Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф.Г. Волкова

  • Н.М. Карамзину

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница38 из 51
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   51
    Д.Г. Левицкий (1735-1822). В его работах общая торжественность в традициях позднего барокко часто совмещается с чертами естественности и даже обыденности (П.А. Демидов, 1773 г.). В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института (1773 г.) — образы изящных, танцующих, музицирующих девушек, наделенных свежестью чувств и живостью характеров. Серию отличает изысканная декоративность цветовой гаммы. Интимные портреты наделены многообразием характеристик (Д. Дидро, М.А. Дьяковой, священника, И.М. Долгорукого и др.).

    На 1770—1780-е гг. приходится расцвет творчества художника. Он пишет знаменитые портреты М. Львовой, П. Голицыной, Урсулы Мнишек, Анны Давиа, Екатерины II и других. С начала 1780-х гг. в творчестве Левицкого сказывается влияние классицизма, что отличает искусство художника, делает его выдающимся представителем русской художественной культуры XVIII в.

    Знаменитым портретистом стал и Ф.С. Рокотов (1735— 1808), сын крепостного. Он одним из первых русских живописцев овладел приемами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. («Портрет Екатерины II», 1763 г.). Работая в Москве с 1765 г., Рокотов сблизился с просвещенными семьями (Воронцовы, Струйские и др.), представителями интеллигенции, проникся духом оппозиционности по


    422

    отношению к петербургскому укладу жизни. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова построено на преобразующей силе света. В 1780-е гг. на смену полумгле приходят отчетливые красочные тона (портреты В.Е. Новосильцевой, супругов Суровцевых, Е.В. Санти). В портретах художника идеал человеческого достоинства и красоты осознается как чувство высокого, духовного превосходства над окружающим. В его последних работах виден общий для русского искусства переход от утонченности рококо к ясности и строгости классицизма.

    1. JI. Боровиковский (1757-1825) — выдающийся мастер портретного жанра конца XVIII в. Начинал свое творчество с иконописи, где проявил крупное дарование художника. Переехав из Украины в Петербург, встречается с Левицким, своим земляком, который уже был признанным мастером портрета, учится у него мастерству. На мировоззрение Боровиковского оказало влияние знакомство с Г.Р. Державиным и, особенно, с Н.А. Львовым. Наряду с религиозными сюжетами стал писать миниатюры, интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794 г., «Торжковская крестьянка Христиния», 1795 г.). За портреты получил звание академика, а в 1802-м — советника Петербургской академии художеств.

    В конце XVIII в. в портретах Боровиковского находят выражение черты сентиментализма. В противовес сословному официальному портрету художник изображает «частного» человека с его простыми чувствами, вдали от «света», на лоне природы. В многочисленных женских портретах разработан мотив идиллического уединения, покоряющий обаянием, грациозным движением. В каждом холсте художник искусно сочетал пейзажный фон с гаммой цветов платьев и шалей, создавая неповторимость и изысканность (портреты Н.И. Куракиной, В.И. Арсеньевой, М.И. Лопухиной). Русскую императрицу Боровиковский изобразил идущей по аллее («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке»).

    1. Ф. Щедрин (1745—1804) — живописец-пейзажист. Учился в Италии и Париже. Преподавал в Петербургской академии художеств, академик. Творчество художника связано с идеями сентиментализма. Его парковые пейзажи Петергофа,


    423

    Павловска, Гатчины проникнуты тонким чувством красоты природы, несмотря на некоторую условность композиционных приемов. Он был одним из тех художников, которые в русской живописи второй половины XVIII в. выделили пейзаж как самостоятельный жанр, придав ему национальный характер, сочетая декоративные и видовые начала.

    Развитие национальной науки и литературы, рост общественного самосознания, процесс превращения русского народа в нацию предопределили создание русского профессионального театра. Театр становится фактором общенациональной культуры. Учреждение Российского государственного театра (1756 г.) имело огромное значение для развития всей русской культуры.

    Театр был разделен указом на придворный и публичный, что определяло и их репертуар.

    Учреждение русского театра в Петербурге оказало воздействие на развитие национального сценического искусства. Разрозненные группы энтузиастов-любителей объединились. Выявились новые драматурги, композиторы, исполнители, возникли новые сценические жанры. Вслед за Петербургом театры возникают в Москве и в других городах.

    Театр в Москве был более свободен, так как не находился в подчинении двору, а связь с передовыми деятелями русской культуры определила его демократический характер. Огромную роль в развитии московского театра в XVIII в. сыграл университет, выпускники которого стали крупнейшими мастерами русской сцены (Е. Залышкин, А. Ожогин, И. Ка- лиграфов, П. Плавильщиков, П. Злов и др.).

    Театру Московского университета принадлежит большая роль в развитии русской музыки, прежде всего национального музыкального театра. В конце XVIII — начале XIX в. основные кадры русских исполнителей — певцов, оркестрантов, танцовщиков — воспитывались в Театральной школе Петербурга.

    Создание русского драматического театра, обогащение национального репертуара трагедиями и комедиями Сумарокова, Княжнина, Фонвизина, рост исполнительских сил подготовили появление национальной оперы — жанра, впитавшего


    424

    лучшие достижения отечественной музыки и литературы. В 70-е гг. XVIII в. русская опера начинает формироваться как опера комическая, точнее — комически-сатирическая.

    Развитие русской литературы в XVIII в. было обусловлено историческим положением русского общества и имело дальнейшее влияние на развитие всей нашей культуры. Антидво- рянская сатирическая направленность, обличительная линия русской литературы в комедиях Фонвизина, Сумарокова, в сатирических журналах Новикова, позднее у Крылова сказались на формировании русской комической оперы. Отечественная трагедия XVIII в. к 60-70-м гг. носила отчетливо выраженный оппозиционный характер по отношению к самодержавию.

    Императрица, расправлявшаяся с оппозиционными ей явлениями в культуре, отстранившая Сумарокова от управления театрами, сославшая Радищева в Сибирь, запрятавшая Новикова в крепость, конечно, не хотела допустить проникновения политической трагедии на оперную сцену. Закрыв доступ русской героической опере, Екатерина II стремилась направить отечественный музыкальный театр по пути чистой развлекательности и комедийности, менее опасной для власти. «Народ, который веселится, зла не думает» (Екатерина II). Но это ей не удалось. Лучшие русские оперные произведения 70-х гг. XVIII в. утверждали демократическую идейность, правдиво показывали русскую действительность. Русская комическая опера XVIII в. основным героем выбрала крестьянина. Крестьянский вопрос оставался центральным для России в XVIII в.

    О невыносимых тяготах крепостных крестьян с общественной трибуны впервые заговорили демократические депутаты Комиссии по составлению Нового уложения (1767 г.). Речи депутатов, жалобы крестьян со всей России о злодействах помещиков получили широкое общественное звучание. Екатерина II в ответ распустила Комиссию. Но это только усилило брожение среди крепостных. Протест нашел выражение как в крестьянских восстаниях, так и в освещении передовой литературой крестьянской темы. Ни один крупный русский писатель этого времени не прошел мимо нее.


    425

    Русская народная песня оказалась составной частью спектакля задолго до появления оперы. Уже в театрализованном маскараде «Торжествующая Минерва», написанном Волковым и Сумароковым (1763 г.), была использована народная песня.

    Начало 80-х гг. XVIII в. в истории русского музыкального театра было отмечено появлением комической оперы «Мельник — колдун, обманщик и сват», которая сохранялась в репертуаре отечественного театра на протяжении всего XIX в. и имела бурный успех.

    Прогрессивным операм о жизни народа противопоставлялись произведения реакционные, во множестве появившиеся после подавления восстания Пугачева. На сцене придворного театра шли пьесы и оперы, в которых в среде крестьян царят благоденствие и радость. Характерная для русской прогрессивной оперы тенденция сочувственно изображать подневольную жизнь крепостных отсутствовала.

    Сознательно противопоставлялись русской прогрессивной опере произведения на крестьянскую тему, написанные самой Екатериной II. Они были направлены также против комедий Фонвизина. Жанры придворной оперы в творчестве Екатерины различны: сказочные, исторические, сатирические, народно-бытовые (вся стихотворная часть принадлежит перу ее секретаря А. Храповицкого). Народная жизнь сознательно обессмысленна, в сказках гpyбo искажены образы, созданные народом, обряды крестьян написаны издевательски. Свободно обращалась императрица и с памятниками фольклора. Здоровая фантастика народной сказки подменялась набором нелепых выдумок.

    Среди музыкально-театральных произведений Екатерины II стоит отметить «Начальное управление Олега». Это сценическое произведение, пропагандирующее внешнюю политику самодержавия. Пьеса была сыграна во время празднования мира с турками с исключительной пышностью и великолепными декорациями, в спектакле участвовало более семисот действующих лиц.

    В развитии музыкального и, в частности, оперного искусства значительную роль сыграли крепостные театры и оркестры. Здесь формировались кадры исполнителей, композиторов, переводчиков. Потемкин в Украине создал в своих


    426

    поместьях роговой и симфонический оркестры, театр, хор. В качестве директора музыки был приглашен Д. Сарти, итальянский композитор и дирижер. Он возглавил музыкальную академию, где преподавали певцы и инструменталисты (Конти, Дельфино, Джомо, Дальокка и др.). Силами воспитанников разыгрывались балеты. Особенно пышные представления устраивались во время путешествия Екатерины II по Украине.

    Благодаря таланту крепостных актеров, превосходным декорациям и костюмам иные представления крепостных трупп превосходили спектакли придворного петербургского театра. Прекрасными были крепостные театры графов Шереметева и Воронцова. Но нельзя не отметить, что в крепостных театрах не только воспитывались дарования, но нередко губились жизни. В Останкинском театре Шереметева, лучшем по устройству, сцена не уступала первоклассным придворным театрам Западной Европы. Здание Останкинского театра было построено с королевским великолепием. Центральную часть здания занимала сцена. Вместимость составляла не более 260 человек, а на подмостках участвовало свыше 500 артистов.

    Крупные помещики стремились устроить жизнь по примеру царского двора. Создание театра вызывало уважение со стороны соседей. Мелкие же хотели обогатиться, повысить свое благосостояние. Крепостной, обученный пению, танцам, музыке, стоил очень дорого. Значительная часть актеров, музыкантов петербургской и московской сцены вышла из крепостной среды и начинала свою актерскую деятельность в крепостных театрах. Они были куплены казной у бывших владельцев.

    Заслуживает внимания личность Ф.Г. Волкова (1729— 1763) — создателя первого постоянного русского театра. Начинался русский театр в Ярославле с домашнего, затем, в 1750 г., превратившегося в публичный театр, труппа которого в 1752 г. была приглашена в Петербург. Будучи по своему характеру народным, он не отвечал требованиям двора, и труппа была распущена, а часть актеров определена в Шляхетский корпус для обучения. Волков же после учреждения русского театра, директором которого был назначен А.П. Сумароков, стал помогать ему в руководстве. В 1761 г., после отставки Сумарокова, Волков занимает его должность. Деятельность Волкова на этом поприще имела огромное прог


    427

    рессивное значение для развития театра. Человек передовых воззрений, он, преодолевая сопротивление реакционных придворных кругов, создал русский публичный профессиональный театр национального значения, связал его с передовой драматургией, открыл путь русским актерам, которые впоследствии продолжали развивать демократическое направление русской театральной культуры.

    Вторая половина XVIII в. связана с реформой русского литературного языка. Главная заслуга в реализации этого замысла принадлежит Н.М. Карамзину (1766-1826) — русскому писателю, историку, журналисту, критику. Он много пишет, переводит и печатает. Как дворянский идеолог, он не принял просветительские идеи равенства людей, но философия Просвещения и литература сентиментализма сформировали в нем интерес к человеку, где нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности.

    К середине 1790-х гг. Карамзин становится главой русского сентиментализма. Он и писатели его школы, пройдя через многочисленные противоречия, дали литературе новые темы, новые жанры, выработали свой слог, объективно способствуя рождению новых прогрессивных взглядов. Показывая в «Бедной Лизе», что «и крестьянки любить умеют», автор утверждал, что важны не сословная принадлежность человека, а его душевный мир.

    Используя нормы разговорной речи, он создал легкую, изящную фразу, передающую выразительность слова. Он отказался от тяжелой книжной конструкции предложения с глаголом на конце, широко применял лексические и фразеологические словосочетания. Создал Карамзин и новые слова: «промышленность», «человечный», «общественность» и многие другие. Он боролся с употреблением церковнославянизмов, слов и оборотов старой книжности. «Новый слог» Карамзин широко применял в повестях, письмах, критических статьях, в лирике. Но он не отвергал ломоносовского учения о важности «высокого слога» в произведениях политического, философского характера. Карамзин вводил в литературный язык словоупотребление образованного дворянского общества, поэтому известно засорение речи иностранными словами и лексикой аристократических кругов, деление слов на


    428

    «благородные» и «низкие», создание по западному образцу оборотов речи и выражений, которые вели к вычурности слога. В начале XIX в. Карамзин отказывается от многочисленных галлицизмов и заменяет иностранные слова русскими.

    Следует отметить, что А.С. Пушкин считал «манерность, робость и бледность» стиля Карамзина «вредными последствиями» подражательности и боязни обогащать русский язык за счет народных источников.

    В «век Екатерины» настойчиво формировалась дворянская культура, но остановить процесс развития подлинно национальной культуры не удалось, хотя в 60-е — начале 70-х гг. в России при дворе безраздельно господствовали иностранцы. Двор выписывал из-за рубежа французов и итальянцев, немцев «для собственной потребы». Средств на оплату иностранных исполнителей не жалели, в то время как скудные средства, ассигнуемые на содержание русских, выплачивались неаккуратно. Русский придворный актер, композитор, драматург в глазах аристократии были немногим выше крепостного лакея и слуги.

    О пренебрежении к русскому театру и увлечении знати иностранной культурой с негодованием писал И.А. Крылов в «Почте духов». Писатель обличал раболепие перед иностранной модой, презрение к отечественной культуре. Была дана классическая формула дворянского космополитизма: «Я... философ, и все нации люблю, выключая моего отечества».

    Но русская национальная культура создавалась отнюдь не руками придворных, и ее развитие в значительной степени противостояло требованиям самодержавия. Русская культура пошла по своему направлению, хотя, конечно, не осталась безразлична к достижениям других народов. И не воздействие итальянской или французской культуры создало русскую культуру, а русская действительность. Отечественные художники овладевали опытом мировой культуры, но утверждали свою, ярко самобытную, национальную.

    1. в. не разрешил многих противоречий, скорее создал новые, но это был век становления русской европейской культуры, век прогрессивных русских мыслителей, несущих идеи просвещения, разума и пользы для Отечества.




    XIX век как новая социокультурная эпоха. Тип человека и русский менталитет XIX в. Возвышение нравственности и национального самосознания после Отечественной войны. Эволюция государственно-политической и правовой системы России. Противостояние двух культур. Окончательное формирование русской национальной культуры. Концепции об особом (соборном и всемирно-историческом) предназначении русского народа и его культуры. Развитие высшего образования. Новые университеты и специализированные вузы. Социокультурное значение движения декабристов и идеологии русских революционных демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов). Развитие журналистики и книгоиздательства. Наука (Лобачевский, Бутлеров, Пирогов, Карамзин). «Золотой век» русской поэзии (Пушкин, Лермонтов, Фет, Баратынский, Тютчев). Критический реализм Гоголя, драмы Грибоедова, Островского. Русская оперная традиция. Русский ампир в архитектуре: Воронихин, Росси, Бове, Жилярди. «Русско-византийский» стиль архитектора Тона. Живопись: романтизм Кипренского, классицизм Брюллова и Иванова, бытовой реализм Федотова и Венецианова.

    Рубеж XVIII—XIX вв. характеризуется развитием капиталистического производства, расшатываются устои феодализма в России. Прогрессивная часть дворянства вступает в борьбу с крепостничеством, а Радищев открыто призывает к восстанию против самодержавия. Угнетение народа было невыносимым и вызывало бунты. Антифеодальные идеи все шире распространяются среди передовых людей русского общества, которых волнуют такие проблемы, как отношения государства и общества, проблема государственного переустройства, проблема человека и, конечно же, крестьянская тема. Значительная часть общества уже понимала, что власть самодержавная



    Русская культура первой
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   51


    написать администратору сайта