины, и созданный им идеал воспроизводил облик того человека, которого он видел в своей стране, сурового, мятежного, сильного, но обремененного сомнениями, мрачными раздумьями, пронизанного драматизмом и внутренней напряженностью.

    Крупным мастером портретной живописи в Германии эпохи Возрождения был Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах — блистательный Ян ван Эйк, с именем которого связывают распространение живописи маслом, Рогир Ван дер Вейден. Большим мастером жанровой живописи в Нидерландах был Питер Брейгель-старший, живопись которого отличалась необычайной виртуозностью техники. Великому нидерландскому живописцу Босху, одному из самых образованных людей


    188

    своего времени, были присущи мистический настрой, ирония, пессимизм. Нидерландцы в эпоху Возрождения дали миру таких выдающихся мастеров кисти, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Халс, Иордане, Вермер.

    К середине XVI в. в связи с глубокими социальными и экономическими потрясениями, которые довелось пережить Германии, вся немецкая культура приходит в состояние глубокого упадка.

    Литература эпохи Возрождения неотделима от ренессансного мировоззрения. Основные этапы и жанры ее связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Возрождения характерна новелла, особенно комическая, с антифеодальной направленностью, прославлявшая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Через всю литературу Возрождения проходит образ шута, в «мудром безумии» которого сходятся народный здравый смысл и просвещенное свободомыслие. В эпоху Раннего Возрождения творил в Италии великий Данте Алигьери (1265-1321), автор знаменитой «Комедии», которую потомки, выражая свое восхищение, назвали «Божественная комедия». Всемирную известность имеют сонеты Франческо Петрарки (1304-1374), последователем которого был Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона» — собрания реалистических новелл.

    Две традиции, народной поэзии и книжной античной учености, органически сочетаются в наиболее значительных памятниках эпохи, особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» француза Ф. Рабле — подлинной энциклопедии идей гуманизма Возрождения, в драмах У. Шекспира, в «Дон Кихоте» М. Сервантеса. Выдающимся представителем культуры Возрождения Нидерландов являлся Эразм Роттердамский (1469— 1536), впервые назвавший себя «гражданином Вселенной». Его «Похвала глупости» и «Домашние беседы» способствовали воспитанию свободомыслия, тяге к знанию, обличали недостатки и пороки современного ему общества.

    Огромную роль в распространениии новых гуманистических идей сыграло изобретенное в 40-х гг. XV в. книгопечатание и его распространение в странах Европы. Европейское бумаж


    189

    ное производство получило развитие в Италии в первой четверти XIV в. В середине XV в. Иоганн Гутенберг напечатал 42-строчную Библию. Книгопечатание распространялось уверенно, свои печатни имели 236 городов Европы. Книга способствовала культурному обмену между народами, была мощным средством развития культуры, а многие типографы того времени были выдающимися гуманистами. Виктор Гюго назвал изобретение книгопечатания зародышем всех революций, поскольку мысль стала долговечной, крылатой и неистребимой.

    Культура Возрождения отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплетались.

    В период Позднего Возрождения многие ренессансные идеалы и нормы значительно трансформировались, даже в самой Италии. В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а в других протестантизма, который, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистическому свободомыслию, как и католическая церковь в период контрреформации, наступает кризис ренессансного гуманизма.

    Разрушается оптимистическая (утопическая) вера гуманистов в то, что новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре Возрождения, возникшей на народной основе, тесно связанной с народными традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократические тенденции. Кризис гуманистической культуры Возрождения, ее «аристократизация» находят отражение в возникновении в Италии маньеризма — направления, в котором главную роль играют чувства трагизма, обреченности (Я. Понтормо, А. Бронзино, Б. Челлини и др.).

    Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения — возникновение натурфилософии (философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождения приходится на XVI в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кам- панелла, Бруно). Характерными особенностями натурфилософии были: натуралистический пантеизм, в соответствии с


    190

    которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы.

    Эпоха Возрождения была временем открытия мира, новых континентов, новых знаний, которые потрясали и вызывали представления о еретиках, колдунах. Это время столкновения нового с еще крепким старым, время кровавых разорительных войн, жестокой борьбы протестантов и католиков, раскола христианской церкви в Европе, варварского искоренения свободомыслия.

    Италия стала первой страной, в которой развернулась католическая реакция. В 40-е гг. XVI в. инквизиция, преследуя деятелей гуманистического движения, сжигала запрещенные книги, угрожала всем инакомыслящим. Папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг». Верующим запрещалось их читать под угрозой отлучения от церкви, так как они (книги) противоречили основным положениям христианской религии. Джордано Бруно, преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил в изгнании. Но по возвращении в Италию был обвинен в ереси и свободомыслии и после восьмилетнего пребывания в тюрьме сожжен на костре в Риме в 1600 г. Его участь разделили многие передовые мыслители и ученые эпохи Возрождения.

    В большинстве стран Западной и Центральной Европы

    1. в. стал временем широкого общественного движения, связанного с глубинными процессами, происходившими в социально-экономической жизни, получившего название Реформация. Сложное по социальному содержанию и составу, оно приняло религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и в основе своей носило антифеодальный характер. Реформация была вызвана разложением феодального способа производства и зарождением новых капиталистических отношений, обострением социально-политических противоречий.

    Идеологи Реформации отрицали необходимость католической церкви со всей ее иерархией во главе с Папой, учение католицизма о «сокровищнице добрых дел», связанные с ним индульгенции. Реформаторы предложили единственным источником религиозной истины Священное Писание. Они


    191

    осуждали церковь как крупного феодального собственника, настаивая на секуляризации церковного имущества, огромной земельной собственности католической церкви, выступали против монастырей, монашества, поборов.

    Реформационное движение было очень сложным, в нем участвовали различные социальные слои. Бюргерско-буржу- азное направление выражено в учениях М. Лютера, У. Цвин- гли, Ж. Кальвина. М. Лютер представлял умеренное крыло, шедшее на компромисс с феодализмом и оставшееся на почве теологии. Радикально-буржуазное крыло представлял Ж. Кальвин, который отличался крайней религиозной нетерпимостью как к католицизму, так и к народным реформа- ционным течениям, которых обвинял в безбожии. Противники его учения подвергались изгнанию.

    Идеологи Реформации утвреждали, что человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником», и доказать это своей жизнью и деятельностью, успехами в труде. Религиозное оправдание получила предпринимательская деятельность буржуа с его стремлением к накоплению капитала. Мирской аскетизм выражался в простоте жизни и уничтожении многочисленных католических праздников, увеличении числа рабочих дней. Церковная организация строилась на основе жесточайшей дисциплины и была воспринята не только буржуазией, но и аристократическими слоями, она явилась удобным орудием борьбы с королевским абсолютизмом (например, во Франции).

    Одним из главных положений протестантского учения является связь человека с Богом без посредничества церкви, духовенства. Каждый верующий может сам толковать «слово Божие». Сохранены лишь немногие религиозные праздники. Протестанты не признают святых, ангелов, культа Богородицы, икон, отрицают представление о чистилище. Протестантизм в своей реформе апеллировал к первоначальному христианству. Происхождение и сословные привилегии ни на что не влияли, главным были мирское призвание, святость труда и деловых качеств человека, упорство в исполнении своего долга. Это своеобразная «мирская аскеза».


    192

    Народное направление Реформации выражало интересы крестьянства и городского плебейства, его идеологом был Т. Мюнцер. Начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодализма. Реформация понималась в духе социального и политического переворота в интересах трудового народа.

    В ряде стран реформационное движение было использовано феодальным классом для укрепления влияния королевской власти (Скандинавские страны, Англия) или отдельных князей (Германия). Проведение Реформации «сверху» сопровождалось секуляризацией церковных земель в пользу светской власти. Вновь созданные церкви были подчинены ей.

    Центром реформационного движения явилась Германия, которая в силу особенностей своего социально-экономического и политического развития стала ареной для буржуазной революции в Европе.

    Первоначально всеобщая ненависть к католической церкви, которая эксплуатировала в пользу папства раздробленную страну, объединяла все слои оппозиции: бюргерство, крестьянско-плебейские массы, рыцарство, к Реформации присоединилась также часть князей. Однако уже в 1520—1521 гг. началось размежевание. Народная Реформация вылилась в Крестьянскую войну (1524-1526). Умеренно консервативные круги немецкого бюргерства, идеологом которых был М. Лютер, пошли на компромисс с феодально-княжеским лагерем. Народное движение в Германии было подавлено, как и Мюн- стерская коммуна. Бюргерство не поддержало этого движения. Победили вера и власть.

    Это позволило германским князьям использовать Реформацию в своих целях, присвоить себе все церковные богатства. Между императором и князьями, оставшимися католическими, с одной стороны, и князьями, присоединившимися к Реформации, — с другой, началась длительная, разорительная для страны, усилившая децентрализацию Германии борьба, которая привела к заключению Аугсбургского религиозного мира (1555), а позднее — к Тридцатилетней войне (1618—1648), в ходе которых было уничтожено огромное количество культурных ценностей.


    193

    В Женеве, после прихода к власти прогрессивных бюргеров, в середине XVI в. оформилось новое течение —
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   51


    написать администратору сайта