Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница16 из 51
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   51
исихазм (греч. hesychia — безмолвие, покой, отрешенность) возникло в Византии в последнем периоде развития византийской культуры. Исихазм — это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через «очищение сердца» и через сосредоточение сознания в себе самом. Это система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое сходство с методами восточных культов.

В XII—XIV вв., когда уже наблюдались тенденции крушения византийского государства, и получило развитие это мистическое учение, особенно среди монашества в монастырях Афона и Синая. Слияния с божеством можно достичь только отрешением от всего земного, подавлением человеческих желаний. Такая теория была рассчитана на подавление воли человека, она отрицательно сказалась на развитии общества в целом, уводя человека от активной жизни.

Византийская культура, все-таки не забывавшая античных традиций, тенденции гуманистических устремлений человека к новому, переместилась в Италию и Западную Европу. Человек античного мира — герой, он совершенен и ликом, и телом, он свободен. Но с угасанием античной культуры, сменой религиозных взглядов человек должен был отказаться от мирских желаний, и внутренний мир его становился противоречивым.

Противоречия духовной культуры не могли не коснуться общества в целом. Но, тем не менее, чем ближе Византия была к своему закату, тем больше в обществе нарастали тенденции гуманизма во всех направлениях византийской культуры, которая в недрах своих на протяжении всего периода существования сохраняла античность. Но востребованы они оказались уже на земле Южной Европы, прежде всего в Италии, где начиналась эпоха Возрождения. Ее основы заложи


155

ли не только свои — итальянские, но и византийские идеи и чаяния.

Византийская культура, являвшаяся частью средневековой культуры, сделала много шагов вперед в области науки и техники. Несмотря на сковывающее влияние богословия и господство традиций, Византия обгоняла Западную Европу в кораблестроении; до конца XII в. занимала первое место в Европе в ювелирном и шелкоткацком производстве. Ручная мельница с XI в. здесь вытесняется водяной, появляется ветряная мельница.

В математике получило распространение комментирование сочинений античных авторов — Эвклида, Архимеда, Аппо- лония. Математические знания применялись на практике, что способствовало развитию навигационного дела. В IX в. Лев Математик использовал буквенные обозначения в качестве символов, заложив основы алгебры. И в последующий период интерес к точным наукам не ослабевал.

В области географической науки в середине IV в. Касто- рий составил карту дорог Римской империи. Анонимным автором было составлено «Полное описание мира и народов», где давалась характеристика экономики и культуры стран Востока, описание торговых путей, экономических центров Римской империи. В VI в. Гиерокл в «Синекдеме» дал перечисление провинций и городов Византийской империи.

Астрономические наблюдения были подчинены интересам астрологии.

Химия обслуживала художественные ремесла, большую роль играла в медицине. Практическое значение имело изобретение в Византии в VII в. греческого огня. Архитектор Калинник впервые предложил применить в морском бою против арабских кораблей зажигательную смесь, дающую не гасимое водой пламя и даже воспламеняющуюся при соприкосновении с водой. Это изобретение долгое время обеспечивало Византии перевес в морских сражениях.

Большие успехи были достигнуты в области медицины. Крупным медицинским центром являлась Александрия, где изучались анатомия, сочинения Галена и Гиппократа, была составлена медицинская энциклопедия из 76 книг. Многое


156

было сделано по патологии и терапии внутренних органов человека. В медицине использовались как античные, так и арабские традиции. Медицинское обслуживание имело высокий уровень развития.

Византия, будучи до XII в. наиболее развитым и культурным государством Европы, влияла на соседние страны, особенно на южнославянские государства, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центральной Европы. Через Византию дошли памятники античной цивилизации: переписанные средневековыми писцами рукописи греческих поэтов и сборники римского права; византийские писатели Фотий, Ионн Зонара и другие сохранили множество фрагментов из утерянных сочинений.

Византийские ремесла, техника, архитектура, живопись, гражданское и каноническое право, естествознание и литература содействовали оформлению средневековой культуры соседних народов, многое воспринявших у Византии. Роскоши византийского двора Западная Европа смогла подражать только в XI-XII вв. Элементы византийской архитектуры, иконописи явно присутствуют в искусстве Западной Европы. Византия подарила миру новые формы цивилизации, образ жизни, экономический уклад, новый менталитет.

Особую роль сыграла византийская культура в подготовке гуманистического движения в XIV—XV вв. Переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой греческую культуру, мудрость. Греческие ученые, художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Но вместе с тем присущее византийской культуре преклонение перед традицией нередко сковывало свободное развитие науки, искусства и литературы.

С X—XI вв. в Болгарии и Древней Руси переводились византийские хроники Ионна Малалы, Георгия Синкелла, Георгия Амартола и др. Этих хроник истории Византии касались многие исторические произведения Киевской Руси, а затем и Московской Руси («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодарности», летописные своды XV—XVI вв., произведения И. Пересветова, Иоанна Грозного, А. Курбского и др.). Особенное влияние культура Византии оказала на


157

становление государственности в России, принятие православной религии, церковного ритуала. Россия восприняла иконографические каноны, элементы быта.

В Западной Европе византийские памятники начали изучать в эпоху Возрождения, так как гуманисты надеялись найти в них материал для понимания классической древности.

Научный интерес к Византии появился в XVI в. в связи с турецкой опасностью и остротой религиозной борьбы, вызванной Реформацией. Политики искали ответ на вопрос о причинах быстрого возвышения Османской империи (Турции). С обострением классических противоречий во Франции представители дворянства тоже обращались к истории Византии. И даже в первые десятилетия XIX в. интерес к Византии был вызван распространением романтизма и его идеализацией церкви и эпохи Средневековья, усилением национально- освободительного движения балканских народов и обострением «восточного вопроса».

Культурное влияние Византии было столь велико, что с ее падением изменился характер дальнейшего развития Европы. Под контроль турок отошли проторенные торговые пути, что осложнило жизнь Италии, заставило европейцев искать новые пути на Восток, а юго-восточная часть Европы, испытывая экономический кризис, превратилась в отсталый регион.




Периодизация средневековой культуры: раннее, высокое (классическое), позднее Средневековье. Христианская религия и ее влияние на развитие культуры. Белое и черное духовенство. Католицизм и папство. Инквизиция. Социальная культура: рыцарство и монашество как образ жизни; культура «безмолвствующего большинства». Наука в Средние века. Первые университеты. Художественная культура европейского Средневековья. Романский стиль: архитектура, скульптура, живопись, декоративное искусство. Жизнеутверждающее искусство готики. Средневековая философия, литература, история, география. Музыка и театр. Дискуссия о средневековой культуре.

Средневековье в исторической науке обозначает период всемирной истории, следующий за историей Древнего мира и предшествующий Новой истории. Это эпоха зарождения, развития и разложения феодализма. Рубежом между древностью и Средневековьем считается крушение рабовладельческой Римской империи.

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на «Темные века», эпоху варварства. Основы такого подхода заложили представители возрождения Просвещения. Однако история культуры европейского общества была не столь однозначна.

История культуры Средневековья делится на три основных периода: раннее Средневековье (период генезиса и раннего феодализма, конец V—X вв.); высокое (классическое) Средневековье (период развитого феодализма XI—XIV вв.); позднее Средневековье (период разложения феодализма XIV-XV вв.).

Для периода раннего Средневековья в Западной Европе характерны бурные процессы, связанные с нападениями вар-



Культура

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО

Средневековья


159

варов, которые закончились падением Римской империи. Западная Европа принимает христианство, постепенно вытесняющее язычество, но на востоке продолжаются вторжения кочевников (гунны, авары, печенеги, половцы), а на юго-западе могучий Арабский халифат в начале VIII в. угрожает Испании и королевству франков.

Племена варваров (франкские, готские, германские и др.) на территории бывшей Римской империи формируют государственные образования. Процесс этот происходил болезненно для местного населения; он сопровождался грабежами, разбойными опустошениями, что замедляло экономическое и культурное развитие.

Вожди варваров провозглашали себя новоявленными герцогами, королями... Таким образом, Римская империя распалась теперь под натиском завоевателей на многочисленные графства, аббатства, епископства, герцогства и т.д.

Так, король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Переселение народов, вызванное голодом, недостатком земли, войнами, сопровождалось разрушением городов, всей инфраструктуры, упадком сельского хозяйства, ремесел. Войнам сопутствовали стихийные бедствия, болезни. Европа опустошалась в материальной и духовной сферах, переживала крайнюю степень падения нравов. Все это происходило на фоне тяжелейшего кризиса власти.

Христианская церковь в это разрушительное время становится организующим началом. Среди всеобщего невежества и разбоя монастыри сохраняют остатки античной культуры, их библиотеки уберегли драгоценные древние рукописи.

В период высокого Средневековья Западная Европа преодолевает вторжение иноземцев, разрушительные процессы, создает более крупные государственные образования, которые позволяют сформировать боеспособную армию. Западные христиане берут под свое начало Средиземноморье и его острова. Миссионеры христианства вовлекают королевства Польши, Венгрии, Скандинавии, Богемии в культуру Западной Европы.


160

Наступивший мир способствует быстрому развитию экономики, подъему городов. Центром интеллектуального развития в XII в. становится Северная Франция. В этот период возникают незатейливое романское, затем великолепное готическое искусство. Вместе с литературой и архитектурой развиваются музыка, скульптура, живопись. Западноевропейские ученые, знакомясь с сочинениями античных греческих и эллинистических философов, положили начало зарождению философской системы Средневековья — схоластике.

В XIV-XV вв., в позднее Средневековье, Западная Европа продолжала осуществлять формирование и развитие европейской культуры, несмотря на многочисленные эпидемии, голодные периоды, Столетнюю войну. Жизнь все равно брала свое, побеждала радость земного бытия. Возрождались города, обрабатывалась земля, оживали ремесло и торговля. Феодальная знать строила для себя дворцы в городах и поместьях. Складывались определенные условия для подъема духовной жизни, развития науки, искусства.

Следует отметить, что все стороны жизни общества определялись и формировались церковью. Храм был средоточием духовности, а религиозность — нормой жизни, что, тем не менее, не мешало развитию прогрессивных направлений материальной западноевропейской культуры.

Христианство имеет религиозные, духовные и социальные истоки. Как мировая религия христианство соединяет веру, культ, этику и социальную организацию. Эта религия возникла в I в. н.э. в восточной части Римской империи в период острого социально-экономического кризиса, охватившего все слои рабовладельческой империи.

Кризис сопровождался разложением традиционных верований и широким распространением суеверий и мистики, падением авторитета античных богов. Все это способствовало дезорганизации общественной жизни, падению нравов. На фоне всеобщего одичания, беззакония и беспутства христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на настроение масс. Самым главным для начала были новые ценности, убеждения и, конечно, надежды на лучшее.


161

Появилась вера в Заступника, который мог справиться с земной властью. Христианство оказалось привлекательно тем, что наследовало и по-своему преобразовывало интеллектуальные ценности предшествующих эпох, идеи различных религий Ближнего Востока, традиции греко-римской античной философии.

В центре мироздания находится единый Бог — творец природы, абсолютное начало всего. Истинным учителем христианства в средние века был Августин Блаженный, который создал философию христианской церкви. В трудах другого христианина — Фомы Аквинского — христианская культура приобрела гибкость и прозорливость.

Среди ориентаций христианства ведущее место принадлежит учению о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Моральные заповеди здесь сформулированы не как запреты, а как рекомендации. Целью жизни становится спасение через духовное совершенствование.

В средние века важным моментом в жизни человека являлось посещение церкви, а церковный ритуал был наполнен божественным смыслом и надеждами. Церковь освящала рождение человека и его смерть. Здесь проходили собрания верующих. Церковный колокол извещал население об опасности. В каком-то смысле церковь управляла поведением человека. Она брала на себя и благотворительные обязанности, опекая больницы и открывая школы.

Особенностью средневековой культуры является то, что в условиях всеобщего упадка культуры после разрушения Римской империи только христианское вероучение и церковь в течение многих веков оставались единственным социальным институтом, общим для всей Европы. Церковь осуществляла политическое господство, но еще больше она влияла на сознание людей. Картина мира основывалась на образах и толкованиях Библии, которую в средние века читали и слушали с упоением, веря во все без исключения.

Средневековый европеец в большинстве своем был неграмотен. Даже священники были полуграмотными людьми. Тексты Библии для мирян были недоступны в своей сложной форме. Толковали Библию только священнослужители.



162

Между тем значение слова в средневековой культуре имело непререкаемый авторитет. Молитвы, проповеди, библейские сюжеты воспринимались как символы с высшим смыслом. Слово стало универсально. Культура выражала смыслы, душу человека, переносила в иной мир, приближала к Богу. Вся деятельность средневекового европейца определялась и направлялась проповедями священников, сочинениями Отцов церкви. Основные положения христианской религии заключены в Библии. Ее сущность определена в 12 принципах «Символа Веры», принятого Никейским собором в 325 г. и конкретизированного последующими Вселенскими соборами.

Христианство, объединив народы Европы, придало смысл их существованию, внесло историческое понимание развития культуры от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда, способствовало созданию европейской культуры совершенно иного содержания.

В христианстве образцом является смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей помощью человек. Он знает свое место в мире, свою роль в обществе. Все это формировалось на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, создавало экономическую основу для жесткой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимодействия социальных групп общества. Главным принципом человека Средневековья было служение, обусловленное его положением в социальной и духовной иерархии. Но Богу служили все — духовенство, дворянство, народ. Главную скрипку в этом служении играли деятели церкви: они молились, соблюдали обряды, проводили религиозные праздники. Простой же народ, служа Богу, трудился много, выполняя многочисленные феодальные повинности перед своим феодалом и, как всегда, надеяясь на лучшее. Христианская добродетель означала, что надо жить «как все».

Если говорить о духовном господстве христианства, надо вспомнить верующих представителей духовенства, которые в зависимости от своего положения и функций в церкви делились на высших и низших. В христианстве, как и в некоторых других религиях, духовенство подразделяется на черное


163

(монашество) и белое, живущее в миру. Непосредственным предшественником христианского духовенства являлось восточное и античное жречество, которое представляло собой привилегированную прослойку, входившую в состав господствующего сословия. Поэтому принципиального различия между духовенством и жречеством не существует.

С ростом числа сторонников христианства в общинах произошло деление на клир (духовенство) и мирян. Духовенство в феодальных государствах Европы составляло привилегированное сословие, стоявшее на страже интересов феодалов. Члены высшей духовной иерархии (архиепископы, епископы, настоятели монастырей и т.д.) были крупными землевладельцами, на землях которых жестоко угнетались массы феодально зависимых крестьян.

Духовенство в эпоху Средневековья было единственным образованным сословием и способствовало некоторому распространению грамотности, основывая школы, переписывая в монастырях книги, составляя хроники. Но, захватив монополию на образование, подчинив всю духовную жизнь общества, оно тормозило развитие науки, независимой от богословия. Некоторые представители духовенства, выступавшие с прогрессивными идеями, подвергались преследованиям. Низшее духовенство из среды крестьян, бюргерства находилось по условиям жизни ближе к мирянам.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   51


написать администратору сайта