Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница27 из 51
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   51
Джами (1414— 1492). Его творчество является как бы логическим завершением замечательного поэтического движения арабского Средневековья. Поэзию он сочетал с философией, суфизмом, музыкой. В его поэзии преобладают темы любви и жизни, смерти и страданий.

В Новое и новейшее время арабо-мусульманский тип культуры как бы законсервировался в развитии. Во многом это объяснялось тем, что он охватывал в основном страны с отсталой экономикой, зависимые в политическом отношении от развитых стран Запада. Однако после Второй мировой войны эти государства добились экономической и политической независимости, их влияние в мире возросло. Соответственно, возрос и исламский культурный фактор в развитии человечества. Можно сказать, что сегодня арабо-мусульманский тип культуры переживает настоящий ренессанс.




Специфика традиционных африканских культур. Традиционные религии: фетишизм, тотемизм, анимизм, культ предков. Полидемони- ческие религии. Христианство и ислам в Африке. Своеобразие африканского искусства. Фольклор и литература. Музыка и танцы. Особенности политической культуры в африканских обществах. Вклад африканских культур в сокровищницу мировой культуры.

История культуры Африки — одна из страниц мировой культуры, но изучена она еще достаточно слабо. Современные африканские народы находятся на различном уровне социально-экономического развития и на разных стадиях образования этнических общностей. Африканский континент представляет собой многочисленные переходные формы — от племен, еще начинающих свою хозяйственную и культурную деятельность на кровных узах, до народностей со сложившимися феодальными отношениями и буржуазных наций. Несмотря на этническую раздробленность остатков племенного быта, этнические процессы во вновь создающихся самостоятельных государствах развиваются достаточно интенсивно. В молодых независимых африканских странах происходит процесс сплочения близкородственных народов и племен, процесс формирования наций. Большая часть народов континента, особенно тропических областей, до колонизации принадлежала к числу бесписьменных народов. При ограниченности письменных источников особое значение приобретают исторические легенды и предания, передававшиеся устно из поколения в поколение и записанные лишь в конце XIX-XX в. Это «Династические поэмы», «История королей Имерны», «История йоруба», которая представляет собой запись исторических тра-



Культура народов Черной Африки


269

диций народа йоруба; сказание о правителе Мали Сундиате, эпос монго, сказания народов манде, фульбе и многие другие. Кроме того, были сделаны записи норм обычного права, проведены разного рода этнографические исследования. До XV в. письменные памятники редки или отсутствуют.

Особенностью почти всех источников является то, что они позволяют изучить лишь историю развития материальной культуры, историю отдельных народов, государств, районов Африки. Но совсем нет материалов по истории общественных отношений. Эта сторона истории вызывает многочисленные споры среди африканистов.

Однозначно то, что развитие народов Африки не проходило равномерно. Одни развивались быстрее, другие отставали в своем развитии. В эпоху Средневековья народы тропических лесов в общественном развитии не пошли дальше различных ступеней разложения родоплеменного общества. Именно поэтому разговор в этой теме идет о культуре народов так называемой Черной Африки, т.е. населения континента южнее пустыни Сахара.

Древнее население Африки развивалось по тем же закономерностям, что и население Европы, Азии и Америки. Неолитические народы занимались разведением скота, земледелием, постепенно осваивали различные ремесла: гончарное дело, плетение и другие. Освоение металлургии было одной из предпосылок усовершенствования техники и методов земледелия, возникновения неравенства, разложения первобытнообщинного строя и становления классового общества.

Основу культурных традиций Африки составляют прежде всего религиозные верования. Большинство населения здесь, особенно в сельской местности, придерживается местных традиционных верований и обрядов, сложившихся у исконных жителей Африки до вторжения арабов и европейцев и распространенных до нашего времени. На территории Африки существуют разные автохтонные религии, различия между ними обусловлены социально-экономическими отношениями.

Некоторые исследователи называют местные традиционные религии Африки фетишизмом, т.е. почитанием материальных предметов, наделенных, по представлениям верующих,


270

сверхъестественными свойствами. Сакрализация предметов обихода, скал, камней и деревьев, деревянных фигур, напоминающих человека или животное, широко распространена у всех народов Африки южнее Сахары, как и ношение всевозможных талисманов и амулетов.

Местные религии можно вполне считать и разновидностью анимизма. Вера в существование душ и духов, в сверхъестественные существа, которые будто бы управляют предметами и явлениями материального и нематериального мира, встречается практически по всей Африке. Следует отметить, что анимизм, возникший на ранних ступенях развития человеческой культуры, сохраняется в любой религии. В местностях, еще мало затронутых современной городской культурой, такие важнейшие этапы жизни африканцев, как брак, рождение человека, смерть, а также занятия скотоводством, охотой, земледелием, рыболовством и т.д., опутаны магией, верой в действие наскальных рисунков, заклинаний, колдовских снадобий, масок, манипуляций.

Встречается в африканских религиях и представление о некоей сверхъестественной способности, именуемой «жизненной силой». У разных народов континента она носит разные названия, внушает страх и одновременно благоговение, представляется опасной и благодетельной, может передаваться от одного к другому. С ней связывают магические свойства культовых объектов, сверхъестественные способности вождей, жрецов, колдунов. У народов Океании этот культ называется мана, от него зависят благополучие семьи, удача воина, урожайность, плодовитость скота. В христианстве это называют благодатью.

Наиболее древней формой является также тотемизм — предмет религиозного почитания (клановый или родовой) животных, которых запрещается убивать, охотиться на них, употреблять в пищу. Тотемная группа считает себя связанной с тотемом общим происхождением от мифических предков: по- лулюдей-полуживотных или полурастений — и видит в нем покровителя или подателя жизненных благ. Отсюда — магические обряды размножения тотема: ритуальное поедание его


271

мяса (в обычных условиях запрещенного), рассказывание мифов, пляски маскированных танцоров, подражающих тотему.

У бушменов существуют мифы о предках-полуживотных (газелях, быках), которые изображаются в наскальной живописи и воспроизводятся в магических церемониях. У народа йоруба роды носят названия животных — слона, барана, обезьяны. Широко распространено представление, что души умерших воплощаются в змей. В Южной Нигерии верят, что предки, впредь до нового рождения, пребывают в образе птиц, рептилий и рыб определенных пород. Некоторые животные (слон, лев, леопард) считаются связанными с вождями и царями.

С тотемизмом по своему происхождению связан и культ предков, который у народов Африки переплетается с культом мертвых, погребальным культом или манизмом. Умершие с глубокой древности почитались, так как они продолжают жить в образах животных, либо как души и духи, способные находиться отдельно от тела. Почитаются предки рода, семьи, племени, которые воплощаются и возрождаются в потомках и оказывают благое или злое влияние на хозяйственную и общественную жизнь. Отношение к духам двойственное: их и боятся и почитают, опасаются и призывают на помощь. Культ предков является отражением той значительной роли, какую в роду и племени играют узы кровного родства, того почитания, которым пользуются главы родов и семейств. Умершие как бы продолжают оставаться членами своего рода, нуждаются в жертвоприношениях, чтобы продолжить существование в ином мире и возродиться в потомках. У народа ашанти имелись «дома священных скамеечек», где у каждого предка была своя скамеечка, принадлежавшая ему при жизни. Каждые три недели здесь проходила церемония приношения предкам мяса. У большинства африканских народов этот культ составляет основное содержание религиозной жизни, часто в соединении с официально исповедуемым исламом или христианством.

Культ предков сочетается и с культом природы и стихий. Магическое вызывание дождя и в наше время не уходит из


272

жизни африканского населения. Сверхъестественный мир представлялся скопищем духов, которые отражали силы природы и социальные отношения родоплеменной общины.

Родоплеменные культы, в отличие от политеизма (многобожия) и монотеизма (единобожия), можно назвать полидемонизмом. Народы, у которых до вторжения колонизаторов уже сложились государства, где выделилась родовая знать и в сверхъестественном мире происходила дифференциация фантастических образов, появились боги, более могущественные, с определенными функциями. Но боги также были связаны между собой узами родства, как и родовая аристократия, а возглавляют их верховные боги. Повсеместно почитается олицетворение земли как плодоносящей стихии. Солнечное тепло, влага, молния олицетворяют комплекс небесного свода со светилами. У некоторых народностей Юго- Восточной Африки мифический первопредок связан с представлением о дожде и урожае. Там, где была развита государственность, предки были обожествлены. Великий предок — это и великий бог и человекоподобный предок, отец всех людей. У народа йоруба Шанго — один из первых правителей стал богом грома и молнии. У другого народа, балуба, образ Конголо — мифического основателя их первого государства — представлял собой олицетворение радуги и верховного духа- предка, покровителя области, племенное божество.

Боги представляют собой осложненные модификации духов безликого пандемонизма родоплеменных обществ. Так, у народа йоруба из многочисленных аморфных духов выделились великие, или верховные, боги. Это главный бог Оло- рун — господин неба, Обатала — господин земли, Олокун — бог воды, Одудуа — богиня, сотворившая весь мир. В почете бог железа, он же бог войны — Огун, богиня домашнего очага Олороза и другие.

В родоплеменных африканских культах присутствует сращение духов природы с духами предков рода и племени. В политеистических религиях африканских государств имеет место сращение культа природы с обожествлением живых и мертвых глав аристократических родов, царей и королей. Это


273

свидетельствует о социально-политической роли религии в африканских обществах.

Перерастание родоплеменного пандемонизма в политеистический пантеон происходило на основе перерастания родоплеменной власти стариков-патриархов в теократию, т.е. власть царей-жрецов, которые почитались как человекобоги и бого- человеки на престоле. Царь земной слыл воплощением «царя» небесного, обожествленного первопредка царского рода. Его личность окружалась множеством табу, а воцарение и смерть сопровождались сложными обрядами. В африканских царствах культ умерших царей был государственным культом.

Различия в социальном строе, в образе жизни родоплеменных и классовых обществ были выражены и в мифологии о происхождении мира, о происхождении людей. В религии, где на первый план выносится культ предков, первые люди появляются прямо из земли, деревьев, скал, рощ. Поэтому алтари из глины с сексуальными изображениями символизируют мать-землю. В религиях, где значительна сакрализация царей и знати, первопредки, являющиеся прародителями царского рода, нисходят на землю с неба. Есть мифы, которые сочетают происхождение людей с появлением растений и животных. У племени бомбара творение начинается с того, что бог Фаро в виде воды проникает в Пембу (олицетворение земли), затем появляются рыбы, крокодилы и, конечно, люди. В мифах у народов банту люди произошли от космических прародителей (неба и земли, солнца и луны, луны и звезд и т.д.). Живут мифы о первородном грехе, о том, как появилась смерть. Вначале люди не умирали, или им было обещано бессмертие, но дурной проступок человека повлек за собой смерть одного из первых людей. Так появилась смерть. Существуют многочисленные мифы о том, как человек научился приручать животных, добывать огонь, ковать железо, а кузнец — один из прародителей, добывший огонь и научивший людей пользоваться молотом и наковальней.

Важно отметить, что многие религиозные мифы постепенно выводятся из-под власти религии и существуют далее в виде сказок или басен.


274

В родоплеменных религиях значительное место занимают обряды, связанные с этапами жизни человека и знаменующие переход от одного этапа к другому. Это «обряды перехода». Рождение и нарицание имени, достижение половой зрелости, брак, смерть — все эти моменты отмечаются церемониями. Инициации с переходом подростков к взрослости совершаются для каждого пола отдельно и для всех сверстников коллективно. Подростки подвергаются физическим испытаниям, старики наставляют их, рассказывая племенные предания. После посвящения юноши получают новое имя, что символизирует смерть и новое рождение.

Очень сильны ритуальные церемонии ряженых на похоронах и поминках, во время которых вереницы людей в масках и в причудливых головных уборах пляшут под устрашающие звуки рогов, барабанов и других инструментов.

В связи с распадом рода и формированием классовых обществ культ у многих народов Африки приобрел социально- политическую направленность. К сохранившимся в модифицированном виде магическим обрядам прибавились новые церемонии, более торжественные. Например, ритуальная церемония Одвира посвящается поминовению умерших царей. Это обряд умилостивления царских предков, очищения народа, освящения нового урожая и благополучного нового года. Все это происходит в течение нескольких дней. На празднество собираются все подвластные царю Ашанти вожди, которые присягают на верность и обсуждают государственные дела. Присутствует элемент магического принуждения.

У наиболее отсталых племен, у бродячих охотников, собирателей не было профессиональных служителей культа. У оседлых земледельцев и скотоводов-кочевников имеются зародыши храмов в виде культовых площадок для ритуальных плясок и жертвоприношений, а наряду с главами родов, стариками, выполнявшими религиозные обряды, действуют и профессиональные колдуны — гадатели и прорицатели, которые толкуют сны и приметы, определяют, кому из предков какая полагается жертва, они готовят снадобья и талисманы. С возникновением государственных культов колдунов стало еще больше, причем происходит их специализация. Кроме колду


275

нов имелись касты могущественных жрецов и жриц, образовавшихся вокруг храмов, посвященных отдельным божествам пантеона. Храмы были не только местами богослужения, они имели земли и рабов, громадные богатства находились в распоряжении жрецов. Культ богов жив и поныне и сопровождается пышными богослужениями.

Большую роль в общественной жизни народов Африки южнее Сахары приобрели церемонии тайных обществ или союзов — религиозных организаций, возникших у многих народов на основе социального расслоения. Членами тайных союзов состояли взрослые мужчины. Союзы назывались по имени животных (львов, крокодилов и т.д.). Там, где распад родоплеменного строя еще не начался, тайные общества не имели экономического и политического влияния, какое они получили в раннеклассовых обществах. Церемонии заключались в плясках ряженых, рецитации мифов и песнопении на сакральном языке, а также в жертвоприношении. Члены союза обязаны хранить в тайне все, что касается их организации.

В раннеклассовых обществах и в государствах Африки тайные религиозные союзы являлись орудием насилия в сакральной оболочке, служили господствующей верхушке. Это были замкнутые организации, доступные только богатым и знатным людям, платившим большие взносы. Они вмешивались в жизнь общества, в имущественные конфликты, семейные дела рядового населения, облагали простых людей повинностями, чинили суд и расправу над неугодными. В описаниях чужестранных наблюдателей немало искажений и вымыслов об этих союзах.

По мнению аналитиков, местные традиционные религии являются барьером к объединению отдельных народностей тропической Африки. Крепкие корни имеют культ предков и колдовство; они препятствуют духовной деколонизации, овладению достижениями науки и техники.

Христианство на африканском континенте начало распространяться в первую очередь в Египте. В середине II в. иудео- христианские общины возникли в Александрии и других крупных городах. Вскоре влияние христианства проникло в


276

Карфаген, а затем распространилось и по всей Северной Африке, где были сосредоточены главные центры греко-латинского христианского богословия. Но в VII в., после завоевания Северной Африки арабами, христианство было полностью вытеснено исламом.

Христианские миссионеры вновь появились на африканском континенте в эпоху Крестовых походов. В XIII в. французский монах Райлеунд Луллий появился с проповедью среди мусульман Северной Африки, но его миссия оказалась неудачной. Последующие попытки (в конце XV в. в Конго, в XVII в. — в долине Замбези и др.) приводили лишь к поверхностному обращению в христианство правящей верхушки на короткое время. До середины XIX в. все усилия христианских миссионеров утвердиться среди коренного населения Африки не давали желаемых результатов.

Однако, во второй половине XIX в. миссионерская деятельность активизировалась в связи с колониальной экспансией и разделом Черного континента между европейскими державами, которые использовали в своих целях миссионерские организации и оказывали им поддержку. По признанию английского буржуазного экономиста Дж. Гобсона, «миссионер... поочередно бывает то торговцем, то солдатом, то политическим деятелем». Христианское миссионерство конца XIX — начала XX в. всецело служило делу колонизации.

В 1868 г. Ватикан учредил миссионерскую префектуру Сахары и Французского Судана, было создано Общество миссионеров Африки, называемое орденом «белых отцов». Перед «белыми отцами» была поставлена задача овладеть африканскими языками; усвоить образ жизни местного населения; затем, путем благотворительности и организации школьного обучения, оказывать нужное влияние, проводя политику колонизаторской державы. Такие миссии создавали разные страны-колонизаторы, между которыми возникали борьба и соперничество за влияние на Черном континенте. Помимо ордена «белых отцов» создаются ордена «отцов Духа Святого», «сыновей святого сердца Христова» и ряд других организаций.

Историки и публицисты от христианского миссионерства стремились показать роль христианства на Черном континенте


277

положительно, подчеркивая заслуги в борьбе с работорговлей, с деспотизмом местных правителей, с голодом и болезнями, царившими среди африканского населения. Во многом это так. Но, в сущности, миссии и отдельные миссионеры еще в XV—XVIII вв. сами извлекали выгоду из работорговли. В конце XIX в., когда рабство экономически изжило себя, миссионеры начали вести кампанию против работорговли. Выкупая рабов якобы для освобождения миссии, нередко эксплуатировали «освобожденных» на своих плантациях, на строительных работах.

Известно, что католическая церковь вкладывала свои капиталы в предприятия капиталистических монополий в Конго. А в 1960 г. в конголезской провинции Катанга священники и монахи спускались в шахты и выполняли роль надсмотрщиков. Образуя христианские профсоюзы, церковь пыталась расколоть ряды протестующих африканцев. Миссии владели большими земельными угодьями. В бывшем бельгийском Конго, например, католическая церковь — один из самых крупных земельных собственников. Среди коренных жителей Африки бытует горькое признание: «Когда белый человек пришел сюда, у него была Библия, у нас — земля; теперь у нас Библия, у него — земля».

Миссионеры ввели у многих африканских народов письменность с латинским алфавитом. Но публиковались на нем обычно только «священные писания», что мало помогало развитию подлинной культуры. До провозглашения независимости молодых африканских государств большинство учебных заведений в Африке находилось в руках католических миссий, получавших субсидии от администраций колониальных стран. Конфессиальное образование было проникнуто проповедью религиозного мировоззрения, смирения и покорности, признания превосходства капиталистического общества, примирения с колониализмом, отчуждением от самобытной культуры.

Несомненно, что распространение грамотности, культурных навыков, просветительская работа миссии христианства принесли и положительные результаты. Из миссионерских школ вышли в основном кадры современной африканской


278

интеллигенции. Отдельные представители смогли получить высшее образование за пределами Африки. Однако, став независимыми, африканские государства реформируют систему образования и не приветствуют в нем христианское миссионерство. Видя это, миссионерство в конце XX в. стремится приспособиться к росту национального самосознания народов освобождающейся от колониализма Африки. Теперь африканцам предлагается использовать свои старые верования, но в подправленном на христианский лад виде. Именно в этих целях в 1961 г. в ФРГ иезуиты открыли институт «Африканум» для обучения миссионеров-африканцев для Восточной («немецкой») Африки.

В 80-х гг. XIX в. среди коренного населения Африки возникают христианско-африканские секты, которые создают свою догматику и собственный ритуал, сочетающие местные традиционные религии с христианством. В зарубежной литературе их называют «сепаратистскими», «туземными», «мис- сианистскими», «синкретическими» церквами и сектами. Членами сект могут быть только африканцы, большей частью одного племени или народности. Все они отделились от западных христианских церквей и объявили себя самостоятельными. Их догматика и мифология представляют собой переделки в местном духе библейских сказаний и христианского учения. В культе и бытовой обрядности сочетаются элементы из традиционных африканских религий и христианства, церемонии в виде плясок под звуки тамтамов и труб, пения и голоссалии. Основной обряд почти у всех сект — крещение с погружением в воду. Во главе стоит «пророк», «провидец», почитаемый как «черный мессия». Главная его функция — проповедь заповедей, выполнение которых приведет к установлению Царства Божия на Земле, а также к исцелению больных, изгнанию нечистой силы, защитит от колдовства.

Многие секты представляют собой большие коммерческие предприятия, владеющие фермами, складами, магазинами, на которых работают сектанты. Примером может служить секта «херувимы и серафимы», основанная около 1925 г. в Лагосе. Секта имеет свои школы и приюты для детей, семинарии для священнослужителей. Распространяет свое влияние и в


279

другие страны гвинейского побережья. К 1960 г. число ее членов достигло 500 тыс. человек.

Характер и значение сект изменялись в зависимости от исторической обстановки. В период возникновения сектантского движения в нем находил себя протест масс против колониального порабощения и расовой дискриминации. В этот период секты сыграли значительную роль в развитии национально-освободительного движения, так как религиозные формы наполнялись политическим содержанием. Но позже они уже не имели такого значения, так как были привержены суевериям, пережиткам прошлого, от которых не стремились освободиться.

Исламская религия в Африке получила распространение в VII в., вслед за арабскими завоеваниями на этом континенте. В обширном феодальном халифате, образовавшемся в VII в., ислам стал господствующей как идеологией, так и религией. Распространение ислама было связано не только с арабскими завоеваниями, но и с оживлением торговли. По караванным путям в западную часть Африки прибывали особенно деятельные проповедники ислама, члены различных дер- вишеских орденов. Они строили мечети, открывали коранические школы, основывали завии (обители), становившиеся опорными пунктами пропаганды ислама.

В конце Средних веков ислам пришел в Экваториальную Африку. Распространяясь среди местных племен и народностей, находившихся на стадии первобытнообщинных отношений, ислам не отменил традиционных верований и связанных с ними отправлений религиозного культа. Большинство новых мусульман в Экваториальной Африке, почитая аллаха и Мухаммеда, продолжало поклоняться своим традиционным духам и божествам. Некоторые из этих божеств превратились в мусульманских местных святых, а муллы и дервиши из местного населения продолжали выполнять функции прежних кол- дунов-шаманов.

В стадии феодализма ислам принимался господствующей верхушкой, приобретшей сильное средство воздействия на народные массы, которые мусульманами становились номинально. В Юго-Восточную Африку ислам начали заносить


280

купцы-мусульмане из Юго-Восточной Аравии и Ирака. Но распространение ислама среди коренного населения этой части континента шло очень медленно.

С зарождением капиталистических отношений на Ближнем и Среднем Востоке ислам, являясь господствующей идеологией в эпоху феодализма, стал приспосабливаться к новым отношениям. Важную роль в пропаганде ислама играл мусульманский богословский университет аль-Азхар в Каире, где обучались студенты из всех стран распространения ислама. Другой университет — Зейтун был открыт в Тунисе.

В получивших независимость государствах Африки с мусульманским населением возросло значение ислама как социально-политического фактора, используемого национальной буржуазией. В 1957 г. в Каире создается организация «Исламский конгресс», задачей которой являлось распространение ислама в Африке. Проводится подготовка мусульманских миссионеров, изучается положение мусульман на африканском континенте. Создается ряд центров, являющихся опорными пунктами религиозно-политической пропаганды. Учитывая опыт христианского миссионерства, в этих центрах не только проводится устная пропаганда, но и распространяются печатные издания, строятся спортплощадки, пункты медицинской помощи. Мусульманская пропаганда особое внимание обращает на молодежь и женщин, имеет в своем распоряжении телевидение, радио, кино. «Исламский конгресс» организовал передачи радиостанции «Голос Ислама» на различных языках. Ислам в Африке успешно выдерживает конкуренцию христианства и быстро распространяется. Это объясняется еще и тем, что африканцы в большинстве своем враждебно относились к христианским миссионерам как агентам колониального порабощения африканских народов. В настоящее время уже одна треть населения Африки исповедует ислам.

Глубоко своеобразно древнее искусство народов Африки, которое является ценным вкладом в мировую культуру. Древние наскальные росписи, обнаруженные в Южной Африке, изображают многочисленных животных (например, ныне вымершие породы носорогов). В наше время уже невозможно выяснить, для чего бушмены изображали в пещерах и под на


281

весами скал сцены охоты на антилоп, львов, страусов и т.д. Существуют предположения о магическом характере изображений древнейшего периода. Предполагают, что, изображая раненое животное, охотник путем магии хотел обеспечить успех в предстоящей охоте.

Наряду с охотничьими сценами имеются изображения сцен сражений бушменов с басутами и зулусами, угона скота и преследования похитителей, появления голландских колонистов и изображения фантастических существ и пляшущих людей в звериных шкурах с рогами. В сценах поражают художественное чутье, свобода в трактовке изображений антилоп, страусов — привычных животных для бушменов и беспомощность в изображении непривычных для них фигур всадников и лошадей. О наскальных рисунках специалисты имеют неоднозначные мнения. Одни считают, что рисунки содержат глубокие философские концепции, другие — что это дело рук пришель- цев-завоевателей. Сложные сцены убиения царя; богини, посылающей дождь на землю; души убитой жертвы, поднимающейся на небо; пути в преисподнюю, в обитель предков и т.д. Загадочными остаются изображения, найденные на скалах Юго-Западной Африки.

Современная живопись имеет прикладное значение. Стены хижин и жилых домов расписываются геометрическим орнаментом, хотя встречаются изображения, похожие на древние наскальные рисунки; есть рисунки, напоминающие изображения лодок периода истории Древнего Египта.

Интересно отметить, что в начале XX в. ряд европейских художников (Пикассо, Дерен, Матисс и др.) в поисках примитивов обращаются к традиционному африканскому искусству, а позже выдвигается тезис, что Африка является прародительницей западноевропейского формализма, а все африканское искусство до XX в. — его предтечей. В Африку все больше приезжает европейских художников, которые обосновываются здесь. Их деятельность оказывала определенное влияние на творчество местных мастеров.

Примечательно то, что, делая первые шаги, африканские художники обращаются к традициям народного искусства, выражая стремление к созданию национальных культур и школ


282

национального искусства, а также стремление к единству общеафриканской культуры. На этом пути они сталкиваются со значительными трудностями, но многие из молодых африканских художников имели возможность получить европейское образование, и это обнадеживает национальную культуру. В странах Африки развивается новое профессиональное искусство, осваивающее опыт европейской и американской художественной культуры.

Самое большое внимание исследователей было обращено к деревянной африканской скульптуре, которая богато представлена в музеях Европы и Америки. Своеобразие деревянной африканской скульптуры проявляется прежде всего в сознательном нарушении привычных пропорций. Соотношение размеров головы, туловища и ног не соответствует реальной человеческой фигуре. Это, утверждают специалисты, происходит не вследствие неспособности художника отразить реальность, а потому, что он в скульптуре хочет выразить главное, существенное. Ноги не привлекают внимание художника и чаще всего трактуются в виде двух обрубков, непомерно толстых и всегда согнутых в коленях. Подобное изображение характерно для всей деревянной африканской скульптуры. Именно в этом выражается присущее африканцу мировоззрение. Так, деревянная скульптура народа бага (Гвинея) отличается своеобразной моделировкой головы, сжатой с боков, с острым орлиным носом и характерной прической, а скульптура народа йоруба (Нигерия) связана не только с культом предков, но и с культом различных богов. Йорубские храмы были заполнены деревянной резьбой: фигуры богов и их спутников на резных алтарях, резные столбы по бокам входов и во внешних галереях.

Бронзовое литье было распространено по всему гвинейскому побережью от Либерии до Камеруна. Однако нигде техника изготовления и художественное значение бронзовых фигур не достигли такой высоты, как в Ифе и Бенине. Творения мастеров города Ифе, относящиеся к XII—XIII вв., оказали влияние на искусство Бенина, замечательные произведения которого (время расцвета — XV-XVI вв.) были обнаружены в развалинах царского дворца, сожженного англичанами при


283

бомбардировке города. Бенинские древности — памятники официального дворцового искусства средневековой Африки.

Неповторимо и искусство африканских масок. Оценивать их художественное воздействие нужно со всем костюмом танцора, так как подбор цветов одежды гармонирует с раскраской маски. Изображающие предков и выступающие в обрядах посвящения юношей маски почти всегда бесстрастны, а черты лица полны покоя. Выступая на деревенских праздниках, особенно если они изображали белых чиновников, миссионеров, маски были полны сарказма. Однако, вследствие распада родовой организации, исчезновения древних, освященных веками традиций народа резная деревянная скульптура и маски потеряли прежнее значение. Теперь они изготавливаются кустарным способом лишь для удовлетворения спроса туристов.

Африканские народы имеют богатую традицию устного народного творчества. С глубокой древности известны поэмы, легенды, басни, песни, устная народная драматургия. В развитии письменной литературы отмечается крайняя неравномерность, отражающая различные пути развития народов Северной Африки, тропической и Южной. Письменная литература народов тропической Африки до последнего времени не имела широкого распространения, хотя известны различные системы африканской письменности. Современная письменность бамум возникла в начале XX в. в пределах Камеруна. На бамум были записаны исторические хроники, некоторые произведения фольклора. В Либерии существует письменность ваи. С проникновением ислама начала складываться африканская письменность на основе арабского алфавита. Литература, использовавшая эту письменность, была преимущественно религиозной. Иногда, используя арабский алфавит, африканские авторы переделывали его и применяли к нормам своего языка. Вторая половина XIX — начало XX в. — латинский алфавит начинает вытеснять письменности на основе арабского алфавита. Языковая дробность, отсутствие массового африканского читателя, политика колониализма, игнорирующая ценности африканской культуры, преследующая цели ассимиляции коренного населения,


284

привели к тому, что современная африканская литература развивается на европейских языках — преимущественно на английском, французском и португальском. Рождение литературы на европейских языках относится к 30-м гг. XX в. Появляется исторический роман о современной Африке, работают публицисты, поэты.

Рост национально-освободительного движения после Второй мировой войны дал толчок к рождению африканской политической поэзии и социальной прозы, где начинает преобладать реалистическое направление. Произведения литературы проникнуты стремлением понять и осмыслить эволюцию народов современной Африки. В центре внимания — борьба за национальное освобождение, разоблачение колонизаторов, племенная рознь, патриархальные пережитки, мешающие объединению народов. Представителям культуры приходится вести тяжелую борьбу за восстановление достоинства человека негроидной расы. По инициативе Африканского общества культуры проводятся конгрессы общественности, где обсуждаются насущные проблемы африканской культуры.

На территории африканского континента распространена музыкальная культура различного исторического и этнического происхождения. Термином «африканская музыка» обозначают музыкальное искусство не всех народов Африки, а только музыкальный фольклор негроидных народностей центральной, западной и южной частей африканского континента. Исторические передвижения народов способствовали смешению и взаимопроникновению разнородных элементов, превращая африканскую музыкальную культуру в многогранное явление. Жанровые и стилевые особенности музыкального искусства всех негроидных народностей получили неравномерное развитие. Одни восходят к глубокой древности, другие сложились в эпоху расцвета средневековых африканских цивилизаций или в еще более позднее время.

До начала XX в. музыкальное творчество негроидных народностей Африки было ограничено областью фольклора. Исторические предания, мифы, легенды сохранялись и передавались из поколения в поколение в виде музыкальных речи- таций, исполняемых вождем, старейшиной деревни, други


285

ми уважаемыми членами общины, а также музыкантами-ска- зителями, которых, например, в Западной Африке называли
1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   51


написать администратору сайта