Главная страница
Навигация по странице:

  • XVIII в.

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница35 из 51
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   51
    Симон Ушаков (1626—1686). Этот художник жил в период острой борьбы старых церковных представлений с новым светским мировоззрением. Ушаков придерживался новых взглядов. Из всех искусств он выше всего ставил живопись, так как ее изображению доступны все явления природы. Он сравнивал живопись с зеркалом, обладающим способностью отражать реальность.

    Дарование Ушакова было многогранным. Художник стремился изобразить человеческое лицо как можно более живо. Этот мастер создал свой «ушаковский» стиль и в какой-то мере был представителем реалистического течения в живописи

    1. в. Так, написанная «парсуна» князя М.В. Скопина-Шуйского вполне портретно передает его молодое, несколько опухшее лицо. Особенностью творчества Ушакова является интерес к передаче пространства, применение линейной перепек-


    391

    тивы. Ушаков работал не только в области иконописи. Им было выполнено много стенописей (церковь Троицы в Ки- тай-городе, Теремной дворец и Грановитая палата Московского Кремля, Коломенский дворец и др.). Он известен также как рисовальщик и гравер.

    Новыми творческими поисками занимаются и другие художники XVII в. Характерной особенностью живописи века является стремление к точной передаче изображаемого. «Парсуной» занимались также Ф. Юрьев, И. Безмин, И. Максимов, И. Смолянинов и другие. «Парсунное письмо» становится чисто светским жанром. И хотя парадные портреты царей были еще условны, это уже настоящие светские портреты.

    Стенопись ярославских и костромских иконописцев, работавших также в Москве, отличается неисчерпаемой фантазией, интересом к окружающей действительности. Мастера умели придать занимательность и декоративность многофигурным, многоцветным росписям стен, которые пронизаны оптимизмом, красотой земной жизни, чувством любви к человеку.

    1. в. — это время нравственного и духовного развития русского народа, его таланта; это время перелома в развитии культуры, больших перемен в общественной жизни.

    Начальный этап развития русской музыки (XI-XVII вв.) находился в связи с искусством скоморохов, которые были подлинно народными певцами-гуслярами, музыкантами-про- фессионалами. Они играли на домрах, бубнах, гудках. Параллельно со скоморошеством развивалось профессиональное пение. С середины XVII в. традиционная церковная музыка реформируется. Вводится линейное нотное письмо вместо «крюков», одноголосное пение («распев») заменяется многоголосным («партесным»). Появляются новые жанры вокальной лирики — «канты» и «псалмы», распространившиеся и в быту.

    Господствующие тенденции времени нашли выражение в исторической песне, отразившей крестьянские восстания, войну против польско-шведской интервенции, борьбу за воссоединение с Московским государством русских, украинских, белорусских областей и городов.

    Патриотический подъем в ответ на интервенцию нашел свое выражение в песнях о Минине и Пожарском, о Прокопии


    392

    Ляпунове, о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском. Народно-освободительные идеи прозвучали в песнях о Степане Разине. Песни разинского цикла раскрывают демократичный характер движения. Наряду с атаманом героем песен является голытьба, которая была основной движущей силой стихийного крестьянского восстания.

    Не подлежит сомнению широкая распространенность в

    1. в. лирической песни, выработавшей свои стилевые каноны. Это «Бережочек зыблется», «Как рябина, как рябина кудрявая» и другие. В песнях этих — расходившаяся сила, которую нельзя сдержать ничем. Народ песню заводит от Киева и Царь-города и тянет ее длинно через Волынь, Новгород, Галич, Чернигов, Москву к Казани, Астрахани, Сибири. Песня — однообразная, потому что народ жил в одинаковых исторических условиях на этом огромном земном пространстве, именуемом Русью, Московией, Россией.

    Зачатки драматических представлений, или так называемые мистерии, во всей христианской Европе находились в тесной связи с богослужением, так как содержанием для представлений служили события священной истории. Было это и в русских представлениях. Содержание (канва) пьес заимствовалось из Священного Писания, а самым известным сочинителем являлся Симеон Полоцкий. В Москве для великого государя играли комедии немцы и дворовые люди боярина Матвеева. В 1674 г. в селе Преображенском была дана комедия, в ходе которой «на органах играли». Был поставлен и балет. Но иностранных комедиантов было недостаточно. В 1673 г. Матвеев приказал в Новомещанской слободе из мещанских детей выбрать 26 человек для театральных представлений и отвезти их в Немецкую слободу к магистру Годф- риду. Так основалось в Москве театральное училище. Но и этих учеников недоставало, потому будущих актеров набирали среди подьячих и отсылали в немецкую слободу для обучения комедиантскому делу.

    В народе же было известно искусство скоморохов, которые прославляли земные радости, пели едкие народные припевки («бесовские песни») о народных бунтах, что, конечно, вызывало враждебное отношение церкви и правительства. Нападки усилились в годы народных восстаний. В 1648 г.


    393

    царь Алексей Михайлович запретил выступления скоморохов. Кто смел ослушаться, того было велено нещадно бить кнутом. Значительную часть скоморохов выселили в северные губернии. Но представления с участием скоморохов все-таки разыгрывались во время народных праздников.

    Некоторые традиции искусства скоморохов были использованы придворными шутами. Эти традиции проявились и при возникновении придворного и публичного театров, особенно в комедиях. Искусство скоморохов оказало влияние на более поздний балаганный театр XVIII—XIX вв. — на выступления дедов-раёшников, а от них скоморошья игра вошла на цирковую арену и эстраду.

    1. в. завершает период старорусский культуры и ведет к новому духовному, нравственному состоянию русского общества, которое понимает необходимость просвещения. Важным для развития русской культуры этого времени стало проникновение в Россию западноевропейской культуры, латинства, отказ от строгих церковных канонов. Это был период становления художественного и национального самосознания. Народ переживал кризис традиционной и становление новой общенациональной культуры. В этот век формировалось языковое единство русской нации.

    Потребности производственной деятельности способствовали распространению знаний в области математики, географии, медицины, других отраслей. Средние слои населения проявляют большой интерес к просвещению. Создаются условия для культуры нового времени. Происходит стремительный процесс «обмирщения» русской культуры. Россия перешагнула из эпохи Средневековья в Новое время, создав все предпосылки для будущих реформ. Несмотря на политические раздоры, народные восстания, развитие культуры продолжалось в росте знаний, появлении новых литературных жанров, в совершенствовании архитектурных стилей и форм.

    Административные реформы, реформы в обрядах Русской православной церкви вызвали противостояние, вылившееся в народную смуту. Разочарование временем породило самые разные реакции, но Россия приобретала новый облик, оставляя груз старых проблем позади, упорно шла к европейской культуре, готовила почву для широчайших реформ Петра Великого.




    Революционная направленность преобразований в культуре первой четверти XVIII в. Европеизация страны. Научные оценки культурных реформ Петра I. Просвещение. Создание системы образования: школы, гимназии, академии. Новые явления и ритуалы в быту. Введение регулярного почтового сообщения. Первая академическая библиотека. Газета «Ведомости». Расширение книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Новая столицаСанкт-Петербург. Художественная культура: архитектура, живопись, скульптура, музыка, театр. Раннее русское просвещение (Кантемир, Ломоносов, Татищев). Изменение культурных предпочтений и идеалов. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Влияние идей французского просвещения. Демократически-критическая ветвь в общественном мнении: Радищев, Новиков. Литература: Державин, Сумароков, Фонвизин. Архитектура классицизма: Баженов, Казаков, Кваренги. Парадный и сентиментальный портрет, жанрово-бытовые полотна Левицкого, Боровиковского, Шедрина. Русский театр и музыкальное искусство. Реформа литературного языка (Карамзин). Издержки тотальной культурной европеизации

    XVIII в. занимает особое место в истории культуры России. Это век революционных изменений в культуре, связанных с реформами Петра I, превращением России в одно из ведущих государств мира. Следует особо подчеркнуть, что несмотря на объективную необходимость реформ вообще и в культуре — в частности, они проводились на субъективной основе, всецело зависели от личных впечатлений, знаний и их понимания самим государем — Петром Великим.

    В этом отношении заслуживает внимания личность руководителя страны, человека и государственного деятеля. Петр I, по мнению большинства авторов работ о нем, был человеком талантливым, ярким, современным, истинным патриотом



    Культура России XVIII в.


    395

    своей Родины. Но одновременно он был и сыном своего времени, крепостником, малограмотным (он неоднократно это отмечал и не стеснялся признавать), эмоционально-увлека- ющимся человеком. Такое противоречие человеческого и государственного в нем лично не могло не сказаться на ходе, особенностях и результатах реформ. Его политика европеизации культуры принесла колоссальные выгоды России, но она поделила единую культуру россиян на европейскую у дворянства и патриархально-русскую — у большинства населения.

    К реальным реформам Петр I приступает после посещения ряда стран Западной Европы. В декабре 1699 г. было объявлено, что летосчисление теперь будет введено не от сотворения мира, а от Рождества Христова, и новый год будет начинаться с 1 января, а не с 1 сентября. Наступление Нового, 1700 г. праздновалось в России по царскому приказанию целых семь дней. Перед домами и воротами должны были стоять хвойные деревья, а вечером необходимо было зажигать смоляные бочки, пускать ракеты, палить из пушек перед Кремлем и в частных домах.

    Все духовенство обязано было брить бороды и одеваться в одежду европейского образца: зимой — в меховую венгерского покроя, а летом — в немецкую. На праздниках женщинам полагалось находиться вместе с мужчинами, а не обособленно, как было прежде. И одеваться они должны были в иностранную одежду. И чтобы была музыка и танцы. Петр сам ездил на свадьбы и организовывал разные забавы, а тех, кто не хотел исполнять волю царя к веселью, наказывали пенею. Был отменен обычай заключать брак по воле родителей без участия детей, родители не имели права их принуждать. И надо сказать, что женщины не без удовольствия обряжались в иностранное платье и веселились по-новому. Для них это означало освобождение от тяжелого семейного рабства, и они были рады случившемуся. Кто ходил в русском платье, с того брали пени: с пешего — по 13 алтынов, 4 деньги, а с конного — по 2 рубля. Было также запрещено торговать русской одеждой.

    Царь запретил строить деревянные дома, а приказал возводить непременно каменные, по европейским образцам.


    396

    Коснулось преобразование и монетного дела. В России за неимением мелких денег рассекали серебряные на несколько частей, где-то использовали кусочки кожи. Теперь были в ходу медные деньги — полушки и полуполушки, а затем и серебряные полтинники, полуполтинники, гривенники и золотые червонцы. Поступил приказ повсеместно искать металлические руды, с этой целью учредили особый Приказ рудосыскных дел.

    С 1700 г. продолжились начинания в области просвещения. Петр I предоставил амстердамскому жителю Иоганну Тессингу право организовать в Амстердаме русскую типографию и печатать в ней географические карты, чертежи, книги по математике, архитектуре, по военному искусству, но не печатать церковных книг — как славянских, так и греческих. Владелец типографии имел право в течение пятнадцати лет продавать книги в России. Но задуманное не оправдало надежд, так как Тессинг оказался малообразованным человеком. Привилегию перехватил россиянин Копиевский, который был приставлен к Тессингу. Он составил и напечатал несколько книг, имевших целью знакомить русских с иностранными языками и научными сведениями. Это «Грамматика славянская и латинская», «Разговоры» на трех языках (латинском, русском и немецком), «Руководство в арифметику», «Введение во всякую историю» и перевод с голландского учебника «Книга, учащая морского плавания». Были изданы на латыни и на русском басни Эзопа. Деятельность Копиевского продолжалась за рубежом до 1707 г., а затем он вернулся в Россию.

    В начале века Петр I открыл в Москве Математическую и Навигацкую школы. В Математической школе обучали молодых людей для военной и морской службы, сведущих в практических науках. Здесь ежегодно проходили обучение до 700 юношей. В Навигацкой школе читались науки о мореплавании. В области просвещения и культуры реформы стабильно продолжались в течение всего времени царствования Петра I. Появилась светская школа и была ликвидирована монополия духовенства на образование. Для обучения медицинским знаниям стала функционировать медико-хирургическая школа. Образование и просвещение при Петре I возводятся в ранг


    397

    государственной политики. Богословские предметы уступают место инженерному делу, математике, геодезии, иностранным языкам, астрономии. Были открыты инженерная, цифирная, горного дела школы. Духовенство получало образование в 46 епархиальных школах, солдатские дети — в гарнизонных школах. Всего в России в первой четверти века были открыты 42 школы, где обучалось около 2 ООО учащихся. Царский указ обязывал дворянских и подьячих детей к получению образования. Запрещалось принимать в школы детей крестьян и, особенно, крепостных.

    В Петербурге были учреждены Морская академия (1715 г.), инженерная и артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский естественноисторический музей — Кунсткамера (1719 г.) с публичной библиотекой. На горных заводах Урала создавались школы доменщиков и горных техников, для которых выпускались учебные пособия, учебные карты. В 1725 г. была открыта Петербургская Академия наук с гимназией и университетом.

    Было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию. Были проведены научные экспедиции А. Бековича-Черкасского в Среднюю Азию; И. Евреинова, Ф. Лужина — на Дальний Восток; Д. Мессершмидта — в Сибирь, где удалось собрать ценнейшую этнографическую информацию. Было нанесено на карту и описано Ф. Соймоновым и К. Верденом Каспийское море. Петр I подарил карту Парижской Академии наук (1720 г.), избравшей его почетным членом.

    Позднее было сделано описание Аральского моря. Крестьянин В. Атласов, приказчик Анадырского острога, сделал первое географическое описание Камчатки за свои средства. Русские землепроходцы изучали Курильские острова в 1713- 1714 гг. «Описание земли Камчатки» сделал основоположник русской этнографии С.П. Крашенинников. «Флору Сибири» написал И.Г. Гмелин. В 1725-1730 гг. была проведена Камчатская экспедиция В. Беринга. Коллекция документов об освоении Сибири русскими собрал историк Г.Ф. Миллер. Карты Балтийского и Азовского морей, бассейна Дона были оформлены В. Куприяновым, А. Зубовым, Я. Брюсом.


    398

    В 1702 г. начали выпускать рукописную газету «Куранты» о всяких делах Московского государства и окрестных государств для царя и его приближенных. Можно сказать, что было положено начало русской периодической прессе. Первая русская печатная газета «Ведомости» начала издаваться по указу Петра I от 16 декабря 1702 г. (по другим данным — 2 января 1703 г.). В газете публиковались сообщения о победах армии и флота, информация об успехах промышленности, торговли, просвещения, иностранная информация. Автором многих реляций был сам Петр I. До 1711 г. «Ведомости» издавались в Москве на Печатном дворе, затем попеременно в Москве и Петербурге. С 1710 г. «Ведомости» иллюстрировались гравюрой. Название газеты менялось: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах». Тираж не был постоянным — от нескольких десятков до тысяч экземпляров, от 1 до 70 номеров в год. В 1727 г. «Ведомости» передали в ведение Академии наук. С 1728 по 1914 г. газета выходила под названием «Санкт-петербургские ведомости». Прекратилось издание газеты в 1917 г.

    Проиграв войну шведскому королю Карлу XII под Нарвой, Петр I принял радикальные меры по переустройству российской жизни и организации армии. В ожидании нападения неприятеля в ближайших к границе городах (Новгороде, Пскове) Петр приказал строить укрепления всем миром. На работу должны были выйти и священники, и женщины. Приказано к весне набирать новые полки; приготовить новые орудия, отобрав у церквей и монастырей колокола для переливки на пушки. Всякое неповиновение приказам Петра I жестоко наказывалось: было объявлено вешать взяточников, за неявку к работам бить кнутом и т.д. За год смогли отлить более трехсот новых орудий (хотя некоторые историки эти меры отрицают).

    Осуществить свою мечту — завести флот — Петр I мог только при успехе в войне со шведами. Нужны были деньги для ведения войны. Петр I предпринимает резкие изменения в церковном и монастырском быте. После кончины патриарха Адриана полагалось избрать нового, но Петр решил, что не


    399

    следует допускать в церковном управлении существование высокого сановника, облеченного саном патриарха. И молодой государь принял меры, чтобы не иметь больше патриархов. Значительные перемены наступили в монастырях. Монахам запрещалось вмешиваться в управление монастырскими вотчинами, все доходы должны были идти в монастырский приказ, а на содержание монахов и монахинь выдавать в год по 10 рублей, по 10 четвертей хлеба и доставлять им дрова. Всех девиц, проживавших в монастырях под видом родственниц, велено было выдать замуж, а впредь постригать в монахини; все лишнее из монастырей передавать на богадельни для призрения нищих. В вотчинах церковного ведомства были отняты пустоши и отданы в потомственное владение разным лицам за плату втрое больше прежнего. Такая мера принесла много доходов. Церковное духовенство за эти меры называло Петра I антихристом. Те из них, которые возражали против воли царя, были жестоко наказаны: кого отправили в Сибирь, кто умер в тюрьме от пыток, кого лишили сана.

    Как позднее показало время, все эти изменения, касавшиеся внешней жизни, не принесли большой пользы России, так как, переодевшись в европейское платье, русские стремились казаться более образованными, чем были на самом деле. Европейский лоск скрывал внутренние признаки невежества. Кроме того, насильственное насаждение иностранного образа жизни в массы, вызывало у народа неприязнь ко всему иностранному, а защитники старины не менее упорно противились просвещению. Но будет справедливым отметить, что русский народ противился не столько просвещению, сколько чужеземному образу жизни, который ему навязывали силой. Кроме того, население раздражало то, что иностранцы пользовались преимуществами и милостями царя больше, чем русские.

    Преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни: они способствовали возвышению дворянского и помещичьего сословий, росту торговой и мануфактурной буржуазии. Были расширены владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных. Подворное обложение крестьян заменили податью. Крестьян разрешалось


    400

    приобретать владельцам мануфактур, ввели массовую приписку государственных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, каналов, крепостей.

    Одним из средств европеизации страны являлось книгопечатание. Освобожденное от церкви и надзора патриарха книгопечатание было поставлено на службу государству. Уже говорилось о попытке Петра I издавать русские книги в Амстердаме (с 1698 по 1707 г.). Конечно, попытка издания книг вдали от России на мало знакомом для издателей языке не могла увенчаться успехом, но дала опыт. Несмотря на малозначительность содержания амстердамских изданий, они, тем не менее, оказали некоторое влияние на культурную жизнь России. Некоторые из этих изданий были дважды переизданы в Москве и Петербурге. А книга «Символы и эмблемы», напечатанная в 1705 г. в типографии Генриха Ветстейна, получила в России широкое распространение. Эмблемы заимствовались для изображений на триумфальных арках, при составлении гербов и т.д. В 1719 г. книга была переиздана в Петербурге.

    Издания первой четверти XVIII в. тесно связаны с преобразованиями Петра I, они чрезвычайно разнообразны по содержанию и по форме. Тематика книг была совершенно новой для русского книгопечатания. Большую часть составляли учебная литература, необходимая для подготовки военных и морских специалистов; издания по организации регулярной армии и флота, переустройству административных учреждений; документы законодательного характера; регламенты, инструкции, уставы. Издавались и общеобразовательные книги по истории, географии, астрономии, карты, атласы.

    Значительную группу составляли политические издания: книги, листовки, плакаты, газеты, гравюры. Гравюра служила важным средством пропаганды, она была понятна широкому кругу людей, даже неграмотным. Гравируются изображения осады и штурмов турецких и шведских крепостей, сражений на суше и море, триумфальных шествий, фейерверков, кораблей, виды городов. На многих листах встречаются портреты Петра I и его современников. Гравюра первой


    401

    четверти XVIII в. является богатейшим документальным материалом. Листы рассылались по России, отправлялись на Запад, становились средством политики Петра I. В гравировальных мастерских изготовлялись сотни иллюстраций к книгам.

    Московская типография уже не могла справиться с возрастающей потребностью в книжной продукции. Весной 1710 г. была организована Санкт-Петербургская типография. В 1720-м по инициативе Феофана Прокоповича оборудуется типография в Александро-Невском монастыре. В 1721 г. начали печататься законодательные документы по гражданской части: указы, манифесты — в типографии при Сенате. В 1722-м открывается типография при Морской академии, в которой были напечатаны два учебника: «...Наука статическая или механика...» Г.Г. Скорнякова-Писарева и «Разговор у адмирала с капитаном о команде, или Полное учение како управлять кораблем...» Конона Зотова, а также большое число распоряжений Адмиралтейской коллегии.

    Ведущую роль в книжном деле с 1712 г. играла Санкг-Петербургская типография. В Петербурге издавалось большинство изданий: учебные и общеобразовательные книги, военная, морская и гражданская законодательная литература. При типографии была оборудована травильная мастерская, в которой работал Алексей Зубов, самый талантливый портретист того времени.

    В 1717-1722 гг. вышел четырьмя изданиями в Петербурге и Москве первый светский учебник «Юности честное зерцало», составленный Гавриилом Бужинским при содействии Я.В. Брюса и напечатанный гражданским шрифтом. Вместо молитв к букварю (как материал для чтения в нем) были напечатаны правила поведения и приличия для юношества. Почти одновременно вышел первый учебник математики. В 1703 г. Леонтий Магницкий при участии В.О. Киприяно- ва составил «Арифметику... содержащую сумму знаний, необходимых мореплавателям...», в этом же году напечатаны «Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов».

    Важное значение для установления служебной иерархии имел «Табель о рангах» (1722 г.), где чины были подразделены на воинские, статские и придворные, на таблицах


    402

    указывалось соответствие чинов по всем трем родам службы. Заслуги человека здесь ставятся выше происхождения.

    Начало XVIII в. ознаменовалось для России важными историческими событиями, одним из которых было основание и начало строительства Петербурга.

    У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове 16 (27) мая 1703 г. по чертежу Петра I и военного инженера Жозефа Ламберта была заложена крепость нового, бастионного типа, названная Петропавловской. Эту дату принято считать днем основания Санкт-Петербурга. Для прикрытия устья Невы с моря в том же году в Финском заливе на о. Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт). На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 г. опять же по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь — крепость Адмиралтейства. Под защитой этих трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 г. новой столицей России.

    Важность быстрого возведения столицы, олицетворяющей величие страны, была всем понятна. Город надо было создавать исходя из передовых градостроительных принципов. Но квалифицированных архитекторов в стране не хватало. Для решения этой проблемы Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран, что позволило почти сразу привлечь их к строительству. Кроме того, он отбирает талантливых молодых людей и отправляет их в западноевропейские страны для обучения инженерному и архитектурному искусству. Искусство архитектуры постигали посланные за границу молодые люди, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов.

    В новой столице работали зодчие разных национальных школ, но творили они подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а также приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате архитектура Петербурга той поры стала своеобразным символом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Русские, италь


    403

    янские, немецкие, голландские, французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания, архитектура которых названа русским барокко первой трети XVIII в., или петровским барокко.

    Петр I внимательно и требовательно рассматривал все проектные предложения архитекторов, внося существенные и решающие изменения, сам становясь зодчим. По его инициативе разрабатывались генеральные планы Петербурга. Имеются даже эскизные наброски зданий, ансамблей, выполненные царем, рисунки и указания по планировке парка в Петергофе, планы Петропавловской крепости и Адмиралтейства.

    Первым иностранным архитектором и инженером, прибывшим на берега Невы, был итальянец
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   51


    написать администратору сайта