Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница24 из 51
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   51
О. Шпенглер (1880—1936). Главный его труд «Закат Европы» (1918) стал сенсационным, поскольку культура в нем трактуется как «организм», который обособлен от других подобных ему «организмов». Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Он высмеивал идею прямолинейного прогресса. В мировой культуре Шпенглер насчитывал всего восемь культур. Каждому «культурному организму» отмерен определенный срок (около тысячелетия), зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, которая как противоположность культуры есть бездушный интеллект «массового общества».

Проблемы свободы нравственного выбора, жизни и смерти, случайности и судьбы, абсурдности бытия ставятся в творчестве французских писателей А. Камю и Ж. Сартра. Выдающийся немецкий философ М. Хайдеггер оставил миру учение о бытии, в котором противопоставляются подлинное существование и мир повседневности. Подлинно свободный человек сам выбирает и принимает на себя ответственность за все происходящее в мире. Такая система философских взглядов как экзистенциализм (К. Ясперс, Ж. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю) жизнь человека определяла страдательной величиной, загнанной в рамки действительного мира. Эта философия не видела возможности для человека быть понятым в обществе, в его повседневной деятельности. XX в. порождает проблему самого человека, его место и роль в мире, во всех процессах, которые можно рассматривать как результат прошлой культуры и зарождение новой.

На смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиций — явление, аналогичное новым течениям в политике и философии. По словам испанского философа Ортеги-и-Гасета, новое искусство «состоит целиком из отрицания старого». Так утверждается в XX в. модернизм.


235

Уже первые показы модернистского новаторства носили ярко выраженный анархический характер. Они вызывали ярость культурного мещанина. Поэты и основатели новых течений в живописи были нищими бунтарями. Но положение менялось от десятилетия к десятилетию. Модернистский авангард прочно вошел в экономический и культурный быт капитализма. Теоретик авангарда Г. Маркузе констатирует, что весь этот бунт в искусстве без особых трудностей «интегрируется» господствующей системой. Но не следует считать модернизм простым созданием экономики и пропаганды. Это явление имеет более глубокие корни в социальной психологии эпохи. Мнимая свобода художника ломать реальные формы окружающего мира во имя своей творческой воли является психологической «компенсацией» полного безволия личности, подавленной громадными отчужденными силами экономики и государства.

Модернизм выражает противоречие современной западной цивилизации, он против господства мертвого, абстрактного труда. Модернизм — особая психотехника, посредством которой художник стремится преодолеть последствия омертвления культуры.

Главный смысл художник теперь видит не в изменении окружающего мира во имя общественного идеала, а в изменении способа изображения, видения мира. Художник надеется подчинить своей воле поток уродливой «современности». Гипертрофия субъективной воли борется с враждебной реальностью, культом мертвого рационализма. При этом формы изображения могут быть то отвергаемой пошлостью, то последним словом изысканного вкуса. Академические же приемы изображения реальности являются как бы условными знаками самоиронии больного сознания.

Некоторые представители модернизма отвергали догматы католицизма о непогрешимости Папы, о его верховной власти. В 1907 г. Ватикан декретом Пия X осудил модернизм как «синтез всех ересей». Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви, а их сочинения — включены в «Индекс запрещенных книг». Но католическая церковь, осудившая модернизм, со временем сама встала перед необходимостью


236

учета изменившихся в мире условий, эволюции сознания, успехов науки и общественного прогресса. Вопросы «обновления» были в центре внимания II Ватиканского собора (1962— 1965), давшего толчок к дальнейшей модернизации церкви.

В предчувствии надвигавшейся мировой войны, неизбежность которой понимали многие образованные люди, в искусстве возникают такие течения как абстракционизм, с присущими ему чувствами страха, одиночества, абсурдности времени; экспрессионизм — с обостренным до предела восприятием мира; сюрреализм глубоко уходит во внутренний мир человека, испытывает отвращение к действительности.

Начало художественному направлению «экспрессионизм» было положено в первые годы XX в. объединением «Мост», которое образовали студенты архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене. Их внешне эмоциональное творчество выражало беззащитность и безнадежность, драматическую подавленность человека. В 1910 г. русский художник В. Кандинский и немецкий живописец Ф. Марк организовали выставку, которая послужила открытием второго объединения экспрессионистов. Художники выражали свое жесткое отношение к войне, впоследствии значительная часть из них стала активными антифашистами.

Параллельно экспрессионистам в Германии в Париже получает большой общественный резонанс творчество художников, работающих в форме кубизма. Начало ему положили произведения П. Пикассо. Много в этом направлении творил Ж. Брак. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже П. Пикассо показывает свою знаменитую картину «Герника», посвященную ужасам фашизма.

В годы Первой мировой войны в модернизме развиваются абстракционизм, сюрреализм, дадаизм. Художники этих направлений стремились избавить общество, и себя конечно, от источника страданий, резких впечатлений. К. Малевич представил на обсуждение свой «Черный квадрат», а В. Кандинский сравнивал живопись с музыкой, добиваясь на холсте впечатления плавающего предмета, используя символику цвета. В 1937 г. в Нью-Йорке был образован музей беспредметной


237

живописи, открытый миллионером Гугенхеймом, а затем музей современного искусства под патронажем Рокфеллера. В начале 50-х гг. XX в. объединение абстракционистов насчитывало около 400 художников из 16 стран мира.

Заслуживает внимания сюрреалистическое направление, философия которого отражает «потерянное поколение» Первой мировой войны. Это произведения JI. Арагона, П. Элюара, П. Пикассо, Ф. Гарсия Лорки, П. Неруды. Самым ярким и плодотворным был здесь С. Дали, создатель огромных полотен, автор либретто для балетов, кинофильмов. Во время Второй мировой войны США дают пристанище И. Эрнсту, И. Танги, А. Бретону и другим художникам этого направления. В 1947 г. в Нью-Йорке проходит выставка ху- дожников-сюрреалистов, вызвавшая большой общественный интерес.

Для литературы XX в. характерно разнообразие ее направлений, жанров, стилей.

Она отражает все происходящие события эпохи. Это и Первая мировая война, и революция 1917 г. в России, и мировой экономический кризис 1930-х гг., и Вторая мировая война, и фашизм; это раздел и передел карты мира. Эпоха XX в. дала миру таких крупных художников пера, как Р. Роллан, А. Франц (Франция), Г. Манн, Т. Манн, Г. Гауптман (Германия); Г. Уэллс, Б. Шоу (Англия), Т. Драйзер, С. Льюис, Э. Синклер (США).

Последующий период критического реализма пополнился произведениями нового поколения. Известными становятся Ж. Дюамель, Ж. Жироду, Р.-М. дю Гар, Ф. Мориак (Франция), А. Коннард, Р. Олдинггон (Англия), Г. Фаллад, Л. Фейхтвангер, Б. Келлерман (Германия). Приобретают настоящую известность романы У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ф.С. Фитцжеральда, Т. Вульфа, Т. Уайдлера (США). Мировой экономический кризис и реальная угроза фашизма стали главной темой в творчестве национальных литератур. Возникает тема героической борьбы народа против фашизма. Не остались в стороне от литературы и проблемы научно-технической революции, так беспокойно воспринимаемые обществом послевоенного периода. Постмодернистское


238

мышление утверждает плюрализм идей, мнений, равноправность индивида, социальной группы, общества.

Очень сложным является философское осмысление процесса развития культуры XX в. Наряду с оптимизмом, особенно после победы над фашизмом, постепенно нарастает пессимизм, неверие в дальнейший прогресс культуры. Общество, особенно экономическая его сфера, несколько раз переживает глобальные кризисы. Это и порождает новые, преимущественно пессимистические, концепции в культурологии:

о «смерти культуры», о «культурном вырождении» современного человечества, об «антиискусстве», о «контркультуре» и т.д. Отсюда — массовая пропаганда культа насилия, девальвация моральных и этических ценностей. Когда усиливается идейно-политический кризис общества, он поражает институты власти, расшатывая элементарные нравственные нормы. Продолжается упадок духовной культуры, растет преступность.

Культурный облик человека XX в., современных народов не только разнообразен, но и весьма сложен. В нем объединены как современные черты, так и черты, сохраненные в трансформированном виде из прошлого. В своих проявлениях эти преобразованные черты прошлого включаются в современные культуры народов как их составная часть. В этом одна из главных особенностей культуры — ее способность накапливать прогрессивные, конструктивные достижения прежних поколений, сохранять и активно использовать их.

Современное техническое могущество, которым человек так гордится и одновременно которого пугается, выросло и сформировалось на основе разумной практической деятельности первых на Земле людей и их сообществ. Современное человечество получило от предыдущих поколений огромное по своему богатству культурное наследство. В него входит производственно-экономический, социально-политический, фи- лософско-мировоззренческий, научный, правовой, исторический, художественно-эстетический, этический и другой опыт преобразовательной деятельности.

Вместе с тем всякое общество при создании предпосылок для дальнейшего своего развития от какого-то наследства отказывается или ограничивает его воздействие до минимума.


239

Другие традиции оно стремится закрепить, использовать для создания и интенсификации новых типов культурной деятельности. Однако какие именно традиции отбрасываются, а какие сохраняются, опять-таки зависит от особенностей развития материальной жизни общества, от его социально-экономического устройства, от тех социальных, политических целей, которые ставят перед обществом правящие круги.

Тяжелейшим испытанием для культуры стала эпоха двух мировых войн и, особенно, время фашистской оккупации Европы. Война против фашизма показала, какую реальную угрозу он представлял для культуры человечества, какие огромные ценности безвозвратно утеряны, разграблены и уничтожены в этой борьбе.

На оккупированных территориях разрушались города, архитектурные ценности, художественные предметы искусства вывозились эшелонами, разорялись музеи, частные коллекции.

Политические цели фашистской Германии во Второй мировой войне состояли в захвате территорий, это была также война за мировое господство. Гитлеровцы, готовясь к войне, развернули широкую идеологическую пропаганду, проповедуя среди немецкого населения и армии расизм, крайний шовинизм — «превосходство» арийской расы, историческую «справедливость» завоевания для Германии «жизненного пространства», внедряя в сознание своих граждан ненависть к низшим расам, воспитывая особый тип антикультуры.

Многие культурологи мира пытались осмыслить феномен культуры или «антикультуры» третьего рейха, искали ответ на вопрос: почему за несколько лет население Германии поддалось влиянию бредовых идей фюрера? А ведь речь идет о развитом, образованном, культурном народе и государстве.

Нацизм в 20-30-е гг. XX в. захватил немцев потому, что он был не только государственной политикой, но и «эстетизацией политики». С точки зрения культуры, его нужно отнести к явлениям такого порядка, как театральный спектакль, массовый народный праздник. Шеренги с бело-красными полотнищами флагов, массовые шествия, освящение знамен —


240

все происходило по детально прописанным сценариям, выверялось с точки зрения эстетической.

Через театральные эффекты, через экстаз речей политике была придана форма понятных и принимаемых народом художественных образов. Даже те, кто не разделял идей о «жизненном пространстве» и юдофобства, все равно поддерживали фюрера, а не демократов и коммунистов. Художественные образы оказались доходчивей, убедительней программ и партийных уставов.

Немецкий фашизм стал жестоким уроком всему человечеству. Он показал, что бывает с государствами, в которых подменяются культурные понятия, игнорируется культурная компонента, происходит тотальная политизация культуры.

Другим важнейшим последствием разгрома фашистской коалиции явилось бурное развертывание национально-освободительного движения народов в колониальных и зависимых странах, что привело к распаду колониальной системы. Разгромив фашизм, СССР не только отстоял свою свободу и независимость, но и избавил народы Европы и Азии (около

  1. млрд чел.) от угрозы фашистского порабощения.

В результате нового подъема освободительной борьбы народов, начавшегося после Второй мировой войны, из-под колониального гнета освободилось почти 97% населения, проживавшего к концу войны в колониях. В мировой культуре усилилось влияние традиций культуры народов Азии, Африки, Латинской Америки. Это особенно ярко проявилось в музыке, танцах, одежде, социокультурном общении народов мира.

После окончания Второй мировой войны агрессивные круги Запада взяли на вооружение стратегию напряженности. Политика «холодной войны» была открыто провозглашена в программной речи У. Черчилля 5 марта 1946 г. в г. Фултон (США), в которой он призвал к созданию англо-американ- ского союза для борьбы с мировым коммунизмом во главе с Советской Россией». В арсенале методов и форм «холодной войны» — образование системы военно-политических союзов, создание широкой сети военных баз; форсирование гонки во


241

оружений, включая ядерное и другие виды массового уничтожения; использование силы, угрозы силой или накопления вооружений как средств воздействия на политику других государств («атомная дипломатия», «политика с позиции силы»); применение средств экономического давления (дискриминация в торговле и др); активизация и расширение подрывной деятельности разведывательных служб; поощрение путчей и государственных переворотов; «психологическая» война; препятствие установлению и осуществлению политических, экономических и культурных связей между государствами.

Мировые катастрофы, которые охватывают многочисленные народы, все европейское сообщество, создают устойчивое ощущение кризиса культуры XX в. Мировые войны, фашистская экспансия, международный терроризм, тоталитарные режимы, экологические потрясения, экономические кризисы, все качества техногенной цивилизации говорят о том, что кризисные явления XX в. нарушают культурную целостность, что способствует состоянию отчуждения, которое проявляется в бессилии личности перед внешними силами жизни, ощущении одиночества, утрате индивидуальности, возникает представление об абсурдности существования.

Эти мысли как радикальный поворот в истолковании культуры были высказаны еще в XIX в. в работах А. Шопенгауэра, который фактически поставил под сомнение прогрессивную направленность разумной деятельности человека. Рожденный человеком мир культуры: государство, технологии, наука, искусство — угрожает самому человеку. Разум не особая духовная сила, а отрицательный итог. Уже в 20-е гг. XX в. Н. Бердяев говорит о том, что роковая роль техники «в век маловерия, в век ослабления не только старой религиозной веры, но и гуманистической веры» восстает против творца. Машина как часть культуры осваивает огромные пространства и овладевает массами людей. Новая форма организации жизни разрушает культуру старого быта, лишая ее индивидуальности, формирует псевдокультуру. О. Шпенглер вторит Н. Бердяеву, говоря о том, что «механизация мира оказывается стадией опаснейшего перенапряжения. Меняется образ земли».


242

Проблема технического прогресса и его влияния на условия жизни общества стала для XX в. одной из самых больных. Общество не может оставаться безучастным к процессам, протекающим в области науки и техники, непосредственно связанным со всей социальной жизнью, бытом каждого человека. Что принесет людям новая научно-техническая революция? Принесет ли она им водородные бомбы, уничтожающие человеческую культуру, человеческую жизнь, или, наоборот, человечество вступит в период изобилия, когда наука и техника, поставленные на службу человеку, увеличат его производительные силы, позволят сократить его рабочий день, дадут возможность каждому развивать свои творческие способности?

Признавая закономерности перехода к новому этапу, неизбежно вытекающему из процесса научного и технического развития, общество ставит вопрос: как будет происходить этот процесс — стихийно, как в XIX в., когда появление машин в отдельных сферах производства сопровождалось вытеснением из производства целых поколений, гибелью огромного количества ремесленников в Европе и в азиатских странах, или на новом этапе прогрессивные силы общества не дадут разрушить человеческую культуру, найдут пути использования достижений науки и техники на благо человека?

Прогрессивные ученые мира, работающие в новых отраслях науки и техники, подчеркивают, что человечество действительно стоит на пороге новой научно-технической эры и что социальные последствия ее будут весьма значительны.

Изучение пределов возможностей замены функций человеческого мышления работой машин является наиболее сложным, противоречивым вопросом науки, известной под названием «кибернетика». Создателем ее считается Н. Винер, выпустивший в 1948 г. книгу «Кибернетика». Техническими средствами кибернетики являются средства современной техники связи, электронные математические машины, телемеханические связи и т.д. Кибернетические машины уже в XX в. достигли большой степени совершенства, а их возможности в будущем настолько велики, что некоторые философы прихо


243

дят к выводам — в будущем машина подчинит человека как своего «раба».

Значительных успехов мировая наука достигла в области генетики, началось клонирование живых организмов (знаменитая овечка Долли).

Теоретические достижения фундаментальных наук все более широко входят в практику. Они принципиально преобразуют технологию, способствуют появлению новых отраслей материального производства. Яркая примета времени — рождение новой технологии обработки материалов с применением лазеров.

В мире за послевоенные 30 лет было создано около 2,5 млн химических соединений, не существующих в природе. Осуществляется переход от крупного машинного производства к автоматизированному. Работают целые заводы-автоматы. Широкое внедрение «мыслящих машин» революционизирует не только систему управления, но и все отрасли производственной и непроизводственной сфер. Происходит индустриализация сельского хозяйства, что меняет весь уклад жизни сельского населения.

Отличительной чертой XX в. является зарождение и быстрое развитие такой отрасли техники и промышленности, как атомная. Последние десятилетия века показали, что атомная энергия открывает невиданные возможности для развития всей совокупной техники. Атомное ядро становится одним из главнейших орудий технического прогресса. Кардинальная проблема науки и техники — овладение управляемыми термоядерными реакциями и создание термоядерной энергетики — энергетики будущего.

XX в. стал космической эрой человечества. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. Гагарина (12 апреля 1961 г.) открыли дверь во Вселенную, сделали реальными предсказания фантастов. Сегодня новейшие методы космических исследований обеспечивают глобальность охвата при изучении природных процессов на Земле и в околоземном пространстве и способствуют решению важных земных задач, в том числе прогнозированию многих природных процессов, выявлению и вовлечению в хозяйственный оборот новых


244

видов и объемов природных ресурсов. Искусственные спутники Земли и сложные системы космической связи способствуют передаче разнообразной и нарастающей информации. Все это ощутимо влияет на развитие и совершенствование всех сторон многосложной хозяйственной деятельности человечества. Особенно эффективным оказалось изучение планеты с больших орбитальных станций, которые могут работать как в автоматическом режиме, так и с экипажем на борту. Первая такая станция «Салют» была запущена в СССР летом 1971 г.

Меняются не только масштабы космических исследований, но и их география. Кроме СССР и США собственные космические программы имеют и другие страны.

Конец XX в. ознаменовался расширением международного сотрудничества в этой области. Тренируются смешанные космические экипажи разных стран, разрабатываются совместные программы исследований, работают постоянно на околоземной орбите космонавты на международной космической станции.

Проникновение человека в космос — не временное увлечение человечества. Это логическое продолжение его земного бытия, необратимый исторический процесс, который, начавшись, будет непременно развиваться дальше. Его можно затормозить или ускорить, но остановить нельзя. Мечты пионеров космонавтики о транспортировке солнечной энергии на Землю из ближнего космоса уже рассматриваются на научных конгрессах. Охрана окружающей среды, преодоление угрозы экологического кризиса, своевременный прогноз погоды, всемирная система связи — гигантские проблемы, которые решаются в ближнем космосе.

Все более узкую специализацию будут приобретать искусственные спутники Земли. Ведь спутники уже искали никель в Канаде, медь — в Пакистане, разглядывали неизвестные вулканические кратеры в США, обнаруживали саранчу в Гане и т.д. Космические исследования повлияли на развитие металлургии, химии, точной механики, автоматики, приборостроения, техники связи, медицины и многих других отраслей народного хозяйства.


245

Первый космонавт планеты Земля ЮЛ. Гагарин считал, что «проникновение в космос, как и другие великие мероприятия человечества, нельзя рассматривать только сквозь призму повседневных интересов. Если бы люди на протяжении истории руководствовались лишь удовлетворением своих повседневных нужд, то, наверное, человечество до сих пор вело бы пещерный образ жизни... Движение по пути прогресса неодолимо».

Научно-техническая революция не только интенсифицирует производство, но и требует непрерывного усиления и углубления взаимосвязи хозяйств всех стран мира. Одна из особенностей XX в. — растущее использование международного разделения труда для развития каждой страны независимо от ее богатства и достигнутого ею экономического уровня.

Развитие международного товарного обмена и иных форм международного сотрудничества стало возможным благодаря быстрому техническому прогрессу всей транспортной системы мира, всех видов транспорта, особенно морского и воздушного. В торговом флоте СССР, США, Японии и ФРГ появились суда с атомными энергетическими установками. Авиация как бы приблизила друг к другу все регионы и страны мира.

Но, помимо экономического взаимодействия между странами, усиливается и процесс общения разных национальных культур. Еще с эпохи Великих географических открытий получили распространение культурные влияния, но в XX в. одним из важных механизмов этого явления стали передвижения самих людей — носителей культуры.

Нет сейчас на Земле страны, где бы не встречались, не контактировали между собой представители разных этносов, и мало стран, где бы не шло в тех или иных масштабах смешение людей разного этнического происхождения. В мировых центрах, подобных Москве, Нью-Йорку, Парижу, обычны встречи на деловом совещании, научном конгрессе, фестивале искусств, на спортивных состязаниях. Такие контакты действуют как механизм, сообщающий мировой культуре новые объединяющие черты. И, конечно, первостепенное


246

значение имеют порожденные научно-техническим прогрессом новые технические средства массовых коммуникаций.

Но не следует опасаться, что происходящие на Земле процессы должны привести общественную жизнь к тому, что пестрый, мозаичный узор разных культур постепенно сотрется, сменится повсюду однотонным, одинаковым культурным обликом. Как Гавана и Варшава, Париж и Нью-Йорк, Токио и Дели не похожи и вряд ли когда-нибудь будут похожи друг на друга, так и другие города и страны сохраняют свое лицо, свою специфику, обусловленную особенностями природы, историческими и национальными традициями.

Научно-технический прогресс сделал возможным внедрять в жизнь материальные достижения науки и техники и использовать эти достижения для распространения духовной культуры в глобальных масштабах, развивать массовость культуры. Возникнув на основе урбанизации, роста крупной промышленности, всеобщего образования, успехов в технике коммуникации и технике общения, массовость культуры представляет собой феномен универсальный, общепланетарный. Пресса, книги, кино, магнитофоны, радио- и телевизионные приемники, одежда, мебель, а также широко распространенные увлечения: массовые танцы, спорт, туризм, участие в массовых зрелищах и празднествах — все это пришло на смену массовой неграмотности и уничтожило культурную изоляцию городов и районов, которые еще сто лет назад не имели систематической связи друг с другом. Массовость культуры принесла с собой осведомленность о том, что происходит в любом уголке планеты, заняла место провинциальной скуки, кулачных боев, медвежьей травли и публичных казней, которые наряду с религиозными праздниками в течение многих веков составляли единственное развлечение масс. Трудно оспорить полезность массовости культуры как этапа общемирового культурного развития, как трамплин для приобщения всего человечества к высшим формам общемировой культуры.

Повсеместно появляются новые информационные технологии, которые оказывают значительное влияние на характер общения между людьми, производственной деятельности, на мировоззрение людей и, конечно, на состояние культуры.


247

Важным элементом информационной культуры являются практические навыки, умение работать с информационными системами, интеллектуальные возможности человека, способность охватить весь объем информации, относящейся к разработке той или иной темы, всеобщая доступность использования информационных ресурсов. Компьютерное образование, приобщение к использованию новых информационных технологий способствуют утверждению человека в новой массовой культуре.

1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   51


написать администратору сайта