Главная страница
Навигация по странице:

  • Фунань

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница29 из 51
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   51
    Ле Куи Дона (1726-1784). Он был ученым-энциклопедистом, владевшим почти всей совокупностью научных знаний своего времени. Ему принадлежат «Записки о жанрах из Кабинета облаков», представляющих свод основных сведений о космогонии, астрономии, географии, нравах и обычаях современного автору общества, языка, литературе, сведения по искусству, подробное описание «Южного края». Он также автор большого числа литературных произведений. Национальный герой Вьетнама, талантливый поэт, политический и военный деятель Нгуен Чай (1380-1442) создал «Сборник стихов на родном языке» — записанный вьетнамскими иероглифами (тьи ном) литературный памятник.

    Танцевально-музыкальная культура вьетов богата вокальными жанрами, среди которых холерические, шуточные, сатирические и трудовые песни крестьян, рыбаков, лесорубов,


    305

    гребцов. Для северных народов характерны живые светлые мелодии, для южных — грустные и протяжные. Во Вьетнаме существует несколько жанров драматического искусства. Древнейшим театральным жанром является кукольный театр на воде, где куклы, сделанные из легкого дерева, управляются при помощи систем бамбуковых палок и нитей.

    Значительное место в национальной культуре занимают художественные ремесла: обработка дерева, с которой связана лаковая живопись, — одно из самых замечательных искусств стран Юго-Восточной Азии. Лаком покрывали в храмах культовые предметы, статуи, алтари, паланкины, храмовую утварь. Традиционны декоративные росписи, исполняемые на изделиях из кожи, дерева. Как правило, это различные древние символы, изображающие силы природы: гром, молнию, ветер, огонь, воду, а также стилизованные животные и растения. Народные мастера прекрасно работают со слоновой костью, глиной, кожей, металлом, буйволиным рогом. Славится вьетнамская вышивка по шелку. Культурным наследием являются образцы старой вьетнамской живописи и графики. Это главным образом картины религиозного содержания и ритуального назначения, стенные росписи в древних храмах и пагодах, иллюстрации к легендам и сказкам. Распространен и любим народный лубок, в рисунках которого изображены сцены из повседневной жизни трудового люда. Рисунки жизнерадостны и оптимистичны. Патриотическим духом проникнуты исторические картинки, повествующие о борьбе народа с агрессорами. Для горных провинций характерен лубок религиозного содержания с изображением небесных дворцов и сцен вызова душ умерших.

    На земле Вьетнама сохранились и памятники архитектуры. Знаменитый храм Тэй Фыонг — один из первых буддийских храмов — построен в VIII—IX вв. и заново перестроен в XVII—

    1. вв. Расположен он на вершине холма, в 45 км к западу от Ханоя, среди буйной тропической растительности. К храму ведут 380 каменных ступеней. Построен из дерева на каменном цоколе. Интерьер выполнен из великолепной деревянной резьбы: извивающиеся драконы и сказочные растения. Храм украшают около сотни статуй. Главная из них — фигура


    306

    Будды, восседающего на лотосовом троне. Все статуи выполнены из дерева и покрыты несколькими слоями цветного и золотого лака.

    В Ханое более 400 пагод, храмов и молелен, значительная часть из которых относится к XI в., когда освободившийся Вьетнам создал свое государство. Наибольший интерес представляет конфуцианский «Храм литературы» и «Пагода на одном столбе», которая на массивной каменной колонне стоит посередине квадратного водоема.

    В самом центре Индокитайского полуострова находится Лаос — небольшое государство, по размерам почти равное Великобритании. В конце XII в. на территории современного Лаоса существовало несколько раннефеодальных княжеств, которые в XIV—XVII вв. были объединены в сильное централизованное государство Ланг Санг Хом Кхао, что означает «Страна миллиона слонов и Белого зонтика». В XVII в. государство достигло наивысшего подъема, поддерживало экономические и культурные связи с соседними странами и Индией. К этому времени относятся распространение буддизма и расцвет лаосской культуры. Однако междоусобная борьба, вспыхнувшая в XVIII—XIX вв., ослабила государство, и оно раздробилось на отдельные княжества, которые попали в зависимость от Сиама (Таиланда) и Вьетнама, а в 1893 г. стали частью французских владений. Лаос называли Золушкой французской колониальной империи.

    На духовную культуру страны огромное влияние оказала буддийская религия. В каждом населенном пункте обязательно имеется храм-пагода: как правило, самое большое и красивое здание, выстроенное из кирпича, в отличие от жилых домов. Наряду с григорианским календарем используется и буддийский календарь, связанный со сменой сезонов года. Лаосский год делится на 12 месяцев, отсчитываемых с декабря. Каждый год носит название одного из 12 животных, причем наименования эти повторяются каждые 12 лет. В Лаосе сохранились памятники первобытной культуры: святилища, овальные каменные сосуды трехметровой высоты, датируемые I—V вв. Видимо, их использовали как погребальные урны. Сохранились великолепные образцы деревянного зодчества — ваты


    307

    (пагоды). Каждый ват имеет статую Будды, молельню, библиотеку и святилища, тхаты — подобие индийских ступ. Основным скульптурным мотивом является изображение Будды, выполненное из дерева, бронзы, реже из камня или обожженной глины. Птицы, животные, человеческие фигурки искусно вплетенные в резкое обрамление дверей, ставен, светильников храмов, украшают ларцы для рукописей.

    Наиболее развитыми видами народного прикладного искусства являются художественное ткачество, обработка драгоценных камней и металлов, производство эмалей. В тонких ювелирных и красочных лаковых изделиях наряду с религиозными и мифологическими сюжетами встречаются реалистические сцены из народной жизни, пейзажи, портреты, натюрморты.

    Первые письменные памятники (XIII в.) повествуют о событиях, обычаях страны. Лаосская литература основана на письменных светских и религиозных произведениях, но впитала и дух устного народного творчества: песен, сказок, мифов, главный герой которых — веселый уличный мальчишка, а также жадный богач, колдун и обманщик.

    Культура Лаоса впитала многие черты культуры других народов, по-своему развивала их и донесла до нашего времени.

    Таиланд — многонациональное государство, но самый многочисленный народ — тай (сиамцы), что нашло отражение и в названии страны, назодящейся в самом центре Индокитайского и в северной части полуострова Малакка. Таиланд — очень древний очаг культуры, имевшей автохтонное происхождение, т.е. возникшей в самой Юго-Восточной Азии, без влияния со стороны. Но несмотря на раннюю датировку начала бронзового и железного веков в Таиланде, первые государства сложились здесь довольно поздно. Первым государством на Индокитайском полуострове, включающем часть территории Таиланда, была Фунань, возникшая около I в. н.э. Позднее сложилось государство монов — Дваравати. Именно в период существования этого государства возникли древнейшие города Таиланда. В VII—VIII вв. моны создали в Северном Таиланде еще одно государство — Лампун. Культура этих государств складывалась под влиянием индийской культуры.


    308

    Управление страной было привилегией немногочисленной элиты. На низшей ступени общественной лестницы находились крестьяне, работавшие на короля и феодалов; рабы, которыми становились военнопленные и крестьяне, продавшие себя за долги. В середине XIX в. при короле Раме V отменяется рабство, реорганизуются управление страной, суд, армия. В стране, где единственной формой просвещения на протяжении многих веков было изучение религиозных текстов, при буддийских храмах вводится светское обучение в государственных школах, преподавать в которых приглашаются английские учителя. Представители тайской аристократии отправляются получать образование в Европу.

    Тайская культура первоначально развивалась под сильным влиянием культуры монов и кхмеров (владевших территорией Таиланда до тай) и через нее восприняла многие элементы культуры Индии, в том числе и буддизм южной ветви. Традиционное искусство связано с буддизмом. Это монументальные буддийские храмы, ваяние — изображения Будды, художественные росписи стен храмов. Литературное наследие — это рассказы о жизни Будды. Буддийская организация — санг- ха — возглавляется патриархом и управляется высшим советом. Сегодня в стране имеются два буддийских университета и духовный колледж. Сангха субсидируется правительством, но главный источник ее доходов — не поддающиеся оценке подношения от населения. Сангха получает доходы от монастырских земель и ростовщичества, которым занимаются настоятели монастырей и монахи. В конце 60-х гг. XX в. в Таиланде насчитывалось свыше 21 тыс. буддийских храмов. Особым великолепием отличаются королевские храмы-монастыри (их более 100). Когда местное население не может прокормить монахов, они переселяются в другие районы, а старые монастыри забрасываются.

    Буддийские храмы служат центрами религиозной и общественной жизни. Крестьяне приходят в храм посоветоваться друг с другом, с монахами, больные — излечиться. Здесь учатся дети. Храм — это центр всякого рода информации. В буддийских монастырях монашеский искус ежегодно проходят около 200 тыс. молодых людей от 20—24 лет, а через систему


    309

    образования и органы информации буддийская мораль насаждается в сознание всего общества. Правительство опирается на буддийскую церковь. Руководство сангхи вменяет в обязанность настоятелям монастырей вести идеологическую работу в пользу правительства. Отношение населения к монахам разное. Во многих тайских сказках монахи высмеиваются за алчность, глупость и сладострастие.

    Главный объект поклонения буддистов — изображение Будды спящего, стоящего, лежащего, из терракоты, бронзы, камня, гипса. Некоторые достигают огромных размеров. Главная святыня страны — статуя лежащего нефритового Будды длиной 46 м — находится в сооруженном в XIX в. храме Ват По. В богатых домах статуи Будды занимают комнату или ее часть. В бедных — имеется полка, где стоят изображения, которым верующие приносят дары: цветы, рис и т.д.

    Таиландские храмы с их белыми стенами из камня и кирпича, многоярусными крышами, покрытыми разноцветной черепицей или позолотой, с богато украшенными наличниками окон и дверей очень нарядны. Кроме обязательных фигур Будды во многих храмах в изобилии присутствует декоративная скульптура: статуи стражников, демонов, животных — у входа в храм, ряды пляшущих обезьян, птиц, демонов, опоясывающие основание построек. Стены расписаны на сюжеты из мифологии, астрономии, географии. Встречаются сцены из западной жизни, европейские пейзажи.

    Самым ранним памятником тайской прозы называют надпись на стене короля Рамкамхенга (1292 г.). Первая книга на тайском языке — космогонический трактат «Три мира» была написана королем Пьялитаив в середине XIV в. Вплоть до XIX в. литературные сочинения были только рукописными. Они писались на пальмовых листьях или на толстой бумаге, складывавшейся гармошкой. Рукописи на листьях пальмы — древнейший вид книг Юго-Восточной Азии. Текст выцарапывался на листе металлическим штифтом, после чего лист натирался черной краской; когда краску стирали, буквы оставались черными. Некоторые из таких книг иллюстрированы миниатюрами. В конце XIX в. на пальмовых листьях стали писать пером и чернилами.


    310

    Благодаря театру литературные произведения становились достоянием неграмотного населения. Существует несколько видов театра: пантомимы с актерами-мужчинами в масках и театр, где актеры — в гриме, но без масок. Большое место отводится танцам. Представление сопровождается игрой оркестра и пением певцов. Театры сатиры, драмы и комедии пользуются большой популярностью у населения.

    В настоящее время Таиланд испытывает усиливающееся влияние западной культуры, которое отрицательно сказывается на национальных традициях. Хотя в ряде решений правительства прослеживается стремление сохранить шедевры национального искусства.

    Древняя бирманская культура берет начало в V—VIII вв., когда центр Бирмы занимало государство Шрикшетра тибето- бирманского народа пью, павшее в IX в. под натиском государства Наньчжао. На этой территории были обнаружены следы высокой самобытной культуры.

    В IX в. здесь появились собственно бирманцы (мьянма). Постепенно расширяя свои владения, бирманцы основали город Паган, ставший столицей их государства (1044 г.). Паган превратился в один из крупнейших городов Азии. Велось обширное строительство. Пагоды и храмы Пагана и ныне считаются шедеврами азиатской архитектуры. В XI—XIII вв. складывается в основном самобытная бирманская культура; развиваются письменность, искусство; широко распространяется буддизм южного направления. Культура Пагана формировалась в результате синтеза культур самих бирманцев и их предшественников — монов и пью, сказалось и влияние индийской культуры.

    Паган сегодня — большой мертвый город, который производит огромное впечатление сотнями монументальных сооружений — храмов и ступ. Примерно тридцать из них имеют весьма внушительные размеры. Самое известное — храм Анан- ды. Он возвышается более чем на 55 м. Лепные украшения ритмически сочетаются с большими ровными плоскостями. По внутреннему убранству храм скромен. Главное скульптурное оформление — стоящие в нишах четыре десятиметровые статуи Будды.


    311

    Но в XIII в. Паганское государство прекратило свое существование, будучи разгромленным монголами. Бирма распалась на ряд княжеств. В последующие века шла борьба мо- нов, шанов и бирманцев за гегемонию. И только в середине

    1. в. Бирма была объединена под властью бирманцев.

    На смену монументальному искусству Пагана приходит разнообразное по формам, нередко сказочное по облику и пышно-декоративное по стилю строительство дворцов — пагод. В этой щедрой по оформлению архитектуре, позолоченной и ярко раскрашенной лаковыми красками, присутствуют фольклорные мотивы.

    Богат и разнообразен фольклор народов Бирмы. Из всего богатства произведений, созданных в ранние периоды бирманской истории, до нашего времени дошли только две мифологизированные летописи — «Махаязавин» и «Летопись хрустального дворца». Светская литература начала развиваться в

    1. в. Одной из особенностей бирманского театра является слияние представления драмы, музыки и танца. Широко отмечаются народные праздники в честь начала сельскохозяйственных работ или завершения сбора урожая, которые сопровождаются танцевальными сценами. Один из самых популярных праздников — «Тхинджан» — праздник воды, совпадающий с бирманским Новым годом. Праздник отмечает приближение сезона дождей — залог хорошего урожая. Во время праздника разрешается обливать водой и мазать илом любого встречного. Есть еще один красивый праздник — «Тха- динджут» — праздник огня. Долгое время он был соединен с буддийским окончанием поста. В эти дни зажигают множество свечей и располагают их рядами на выступах местных культовых сооружений, а по рекам пускают фигурные лодочки с огоньками. В дни традиционных и современных празднеств наряду с театральными программами большой популярностью пользуются спортивные состязания.

    Первое упоминание о Сингапуре — «Острове на краю полуострова» — обнаружено в китайских хрониках III в. н.э. Несколько столетий спустя здесь возник процветающий торговый город Тумасик, который, по-видимому, до XIV в.


    312

    контролировал морские пути, проходившие через Малаккский пролив.

    Название «Сингапур» появилось, согласно местной легенде, в XIII в. Индийский принц из Палембанга Синг Нила Утама, спасаясь от шторма, якобы высадился на острове, где встретил странное животное, которое принял за льва. Усмотрев в этом добрый знак, он назвал остров Сингапуром, что в переводе с санскрита означает «город льва». Изображение льва сохраняется в современном государственном гербе Сингапура.

    В Сингапуре распространены четыре основные религии: конфуцианство, буддизм, ислам и индуизм. Приверженцы конфуцианства и буддизма — китайцы, ислама — малайцы и часть выходцев из Южной Азии, индуизма — большая часть индийцев. Имеются и христиане (европейцы).

    Народы Сингапура держатся компактными группами, стараются сохранять свой язык, культуру, религию. Хотя молодые жители называют себя просто сингапурцами. Сингапур сегодня — один из самых крупных городов Юго-Восточной Азии и один из самых густонаселенных городов мира.

    В современной культуре Сингапура переплетены различные культурные национальные традиции. Преобладают национальные культуры китайцев, малайцев, индийцев. Большое влияние оказывает западная культура, что сказывается в первую очередь в модернизации образа жизни. Сюда наряду с духовными ценностями Европы и Америки проникает и второсортная массовая культура Запада. В Сингапуре находится один из старейших и самых крупных культурных центров в Юго- Восточной Азии — Национальная библиотека, основанная в 1823 г. Ее хранилища и фонды насчитывают более 500 тысяч томов. При библиотеке действуют научные общества, клубы, культурно-просветительские организации для детей и молодежи. Пропагандой искусства народов занят Национальный театр. Здесь чередуются спектакли классической китайской оперы, представления классического индийского балета, выступления танцевальных малайских групп, концерты современных музыкальных и хореографических ансамблей. Значительных успехов страна добилась в области образования.


    313

    В 1884 г. немецкий путешественник, географ и этнограф А. Бастиан предложил назвать страну, занимающую большую часть Малайского архипелага,
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   51


    написать администратору сайта