Главная страница
Навигация по странице:

  • XX в.

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница23 из 51
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51
    Ф. Ницше (1844—1900) переплетаются самые противоречивые тенденции времени — вакхическое опьянение и трагедийное начало. Это якобы поможет забыться, разгульное


    224

    забытье предлагается в качестве помощи духовному одиночеству. Но философ все же нашел в себе силы сказать, что христианское милосердие расслабляет человека, которому необходимо мужество в этом жестоком мире.

    Другое направление философской мысли представляет марксизм, который резко выступил против либеральной половинчатости буржуазии и осудил псевдореволюционное фразерство представителей философских школ, подверг пересмотру идеалистические основы философии Гегеля. Основателями марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс был первым мыслителем, распространившим материализм на сферу общественной жизни, показавшим определяющее место материального производства в общественном развитии, решающую роль в истории народных масс — производителей материальных благ. Философия Маркса и Энгельса — диалектический и исторический материализм — послужила методологической базой для разработки остальных составных частей марксизма — марксистской политической экономии и теории научного коммунизма. Марксистское учение постоянно подвергалось и подвергается критике, отрицающей его целостность и обвиняющей в утопизме, что, тем не менее, не помешало ему удержаться целое столетие, создать свою культуру и даже осуществить «великий утопический эксперимент» — построить новое общество в СССР и других странах.

    Новым направлением в искусстве последней трети XIX — начала XX в. стал импрессионизм, который сложился во французской живописи. Его представляла группа таких художников, как О. Ренуар, К. Моне, Э. Дега, К. Писсаро,

    А. Сислей и другие, которые отстаивали тенденции на обновление искусства, были против официального салонного академизма, классицизма и романтизма.

    В своих полотнах художники стремились сохранить непредвзятость, первое впечатление, не вдаваясь в отдельные детали, изображая мир как вечно меняющееся оптическое явление. Достижение художественной убедительности происходило за счет изощренной наблюдательности, визуального опыта художника. Произведения импрессионистов отличаются жиз


    225

    нерадостностью, красотой мира, увлеченностью чувств. Но импрессионисты, создавая картину повседневной жизни современного города, передавая своеобразие его пейзажа и облика людей, ослабляли момент социальной критики.

    К середине 80-х гг. импрессионизм, исчерпав свои возможности единого направления, распадается, дав импульс для последующей эволюции искусства. Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Самыми яркими его представителями стали французы П. Сезанн,

    В. Ван Гог и голландец П. Гоген. Творчество этих больших художников оказало значительное влияние на развитие художественной культуры XX в.

    Импрессионизм в музыке передает настроения тонких психологических нюансов, восторженное отношение к жизни, моменты острых конфликтов, социальных противоречий. Классический импрессионизм нашел выражение в творчестве К. Дебюсси, М. Равеля, П. Дюка, Ф. Шмитта и других французских композиторов. Творчество композиторов-им- прессионистов во многом обогатило выразительные средства музыки, особенно сферу гармонии. Свежесть музыке придавало их частое обращение к песенно-танцевальным жанрам, к элементам музыкального языка народов Востока, Испании и других.

    Наряду с духовной получает развитие и материальная культура. В XIX в. в большинстве стран мира утверждается капиталистическая система хозяйствования со свойственными ей формами экономических отношений, но Англия, США и Франция играют ведущую роль в развитии науки и техники. Развивается крупное машинное производство. Наука в этом веке приобретает окончательно эмпирический характер, выступает как система знаний, фундаментом которой являются математика и механика. Развивается теория дифференциальных уравнений, дается обоснование математического анализа. Математические возможности развивают прикладную механику, открывается принцип сохранения энергии, механическая теория теплоты.



    226

    Начиная с 1815 г. получает развитие океанское пароходство. Но особенно важно подчеркнуть начало массового строительства железных дорог, которые объединяли страны и континенты, способствовали взаимообогагцению культур.

    Другим выдающимся достижением XIX в. было применение электричества. В 1800 г. гальванический элемент (вольтов столб) впервые дал постоянный ток — основу практического применения электричества. С этого момента освоение электричества идет исключительно быстрыми шагами. В 1808 г. Дэви продемонстрировал принцип действия дуговой лампы. Фарадей разработал теоретические основы действия электродвигателя в 1821 г. и динамомашины в 1831 г.

    В 1837 г. одновременно и независимо друг от друга американцем С. Морзе и англичанами Куком и Уитсоном был изобретен телеграф. В 1876 г. А. Беллу удалось изобрести телефон, получивший практическое применение.

    В. Томсон изобретает аппараты для отправки и приема телеграфных сигналов, объясняет многие электрические явления. В 1866 г. новым открытием становится его подводный телеграф по дну Атлантического океана, который устанавливает сообщение между Старым и Новым Светом.

    Французские ученые победоносно работали в области химии. В области естественных наук JI. Пастер произвел полный переворот в медицинских теориях и практических приемах хирургии, открыв связь между биологическими и химическими явлениями.

    В 1859 г. появилась знаменитая книга «Происхождение видов» Ч. Дарвина, где он дал единственное научное и строго последовательное объяснение эволюционного процесса и сумел окончательно разрушить господствовавшую до него теорию постоянства видов, обосновал эволюцию происхождения человека.

    Развитие техники в XIX в. пошло по трем направлениям:

    • появляется техника, которая улучшает сложившееся ма- шинно-фабричное производство;

    • создаются новые отрасли техники, развивающие это производство, но одновременно являющиеся базой для последующей формы производства;


    227

    • возникают элементы будущей техники, которые в ту пору еще не находили себе практического применения. При этом развитие техники в целом способствовало созданию производительных сил принципиально нового типа.

    Промышленность испытывает глубокие изменения. Началось мощное движение в сторону концентрации производства. Мелкие предприятия исчезают, их место занимают крупные, обладающие достаточными капиталами для приобретения новых машин и старающиеся расширить размеры своего рынка, чтобы сбывать продукцию, которую непрерывные усовершенствования делают все более изобильной. Быстро развивается текстильное производство, главными покупателями продукции которого являются Англия и США. Изобретение швейной машины ускоряет развитие производства одежды и обуви. Создаются обширные мастерские, в которых машины, приводимые в движение паром, кроят и шьют одежду.

    Металлургическая промышленность подвергается столь же важным изменениям. До 1820 г. чугун и железо выделывались на европейских заводах еще на растительном топливе. Англия пока была единственной страной, применявшей уголь в этой отрасли производства. С 1840 г. способ выплавки чугуна на каменном угле осваивается повсеместно.

    Происходящий промышленный переворот вызывает глубокое волнение среди бедного люда. Ручной труд постепенно отступает перед трудом механическим. Мелкий ремесленник видит, как его вытесняют из традиционного ремесла. С другой стороны, создающиеся фабрики и заводы предоставляют рабочие места. Но учеба тяжела, и, кроме того, сама промышленность на первых порах почти не отдает себе отчета ни в условиях своего существования, ни в размерах рынков, открывающихся для сбыта. У рабочих отсутствие образования мешает ясно различать цель, к которой надо стремиться. Люди науки и даже фабриканты обращают внимание правительств на необходимость развития образования как общедоступного, обязательного в приобретении профессии.

    С середины XIX в. американская промышленность развивалась небывалыми темпами. Еще в 1870 г. по размерам


    228

    промышленного производства Соединенные Штаты Америки стояли на четвертом месте в мире после Великобритании, Германии и Франции, а в 1890 г. уже вышли на первое место. Более быстрое экономическое развитие США в этот период было во многом связано с относительным отсутствием препятствий для развития капитализма, сравнительно легким захватом земель индейских племен, созданием условий для их широкой колонизации, поставленной на капиталистические рельсы, массовым притоком переселенцев из Европы, без которого эта колонизация не могла быть осуществлена. Удобное географическое положение США, открывающее выход на мировые рынки, агрессивная политика по отношению к соседям, бывшая источником сверхприбылей, — все это способствовало экономическому буму в США.

    Вместе с тем, в середине XIX в. (не так далеко от нашего времени) в США насчитывалось 3,2 млн рабов. Эмигранты, прибывшие в Америку, прежде всего включались в ее экономическую и социальную структуру, и жизнь их протекала в зависимости от требований американского общества. Они являли собой дешевую рабочую силу. С открытием в 1848 г. залежей золота в Калифорнии на Запад обрушилась переселенческая волна.

    К концу XIX в. большинство индейских племен были покорены, разбиты и размещены в резервациях. Теперь большую часть индейских земель сдали в аренду фермерам. А индейцам через частные и государственные предприятия, которые действовали в резервациях, выплачивались мизерные суммы за присвоение их богатств.

    В XIX в. первоначально обособленное промышленное развитие различных стран постепенно превращается в мировой процесс. Техническое развитие начинает неправомерно отождествляться с прогрессом культуры в целом, что приводит к переоценке экономического фактора в общественном сознании. С научно-техническими преобразованиями в культуре утверждается представление о природе как арене, преобразующей деятельность человека, развивается потребительское, агрессивное отношение к ней. Культура XIX в. приобретает


    229

    преимущественно рационалистический характер. Великие открытия и изобретения не принесли человечеству освобождения от бед, несправедливость осталась, усугубился индивидуализм. XIX в. сотрясался от революций, освободительных и колониальных войн; это век контрастов: расцвета духовной культуры и духовного обнищания общества; побед и поражений в развитии общественного сознания; резкого изменения в процессах преобразования экономики и культуры; наконец, это век, поражающий количеством выдающихся деятелей науки и культуры, открытиям которых нет аналогов в предыдущих эпохах.


    Западная Европа и СШАдва центра мировой культуры в начале XX в. Научно-техническая революция и ее влияние на культуру. Отражение культуры мира в философских концепциях XX в. Модернизм и постмодернизм как культурные явления. Мировые войны и судьбы культуры. Фашизм и общечеловеческие культурные ценности. Национально-освободительное движение и деколонизация мира, их отражение в культуре. Конфронтационные процессы в культуре между Западом и Востоком в послевоенный период.

    Развитие научно-технической революции во второй половине XX в. Освоение космоса. Развитие кибернетики и генетики. Формирование глобальной информационной сети и рост открытости общества. Экспансия культуры американизма. Культиндустрия. Массовая культура в обществе потребления. Влияние на культуру глобальных проблем человечества. Диалог культур Запада и Востока. Культура и будущее человечества.

    Взлет научной мысли, который пережило человечество на рубеже двух эпох — феодализма и капитализма, уже превзойден новыми открытиями XX в. Гигантская работа человеческой мысли год от года становится все более плодотворной. Научное творчество далеко ушло от труда одиночки. Объединение усилий целых армий специалистов стало важнейшим условием успешного развития научного знания.

    К началу 70-х гг. XIX в. капитализм сделался господствующей системой на земном шаре. Производительные силы капиталистического общества достигли такого уровня, о котором люди в предшествующие времена не могли и мечтать. Буржуазное общество менее чем за сто лет создало более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые.



    Западная культура XX в.


    231

    Покорение сил природы, машинное производство, железные дороги, пароходство, электрический телеграф, применение химии в промышленности и земледелии, освоение для земледелия целых частей света, огромные людские ресурсы, введенные в производство, — все это способствовало подъему экономики и развитию научно-технического прогресса Западной Европы и США.

    В начале XX в. монополии, располагая колоссальными капиталами, сырьевыми ресурсами и мощной индустрией, получили неограниченную возможность направлять и контролировать развитие производительных сил общества.

    Транспорт, военное дело, строительство предъявили огромные запросы на продукцию тяжелой индустрии, и в первую очередь на металл. Борьба за новые сферы влияния, за раздел, а потом и передел мира была немыслима без широко развитой, оборудованной по последнему слову техники транспортной системы, без мощного военно-морского флота.

    Предпосылками развития мирового транспорта, колоссального роста сети железных дорог, освоения трансконтинентальных морских путей, сооружения тоннелей, мостов было создание промышленности, способной полностью удовлетворить потребности развивающегося общества, что в свою очередь стимулировало технический прогресс всей капиталистической промышленности в целом.

    В военной отрасли на организацию научных исследований начинают расходоваться огромные средства. Эти исследования обогатили технику рядом открытий и изобретений, нашедших широкое применение в металлургии, химии, машиностроении, автомобильной и авиационной промышленности, приборостроении и т.д.

    Конец XIX в. характеризуется все возрастающим спросом на нефтяные продукты, а в XX в. перед нефтедобывающей промышленностью встала проблема получения бензина. К началу XX в. относятся первые шаги по механизации доставки угля в угольной промышленности. Крупнейшие изобретения были сделаны в энергетике, что обеспечило колоссальный технический прогресс. Новый вид энергии, электричество, новый тип универсального теплового двигателя,


    232

    паровая турбина — главнейшие достижения энергетики, оказавшие революционизирующее влияние на всю технику этой эпохи. Электрификация позволила более рационально использовать природные ресурсы.

    Одним из величайших открытий явилось изобретение радио. Радиотехника со всеми ее отделами и электроника глубочайшим образом изменили всю современную технику.

    Общая теория относительности Эйнштейна стала основой для изучения космологических проблем, а специальная теория относительности света явилась одной из основ всей современной физики, основой для исследования атома, ядра и элементарных частиц. По масштабу переворота, совершенного Эйнштейном в науке, его можно сравнить с Ньютоном. Физика атомного ядра за несколько послевоенных лет выросла в ядерную энергетику. Методы химических технологий проникают почти во все отрасли промышленности, где преобразуют старые способы производства или обработки сырья и т.д.

    Английские ученые Э. Резерфорд и Ф. Содди открывают рентгеновское излучение, которое привело к созданию теории распада атомов и превращения одних элементов в другие. Физик Д. Томсон открывает электрон и создает первую его модель. Немецкий физик М. Планк разрабатывает теорию квантов и доказывает, что некоторые физические процессы не являются непрерывными. Дж. Чедвик открывает нейтрон.

    Новая социальная функция науки предполагает международное сотрудничество внутри самого мирового научного сообщества, возрастание социальной и гуманистической ответственности ученых. Наука должна быть направлена на решение глобальных проблем современности, стать прочной основой человеческой культуры в целом. Подлинный смысл науки состоит лишь в связи с другими формами человеческой деятельности, образующими материальную и духовную культуру человечества, с более конкретным определением целей социально-экономического и культурного развития. Начинает вызывать беспокойство деятельность самого человека, прежде всего производственная, его негативное воздействие на природу с участием науки, что приводит к саморазрушению, са


    233

    моуничтожению. К сожалению, последнее имеет не только метафорический, но и прямой смысл, когда дело касается действия на человека таких природно-биологических факторов, которые являются побочным результатом производства, вызывают глубокие негативные изменения биологии и генетики человека, его психики, угрожают самому существованию человека и жизни на Земле. На протяжении всего XX в. не умолкают тревожные голоса экологов, врачей в масштабах всей планеты, время порождает новые формы мышления, новые измерения принимаемых решений, новое ощущение общности судеб человечества.

    Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения технических потребностей в начале XX в. становится основным направлением в развитии культуры. Входя в XX в., техногенная цивилизация породила индустриальное общество. Технический прогресс, предоставив человеку материальные блага, лишает его человеческого начала, превращая в обслуживающий придаток машины. Внедрение техники и новых технологий стало главной целью общественного развития. Постоянное наращивание материального богатства превратило человека в обыкновенное оружие эффективной экономической деятельности, в раба стандарта, лишая его индивидуальности и неповторимости.

    Тип научно-технической культуры, сложившийся в Европе, конечно, обогатил мировую культуру. Но при этом природа стала тотальным объектом человеческой деятельности. Человечество начинает ощущать чувство бессилия перед неуправляемыми силами научно-технического прогресса, безысходность. Все эти настроения находят выражение в философских течениях техногенного века.

    Так, А. Швейцер (1875-1965), немецко-французский мыслитель, близкий к философии жизни, богослов, врач, музыкант, всемирно известный антивоенными выступлениями, считал что «благоговение перед жизнью» должно стать основой культурного обновления человечества, выработки норм универсальной космической этики. Философ противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую эру» и


    234

    «внешний прогресс». Критерием развития культуры считал уровень гуманизма, достигнутый конкретным обществом.

    Более жестко выстраивал свое мировоззрение немецкий философ-идеалист, также представитель философии жизни
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   51


    написать администратору сайта