Главная страница
Навигация по странице:

  • Хорхе Анхель Ливрага Рицци

  • Культура Древнего Египта

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница8 из 51
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   51
    искусство — один из самых древних атрибутов человеческого существования. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства и обработки металлов. Но как оценить это искусство?

    Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры — одно из изображений бизона. Оно относится к так называемому мад- ленскому периоду, к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее 20 тыс. лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими пятнами краски передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязательны все выпуклости массивного тела бизона и его крутой хребет. Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников.

    Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-ани- малист. И это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни первобытный человек должен быть великим мастером — иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти


    72

    безоружный? Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения.

    Если присмотреться к орудиям пещерного жителя, — например к костяным иглам, то видно, какая это была тонкая работа: с помощью кремниевых скребков выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко! Рука такого мастера уже была поистине мудрой: она прошла великую школу труда. Необходима была и острая наблюдательность, развитая, правда, в узком направлении — во всем, что касалось повадок зверя. Зверь был источником жизни, средоточием промыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.

    Искусность руки и меткость глаза предоставили возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бы тоже неверно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии общей композиции, согласованности. На потолке той же Альтамирской пещеры нарисованы около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельности превосходно, но композиции они не создают. Видимо, мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом — в осознании связей и взаимоотношений.

    Еще сложнее разобраться в достоинствах и недостатках первобытного искусства на примере изображения людей. В искусстве палеолита изображений человека мало. Но все же они встречаются. Причем в виде скульптур. Это так называемые палеолитические Венеры — статуэтки женщин, видимо, ритуального назначения. В них есть и мастерство (цельность, пластичность, объем), и примитивность (безликость, бездуховность).

    Как же оценить первобытное искусство в целом? Старше земледелия и скотоводства, древнее обработки металлов, первобытное искусство донесло до нас сквозь толщу времени атмосферу жизни и борьбы человека с природой, явилось итогом длительного развития творческого груда и было одной из первоначальных форм познания окружающего мира художественными средствами.


    73

    Одной из форм познания мира явилась и религия, первобытные формы которой сохранились в сознании и поверьях людей до сих пор. Ранние религиозные верования при всем многообразии сходны у всех племен земного шара. Они появились в эпоху среднего палеолита — 50-40 тыс. лет назад и подразделяются на так называемые формы. Наиболее значительные из них — анимизм, магия, тотемизм и фетишизм.

    Анимизм — вера в «духов» и «душу» (animus — дух, anima душа). Дух, в отличие от души, представлялся первобытному человеку самостоятельным, не связанным с телом предметом или явлением природы; он мог лишь временно вселяться в какой-либо материальный предмет. Верования в души, по- видимому, появились раньше, чем в духов. В жизни первобытных народов анимистические верования были широко распространены, вся природа представлялась им одушевленной. Развитие анимистических представлений привело к мысли, что души людей могли временами покидать тело, особенно во время сна. Поэтому у многих племен существовал обычай будить спящего человека — из опасения, что его душа, возвратившись, не найдет своего тела. Первобытный человек принимал сны за действительность.

    В первобытном обществе широко были распространены магические верования и обряды. Под магией понимаются различные суеверные обряды с целью непосредственного воздействия человека сверхъестественным образом на тот или иной материальный объект. Возникшие в разные эпохи виды магии связаны с различными формами человеческой деятельности. Так, условия жизни разобщенных самостоятельных племен, часто враждовавших друг с другом, являлись питательной средой для развития вредоносной магии. Возможно, происхождение военной магии связано с тренировками перед сражениями. Обряды половой магии возникали из простейших приемов ухаживания, имевших целью привлечь к себе внимание представителя противоположного пола, но с появлением веры в сверхъестественное им стали придавать магическую окраску. Возникновение лечебной магии связано с народной медициной, а промысловой — с разными сферами трудовой деятельности людей. Из всех видов магии только


    74

    появление метеорологической косвенно связано с производственной деятельностью.

    Тотемизм — это вера в сверхъестественную родственную связь между родом и каким-либо видом животных, растений или явлением природы. В тотемизме в фантастической форме выражены идея тесной связи людей с природой и представление о кровном родстве и общем происхождении членов рода.

    К первобытным формам религии относится также и фетишизм — религиозное почитание любых неодушевленных материальных предметов, которым приписываются сверхъестественные свойства. Поклонение предметам, а не их духам — широко распространенное религиозное явление в жизни первобытных народов.

    Эволюция первобытного общества нашла отражение в религиозных верованиях: видоизменялись прежние религиозные представления, возникали новые формы первобытной религии, наиболее совершенной из которых стала мифология.

    Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира — при чрезвычайном их многообразии — целый ряд основных тем и мотивов повторяется.

    К числу древнейших и примитивнейших мифов относятся, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (например, у австралийцев) или людей от животных. Представления о зооантропоморфных предках распространены у тех же австралийцев, они окрашены тоте- мическими чертами. Мифы о превращении людей в животных и растения знакомы едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве, о пауке и других образах тотемических предков. В мифологических системах раннеклассовых обществ он нередко сливается с образами богов, а также героев исторических преданий. К мифам о культурных героях примыкают (почти составляя их разновидность) близнечные мифы, где образ культурного героя как бы раз


    75

    дваивается: это два брата-близнеца, наделенные противоположными чертами: один добрый, другой злой, один делает все хорошее, учит людей полезному, другой — только портит и озорничает.

    В мифологии развитых аграрных народов существенное место занимают развитые календарные мифы, символически воспроизводящие природные циклы. Аграрный миф об умирающем и воскресающем боге очень хорошо известен в мифологии Древнего Востока, хотя самая ранняя форма этого мифа зародилась еще на почве первобытного охотничьего хозяйства (миф об умирающем и воскресающем звере). Так родились мифы об Осирисе (Древний Египет), Адонисе (Финикия), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Греция) и других.

    На самых ранних стадиях развития мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены всякой фабулы. Позднее, на пороге классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

    Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало, во-первых, существование весьма сходных мифов в различных частях мира и, во-вторых, сами темы — сюжеты, охватываемые мифами, — вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие — затрагивают широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.

    Изучение культуры первобытного общества очень затруднено из-за отсутствия уцелевших материалов о жизни древних людей. Поэтому ученые нередко прибегают к гипотезам, версиям, вызывающим порой жаркие дискуссии. И это закономерно. Ведь для культурологии важно установить объективный, научный взгляд на ту яркую и красочную эпоху, которая не только хронологически предшествовала будущей цивилизации, но и подготовила ее.




    Общая характеристика культуры Древнего Египта. Восточная деспотия как социальная основа древней культуры Египта. Доминанта культуры. Теократия и заупокойный культ. Миф, природа и государство в Древнем Египте. Художественная культура: искусство, письменность, архитектура, литература. Материальная культура. Наука и техника.

    Культура Месопотамии. Особенности шумеро-аккадской культуры. Культурные достижения Древневавилонского царства. Шумерская клинопись, ее развитие. Система образования, письменность, литература. Право Месопотамии. Законы Хаммурапи. Наука. Развитие математики, медицины, астрономии, градостроительства. Древнеиндийская культура, ее особенности. Варны и кастовый строй. Ведическая литература («Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа»). «Священные предания». Эпос («Махабхарата» и «Рамаяна»), Религиозно-философские школы. Буддизм как религия спасения. Индуизм, его национальный характер. Особенности индо-буддийской культуры. Архитектура, ремесла, прикладное искусство.

    Культура Древнего Китая, ее практический характер. Материальная культура: поселения, ремесла, земледелие, торговля. Культ природы. Мифология, поэзия. Религиозно-мировоззренческие системы (даосизм, конфуцианство). Даосская медицина. Иероглифическое письмо. Консерватизм как важнейшая черта культуры Древнего Китая. Китайско-конфуцианский тип культуры.

    К древневосточным цивилизациям относятся четыре региона земного шара: Египет, Месопотамия, Индия, Китай. Все они расположены в уникальных по природно-климатическим условиям районах, в так называемой «золотой ленте» нашей планеты.

    В настоящее время существуют как минимум две научные теории, объясняющие причины возникновения и развития



    Культура

    ДРЕВНЕВОСТОЧНЫХ

    ЦИВИЛИЗАЦИЙ


    77

    древневосточных цивилизаций. Первая из них в качестве причин выделяет, прежде всего, уникальность их расположения: близость моря, океана, больших рек, «вечное лето», обособленность от других районов с более суровым климатом.

    Вторая теория появилась в XX в. Она основывается на утверждении, что как минимум две из древневосточных цивилизаций — древнеегипетская и месопотамская, являются остатками более древней и более развитой цивилизации, которую можно было бы условно назвать Атлантида. Ярким представителем этой теории являлся испанский историк и культуролог Хорхе Анхель Ливрага Рицци (1931—1991). В своей работе «Фивы» он утверждал, что на месте пустыни Сахара в древности находилось море и южная часть Египта являлась его побережьем. В результате колоссальной катастрофы, случившейся на нашей планете примерно 12—10 тыс. лет назад, произошел подъем суши на севере Африки и регион Египта приобрел современные очертания. То же самое якобы произошло и с нынешним побережьем Персидского залива, где находились первые города-государства Месопотамии.

    Конечно, вторая теория труднодоказуема. Но благодаря достижениям науки сегодня уже точно известно, что и культура Египта, и культура Месопотамии гораздо древнее, чем предполагали ученые. Скорее всего, эта теория, по мысли ее сторонников, дает наконец решение старой загадки человечества — платоновскому мифу об Атлантиде.

    Говоря о сущности и особенностях культуры древневосточных цивилизаций, следует прежде всего отметить, что именно здесь впервые на Земле сложились рабовладельческие отношения и рабовладельческие государства. В основе всех культурных достижений лежал труд рабов. Труд тяжелый и изнурительный, определявший и продолжительность жизни людей той эпохи — не более 30—40 лет. Более того, плодами культуры пользовались не те, чьим трудом они создавались. Уже на этом этапе развития общества образовался его элитный слой, в основном представленный жречеством. Благодаря деятельности жрецов в древневосточных цивилизациях сформировался развитый культ поли- и монотеистических


    78

    религий, на основе которых возникли две мировые религии — буддизм и христианство.

    Важной особенностью этих цивилизаций стал и принцип их существования: локальный — закрытый с точки зрения территорий и сакральный — ограниченный с точки зрения мировоззренческих установок, религии, образа жизни, этнических особенностей народов, населявших эти регионы. Как ни близки географически друг от друга Египет и Месопотамия, культуры их сугубо индивидуальны.

    О более детальных особенностях культуры этих четырех цивилизаций мы поговорим ниже.

    Культура Древнего Египта — одна из древнейших великих культур мира, которая в течение нескольких тысячелетий была наиболее передовой и совершенной среди культур различных народов Древнего Востока. Египетская культура сложилась в первом в истории человечества рабовладельческом обществе и стала мощным средством воздействия на сознание народных масс в целях укрепления власти фараона и рабовладельческой верхушки общества. Деспотическая власть фараона, порожденная древневосточным земледельческим обществом, исключала понятие свободы личности. Поэтому основой культуры здесь стала религия, поставленная на службу деспотии.

    Характерной особенностью египетской культуры является длительное следование принятым в древности образцам. Это: устойчивость, традиционализм, подчинение индивида коллективным нормам, господство религиозного мировоззрения. Памятники культуры в своем подавляющем большинстве имели религиозно-культовое назначение. Жречество создало культ полновластных и жестоких богов, сформировало устойчивое мнение о том, что символом мироздания служит пирамида, а в мире все находится в гармонии и строится по принципу иерархии. Человек не вправе преступать установленные богами и фараонами законы и должен повиноваться им. Боги и пирамида для египтян - образ жизни и смерти.

    Земная жизнь простых людей, несмотря на всепоглощающую веру в богов, фараонов и загробную лучшую жизнь, была тяжела. Повседневный рабский труд, безжалостный уклад общественных отношений — все это определенная ду


    79

    ховная целостность, проявлявшаяся в таких особенностях, которые коренились в природной сущности государства и его истории. Принудительный труд рабов стал основной формой общественного труда, позволил выделить значительные материальные ресурсы для проведения огромного строительства, но породил разделение труда физического и умственного, ставшего привилегией немногих.

    Великими достижениями технического и художественного мастерства человека являются гигантские пирамиды строго рациональной геометрической формы. В грандиозных постройках господствовали симметрия, четкий ритм, лаконизм форм, подавляющие человека масштабы сооружений, которые и несли главные идеи величия божественной власти фараона. Пирамиды, дворцы и храмы не только возвеличивали небесных и земных владык, но и свидетельствовали о высокой художественной одаренности древних народов, являли собой образец их гигантского коллективного труда. Синтез изобразительных искусств, в котором доминировала архитектура, был особенностью и достижением культуры народа Древнего Египта.

    Египтяне были одними из создателей важнейшего вида поселения —
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   51


    написать администратору сайта