Главная страница
Навигация по странице:

  • Произведения первобытного искусства

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница4 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51
    культура — это исторически изменяющаяся совокупность норм, ценностей, приемов, которые и являются способом регуляции, развития, воспроизводства общественной жизни. Последнее, воспроизводство, определяется такими понятиями, как «эталон», «парадигма», «алгоритм», «схема», «матрица», «код», «традиция», «стереотип», «норма» и др. Эти понятия отражают способность транслировать четкие предписания, регуляторы деятельности общества. Они порождают действия «по правилу». Традиция, например, стабилизирует общество, предоставляет возможность новым поколениям опереться на опыт прошлого. Но культура — развивающаяся система, и предписания из прошлого корректируются, порождая новое. Для живой, развивающейся культуры характерно как сохранение опыта прошлого, так и отрицание его, дерзость испытать незнакомое, сотворить что-то.


    30

    Противоречивая связь традиционного и нового — формирующая особенность культуры, порождающая творчество, — совершенно необходима для развития всей общественной жизни. Преемственность и новаторство — непременные составляющие культуры. Дописьменные культуры во многом предопределили современное поведение людей. Так, архаичная культура была достаточно искушена в умении манипулировать сознанием человека и значительно тем злоупотребляла. В этом смысле нет разницы в качественном сознании людей первобытных и нашего времени.

    Магические формы мысли, знамения, гадания, различные обряды предопределяли образ жизни первобытного человека. Лечебная магия теперь связана с народной медициной, образует ее методологическую основу. Астрологические прогнозы, гадание, система суеверий находятся в руках рациональных групп и определяют миропонимание в обществе, манипулируют сознанием людей.

    Постепенно формируются устойчивые коллективные представления магической зависимости, которые, оставаясь конкретными, легко используются в самых разных ситуациях, универсализируются.

    Магия притягательна своей властью над миром, поэтому в современном обществе появляются ее суррогаты и все более агрессивные гибриды в образе псевдонауки и псевдокультуры. Это служит подтверждением того, что в мире нет ничего случайного, все подчиняется влиянию определенных закономерностей.

    Если мы обратимся к первобытному искусству, то увидим, что оно близко искусству XX в. своим условным характером изображения. Произведения первобытного искусства — это системы сложных по структуре символов, несущие эстетическую нагрузку, передающие разнообразные понятия, кодирующие мифологические сюжеты и реальные события. Магические представления определяли содержание искусства, были средством магического влияния. Образы животных — добыча, магическое претворение мечты в действительность. Культ плодородия связан с эротической тематикой. Первобытное искусство воплощало все многообразие представлений каждо


    31

    го этноса, поддерживая социальную устойчивость, являлось коммуникативным средством, каналом связи между личностью и социумом.

    Выступая в качестве носителей смысла, различные коды, стереотипы, эталоны определяют нормы поведения и деятельности в культуре. Богатая культура предлагает необычайное разнообразие возможностей выбора. Она открыта для новых представлений, творческого созидания. Стереотипы и эталоны, внедряемые в наши дни в общественное сознание посредством псевдохудожественных произведений, конечно, имеют право на жизнь, но они не должны нивелировать главные ценности доминирующей культуры. У древних греков образ героя органично вписывался в окружающий мир. В XX в. негативные процессы в культуре стали опережать позитивные, затмевая общечеловеческие ценности. Особенно преуспел в этом направлении кинематограф, производя псевдохудожественные ленты, в сюжетах которых превалируют катастрофы, кораблекрушения, монстры, людоеды, дьяволы, антихристы, инопланетяне и т.д.

    В настоящее время человек реально живет в условиях войн, катастроф, стихийных бедствий, ощущает состояние нестабильности от национальных столкновений, экономического кризиса. Тем не менее, на экранах все настойчивее демонстрируются трагические и жестокие события. Психика человека тренируется атаками жестокости, сенсационности. Еще Платон считал изображение жестокости, насилия общественно опасным явлением. Массовая культура экрана как раз способствует производству и показу сверхнасилия, которое становится наркотиком для определенной аудитории и частью нашей реальной жизни.

    С возрастанием роли политического фактора в жизни общества культура подвергается напору со стороны политических партий и государства, становится инструментом манипулирования общественным мнением.

    Появление новых информационных технологий в орбите культуры — это создание новой виртуальной реальности, формирование новых духовных, культурных ценностей.


    32

    Рост объема информации способствует динамичному развитию социокультурных процессов, ориентирует человека на ускоренную адаптацию к информационному потоку. Рационализация, стандартное мышление, пассивное потребление информации выдавливают на второй план активные формы познания, эмоциональность и образность, что со временем скажется на характере культуры в целом.

    Новые информационные технологии оказывают значительное влияние на формирование личности, образа жизни, сферы образования, которое должно стать базой для личности, живущей в информационном мире. Инновационный характер культуры требует обновления знаний, освоения новых видов деятельности — обучение в течение всей жизни становится актуальным.

    Отношение к традициям определяет характер культуры, менталитет официальной власти. Ученые считают, что в определенные периоды потребность народа в национальной самобытности может быть востребована сильнее, чем потребность в экономическом развитии. Национальное своеобразие больше проявляется в духовной сфере, поэтому и успех преобразований чаще всего определяется возрождением духовности и национального своеобразия.

    Среди способов и средств социально-культурной регуляции следует выделить законы и правовую систему, систему образования и воспитания. В активе государственной деятельности — законы, религиозные и культурные учреждения. Государство поддерживает порядок, защищает основные системы функционирования общества, дает привилегии и оказывает материальную поддержку. Но необходимо также сказать, что у государства есть и свои интересы.

    Поэтому случается, что государство вмешивается в работу культурных организаций, оказывая влияние на развитие культуры с учетом общенациональных интересов.

    От государства, в том числе государственного строя, зависит состояние образования. Через систему образования формируется и распространяется определенная система норм, ценностей общества. Образование является способом передачи


    33

    накопленного человечеством опыта новым поколениям, это один из способов социализации личности.

    Известно, что культура формирует условия и средства человеческого общения. Культура создается людьми сообща, поэтому артефакты культуры есть общественное достояние. Благодаря культуре между людьми, нациями, цивилизациями устанавливаются человеческие формы общения. Сначала это происходило посредством жестов и звуков, затем появились членораздельная речь, специальные средства связи — от сигнальных барабанов до спутниковой связи. Расстояния теперь не препятствие для общения. Дальнейший шаг — внедрение компьютерных сетей, с помощью которых можно мгновенно связаться с любым регионом планеты.

    В ходе мировой истории все более расширяются контакты между государствами, народами, социальными группами, растут взаимодействие и взаимопроникновение культур.

    В процессе развития человечества формируются разнообразные локальные культуры, которым свойственны свои специфические ценности. Особое место занимают национальные и этнические культуры отдельных племен, народов, наций.

    Условием, объединяющим людей как целостную общность, называют единство происхождения, язык, культуру, место проживания. Но любой народ постоянно пополняется людьми другого происхождения, отчего культура коренного народа претерпевает изменения. Метакультура объединяет разные народы.

    Процесс эволюции этносов зависит от социально-экономических и политических процессов, происходящих в мировой истории. Взаимодействие всех процессов влияет на своеобразие исторических судеб народов и стран. Разные этносы, вовлеченные в общий социально-исторический процесс, образуют единые этносы (христианский, мусульманский и т.д.). Исторические условия способствуют возникновению и развитию различного рода социальных отношений, объединяющих людей по межгосударственным, хозяйственно-экономическим и религиозным признакам. С развитием индустриальной экономики, торгово-промышленных отношений, просвещения 2. Зак. 171


    34

    и культуры налаживаются устойчивые контакты и формируется взаимопонимание между народами и государствами.

    Интенсивные процессы миграции во всем мире также способствуют взаимодействию культур, хотя довольно часто это болезненные процессы. Ученые сделали вывод, что в семьях эмигрантов полное вхождение в иную национальную культуру достигается только в третьем поколении.

    Всякая национальная культура развивается на основе письменности, в частности, образования, овладение которой требует серьезных интеллектуальных усилий, а культурный прогресс нации — сложный и порой противоречивый процесс. Но он сближает народы, выравнивает условия их культурной жизни.

    Страны с развитой современной культурой и экономикой мало отличаются друг от друга. Однако нельзя не признать, что производственные, экономические успехи у всех народов не могут быть одинаковыми. Одни оказываются более цивилизованными, другим — далеко до цивилизации. Ф. Ницше считал, что сильный должен править, а слабый — подчиняться. Равенство — мечта рабов по природе. Другие философы отмечали, что без рабского труда жизнь античных мудрецов была бы невыносимой. И античному обществу не удалось узаконить равенство раба и рабовладельца, а в буржуазном обществе вопросы равенства стали еще острее, их полагают социальной утопией. Попытка реализовать последнюю на практике в ходе социалистического строительства в СССР и других странах потерпела крах. Но опыт прошлого столетия показал, что выживание человечества стало главной проблемой, а состояние мировой культуры — критическим, поэтому необходимо стремиться к диалогу духовных сил, сложившихся в ходе эволюции, с разными вариантами культурного развития.

    Наступает новый период, когда «многомерный диалог» культур становится важным условием развития человечества. Этому диалогу не должна мешать разница в уровне развития отдельных этносов. Усвоение той или иной национальной культурой мировых достижений поднимает уровень культуры, втягивает менее развитую страну в мировой культурный процесс. Выравнивание уровней развития с помощью примене


    35

    ния мировых достижений — характерная черта современной эпохи.

    Как экономика, оторванная от мирового экономического рынка, становится застойной, так и культура, не испытавшая влияния других более развитых народов, обречена на отставание. Так, японская культура, перейдя к открытости, обогатилась достижениями китайской и индийской культур, а за последнее столетие — и западноевропейской, сохранив при этом древние национальные традиции. Сегодня Япония является одной из самых развитых стран мира.

    Процессы глобализации, формирование единой общепланетарной цивилизации предполагают принятие разными национальными культурами системы общечеловеческих ценностей, а это означает взаимодействие национальных культур при условии, что нация готова воспринять элементы общечеловеческой культуры. Интеграция мировой культуры создает условия для понимания различными национальными культурами иных установок.

    Однозначного подхода к процессу глобализации нет. Одни в этом видят гарантию целостности мира и его развития, решение проблем обеспечения населения планеты продовольствием, водой, борьбы с болезнями, представляющими серьезную опасность для мира, и т.д. Другие усматривают в этом процессе зарождение культурного империализма, который является вредным и разрушительным для большинства стран.

    Но, тем не менее, культуры все больше соприкасаются, формируются подходы к развитию процесса мировой культуры. Различные типы национальных культур являются основанием для возникновения рыночной наукоемкой экономики, ориентированной на применение научных знаний в производстве. В мир вливаются новые информационные технологии, глобальные базы знаний, спутниковые системы, меняющие мировоззрение людей, облик современного мира, способы человеческого общения, производственную деятельность. Все это неизбежно приводит к тому, что взаимодействие культур становится непрерывным.

    2*




    Культура как предмет научного исследования, его особенности. Философия культуры, социология культуры, история культуры, культурная, социальная антропология и специфика трактовки феномена культуры в каждой из наук. Различие культурного и социального. Античное и средневековое понимание культуры.

    Начало теоретических изысканий в области культуры в западноевропейской мысли XVIII в. Первые попытки системного описания куль- турно-исторического процесса: Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, Вольтер, Д. Дидро.

    Принцип культуросообразности в обучении А. Дистерверга. Человек как продукт воспитания культурно-исторической среды. «Воспитание человеческого рода» как духовное завещание Г. Лессинга. Просветительское понимание культуры в трудах И. Гердера. Культурофилософская доктрина Канта. Философия Гегеля как теория культуры. Творчество человека и «хитрый мировой разум». Культура как совокупный духовный опыт человечества.

    Марксизм о материальном производстве как глубинном основании культуры. Материальная и духовная культура. Культура как «уровень развития сущностных сил человека», «мера человеческого». Взгляды В.И. Ленина и социал-демократов в России на культурную революцию.

    Проблемы кризиса культуры и их отражение в культурологических учениях конца XIXначала XX в. Критика культуры и цивилизации в работах Ф. Ницше, З. Фрейда, О. Шпенглера. Культура и коллективное бессознательное: влияние на последующее развитие культурологической мысли XX в. Проблемы культуры в философии экзистенциализма. Философия культуры Х.Г. Гада мера, А. Швейцера, Й. Хейзинги. Постмодернистская ситуация в культуре XX в.

    Вопросы культуры в русской социально-философской мысли ХVII-ХТХ вв. Теория культурно-исторических типов и «локальных цивилизаций» Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Культурологические учения русских религиозных философов конца XIXначала XX в. Исследование культуры в Советском Союзе. Культурное наследие русской эмиграции. Развитие культурологической мысли в современной России.



    Историческое развитие

    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ


    37

    Культура как предмет научного исследования чрезвычайно многоаспектна. Исследование культуры имеет давние философские традиции, когда проблемы культуры рассматривались как проблемы философии истории и философии культуры.

    В качестве предмета осмысления культура была выделена уже в античном обществе. Древнегреческая культура в философии мыслителей открыла человека-гражданина, провозгласив главным разум и свободу. Греческая философия предложила идеалы демократии и гуманизма, она определила сущность различных культурных традиций.

    Римские философы учили культивировать душу и разум, чтобы не стать варварами, примирению в обществе ради высшей цели. Средневековая философия учила жизни по Богу, единственно достойной человека. Эпоха Возрождения сформировала новое самосознание человека, он стал осознавать себя творцом, художником, который творит мир и самого себя. Философия Просвещения рассматривала культуру как процесс исторического развития человеческого сообщества, а человека — как господина над силами Земли. Природа человека есть умение. Ход истории и далее выражается в смене вытесняющих друг друга философских концепций, теорий, которые различаются множеством признаков — от религиозного до политического, о чем будет сказано далее.

    Просветители и философы XIX и XX вв. заложили основы натуралистической и антинатуралистической теории. В натуралистической тенденции проявлялось стремление максимально сблизить сферы природы и культуры. Культура — составляющая природы, поэтому общество и природа живут по законам природы (например, закон естественного отбора). Культура может подавлять природные влечения человека, но именно они управляют его поведением.

    Культура самостоятельна, автономна по отношению к природе, живет по своим законам — это антинатуралистическая тенденция.

    Соединяя эти две тенденции, некоторые мыслители ХVIII- XX вв. (Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейд) выступили с вариантами «критики культуры». Они считали, что культура,


    38

    подавляя природные влечения человека, отделяет его от природы, и призывали к «возврату к природе».

    В сферу культурологических проблем вошли философские вопросы исторического развития культуры, типологического различия между культурами народов, отличия цивилизации от дикости и варварства. Современная культурология не перестает обращаться к главному предмету философского познания — человеку.

    Заметим только, что философия культуры — это «обозначение подходов к изучению сущности, цели и ценности культуры, ее условий и форм проявления. Она имеет огромное количество форм и часто оказывается тождественной философии истории, поскольку именно история рассматривается как процесс развертывания и воплощения смысла культуры».

    «Социология культуры — наука, рассматривающая строение и функционирование культуры в связи с социальными структурами и институтами и применительно к конкретно-историческим ситуациям». Культура исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как социальный институт. Все научные направления в области социологии объединяются понятием «социокультурная система». Это описание социальной среды, поведения, социального опыта, взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации (экономикой, наукой, образованием, политикой). Это изучение общественных изменений, перемена социальной позиции, места, занимаемого в обществе. Построение модели жизни общества, культурные ориентации, исследование проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения). Общество социально неоднородно, что порождает социальное неравенство, которое различает людей по экономическим, политическим, социальным признакам, а также психологическим и культурным особенностям. Могут быть разные идеологии, самосознание, обычаи, традиции, способы проведения досуга, предпочтения в музыке, живописи, литературе. Все эти явления способствуют образованию различных форм субкультуры, о чем уже сообщалось ранее. Социология изучает причины образования субкультур (элитарных, среднего


    39

    класса, социальных низов), их проблемы. Интересны для социологии и маргинальные субкультуры различных слоев общества (наркоманы, анархисты, преступники, революционеры, антиглобалисты, скинхеды и др.).

    Культура в социологии культуры изучается с функциональной стороны. Например, роль культуры при общении между людьми, воспитательная роль, аксиологическая функция, коммуникативная при обмене информацией. Интересуют социологию культуры и вопросы истории культурных явлений, вопросы морали, права, религиозные проблемы, противоречия в культуре между разными общественными группами, вживание человека в какую-либо культурную среду.

    Социология культуры в своих исследованиях не только опирается на достижения философии культуры, истории культуры, культурной антропологии, но и сама становится наукой.

    Во всех теоретических исследованиях всех времен и народов человек рассматривался единственным создателем культуры. Человек анализирует свою среду, накапливает знания о культурах, систематизирует их. Самым первым исследованием культуры был эмпирический сбор информации о разных народах, их образе жизни, нравах, предметах быта. Исследования эти носили псевдонатуралистический характер. Отцом культурной антропологии считают древнегреческого географа и историка Геродота.

    Современная наука антропология толкуется как всеобщая сравнительная наука о человеке, куда входят и проблемы теоретического рассмотрения этнических культур. Ф. Кисинг в работе «Культурная антропология» поставил вопрос о необходимости разработки научных подходов и обобщений методологических приемов на основе фактического материала, носящего ярко выраженный культурологический характер. Воссоздание широкой картины жизни первобытного человека принадлежит Э.Б. Тайлору, который на основе этнографического материала дал описание конкретных элементов первобытной культуры, веры первобытного человека в одушевление природы и взаимоотношения его с окружающей средой. Будучи эволюционистом, Тайлор стремился показать


    40

    культурное единство и единообразие развития человечества от «дикости» к «цивилизации».

    Эволюционисты XIX — начала XX в. — американский исследователь культуры индейцев Л.Г. Морган, англичане — философ Г. Спенсер, уже названный ранее Э.Б. Тайлор и этнограф Дж.Дж. Фрейзер проводили аналогии между эволюцией индивида и эволюцией культуры, выстраивая убедительные схемы на базе единой теории. Эволюционизм сформировался под влиянием теорий эволюции и прогресса Ч. Дарвина и Т. Гекели. Но было и стремление подогнать фактический материал под умозрительные построения, что вызывало критику культурологов.

    Заметной фигурой в американской школе культурной антропологии является
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


    написать администратору сайта