Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Н.И. Лобачевский (1792-1856) — деятель народного просвещения, математик, создатель неевклидовой геометрии, почти всю жизнь провел в Казани. И эта жизнь была заполнена напряженной научной и педагогической деятельностью. Преодолев вековые традиции, Лобачевский приходит к созданию новой геометрии — геометрии Лобачевского. Он показал, как его геометрию можно применять в других разделах математики, математическом анализе. В 1827 г. Лобачевский был избран ректором Казанского университета и за 19 лет руководства им добился подлинного его развития. Он построил библиотеку, астрономическую обсерваторию, физический кабинет и химическую лабораторию, анатомический театр, клинику. Он положил начало «Ученым запискам Казанского университета», развил издательскую деятельность. При нем Казанский университет стал центром востоковедения. Научные идеи Лобачевского не были поняты современниками. Труд «О началах геометрии» в Академии наук получил отрицательную оценку (1832 г.). Но математик продолжал научную работу. Его книга «Геометрические исследования» была опубликована в Германии в 1840 г. В научных трудах по другим разделам математики он разработал новый метод приближенного решения уравнений. Последнюю работу «Пангеометрия» он написал за год до смерти, диктуя ее текст. Большой ученый умер непризнанным. Значительно позже исследования других ученых доказали научную состоятельность трудов Лобачевского. А.М. Бутлеров (1828-1886) — выдающийся русский химик, автор теории химического строения, руководитель крупнейшей школы русских химиков-органиков, общественный деятель, почетный член многих научных обществ в России и за рубежом, ординарный академик Петербургской академии наук. С 1852 г. он возглавил преподавание всей химии в Казанском университете, в 1854 г. защитил докторскую диссертацию «Об эфирных маслах». В Париже, в лаборатории Ш.А. Вюрца, начал цикл своих экспериментальных исследований. Основные идеи теории химического строения Бутлеров впервые высказал в 1871 г. в докладе «О химическом строении вещества». Бутлеров впервые на основе теории химического 442 строения начал систематические исследования полимеризации, продолженные в России его последователями и увенчавшиеся открытием С.В. Лебедева промышленного способа получения синтетического каучука. Н.И. Пирогов (1810-1881) — русский ученый, врач, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Российской академии наук (1847 г.). В 1841-1856 гг. — профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель Института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии. Он является одним из основоположников хирургии как научной медицинской дисциплины, заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии, способствовал широкому применению в хирургии экспериментального метода. Впервые в России выступил с идеей пластических операций и впервые в мире предложил идею костной пластики. Разработал ряд хирургических приемов: резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и другие. Ученый первым предложил ректальный наркоз, использовал эфирный наркоз в клинике. Первым в мире применил (1847 г.) наркоз в военно-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Пирогов провел ценные исследования по патологической анатомии холеры. Значительный след в исторической науке первой половины XIX в. оставил Н.М. Карамзин (1766-1826), русский писатель, публицист, историк. В конце XVIII в., оставив литературу, Карамзин всего себя отдает главной своей работе — написанию «Истории государства Российского», которая стала крупным историческим трудом и явлением русской художественной прозы. Для создания «Истории» ученый впервые использовал редкие исторические документы. Но, как полагают исследователи трудов Карамзина, в тексте «Истории» автор нередко отходил от источника и отдавал предпочтение подбору достоверных материалов в угоду своим политическим взглядам и монархическо-исторической концепции, которая стала официально поддерживаемой государственной властью. Славянофилы считали Карамзина своим духовным 443 отцом. Декабристы, Белинский, Чернышевский отрицательно отнеслись к «Истории...» Карамзина. Критически встретили исторический труд и русские буржуазные историографы. Но, тем не менее, «История...» вызвала интерес к отечественной истории в различных слоях общества. Она явилась новым этапом в развитии дворянского направления в русской исторической науке. Успех издания был необычен для того времени — тираж первых томов был раскуплен за месяц. На несколько десятилетий «История...» стала настольной книгой по отечественной истории для семейного чтения. Русская литература первой половины XIX в. становится одной из ведущих литератур мира. Ее достижения обусловлены тесной связью с народом, с социально-историческим развитием страны. Уникальным, выдающимся явлением века в русской литературе и культуре явился А.С. Пушкин (1799—1837). Величайший лирик, Пушкин создал «поэзию действительности». Содержание, сюжет и внутренняя жизнь героев исторически конкретны, всегда включены в большое историческое время. Поэт в своем творческом развитии шел путем широчайшего исторического синтеза. Он первым в России возвел литературу в «достоинство национального дела», между тем как прежде она была «приятным и полезным препровождением времени». Ратуя за поэзию, насыщенную передовым общественным содержанием, Пушкин опирался на лучшие национально-пат- риотические традиции Ломоносова, Радищева, декабристов. В основе открытий Пушкина лежал его реалистический метод, в котором конкретные явления рассматриваются с точки зрения общих законов мировой жизни, ее неисчерпаемости, что обеспечивает «вечную современность» и глубочайшую многозначность, позволяет воссоздать черты любой эпохи и культуры. Главными традициями русской культуры Пушкин утверждает гуманизм, гражданственность, реализм, народность, историзм. Пушкин создал прозу как самостоятельный вид русской литературы. Он положил начало почти всем современным жанрам прозы — от путевых записок и очерка до исторического романа и философской повести. Значение творчества гения 444 ставят его в ряд величайших явлений мировой культуры. Это писатель беспримерный, единственный в своем роде по одаренности. О Пушкине недостаточно сказать, что он принес «неоспоримую пользу отечественному языку», закрепил норму русского литературного языка. Пушкин был творцом совершенных художественно-словесных форм стиха и прозы, он «первый поэт-художник Руси». Еще один светоч русской литературы, данный нам XIX в., — М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Мировоззрение поэта складывалось в Московском университете под влиянием Белинского, Герцена, Огарева. Уже в этот ранний период своего творчества поэт выражает ненависть к деспотической власти и крепостному праву. Перелом в его творчестве и судьбе определило стихотворение «Смерть поэта» (1837) — крик души на гибель А. С. Пушкина. В нем он осуждает убийцу, придворную знать, погубивших русского гения. За это стихотворение он был арестован и отправлен в Грузию. Уже раннюю поэзию Лермонтова питали традиции романтической лирики декабристов, ему была близка мятежная поэзия. Лермонтов выступил как продолжатель Пушкина в эпоху, когда дворянская революционность после разгрома декабристов искала выхода. Развивая художественные принципы Пушкина, Лермонтов наполняет свое творчество трагически обостренным чувством, напряженной мыслью, его идеалы свободолюбивы и мятежны, поэт утверждает идею свободы личности. Неукротимое стремление к свободе становится выражением протеста против всякого гнета и подавления личности («Мцыри», 1839). «Демон» — аллегорическое воплощение мятежа личности против несправедливости «мирового порядка». Это вершина русской романтической поэзии. В 30-х гг. XIX в. творчество поэта отражает серьезные вопросы современности, мысли о судьбе поколения, о нравственном состоянии общества, чувство одиночества. Поэт обращается и к устной эпической поэзии, к русскому народному характеру («Песня про царя Ивана Васильевича...», «Завещание», «Родина», «Бородино»), Глубоким общественным и психологическим содержанием насыщен его первый русский социально-психологический 445 роман «Герой нашего времени» (1840), которым восхищались JI.H. Толстой, А.П. Чехов и Н.В. Гоголь. Оригинальным поэтом XIX в. в России был А.А. Фет (1820—1892). В своем творчестве он избегал социальных мотивов, тревожных вопросов современности, являлся сторонником «чистого искусства», но ему мастерски удалось выразить материальную реальность мира. Необычно яркие эмоции присущи поэту в стихах о природе («Шепот, робкое дыхание...», «На стоге сена ночью южной...» и др.). Своеобразие творчества Фета заключается в воссоздании мимолетного душевного настроения и состояния — этой текучей «материи» человеческой жизни. Поэзия его редкостно музыкальна. Многие его стихи положены на музыку. Е.А. Баратынский (1800-1844) как поэт стал известен в 1819 г. Его ранние произведения (элегия «Финляндия», поэма «Пиры» и др.) принесли ему значительный успех. Его элегии отличаются глубоким знанием психологии, искренностью чувств и переживаний автора. Один из критиков того времени назвал их «психологическими миниатюрами». А.С. Пушкин считал его «Признание» лучшей русской элегией. Уже ранним стихам Баратынского присуща философичность, которая на протяжении всего творчества будет свойственна поэту. В свете личной судьбы Баратынского лирический герой его элегий воспринимался как образ вольнолюбивой жертвы самодержавного деспотизма. Элегические мотивы уныния, грусти, разочарования получили общественную мотивировку неравной борьбы свободномыслящего человека с гнетущим бездушием и давящей тяжестью окружающей действительности. В многочисленных посланиях Баратынского к друзьям-по- этам, так или иначе связанных с декабристами, ведущей темой остается тема духовного братства поэтов, противостоящих всем превратностям судьбы. Ф.И. Тютчев (1803-1873) как поэт сложился на рубеже 20—30-х гг. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Осенний вечер» и другие. В них напряженная мысль и острое 446 чувство трагизма жизни способствуют выражению сложности и противоречивости действительности. В годы учебы в Московском университете и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Но его свободомыслие имело умеренный, сдержанный характер. Режим «кнута и чина» официальной России был неприемлем для молодого поэта, как и насильственная борьба с ним. Поэтому так противоречиво его стихотворение «14-е декабря 1825 г.». В 40-х гг. Тютчев становится сторонником утопических идеализированных представлений о николаевской России, которой якобы предначертана высокая историческая миссия. Самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, представляется в качестве оплота против революционного Запада. Тютчев боялся революции, относил себя к «обломкам старых поколений», страдал от того, что был оторван от «нового, младого племени». В литературе России этого периода выдающимся мастером критического реализма стал Н.В. Гоголь (1809-1852). Он проявил разностороннюю художественную одаренность еще в гимназические годы, играл в спектаклях комические роли, увлекался живописью. Писал повести, сатиру, но полезным видел себя на поприще юстиции. Неправосудие более всего огорчало юного Гоголя. Тем временем одно за другим в печати появляются его произведения. В 1830 г. Гоголь знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым, А.С. Пушкиным, который сыграл в его жизни самую главную роль. В 1833 г. Гоголь был настроен посвятить себя научной и педагогической работе, его назначили адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Опубликовав несколько научных статей, Гоголь оставляет университет и полностью отдается литературному творчеству. Работая над «Ревизором», сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь сотрудничает в пушкинском «Современнике». В 1838 г. в Александринском театре состоялось первое представление «Ревизора», ставшее громким общественным событием и вызвавшее нападки реакционной прессы. Но в этом же году «Ревизора» ставят в Москве с участием М.С. Щепкина. 447 Находясь за границей (1836—1841 гг.), Гоголь работает над «Мертвыми душами», начатыми по совету Пушкина еще в 1835 г. Первый том был завершен в Риме (1840-1841 гг.). Приехав в Россию, Гоголь при помощи Белинского, Одоевского печатает «Мертвые души». Книга, по выражению А.И. Герцена, «потрясла всю Россию» (1842 г.). В «Мертвых душах» Гоголь показал обобщенный образ крепостнической России. Он глубоко проник в повседневную, будничную сторону социальной жизни русского общества. Гоголь создал новую реалистическую сатиру, значение которой было огромно для русской литературы. Начиная с Гоголя, «литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской действительности» (Белинский). Своим критическим реализмом Н.В. Гоголь оказал влияние на творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, прямого преемника сатирического направления Гоголя. Драматургия Гоголя открыла путь пьесам А.Н. Островского, И.С. Тургенева, А.В. Сухова-Кобы- лина. Пьесы Гоголя способствовали созданию основного репертуара русской сцены, утверждению реалистических традиций театра. В число великих русских и мировых драматургов вошел и А.С. Грибоедов (1795/94-1829), русский писатель и дипломат. В Московском университете, где он учился на философском факультете, а затем и на физико-математическом, Грибоедов выделялся разносторонней талантливостью, владел несколькими европейскими языками, был музыкально одарен. Еще студентом общался с будущими декабристами, в более поздние годы был близок с П.Я. Чаадаевым. После разгрома восстания декабристов Грибоедов в 1826 г. был арестован и привезен в Петербург. Находился под следствием по делу декабристов. Его спасло ходатайство А.П. Ермолова и фаворита Николая I И.Ф. Паскевича, а также отсутствие прямых обвинительных материалов. После возвращения на Кавказ он выступает как государственный деятель и выдающийся дипломат, назначается послом в Персию. Это назначение Грибоедов воспринимает как «политическую ссылку». В Тегеране он становится жертвой заговора сановников, боявшихся 448 усиления влияния России в Персии. Во время погрома русского посольства в Тегеране Грибоедов был убит толпой персидских фанатиков. Похоронен на горе св. Давида в Тифлисе. Главным произведением А.С. Грибоедова стала комедия «Горе от ума». При жизни автора она была отвергнута цензурой, но распространялась в многочисленных списках. Литературная полемика, разразившаяся вокруг произведения, говорила о его огромной общественной актуальности и об успехе автора. В «Горе от ума» до предела обострены коренные социально-политические проблемы русской действительности. В живых и полнокровных образах, в духе декабристских идеалов автор выводит главный конфликт эпохи — столкновение реакционного крепостнического лагеря и представителей прогрессивного дворянского течения. Конфликт мыслящего че- ловека-гражданина с косностью общественного механизма был характерен для художественного мышления идеологов Просвещения как западноевропейского, так и русского, в том числе и для декабристской идеологии. Чернышевский, Добролюбов, Герцен высоко оценивали историческое значение комедии. Статья Гончарова «Мильон терзаний» подтверждала непреходящее значение грибоедов- ской комедии. Литературоведы писали об огромном значении комедии для развития русской культуры XIX в. Для русского театрального искусства комедия явилась школой реализма в актерском мастерстве. А.Н. Островский (1823—1886) в своем раннем творчестве продолжал обличительные гоголевские традиции. Успех ему принесла комедия «Свои люди — сочтемся!». Но для представления в театре комедия была запрещена Николаем I. Автора взяли под надзор полиции. В последующем были также запрещены пьесы «Доходное место», «Воспитанница», «Семейная картина». Но Островский продолжал писать, создав целый «театр Островского» (47 пьес различных жанров — от трагедии до драматических этюдов). Писал он и совместно с другими драматургами. Кроме того, он много переводил. Островский предоставил русской сцене более двадцати переводных пьес с английского, итальянского, французского, 449 латинского языков (Шекспир, Гольдони, Гоцци, Макиавелли, Сервантес, Джакометти и др.). Творчество Островского оказало решающее влияние на развитие русской драматургии и русского театра, который развивался (со второй половины XIX в.) в русле драматургии Островского. Драматургия Островского воссоздавала жизнь с исчерпывающей полнотой и объективностью. Автор в многочисленных поездках по России изучал состав населения, обычаи, нравы, экономику. Островский всегда был верен своему исследовательскому методу, совмещая в себе вдохновенного поэта, этнографа и социолога-экономиста. Отношение к драматургии Островского на сцене и в критике было разным. На репертуаре первых пьес Островского сформировалась новая школа актерского искусства 40—60-х гг. К этому этапу относится лучшее, что было написано о творчестве драматурга. В более позднее время критики отмечали «усталость пера» у автора, хотя многие пьесы по-прежнему пользовались успехом у публики. Конечно, сказывалось отношение Дирекции императорских театров, которая постоянно занималась травлей Островского. В первой половине XIX в. разложение крепостного строя и зарождение капитализма сказались на состоянии культуры этого периода, когда возникает проблема размежевания культуры аристократической и народной. Между демократическим крылом и реакционерами ведутся горячие дебаты о театре, народности искусства. Реакционеры отождествляли идею народности с самодержавием как «коренным началом русской жизни». Демократические силы стремились использовать специфическое искусство в целях просвещения, укрепить идеалы гражданственности. Крепостные театры становятся открытыми, городскими. Многие богатые помещики закрывают свои частные театры, а лучшие артисты крепостных театров приобретаются казной. Дворянская культура увядает в связи с упадком помещичьего благосостояния, постепенно отмирает и старый усадебный театр. За счет сокращения крепостных трупп расширяется деятельность столичных театров. Центрами развития оперного 450 театра в России продолжают быть Петербург и Москва. Возрастает число театров в крупнейших городах страны, и в их репертуаре все большее место занимают оперы. Наряду с университетами просветительная роль театров повышается, становясь институтом прогресса культуры. В общественных кругах уже витает мысль о том, что театр — это школа народного просвещения. В публицистике и драматургии получила отражение защита национального достоинства русского художника, попираемого раболепием дворянства перед иностранцами. Самыми популярными операми первых лет XIX в. были «Русалка», «Князь-Невидимка» и «Илья-богатырь». «Русалка» (Кавос — Давыдов) была желанным зрелищем до середины века. Эта опера выдержала шквал критики по всем направлениям. Но никакие попытки осудить «Русалку» не могли помешать ее успеху. Успех «Русалки» вызвал к жизни появление «Князя-Невидимки» (Лифанова и Кавоса). Новая опера «Илья-богатырь» (Крылова и Кавоса), сохраняя формы волшебной, утверждает на сцене героику. Фактическим хозяином московских театров начиная с 30-х гг. был талантливый композитор, замечательный педагог, превосходный администратор А.Н. Верстовский. У него были свои симпатии и вкусы. Верстовский-композитор на русскую оперную сцену принес свой яркий и своеобразный романтический талант, его творчество — значительное достижение музыкальной культуры. В русской музыке начала XIX в. главенствует фольклорная струя, музыка сохраняет благородство классических очертаний, яркие национальные интонации. Щемящая грусть, задумчивая нежность, задушевность, поэтичность покоряют слушателя. Русская музыка умела выражать эмоции патетические, скорбные и героические. При поддержке передовых сил русский театр сформировался, но для его дальнейшего развития был необходим национальный композитор, способный обобщить накопленный опыт, собрать воедино национальную героику, гражданственность, лирическую стихию, интонации народной песни. В 30-х гг. XIX в. таким художником в музыке был |