Главная страница
Навигация по странице:

  • Фалес Милетский

  • Сократ

  • Геродот

  • Эсхил

  • Поздняя классика

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница13 из 51
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   51
    Гомеровский период (XI—VIII вв. до н.э.) были заложены основы древнегреческой культуры, создана ее «мифологическая душа» — поэмы Гомера и Гесиода. По преданию, «Илиада» и «Одиссея» были сложены легендарным слепым поэтом Гомером (VIII в. до н.э.). Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды-


    128

    рассказы и свидетельства о борьбе греков с троянцами. Все события «Илиады» происходят в течение нескольких недель, но предполагается, что читатель знает всю предысторию троянской войны, что делает возможным вывод о наличии еще более древних поэм, не дошедших до нас. Возможно, «Одиссея» написана позже тем же автором. Несмотря на то, что связь между поэмами весьма тесная и вполне вероятно, что «Одиссея» была задумана как продолжение «Илиады», «Одиссея» все же представляется более оригинальным произведением, так как ее герои человечны, реальны, узнаваемы.

    Не менее знаменитым, чем Гомер, поэтом этого периода был Гесиод (ок. 700 до н.э.) — реально жившая личность, крестьянин-земледелец по происхождению. С его именем связывают две поэмы — «Труды и дни» и «Теогония», рассказывающие о происхождении богов, борьбе за власть и ее захвате Зевсом. Поэмы Гесиода стали для древних греков сокровищницей моральных поучений и полезных советов. Согласно поздним легендам о соревновании между Гомером и Гесиодом, именно последнему был присужден победный приз.

    В эпических сказаниях Гомера и Гесиода сформулированы основы классической древнегреческой мифологии, определен пантеон богов и богинь. Главных было двенадцать (Зевс, Афродита, Артемида, Аполлон, Арес, Афина, Гестия, Гера, Гермес, Гефест, Деметра, Посейдон), и жили они на горе Олимп. Список богов был разным в каждом полисе, богов называли иными именами, им поклонялись несхожими ритуалами. Будучи язычниками, греки обожествляли все силы природы. В каждой речке жила своя нояда, в каждом дереве — дриада, в каждом камне — опеада. Все это причудливое разнообразие имело очень важные последствия. Оно учило греков веротерпимости. По этой же причине греки не удивлялись и не возмущались, что у других народов есть свои собственные боги. Слуги божьи — жрецы в Греции не были самостоятельным сословием; это были государственные должностные лица, избиравшиеся всенародным голосованием и следившие за соблюдением обрядов.

    Мифология и почитание богов у греков тоже были приближены к человеку. Если восточный человек перед своими


    129

    богами безропотно склонялся, трепетал, то эллин в этом вопросе проявлял любознательность, был дерзок и своеволен — он говорил с богом, как с человеком, и на колени не вставал никогда. Он верил, что боги — это просто бессмертные люди, одаренные силой и красотой. Они все занимались делом: учили людей земледелию, судостроению, ткачеству, гимнастике, искусствам. Был у них и бог войны — Арес, но он не пользовался симпатиями ни богов, ни людей и постоянно подвергался насмешкам богини мудрости Афины. Богам (кроме Ареса) строили храмы и устанавливали статуи, которые были необычайно величественны и красивы, но в то же время человечны и жизненны.

    Полагаясь на богов и веря в их высший разум и справедливость, греки были умеренны в материальных благах, непритязательны в еде, скромны в жилище и одежде, полностью отдавались любимым занятиям по совершенствованию духа и тела, праздникам и спортивным состязаниям. Последним придавалось огромное значение. На время их проведения прекращались даже войны. Имена участников за год до игр вносились в особые списки, женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх. Атлеты состязались в беге (самым тяжелым видом был бег греческих воинов в полном вооружении), кулачной борьбе, беге на колесницах. Победивший на играх всю оставшуюся жизнь пользовался большим почетом: ему отводились лучшие места в театре и на празднествах, его освобождали от налогов и иногда даже назначали пожизненную пенсию, а трижды победивший (олимпионик) получал право заказать у прославленного скульптора свою статую и поставить ее в священной роще, окружа- шей храм Зевса. Общегреческих праздников было четыре — игры Олимпийские, Пифийские, Истлийские, Немейские. Но самыми древними были Олимпийские — их первое проведение в 776 г. до н.э. стало точкой отсчета греческой истории. Кстати, некоторые рекорды олимпийских чемпионов древности были повыше даже нынешних. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головой одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый — для одной.



    130

    Так сложились основы культурных традиций Древней Греции и начался период их совершенствования — архаический. В течение VII—VI вв. до н.э. экономическое развитие Греции значительно ускорилось; торговля, земледелие, судоходство, ремесло настоятельно требовали более совершенных знаний и умений. Архаика стала временем становления математики, астрономии, географии, медицины. Попытка обобщения сведений об окружающем мире привела к возникновению философии, появились общепризнанные мыслители и мудрецы. По легендарной традиции, мудрецов было семь, а первый среди них — Фалес Милетский (ок. 625 — ок. 547 до н.э.). Они объясняли загадочные явления, помогали решать споры, хотя на вопрос о том, что на свете труднее всего и легче всего, якобы ответили: «Труднее всего — познать самого себя, а легче всего — давать советы другим».

    В VI в. до н.э. были созданы первые научные школы — философские и этико-политические союзы единомышленников. Наиболее знаменитый среди них — пифагорейцы (по имени философа Пифагора (ок. 580—500 до н.э.). Этот союз стал своеобразной связующей нитью между сакральной мудростью Востока и широкими научными знаниями греческого мира. Основываясь на запретах и тайне, магии и психогигиене, пифагорейцы считали, что в основе мира лежит число. Знаменитая теория Пифагора о сумме сторон треугольника, известная еще до него в вавилонской математике, превратила науку из прикладной в теоретическую.

    В этот период сложились основные черты древнегреческой литературы и искусства. Подражая Гомеру и Гесиоду, а затем развивая и дополняя их формы, поэты Архилох, Анакреон, Пиндар, Вакхилид использовали легкие стихотворные размеры, рисовали картины реальной жизни людей. Лирическими любовными мотивами прославилась знаменитая поэтесса Сапфо. Прозаические произведения стали известны в VI в. до н.э. в виде басен, описаний путешествий, бытовых и исторических рассказов.

    Появились главные архитектурные ордера: суровый, несколько тяжеловесный дорийский и более легкий, нарядный — ионийский. Храмы в честь богов (периптеры) выглядят пря


    131

    моугольными приземистыми зданиями, сильно вытянутыми в длину и окруженными со всех сторон массивными колоннами. Скульптурные и живописные произведения, дошедшие до нас в единичных экземплярах, являют пример начала формирования типа прекрасного и мужественного человека, но фигуры статичны, скованны, напряженны. Красивы и элегантны предметы керамики, выполненные в чернофигурной, а затем краснофигурной технике.

    Временем наивысшего расцвета древнегреческой культуры стали V и IV вв. до н.э., названные классическим периодом. Экономический подъем, победа в войне с персами, освоение побережья Средиземного и Черного морей способствовали широкому развитию науки, литературы, искусства. Ведущим полисом Греции стали Афины, демократический строй которых позволял гармонично, эволюционно и комплексно совершенствовать материальную и духовную культуру.

    Естественнонаучные знания в области математики, геометрии, астрономии позволили усовершенствовать орудия труда, технику, упорядочить календарь. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) сформировал систему медицинских знаний, наблюдения за больными, методов лечения, описания болезней. Новые типы судов, карты, чертежи и описания позволили грекам заглянуть даже за Геркулесовы столбы, отделявшие Средиземное море от Атлантического океана.

    Философская мысль эпохи классики пытается осмыслить самые сложные проблемы происхождения мира, человека, общества и государства. Выдающиеся философы: Сократ (ок. 469-399 до н.э.); Платон (ок. 427-348 до н.э.), Аристотель (ок. 384—322 до н.э.) воспевали науку, творчество, разум, создали философские учения об идеальных государственных устройствах, раскрыли природу и пути совершенствования человека и общества. Особенно велика роль Аристотеля — систематизатора науки, энциклопедиста, отца логики, автора произведений не только в области философии, но и в области математики, физики, психологии, теории искусства, политики. Платон и Аристотель сделали высшее знание доступным широкому кругу учеников, открыв специальные учебные 5*


    132

    заведения: Платон — академию, а Аристотель — ликей (лицей), прообразы наших университетов.

    Три великих историка классики: Геродот (ок. 485 — ок. 425 до н.э.), Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н.э.), Ксенофонт (ок. 430-354 до н.э.) дали право истории называться наукой, обосновали идею исторической закономерности, хотя и по-разному представляли себе ход истории и роль человека как ее объекта и субъекта.

    Греки создали и по праву гордились своей системой светского образования. Дети свободных граждан с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах (свободнорожденные афиняне считали постыдным брать деньги за труд, и поэтому профессия учителя не пользовалась престижем, хотя перед великими ее представителями преклонялись).

    Образование было в основном «гуманитарным», нацеленным на подготовку достойных членов народного собрания, государственных деятелей, полководцев. После обучения грамоте преподавалась литература; классическими текстами были поэмы Гомера и Гесиода. Не менее важным считалось музыкальное и математическое образование (в последнем, правда, не шли далее четырех действий арифметики). Гуманитарное образование получали в «мусических» школах; с 13—14 лет начинали посещать гимнастические школы (палестры). Кроме частных школ в Афинах были и три гимнастические школы, принадлежащие государству и содержавшиеся богатыми гражданами — «гимнасиархами»: Академия, Ликей и Киносарг. Академия прославилась тем, что здесь основал свою философскую школу Платон (само название случайно: школа находилась в роще, посвященной герою Академу). Над входом в школу Платона висела надпись: «Не геометр, да не войдет!». Платоновская Академия просуществовала 915 лет (386 г. до н.э. — 529 г. н.э.). В Ликее же была основана философская школа другого великого философа Греции — Аристотеля. Технические науки, в частности механика, рассматривались только как источник развлечений и сюрпризов.

    «Внешкольное» образование можно было получить и у платных «учителей мудрости» — софистов (самыми известными из


    133

    них были Протагор, Горгий и Продик). Софисты учили побеждать противника в спорах и тяжбах; в этом искусстве важна была не истина, а убедительность. Софисты учили, что истина у каждого своя. Протагору принадлежат слова «Человек есть мера всех вещей», что означало: как кому кажется, так оно и есть. Софисты учили умению доказывать все, что угодно. Подобные доказательства, как правило, основывались на сознательном нарушении логических законов (правда, эти законы были открыты значительно позже, и формальных претензий софистам предъявить никто не мог). Сознательные алогизмы и трюки в доказательствах позже получили название «софизмов». Вот несколько классических примеров софизмов. Классический софизм «рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Значит ты имеешь рога». Софизм «покрытый»: «Знаешь ли ты, кто стоит перед тобой под покрывалом? Нет? А ведь это твой отец! Стало быть не знаешь собственного отца!»

    Несмотря на образованность, уважение к мудрости, греки слепо верили в торжество кар над человеческой жизнью Рока- Судьбы.

    Согласно греческой мифологии, глубоко под землей боги- ни-мойры ткут ткань судьбы, от века предопределенной человеку. Даже боги не властны изменить веления рока: рок властвует и над людьми, и над бессмертными олимпийцами. Рок бессмыслен и непостижим; он слеп, неумолим и жесток. Античный герой — тот, кто, зная веления рока, без страха и без надежды идет ему навстречу. Наиболее ярко чувство всесилия рока впоследствии выразят философы-стоики в своей знаменитой фразе: «Покорного судьбы ведут, непокорного тащат».

    Важнейшим достижением культуры классического периода стало создание древнейшего в мире театра. Демократическое устройство афинского государства обеспечило театральному искусству, как наиболее массовому, важную роль в общественной жизни. Ведя свою историю от праздников в честь бога Диониса, театр постепенно превратился в сложный институт мероприятий с выступлениями хора, игрой актеров, тематическим сценарием (трагедия, комедия). Отцы трагедии: Эсхил (ок. 525-456 до н.э.), Софокл (ок. 496-406 до н.э.),


    134

    Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) — на сюжетах мифологии, конкретных событиях учили людей бороться за счастье, предупреждали о вреде лености и пороков, осуждали произвол властей, богатство, нажитое нечестным путем.

    Политическая жизнь с ее непременной напряженной борьбой и страстями стала питательной почвой для возникновения комедии. Сюжеты комедий, всегда современные, живо затрагивали зрителей, изображали всем известных политических и культурных деятелей, методом карикатуры высмеивали негативные оттенки афинской демократии. Наиболее популярным автором комедий был Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н.э.).

    Ведущим литературным жанром становится проза, оттеснив на второй план поэзию. Особое значение приобрела новая, художественно-философская форма прозы — диалог. Большое место в литературе занимают также речи, художественное оформление которых породило новую науку — риторику, или ораторское искусство. Великий оратор Демосфен (ок. 384 — ок. 322 до н.э.) отстаивал афинскую демократию и законы, яркими речами — «филиппиками» раскрывал угрозу македонской агрессии не только для Афин, но и для других городов-государств.

    Большое место в жизни общества стала занимать музыка. Обучение музыке вошло в систему обязательного воспитания детей; пение и игра на музыкальных инструментах были составной частью гимнастических и художественных состязаний. Терминология древних греков: «музыка», «мелодия», «ритм», «гармония» — до сих пор применяется в музыкальной практике.

    Необычайный расцвет в этот период переживает изобразительное искусство — особенно скульптура и архитектура. Великие скульпторы Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель и Лисипп в отличие от своих предшественников создавали произведения, в которых обаяние человеческого тела доведено до совершенства. Известно, что многие скульптуры этих авторов рассматривались как живые люди. Поликлет в специальном труде «Канон» разработал систему пропорций человече


    135

    ского тела, согласно которой голова мужчины должна была равняться 1/7 величины его роста, профиль головы — приближаться к квадрату, а линия лба и носа — составлять прямую линию. Самым выдающимся художественным произведением классики был ансамбль афинского Акрополя, построенный во второй половине V в. по замыслу Фидия. Центральное здание комплекса — храм Парфенон, статуя Афины стали классическими образцами архитектуры и скульптуры.

    Поздняя классика (IV в. до н.э.) сохранила достигнутые образцы и идеалы, но приобрела и ряд особенностей: появились богатые заказчики, строились огромные жилые дома, памятники и мемориалы. Богатство породило тягу к внешним эффектам, повторению уже найденных приемов и в конце концов привело демократию к гибели. Так начался первый период античной культуры — эллинистический, связанный прежде всего с завоевательными походами Александра Македонского, а затем с историей государств, возникших на развалинах его империи, и просуществовавший с IV по I в. до н.э.

    Термин «эллинистическая культура» типологически понимается как культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Эта культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. В каждом регионе она формировалась в результате взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами — греками и негреками. Но эллинистической культуре присущи и общие черты. Она более материальна, так как развивалась на базе расширения и углубления товарно- денежных отношений. Образование эллинистических монархий, напряженная политическая обстановка, непрерывные военные конфликты привели к тому, что в содержании и характере культуры зажиточных слоев общества и основной массы народа появились резкие различия: верхи использовали достижения греческой культуры, низы — сохраняли местные культурные традиции.

    Взаимодействие греческих и местных элементов в области материальной культуры выразилось прежде всего в обмене


    136

    опытом и навыками в земледелии, ремесле, технике судостроения, мореходстве, градостроительстве. Возводились большие ирригационные системы, осваивались новые способы металлургического производства, ткачества, ювелирной техники и керамики. Появились большегрузные корабли и быстроходные военные суда, благоустраивались гавани и причалы, был построен грандиозный Фаросский маяк в Александрии высотой 120 м — одно из новых чудес света. Новые города планировались с прямыми пересекающимися улицами, ориентированными по сторонам света. Наряду с храмами строили театры, гимнасии, дворцы.

    Накопленные в предшествующую эпоху достижения в греческом и восточном мире и появившаяся возможность объединения этих двух потоков информации породили потребность в классификации имеющегося материала, в выделении как особых наук математики, астрономии, ботаники, географии, медицины, филологии. Труды выдающихся ученых: математиков Евклида и Архимеда, астронома Аристарха Самосского, ботаника Теофраста, философа Эпикура, историков Полибия и Диодора Сицилийского — стали вершиной достижений науки эллинизма.

    Столицей культуры эллинизма являлась
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   51


    написать администратору сайта