Главная страница
Навигация по странице:

  • Данилевский

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница7 из 51
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   51
    Швейцер (1875-1965), немецко-французский мыслитель, близкий философии жизни, богослов, врач, музыковед и органист. Исходным принципом мировоззрения он считал сам факт жизни. Основной этический принцип развития общества — «благоговение перед жизнью» — требует сохранения и совершенствования жизни. А нравственность — не только закон, но и условие существования и развития жизни. «Благоговение перед жизнью» должно стать (надеялся Швейцер) основой этического обновления человечества. Он выступал против господства «всеобщего» над «конкретно-лич- ным». Противопоставлял культуру цивилизации, критиковал «техническую» эру, «внешний прогресс». Критерием развития культуры считал уровень гуманизма, достигнутый обществом. Критиковал нравственное состояние современного общества.

    Жизнь самого Швейцера была редким образцом нравственности и гуманности. Будучи известным в Европе музыкантом, он в 1913 г. уехал в Центральную Африку, где в Ламба- рене на собственные средства построил больницу и всю жизнь лечил больных проказой.

    В XX в. отличительной чертой развития мировой культуры стало возникновение новых форм и направлений. Эклектика как многообразие — логичный продукт массовой культуры, она формировалась и продолжает формироваться под влиянием прежде всего научно-технической революции, социокультурных процессов. Бесконечное стремление к новому


    58

    разрушает традиционные формы культуры, этические нормы, деконструирует устоявшиеся представления, проводит переоценку ценностей. Это явление в культуре принято называть постмодернизмом.

    Специалисты пришли к мысли, что постмодернизм вырос на развалах утраченных идеалов и по сути антиинтеллектуа- лен. Он извлекает из культурной памяти обрывки былого и строит на их основе эклектические образования, похожие на хаос. Развитию этого явления способствовали эстетизм, тоталитаризм и ортодоксальное христианство. Постмодернизм родился в европейской культуре в конце 70-х гг. XX в. Он стал ответом на искусство, которое способствовало развитию потребительских вкусов. Термин «постмодерн» дискутируется и трактуется по-разному, но мнения сходятся в одном: он характеризует кризис европейской культуры после Нового времени. Главным принципом постмодерна является свобода во всем, новизна, отрицание форм и норм, стихийность, негативное восприятие традиционного, культ молодежной культуры, стремление избавиться от любой власти. Приоритетом признаются абсолютизация нового, наслаждение. Новизна привносит наслаждение во все. В этой тяге к бесконечно новому доминируют иррациональность, формы субъективного идеализма. Путь к новому проложен через шок, оцепенение ума, смятение чувств, агрессию, раскованную эротику, переживания распада. Сами производители такого продукта считают это экспериментом, свободным от псевдоотношений с любыми структурами. Это чисто количественное явление, восстание против действительного мира. Влияние постмодернизма на развитие мировой культуры противоречиво и оценивается по-разному. Его реальные плоды воспринимаются избирательно, исходя из половозрастных, этнических, социальных, моральных и других особенностей того или иного социума.

    Русская социально-философская мысль сложилась как явление общественно-политической жизни только в XVII в. На протяжении XVII-XIX вв. проблема развития культуры, ее теоретического осмысления находилась в центре внимания


    59

    выдающихся исторических деятелей, публицистов, ученых России.

    В XVII в. просвещение и образование как ведущие направления в культуре развивались в трудных условиях. В одном из постановлений церковного собора этого времени было сказано: «невежество русского народа есть мать его благочестия; он не знает ни школ, ни университетов: одни священники наставляют юношество чтению и письму, и этим занимаются немногие». Но в истории русской культуры присутствует такой факт, когда в сравнительно короткий период времени происходят значительные события, совершенно меняющие облик эпохи. XVII век, отягощенный укреплением государственности, политическим и духовным противостоянием, тем не менее, предоставил России шанс стать цивилизованной страной. Идеи образованности, сплочение русского государства, возникновение национального самосознания — главные направления в русской действительности того времени, которые способствовали дальнейшему развитию культуры.

    Глубокий историко-культурный смысл имел церковный раскол в XVII в. Новшества, которые вводил патриарх Никон, приобрели масштабы большого события, так как происходили в области религии — господствующей формы общественного сознания. Это был конфликт эпохи — спор об исторической правоте. Одни уничтожали старину, другие настаивали на ее величии. Раскол стал трагедией народа, которая вызвала твердость, жертвенность многих людей, готовых претерпеть все за веру и убеждения.

    Следующим этапом в развитии национального самосознания и культуры стали реформы в области культуры Петра I, ставившего целью довести образование господствующего сословия до уровня европейского. Другой общественной идеей петровской эпохи было представление о том, что «все общество» во главе с императором должно трудиться. Понятие патриотизм означало — «труд» и «общенародие». Феофан Прокопович в своих проповедях прославлял царя, его деяния, основанные не на идее богоизбранности, а на личных качествах, на его жизни, которую он считал образцовой. Лишь собственные заслуги должны отличать человека и гражданина.


    60

    А книга «Юности честное зерцало» несла не только знания, но и «политес» — этикет, который должен был быть присущ российскому человеку, чтобы соперничать с Европой.

    Эти вопросы были в XVII—XVIII вв. едва ли не самыми важными. Трудами Ломоносова создается Московский университет, в котором, в отличие от европейских, не было богословского факультета. Образование и просвещение становятся обязательными, Петровские реформы способствуют становлению отечественной науки.

    Петровские реформы радикально изменили основы русской культуры, единой для всего населения страны. «Европеизация» привела к забвению всего исконно русского у представителей господствующего сословия, копированию европейских культурных новаций. Однако реформы Петра I не возымели влияния на культуру народа, которая, за исключением необходимости образования и просвещения, осталась патриархально русской. Именно в этом был заложен исток той трагической традиции культурной революции начала XVIII в., когда дворянское, европейское, и народное (русское) стали антагонистами.

    Во второй половине XVIII в. под влиянием Петровских реформ развитие культуры, особенно господствующего сословия, стало более целенаправленным процессом. В российском обществе укрепились идеи Просвещения. В отличие от европейского в нашем Просвещении не обсуждалась проблема Бога, не говорилось о доступности образования и просвещения для всего народа. Отсюда появление понятий «просвещенное дворянство», «просвещенный абсолютизм (самодержавие)». Переписка Екатерины II с деятелями французского просвещения так и осталась эпизодом ее биографии, а не событием жизни общества и страны.

    «Золотой век» русской культуры (XIX в.) был также подготовлен Петровскими реформами. Духовные силы России выражали своим творчеством Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Островский. Великая русская литература в XIX в. была стабилизирующим и созидательным фактором, формой общественного самосознания, выполняла социальную функцию.


    61

    Так, «История государства Российского» Н.М. Карамзина способствовала росту национального самосознания. Первую энциклопедическую историю страны читали все прогрессивные люди, она быстро стала обязательной книгой для домашнего чтения. Литературные произведения восходили своим реалистическим содержанием до уровня философских обобщений. Это была русская национальная литература, отражавшая глубинные процессы развития всего человечества. Л.H. Толстой в своих философских размышлениях проводил мысль о том, чтобы культура не теряла своего нравственного фундамента, не причиняла вреда человеку. Ф.М. Достоевский рассуждал об этике: «Основная тактика человека в том и состоит, что он существо этическое», призывал к единению культуры в планетарном масштабе.

    Но неразрешенными оставались проблемы государства и общества, государственного переустройства, спор между западниками и славянофилами о пути дальнейшего развития, тяжелейшая застарелая проблема крестьянства. Все эти вопросы дебатировались в философских теориях, художественных произведениях, обществах, салонах. Декабристское движение оставило в русской культуре и русской общественной мысли трагический след, обозначило новый особый тип русского человека, которого не было прежде.

    Критика самодержавия независимо от того, от кого она исходила, искала лучшей формы организации жизни. П.Я. Чаадаев в своих «Философических письмах» впервые поставил вопрос о значении нашей народности, «самости», оригинальности ее культуры.

    Революционные настроения были выражены и в воззрениях народничеств, которые предлагали разрушение государственного строя. Постепенно нараставший кризис общества вел к кризису личности. Критический настрой мышления русской интеллигенции резко расходился с официальными идеологическими установками.

    Культура в свою очередь стремилась приблизиться к народу и сочувствовала ему. Подавляющее большинство деятелей культуры XIX в. были оппозиционны политике самодержавия. И это должно было насторожить правящие круги. Этого


    62

    не произошло. Противоречия в конце концов превратились в пропасть, куда провалились и самодержавие, и дворянство.

    Вопрос об историческом предназначении России, ее прошлом, настоящем и будущем определил два направления в развитии русской культуры и общественной мысли. Одно — культурно-самобытное, отстаивающее устойчивые ценности национальной культуры, другое — направленное на реконструкцию содержания национальной культуры, на ее участие в общемировом культурном процессе.

    Представителем первого направления был идеолог панславизма Н.Я. Данилевский (1822—1885), русский публицист, социолог, естествоиспытатель. В конце 40-х гг. XX в. он входил в кружок петрашевцев, по делу которых был выслан из Петербурга. Главная культурно-социологическая доктрина, изложенная им в сочинении «Россия и Европа» (1869), заключает идею обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). С позиций биологизатор- ских построений (подобно живому организму) культурно-исторические типы находятся в состоянии агрессии по отношению друг к другу и с внешней средой. Они, как и организм, проходят стадии возмужания, развития и неизбежной гибели. Данилевский определил четыре периода их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него — к цивилизации. Эволюция сопровождается сменой вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Он назвал десять типов, уже исчерпавших свой потенциал развития.

    Перспективным, с точки зрения истории, считал «славянский тип», достаточно выраженный в русском народе. Прогнозы Данилевского, конечно, одухотворены идеей патриотизма. Он подчеркивал, что «для всякого славянина... идея славянства должна быть высшею идеей, выше свободы, выше науки, выше просвещения, выше всякого земного блага».

    Данилевский остался в русской и мировой истории как непримиримый полемист, защитник имперских амбиций русского царизма, «славянского племени». Его теория развития


    63

    человечества, разбитая на множество историй возникновения и гибели циклически развивающихся культурных миров, вызвала огромный интерес в культурологической науке XX в. и нашла своих последователей.

    Одним из них стал К.Н. Леонтьев (1831 — 1891), русский писатель, публицист, литературный критик. Предчувствуя грядущие революционные события, считая одной из главных опасностей буржуазный либерализм с его культом всеобщего благополучия, Леонтьев выдвигал в качестве организующего принципа государственной и общественной жизни «византизм» — твердую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сословно-иерархическое деление общества. Поддерживал союз России с Востоком (мусульманские страны, Тибет, Китай, Индия) и политическую экспансию на Ближнем Востоке как средство превращения России в новый исторический и культурный центр христианского мира.

    Взаимоотношения культуры и религии занимали умы русских религиозных философов конца XIX — начала XX в. По мнению Н.А. Бердяева, свидетельством близости религии и культуры является символический характер самой культуры. Этот символизм культура унаследовала от культовой символики. С точки зрения П.А. Флоренского, культура и религия близки по духу, религия соединяет Божественное и мирское, духовное и телесное, смысловое и реальное. Культ является средоточием культуры. Культурные ценности также происходят от культа. Религия является фундаментом многих исторических типов культур. С.Н. Булгаков социально-культурные проблемы пытался разрешить с помощью религиозной метафизики («Философия хозяйства»). Завершение его концепция получила в работе «Свет Невечерний», в которой религиозная философия, имеющая «своей единственной и универсальной проблемой — бога и только бога», предстает уже как богословие. В свою очередь Н.Ф. Федоров, усматривая основное зло для человека в смерти, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель — воскрешение предков («отцов»), путь к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма,


    64

    освоение космоса и управление космическими процессами. Идеи Федорова вызывали большой интерес у Толстого, Достоевского, В. Соловьева, с ним связаны научно-философс- кие идеи Циолковского. Ответвлением философии «русского космизма» являются биокосмические исследования A.JI. Чижевского. Его эколого-глобалистское течение продолжил В.И. Вернадский.

    Сложным и противоречивым был путь развития культуры в советский период, трагически завершился исход части русской европеизированной культуры в эмиграцию.

    В XXI в. в культуре человечества происходят огромные перемены, связанные с экономическими, социальными изменениями. Они глобальны по своим масштабам, неопределенны в настоящем и для многих неизвестны в будущем. Все это проявляется в поведении человека, который сам должен выбирать необходимые формы и уровни культуры.

    Общество уже способно осознать, что цели преобразований совсем не обязательно будут достигнуты, что необходимо прежде всего решить вопрос культуры быта, производства, что важно для обыкновенного человеческого существования. На протяжении всей жизни человек сталкивается с множеством проблем, комплексом противоречий. Решая эти проблемы, каждое время делало свой выбор. В поисках решения раскрываются возможности культуры, так как она способна адаптировать человека в новом пространстве, помочь сохранить человеческое в человеке. В настоящее время это непростая задача — сохранить человеческое в человеке.

    Сегодня культурология начинает занимать одно из центральных мест в системе гуманитарных наук, она изучается, преподается и продолжает развиваться. Культурология, используя методы других наук, стремится рассматривать свои объекты в более широком социальном контексте. В обществе всегда существует конфликт между конструктивными задачами и социальной критикой, и это хорошая тема для научных исследований. Можно сказать, что культурология в дальнейшем будет плотно сотрудничать с социологией. Социальные ценности, нормы открытого поведения, противоречия и труд


    65

    ности в общественных отношениях, связанных с обострением культурного кризиса, — все это нескончаемый материал для культурологической мысли. Конечно, остаются в поле зрения культурологии и глобальные проблемы, связанные с научно-техническим прогрессом и его социальными последствиями. Новыми проблемами можно считать миграцию населения, этнические процессы, социальные аспекты управления средствами массовой коммуникации, специфику коллективной психологии и влияние на нее культуры.

    Культуре необходимо подумать о качестве духовной продукции, так как массовое сознание четко прореагировало на негативную маргинальную культуру. И есть основания полагать, что многие тяжелые нравственные проблемы являются результатом широкого распространения маргинальной культуры.

    При этом нельзя не сказать, что на все процессы, происходящие в обществе, влияет качество жизни, которое включает в себя многие понятия, такие, как социальная справедливость, устранение социальных проблем, резких перепадов в доходах, согласие между гражданами. Качество жизни — это стремление к гуманизму, определенное давление культуры на цивилизацию, развитие минимума социальных привычек, которые поддерживают социальную активность каждого человека, его трудовую деятельность.

    1. Зак. 171




    Антропогенез как культурологическая проблема. Современные научные концепции становления человека как творца культуры. Возникновение культуры и ее ранние формы.

    Возникновение человека. Ключевое положение позднего палеолита в каменном веке, его основные черты. Характеристика культур эпох мезолита, неолита, бронзы и раннего железа. Особенности материальной и духовной культуры матриархата и патриархата. Первобытное искусство. Миф как форма религии и элемент культуры. Следы первобытности в культуре современного мира.

    Понятие «первобытная культура» чуть более ста лет назад не признавалось ни одним ученым в области культурологии. «Первобытность», «первобытное общество» как научные термины появились в начале XIX в. В это время историю человеческой культуры вслед за просветителями XVIII в. делили на три этапа: дикость, варварство, цивилизация.

    Несмотря на наметившийся научный подход, не только вся доисторическая культура (на этапе дикости) представляла собой загадку, но и существование ископаемого доисторического человека ставилось под сомнение. Палеоантропология как наука о физических особенностях ископаемых людей оформилась лишь в последней четверти XIX в. В этот период ею были достигнуты поистине блестящие успехи, позволившие на основе фактов разрешить важнейшие вопросы первобытной ис



    Теория и история мирового

    КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

    ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОСТИ КАК ТИПА КУЛЬТУРЫ


    67

    тории: о происхождении и прародине человеческого общества, о возрасте человечества и его культуры, о важнейших этапах выделения человека из животного мира и т.д. Не хватало только обобщения и систематизации. И они появились в фундаментальном труде Эдуарда Тайлора «Первобытная культура» (1871). Значение этого произведения подобно революции. В исследовании основ культуры человечества он первым убедительно доказал, что:

    а) история культуры обнаруживает непрерывный прогресс от первобытной дикости к современной цивилизации;

    б) различия в культуре, быте отдельных народов на Земле объясняются различиями не в расовом происхождении, а в уровнях культуры, достигнутых теми или иными обществами;

    в) все элементы культуры — от материальных до духовных — представляют собой либо продукт самостоятельного творчества, либо унаследованы от предков, либо заимствованы.

    Со времени Э. Тайлора исследования о культуре первобытного общества стали наукой. Изучение первобытной культуры позволило выявить исторические закономерности хода развития человеческой цивилизации; проследить различные темпы и уровни этого развития у отдельных народов; убедиться в проживании в глухих уголках нашей планеты и сегодня племен и народов, частично сохранивших черты первобытной культуры. Для удобства принято считать первобытной культурой ту, что была присуща человеческому обществу в прошлом. А культуру племен, ныне живущих на уровне первобытного строя, называют традиционной.

    Периодизация культуры первобытного общества сложилась на основе данных многих наук, но прежде всего археологии. Поэтому в истории первобытного общества и его культуре принято выделять:

    1. культуру каменного века;

    2. культуру бронзового века;

    3. культуру железного века.

    Последний период, правда, с большой натяжкой, может быть включен в первобытную культуру, так как повсеместно


    68

    переход к железным орудиям труда происходил уже в условиях классового общества.

    В хронологическом плане каменный век подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит), новый (неолит), энеолит (медно-каменный) периоды. В соответствии с этим, прежде всего по эволюции объектов материальной культуры (орудий труда), рассматриваются этапы культурной эволюции человечества.

    В рамках данной периодизации существует и более детальная проработка истории культуры первобытного общества через характер основной деятельности первобытного человека: культура собирательства, культура охотника, аграрная культура.

    Краткий анализ особенностей материальной и духовной культуры первобытных людей следует начинать с момента отделения человека от животного мира. По уточненным данным, это произошло более 3 млн лет назад на восточном побережье Африки, территорию которой можно считать прародиной человечества (правда, в начале XXI в. в Юго-Восточной Азии найдены останки первобытных людей, возраст которых также более 3 млн лет). Первого человека науки называют Homo habilis — «человек умелый». От обезьяны он отличался более совершенным мозгом, выпрямленной походкой и развитой кистью руки. Жизнь человека полностью зависела от природы, и основной деятельностью людей было собирательство. Но уже этот примитивный труд требовал совершенствования навыков, изготовления простейших приспособлений. Человек выстоял в условиях тотального похолодания, наступления ледника. Он осознал силу коллектива, овладел тайной огня. В культуре эпохи собирательства главенствующая роль принадлежала женщинам, и поэтому ранний палеолит называют временем матриархата.

    Постепенно над собирательством начинает доминировать охота. Культура охотника была более совершенной по сравнению с культурой собирательства, ведь она символизировала конец зависимости человека от сил природы. Материальная культура этого периода связана с изобретением лука, стрел, костяных наконечников. Хронологически это был уже период позднего палеолита и мезолита — время появления Homo


    69

    sapiens«человека разумного». В этот же период появляются примитивные виды искусства, религии, общественных образований (родов, родовых общин, племен).

    Зависимость человека от природы стала минимальной с изобретением земледелия, где пальма первенства также принадлежит женщинам. Но аграрная культура связана не только с земледелием. В период неолита человек научился изготавливать ткани, предметы быта из глины, строить жилища, плести корзины, шлифовать и полировать орудия труда. Появилась неравномерность в развитии племен севера и юга, более резко стали отличаться скотоводы от земледельцев.

    Начало обработки меди означало переход к этапу научно- технической культуры, хотя многие культурологи с такой формулировкой не согласны. Бронзовый, а затем железный века стремительно двинули культуру человечества навстречу прогрессу. Классовые общества, появившиеся на территории Египта, Месопотамии, Индии и Китая, создали основу для образования цивилизованного общества и культуры.

    Наиболее ярким явлением первобытной культуры стало возникновение искусства, образы и сюжеты которого неповторимы и разноплановы. В изучении древнейших форм искусства культурологи находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX и даже XX в. на стадии первобытнообщинного строя. Но эти аналогии приблизительны, о чем можно сказать с уверенностью, потому что вещественные изобразительные памятники доисторических эпох сохранились.

    Еще в начале прошлого столетия их совсем не знали. Примерно с середины XX в. началась серия открытий в научной археологии. Чуть ли не во всех концах Земли были обнаружены очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе, как художественными


    70

    произведениями: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, странные человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах.

    В потайных скалистых пещерах археологи обнаружили целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы; какой-нибудь выступ скалы, отчасти напоминавший тело зверя — его голову или хребет, обтесан и доведен до полного сходства с животным. Есть и скульптуры из глины, причем на них запечатлены следы ударов копьем. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы, у ног этой статуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставляли окровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер — многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, частью исполненные минеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных: олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые на Земле уже не водятся — длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизни первобытного племени — позиции приблизительно датируются VI—

    1. тыс. до н.э. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнекаменному веку), т.е. были созданы 40—20 тыс. лет тому назад.

    Подобные памятники не сконцентрированы в одном месте. Их находили в Испании (пещеры Альтамиры — «первобытная Сикстинская капелла»), во Франции (пещеры фон де Гом, Монтеспан и др.), в Сибири (Капова пещера), на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, Алжире. Во второй половине XX в. открыли произведшие сенсацию гигантские многоцветные росписи горного плато Тассили в Сахаре.

    По данным современной науки, человек палеолита по своей физической конституции был вполне подобен современ


    71

    ному человеку. Он владел членораздельной речью и умел выделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на довольно крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена, где возникал матриархальный уклад.

    Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и не приручало животных, не могло возникнуть никакое искусство. Между тем оно было, что доказывают находки археологов. Значит,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   51


    написать администратору сайта