Главная страница
Навигация по странице:

  • А.Н. Радищев

  • А.П. Сумароков

  • Денис Иванович Фонвизин

  • В.И. Баженов

  • Ф.М. Казакова

  • Джакомо Кваренги

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница37 из 51
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   51
    Николая Ивановича Новикова (1744—1818), выдающегося писателя-просветителя, журналиста и книгоиздателя. Еще будучи юным дворянином, он задумывается о просвещении сограждан и вскоре делает первые шаги на этом благородном поприще.

    Работа в Комиссии по составлению Нового уложения погрузила Новикова в атмосферу общественно-политической борьбы, показала жестокость помещиков, стремившихся удержать народ в состоянии невежества и рабской покорности. После окончания работы Комиссии Новиков занимается издательской деятельностью. В мае 1769 г. он выпускает журнал «Трутень». В нем Новиков не посягал на основы монархии, но стремился упредить злоупотребление крепостным правом и искренне сочувствовал крестьянам. Ожесточенно выступала против «Трутня» официозная «Всякая всячина», которую поддерживала Екатерина II. Вскоре «Трутень» был закрыт.

    В апреле 1772 г. Новиков выпускает новый еженедельный сатирический журнал «Живописец». Насмешки над дворянскими нравами, показ крестьянской нужды и горя, критика суда напомнили читателю лучшие номера «Трутня». Этот журнал издатель связывает с литературными выступлениями императрицы. Но, расточая ей похвалы, в промежутках между ними Новиков печатает резкие разоблачительные материалы. Антикрепостническим духом проникнута сатира, в которой выражено главное: источник всех бед жизни, главное зло — это крепостное право. Крестьянская тема была связана с темой просвещения. Сатирик считал, что хорошо воспитанные просвещенные люди не станут мучить крестьян, облагать их бессовестными поборами, брать взятки в судах.

    В апреле 1779 г. Новиков берет в аренду на десять лет (фактически до 1792 г.) типографию Московского университета. Через пять лет убыточная типография превратилась в мощное полиграфическое предприятие, выпускавшее книги и журналы, количество которых к 1785 г. возросло до четырехсот. Книги отпускались купцам на комиссию. Широкая организация


    414

    книжной торговли позволила доставлять книги в далекие уголки Российского государства.

    В конце 1779 г. вокруг Новикова образовалось «Дружеское ученое общество», в котором приняли участие видные московские масоны: Трубецкие, Черкасский, И.П. Тургенев, И.Т. Шварц и другие. Все они внесли денежные средства в фонд общества. На средства общества при университете были открыты Педагогическая, Переводческая и Филологическая семинарии, принявшие несколько десятков студентов.

    Огромная просветительская деятельность Новикова, его широкая благотворительность, участие в масонской организации вызывали беспокойство у российского правительства. В 1785 г. Екатерина II приказывает освидетельствовать книги, изданные Новиковым, а самого его испытать в законах православной веры. Архиепископ Платон докладывал императрице, что Новиков — истинный христианин, книги также не внушали особых сомнений. Но, тем не менее, часть книг была сожжена, а часть — запрещена к продаже, так как они были признаны «могущими служить к разным вольным мудрованиям, а потому к заблуждению и разгорячению умов».

    При первых известиях о Французской буржуазной революции 1789 г. надзор за Новиковым усилился, а в 1792 г. он был арестован и объявлен государственным преступником, организатором заговора против правительства, руководителем тайного общества, опасного для православной религии, агентом иностранных держав, издателем «развращенных книг». Смертную казнь Новикову заменили пятнадцатилетним заключением в Шлиссельбурге. Его великолепное издательское предприятие было разрушено, тысячи книг сожжены, все имущество пущено с молотка, его вкладчики — разорены.

    Н.И. Новиков вышел из тюрьмы при Павле I, в 1796 г., абсолютно больным и разбитым человеком, в дела больше не вступал. Но то, что он успел сделать в годы своего творческого расцвета, навсегда оставило его имя в истории русской литературы и журналистики, всей отечественной национальной культуры.

    Выдающимся просветителем, яростным борцом против крепостничества был и А.Н. Радищев (1749-1802). Особую


    415

    роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К.А. Гельвеция. Исторический процесс Радищев рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого философ сделал вывод о неизбежности революции. Человек — существо не только общественное, но и активное, потому движущей силой являются люди. Их эгоистические страсти приводили к краху «вольности», торжеству порабощения. Радищев является основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в истории он придавал слову. Преобразующей силе слова посвящено «Слово о Ломоносове» (1780 г.). Обобщением его исторических и политических концепций стала ода «Вольность» (1783 г.). На взгляд Радищева, революция в России произойдет, но не скоро, и ход ее будет особым.

    Его главное произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» написано в свободной форме повествования, что позволило Радищеву реалистически показать различные стороны русской жизни, разные сословия, социальные, экономические, исторические и другие проблемы действительности. Автор живописует полное беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, а источником зла называет самодержавие и крепостничество.

    Прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву», императрица назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Писателя арестовали, его книгу конфисковали и сожгли. Смертную казнь, назначенную Сенатом, заменили десятилетней ссылкой в Сибирь — в Илимский острог. Радищев был лишен чинов и дворянства. Только после смерти Екатерины II, в 1797 г., Радищев был переведен под надзор полиции в одно из имений его отца — село Немцово Калужской губернии. При Александре I писатель и философ был прощен и определен на службу в Комиссию по составлению законов. В законодательных проектах он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки Радищев отравился. Все его сочинения вплоть до 1905 г. находились под запретом. Идеи


    416

    Радищева, тем не менее, не умерли, но оказали большое влияние на Пушкина, декабристов, Герцена, на русскую поэзию, развитие реализма в русской литературе.

    Яркой фигурой в культуре этого периода стал Г.Р. Державин (1743-1816) — русский поэт из небогатой дворянской семьи. Как офицер участвовал в подавлении пугачевского восстания. Некоторое время Державин служил в Сенате и пришел к выводу, что здесь «не любят правды». В 1782 г. сочинил оду к «Фелице», обращенную к императрице, за что был награжден Екатериной II. В 1791-1793 гг. являлся ка- бинет-секретарем императрицы, но не угодил и был отставлен от службы при ней и назначен (1794 г.) президентом Ком- мерц-коллегии. В 1802-1803 гг. Г.Р. Державин был министром юстиции, а затем ушел в отставку.

    Державин первым из русских поэтов стал писать о человеке, о личности. Новыми красками заиграла у него и природа. Державин показывал ее неисчерпаемость, ее живую душу. Он был живописцем в поэзии («На темно-голубом эфире златая плавала луна...»). Державин состоял в обществе «Беседы любителей русского слова», поддерживал литературных староверов и консерваторов, но в то же время благожелательно относился к молодым (В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину). В кругу его друзей формировались общественные и литературно-эстетические взгляды, здесь давали оценку произведениям, велись горячие споры.

    Еще одним из выдающихся деятелей культуры XVIII в. являлся А.П. Сумароков (1717-1777). Он происходил из старинной дворянской семьи. Популярность поэту обеспечили любовные песни, распространявшиеся в списках. Сумароков издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела», был автором стихотворных трагедий. Его пьесы составили основу репертуара первого русского профессионального публичного театра, директором которого он являлся с 1756 по 1761 г. С пьесами и театром Сумарокова связано и появление первых русских актеров.

    Сумароков был монархистом, считал крепостное право явлением естественным, однако резко протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение нера


    417

    зумным помещикам. Он предъявлял большие требования к дворянству, язвительно высмеивал его пороки. Обличение самодуров-крепостников, чиновников и откупщиков придавало сатире Сумарокова широкий общественный резонанс и явилось главной причиной закрытия его журнала «Трудолюбивая пчела».

    Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792) — русский писатель и драматург, происходил из богатой дворянской семьи. Еще в студенческие годы начал печататься в московских журналах, делал переводы. Как просветитель Фонвизин выступал за всеобщее обучение, за постепенное, по мере «просвещения», освобождение крестьян. Его идеал политического устройства — просвещенная монархия. Он стал автором первой русской сатирической комедии «Бригадир» (поставлена в 1770 г.), о которой Н.И. Новиков писал, что «сочинена она точно в наших нравах...». С появлением «Бригадира» русская литература и театр вошли в то течение европейской культуры, которое противопоставляло себя классицизму.

    Свое самое значительное произведение Фонвизин создал в обстановке реакции, после подавления пугачевского восстания. В комедии «Недоросль» (1781) корнем всех бед в России Фонвизин представляет крепостное право. Комедия строится на остром социальном конфликге, содержит призыв к реформам в духе Просвещения. В последующих своих произведениях Фонвизин критиковал политику Екатерины II, на что автору с раздражением отвечала сама императрица. В 1788 г. ему запретили издавать пятитомное собрание сочинений, после чего он вскоре умер.

    Возросший государственный престиж России необходимо было продемонстрировать в величественности монументальных сооружений. Интенсивно развивались культура и просвещение, что способствовало строительству многих зданий учебных заведений, различных академий, институтов-пансио- натов для дворянских и мещанских детей, театров, библиотек. Быстро росли города, главным образом за счет жилой застройки усадебного типа, доходных домов. Созидательный размах на огромных просторах великой страны продиктовал необходимость пересмотра экономических основ зодчества.



    418

    С 1760-х гг. лучших воспитанников Академии художеств за казенный счет направляли для совершенствования за границу — в Италию, Францию, где художники и архитекторы изучали выдающиеся произведения античности, эпохи Возрождения и французского классицизма.

    Академия стала правительственным органом, руководившим художественной жизнью страны.

    Русскому классицизму не была свойственна канонизация форм и приемов. Обращение к классическим формам носило творческий характер применительно к конкретным условиям местности, рельефа, пейзажа. Классицизм в России не был однородным ни во времени, ни в пределах страны; отличался региональным разнообразием. Его творцами стали архитекторы В.И. Баженов, Ф.М. Казаков, Джакомо Кваренги.

    В.И. Баженов (1737-1799) как лучший выпускник Академии художеств в 1760 г. был направлен во Францию и Италию, где его талант получил повсеместное признание. Французская академия архитектуры выдала ему почетный диплом; Римская национальная академия искусств св. Луки присвоила звание профессора, а Флорентийская и Болонская академии художеств приняли его в число своих членов. По возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали академиком Петербургской академии художеств, а в 1799 г. он стал ее вице-президентом. Он первым из русских архитекторов стал увязывать постройку с ее окружением, рассматривать ее как объемную композицию, активно организующую пространство города. Масштабностью его градостроительного замысла отличался проект (1767—1775 гг.) дворца для Московского Кремля с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади. Однако в 1775 г. воплощение проекта было прервано Екатериной II, которая не хотела возвеличивать Москву. Но выдающийся архитектор частично осуществил свои замыслы при строительстве дома Пашкова в Москве (1784-1786 гг.), а также дома Долгова на 1-й Мещанской улице, колокольни и трапезной церкви Всех скорбящих на Б. Ордынке и дома Юшкова на ул. Мясницкой.

    Постройки царицынского ансамбля (1775—1785 гг.) остались незавершенными, так как Екатерина II, осмотрев почти


    419

    законченные строения, резко выразила архитектору свое неудовольствие. Баженов был отстранен от работ, а дворец, частично разобранный, простоял более двухсот лет и был восстановлен только в 2007 г. по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова.

    Как считают исследователи, недовольство Екатерины II было вызвано тем, что Баженов в то время сблизился с прогрессивным общественным деятелем Н.И. Новиковым, антиправительственная и просветительская деятельность которого ее раздражала. Кроме того, архитектор был связан с Московской масонской ложей, деятельность которой вызывала тревогу императрицы. В Петербурге она уже несколько лет пользовалась услугами двух иностранных архитекторов — убежденных последователей классицизма: шотландца Ч. Камерона и итальянца Д.К. Кваренги, который создавал четкие архитектурные образы в стиле классицизма в Петербурге и его окрестностях. Отечественные зодчие И.Е. Старов и Н.А. Львов своими проектами убедительно отстаивали красоту античных форм. Поэтому дворец и павильоны в Царицыне, видимо, показались Екатерине II очень устаревшими.

    Вторичное крушение грандиозных замыслов стало для Баженова трагедией, но не сломило зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам московского дворянства. Завершением творчества В.И. Баженова является проект Михайловского замка, который был выстроен в Петербурге (1797-1800 гг.) уже без участия зодчего, скончавшегося в 1799 г.

    В сотрудничестве с Баженовым развернулась деятельность выдающегося архитектора Ф.М. Казакова (1738-1812), сыгравшего важную роль как в деле формирования архитектурного облика Москвы, так и в утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве. Художественное образование и первые строительные навыки он получил в архитектурной школе Д.В. Ухтомского в Москве. Его творческое мировоззрение складывалось под влиянием только русской архитектурной среды, за рубеж он не выезжал. Большую роль в развитии природного дарования Казакова сыграли его работа в Твери и семилетнее пребывание в архитектурной команде В.И. Баженова.



    420

    В 1770-х гг. он уже выступает как видный архитектор, автор значительных сооружений Москвы: Петровского дворца на Петербургской дороге, здания Сената в Кремле, церкви Филиппа Митрополита, здания университета и Голицынской больницы.

    Петровскому дворцу был придан ярко выраженный национальный характер — как символу допетровской Москвы. Это выдающийся образец классических принципов и русской национальной живописности. Примером строгого классицизма является и огромное здание Сената в Московском Кремле (1776-1787 гг.). Ротонда Сената в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. признана лучшей народнойм круглой залой, что послужило началом сооружения ряда круглых зданий в России в конце XVIII в. Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) — первое сооружение в России, для которого использована круглая композиция к православному храму.

    В 1780-х гг. Ф.М. Казаков возглавил школу при Кремлевской экспедиции, принятую от В.И. Баженова. В 1805 г. его школа была официально превращена в Архитектурное училище и после ряда реорганизаций явилась прародительницей Московского архитектурного института. Многие из учеников и последователей Казакова успешно развили творческое направление своего учителя и заняли значительное место в русской архитектуре конца XVIII — начала XIX в. — в пору высокого классицизма. Это А.Н. Бакарев, О.И. Бове, И.В. Его- тов, P.P. Казаков, Е.Д. Тюрин и другие.

    Джакомо Кваренги (1744-1817) родился на севере Италии. В Петербург приехал уже сформировавшимся под влиянием великого Андреа Палладио архитектором. В России упорно познает национальную и религиозную специфику русской архитектуры. Первые его постройки овеяны духом паллади- анства — это Английский дворец в Петергофе (1781—1794 гг.), Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), здание Академии наук (1783—1789 гг.) в Петербурге. Вместе с тем эти сооружения отличаются русским национальным характером, благодаря органичной связи с окружением, масштабности и колоритности.

    Архитектор, помимо поручений императорского двора выполнял много других проектов: торгово-финансовых зданий,


    421

    ярмарочных комплексов, культовых зданий, мемориальных сооружений. Во всех его работах конца XVIII в. воплощены черты строгого классицизма. Но с начала XIX в. в его произведениях появляется все больше фасадов, обогащенных скульптурным и декоративным убранством (Смольный институт, Александровский дворец в Царском Селе). Для творчества Д. Кваренги характерно создание интерьеров во дворцах, жилых домах и усадьбах, общественных зданиях.

    Во второй половине XVIII в. подлинного расцвета достигает портретное искусство. Портреты второй половины века полны глубокой мысли, передают красоту и благородство устремлений человека; это образы многих замечательных людей того времени.

    Признанным мастером парадного портрета стал
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   51


    написать администратору сайта