Главная страница
Навигация по странице:

  • Бартоломео Карло Растрелли

  • В.Н. Татищев

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница36 из 51
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51
    Доменико Трезини. Его творчество чрезвычайно многообразно: он занимался строительством, проектированием и возведением различных зданий и сооружений — от обывательских до государственных и культовых зданий. В течение тридцати лет он был бессменным «обер-архитектором», являясь при жизни Петра I его правой рукой в делах строительства.

    Образцовый проект дома для «именитых» воплощен в Летнем дворце Петра I, выстроенном Д. Трезини в 1710—1714 гг. на левом берегу Невы у истока Фонтанки, где одновременно был создан регулярный сад с небольшой гаванью перед южным фасадом дворца и фонтанами. В связи с освоением пригородных мест вдоль берегов Фонтанки Д. Трезини в 1722 г. разработал серию проектов для загородных усадеб и домов. Дома располагались фасадами к реке, перед ними устраивались набережные, а позади — сады с бассейнами и павильонами.

    Наряду с жилыми домами строились дворцы с представительными фасадами и обширными, богато украшенными парадными помещениями. В сочетании с архитектурой начинает применяться декоративная скульптура, а в интерьерах — живописное убранство. Крупнейшими сохранившимися до наших дней общественными зданиями, созданными Д. Трезини, являются Петропавловский собор в одноименной крепости и здание Двенадцати коллегий. Восточный вход в крепость и ныне оформляют Петровские ворота в виде триумфального сооружения.


    404

    Петропавловский собор (1712—1733 гг.) увенчан высоким золоченым шпилем с флюгером в виде ангела, поднимается из-за стен крепости на 122,5 м, став одной из наиболее выразительных доминант в панораме Невы и города. Этот собор, построенный Д. Трезини по указанию Петра I, был для России явлением новаторским.

    В первой трети XVIII в. застраивается импозантными дворцами Дворцовая набережная.

    План застройки Санкт-Петербурга был выполнен русским архитектором П.М. Еропкиным и на протяжении XVIII в. являлся основой для градостроительного развития новой столицы. На Васильевском острове привлекает внимание импозантный дворец сподвижника Петра I — А.Д. Меншикова. Начал его строительство в 1710 г. известный итальянский архитектор М.Д. Фонтана, продолжил в 1713 г. И.Г. Шедель. Доминировала архитектура итальянского Возрождения. Ныне дворец является филиалом Государственного Эрмитажа, отведенным для экспозиции, посвященной русской культуре первой трети XVIII в.

    В архитектурной панораме берегов Невы выделяется силуэт здания Кунсткамеры — первого в России музея, библиотеки и обсерватории (теперь Музей этнографии и антропологии и Мемориальный музей М.В. Ломоносова). Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г.

    В 1714 г. развернулось строительство Петергофа. На берегу Финского залива к 1725 г. был возведен двухэтажный Нагорный дворец (архитекторы Ж.-Б. Леблон и Н. Микет- ти). В дальнейшем он подвергался перестройке и был расширен в середине XVIII в. выдающимся русским архитектором Ф.Б. Растрелли.

    Первая четверть XVIII в. стала временем расцвета русского изобразительного искусства. Это было светское искусство, стоявшее гораздо ближе к человеку и его потребностям.

    В начале века портретная живопись постепенно освобождается от влияния парсуны, условности, схематизма. Портрет все больше передает внутреннее состояние человека. В подготовке художников положительно сказалась деятельность «Живописной команды» Канцелярии от строений. Организо


    405

    ванная в Петербурге в начале XVIII в. «Команда» занималась созданием художественного устройства многочисленных построек Петербурга. Впоследствии из «Команды» вышли известные мастера живописи. В последние годы своей жизни руководил «Командой» А.М. Матвеев, у которого учились многие русские художники.

    Самым талантливым русским художником своего времени был И.Н. Никитин, мастерством которого гордился Петр I. Художник несколько раз писал портреты русского царя, подчеркивая психологические особенности модели: это эмоциональный, сосредоточенный человек, в глазах которого светится ум, а на лице — усталость. Написал он и портрет умершего Петра I. Известны его картина «Полтавская баталия», портреты Ушакова, Головкина и других.

    Высокого мастерства в середине XVIII в. достигло творчество И. Вишнякова, автора многочисленных росписей и портретов, который после А.М. Матвеева был руководителем «Живописной команды».

    Мастером портрета того времени являлся и А.П. Антропов. Он учился живописи у А.М. Матвеева, принимал участие в росписях в Петербурге, Москве, Киеве. В Петербурге занимал должность главного художника Синода, руководил деятельностью иконописцев, написал серию портретов представителей духовенства. Большой интерес вызывает портрет Петра III. Он почти карикатурен, художник подчеркивает физическое и духовное безобразие царя. Реалистичны портреты Румянцевой и Измайловой.

    Интерес к скульптуре в первой четверти XVIII в. выразился не только в создании новых произведений, но и в коллекционировании классических произведений прошлого. Именно в это время была приобретена «Венера Таврическая», которая и в наши дни украшает античную коллекцию Эрмитажа. Известным мастером в скульптуре этого времени был И. За- рудный, работавший в декоративной пластике в Москве и Петербурге, создавший иконостас Петропавловского собора. Андрей Нартов — автор ряда барельефных портретов, участник создания крупнейшего монументального памятника в честь Северной войны — «Триумфального столпа» (в модели, дошедшей до нас).


    406

    Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744) приехал в Россию в 1716 г. из Франции по приглашению Петра I, да так и остался здесь до конца дней своих, подарив талант своей второй родине. Им были выполнены многочисленные произведения монументальной, декоративной, портретной пластики. Неукротимая властность, энергия, сходство с личностью делают бронзовый бюст-портрет Петра I (1724) его работы выразительным художественным произведением.

    Для творчества Растрелли характерны монументальность и прекрасное знание материала — бронзы. Мастерством отличаются такие его произведения, как бюст Меншикова, статуя Анны Иоанновны с арапчонком.

    Памятник Петру I, будучи отлитым в 1744 г. после смерти автора, более полувека находился в забвении. Петр I изображен триумфатором в одежде римского императора, торжественно восседающим на коне.

    Во второй половине XVIII в. растреллевская трактовка образа Петра I не удовлетворяла русское общество. Новый памятник Петру I был поручен Э. Фальконе, который и создал «Медного всадника», где Петр I — преобразователь России. Памятник же Петру I работы Растрелли в 1800 г. по приказу Павла I был установлен перед Инженерным замком в новой столице.

    Своеобразная особенность русского театра конца XVII—

    1. вв. — синтетичность, единство музыкальных и драматических элементов (диалога, пения, танцев), идущее от народной традиции, искусства скоморохов. Одним из живительных источников русского театра являлся фольклор. Пронизаны театральностью народные обрядовые игры. Наряду с труппами, выступавшими перед придворной аудиторией, на протяжении XVIII в. возникают объединения любителей, демократические по составу участников и репертуара. Помимо драматических постановок, играли интермедии с пением и плясками, бытовые комедийные сцены, связанные с традицией фольклора (сказок, песен).

    Петр I поощрял устройство театральных представлений. Один из его указов (1721 г.) гласил: «Можно же еще дважды в год или больше делать некие акции, диспуты, комедии, ри


    407

    торические экзерциции. И то бо зело полезно к наставлению и к резолюции... веселую перемену делают таковые акции».

    В театре эпохи Петра I, приобретшем публичный характер, усиливается роль музыки, появляются новые музыкальные жанры. Для русских людей, побывавших в «заморских землях», опера не являлась совершенной новостью. Был знаком с оперно-балетными зрелищами и Петр I. Его личное указание стало одной из предпосылок появления в России иностранных трупп с представлениями «поючих действ». Ассамблеи как форма общения высшего общества, постепенно превратившиеся в балы, на которых вошли в моду музицирование, игра на флейте, скрипке, устраивались по указу Петра I, а посещение концертов стало обязательным для членов высшего общества.

    В первой четверти XVIII в. большое распространение в России получают небольшие инструментальные капеллы, обслуживавшие ассамблеи и придворные праздники, игравшие в домах вельмож и иностранцев во время гуляний.

    Наряду с пьесами религиозного содержания в эпоху Петра I создаются «панегирические» драмы, прославляющие победы русского оружия. В них образы православной церковности мирно уживаются с мифологическими персонажами. Постепенно «обмирщение» репертуара московской Славяно-греколатинской академии выражается не только в подчинении литургического содержания целям идеологической пропаганды, но и в том, что с середины 20-х гг. появляются произведения светского характера, переносящие в театр героев галантной литературы — повести и романа.

    При дворе русские любительские спектакли обставлялись с большой пышностью. В них участвовали как придворные исполнители, так и певчие капеллы и учащиеся Шляхетского корпуса. Это создавало предпосылки для последующего развития русского театра. Участие певчих в придворных любительских спектаклях становится традицией, получившей продолжение в совместных выступлениях певчих и итальянских артистов в оперных спектаклях. Не менее значительна роль кадетов Шляхетского корпуса как основных исполнителей балетов и участников драматических и оперных представлений.


    408

    Танцевальные классы в корпусе, а позднее и в Московской академической гимназии, явились первой театральной школой, готовившей артистов для будущего русского профессионального театра.

    Представители раннего русского Просвещения имели разные взгляды как в сфере социально-политической, так и в различных областях культуры. Некоторые отстаивали идею просвещенного абсолютизма, надеялись на реформы сверху, которые позволили бы избежать кровопролития, неизбежного при насильственных общественных переворотах. Представители другого направления предполагали, что трудовой люд необходимо приобщить к «свету разума», к активному созидательному творчеству. Расхождения в стремлениях в русском Просвещении было более значительным, чем в западноевропейском Просвещении. Некоторые просветительские идеи встречались у деятелей «ученой дружины» Петра I (Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир, В.Н. Татищев), в большей степени у М.В. Ломоносова: критика церкви, идея внесос- ловной ценности человека, концепция просвещенного абсолютизма.

    Написанная в 1729 г. сатира А.Д. Кантемира (1708-1744) «К уму своему» имела подзаголовок «На хулящих учение». Он же был автором «Писем о природе и человеке», «Разговора двух приятелей о пользе наук и зрелищ» и переводчиком произведений европейской общественно-политической и научной мысли. Кантемир в политических эпиграммах и оригинальных сатирах (1729—1731 гг.) выступал как смелый защитник реформ Петра I. Будучи послом в Великобритании (1732 г.) и во Франции (1738-1744 гг.), он продолжал писать сатиры, тщетно добиваясь печатания своих произведений в Петербурге. Сторонник теории естественного права, распространял идеи Просвещения, резко критиковал церковь и духовенство.

    В.Н. Татищев (1686—1750) — русский государственный деятель, историк. Выполнял различные военно-политические поручения Петра I, управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург, был астраханским губернатором. Положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Создал обобщающий труд по отечественной истории


    409

    на основе многочисленных русских и иностранных источников — «Историю Российскую с самых древнейших времен», составил первый русский энциклопедический словарь («Лексикон Российской»).

    Другой характерной чертой петровской эпохи была борьба за научное мировоззрение, во главе которой стал основоположник русской науки М.В. Ломоносов (1711-1765). Распространение просвещения, освобождение человеческого разума от средневековой схоластики и церковных пут, стремление найти рациональное, материалистическое объяснение фактам, явлениям природы — все это определяет содержание его научных исканий.

    В январе 1742 г., после возвращения из-за границы, Ломоносов был назначен адъюнктом Академии наук по физическому классу, а в августе 1745-го стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии. Деятельность Ломоносова в Академии наук была разносторонней. В 1748 г. для него построили первую в России научно-исследовательскую химическую лабораторию, где он занимался химическими и физическими исследованиями. С 1753 г. молодой ученый реализует себя в самых различных областях естественных и прикладных наук. Наряду' с научными исследованиями занимается литературным творчеством, публикует несколько од и трагедий. Движимый чувством любви к Отечеству, он изучает источники русской истории, проявляет заботу о распространении просвещения в России, добивается создания университета европейского типа, доступного всем слоям населения. В 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова был открыт Московский университет, носящий сегодня его имя.

    Роль Ломоносова в этот период («эпоху дворцовых переворотов») знаменательна тем, что он всеми силами стремился сохранить и преумножить новации Петра I в культуре, возвысить роль нации, искусства, литературы.

    В течение всей жизни Михаил Васильевич был зачинателем самых разнообразных научных и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение. Но не все его государственные помыслы могли быть реализованы в своей стране.


    410

    Чтобы понять, каков вклад Ломоносова в литературное творчество, вспомним В.Г. Белинского: «...На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца. ...С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим. Нужно ли говорить, что это был человек великий и ознаменованный печатаю гения? Все это истина несомненная».

    Дело М.В. Ломоносова было продолжено его учениками, профессорами Московского университета Н.Н. Поповским, И.А. Третьяковым, С.Е. Десницким, С.Г. Забелиным и другими.

    Справедливости ради, следует отметить, что чрезмерное увлечение иностранной культурой начинало превращаться в сословную политику государства. Россия ввозила из Европы не только предметы роскоши, но и ученых, политиков, военных. Особенно это проявилось после смерти Петра Великого. Ограничивался приток в науку людей, не имевших дворянского происхождения.

    Эту ситуацию в культуре изменила императрица Елизавета Петровна. Правительство вернулось к политике Петра I в области национального образования. Подвергся реорганизации ряд учебных заведений. Навигацкую школу преобразовали в Морской шляхетский корпус, выпускавший офицеров Российского военно-морского флота. Инженерная академия готовила различных военных специалистов. Правительство Елизаветы облегчило доступ к образованию непривилегированных слоев населения. В середине века были открыты первые гимназии в Москве, Казани и других городах.

    В середине XVIII в. идеи Просвещения завоевывают Западную Европу и в значительной степени проникают в Россию. Наступает эпоха «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.


    411

    Мысль о государстве во главе с «просвещенным монархом», способным преобразовать жизнь общества на разумных началах, имела значительное распространение среди части европейских просветителей. Да и сами монархи в условиях разложения феодализма, созревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения были вынуждены идти на проведение реформ. Хотя объективно некоторые реформы «просвещенного абсолютизма» способствовали развитию капиталистического уклада, в практической же деятельности «просвещенных государей» XVIII в. преобладали феодальнодеспотические черты. «Либеральные» начинания в духе «просвещенного абсолютизма» сменялись политикой открытой феодальной реакции.

    Политика Екатерины II по своей направленности была дворянской. В 60-е годы XVIII в. Екатерина II прикрывала сущность своей политики либерализмом. Она вела оживленную переписку с Вольтером и французскими энциклопедистами, демонстрируя свое намерение содействовать образованию в России, покончить с невежеством. Но Россия в силу своего внутреннего развития не была готова воспринимать идеи небольшой прослойки французских просветителей. Возникли противоречия между идеями социального равенства, внесос- ловной ценности человека и российской действительностью — самодержавием и крепостничеством.

    Для общественных деятелей русского Просвещения характерны патриотические настроения. Они были сторонниками усиления просветительской роли государства, организации системы государственного образования, открытого доступа к науке, общественной жизни представителям различных слоев общества. Французское Просвещение носило светский характер, полагая, что путем просвещения можно устранить все пороки человека, в чем и стояло его заблуждение. Так, Ж.-Ж. Руссо считал, что в условиях полной изоляции от порочного социального окружения можно воспитать идеального человека. В 1764 г. Екатериной II была предпринята попытка организовать учреждение (Смольный институт благородных девиц), имевшее целью воспитать «новую породу» людей. В детях надлежало воспитывать учтивость, благопристойность,


    412

    трудолюбие, сочувствие бедным. Однако сама жизнь не утвердила этого проекта, и он не имел продолжения.

    Но в результате школьной реформы в России все-таки сформировалась система общеобразовательной школы с едиными учебными планами, единой методикой (1782—1786 гг.). В сфере просвещения Россия шла вперед, и не только стараниями просвещенной Екатерины II, но и благодаря объективным условиям — бурному развитию страны, инициативе представителей российского Просвещения. Получили развитие гуманитарные науки. Событием в культурной жизни России XVIII в. было открытие Московского университета, русского профессионального театра (1756 г.), основание в Петербурге Академии художеств (1757 г.). В 1768 г. Екатерина II поручает директору Академии наук В.Г. Орлову, А.П. Шувалову и своему секретарю Г.В. Козицкому сделать подбор иностранных книг для перевода на русский язык и их издания. Было издано 112 книг лучших произведений мировой литературы, доступной русскому читателю. В их числе — «Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия, «Превращения» Овидия, книги Тацита, Цицерона, Плутарха, Флавия, романы Филдинга, комедии Гольдони, «Кандид» Вольтера, а также книги по географии, истории, философии, математике, физике, химии, астрономии и другим наукам.

    Решая насущные задачи, русская культура постепенно овладевает достижениями западноевропейской культуры от эпохи Возрождения. Русская культура одновременно утверждает идеи национального государства (в стилях барокко, а затем — классицизма), соединяя их с представлениями просветительской философии XVIII в. о ценности человеческой личности, о гражданственном призвании человека.

    1760—1790-е гг. — пик развития дворянского государства, сопровождавшийся ростом национального сознания, возвышением роли России в жизни Европы. Тем временем первые признаки кризиса крепостнической системы побуждают прогрессивно мыслящую часть дворянства искать разрешения противоречий действительности в учении философов-просветите- лей о «просвещенном абсолютизме», о «естественном человеке». Выражение этих идеалов составило почву классицизма.


    413

    В русском общественно-литературном движении второй половины XVIII в. значительную роль сыграла деятельность
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   51


    написать администратору сайта