Главная страница
Навигация по странице:

  • А.Н. Воронихин

  • К.П. Брюллов

  • России (1860-1890 гг.) 459 К.Д. Ушинский

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница41 из 51
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   51
    М.И. Глинка (1804-1857). Он, как и Пушкин, впитал творческие завое-


    451

    вания своих предшественников и силой своего мощного таланта, связанного с национальной почвой, открыл новую эпоху в русской музыкальной культуре. Традиции музыкального искусства продолжали жить, связь поколений не прерывалась, а величие национальных традиций определило классическое направление русского музыкального театра, которое началось с творчества Глинки.

    В 1836 г. на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». Но по настоянию двора опера получила название «Жизнь за царя», в духе монархической официозности. В 1842 г. на сцене этого же театра состоялась премьера оперы Глинки «Руслан и Людмила». В основе либретто лежала юношеская поэма А.С. Пушкина. Красочные картины славянской жизни переплетались со сказочной фантастикой, русские национальные черты — с восточными мотивами. Оперы Глинки заложили основу и определили пути развития русской оперной классики, утвердили мировое значение русской музыки.

    В начале XIX в. зодчество России вступило в самую интенсивную стадию своего развития, условно названную высоким классицизмом. Этот этап отличался ярко выраженным идейно-художественным содержанием, которое достигалось синтезом монументальных форм, создававших архитектурные образы наиболее значительных зданий, и необычайным подъемом градостроительства, не имевшего тогда равных в Европе.

    Чувство национальной гордости, стремление поднять достоинство народа и показать его историческую роль являлись идейным содержанием архитектуры того времени. Это нашло выражение в широкой творческой деятельности выдающихся русских зодчих, таких как А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, О.И. Бове, К.И. Росси, В.П. Стасов.

    А.Н. Воронихин (1759-1814) родом из крепостных крестьян. В первом десятилетии XIX в. Воронихин создает значительные сооружения в Петербурге. Главное его произведение — Казанский собор. Монументальный и величественный, он органично вписался в ансамбль главной магистрали

    15*


    452

    Петербурга — Невского проспекта. Широко распахнутые дугообразные в плане колоннады, стройный легкий купол, венчающий сооружение — все исполнено в прекрасных пропорциях. По сторонам северных дверей в нишах установлены бронзовые статуи св. Владимира, Александра Невского (скульптор

    С.С. Пименов), Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос) и Андрея Первозванного (скульптор В. И. Демут-Малиновский). Ансамбль Казанского собора — выдающееся явление в градостроительном, архитектурном и инженерном искусстве, свидетельствующее о новой степени развития классицизма в России.

    Другим выдающимся русским зодчим являлся А.Д. Захаров (1761—1811). В 1805 г. он был назначен главным архитектором Адмиралтейств-коллегии. Самой главной его работой стала коренная реконструкция находящегося в самом центре Петербурга Адмиралтейства. Очень важное значение придавалось оформлению его фасадов, их скульптурному убранству, которое не только органично согласуется с архитектурой, обогащая фасады, но и раскрывает назначение здания — центра управления морскими делами всей России.

    К.И. Росси (1775-1849) родился в России. В Петербурге начал работать с 1814 г. Ведущий мастер своего времени он осуществил ряд градостроительно-архитектурных работ огромного масштаба.

    При создании комплекса Михайловского дворца им был спланирован и весь прилегающий район города — от Невского проспекта до реки Невы. Возник ансамбль, обогативший центр столицы. Зданию Михайловского дворца были приданы черты парадности, монументальности при простом объемном решении и удивительной легкости. Центральное здание ансамбля — Александринский театр, декоративное убранство которого — выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками, гирляндами лавровых ветвей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах. Здание театра являлось лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. К числу выдающихся творений Росси относится и ансамбль Дворцовой площади с Александровской триумфальной колонной в честь исторической победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.


    453

    О.И. Бове (1784—1834) родился в Петербурге, в семье художника, итальянца по происхождению. Работал в основном в Москве. Лучшим творением Бове стал открытый парадный ансамбль Красной площади в Москве после пожара 1812 г. Ему же принадлежит конечное решение Театральной площади. Большой театр (1821-1824 гг.) был результатом творческого содружества с А.А. Михайловым. Здание перестроено в середине XIX в. А.К. Кавосом, который частично изменил его облик. Здание Большого театра — одно из лучших в мире театральных зданий с многоярусной системой размещения зрительных мест. Пятиярусный зал вмещал 2 150 зрителей.

    Учеником выдающегося русского архитектора М.Ф. Казакова был Д.И. Жилярди (1788-1845 гг.), сын архитектора. Он не только учился у Казакова, но и занимался возрождением его московских творений, поврежденных пожаром 1812 г., в частности, реставрацией здания Московского университета. Это была первая значительная работа архитектора. Известность Жилярди принесло создание дома-усадьбы Усачевых- Найденовых (1829-1831 гг.). Здание отличается изысканными пропорциями, скульптурным декором. В 1820-х гг. Жилярди работает над устройством подмосковной усадьбы князей Голицыных — Кузьминки, которая очаровывает обширным пейзажным парком с большим озером.

    Первая половина XIX в. — время широкого распространения русско-византийского стиля в архитектуре. Прогрессивная сущность классицизма и его демократическая направленность не отвечали требованиям самодержавия, его реакционной теории «официальной народности» — «православие, самодержавие, народность». Славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию «официальной народности» в противовес классицизму и насаждавшемуся сверху русско-византийскому стилю, идеологом которого выступал К.А. Тон (1794-1881).

    Сущность русско-византийского стиля состояла в применении архитектурных форм и образов средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании с элементами византийской архитектуры. Этот мнимый стиль насаждался в


    454

    церковной архитектуре, в светском строительстве он не находил воплощения. К.А. Тон все-таки использовал его при строительстве Большого Кремлевского дворца (1839-1849 гг.). Торжественные залы названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Андреевский, Владимирский, Александровский и другие. Крупным сооружением К.А. Тона стал храм Христа Спасителя в Москве (1837-1881), выделявшийся своими размерами и богатством отделки (воссоздан в наше время). Тоном были построены первые вокзальные здания в России (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге).

    Одно из последних значительных сооружений классицизма в русской архитектуре — Исаакиевский собор в Петербурге. Здесь применены сложные строительные конструкции и использованы ценные облицовочные материалы: мрамор, бронза, гранит. Строительство этого собора стало выдающимся событием в европейской строительной практике первой половины XIX в. Его автором был архитектор А.А. Монферран (1786-1858).

    Все выдающиеся зодчие периода высокого классицизма удивляли творческим многообразием. Ими были созданы значительные монументальные творения, выражавшие общественные идеи патриотизма и гордости за свою Родину. Зодчие также стали авторами градостроительной системы архитектурных ансамблей и парадных интерьеров. В архитектурном строительстве использовались новейшие технические достижения, чугун и кованое железо не только для декоративных элементов, но и в качестве конструкционных материалов.

    Русская культура этой эпохи выражала идеи гуманизма, открыла внутренний мир духовной жизни человека, вызвала интерес к окружающей жизни. Общественный подъем начала века придал новое содержание русской исторической живописи. Художники создают полотна на темы из русской истории, прославляющие подвиги соотечественников. Историческая живопись выражала патриотическое воодушевление своей эпохи. Это «Дмитрий Донской на Куликовом поле» О.А. Кипренского, «Марфа Посадница» Д.И. Иванова, «Подвиг Киевлянина» А.И. Иванова.


    455

    Новое понимание образа человека находит свое развитие в портретной живописи. Представителем романтического направления был О.А. Кипренский (1782-1836). Лучшие творческие возможности художника раскрылись в его портретах, изображающих Е.В. Давыдова, Е.П. Ростопчину, мальчика Челищева, Д.Н. Хвостову. В период Отечественной войны 1812 г. Кипренский создает портретные рисунки целого ряда героических участников войны. В портретах художник передает реальную обстановку. Главным произведением Кипренского можно считать портрет А.С. Пушкина (1827 г.). На нем Александр Сергеевич изображен как великий национальный поэт, человек высоких духовных качеств.

    Творческим поиском с самого начала своей деятельности отличался К.П. Брюллов (1799-1852), крупнейший художник первой половины XIX в. Его картина «Последний день Помпеи» (1833 г.) поражала современников живой выразительностью. На полотне представлены люди, страдающие в часы катастрофы. Они испуганы, стремятся помочь друг другу. Художник показывает их благородство, человеческое достоинство, сочетая традиции строгого классицизма с новыми тенденциями романтизма. Он как бы воплотил идею гибели античного мира. Тема потрясений, разрушающих привычный ход жизни, подвергающих человека испытанию, была впервые намечена Брюлловым в русской исторической живописи. «Помпея» является главной работой художника, которую он уже не смог превзойти в следующих своих творениях («Осада Пскова», роспись купола Исаакиевского собора).

    А.А. Иванов (1806-1858) уже в своих ранних картинах достигает содержательности образов и психологической правды. Подвигом можно назвать его работу над большой картиной «Явление Христа народу» (1837-1857 гг.). Мифический сюжет художник трактовал как реальное историческое событие, как духовный переворот в жизни угнетенного человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. На полотне люди разных сословий, и они по-разному воспринимают событие. Освободителем художник показывает Христа. Тема освобождения народа рассматривается в нравственном плане в духе религиозно-утопических настроений. Но в то же


    456

    время это было смелое и новаторское решение. Картина выражала мысль о нетерпимости прежних порядков жизненного уклада. Именно это и переживал русский народ.

    Этап критического реализма в развитии русского искусства начинается творчеством П.А. Федотова (1815-1852). Сатирическое изображение общества он развил в сериях 1844— 1846 гг. («Все в долг», «Болезнь Фидельки», «Модный магазин» и др.). Федотов пишет серию портретов простых людей в привычной для них обстановке. За картину «Сватовство майора» в 1848 г. он получает звание академика. Федотов в картинах и рисунках на бытовые темы выражал критическое отношение к современной ему действительности. В условиях реакции его искусство не могло получить признания. Всю свою недолгую жизнь он прожил в нужде. Во второй половине XIX в. федотовское направление стало школой для художников реалистического искусства.

    А.Г. Венецианов (1780—1847) начинал свою творческую жизнь с карикатур на русское дворянство. Его «Журнал карикатур на 1808 год» был запрещен Александром I и уничтожен. С 1820 г. художник переходит на бытовой жанр, в основу которого он положил изучение жизни и труда крестьян. В русской живописи впервые появляются образы, созданные на материале внимательного изучения русского крестьянства. Работы Венецианова отличает чистый, светлый и гуманный взгляд на человека простого происхождения («Утро помещика», «Спящий пастушок», «Гумно», «Жнецы», «Знахарка», «На жатве. Лето»), Не все признавали его творчество, не все понимали всей сложности отношений между людьми. Венецианов же изображал национальный идеал красоты через одухотворенность и внутреннюю значительность человека. Он показал себя также великолепным, тонким мастером пейзажа. Идилличность в его работах не противоречила правдивости.

    Русская культура первой половины XIX в. отражала все проблемы действительности, идеи и взгляды своего времени. Тема об исторической судьбе России, размышления о государственности, о личности человека, критика самодержавия способствовали движению России к новой организации


    457

    жизни. Рост национального самосознания, чувство патриотизма сплотили народ. Шел процесс формирования русской нации. Русский классицизм первой половины XIX в. — это служение отечеству, это мотивы гражданственности и патриотизма. Но оставались неразрешенными проблемы государственного переустройства, отношений личности и общества, государства и общества, крестьянский вопрос. Поэтому все тенденции общественной мысли были связаны с этими проблемами. Культура воплощала идею государственности, единства народа и власти. Но параллельно имела место и другая линия — критика существующей действительности, призыв к вольнолюбию, к общественному благу и справедливости. Культура выражала и трагическое, самые жгучие вопросы времени.

    1. в. получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу, появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли, ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

    Величайшие достижения русской культуры XIX в. были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещением, научно-техническим прогрессом и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.




    Отмена крепостного права как социокультурное явление. Дальнейшее распространение просвещения и его демократизация. Реальное и классическое образование. Новые университеты и отраслевые вузы. Развитие издательской деятельности. Возрастание роли интеллигенции в культурной жизни. Петрашевцы и народники. Достижения науки и техники. Система русских научных обществ. Естественные науки (Менделеев, Столетов, Сеченов, Тимирязев, Павлов, Мечников, Семенов Тян-Шанский, Миклухо-Маклай, Можайский, Жуковский, Циолковский, Яблочков). Гуманитарные науки (Соловьев, Ключевский, Даль, Срезневский, Фортунатов). Социально-критическая направленность искусства: архитектура, живопись, скульптура. Товарищество передвижников. Социально-политические мотивы творчества Репина, Сурикова. Расцвет русского классического романа и повести. Мировое значение творчества Толстого, Достоевского. Творческое объединение композиторов «Могучая кучка». Классический балет. Феномен музыки Чайковского. Театр и драматургия.

    Отмена крепостного права начинает новую эпоху в истории России. Экономическое развитие страны, вступившей на путь капитализма, способствовало бурному подъему науки и техники, распространение научных знаний в народе становятся одной из главных задач времени. Происходят радикальные изменения в социальной и духовной жизни народа. В первые годы после отмены крепостного права зародились надежды на изменение жизни большинства населения. Общественные организации и видные деятели культуры и науки ставят вопрос о введении всеобщего начального образования. В 60-х гг.

    1. в. возникают комитеты грамотности, содействующие развитию просвещения среди крестьян, которые освободились от крепостной зависимости. Многое сделал в этом направлении



    Культура пореформенной России (1860-1890 гг.)


    459

    К.Д. Ушинский (1824—1870). Им были написаны учебники («Детский мир», «Родное слово»), по которым учились дети всей России на протяжении полувека.

    Частью социальных преобразований 60-х гг. были реформы в школьном деле. «Положение о начальных народных училищах» утверждало бессословность школы. Теперь земства, органы местного городского управления могли открывать школы, в которых разрешалось преподавать женщинам. Наступило время, когда «пользу грамотности» признавали все.

    В 1864-1874 гг. в России было открыто до 10 тысяч земских школ, в которых обучали чтению, письму, арифметике, Закону Божьему, давались знания по истории, географии и природоведению.

    Наряду с земской школой сохранились и церковно-приходские школы начального обучения (в ведении Синода). Помимо чтения и письма, здесь изучали Закон Божий, церковное пение, церковнославянское чтение.

    Бессословным учебным заведением была гимназия. Классическая гимназия являлась основной формой среднего образования, а реальная гимназия была реформирована в шестиклассное училище без права поступления ее выпускников в университет.

    В 60-х гг. XIX в. в России открываются университеты в Томске, Одессе. Распространению просвещения способствуют такие выдающиеся ученые, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, А.М. Бутлеров, А.Г. Столетов и другие.

    Бурное развитие промышленности, транспорта, новые технологии производства способствовали востребованию профессионалов разных специальностей. В связи с этим в стране происходят реорганизация и преобразование некоторых учебных заведений. Так, закрытые учебные заведения — Институт инженеров путей сообщения, Лесной, Горный институты были преобразованы в гражданские учебные заведения. Открылась Петровская земледельческая и Лесная академии в Москве. Ремесленное Московское училище и Петербургский технологический институт были преобразованы в высшие учебные заведения.


    460

    К концу 60-х гг. в Петербурге высшие женские курсы уже работали по программе университетов, хотя это не давало женщинам права на работу по окончании учебного заведения. Но возможность получения образования для женщин свидетельствовало о некоторой демократизации просвещения в России.

    В период буржуазных реформ 60-х гг. новыми уставами российских университетов (1863 г.) и Дерптского университета (1865 г.) была восстановлена университетская автономия. Университеты становятся более самостоятельными в административном и хозяйственном отношении. Однако это продолжалось недолго. Контрреформы начались в 80-е гг. с нового устава университетов, который был введен, несмотря на протесты большинства профессоров и студентов. Теперь университеты полностью отданы под контроль Министерства народного просвещения.

    В связи с распространением просвещения в России, крестьянской реформой, некоторым послаблением цензуры, развитием науки и техники, дифференциацией знаний происходит бурное развитие книгоиздательской деятельности. В 60-е гг. Петербург по количеству выпущенных изданий опережал все города России. С 1855 по 1869 г. в Петербурге было выпущено 7 657 изданий. Этому способствовали увеличение числа издательств, развитие новых типографий. К концу 1860 г. в Петербурге функционировало 74 типографии (из них частных — 50). Возрос выпуск учебной, социально-экономической и естественнонаучной литературы. Выходят сочинения русских ученых. Издатели выпускают также произведения выдающихся западноевропейских мыслителей-фило- софов, экономистов, социологов, естествоиспытателей.

    Основную массу книг издавали мощные издательства капиталистического типа: М.О. Вольфа, А.Ф. Маркса и других.
    1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   51


    написать администратору сайта