Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
гриотами. Аккомпанируя себе на каком-нибудь струнном инструменте, они поют о великих героях прошлого и слагают новые песни о современной жизни, о людях, борющихся за свободу и независимость. Для интонаций и ритмов музыкального фольклора негроидных народностей характерен яркообозначенный отпечаток танцевального начала. В основе музыкальной мысли лежит единство пластического и звукового. Ритмика ударных инструментов предопределяет исходные моменты мелодии. Особенно типично активное воздействие на ритмику и мелодию музыки речевой интонации. Музыка негроидных народностей не знает теоретически осознанных систем звукорядов, за исключением традиционных способов настройки музыкальных инструментов. При игре на духовых инструментах: охотничьих рогах, тростниковых флейтах, огромных трубках из слоновых бивней и древесных стволов — имитируются интонации и тембр человеческого голоса. Наибольшее художественное своеобразие имеет звучание ударных инструментов. В музыкальной практике негроидных народностей насчитывается несколько десятков основных типов барабанов и сотни их разновидностей. Струнные инструменты распространены так же широко, как и ударные. В XX в. музыкальный инструментарий расширяется за счет европейских инструментов, все чаще используемых народными исполнителями. Шестиструнная гитара, аккордеон, металлические трубы, саксофоны постепенно занимают все большее место в современном африканском фольклоре. Но в сельских районах до сих пор живут и творчески развиваются древнейшие формы музыки, наглядно отражающие истоки собственно африканской музыкальной культуры и утверждающие ее самостоятельность. Наибольшее распространение получили музыкальные жанры, связанные с охотой и земледельческим трудом. Стихийные материалистические представления о природе противоречиво сочетаются с религиозными, анимистическими и магическими представлениями, отраженными в ритуальных обрядах и плясках. Уверенность в 286 том, что все животные, растения и стихии обладают способностью помогать или вредить людям, порождала стремление повлиять на них, расположить к себе, покорить их силой слова и музыки. Человек использует язык жестов и танца. Охотники подражали повадкам и крикам зверей, которых они намеревались убить. Земледельцы создавали музыкально-пластические картины движущихся облаков, раскатов грома, струящихся потоков воды. Подобные подражательные интонации и движения складывались в художественно осмысленные, целенаправленные образы и действия. Музыка, сопровождающая охотничьи пляски и игровые действа, отличается необыкновенным богатством, разнообразием и остротой ритмики, множеством тембровых оттенков. Существенное место в музыкальном фольклоре негроидных народностей занимают религиозно-магические церемонии, связанные с культом предков. Во время обрядов поклонения и умилостивления предков исполняются особые ритуальные танцы и особая хоровая музыка, которая обладает большой силой эмоционально-художественного воздействия, направленного на создание чувства коллективной общности с родоначальниками племени. Колониальное господство задержало становление национальных культур африканских народов и в ряде случаев вызвало угасание художественных традиций. Особыми путями стал развиваться городской фольклор крупных торговых и промышленных центров, испытавший влияние европейской культуры. К середине XX в. на почве фольклора возникла популярная эстрадно-танцевальная музыка, тяготеющая к формам современного джаза. Ее элементы активно внедряются в мировое музыкальное творчество. Поэтому многие исследователи отмечают «африканский бум» в музыке Европы, Америки и Азии. После завоевания независимости во многих странах появились первые профессиональные кадры композиторов, большинство которых обучались в европейских университетах. Они создают массовые песни, сюиты, посвященные истории своего народа. Большинство таких произведений строится на фольклорном материале, возникают музыкально-художествен 287 ные ансамбли. Получают распространение документальные фильмы о музыке и танцах народностей континента. Но музыкальное образование, концертная деятельность остаются недоступными для большинства негроидного населения. Африканский континент является родиной выдающихся цивилизаций. Народы Африки внесли большой вклад в мировую культуру. В эпоху неолита были созданы замечательные наскальные изображения. Известно, что культура Древнего Египта составила эпоху в истории мировой культуры. В начале I тыс. до н.э. на территории нынешнего Туниса финикийцы основали город-государство Карфаген, в создании культуры которого приняли участие и местные народы. Центром древней цивилизации было также Абиссинское нагорье. Культура IV-VI вв. н.э. — это монументальные дворцы и обелиски, выразительная скульптура и прекрасные образцы декоративного искусства. Культура, созданная арабами, появившимися в Африке в VII в., и местными народами, сыграла важную роль в мировой истории культуры, став основой для развития национальной культуры народов Африки. В XIV-XVII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне реки Конго. Царство Конго было создано народами, живущими теперь в западных районах региона. Для этой эпохи характерен блестящий расцвет деревянной скульптуры и утвари. В Южной Африке охотники и собиратели бушмены создали уникальные наскальные изображения. Развитую материальную культуру оставили готтентоты, населяющие теперь Юго-Западную Африку. В Средние века в междуречье Замбези, Лимпопо высокого уровня достигла культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией; создатели ее — земледельцы и скотоводы банту — образовали могущественную раннеклассовую державу Мономотапу. Наиболее интересной была культура народов ашанти, йоруба, а также государств Дагомеи и Бенина. Она прочно вошла в сокровищницу мирового художественного наследия. Культурным центром в XVIII- XIX вв. становится остров Мадагаскар. К началу XIX в. на 288 большей части Африки существовали суверенные государства африканцев. Экспансия колониальных держав эпохи капитализма остановила самостоятельное развитие африканских народов и их культуры. В огне колониальных грабительских войн погибли бесценные сокровища культуры Бенина и Дагомеи, были разрушены города и селения африканцев Южной и Центральной Африки. К началу XX в. практически вся Африка была разделена и закабалена крупнейшими державами. Новый этап в развитии африканской культуры начался с подъемом национально-освободительного движения народов континента и обретением независимости. Неоднозначно можно оценивать перспективы развития культуры африканских народов и государств. С одной стороны, сохраняется связь и зависимость большинства из них от культуры метрополий, основанная на использовании языка колонизаторов. Именно поэтому зачастую культурную карту Африки делят на зоны английского, французского, немецкого языков. С другой стороны, нарастают тенденции развития собственных культурных традиций. Мешают этому экономическая отсталость, межэтнические противоречия, массовые эпидемии на континенте. Но несмотря на это, африканская составляющая мировой культуры человечества имеет самодовлеющий фактор, и нет сомнений в том, что она сохранит основы для развития в будущем. Культура и цивилизация майя: теократические города-государства, религия, иероглифическая письменность, научные знания, архитектурные и технические достижения. Тольтекский мифологический цикл. Материальная и духовная культура ацтеков. Политическое устройство империи ацтеков. Сакральное искусство, календарь. Государство и культура ацтеков накануне завоевания европейцами. Культура и цивилизация инков. Государство инков. Духовно-религиозная жизнь инков. «Узелковое письмо» — кипу, искусство. Элементы культуры доколумбовой Америки в современной культуре латиноамериканских стран. Сравнительно недавно — в XX в. — научные исследования ученых разных стран доказали, что в Латинской Америке в древности существовали высокоразвитые цивилизации. В основном они располагались на территории современных Мексики, Эквадора, Боливии, Перу, Чили. В начале нашей эры в северо-западной части Центральной Америки проживали племена майя. Позднее, центр культуры майя переместился на полуостров Юкатан, где в X в. образовались города-государства, которые достигли высокого уровня цивилизации. Это: Чичен-Ица, Ушмаль, Майяпан. Соседями майя были сапотеки, ольмеки, тотонаки и другие племена. В древний период среди народов Мексики майя первыми овладели позиционной системой счета и понятием нуля, двадцатиричной системой счисления. Для сложных вычислений применяли счетное устройство абака. Майя создали солнечный календарь и систему летосчисления, которые затем получили распространение у тольтеков, ацтеков и других народов Мексики. Они строили специальные здания для Культура доколумбовой Америки 290 астрономических наблюдений, с большой точностью вычисляли продолжительность солнечного года и лунного месяца, солнечные и лунные затмения. Они уже знали о существовании планет. Значительные практические достижения были сделаны в медицине, главным образом в диагностике, хирургии и фармакологии. При сложных операциях майя применяли наркотические средства. Им были известны целебные свойства более 400 растений. Майя пользовались иероглифической письменностью. Связанная с календарем религиозная символика, фантастические образы, торжественные изображения правителей, драматические олицетворения жизни и смерти сочетались со сложными иероглифическими надписями и орнаментом. Древние майя создали даже два вида календаря, которые сочетались друг с другом. Религиозный календарь, так называемый «тцолкин», насчитывал 250 дней; гражданский, «хааб», — 18 месяцев по 20 дней, т.е. 360 дней. К ним прибавили 5 дней, которые, по поверьям майя, приносили несчастья. Продолжительность года по календарю майя (365,242129 суток) ближе к точным астрономическим данным, чем по ныне действующему григорианскому календарю (365,2425 суток). Древняя культура майя развивалась на территории юго-восточной Мексики, северного Гондураса и Гватемалы. У племен майя с V в. до н.э. начался процесс социального расслоения, что привело к образованию рабовладельческого общества и городов-государств (II—VIII вв. н.э.), которые возглавляли правители, жрецы и знать. Главными культурными центрами были Копан в Гондурасе, Тикаль, Кальминальгую, Ки- риуа в Гватемале, Паленке, Бонампак в Мексике. Но рост социальных противоречий и нашествия варварских племен в IX в. привели эти города-государства к упадку. С началом социального расслоения племен Древней Мексики появилась культовая архитектура — храмы-пирамиды и монументальная скульптура, сложился устойчивый комплекс культовых образов и символики, ставших позднее обязательным атрибутом искусства. Это змеевидные, ягуароподобные, антропоморфные божества: символы неба, влаги, дождя, огня и другие. 291 С развитием раннерабовладельческих государств культура стала соучаствовать в социальной борьбе, подчиняясь интересам жречества и знати. К этому времени относятся крупнейшие ступенчатые пирамиды, здания, многообразная скульптура: рельефы на зданиях, стелы, погребальные маски, статуэтки, храмовые росписи. Древние сооружения майя воздвигались на стилобатах, форма и высота которых определялись назначением зданий. Первый тип сооружений — четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм, к нему от подножия пирамиды вела крутая лестница. Характерным представителем может быть назван храм Солнца в Паленке (VII в.). Другим типом сооружений в городах-государствах майя были узкие длинные здания, разделенные посредине продольной стеной на два помещения, с ложными сводами. Такие здания группируются вокруг большого, замкнутого со всех сторон двора или площади. Эти сооружения служили для правительственных резиденций или для жилья жречества и знати. Были сооружения для культовой игры в мяч («стадионы»). Обычно это площадка для игры между двумя параллельными стилобатами, на которых иногда строились небольшие храмы. Памятники архитектуры майя отличаются многочисленными колоннами, часто оформленными в виде туловища пернатых змей, пышным украшением фасадов геометрическим орнаментом и горельефными масками божеств. В скульптуре майя первоначально использовали дерево, замененное позднее в монументальных памятниках известняком и песчаником. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым. Стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов, возвеличивали правителей городов-государств и утверждали их божественное происхождение. Начиная с IV в. в рельефах совершенствуются пропорции фигур, реалистичнее передается тело, скульптура становится почти круглой. В VII — начале VIII в. более жизненной делается передача движений, естественными — анатомические пропорции. Кроме того, помимо фигуры правителя или бога появились второстепенные персонажи. Правитель изображался 292 в торжественной или величавой позе. В VIII—IX вв. сформировалось несколько школ, появились многофигурные композиции, отмеченные тонкостью моделировки, тщательностью проработки деталей, с живой естественностью передачи фигур. Мелкая пластика достигла высокого совершенства — это терракотовые статуэтки, изображающие богов и людей, изделия из полудрагоценных камней. Живопись майя представлена настенными росписями, изображениями на сосудах и в рукописях. Главный памятник монументальной живописи майя — росписи храма в Бонампаке второй половины VIII в. Сюжет — крупная битва, в память которой, вероятно, и был возведен храм. Поражают взор смелый рисунок, богатая палитра чистых красок, великолепно построенная композиция со многими десятками фигур. Пропорции тела переданы реалистично и выразительно. Тематика росписей на сосудах обычно мифологическая или историческая, рисунки в древнейшей рукописи майя равноценны по достоинствам фресковой живописи. В IX в. в культуре майя произошел надлом в результате социальных потрясений, нашествий воинственных племен с севера и, как следствие, последовавших переселений народов. Остановилось развитие большинства крупнейших горо- дов-государств, возникли новые религии, политические и культурные центры. Прежнее могущество жрецов сменила власть военных вождей и объединений воинов. Тем не менее в период X — начала XVI в. многие традиционные черты искусства сохранились, но почти исчезли грандиозные храмы-пирамиды, прекратилось воздвижение стел, место прежней религиозной символики заняла символика войны и военные сцены. В долине Мехико образовались крупные государства завоевателей: тольтеков с центром в Тольяне (Тула) и позднее ацтеков — с центром в Теночтитлане (Мехико). На полуострове Юкатан, бывшей территории майя, развивались города Майяпан, Ушмаль, Чичен-Ица, которые в X в. были подчинены тольтеками. Слово «тольтек» на языке ацтеков означало «мастер», «искусник». Тольтекам приписывалось открытие металлов; они считались зачинателями архитектуры, жи 293 вописи и других искусств. Их памятники культуры монументальны и величественны. Из своего центрального поселения Теотихуакана они во II—VIII вв. создали грандиозный архитектурный ансамбль, распадающийся на ряд отдельных групп. Наиболее грандиозное здание — пирамида Солнца, имеющая высоту 64,6 м, была воздвигнута из сырцового кирпича, облицована каменными плитами, а затем оштукатурена. Вокруг пирамиды было симметрично расположено несколько малых ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. Среди элементов архитектурного декора наиболее часто встречаются головы змей. Еще более грандиозным памятником архитектуры была пирамида, выстроенная тольтеками в г. Чолула. Даже после многовековых разрушений чолульская пирамида удивляет своими размерами: длина ее основания равна 440 м, а высота составляет 77 м. На этой искусственной горе был некогда воздвигнут целый комплекс святилищ. Фресковая живопись тольтеков в их главном центре Теоти- хуакане — это целые композиции на мифологические или исторические темы, но, как считают специалисты, тольтекская живопись по содержанию и исполнению занимает ведущее место по сравнению с живописью майя. Проникшие на Юкатан тольтеки становятся во главе ряда новых государственных объединений майя. В архитектуре этих центров, особенно на памятниках Чичен-Ицы, заметно сильное влияние тольтекской культуры, и в то же время наблюдаются черты ее ассимиляции. Из архитектурных памятников Чичен-Ицы значительным называют обсерваторию Караколь, большой стадион для игры в мяч с относящимся к нему Храмом ягуаров, а также Храм воинов. Образцом позднейшей архитектуры майя, впитавшей в себя тольтекские элементы, является храм Чичен-Ицы, известный под названием Кастильо. Храм-пирамида поражает монументальным величием и простотой своих форм. Он является центром всего архитектурного ансамбля Чичен-Ицы и его видно из любой точки города, так как он возвышается над всеми строениями. Все здания богато декорированы геометрическим орнаментом и фигурами змей. 294 Из скульптуры тольтеков сохранилась статуя богини вод, предназначенная для потребностей культа. В искусстве тольтеков преобладали военные темы. Следует отметить, что на барельефах часто повторяются темы войны и жертвоприношений. У тольтеков были распространены монументальные статуи полулежащего бога Чакмоля с большой чашей на животе. При жертвоприношениях в эту чашу опускались сердца принесенных в жертву животных и людей. Основной принципиальной установкой культуры тольтеков было возвеличение войны (как в земном, так и в мифологическом аспекте) и человеческих жертвоприношений как необходимого условия сохранения порядка во Вселенной. Это привело к борьбе против старых канонов. Изощренность образов, проработка деталей уступили место лаконичности линий, тяжести и массивности, которыми художники стремились выразить ощущение мощи, суровости, величия и силы — черты, присущие деспотическому правлению. В начале XV в. в долине Мехико после долгой и упорной борьбы между пришельцами и коренными племенами за главенство создается ацтекское государство. Существование и расцвет были целиком основаны на военном могуществе племени ацтеков. Вполне понятно, почему их столица Теноч- титлан была выстроена на небольшом искусственно укрепленном острове посреди озера. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. В случае опасности мосты через эти каналы поднимались и город превращался в неприступную крепость. Ко времени появления ацтеков в долине Мехико, у них господствовал родоплеменной строй. В XV в. в результате социально-экономического расслоения образовалось государство, существовали рабовладение, торговля, развитое ремесло. Богатая культура ацтеков основана на традициях майя, тольтеков и других племен. Наибольшего развития получили медицина и астрономия. Ацтеки владели иероглифическим письмом, знали солнечный календарь. В скульптуре ацтеков, наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов из базальта и андезита, встречаются полные жестокой и суровой правдивости головы воинов. Культура ац 295 теков процветала в XIV—XVI вв. В ней воплотились идеи мощи раннерабовладельческого государства, державшегося на войнах и поборах с покоренных племен, и величия ацтекских богов. Как и у других народов Мексики, основным типом монументального сооружения у ацтеков была четырехгранная каменная пирамида, на усеченной вершине которой воздвигалось собственно здание — храм или дворец. По одной стороне пирамиды шла лестница, украшенная скульптурой. По представлениям ацтеков, через каждые 52 года наступал новый период в развитии мира. К этому времени приурочивалось обновление храмов: пирамиду замуровывали в новую каменную оболочку. Пирамида в Тенаюке — одна из немногих сохранившихся — отражает восемь таких этапов. Окружавшие пирамиду здания — это комплекс невысоких узких вытянутых помещений. Стены зданий украшались рельефами и росписями с изображениями орлов, змей, черепов, человеческих сердец, скрещенных костей. Весь храмовый комплекс обычно был обнесен большой каменной стеной, украшенной изображениями переплетающихся змей. Монументальные статуи божеств ацтекского периода абстрактны и условны. Огромная базальтовая статуя богини земли и весеннего плодородия Коатликуэ — матери верховного божества ацтеков Уицилопочтли, очень отдаленно, по общим очертаниям, напоминает человеческую фигуру. У нее нет ни головы, ни ног, ни рук. Вся фигура составлена из отдельных изобразительных элементов: когти и клыки ягуаров, кукурузные початки, черепа и ладони людей, самые разные плетенки, извивающиеся змеи, перья, связки бобов какао, лапы орлов. Все имеет строго продуманное значение. Это памятник изощренного символизма, выразителя в искусстве идеологии жреческой верхушки раннерабовладельческого общества ацтеков. Богиня земли и плодородия, каждый ее составной элемент в композиции стремятся подчеркнуть благодетельные или страшные для человека силы. Но есть и другие образцы — статуя бога весны, цветов и поэзии, исполненная красотой пропорций, представляет более реалистическую линию в развитии ацтекской скульптуры. Ацтеки создали 296 грандиозные культовые статуи, подавляющие своей тяжеловесной силой. Это базальтовые или андезитовые статуи богов со следами раскраски, украшенные орнаментом алтари. Знаменитый «Солнечный камень» — календарь ацтеков — представляет собой диск с пиктографическими изображениями диаметром 3,66 м, весом 24 т (найден в 1790 г. в Мехико). Иной характер имеют памятники ацтекского периода, не связанные с религиозным культом. Погребальные маски продолжают тольтекскую традицию, правдиво передают черты лица захороненного. Выразительны предметы мелкой пластики из камня и глины — фигурки рабов, сидящих с наклоненной головой и рогаткой на шее, изображения животных. В живописи культуры ацтеков были характерны стенные росписи с изображением божеств или торжественные процессии воинов в парадных одеждах. Но живопись этого времени значительно примитивнее предшествующего периода, беднее становится цветовая гамма росписей. В художественном ремесле вызывают интерес изделия из перьев, фигурная керамика и ювелирные украшения. Фигурная керамика, как правило, имеет чисто религиозное назначение. Произведения ювелирного мастерства менее всего сохранились, так как почти все украшения и предметы из драгоценных металлов погибли в плавильных горшках испанских завоевателей. Но кое-что осталось в погребениях с умершими задолго до появления испанцев. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины были отлиты способом «потерянного воска». Они отличаются изяществом исполнения, тонкостью моделировки. На некоторых из них вычеканен ряд боевых сцен. В 1519-1521 гг. конкистадоры-испанцы положили конец самостоятельному развитию ацтекского государства, жестоко разрушив столицу ацтеков Теночтитлан. Наиболее выдающиеся сооружения были уничтожены. Католические миссионеры, сопровождавшие завоевателей, приводя коренное население индейцев к «истинной вере», ревностно уничтожали памятники древней культуры — как рукописи литературного или исторического содержания, так и произведения изобразительного искусства. Всяческое обращение к языческому 297 прошлому строго каралось, вплоть до сожжения на костре. Для народов Центральной Америки наступил новый период истории — колониальный. Другой крупный центр культурного развития индейских народов находился в северной части Южной Америки. В начале XV в. народ кечуа, населявший горные районы, образует примитивное рабовладельческое государство, во главе которого стояла династия инков (так в дальнейшем будут называть европейцы это государство и его культуру). С помощью бронзового оружия (последнее слово техники в то время) они завоевывают приморские области и подчиняют себе. Инкские завоеватели создают огромное государство, охватившее в период своего расцвета территорию современных Эквадора, Боливии, Перу и частично Чили. Государство инков являлось рабовладельческой деспотией. Основную социально-экономическую ячейку составляла соседская община — айлью. Земля принадлежала Верховному инке, власть которого была окружена сакральным ореолом. Инки взимали дань с покоренных племен, использовали труд рядовых общинников, рабов, ремесленников. Первый мифический правитель Манко Капак почитался как сын Солнца. Инки широко применяли ирригацию, возводили для административных и военных целей строительные сооружения. Они изобрели систему передачи сведений в виде «узелкового письма» — кипу, а также загадочную письменность, от которой мало что сохранилось. Относительно узелкового письма инков мнения ученых разделились. Одни считают его своеобразной формой письма, другие — чисто мнемоническим приспособлением, тем более что некоторые доинкские цивилизации, в частности мочика, имели свою оригинальную систему письма, передававшую звуковую речь. Кроме того, есть свидетельства, что у правящей элиты инкского государства была своя, особая письменность. Так или иначе, но с повсеместным уничтожением испанскими завоевателями верхушки инкского общества погибли и памятники устной традиции — легенды, исторические сведения, художественные произведения. Духовная культура инков дошла до нас в форме устного творчества, танцев, музыки, предметов изобразительного 298 искусства, записей истории и жизни инков историками-хро- нистами первых лет завоевания испанцами. К таковым относится «Первая новая хроника и хорошее правление», автором которой был Гуаман Пома, принадлежавший к высшей знати инкского государства. Стала известна в 1908 г., ее случайно обнаружили в одной из библиотек Копенгагена. Манускрипт состоит из 1 179 рукописных страниц, из которых 456 страниц занимают рисунки с сопроводительными текстами. Значение этой находки не имеет цены. Другой труд «Реальные комментарии, сообщающие о происхождении инков» написан также в XVI в. метисом Гарсила- со Инка де ла Вега. Мать Гарсиласо была индейской принцессой из правящей инкской династии, внучкой Верховного инки Тупак Юпанки, отец — испанским офицером, участником завоевания Перу. «Реальные комментарии...» были написаны со слов очевидца и участников некоторых событий. Здесь даны обширные сведения по истории и культуре инкского государства и его уничтожению испанскими конкистадорами. Жемчужиной мировой и инкской драматургии исследователи считают известную драму «Ольянтай», повествующую о любви полководца Ольянтая к дочери Верховного инки Пача- кутека — красавице Коси Койлюр. Инки, считавшие себя детьми бога Солнца, заключали браки только в рамках своей династии. Простой смертный не смел думать о подобном союзе, а вступившие в такой брак карались смертью. Но тронутая великой любовью Коси отвечает взаимностью, а Ольянтаю угрожает смерть. Он бежит в горы и начинает борьбу за свое счастье. Эта история была необычайно популярна во все времена и остается гвоздем программы индейских праздников в настоящее время. Одним из выдающихся архитектурных сооружений инкского периода был главный храм Солнца в Куско (Перу), носивший название Кориканча («Золотой двор»). Вскоре после завоевания испанцами, в 1534 г., он был отдан для монастыря монахам-доминиканцам, в результате чего храм потерял свой прежний облик. Многие замечательные памятники материальной культуры инков древнего Перу были разрушены. Погибли архитектурные ансамбли храмов, дворцов и крепостей 299 в Куско и других городах инкского государства. Куско был религиозным центром страны. Здесь, как уже отмечалось, находилась Кориканча — грандиозный ансамбль величественных храмов, посвященных Солнцу, Луне и другим индейским божествам. Внутренняя площадь, называвшаяся Инти- пампа — «солнечное поле», была украшена произведениями искусства из золота и серебра, в натуральную величину были сделаны ламы, олени, пумы, ягуары, змеи, в ветвях золотистых деревьев сидели золотые птицы, а на цветах — золотые бабочки. В центральной зале было воздвигнуто изображение бога Солнца в виде громадного диска из литого золота, украшенного драгоценными камнями. Эти и другие произведения искусства испанские завоеватели переплавили в звонкую монету, а храмы и дворцы были ими разрушены и сожжены. Фундаменты использовались в дальнейшем для христианских церквей, монастырей, дворцов знати. Так, на месте Кориканчи появился монастырь св. Доминика, а на месте крепости Вайпар — Дворец адмирала; там, где был храм инкского божества Виракочи, поднялся кафедральный собор и т.д. Но что интересно: в 1950 г. в результате подземного толчка рухнул монастырь св. Доминика, после чего начались реставрационные работы по возрождению Кориканчи. Для скульптуры характерны пережитки тотемизма с магической символикой ранних форм религиозного сознания человечества. Одним из наиболее значительных скульптурных произведений горных областей является рельеф на Вратах Солнца в Тиахуанаку. Это верховное божество на возвышении с жезлами в обеих руках. Головной убор состоит из лучеобразно расходящихся змей. По обе стороны расположены второстепенные божества или крылатые гении, все обращены к главному божеству. Грубая мощь объемов, торжественная фронтальность композиции производят впечатление монументальности. Наиболее выдающимися из фигурной керамики были сосуды племени мочика. Их делали не только разнообразными, но и часто покрывали росписями. Эти росписи — единственный вид живописи, сохранившийся на южноамериканском 300 материке. Характерной чертой является скорее графический, нежели живописный, принцип изображения: рисунки отличаются живостью, непосредственностью и острой наблюдательностью. В последующем этапе мифологическая тематика полностью исчезает из росписей, сосуды теряют утилитарную форму, чаще всего они превращаются в изображение человеческой головы. Это надменный повелитель области, слепая старуха, старый воин и т.д. В еще более поздний период мастера совсем не изображают людей. Сосуды приобретают самые разнообразные формы, изображения животных, растений, различных плодов. Высокого развития достигли не только керамика, но и вообще прикладное искусство, в частности, богато орнаментированные ткани. Традиции искусства инков оказали большое влияние на культуру латиноамериканских стран. Хотя культура государств Центральной и Южной Америки была варварски уничтожена конкистадорами, ее традиции не исчезли бесследно. Они продолжают жить в прикладном искусстве, частично — в архитектуре этих народов и в колониальный период. Современные индейские народы сохранили многие древние традиции своего прошлого. Эти традиции прослеживаются в музыке, танцах, ремесленном производстве, в одежде и быте. Музыкальный инструментарий индейцев по-прежне- му включает ударные (барабаны, бубны и др.), множество духовых (флейты, трубы). Одежда современных народов сохраняет элементы старинного костюма. Это прежде всего плотное пончо, украшенное сложным геометрическим узором, шерстяные вязаные шапочки-шлемы, домотканые рубахи. Широко распространено изготовление керамических сосудов, гротескных статуэток, фигурок быков и других животных, деревянных декоративных сосудов керос с яркой инкрустацией, плетение различных изделий из тростника и соломы. Однако национальная культура этих народов Нового времени складывается под влиянием самобытной индейской культуры доколумбовой Америки, а также традиций европейской, прежде всего испанской, культуры. Древнее и современное в культуре стран Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Влияние буддизма на культуру государств Юго- Восточной Азии. Загадка культуры острова Пасха. Аборигены Австралии и их культура. Магия и колдовство, жизненный цикл, искусство. Особенности японской культуры. Синтоизм, буддизм, конфуцианство. «Островное сознание». Специфика японского искусства и культуры быта. Культурная однородность. «Интеллектуальный прорыв» во второй половине XX в. Юго-Восточная Азия расположена на крайнем юго-востоке материка Евразия и прилегающих островных группах. Более половины территории этого региона приходится на полуостров Индокитай и горные районы к северу от него, до Тибетского нагорья. Обширную островную часть именуют Малайским архипелагом. Это самая большая на Земле группа островов. Малайский архипелаг состоит из Больших и Малых Зондских, Молукских и Филиппинских островов (архипелаг насчитывает 15 тыс. островов). Берега Юго-Восточной Азии омываются водами Тихого и Индийского океанов. Страны Юго-Восточной Азии образуют как бы природный мост между Австралией и Евразией. Разделяя два океана, они находятся на перекрестке важных морских путей. Несмотря на различие хозяйственно-культурных типов, все народы Юго-Восточной Азии обнаруживают в разных сферах культуры рад общих черт, что позволяет рассматривать этот регион как одну историко-этнографическую область. И каждый народ вносит свой вклад в этот разнообразный мир. Юго-Восточная Азия — одна из наименее урбанизированных частей мира. В Средние века в регионе выросли такие Культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона 302 административные и религиозные центры, как Ангкор в Кампучии и многочисленные портовые города — в приморских районах. Появление современных городов связано с усилением колониальной экспансии европейских государств в XIX в. Исторически города развивались на основе торгово-сбытовой деятельности. Наиболее крупными являются Сингапур, Рангун, Ханой, Бангкок, Хайфон, Хошимин, Пномпень, Бандунг, Манила, Куала-Лумпур, Джакарта, Сурабайя и несколько городов Индонезии. После завоевания политической независимости в 40- 50-х гг. XX в. во всех странах Юго-Восточной Азии в той или иной форме развернулось формирование крупных наций, а также продолжалось развитие сопряженных с ними менее консолидированных этносов разных типов. Традиционная духовная культура основного населения стран региона очень разнообразна. Большое влияние на нее оказал буддизм. С VII—VIII вв., и особенно после XIV в., в регионе получил распространение ислам. Христианство, начавшее распространяться с XVI в. усилиями миссионеров, закрепилось лишь на Филиппинах, частично во Вьетнаме, в Индонезии, у горцев в Бирме. Следует также отметить значительное влияние в этом регионе самой древней — китайской культуры, частично — индийской. Но под всеми наслоениями культурных и религиозных систем сохраняются пласты местных верований, народных представлений и художественного фольклора. Так, в процессе исторического развития религиозные воззрения у народов Вьетнама формировались на основе синтеза анимистических представлений, почитания предков, буддизма, конфуцианства и даосизма. Были широко распространены поклонение Солнцу и аграрный культ. Среди многочисленных праздников, связанных с народными воззрениями на природу, религиозными представлениями, важное место занимает Тэт — Новый год по лунному календарю. Это самый торжественный и самый веселый народный праздник. Наступление его высчитывается по лунному календарю и считается началом весны, это праздник цветов. Задолго до наступления торжества в парках и скверах высаживаются хризантемы, георги 303 ны, астры и другие цветы, в оранжереях садоводы ухаживают за персиковыми и мандариновыми деревцами. Праздник продолжается два дня в виде веселых игр, состязаний по борьбе, стрельбе из лука, бросания мяча и т.д. Существует и праздник середины осени (обычно середина сентября), истоки которого восходят к культу Луны и плодородия. Это также и праздник детей. Они изготавливают из бумаги и глины рыб, драконов, слонов, раков и фонарики, которыми украшают помещения и фасады домов, организуются шествия с яркими фонариками и процессии льва «под бой барабанов». В первые века новой эры с проникновением во Вьетнам буддийской религии получают распространение культовые архитектурные сооружения — многоярусные пагоды, скульптура и живопись. По всей стране начинается строительство буддийских храмовых ансамблей из целого ряда деревянных павильонов и многоярусных пагод, внутри которых находились многочисленные статуи буддийских божеств. В отличие от зарубежной скульптуры из камня, вьетнамские скульпторы чаще применяли бронзу, дерево, которые затем покрывали лаком. Во Вьетнаме нет огромных комплексов архитектуры, памятники старины камерны и уютны. Вершиной расцвета вьетнамской культуры является скульптура государства Дайвьет с XI по XVII в. Пагода Фат Тить (1057 г.) в провинции Хабак — самая древняя. От нее сохранились остатки каменных скульптур, которыми она была украшена: голова божества Ким Кыонг, священной птицы, играющей в бубен, колонна, украшенная резными драконами, лотосами, фигурами танцовщиц и музыкантов, скульптуры буйволов и слонов. Выдающимся произведением этого периода является статуя Будды Амитобо, восседающего на лотосе и погруженного в нирвану. Вошли в мировую сокровищницу искусства статуи Ким Кыонга (пагода Миа) и богини буддийского пантеона тысячерукой и тысячеглазой Гуань- инь и других. Великолепным было некогда искусство народности тям на юге Вьетнама. Величественны башня III в. По-Нагар в Ня- чанге, ансамбль Ми Сон и пагода Донг Зьюнг в Куангнаме 304 (IX—VIII вв.), произведения каменной и бронзовой скульптуры, мемориальные столы, а также изображения гениев, танцовщиц, зверей, химер на камне, кирпиче и дереве. Издавна имеют свои стилевые особенности в резьбе человеческих фигур, животных и декоративных мотивов на бронзовых гонгах и деревянных щитах народности горного района Центрального Вьетнама. Вьетнамцы — народ, который создал свою богатую литературу, театр, живопись. У них имеется самобытный фольклор, который включает предания, мифы, народные баллады, исторические песни, казао (типа частушек). Фольклорные сюжеты, предания записывались летописцами во вьетнамские хроники. В XIV—XV вв. появились две книги — «Собрание чудес и таинств земли Вьет» и «Дивные повествования земли Линьнам». На рубеже XVII-XVIII вв. неизвестный поэт, широко использовав фольклорные мотивы, создал историко-эпическую поэму «Книга Небесного Юга». В начале XX в. вышел двухтомник «Сказки страны Юга», позднее — многотомный сборник «Сокровищница вьетнамских сказок», серия фольклорных произведений национальных меньшинств, антология «Литература национальных меньшинств Вьетнама». Наряду с фольклором до XV в. существовала литература на китайском языке. Она представлена творчеством величайшего вьетнамского ученого |