Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
кальвинизм, которое вскоре вышло на всеевропейскую арену, дав нарождавшейся буржуазии идеологию, которая и обосновывала ее притязания на политическое господство. Новый подъем реформационного движения, но уже в форме кальвинизма явился во Франции идеологическим знаменем нарождавшейся буржуазии против феодальной эксплуатации и королевского абсолютизма. Последний для укрепления своей власти использовал во Франции католицизм, утверждая вместе с тем независимость французской католической церкви от папского престола. Оппозиционные выступления различных слоев против абсолютизма вылились в религиозные войны, закончившиеся победой королевского абсолютизма и католицизма. Однако по мере укрепления капиталистического уклада абсолютизм постепенно утрачивал прогрессивный характер и становился тормозом для дальнейшего развития капитализма. В Англии и Франции абсолютизм был уничтожен в ходе ранних буржуазных революций
Реформация в ее радикальных формах представляла серьезную угрозу феодальному строю и его культуре. Развернувшееся с середины XVI в. реакционное движение против Реформации, возглавлявшееся папством — контрреформация, привело к подавлению Реформации в габсбургских землях, части Германии, Польши, были пресечены и слабые попытки реформационного движения в Италии и Испании. Все направления Реформации объявили еретическими. В 1540 г. был официально утвержден орден иезуитов, который должен был проповедовать католические взгляды во всех общественных слоях, выполняя миссионерские функции. Кроме того, несмотря на мирское существование, иезуиты выискивали и предавали церковному суду еретиков, а мирян любой ценой старались возвратить в лоно католической церкви. Тридентским собором была учреждена «вселенская» инквизиция, действовавшая в большинстве стран Западной Европы. Противоречия протестантизма и католичества в 1572 г. вылились в трагедию Варфоломеевской ночи и резню во 194 Франции, когда в течение недели уничтожили около 30 тысяч протестантов. В результате Реформации католическая церковь утратила свое монопольное положение в Западной Европе. Она оказалась в большей зависимости от национального государства, пользовалась меньшей властью, что облегчало развитие науки и светской культуры. Была сломлена духовная диктатура церкви. Реформация стала последним крупным антифеодальным движением, проходившим под религиозной окраской. Эпоха Возрождения, особенно XV в., отмечена крупными научными открытиями в области естествознания. Его развитие непосредственно связано с запросами зарождавшегося капиталистического производства. Это торговля, мореплавание, строительство, военное дело. Особенностью науки была тесная связь с искусством. Процесс преодоления средневекового догматизма происходил одновременно и в искусстве, и в науке. Наиболее крупные достижения были в области астрономии, географии, анатомии. Революционный переворот в науке произвели открытия в середине XVI в. в области астрономии. Н. Коперник (1473— 1543) своей гелиоцентрической системой мира разрушил основы религиозного взгляда на мир, вызвав негодование церкви. Анатомы Падуанского университета во главе с А. Везали- ем заложили основы научной анатомии. Испанский ученый М. Сервет был близок к открытию круговорота крови в организме. В медицине создаются новые методы лечения болезней (Парацельс и др). Растет объем знаний в области математики, механики, геологии, зоологии, ботаники, этнографии. Значительные сдвиги произошли в металлургии, минералогии. Новый этап эк- спериментально-математического естествознания наступил в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона и итальянского ученого Г. Галилея. Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие мыслители XVI в. Н. Макиавелли, Ж. Боден порвали с феодально-теологической трактовкой установлений и стали рассматривать в качестве движу 195 щей силы общественной жизни активно действующего субъекта, деятельность самих людей. Возрождение подарило человечеству чувство свободы в области социальных и экономических отношений, в области познания мира, самосознания человека. Великие географические открытия: путешествия X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана — доказали шарообразность Земли, дали очертания большей части суши. Как древние греки и римляне в свое время благодаря мореплаванию распространили свое влияние на все Средиземноморье и далеко за его пределы, так и европейцы XVI в. обошли другие морские цивилизации. Путь в Индию открыли португальцы, куда в 1498 г. прибыла экспедиция Васко да Гамы. Чуть раньше, в 1492 г., испанская экспедиция Христофора Колумба достигла острова Сан-Сальвадор, открыв Новый Свет — Вест-Индию. Началась эпоха колонизации Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В 30-х гг. XVI в. европейцы покорили население Мексики и Перу, подавив ацтеков, инков, другие индейские племена с развитой культурой. Европейская культура варварски вторгалась в Новый Свет. В 1519-1521 гг. испанский король направил флотилию Ф. Магеллана в первое кругосветное путешествие, результатом которого явилось знание о том, что Земля круглая. Позднее, в конце XVI — начале XVII в., морские экспедиции совершались голландцами, англичанами, французами. Голландцы открыли берега Новой Зеландии и Австралии. Обладание колониями, эксплуатация их природных ресурсов и населения очень скоро превратились в источник долговременного обогащения европейских держав. Так, с 1521 по 1530 гг. испанские завоеватели отправили на родину 5 тонн золота. За десять последующих лет Испания получила 47 тонн золота и более 300 тонн серебра. И так продолжалось без малого 300 лет. С 1537 г. вводится строгий порядок организованного вывоза сокровищ в Европу. С одной стороны, это во МНОГОМ способствовало обогащению европейских королевских дворов, служило источником заказов на произведения искусства, 7* 196 культурные ценности. С другой стороны, завоеватели-европейцы в Латинской Америке, Индии и Китае встретились с культурой, которая ни в чем не уступала, а по древности превосходила культуру метрополий. Мир Возрождения, его культура впервые предоставили возможность представить динамику процесса развития человечества в череде культурных эпох различных народов мира. Эпоха Возрождения, несмотря на жесточайшие противоречия, останется великой эпохой, потому что, пройдя тернистый путь разочарований, потерь, людских страданий, она открыла миру новое качество человеческой истории, без чего невозможны сегодняшний мир, сущность современной культуры. Культурно-исторические условия и предпосылки Просвещения. Основные доминанты: гуманизм и рационализм. Национальная самобытность: английская, французская, итальянская, германская. Анти- абсолютистский, антифеодальный пафос идей Просвещения. Стилевые и жанровые особенности культуры XVIII в.: исторический оптимизм, плюрализм философских, этических, эстетических учений и направлений. Видные деятели Просвещения. Идеи Просвещения в европейской художественной культуре: литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Значение эпохи европейского Просвещения в развитии мировой культуры. Эпоха Просвещения в Западной Европе открывается начавшимся еще в XVII в. общим прогрессом научного знания, необходимого для нужд материального производства, торговли и мореплавания. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. В 1688 г. свершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии, а начавшаяся во Франции революция 1789 г. воспринималась уже как результат реализации идей Просвещения. Как общественное и идейное движение в странах Европы Просвещение связано с угасанием феодальных и утверждением капиталистических производственных отношений, выражалось в особом умонастроении. Главным девизом времени были разум, просвещенность и воспитание. Это должно было стать фундаментом новой жизни. Просветители боролись за установление «царства разума», за веротерпимость, свободу, благосостояние, ненасилие. Им присущи были вольнодумство, критическое отношение к авторитетам и догматам, вера в прогресс науки, социальное Культура эпохи европейского Просвещения 198 благоденствие. Идеологи Просвещения были убеждены, что прогресс науки и просвещение народа изменят общественное устройство и будут способствовать развитию всеобщего равенства. Идеи просветителей в XVII и XVIII вв. получили широкое распространение во многих странах, но в целом они выражали интересы нового сословия — буржуазии. Философия западноевропейского Просвещения многими нитями связана с Возрождением, от которого были унаследованы гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, свободомыслие, исторический оптимизм. Просветители также производили переоценку прежних ценностей, но их критика феодализма была острее и глубже, затрагивала структуру государственного устройства, так как буржуазия к этому времени уже достаточно окрепла и нуждалась в собственной идеологии. Критика просветителей была направлена не только в защиту свобод, гражданского равенства, против догматов церкви, но и против деспотизма абсолютной монархии, против всего феодального строя с его системой сословных привилегий. Эпоху Просвещения предваряет общий прогресс научных знаний XVII в. Научная деятельность Р. Декарта, Г. Лейбница, И. Ньютона, Т. Гоббса, Б. Спинозы освобождает науку от духовной власти религии, знаменует важный этап роста точных и естественных наук — физики, математики, астрономии, механики. Научно-технический прогресс формировал антифеодальные настроения. Феодально-религиоз- ным догматам о божественном происхождении монархической власти и всех феодальных установлений просветители противопоставили рационалистические теории общества и государства, морали и даже самой религии — деизму, религии разума. В вопросах общественного развития просветители были идеалистами. Они считали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению несправедливости. Носителями идей просветительства были люди разных сословий: представители торгово-промышленных кругов, дворянства, аристократии, духовенства, соответственно и условия жизни их были разными. Кроме того, в каждой стра 199 не движение носило отпечаток национальной самобытности. Различия социально-экономических условий и национальных традиций обусловили специфику Просвещения в разных странах. В Англии, например, просветительская мысль базировалась на идеологии, рожденной Английской буржуазной революцией XVII в., закончившейся компромиссом между крупной буржуазией и частью земельной аристократии. Этот компромисс и проявился в философских теориях Дж. Локка (1632-1704). В условиях быстрого технического прогресса и экономического роста Просвещение в начале XVIII в. развивалось под знаком социального оптимизма. В своем сочинении «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локк предлагал позитивную программу, в которой неотчуждаемыми правами человека называл жизнь, свободу и собственность, а право на последнюю связывал с оценкой, результатом человеческого труда. Правопорядок же, по его мнению, должен обеспечить возможность получения выгоды каждым. Такие положения способствовали развитию в обществе предприимчивости и изобретательности. В 1689 г. в работе «Два трактата о государственном правлении» Дж. Локк говорил о превосходстве конституционной монархии, выступал против неограниченной королевской власти, за право нации свергать тирана. А правильный человек должен быть бережливым, рассудительным, расчетливым; такого человека надо обучить знаниям, полезным для предпринимательской деятельности. Человек плохой или хороший формируется под влиянием окружающей среды, поэтому критике подвергались как феодальный строй, так и правовые нормы и политические институты: «Человек — продукт своей среды». Разум должен был освободить людей от предрассудков. Правда, подобные утверждения были подвергнуты критике другими представителями просветительства. Так, Д. Ман- девиль в «Басне о пчелах» высмеивал миф о гармонии и универсальном добре, утверждая, что в основе благосостояния Англии лежат пороки и преступления. Дж. Свифт также верил в благую природу человека, но видел опасность духовного вырождения личности в обществе, так как там всегда 200 царит борьба частных интересов и наживы. К середине
Во Франции Просвещение на начальном этапе многое берет от англичан. Но просветительская критика здесь оказалась более действенной и имела огромный общественный резонанс. Самым ярким представителем ее стал писатель, философ, историк, член Французской академии Ф. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778). Вся его жизнь и творчество подчинены борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма, наряду с идеалом просвещенной монархии выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства. Вольтер стал наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. С ним были вынуждены считаться европейские монархи, в том числе и Екатерина II. В своих исторических трудах «Век Людовика XIV», «Опыт о нравах и духе народов», «История Российской империи в царствование Петра Великого» основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их обычаям, культуре. Исторические идеи Вольтера на более поздней стадии Просвещения развивал Ж.А. Кондорсе, пытаясь установить закономерности развития истории, движущие силы прогресса. Исторические эпохи он объявил этапами развития человеческого разума. Французские просветители боролись за естественные права человека. Так, Ш. Монтескьё полагал, что естественное состояние было бы периодом мира и равенства, что общественная жизнь подобно природе подчиняется естественным закономерностям. Представителями второго поколения французского Просвещения были Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах. Главным событием в их деятельности стал выпуск «Энциклопе 201 дии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751— 1780). «Энциклопедия» была первым научным изданием (в 35 томах), в котором излагались завоевания науки предшествующих столетий по всем отраслям знаний. Культура здесь переплеталась с идеологией, целью которой являлась критика отсутствия гражданских свобод, всего отжившего, устаревших философских и религиозных доктрин. Критичность мышления была жесткой, разрушающей и беспощадной. Вдохновителями и редакторами издания были Д. Дидро и Ж. Д’Аламбер, авторами — многие передовые ученые, писатели, инженеры. Их философские и социально-политические воззрения неоднородны: наряду с материалистами здесь были деисты, наряду со сторонниками республиканской формы правления участвовали и приверженцы «просвещенного абсолютизма». Однако общим являлось стремление к преодолению консервативных устоев феодального общества, потребность в обосновании рационального мировоззрения. «Энциклопедия» способствовала социальному и научному прогрессу. Энциклопедисты сыграли серьезную роль в идейной подготовке Великой французской революции. Просветители способствовали распространению реальных знаний, совершенствованию системы образования, направляли социальный интерес в сторону естествознания. С развитием науки открываются многие научные учреждения. Перед революцией во Франции действовали Королевский колледж, Академия наук, Парижская обсерватория, более двадцати университетов. Выпускались научные журналы и труды. Наука и ученость были в большой чести в общественной жизни Франции. Германия в эпоху Просвещения была раздробленной страной, где экономически слабое бюргерство не могло надеяться на ниспровержение феодального абсолютизма. Творчество ранних немецких просветителей имело умозрительный, теоретический характер. Оптимистические утверждения о всемогуществе разума, который способен разрешить любые противоречия реального мира, присущи были трудам X. Томазия, Г. Лейбница, X. Вольфа. Но с конца 50-60-х гг. XVIII в. центральной фигурой просветителей Германии становится 202 Г. Лессинг, который выступал с идеей борьбы против абсолютистского произвола, религиозной нетерпимости, за создание единого государства вместо множества мелких монархий и княжеств. Известным представителем немецкого Просвещения был |