Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Альберт Наматжира (1902—1959). О нем написаны книги, его творчество анализируется учеными, его картины экспонируются во многих странах мира и в Австралии, но как гражданин он для Австралии не существовал. Ему было запрещено появляться в городах, он был вынужден жить вдали от родины. Только в 1967 г. в Австралии были пересмотрены статьи федеральной конституции, которые и сделали аборигенов равноправными гражданами страны. Океанию — крупнейшее в мире скопление островов и архипелагов в центральной и юго-западной частях Тихого океана — традиционно делят на три историко-географические области: Микронезию, Полинезию с Новой Зеландией и Меланезию с Новой Гвинеей. Океанийская культура к началу эпохи Великих географических открытий (конец XV — начало XVI в.) представляет собой результат деятельности первобытных народов, на протяжении тысячелетий находившихся в условиях относительной изоляции от всего мира. В связи с этим у многих народов Океании еще в XVI-XVIII вв. сохранялся первобытнообщинный строй, не искаженный посторонними влияниями. Океанийцы были превосходными мореходами и судостроителями. Использовали двойные суда — катамараны, на которых они не боялись отправляться за тысячи километров от своих островов. Многие народы Океании хорошо ориентировались в открытом море по направлению морских течений и господствующих ветров, а также по солнцу, звездам и луне. Они примерно знали расположение многих архипелагов и островов в океане. В своих технологиях население использовало материалы животного, растительного и минерального происхождения, владело разнообразной инженерной информацией, позволявшей возводить сложные и массивные соору 323 жения. У них был опыт возделывания в морском тропическом климате клубневых огородных культур и плодовых деревьев. Земледелие и морской промысел определяли оседлый образ жизни. Многие народы владели камнестроительным искусством, обтесывая и перемещая на большие расстояния многотонные глыбы камня. Каменная кладка применялась при строительстве культовых построек и изваяний, жилищ, для сооружения оборонительных стен, а также для укрепления береговой линии. Население островов не было знакомо с металлами. Ходовым каменным орудием служил шлифованный каменный то- пор-тесло. Мелкие орудия также были сделаны из камня и обломков раковин. Это: рыболовные крючки, наконечники копий, ножи, скрепки и другие приспособления. Трением друг о друга двух частей деревянного огнива добывался огонь. Промысел в океане был основным занятием мужчин, охота на животных не занимала значительного места. Природа Океании благоприятна для жизни человека. Пищу островитяне готовили на кострах и в земляной печи — вырытой в земле яме, в которую куски пищи, завернутые в листья, укладывали на раскаленные в костре камни и покрывали ветвями и землей. Жилища представляли собой постройки удлиненного или овального плана. На врытых в землю столбах возводилась высокая, крытая пальмовыми листьями, крыша. Стены заплетались стеблями, жердями, корой. В деревне имелась центральная площадь, где решались, обсуждались все главные дела, совершались ритуалы и обряды. В XVI в. океанийское общество делилось на общины, внутри которых происходили все общественные процессы. Община владела землей, лесными и морскими угодьями, судами, крупными сетями. Социальную основу общины составляла группа совместно проживающих кровных родственников нескольких поколений. Воспитание детей являлось обязанностью всех членов общины. Между общинами, племенами и островами был широко развит обмен материальными благами, средствами производства. В обмене уже имели распространение примитивные 11* 324 формы денег в виде раковин, пакетов с солью, свиней, каменных топоров. Общинно-родовой строй прочно держался до
Не были исключением военные походы для захвата чужих территорий и рабов. Молодежь обучалась военному делу, строились военные суда, фортификационные сооружения. Среди героев океанийских мифов были мореходы, которые отправлялись за край горизонта на поиски новых островов и архипелагов. Поэтому острова Океании стали объектом стихийной экспансии уже 30 тыс. лет назад, когда средства передвижения были еще очень примитивными. Ученые высказывают предположение о том, что существовал все-таки какой-то сухопутный переход, соединяющий Океанию с островным миром Тихого океана. Так как именно в этот период в западной части Океании появились племена охотников и собирателей из Юго-Восточной Азии, а еще позже пришедшие народы с материка постепенно заселили Океанию. Вековая изоляция океанийцев от остального мира закончилась, когда корабли Ф. Магеллана в 1521 г. вошли в воды Марианских островов, первого архипелага Океании. В 1526 г. португалец Жоржи ди Менезиш вступил на землю Новой Гвинеи. В XVI — начале XVII в. плавания испанцев из Америки в Азию привели европейцев к открытию многих архипелагов Океании. Пребывание испанского владычества утверждалось железом и кровью, население безжалостно истреблялось испанцами. В XVII—XVIII в. быстро осваивает пути в Азию новая морская держава — Голландия. Экспедиция Абеля Тасмана открывает Новую Зеландию, Тонга и Фиджи, а Якоба Роггевена — остров Пасхи и большую часть архипелага Самоа. Вторжение англичан и французов начинается во второй половине XVIII в. Особенно значительными были экспедиции англичанина Джеймса Кука, посетившего почти все архипелаги Полинезии, открывшего Гавайские острова и Новую 325 Каледонию, составившего первую карту побережья Новой Зеландии. Нужно признать, что фактически народы Океании встретились с европейской культурой в первую очередь через огнестрельное оружие и алкоголь, ставшие действенными средствами разрушения туземных обществ. Случайные бросовые товары, все, чем можно было привлечь первобытного человека, шло в ход. Европейскими пришельцами присваивалось все, что удавалось захватить обманом или силой. На рубеже XVIII—XIX вв. в Океанию было настоящее нашествие любителей легкой наживы с военных и торговых кораблей, авантюристов, охотников, европейских миссионеров всяких мастей, агентов крупных торговых компаний. Колонизаторы разжигали соперничество между племенами, которые скупали огнестрельное оружие, свинец и порох. Междоусобные разборки превращались в кровавые столкновения. Алкоголь и болезни способствовали катастрофическому сокращению аборигенного населения. Многие острова обезлюдели. Бурная деятельность всевозможных миссионеров с конца XVIII в. способствовала деформации и распаду местных форм общества, менялся весь облик духовной культуры океанийцев. Миссионеры фанатично уничтожали все, что было связано с язычеством: культовые сооружения, предметы культа, памятники искусства, были запрещены традиционные празднества, песни, пляски, всякое народное творчество, преследовалось любое свободомыслие. В конце XX — начале XXI в. в Океании Запад, сохраняя господствующее положение в политике, экономике и культуре, создает такой социальный слой из коренных народов, который ориентирован на евроамериканские духовные ценности. Все больше молодых людей имеют возможность получить образование в высших учебных заведениях Австралии, США. В городах происходят непреодолимые процессы перемешивания пестрого современного населения, и все большее число океанийцев становится носителями двух культур — традиционной и европейской. Художественная культура населения Океании богата памятниками орнаментально-декоративного творчества, образами, 326 созданными народным воображением. В искусстве нашли выражение бытовые традиции народов, религиозно-магические представления, фольклор, трудовой опыт. Широко известны декоративное оформление оружия, утвари, деревянная и каменная резьба, скульптура, маски-личины мифических и сказочных существ. Праздничные ритуалы-импровизации представляют собой органически слитые танцы, песни, пантомимы-пляски ряженых под музыку. Устное народное творчество богато бесконечным многообразием исторических легенд, мифов, сказок, в которых самыми замечательными считаются те, в которых повествуется о космогонии полинезийцев, где мир и человек рождались в океане и из океана, а история народа подавалась как история постепенного освоения предками архипелагов Океании. Новая Гвинея славится примитивной, но выразительной деревянной скульптурой, богатейшей резьбой по дереву. Большого совершенства достигли орнаменты на утвари, оружии, браслетах из черепахи, сосудах из кокоса, на ритуальных жезлах, поясах для молодых мужчин и т.д. Многие произведения искусства связаны непосредственно с культом и ритуалом. Связь искусства с культом мертвых выражена в фигурах сидящего человека. В сложном религиозном мировоззрении папуасов Новой Гвинеи сохранились элементы тотемических культов. Поэтому человеческие изображения часто были наделены сверхъестественными животными чертами. Распространены фигуры и маски с длинными птичьими клювами, обмазанные глиной, и раскрашенные черепа — вместилища «жизненной силы» предков. Папуасы владели примитивной пиктографией — рисунки представляли собой зачатки письменности и служили для передачи информации. Драматизированные обряды-представления с участием танцоров в огромных, возвышающихся над головой масках, — характерная черта меланизийской и папуасской культуры. Острова Фиджи славятся резными деревянными палицами и глиняными сосудами разнообразных оригинальных форм. В центральной части острова Новая Ирландия в память знаменитых вождей вырезались из дерева большие, массивные статуи- «улие», служившие центром сложных обрядов. 327 Наиболее богатую культуру в Океании создали полинезийцы. Замечательна резьба по дереву в технически совершенных и бесконечно разнообразных по ритму орнаментах изображения человека и животных. Рельеф — разной высоты, с ажурными узорами. Украшения со сквозной резьбой гордо возвышаются над носом и кормой маорийских лодок. Из зеленого нефрита вырезались нагрудные украшения «хептики» — гротескные фигурки предка с косо посаженной головой. У светлокожих полинезийцев было развито искусство татуировки, которая говорила о происхождении, общественном положении, заслугах человека. На островах Полинезии сохранились циклопические постройки — массивные сооружения из каменных глыб, не связанных раствором: храм-пирамиды Махапатеа на острове Таити; на острове Тонгатапу из обработанных плит кораллового известняка были сооружены ступенчатая гробница для верховных вождей и «триметон» — два монолитных столба с поперечной перекладиной. Но самыми знаменитыми стали каменные колоссы острова Пасхи. Ко времени открытия острова голландскими мореплавателями (5 апреля 1722 г., в день Пасхи, отсюда и название) население его достигало 3—4 тыс. человек, находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя. Монументальная скульптура острова Пасхи, созданная несколько веков назад, высекалась из пористого камня в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. Многотонные скульптуры на приспособлениях волоком доставлялись на побережье. Эти каменные изваяния воздвигались в память племенных вождей, выдающихся людей, некоторые изображали женщин. Статуи ставились на каменных платформах (аху), а на головы водружались цилиндры из красного туфа. Чертам лица придано выражение сдержанной силы. Глубокосидящими глазами они вглядываются в расстилающийся перед ними океан. Островитянами создавались и небольшие деревянные фигурки в виде человека-птицы с выступающими ребрами и длинными ушами. Барельефы и иероглифы, изображающие че- ловека-птицу с головой фрегата, можно увидеть на скалах острова. На острове также существовала письменность, в которой 328 было несколько сот устоявшихся знаков. Пиктография, зарождение которой относится к глубокой древности, здесь достигла более высокой формы иероглифического письма. В культуре острова Пасхи много неясного и загадочного. Она отличается от культур других народов Океании. С другой стороны, многие исследователи подчеркивают сходство древней культуры острова Пасхи с общеполинезийской, признают наличие в первой отдельных американских элементов, но объясняют это либо плаваниями полинезийцев в Южную Америку, либо прибытием на остров или Маркизские острова небольшой группы американских индейцев, растворившихся среди местного населения. Много исторического времени понадобилось, чтобы, сложился своеобразный миф океанических культур. И совсем мало (XIX—XX вв.), чтобы культура коренных народов Океании значительно изменилась под влиянием европейской и американской колонизации, которая привела самобытное древнее искусство к упадку и даже к исчезновению. Особые, неповторимые черты имеет культура народов японских островов. Япония — островное государство, расположенное в Восточной Азии. Главные острова страны — Хонсю, Сикоку, Кюсю, Хоккайдо. К ним прилегают до 4 тыс. малых островов. Зарождение культуры здесь ученые относят к началу эпохи неолита (VIII тыс. до н.э.). Наиболее плодотворной эпохой в истории считается период феодализма (вторая половина VI в. — вторая треть XIX в.). В период раннего феодализма происходит становление японской государственности, зарождается буддизм. В связи с распространением с Азиатского материка культурных влияний из Китая, Индии, Кореи начинают формироваться своеобразные черты национальной японской культуры. Это проявляется в храмовой архитектуре, скульптуре, иллюстративной живописи на свитках. В это время из Китая и Кореи в Японию переселяются потоки мигрантов, среди которых монахи, ремесленники — носители своей культуры. В 710 г. была построена первая столица Японии по китайскому образцу — город Нара. Здесь было много культовых и светских зданий, которые и в наше время остаются истори 329 ческими памятниками. К этому же периоду относят первые японские письменные исторические документы: «кодзики» — запись космогонических мифов, легенд и деяний первых мифических «императоров»; «Нихонги» — тексты, более подробно освещающие реальные исторические события V—VII вв., первая поэтическая антология Японии «Манъесю» («Собрание мириад листьев»). Эти древние сборники как бы восполняли отсутствие канонической литературы синтоизма — религии, сложившейся в Японии из древнего культа одухотворения природы и обожествления умерших предков. Согласно этому культу человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов, влиятельных богов (ками), среди которых особое место занимала богиня Солнца — Аматэрасу. Душа умершего способна стать ками. В свою очередь ками способна воплотиться в ритуальные предметы (зеркало, фигурки бога, дощечку с именем божества), и такой предмет (синтай) превращается в объект поклонения. Синтоисская служба состоит из четырех элементов — очищения (хари), жертвоприношения (синсэй), краткой молитвы (норито) и возлияния (наораи). С V—VI вв. деятельностью главных синтоистских храмов стал руководить императорский двор. Верховным жрецом в VII в. был объявлен император, он и совершал наиболее важные обряды. В 794 г. столицу перенесли из Нара в город Хэйан (ныне Киото). С этого времени по XII в. тянется Хэйанский период истории Японии. Расцветает утонченная культура в среде столичной придворной аристократии. Созданные в этот период произведения прозы и поэзии не забыты и в наши дни. Немаловажное значение в политических и культурных преобразованиях этого периода имели контакты с Китаем и Кореей, а также распространение буддизма. Иерархически организованная буддийская церковь служила образцом централизованного государственного устройства. Единство культа обеспечило преодоление былой родоплеменной разобщенности. Буддизм способствовал быстрому восприятию раннефеодальным японским государством многих достижений мировой цивилизации. Континент оказывал на японские острова большое культурное влияние. Но, интенсивно усваивая 330 художественные системы других народов Азии, японцы вырабатывали собственные эстетические идеалы и нормы. Они не только освоили китайскую письменность — зародились и формы собственно японской письменности — манъёгана. На смену старым пришли новые формы архитектуры и изобразительного искусства, в которых наметились признаки японской художественной культуры. Появились новые для Японии типы культовых (храмы, пагоды) и парадных светских (дворцы) сооружений. В то же время местные принципы зодчества влияли на иноземные архитектурные традиции. Ко времени проникновения буддизма японские мастера в совершенстве освоили технические и декоративные возможности дерева. С распространением буддизма началось стремительное сооружение культовых ансамблей — буддийских монастырей китайских и корейских образцов, которые от синтоистских святилищ отличались парадностью. Предназначенные для торжественных церемоний, они строились на стыке торговых путей, в наиболее населенных районах и были открыты для обозрения, в отличие от запрятанных в лесных чащах синтоистских святилищ. К буддийским храмам вела прямая дорога, обязательно имелась площадь перед главным храмом. Буддийские ансамбли, отличаясь ясностью планировки, являли собой новые для Японии принципы градоустройства. Наиболее ярко характер буддийского монастырского зодчества этого времени выражен в храме Хорюдзи близ г. Нары. Дух подъема, переживаемого государством, осознание своего могущества выразились в монументальных, полных достоинства героизированных образах. В отличие от раннего отождествления Будды с монахом-проповедником, теперь он приравнивался к солнцу — центру Вселенной. Чаще всего Будда изображался в виде светозарного Русяна и целителя Якуси, в образах которых идеализировались черты надменного правителя государства. Предельная монументальность предана главной святыне Японии — 16-метровой статуе Русяна- буцу в храме Дайбуцудэн монастыря Тодайдзи в Наре. Получила развитие и живопись, опиравшаяся на китайские и индийские традиции. Искусство обработки металла знало разнообразные способы золочения бронзы, техники резь 331 бы, штамповки, чеканки, с помощью которых изготовлялись жертвенники, курильницы. Была распространена техника лакировки, которая придавала изделиям эффектный блеск и прочность. Из Китая и Кореи пришла техника изготовления черепицы со штампованным рельефным узором в виде арабесок и цветов. Усовершенствовалось искусство изготовления тканей. Шелк стал тонким и прозрачным. В период Хэйан сложился тип жилого национального ансамбля, который был взят за основу всего дальнейшего светского японского зодчества. Усадьба IX—XII вв. — это широко расположенный на территории комплекс отдельных зданий, соединенных крытыми галереями. Главный парадный дом, где жил хозяин, находился в центре и назывался «син- дэн». Позади него располагались постройки для слуг, жен, приближенных. Перед домом простирался песчаный двор, окруженный галереями и флигелями, в южной части он завершался пейзажным садом с искусственными холмами и прудом. Сад был моделью большого мира, по которой воспринимались все происходящие в нем перемены, замечались его циклические круговращения. Свое воплощение черты «стиля синдэн» получили в ансамбле императорского дворца Дайдайри (794-805). Особенностью комплекса являлся пейзажный сад с островами, скалами, искусственными холмами. Сад содержал все, что было характерно для самой японской природы. А также ряд декоративных архитектурных деталей — светильники, мосты, павильоны. Искусство оформления садов становится особым видом творчества со своими законами и нормами. Создаются трактаты о правилах садовой композиции. Эпоха зрелого феодализма (конец XII — третья четверть XVI в.) отмечена междоусобными войнами за верховную власть. Хэйанская аристократия лишается своей реальной власти. В Японии устанавливается |