Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница10 из 51
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   51
Двуречья (Месопотамии), на территории которого на протяжении нескольких тысяч лет, сменяя друг друга, создавались и распадались различные рабовладельческие государства, происходили тотальные этнические миграции.

Плодородные, но неравномерно обводнявшиеся из-за периодических разливов Тигра и Евфрата земли южной Месопотамии нуждались в создании крупных ирригационных сооружений — водоотводных каналов, водохранилищ. Эти обстоятельства способствовали объединению общин земледельцев для совместных работ, что ускоряло их социальное и политическое развитие. Месопотамия наряду с Египтом стала областью формирования древнейших на Земле рабовладельческих обществ и государств, начавших складываться здесь, как счи


93

тали ранее, в III—I тыс. до н.э., а согласно последним археологическим раскопкам, в VII-V тыс. до н.э. Видимо, даже раньше, чем в Египте, или одновременно с ним. Причем в Месопотамии возникли первые в истории человечества города-государства.

Первыми создателями цивилизации здесь были шумеры, чья этническая принадлежность остается неизвестной. К северу от них поселились семитоязычные аккадийцы. Между раннерабовладельческими городами-государствами Шумером и Аккадом шла жестокая борьба за политическую гегемонию, в результате которой Аккаду в середине III тыс. до н.э. удалось объединить под своей властью всю Месопотамию. Но к концу этого тысячелетия в северную часть страны из Аравии вторглись племена амореев.

Месопотамия снова распалась на ряд отдельных государств, среди которых в скором времени выдвинулся Вавилон. Утвердившиеся в нем аморейские правители к началу II тыс. до н.э. вновь объединили Двуречье, создав Древневавилонское царство. Город Вавилон оформился как крупнейший политический, экономический и культурный центр Юго- Западной Азии, влияние которого претерпели все ее страны и народы, а также греки и римляне.

Самой ранней и яркой культурой Двуречья была шумероаккадская, которая достигла значительного расцвета в конце IV и в III тыс. до н.э. Это было время укрепления экономики страны, политической стабилизации жизни, что становится хорошей основой для развития культуры Двуречья. Власть в городах-государствах принадлежала жрецам, которые, кроме религиозных, исполняли и хозяйственные, общественные функции. В городах-государствах воздвигались храмы различным божествам. Храм был не только монументальным сооружением, но и одновременно являлся центром ремесленного производства, складом, в котором хранились все запасы, все общественное достояние. В городах также находились дворцы царей, культовые сооружения, жилые постройки ремесленников и земледельцев. Каждый город имел бога-покро- вителя, который управлял им через царя — земного подобия бога.


94

В основе месопотамской культуры лежит идея служения богам. Жрецы утверждали, что человек создан, чтобы служить богам, пасти скот, обрабатывать землю, — словом, трудиться для богов. Служение богам принимало различную форму, как-то: жертвоприношение, накопление храмовых богатств, строительство храмов, каналов и т.д. Божества олицетворяли собой стихийные силы природы и каждому приписывались особые функции. Это бог воды Энки, бог неба Ану, бог земли Энлиль, он же был богом судьбы, изобретателем мотыги и плуга, создателем городов, бог Солнца и правосудия Шамаш.

Антиподами богов являлись многочисленные демоны. Они были причиной болезней и смерти. Защищались от этих напастей с помощью амулетов, различных заклинаний. Средствами искусства изображали демонов в виде полуживотных, полулюдей, например в виде крылатых быков с человеческими головами.

Большое место в верованиях занимал культ воды. Она почиталась как источник добра, приносила урожай, способствовала жизни. Она олицетворяла культ плодородия. Но это также и мощная стихия, способная все разрушить.

А внимание к планетам и звездам способствовало развитию астрономии и математических знаний. Была принята шестидесятиричная система в исчислении времени — минутах и секундах, которой и сейчас пользуется человечество. Астрономы Двуречья значительно опередили египтян в наблюдениях за Солнцем и Луной. Но, несмотря на такой прогресс, научные исследования прежде всего были связаны с гаданием и магией. Эти занятия являлись привилегией жрецов и звездочетов.

Культура этого народа сохранилась в двадцати тысячах глиняных табличек с текстами обо всех сторонах жизни древних царств Месопотамии. Сюда относятся и древнейшие мифы, которые были прочитаны лишь в прошлом столетии. Боги в них изображались как покровители царя. Но в то же время они, как и люди, стремились к выгоде, обустраивались как лучше, являлись владельцами значительного имущества, имели семьи, детей. Они, как и люди, были наделены различ


95

ными недостатками. Но судьбы людей определяли боги, а волю богов исполняли жрецы, они вызывали и заклинали духов, беседовали с богами.

Люди принимали все это и покорялись воле жрецов, веря в человеческую судьбу. Но эта покорность не была фанатичной, абсолютной. Несмотря на осознание опасности свыше, загадки, страхи, мистику, колдовство, человек не мог отказать себе в прагматичном желании получать удовольствия от жизни.

Главный символ культуры Двуречья — зиккурат (храмовое культовое сооружение в виде ступенчатой башни, пирамиды) — воплощал не только представления о Вселенной, но и являлся храмом знаний в области архитектуры, математики, астрономии, медицины, изобразительного искусства. Здесь человек, выходя за пределы своего мира, пытался слушать и понимать то, о чем он и не задумывался и благодаря чему он открывал в себе все новые и новые возможности. Знаменитая Вавилонская башня есть не что иное, как зиккурат. Башни всегда строились на высокой платформе, чтобы избежать подтопления при разливе рек. Вокруг башни имелись длинные лестницы и пандусы, по которым к вершине, где находилось святилище, поднималась процессия жрецов и горожан.

Необходимо отметить, что культура, зародившаяся в бассейне рек Тигр и Евфрат, — результат достижений целого ряда народов: шумеров, вавилонян, ассирийцев и других. Здесь была избрана определенная система представлений о мире, а символом этой системы был человек без этнической принадлежности (человек вообще), что впоследствии имело огромное значение в развитии мировой цивилизации.

Но культурные достижения шумеров стали родоначальными во всей вавилонской культуре. Шумеры являются авторами первых древнейших в мире книг — медицинских сборников рецептов; они создали первый календарь земледельца, собрали первые сведения о защитных насаждениях. Ими придуман первый в истории рыбный заповедник. Впервые шумеры создали поэмы о «золотом веке», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог.


96

Шумерская мифология — одна из древнейших. Мифы о Всемирном потопе, о сотворении мира, созданные шумерами, человечество помнит и сегодня.

Древнейшая на Земле письменность — тоже достояние шумерского народа. Ученые считают, что еще до клинописи у шумеров был способ выражения мыслей при помощи завязывания узелков на веревке, потом появился рисунок, который совершенствовался и видоизменялся до символического изображения. А уж затем появились шумерские клинописные таблички — древнейшие в мире письменные памятники. Клинопись — это письменность, знаки которой выдавливались на табличках из сырой глины. Впоследствии эти письменные знаки (условное изображение или рисунок) превратились в словесно-слоговое письмо. В пиктографии насчитывалось около полутора тысяч разных знаков-рисунков. Наукой установлено, что язык шумеров относится к семито-хамитской языковой семье, но фактически нет этноса, который использовал бы его сейчас.

Археологи пришли к выводу, что в древних городах-государствах Двуречья грамотность была широко распространена. В библиотеке царя Ашшурбанипала писцы снимали копии книг, это была первая в мире библиотека, в которой книги систематизировались по отраслям знаний. С возникновением письменности появились и школы. Называли их домами табличек. Как и египтяне, шумеры готовили писцов для государственного и храмового управления. Интересно то, что программа обучения была светской, религиозное образование не входило в круг школьных знаний. Главными предметами были язык и литература, а также математические и астрономические знания. Дисциплина была суровой, и физические наказания за непослушание применялись повсеместно.

Шумеры высоко ценили исполнительское искусство, особенно музыкальное. Исследователи полагают, что именно они создали арфу, флейту, бубен, свирель. Этот талантливый народ оставил миру литературу, из которой мы и узнаем о гибели шумерских городов в результате набегов чужеземцев, о страданиях населения, вызванных войнами. Список литературных произведений составляют поэмы, мифы, гимны,


97

лирические произведения, эпические сказания, сборники пословиц. Самым выдающимся памятником шумерской литературы называют цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше, совершавшем подвиги на Земле, на небе и в подземном царстве. Этот благородный искатель справедливости и истины, смысла жизни открыл плеяду людей-бо- гов, способных осмыслить развитие человечества и дать ему надежду на спасение.

В период царствования правителей третьей династии Ура, объявивших себя божествами, была введена денежная единица из серебра — сикль, которая способствовала зарождению долгового рабства и первых законов. С помощью законов предпринимались попытки поддерживать в обществе стабильность, охранять права собственников, определять цену наемного труда, вершить правосудие. В это время появляются каменные печати в виде цилиндров. Сначала они выполняли роль амулетов, но затем превратились в знак собственности. На цилиндрах-печатях вырезались человеческие фигуры, сцены из повседневной жизни и изображения, связанные с религиозными верованиями. Позднее геральдическая композиция сделалась характерной для искусства всего Древнего Востока.

В искусстве Шумера ведущей являлась архитектура. В скульптуре преобладали малые формы и посвятительные рельефы. Совершенно отсутствовала живопись, вероятно из-за очень влажного климата. Но была широко развита техника инкрустации. В строительстве главным материалом служил кирпич- сырец и обожженный кирпич. В некоторых городах сохранились руины кирпичных храмов и дворцов, занимавших в свое время значительное место в ансамбле городов. Образцом храмовой постройки можно назвать небольшой храм башни плодородия Нинхурсаг в предместье города Ура (2600 г. до н.э.).

Художественное ремесло Шумера отличалось высоким мастерством, о чем свидетельствуют раскопки в Уре царских гробниц. Мастера умели обрабатывать не только медь, но и золото, серебро, сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, изготовляли изделия с филигранью и зернью.

  1. Зак. 171


98

С возвышением города Аккада в период правления легендарного царя Саргона в искусстве Двуречья появилось гораздо больше реалистических тенденций. Интересным элементом в архитектуре времени Аккада являются арочные своды, которые можно встретить даже в жилых помещениях. В скульптуре также прослеживаются черты реалистической трактовки в изображении, она становится индивидуальной, передает внутренний образ конкретного человека.

Однако постепенно города Шумер и Аккад пришли в упадок и попали в зависимость от нового молодого завоевателя — Вавилона, название которого переводится как «Врата бога». При царе Хаммурапи, опытном политике, полководце-зако- нодателе, Вавилон стал центром могучего процветающего государства. Значительным достижением теперь уже вавилонской культуры стали всемирно известные законы Хаммурапи. Это первое в истории собрание (свод) законов. Записан он был клинописью на двухметровом каменном столбе. Свод включал 282 статьи, касавшиеся имущественных вопросов, наказаний за различные преступления, семейного права, ведения судебных дел. Все интересы общества по этому Своду законов были нацелены на реальную действительность. В отличие от Египта закон вместе со жречеством не обещал прекрасной жизни в царстве мертвых, но при послушании обещал достойную жизнь на Земле. Здесь следует сказать, что в вавилонском искусстве почти нет погребальных изображений. Культура, искусство да и религия ориентировали общество на реальную жизнь, а не на загробную. Законы Хаммурапи выражали основы морали, господствовавшей в обществе, которая насаждалась (в хорошем смысле) государственными институтами и жречеством. Эти законодательные акты демонстрировали высочайший уровень понимания того, какое место должен занимать человек в государстве.

Вавилон стал родиной первых «чудес света» — это висячие сады царицы Семирамиды и Вавилонская башня. Здесь существовала служба наблюдения за небесными телами, умели вычислять проценты, измерять площадь и объем геометрических фигур. Вивилонские зодчие оставили за собой право быть создателями архитектурных форм, ставших затем основой


99

строительной культуры Древнего Рима и Средневековой Европы. Это такие элементы, как купола, арки, сводчатые потолки, вертикальные сечения, которые определяли архитектурную композицию.

В целом Месопотамия являлась средоточием многих культур, которые, расцветая, последовательно создали прекрасное наследие, радующее изысканностью и гармонией.

Печальна судьба культуры древней Месопотамии. Сегодня трудно сказать, какое государство, какой народ является ее наследником. С этой точки зрения она мертва. И хотя географически, например, Вавилон находится на территории Ирака, его древняя культура — только лакомая приманка для туристов, и не более. Господствующие в Ираке и других государствах Персидского залива мусульманские ценности, исламская культура фактической связи с древней культурой Месопотамии не имеют.

  • * *

Территория Индии стала третьим регионом, где возникла древневосточная культура. Она была заселена человеком еще в эпоху палеолита. В середине III тыс. до н.э. в долине Инда и его притоках сложилась индская (протоиндская, или харапп- ская) цивилизация, впоследствии распространившаяся на восток до верховьев Панга и на юг. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что крупнейшие центры этой цивилизации имели торговые и культурные связи с другими центрами Древнего Востока, в частности, с Двуречьем и Египтом. Так, в Хараппе и Мохенджо-Даро учеными были обнаружены руины благоустроенных городов, следы хлопкоткачества, произведения художественной культуры, свойственные другим культурам Древнего Востока.

В долине Инда (задолго до прихода племен ариев с Севера) процветала городская культура с системой водоснабжения и канализации, с высоким уровнем строительной техники. Население городов использовало предметы быта из меди и бронзы, слоновой кости, гончарные изделия. Здесь найдены подлинные шедевры скульптуры, ювелирных украшений. На этой территории обнаружены образцы письменности.

4*


100

Традиционная культура Индии складывалась в сложных условиях продолжительного взаимовлияния коренных культур жителей страны с культурами мигрантов, приходивших извне. Постоянное проникновение в Южную Азию народов из соседних регионов оказывало существенное влияние на развитие и изменение практически всех форм культуры. Постепенно формировались культуры, названные общеиндийскими. В сложившуюся на основе этого сплава религию — индуизм — вошло несколько арийских богов, доминирующее же место заняли боги и ритуалы доарийских, коренных народов, что свидетельствует о том, что пришельцы являлись носителями иной культуры. Это были кочевники, скотоводы и только в Индии они стали земледельцами. Племена индоариев уже не были социально однородны. Важную роль стали играть жрецы — брахманы, которые совершали богослужения и жертвоприношения, следили за соблюдением традиций. Они пользовались огромными привилегиями. Например, освобождались от наказаний, налогов. Брахман считался божеством, ему приписывалась магическая сила, которая подчиняет богов и природные силы.

В числе традиционных институтов индуизма главное место принадлежит кастовому строю, который сложился в эпоху сословно-группового общества и формирования правопорядка, связанного с его жизнью. Уже в очень давние времена сложились основные четыре касты (варны): уже отмеченные выше брахманы — священники, ученые, образованные люди; кшатрии — воины и правители; вайшьи — земледельцы, торговцы, ремесленники и шудры — слуги и наемные работники. Сформировались также профессиональные касты кузнецов, каменщиков, маляров и других профессий. На самой низшей ступени находились неприкасаемые касты. В течение веков их уделом была лишь работа, считавшаяся унизительной, грязной. Членам этих каст религиозная традиция запрещала прикасаться к членам высоких каст, заходить в их храмы, пользоваться общими предметами утвари, колодцами, мостами и дорогами. Люди, входившие в касту неприкасаемых, жили за пределами селения.


101

Три первые касты (варны), связанные с индоариями, были высшими. Это были «дважды рожденные», все они проходили обряд посвящения в полноценные члены общества. Низшая каста — шудры, аборигены. На ранних этапах они не имели права изучать Веды, участвовать в религиозных ритуалах. Им было предписано заниматься тяжелым трудом.

Касты не могли смешиваться. Браки совершались только внутри своей касты. Понятие прав и обязанностей относилось не к конкретному человеку, а к представителю касты. Жесткая иерархия каст с санкционированными религиозными нормами, особые социально-семейные связи, малоизме- нявшиеся мировоззренческие ориентиры стали внешними чертами индийской культуры.

Законы жизнедеятельности каст суровы и при жизни изменить свое социальное положение невозможно, но это можно сделать после смерти. Все должны стремиться к праведной жизни, чтобы после смерти человек вновь мог развиться, но в более высокой касте.

Главной идеей всех индийских религий была идея бесконечных перерождений людей в зависимости от их поведения в каждой жизни. Все это входило в понятие кармы человека, которая и предопределяет будущее. Это являлось не только религиозной идеей, но и учением о долге человека, основным моральным законом жизни.

Ученые считают, что кастовость была великим изобретением древности, так как предотвратила взаимное истребление людей. Она также стала средством сохранения и развития культуры умственного и физического труда. Никто не отказывался от желания быть рожденным дважды, поэтому трудом создавал себя в новом качестве. С другой стороны, кастовость способствовала ограничению развития, она порабощала представителей всех каст, создала отчужденность между ними. Религия ужесточала систему каст, а установившийся кастовый строй тормозил культурное развитие страны, оставляя за бортом жизни значительную часть общества на тысячелетия.

Древняя культура Индии необозрима по своему богатству и разнообразию. На протяжении многих столетий историче


102

ского развития народы Индии были связаны общей судьбой. Возникали огромные империи, которые способствовали сближению народов, распространению в их среде общих законов, норм этики, религии, философии, а также тех или иных канонов создания произведений искусства и литературы. В результате взаимного обмена культурными ценностями создавалась общеиндийская традиционная культура.

Племена ариев, пришедшие в Индию с северо-запада, принесли с собой Веды — собрание гимнов, песнопений, молитв, создание которых относится ко II тыс. до н.э. Здесь Они обогатились новым содержанием и в конце концов приобрели законченный вид главного эпоса индийского народа. Основу всей ведической литературы (священного знания) составляют три веды «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа».

«Ригведа» — сборник гимнов, посвященных божествам, гимн о сотворении мира. «Яджурведа» — сборник жертвенных заклинаний. «Самаведа» включает различные песнопения. В ведической символике Ригведа — это земля, Яджурведа — воздух, Самаведа — небо. Внутреннее единство ведической литературы обусловлено культовым назначением, но по отдельности Веды вполне самостоятельны. Их тексты эмоционально окрашены и содержат множество сюжетных линий. Божества, олицетворяющие силы природы, имеют общее с греческими богами. Так, в «Ригведе» обозначены более трех тысяч богов. К ведической литературе можно отнести и «Священные предания» — руководства по жертвенным ритуалам, правилам домашней жизни, по законодательству.

Главными памятниками индийской эпической литературы стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках новой эры, но фактически существовавшие уже в IV в. до н.э. «Махабхарата» — «Сказание о великих Бхара- та», основой повествования которого стала битва двух родов и их союзников за господство над Хастинапурой (Дели). «Махабхарата» состоит из 18 книг, нескольких вводных эпических сказаний и множества сказаний и легенд фольклорного характера: «Повесть о Шакунтале», «Сказание о Раме», «Повесть о царе Шиви», другие философские поэмы. «Махабхарата» — богатейший источник сюжетов и образов, получивших разви


103

тие в национальных литературах народов Индии, Индонезии, Таиланда, Тибета, Монголии и других стран. Сказание, переведенное на санскрит, стало важным средством общения между многочисленными народностями Индии. Оно обросло большим количеством эпизодов из различных сказаний и легенд, рассуждений на религиозно-философские темы. «Махабхарата» полна философских рассуждений о смысле жизни. Впервые в тексте «Махабхараты» появилась заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», которую впоследствии можно было встретить у Конфуция, Аристотеля, еще позже — у Канта.

«Рамаяна» — вторая после «Махабхараты» великая этническая поэма Индии, в которой отражен высокий уровень общественного и культурного развития. Она посвящена героическим подвигам Рамы, историческим событиям продвижения ариев в Южную Индию, военным столкновениям с племенами аборигенов. Фантастические мотивы преданий и мифов памятника сочетаются с реальными чертами эпохи. Совершенная поэтическая форма и богатство выразительных средств сделали поэму одним из самых популярных произведений индийской литературы. Фантастические темы в поэме сменяются изображением картин из жизни древних индийцев, их быта, их духовных размышлений.

Влияние древнеиндийского эпоса на развитие культуры Индии огромно. Практически во всех областях культуры: скульптуре, архитектуре, поэзии, прозе, музыке, танцах присутствуют мотивы, имеющие отношение к древнейшим мифологическим, философским, религиозным воззрениям.

Исследователи первыми философскими произведениями Древней Индии называют Упанишады (религиозно-философские трактаты), главная доктрина которых — учение о торжестве Брахмана (абсолютное бытие, духовность) и Атмана (психическое бытие). Возникли они в древности в VII—III вв. до н.э. Главные Упанишады связаны с разными ведическими школами. Шесть школ классической индийской философии рассматривают различные стороны отношений человека к миру и способы его понимания, но все они принимаются


104

как равноправные формы толкования истины. На санскрите они называются:

  • миманса (исследование) — разъясняет религиозные ритуалы и допускает жертвоприношение, которое необходимо для исполнения долга (дхармы), чтобы освободиться от кармы, которая в свою очередь определяет характер нового рождения. Миманса атеистична, поскольку признает, что мир создан из атомов, поэтому в признании Бога нет необходимости;

  • веданта (конец Вед) — имела признание у вечного писателя и мыслителя Индии у Р. Тагора, считавшего, что наша Вселенная «самосозидающаяся, саморастворяюща- яся, самопроявляющаяся, Одно Бесконечное Существование, Брахман». Школа выводит происхождение мира из Брахмы;

  • санкхья (число, перечисление, расчет) — признает соединение материи и духа, которое и порождает новый строй явлений в мире. Избавиться от страданий можно путем отделения духовного от материального, достигая бесстрастия и свободы. Эта школа стала идейной предпосылкой формирования будущей мировой религии — буддизма;

  • йога (усиление, сосредоточение) — считает состояния аскетизма, созерцательности и глубокой сосредоточенности признаками высокой духовности и превосходства над божеством. Предлагает комплекс приемов достижения особого духовного состояния;

  • ньяя (правила, канон, логика) — учит правилам логики, знание которых поможет освобождению души;

  • вайшешика (особый, отличный) — не отрицает, что все физические тела состоят из атомов, но они несотворен- ные и вечные, а движущей силой мира являлся Бог, действующий в соответствии с законами кармы.

Индийские мудрецы видели мир как нескончаемую цепь страданий и уходили в леса, чтобы стать отшельниками, освободиться от пут жизни. Шесть лет провел в скитаниях и в самоотречении и сын раджи одного княжества по имени Сид- дхартха Гаутама (625—544 до н.э.). Обретя полноту внутрен


105

ней свободы от касты, Гаутама решил сделать свое «просветление» достоянием людей и занялся проповеднической деятельностью.

Учение Будды Гаутамы проповедовало освобождение, которое обретается в нирване — внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности и обретается блаженство. Это внутреннее угасание освобождает человека от своего «Я», от жажды жизни, которая ведет к новым перерождениям. Власть кармы разрывается, и человек растворяется в абсолютной пустоте блаженного покоя. Нирвана манит как прекрасная иллюзия, в которой человек освобождается от людей и богов, уходит от мира, разрушая смерть и гибель. Но для непосвященного это означает все-таки смерть, хотя и в блаженстве. Для буддиста же вхождение в нирвану — внутренняя точка зрения, поиск истинного спасения, избавления от страданий. Для простых верующих нирвана — это желанный блаженный покой, который одновременно выше и жизни, и смерти.

Гаутама в своем учении отказался от крайностей аскетизма. Верующим достаточно было соблюдать моральные нормы, помогать общине, необязательно искать нирвану в этой жизни.

С точки зрения христианской культуры, когда человек должен быть добр во имя добра другого человека, буддизм — глубоко эгоистичная религия, конечная цель которой — святость абсолютного равнодушия и покоя для себя, а не сострадание во имя любви ко всем.

На основе буддизма с течением времени возникали новые направления, секты и философские школы. Буддийская мифология, философия оказали огромное влияние на культуру как Индии, так и других стран. Средневековые храмы Китая, Японии, Тибета, Непала и других азиатских стран украшают скульптуры, барельефы на темы буддийской мифологии. Гибкость философии буддизма, многообразие направлений способствовали распространению его во всем мире. Учение получило поддержку прежде всего среди бедных и униженных, поскольку несло в себе прекрасную иллюзию счастья потом, когда-то, но не сейчас.


106

Тем не менее буддизм не стал господствующей религией Индии. Его вытеснил индуизм. Истоки индуизма восходят к наивно-философским религиям древних ариев и коренных индийских племен. В результате их синтеза, в котором основные структурные элементы шли от ведической религии, возник брахманизм. Индуизмом обычно называют форму брахманизма, которую он принял в I тыс. н.э. Поэтому отсюда можно сделать выводы, что ведическая религия, брахманизм и индуизм представляют собой исторические этапы развития единой религиозной системы. Центрами религиозного культа служат многочисленные храмы, священные места. Культовые отправления совершаются и перед домашним алтарем главой семьи. Руководителями индуизма являются храмовое жречество, деревенские брахманы, мудрецы (гуру), бродячие монахи. Индуизму присущи анимизм, почитание предков, фетишизм, идолопоклонство, магия. Почитаются священными многие горы, реки (особенно Ганг), растения (лотос), животные (обезьяна, слон, змея, корова). Предметом поклонения может служить необычное явление природы. От принадлежности к той или иной касте во многом зависят особенности культа и религиозного поведения верующих. В общинных верованиях каждая деревня имеет свое собственное божество. Отсюда — множество богов в индуизме.

Общим для всех является
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   51


написать администратору сайта