Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Серия
В. В. Касьянов Культурология Издание 3-е,исправленное и дополненное Рекомендовано Академией гуманитарных наук РФ в качестве учебного пособия для студентов вузов Ростов-на-Дону «Феникс» 2010 УДК 008(075.8) ББК 71.73 КТК 002 К 28 Рецензенты: доктор социологических наук, профессор С.И. Самыгин; кандидат философских наук, доцент Д.В. Волкова Касьянов Б. Б. К28 Культурология: учеб. пособие для высшей школы / В. В. Касьянов. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 574 с. — (Высшее образование). ISBN 978-5-222-17062-5 Понятие «культура» с древнейших времен прочно связано с представлениями о человеческой деятельности. Каждая культура — это система смыслов со своей сущностью, внутренней логикой. Но это не только система знаний, это и система приобщения к другим культурам, мирам, их взаимопроникновение. Культурология, в конечном счете, это осуществление диалога культур. На основе обоснованных теорий культурология синтезирует материалы отдельных наук о культуре, что дает ей возможность комплексно изучить культуры различных эпох и народов. Данное учебное пособие раскрывает основные понятия и термины культурологии, ее ведущие школы и концепции. Оно соответствует Государственному образовательному стандарту и требованиям Болонского процесса. Пособие предназначено для студентов различных специальностей, изучающих культурологию. ISBN 978-5-222-17062-5 УДК 008(075.8) ББК 71.73 © Касьянов В. В., 2010 © Оформление: ООО «Феникс», 2010 Введение Культурология в системе социогуманитарного знания. Культурология как научная и учебная дисциплина. Предмет и метод культурологии. Культурология как система знаний о культуре. Культурология и ее связь с другими научными и учебными дисциплинами. Культурология как осуществление диалога культур. Структура и состав современного культурологического знания. Теория и история культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Основные задачи и направления культурологических исследований (эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурные коммуникации, общее и специфическое, устойчивое и изменчивое в культуре). Методы анализа культуры (морфологический, цивилизованно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный и др.). Культурология как самостоятельное направление в социо- гуманитарном знании формируется в эпоху Нового времени. Первоначально культура изучалась в контексте философских проблем (бытия, сознания, общества, личности), но в конце XIX — начале XX в. культурология становится самодостаточным направлением. Она опирается на материалы других наук — антропологии, истории, психологии, этнологии, но не порывает тесных связей с философией. Сегодня общепризнано, что культурология — комплексная наука. Она может изучать любое явление, проблемы, связанные с возможностями человека, его духовностью, творческими способностями, воззрениями, его жизненным миром. Культурология занимается сравнительным анализом различных культур во времени, изучает внутренние процессы, тенденции развития, существования, специфики культур, причины, источники, связи и т.д. Идею создания «науки о культуре» предложил в XIX в. английский антрополог и религиовед Э.Б. Тайлор. Название этой 4 науке в 1909 г. дал немецкий философ В.Ф. Оствальд. В представлении ученых конца XIX — начала XX в. культура содержит в себе опыт человечества, его прошлое, настоящее и будущее. Это: образ жизни человечества, отношения в обществе, уровень знаний, система производства, религия, особенность менталитета, искусство и т.д. Это сложная система знаний, особый процесс деятельности людей в области создания и использования материальных и духовных благ. Каждая культура — это система смыслов со своей сущностью, внутренней логикой. Однако это не только система знаний, но и система приобщения к другим культурам, мирам, их взаимопроникновение. Культурология, в конечном счете, это осуществление диалога культур. На основе обоснованных теорий культурология синтезирует материалы отдельных наук о культуре, что дает ей возможность комплексно изучать культуры различных эпох и народов. Современные культурологи пришли к выводу, что всякая культура граничит как с другими культурами, так и с эпохами. Все они самобытны, но находятся во взаимодействии между собой в прошлом, настоящем, будущем. Осмысление культуры происходит через точки соприкосновения различных культур, этносов, поколений. Из этого общения и рождается синтез культуры человечества. В диалоге культур очень важна терпимость к другим ценностям, что и делает его развивающимся. В каждую эпоху возникают и существуют различные культуры. История человечества знает много примеров, когда культурные различия становились причиной враждебных отношений этносов и государств. Но есть и немало примеров, когда интегральная функция культуры связывала, объединяла различные народы. Культурные общности создаются, например, мировыми религиями. Известна объединяющая роль науки, которая сегодня стала планетарным делом человечества. Используются одни и те же технические средства, происходит обмен новыми технологиями, ведутся совместные научные исследования и т.д. Происходит культурный обмен в области искусства, литературы, способствует взаимообогащению и диалогу культур Интернет. Пути распространения культуры многообразны. Это: образо 5 вание, средства массовой информации, семья, различные общественные объединения, торжества, традиционные акты, наконец, государство, экономические, политические и социальные отношения. Культурологические исследования культуры и ее развития сегодня — это комплекс методологий, научных дисциплин, научных школ и направлений. Теория культуры освещается в рамках традиционных философских методов и понятий. В целом, культурологические подходы приняты в историко-культурных исследованиях в области таких гуманитарных наук, как всеобщая история, филология, литературоведение, история государств и религий, искусствоведение и других. Выделяются также исследования культуры ментальностей, аспекты лингвистики и семиотики, эстетики, искусствоведения, литературоведческие исследования истории культуры. Теоретическую и практическую культурологическую направленность имеют социологические исследования, социокультурное прогнозирование, регулирование, проблемы вживания человека в общественно-культурную систему. В культурологии получили развитие и нетрадиционные сферы исследований: теории, морфологии, динамики, типологии культур, науки об истолковании культуры (герменевтики). Динамично развиваются корпоративные исследования, культурологическая экология. В начале XXI в. культурология проявляет все больший интерес к классической гуманитарной традиции, где главной ценностью является человек. На развитие культурологического знания оказывают влияние не только научные достижения, но и социально-культурные процессы. Изменились представления о возможностях человека в связи с революционными открытиями в науке и технике, освоением космоса, развитием генной инженерии, использованием атомной энергии, в связи с разрушением человеком природной среды. Тревогу вызывают утрата религиозной и культурной самобытности, создание самодовлеющих всемирных экономических, политических, торгово-финансовых структур. Требует культурологического осмысления глобализация в широком смысле. Для современной цивилизации чрезвычайно актуальна проблема 6 влияния религии на формирование стереотипов поведения, базовых понятий, системы ценностей, присущих той или иной общности, религиозно-культурных традиций. Культурология имеет необычайно широкий диапазон познаний как в естественнонаучной, так и гуманитарной сферах, что предопределяет ее перспективы как одной из фундаментальных наук об обществе. Культура создает определенную систему коммуникаций, которая содействует обмену и взаимодействию культурного процесса, интегрирует общество, предлагает ему ценности и нормы, образцы жизнедеятельности. Культурологическая научная теория призвана систематизировать историко-культурную информацию, обобщать факты сопричастных научных исследований. При этом культурологическая наука использует различные методики теоретических построений, логические и научные схемы, понятийный аппарат. Теория культуры включает широкий диапазон и таких понятий, как культурная среда, культурные объекты, символы, контакты, процессы, культурные явления, смыслы, ценности, национальные, социальные, исторические и другие аспекты деятельности в области культуры. В связи с тем, что с течением времени культурология выбирает новые направления, обновляет процесс научных изысканий, вводятся и новые понятия (виртуальность, деконструкция, телесность, ризома, ненаправленное развитие). В то же время не теряют своей актуальности и продолжают широко использоваться распространенные теоретические формулы: культурные универсалии (формы культурной жизни — идеи, ценности, верования, стереотипы мышления и поведения); культурные архетипы — базисные модели духовной, психологической и культурной жизни в каком-либо типе культур; культурные образцы — модели культурного поведения людей, имеющие отношение к культурным явлениям. Помимо исследований фундаментального теоретического характера, в культурологии существуют исследования, имеющие сугубо практическое значение. Наряду с социологией, психологией, педагогикой прикладная культурология занимается изучением явлений социализации, культурной адаптации человека в общественной среде. 7 Вопросы взаимодействия культур, причины конфликтов на национальной, религиозной и культурной почве, меры по предотвращению конфликтов или ликвидации их последствий также являются объектом внимания прикладной культурологии. Формирование системы культурных ориентиров в образовании, проблемы социального и культурного прогнозирования и проектирования в условиях общественных и культурных перемен нашего времени, охрана культурного наследия, изучение культурных традиций, форм религиозной культуры — тоже предмет прикладных культурологических исследований. Важным условием развития любой культуры является открытость внешним влияниям. Взаимодействие культур может осуществляться по сходству духовной культуры между этническими общностями. В прошлом значительные достижения приносил обмен художественными, духовными, научными ценностями между цивилизациями. В процессе межкультурных коммуникаций каждая форма культуры (наука, мораль, искусство и т.д.) имеет свою окраску, специфику, что способствует взаимодополнению типов, видов, форм культур, обмену опытом в различных областях культурной жизни. Взаимодействие происходит и по линии субкультур, различных течений, что свойственно любой культуре. При межкультурных взаимодействиях может происходить прибавление, способствующее прогрессу культуры, либо усложнение, когда дополняется одна культура другими. Негативный вариант этого процесса — эрозия, когда культура значительно трансформируется под влиянием со стороны, но сама недостаточно развивается, как бы размывается и теряет собственную самобытность. Культурология использует и уже наработанные методы исследований в области гуманитарных знаний и разрабатывает новые. Так, сравнительно новая отрасль культурологии — морфология культуры применяет методологии структурного анализа, теории систем, современной лингвистики, социобиологии, этнопсихологии. При морфологическом методе анализа культуры изучаются различные формы культурных явлений, их структура, типы 8 связей. Этот метод позволяет культурологии интегрироваться в область социологии, философии, антропологии, использовать материалы таких наук, как история, археология, психология. Литературоведы и библеисты разработали метод герменевтики — теорию интерпретации текстов с анализом философских, психологических, религиозных и культурных предпосылок, толкованием различных сопутствующих тексту факторов. Наиболее известными авторами этого метода являются такие ученые, как М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер, В. Дильтей. Значительное число культурологических исследований осуществляется с помощью сравнительно-культурной методологии. Это работы по культурной антропологии, социологии культуры, в области религиоведения. Они изучают процессы культурных явлений способом сравнительного анализа, выявляя специфические особенности конкретной культуры. В культурологии широко используется и системный метод исследования. Это способ синтеза, интеграции фактического материала, собранного разными науками, что способствует выявлению многообразия связей между явлениями культуры и ее сферами, пониманию общей модели культурной системы со всеми процессами разнообразных изменений. При системном методе исследования культуры необходимо отличать существенное от несущественного, неизменяемое от изменчивого, что бывает достаточно затруднительно. Удачным внедрением системного метода в культурологические и социокультурные исследования признаются работы Б. Малиновского, Л. Уайта, П. Сорокина. Существует значительное число различных подходов к типологии и периодизации культуры. Первые представления о существовании самостоятельных «культурно-исторических типов» были даны русским ученым XIX в. Н.Я. Данилевским. В XX в. наука определяет три принципа различия культур. Это: локализация культур в географическом пространстве, выделение самостоятельных этапов в историческом развитии (локализация во времени) и изучение отличительных (национальных) черт культуры на протяжении исторического разви 9 тия. В целом они характеризуют цивилизационный подход к изучению истории человечества. В контексте этой теории немецкий культуролог XX в. О. Шпенглер полагал, что существуют различные типы культур, которые исторически не претерпели изменений, а лишь сосуществовали, оставаясь обособленными друг от друга. Он определил несколько равнозначимых типов культур («цивилизаций») и считал, что каждая из них претерпевает исторический путь от зарождения, развития до заката и гибели. В рамках цивилизационного подхода оригинальную теорию «осевого времени» предложил К. Ясперс. Он считал, что ось мировой истории хронологически находится между VIII и II столетиями до н.э. В этот период на всем пространстве от Запада до Востока вырабатываются главные понятия и категории жизнедеятельности человека, происходит резкий поворот в истории, когда закладываются основы мировых религий, формируется индивидуалистическое сознание. Те культуры, которые не осуществили переход от мифологического сознания к рациональному, не смогли «перешагнуть» осевое время и исчезли. «Рационалисты» же продолжают жить и развиваться. В середине XX в. благодаря исследованиям таких ученых, как англичанин А. Тойнби, цивилизационные подходы оформились в достаточно подвижные самодостаточные, авторитетные концепции циклической истории цивилизаций, которые объясняют устойчивое развитие, кризисы культуры, причины гибели некоторых цивилизаций на определенной стадии их существования. В основу таких подходов был заложен принцип органичности, когда культура рассматривалась как аналог живого организма, относительно изолированного и замкнутого от окружающей среды, но связанного с ней посредством обмена энергией. Культура, согласно принципу органичности, с позиций цивилизационного подхода, как и все живое, рождается, растет, переживает подъем, стареет и неизбежно гибнет. Другим новым моментом цивилизационного подхода является мнение некоторых ученых, например JI. Гумилева, о том, что отдельные цивилизации обладают такими уникаль 10 ными состояниями, которые не передаются, а навсегда погибают вместе с ними. Методы анализа культуры чрезвычайно многообразны. Их применение объективно и субъектно, зависит от цели исследования, пристрастия автора, принадлежности к школе, направлению в культурологии. Неизбежно такими предпочтениями обладает и автор настоящего учебного пособия. Ввиду этого хотелось бы подчеркнуть, что многие проблемы, находящиеся в центре обыденного внимания, кроме общепризнанных критериев оценки включают и собственные, субъективные. Главное в них — использование метода конкретно-исторического анализа, т.е. есть определения любого явления в культуре с точки зрения человека, живущего на рубеже XX-XXI вв. Исходное представление о культуре. История становления понятия «культура». Культура как возделывание, обработка, уход, улучшение и как культ. Культура как почитание, как просвещенность и образованность человека; как совокупность созданных человеком предметов; как преобразованный им мир природы; как особая память человечества. Человек как творец и творение культуры. Социальные функции культуры. Структура культуры и взаимодействие ее основных частей. Феноменология культуры, формы культуры, проблемы типологии культуры. Понятие традиционной культуры, субкультуры, контркультуры. Субъекты культуры. Культурные коды и их характеристика (коды дописьменных и письменных культур, коды экранной культуры). Сущность институциональной культуры. Традиции, новации и нормы в культуре. Процессы межкультурной коммуникации, культурного заимствования, культурного взаимодействия. Уровни взаимодействия культур: между этническими общностями, между нациями, между региональными культурами, между цивилизациями. Современные общемировые тенденции межкультурного взаимодействия. Расширение сферы общемировой культуры (наука, право, образ жизни, массовая культура). Диалог мировых культур. Понятие «культура» с древнейших времен прочно связано с представлениями о человеческой деятельности. Ученые считают, что термин «культура» — один из самых сложных, так как имеет запутанную языковую историю, применяется для ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕОРИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ Понятие культуры, ЕЕ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ 12 обозначения крайне сложных понятий в различных дисциплинах. Появлению этого термина в различных европейских языках предшествовал латинский термин cultura, происходивший от термина со/ere, который имел множество значений: населять, обрабатывать, культивировать, покровительствовать, поклоняться, почитать и т.д. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя. В первоначальном содержании термина заложено человеческое начало, единство культуры и человеческой деятельности. История понятия культуры, множество ее толкований говорят о том, что культура — это некая целостность, которая проходит в развитии определенные стадии и сопутствует процессу исторического развития человеческого сообщества в целом. Впервые слово «культура» появилось в трактатах и письмах ученых и поэтов Древнего Рима. У них слово «культура» означало не только обработку, возделывание чего-либо, но и почитание, поклонение. У римского писателя |