Главная страница
Навигация по странице:

  • Абуль-Касима Фирдоуси

  • Омара Хайяма

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница26 из 51
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   51
    Моххамед-аль-Махди. По их представлению, этот имам еще мальчиком шести — девяти лет таинственно исчез. Это случилось еще в IX в. Шииты верят, что он вернется и восстановит на Земле справедливость. Они называют его Мун- тазаром (ожидаемым) и считают мессией (махди).


    259

    Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он». Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков не раз становилась предметом дискуссий в среде му- сульман-богословов. Еще в первой половине IX в. мутазили- ты с помощью логико-философских средств ставили под сомнение ценность предопределения, ссылаясь на свободу человеческой воли. Только это свободомыслие завершилось печально. Мутазилиты были разгромлены.

    Исламская картина мира была бы неполной без космологии, которая занимает в исламской культуре одно из ведущих мест. Надо помнить, что Коран создавался не на пустом месте. Христианская Библия получила распространение и в Аравии. И не мудрено, что в Коране говорится: за шесть дней Аллах создал мир, «сотворил семь небес, одно над другим сводами», устроил небо так, «что нет в нем ни одной щели». Только ограниченностью культурного мира ислама можно объяснить утверждение Корана, что Земля — неподвижная плоскость. Но что же поддерживает эту плоскость? В одном из хасидов IX в. говорится: «Земля (держится) на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих».

    Исламская культура не исчерпывается догматами Корана и наивными комментариями к нему. В космологию ислама проникали и более мудрые мысли. В IX в. Ахмед Фергани склонялся считать, что Земля шаровидна. Тогда же математик аль- Баттани заявлял, что Земля круглая. В XI в. Абу Бируни учил, что «шарообразная форма для Земли есть естественная необходимость». Постепенно и в исламской культуре пробила себе дорогу научная точка зрения на Вселенную. Однако путь этот был более длительным и трудным, чем в западноевропейских странах. Политическое влияние духовенства, застойный характер общественных отношений в странах исламского мира, отставание этих стран в области науки и техники — все это сдерживало проникновение в исламскую культуру научной картины мира. И по сей день для многих мусульман авторитетное слово Аллаха значительнее научных истин.



    260

    Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных положений о человеке. Аллах сотворил человека после ангелов и джиннов. Сначала он вылепил человеческую модель и взялся обсуждать достоинства человека с ангелами. Один из ангелов, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!». И пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, — он возгордился и оказался неверным. А возгордился Иблис от того, что он создан из огня, а человек — из глины. Только эта гордость Аллаху показалась неуместной, и он проклял падшего ангела.

    Итак, человек не последняя фигура в трудах Аллаха. На радость Адаму Бог создал Хаву, ставшую его женой. На радостную жизнь определил создатель своих подопечных. Но Иблис совратил Адама и его жену. Поели они от древа вечности и совершили грехопадение. Путь к радостной жизни стал невыносимо труден.

    Так говорится в Коране, однако в реальной жизни от его требований отступили прежде всего правители. К примеру, самым вместительным в мире был зимний гарем Большого сераля в Стамбуле (Турция), построенный в 1589 г. и имевший 400 помещений. Ко времени смещения с трона Абдула Хамида II в 1909 г. количество его наложниц сократилось с 1200 до 370. Так что обращение Корана к мусульманам: отказаться от тщеславия, отличиться имуществом, наложницами и детьми — не лишено смысла. Жаль только, что это обращение часто игнорировалось, хотя в целом Коран очень строг к человеку.

    Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет места для личности как ценности. Ради спасения людей Аллах не приносил в жертву своего сына. Вследствие этого в мусульманской культуре невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности. Аллах постоянно остается чем-то внешним для людей, лежащим за пределами их личного опыта. К людям


    261

    обращается лишь посланник Аллаха — мессия (махди). Такие махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость. Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией — учением о конце света.

    В реальной жизни сила Аллаха воплощается в мусульманской общине — умме. Она символизирует собой, по существу, общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и религиозное спасение. Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, сунной и шариатом. Шариат — свод религиоз- но-этических предписаний ислама. Он был разработан в VII— XII вв. в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства всех мусульман и выступает в качестве свода мусульманских законов. Мусульманское равенство предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущим Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама (федаином).

    Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственное социальное неравенство. Наоборот, Коран утверждает, что сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того.

    Еще одно важное положение исламской культуры состоит в воспитании в правоверном чувства превосходства над неверными. Это старались подчеркнуть судьи-кади на всех процессах мусульманина и немусульманина. В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость. Так, исламское государство облагало неверных более высоким налогом, чем поклонников Аллаха. Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв намаза. Мусульманин обязан пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале


    262

    ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полной подчиненности воле Аллаха. Постепенно была разработана и особая форма оповещения верующих о времени намаза. В час молитвы раздается пение муэдзина, который, выйдя на балкончик минарета, громко, нараспев читает стихи призыва, который называется азан: «Аллах велик! Свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха. Вставайте на молитву, идите к спасению, молитва полезней сна». Стихи повторяются несколько раз. Заканчиваются словами: «Аллах велик! Нет бога, кроме Аллаха».

    При сотворении молитвы должны соблюдаться правила. Одно из главных условий: молящийся должен сосредоточить все свое внимание, все душевные силы только на молитве. Она должна быть короткой, но глубокой по смыслу. Во время молитвы руки следует поднять до уровня плеч, а после прочтения ее совершить благословение Аллаху — провести ладонями по лицу, и это считается необходимым и непреложным ритуалом. Намаз совершается не только в мечети, но и в любом другом месте, где застал верующего азан: в поле, в пути, на рабочем месте и т.д. Кроме пятикратной молитвы существуют и другие виды общения с Аллахом: дуа — молитва, содержащая какую-либо конкретную просьбу к Аллаху; муалид — благодарственная или поминальная; ночные молитвы во время поста. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети, ей предшествует проповедь — хутба, в которой не только трактуются религиозные или нравственные вопросы, но и освящаются с позиций ислама политические дела.

    Очень важное место в ритуалах исламской культуры занимает пост Рамадан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине и т.д. Шариат утверждает, что пост будет нарушен, если в дневное время слизнуть хоть каплю дождя, случайно попавшую на губы. Все запреты снимаются ночью. Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце особенно предосудительно браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания.


    263

    Каждый совершеннолетний мусульманин обязан совершить хоть раз в жизни паломничество — хадж, т.е. посетить Мекку, священный город ислама, где родился пророк Мухаммед. После этого он получает право на почетный титул «хаджи».

    Мекка известна своим храмом — Кааба. Считается, что это древний языческий храм, известный тем, что там хранится Черный камень — аль-хаджар уль-асвад, упавший, по преданию, с неба. Для мусульман Черный камень — святыня, символ Аллаха. Кааба именуется «домом Аллаха». Совершив ряд ритуальных действий, паломники получают право вернуться домой в зеленой чалме, арабском бурнусе или в белой длиннополой тунике. Эта одежда символизирует совершение хаджа.

    Паломничество в Мекку неоднократно омрачалось различными инцидентами, к которым приводило сосредоточение огромного числа людей на сравнительно ограниченном пространстве. Так, в 1990 г. почти 1 500 человек погибли в столпотворении в туннеле в Мине, когда в нем вышла из строя вентиляция. В июле 1987 г. иранские пилигримы организовали у святых мест манифестации против «сатанинской» политики США и Израиля. При их разгоне силами безопасности Саудовской Аравии были убиты, согласно официальным данным, 402 человека, в основном иранцы. В 1994 г. 270 паломников стали жертвами давки, возникшей во время выполнения одного из обрядов хаджа — «побивания камнями сатаны». В апреле 1997 г. в Мекке погибло более 300 и ранено около 2 000 паломников из-за пожара в лагере, где они проживали. Были жертвы и другого порядка.

    Наряду с признанием Аллаха единственным богом и Мухаммеда — его пророком, пятиразовой молитвой, постом и паломничеством в основу мусульманского образа жизни и мышления включается и пятый элемент — налог в пользу бедных. В Коране это называется «закят» (очищение). Богач как бы очищается перед Аллахом за свои грехи частью своих доходов. Ни один мусульманин не обладает правом уклониться от богоугодного дела: помочь бедным, подготовить священную войну против неверных — джихад, содействовать умме своим имуществом.


    264

    Мораль арабо-мусульманской культуры тоже своеобразна: она элементарна и доступна для верующих, в ней нет невыполнимых, абстрактных указаний, как в других этических системах. Основные ее принципы — это: воинская доблесть в борьбе с неверными; верность близким; узаконивание кровной мести; необходимость соблюдения обрядов; восприятие женщины как низшего существа, созданного Аллахом для услаждения мужчины; построение государственного строя на основе послушания и смирения; труд понимается как основа обеспечения царства небесного, к земному же счастью стре- митьсяне стоит, т. к. жизнь — лишь прах, суета.

    В отличие от христианства ислам никогда не был религией угнетенных. Он формировался как идеология религиознополитической организации арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление о власти и политической организации уммы. Можно сказать, что ислам оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного государства и ведения военных действий. Не случайно поэтому под зеленым знаменем Аллаха воинственные арабские племена быстро домчались до границ Франции на Западе и Индии на Востоке. Сначала сельджуки, а затем османы покорили Византийскую империю. Воины Османской империи штурмовали Вену. Кровавыми походами прославился Тамерлан. В XVI в. на завоеванной территории Индии Бабур основал исламскую империю Великих Моголов. Так в Европе и Азии появились территории с населением, принявшим ислам и его культуру. На протяжении нескольких веков идет противостояние исламской и христианской религий и, соответственно, культур (Косово, Ближний Восток). Конечно, история народов сняла оттенок напряженности в этом противостоянии, но рецидивы его до конца не изжиты.

    Проблема мусульманского культурного наследия — одна из ключевых в национально-освободительном движении стран исламского мира. Неоднозначное понимание особенностей и специфики мусульманской культуры обусловливает столкновение различных социально-политических сил — от прогрес


    265

    сивных деятелей культуры до представителей панисламизма и мусульманского национализма. Тезис о единой мусульманской культуре нередко используется реакционными силами для разжигания национализма, исламского фундаментализма. Во второй половине XX в. появились различные исламские организации, ориентирующиеся на террористические формы борьбы с неверными. Самая известная в настоящее время из них — Аль Каида. Усилиями этих организаций соврешено несколько акций (начиная с Олимпиады 1972 г. в Мюнхене до событий 11 сентября 2001 г. в США) с большим количеством пострадавших ни в чем не повинных людей.

    Духовные традиции арабо-мусульманской культуры были заложены в эпоху Средневековья. Это прежде всего философия (фалсафа), представленная Фараби, Ибн-Синой, Ибн Рушдом и другими, внесла весомый вклад в мировую науку.

    Фараби (870-950) развивал идеи Аристотеля. Он разрабатывал учение об идеальном обществе, которое должно основываться на принципах, общих и человеческой душе, и отдельному индивиду, и жизни в целом, космосу. Естественно, что это учение отличалось энциклопедичностью. Ибн- Сина (Авиценна) жил в XI в. Он автор фундаментальных трудов, в которых систематизировались все современные ему научные знания. В этой систематизации он также последователь Аристотеля. Философское и особенно медицинское наследие Ибн-Сины оказало большое влияние на развитие науки в странах Востока и Запада.

    Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198) — арабо-испанский философ. Большинство его философских трудов — комментарии к сочинениям Аристотеля. Он утверждал, что истина постигается лишь учеными, но отнюдь не теологами. Ибн Рушд доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, первоначало сущего (бога) отождествлял с природой вещей. Нацеленная на земную жизнь человека философия Востока была связана с античными науками о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, логики — в качестве способа ее получения и обоснования.


    266

    Однако в этой философии существует и несколько иная традиция, связанная с возникновением в IX в. в Аббасид- ском халифате мистико-аскетического течения внутри ислама, которое получило название суфизм. В нем переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплатонизма и мистики кабаллы. Зороастризм предшествовал исламу на территории Ирана. Назван по имени пророка Зороастра. Священный канон — «Авеста». В зороастризме противопоставляются добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание исторического процесса. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и художественную культуру Востока в целом.

    Литература и искусство исламского мира своеобразны. В них нет живописи, так как запрещалось изображать Аллаха и все божественное. Зато самое широкое распространение получила поэзия. Халифы, шахи, султаны содержали армию придворных поэтов и не жалели средств, чтобы приблизить к себе поэтическую знаменитость. На поэзию они смотрели как на средство прославления собственной персоны и собственных деяний и хорошо понимали, что прекрасные стихи сразу же становятся достоянием базара — средоточия религиознокультурной и политической жизни.

    В сокровищницу мировой культуры вошло творчество Абуль-Касима Фирдоуси (934-1030), великого персидского поэта, создавшего бессмертную эпопею «Шах-намэ» («Книга царей»), В ней он воспевал иранских царей — мифических и исторических. Но в центре произведения находится эпический герой Рустам, сын своего народа.

    Всемирно известно также творчество Омара Хайяма (1040— 1123), ученого, философа и бессмертного поэта, создавшего незабываемые рубаи. Каждое четверостишие Хайяма — это маленькая поэма с философским подтекстом. Он писал, например:

    Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной,

    Мне известно, что мне ничего не известно!

    Вот последняя правда, открытая мной.


    267

    Хайям никогда не писал хвалебных од правителям, никогда не был придворным льстецом. Он отклонил предложение сельджукского султана стать наместником одной из областей. Ему были милей поэзия, математика и философия. Чтобы не погибнуть от рук завистников, он совершил хадж. После этого возвратился в родной Нишапур, где и умер в окружении искренних поклонников своего философско-поэтического таланта.

    Еще одним выдающимся поэтом считается
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   51


    написать администратору сайта