Главная страница
Навигация по странице:

  • Токугава Иэясу

  • Кацусика Хокусаи

  • Акира Куросава

  • и Новгородско-Киевской Руси (VI-XIII вв.)

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница32 из 51
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   51
    сёгунат система военного управления государством; складываются личные отношения между вассалами и сюзеренами, утверждается новая феодальная иерархия. Вместо старой родовой аристократии к власти пришло военно-феодальное сословие — буси (самураи). Предводитель самураев Минамото Ёритомо фактически


    332

    сосредоточил в своих руках всю политическую власть, сохранив за императором лишь номинальный, символический статус духовного главы государства. Культура этого периода становится более демократичной, активизируется духовная жизнь страны. Этические и эстетические принципы сменились новыми, имевшими более глубокую народную основу. Появился интерес к живым событиям истории, личности человека. Формированию новых идейных позиций, как и прежде, содействовало учение буддизма, но теперь буддизм стремился к общедоступности, проникновению во все слои населения. Была упрощена обрядовая система, и произошло более значительное сближение с синтоизмом. Среди многочисленных буддийских сект выдвигается секта Дзэн (китайское Чань — «самоуглубление»), учение ее распространилось из Китая и вобрало в себя элементы даосизма, неоконфуцианства и синтоизма. Простота догм, прагматизм, отрицание ритуалов, культ подвига и самодисциплины, проповедь возможности прижизненного спасения путем приобщения к естественной жизни природы, в каждой частице которой заключена душа Будды, воздействовали на все сферы жизни общества.

    Важной эстетической категорией времени была «чайная церемония» — своеобразный философский ритуал, в процессе которого созерцались и обсуждались эстетические качества ее аксессуаров. Процветание керамических центров также было связано с формированием культа чайной церемонии, в которой чаши и вазы играли важную роль. Керамика соответствовала воплощенным в чайной церемонии дзэнским эстетическим принципам «саби» и «ваби». С ритуалом чайной церемонии связано и развивающееся с конца XV в. на основе традиции погребального украшения алтаря искусство составления букета — икебана.

    До середины XVI в. Япония, расположенная вдалеке от стран Западной Европы, оставалась почти неизвестной европейцам. Первыми в Японию проникают испанские и португальские купцы и католические миссионеры. Завезенное ими огнестрельное оружие способствовало обострению междоусобных войн. Многие феодалы, особенно юго-западных княжеств, приняли католичество. Япония распалась на отдель


    333

    ные враждующие княжества, что тормозило развитие государства. Жизнь все настойчивее требовала объединения страны под сильной централизованной властью. Оно было окончательно завершено Токугава Иэясу (1542—1616), который в 1603 г. получил титул сёгуна. Сегуны из рода Токугава правили Японией с 1603 по 1868 год.

    Объединение Японии привело к развитию торговли, ремесел, городской культуры. Особенно это было ощутимо в резиденции сегунов Эдо (ныне Токио). При сегунах Токугава оказались изгнанными католические миссионеры, христианство преследовалось и повсеместно искоренялось. В 1639 г. доступ иностранцам в Японию был закрыт, кроме китайцев и голландцев.

    Период Эдо (1614—1868) — последний этап развития феодальной культуры Японии. В процветавших городах Эдо, Киото, Осака росло благосостояние мелкоторгового и ремесленного слоев, богатого купечества. Их мировоззрение постепенно отделялось от религиозного, было склонно к рационализму, в центре внимания оказалась настоящая жизнь. В художественных представлениях сказывались полнокровная яркость мировосприятия, пристрастие к декоративности. В культуре доминировал процесс переосмысления горожанами художественного японского наследия предшествующих эпох. Этот этап связан с творчеством большого художника Кацусика Хокусаи (1760-1849). Художественные идеалы мастера всегда были обращены к стихии народной жизни. Два мотива всегда присутствуют в каждой картине — мотив неустанно трудящихся людей и горы Фудзи. Людей всегда много, а постоянно присутствующий мотив Фудзи, индивидуализированный облик как символ вечности и красоты мира, вносит оттенок раздумья о бренности человеческой жизни.

    В 1868 г. в Японии произошла буржуазная революция, положившая начало новому этапу в истории японской культуры. В конце XIX в. Япония становится конституционной монархией, она вовлекается в мировую систему капиталистических стран, в общую сферу социальных, политических и культурных интересов, что оказывает преобразующее воздействие на все стороны жизни страны. В этот период возникают


    334

    многочисленные школы и группировки, стремящиеся освоить европейскую культуру. Но есть и художники, которые стараются сохранить чистоту национальных традиций.

    Синтоизм провозглашается государственной религией, обязательной для каждого верноподданного японца, будь он буддист, христианин или последователь одной из возникших в XIX—XX вв. сект. В 1945 г. синтоистская церковь была отделена от государства и существует в качестве независимой религиозной организации.

    Подавляющая часть японцев малорелигиозна и может считаться стихийными атеистами. Тем не менее в официальной японской статистике их числят в своих рядах как синтоистская, так и буддийская церкви.

    Япония — однонациональная страна; японцы составляют 99% ее населения и стойко придерживаются традиционной семейной обрядности, которая так или иначе связана с религией. Свадебные церемонии происходят в синтоистских храмах. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придается большое значение, проводятся только в рамках буддийской обрядности. В середине XX в. синтоизм стал восстанавливать свое влияние и несколько модернизировал свое учение. В декабре 1966 г. решением правительства в качестве национального праздника был восстановлен прежний «день основания империи» — кигэнсэцу, день (11 февраля), когда, по синтоистским мифам, Дзимму в 660 г. до н.э. вступил на престол. Флаг страны, представляющий собой большой красный круг на белом фоне, используется в качестве государственного символа с XVII в., а гимн еще старше флага — его словам около 1000 лет.

    Японцы стараются придерживаться старых традиций. Так, они уже много веков сохраняют традицию празднования ханами — цветения сакуры (японской вишни). Этот цивилизованный ритуал соблюдается даже правительством, ежегодно устраивающим в одном из центральных парков большой прием, на который полюбоваться цветением сакуры приглашают иностранных гостей.

    Что касается быта, то даже в современных зданиях из стали, бетона и стекла японцы стараются устроить жизнь на свой


    335

    традиционный лад. Поскольку лето в Японии жаркое и влажное, квартиры сделаны таким образом, чтобы по ним свободно гулял ветерок. Двери и окна раздвижные, при необходимости можно убрать перегородки. В настоящем японском доме полы покрыты плетеными циновками, стены и окна — из бумаги, наклеенной на деревянный каркас, ночью все спят на полу. В таких домах нет центрального отопления, поэтому спать приходится на толстых ватных матрасах, накрываясь такими же толстыми одеялами. По утрам все это убирается в стенные шкафы и комната освобождается. Ходят по японскому дому босиком или в чистых носках. Обязательная принадлежность японского жилища — специальная ванная комната. В прямоугольную ванну наливают очень горячую воду, но перед тем, как принять такую ванну, необходимо хорошо вымыться с мылом, сидя рядом. Горячее купание обязательно в жизни японца.

    Богатейшие традиции имеет японская литература. В начале XI в. в Японии родился жанр романа. Автором его была женщина, придворная дама Мурасаки Сикибу, написавшая «Повесть о Гэндзи». Современные японские писатели заметны в мире, им присуждаются Нобелевские премии (Кэндзабуро Оэ и Ясунари Кавабата). Творчество кинематографистов известно далеко за пределами страны. Один из них — Акира Куросава, знаменитый кинорежиссер, создатель 30 фильмов. Известны в мире классический японский театр (возник в XIV в.), театр Кабуки (появился в XVII в.), в котором все роли исполняют мужчины, а профессия передается из поколения в поколение. В Японии сохраняется интерес к народной музыке, танцам, песням, без которых не обходится ни один праздник.

    Японские правящие круги стали инициаторами территориальной экспансии против Китая и стран Юго-Восточной Азии, развязали Вторую мировую войну, в которой погибли 3 млн японцев. До середины 50-х гг. XX в. Япония восстанавливала разрушенную войной экономику. Большое значение имела финансовая и экономическая помощь, которую Японии оказывали США, мировые финансовые организации. Однако, опираясь прежде всего на свои собственные силы, японцы


    336

    совершили во второй половине XX в. «интеллектуальный прорыв» и добились передовых позиций в самых современных областях экономики.

    Японцы испытывают огромное уважение к знаниям, и все успехи, которые демонстрирует экономика страны, достигнуты исключительно образованностью и трудолюбием нации.

    В Японии насчитывается более двухсот университетов, при которых в основном ведется научно-исследовательская работа. Успехи японской промышленности во многом зависели от своевременной закупки европейских и американских лицензий, которые были затем доведены до более высокого уровня. Лучше финансируются работы, обещающие быструю практическую отдачу. Социальный престиж ученого очень высок. В этом наблюдается идущая с эпохи Средневековья конфуцианская концепция, в которой учености отводилось главное место.

    И, конечно, нельзя не сказать о том, что в Японии огромной популярностью пользуются различные виды единоборств. Дзюдо, айкидо, кэндо, каратэ — традиционные, имеющие многовековую историю национальные виды борьбы, которые требуют железной дисциплины и концентрации воли.

    Японская культура — это сложный сплав традиционных национальных и заимствованных западных элементов. Культурные традиции народа уникальны, так как создавались в своеобразных исторических условиях. Япония, имея возможность использовать достижения материковой культуры соседей, сама была застрахована своим островным положением от военных и политических вторжений, от опасных для нации культурных воздействий, которые могли бы подавить или поглотить самобытность и самостоятельность развития.

    Япония сегодня — одно из самых экономически развитых государств на планете. Не утратив национального своеобразия, сохранив древние традиции культуры, эта удивительная страна умеет практично и функционально преобразовывать свою жизнь, уверенно прокладывает дорогу в будущее.




    Древнейшие сведения о славянах. Культура восточнославянских племен в древности. Общественный строй. Город. Ремесло и торговля. Жилище и быт. Религия. Фольклор. Прикладное искусство. Появление славянской письменности. Основные черты материальной и духовной культуры Новгородско-Киевской Руси. Принятие христианства. Лето- писание и знания. Устная языковая культура и литература. «Русская правда» — первый свод законов восточных славян. Иконопись и архитектура. Общественно-политическая мысль.

    Древнейшие исторические сведения о славянах относятся к середине I тыс. до н.э. Вопрос о древнейшей «родине» славян остается дискуссионным, но многие исследователи полагают, что она находилась к востоку от Вислы и что древние славяне, такие, как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племен, расселившихся на рубеже III-II тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе.

    Впрочем, существуют и другие теории этногенеза славян. Заняв во второй половине I тыс. до н.э. Верхнее Поднепро- вье и его северную периферию, а также земли по нижней Эльбе и юго-западному побережью Балтийского моря, славяне превратились в крупнейшую этническую группу Европы. В VI в. единый славянский этнос разделяется на три субэтноса:



    Теория и история культуры России

    Культура праславянства и Новгородско-Киевской Руси (VI-XIII вв.)


    338

    восточных, западных и южных славян. Восточные славяне (русские, украинцы и белорусы) в дальнейшем формируют единое государственное и социокультурное пространство в границах Новгородско-Киевской Руси, Московии и, наконец, России.

    В эпоху перед принятием христианства славяне жили родоплеменным строем. Об их прежних религиозных верованиях можно судить по остаткам святилищ, изображениям богов, погребений, кратким упоминаниям у раннесредневековых писателей. Но пережитки верований и обрядов бытовали, уже будучи перемешанными с христианскими представлениями и церковным культом.

    Сохранились в форме пережитков обряды, связанные с народным сельскохозяйственным календарем, но уже слившиеся с христианскими праздниками: зимний святочный цикл; Масленица в конце зимы — начале весны; весенние обряды, приуроченные к Благовещению, Юрьеву дню, Пасхе; летний цикл — Троицын день, Семик, Иванов день; поверья, связанные с Петровым и с Ильиным днями; осенние «братчины» — общинные трапезы после уборки урожая. Ученые предполагают, что с земледельческим культом связан мифологический образ русалки. Весенне-летние обряды «русалий» древнего происхождения и имеют прямое отношение к культу плодородия. С земледельческим культом связаны мифологические образы берегини, водяницы, вилы, самодивы. Образы, связанные с духами природы (водяной, горный дух, леший), навеяны страхом древнего земледельца перед стихией.

    Остается спорный вопрос о пантеоне великих богов у древних славян. Существование общеславянских богов, как считают некоторые ученые, мало правдоподобно, так как славянские племена не были едины. Считается, что только Перун — божество грозы — почитался у всех славян. Племенные боги имелись у каждого племени, и культ их был официальным. У восточных славян, помимо Перуна, известны Даждь- бог, Волос (Велес), Хорс, Стрибог и другие. Хорса называют солнечным богом, Стрибога — богом ветров, Волоса — покровителем скотоводства («скотий бог») и, может быть, торговли и богатства.


    339

    Само слово «бог» вначале означало счастье, удачу (отсюда слова «богатый», «убогий»). Слово «бес» обозначало что-то страшное, сверхъестественное. Слово «черт» относилось к божеству тьмы, смерти, зимы; от того же корня — «крачун», «карачун», означающие зимние праздники и в то же время смерть. Выражение «Чур меня!» связано с заклинанием против нечистой силы. Культ богов включал и жертвоприношения, в особых случаях — человеческие. У славян не было храмов и жрецов. Идолов они боготворили в лесах. Изображения богов стояли под открытым небом на так называемых «капищах», где совершались обряды и жертвоприношения. Первые храмы представляли собой территорию, окруженную кольями и покрытую навесом.

    Объединение восточных славян под властью Новгорода, а затем Киева способствовало созданию общегосударственного пантеона. Князь Владимир приказал на «холму» в Киеве собрать изображения богов Перуна, Стрибога, Даждьбога и других и учредил обязательный культ. В качестве служителей древнеславянской религии у восточных славян упоминаются «волхвы», «ведуны», «ворожцы», «кудесники». Среди них были служители племенных богов, состоявшие при святилищах, и «вольнопрактикующие» колдуны, знахари, шаманы.

    Во взаимодействии с многочисленными ближайшими соседями (германцами, скифами, сарматами, фракийцами) развивалось и искусство древних славян. В археологических раскопках найдены образцы керамики, украшенной процарапанным и рельефным орнаментом. Ювелирные изделия представлены железными и бронзовыми фибулами с гравированными и литыми узорами, женскими украшениями. Орнамент был связан с культом воды, солнца, дождя, молнии.

    Историческая обстановка (войны, расселение) способствовала процессу распада родовых связей славян, развитию частной собственности на орудия труда. В связи с землепользованием, развитием ремесел, торговли происходили изменения в экономической жизни. В VI—VII вв. места поселений рода или небольшой семьи (городища) исчезают из лесной полосы и на смену им появляются неукрепленные деревенские селища, с одной стороны, и крупные укрепленные


    340

    дворы феодалов — с другой. Исследователи отмечают несколько терминов для обозначения деревенского поселения: «погост» («мир»), «свобода» («слобода»), село, деревня, «вервь» (для южных областей).

    Население занималось земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Высевались пшеница, рожь, овес, просо, ячмень. В летописях упоминается хлеб яровой и озимый. Деревенское ремесло имело подчиненное значение.

    С появлением крупных укрепленных дворов феодалов складывается вотчинное хозяйство, центром которого являлся «княж двор», где, кроме хором князя, были расположены и дома его слуг — бояр, слуг второстепенных, жилища смердов, рядовичей, холопов и других.

    У восточных славян города первоначально возникали, как правило, на высоких труднодоступных для неприятеля местах. С формированием раннефеодального общества города стали превращаться в укрепленные центры княжеской власти и центры экономической жизни. К концу X в. в Древней Руси было около 25 городов: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород, Псков, Ладога, Ростов, Муром и другие. В XI в. упоминаются уже 64 новых города, в XII в. — 134. Но лишь часть из них являлись укреплениями. Характерной чертой развития города было возникновение ремесленно-торговых поселений — посадов. В городе же сосредоточивались светские и духовные феодалы и их слуги. В посады стекалось население из числа беглых рабов (холопов) и крестьян (смердов), занимавшихся ремеслами и торговлей. Многие горожане не порывали связи с земледелием. В городах Древней Руси, по данным исследователей, имелись ремесленники многочисленных специальностей, получила широкое развитие торговля, особенно в тех, которые находились на крупных торговых путях. Например, Киев, Новгород — на пути «из варяг в греки». Развивалось также ростовщичество.

    Славянские купцы торговали не только между собой, но и ездили со своими товарами в чужие земли. Они вели обширную торговлю: на востоке — с азиатскими народами, с араба


    341

    ми, на западе — с варягами и немцами, на юге — с дунайскими болгарами и греками. Славянские купцы продавали им хлеб, рыбу, лес, меха, медь, воск, а также рабов. Сами покупали у иноземцев ковры, ткани, сукно, кружева, золотые украшения, бисер, деревянное масло, вино, пряности.

    Торговля была меновой, т.е. товары обменивались один на другой. Русские платили главным образом мехами. Потом стали платить слитками золота и серебра определенного веса. Слитки не имели клейма, надписи и обозначения цены — это были просто куски золота и серебра. Их называли гривнами, а впоследствии стали именовать рублями. Ходили в обращении и чеканные монеты, но мало, да и то иностранные — арабские, греческие. В южной России в разных местах были найдены клады с такими монетами.

    Товары редко перевозились сухим путем. Наиболее удобными сообщениями были тогда реки. Зимой русские славяне рубили в лесах лодки и отделывали их, весной нагружали товарами и отправлялись в путь. От реки до реки лодки таскали волоком или носили на плечах. Так купцы добирались с далекого севера, из новгородской земли, до самой столицы греческой, до Царьграда, или Константинополя. Все торговые пути скрещивались у Киева, все торговые лодки проходили мимо Киева. Тогда его называли торговыми воротами Руси. Именно поэтому князь, правивший в Киеве, держал в своей власти и остальные земли по Днепру и до Ильменя. Киев, как говорили тогда, стал через все это во главе Русского государства. Оттуда оно распространилось во все стороны и выросло со временем в могущественную империю.

    После того как князь Олег сел править в Киеве и завладел соседними славянскими землями, он послал в эти земли наместников и установил дань, которую должны были платить все подвластные ему племена за защиту от набегов. На юге за Киевом Олег начал строить города и населять укрепленные места вооруженными людьми, для того чтобы отражать неприятельские нападения. В южных степях бродили разные кочевые народы, совершавшие набеги на русские земли. Особенно опасны были печенеги (около X в.). Они нападали на


    342

    русских купцов, отправлявшихся в Грецию и Болгарию. Главной заботой русских князей была зашита южных границ и купеческих поездов, спускавшихся из Киева по Днепру, к Дунаю для торговли с греками. Города становились земельной собственностью князей. Села, тяготевшие к городам, также принадлежали князьям. Помимо князей собственниками земель были также дружинники, получая ее в дар от князей или захватывая у свободных родовых общин. На господских землях работали пленники — холопы, челядь, общинники, превращенные в холопов.

    Древние городовые области стали первым областным делением при первых киевских князьях в IX-X вв.

    Нередко дружинники жили под одной крышей с князем, разделяя с ним все нужды и интересы. Здесь происходил совет по организации походов, управления, сбора дани, творились расправа и суд, торговали товарами, вели переговоры и т.д.

    Дружина как военная организация подразделялась на десятки, сотни, тысячи, во главе которых стояли десяцкие, сотские, тысяцкие. Под командованием князя дружина собирала дань с подчиненных земель, которая была произвольной. Если дань оказывалась слишком тяжелой, данники становились агрессивными — так погиб князь Игорь от рук древлян в 945 г. После этого Ольга, его жена, установила определенный размер дани — урок. Согласно историческим сведениям, в дружины приглашались скандинавские воины, называвшиеся на Руси варягами. Участие варягов в походах против кочевников, служба в русской дружине породили так называемый варяжский фактор, который дал основание для продолжительной дискуссии в вопросе о создании Киевской Руси и об участии в этом процессе варяжских князей и дружин. Отнесемся к этому лояльно, так как дискуссии не закончены, а у сторонников варяжского фактора много времени впереди для исследований.

    Разложение первобытнообщинного строя, возникновение социального неравенства подготовили условия для смены примитивной языческой религии христианством. Крещение Руси не было единовременным актом, а продолжалось 100-150 лет. Как уже известно, христианство появилось еще в IX в. Одна


    343

    ко государственной религией оно стало в связи с водным крещением князя Владимира и его окружения в 988 г. С этого времени христианство насильственно распространяется фео- дализирующимся государством и формирующейся церковной организацией. Историки единодушны в том, что установить точную картину крещения Владимира невозможно. Скорее всего, это произошло ранним летом 988 г. во время пребывания в Киеве посольства византийского императора.

    Богослужение требовалось совершать на славянском языке. Дабы иметь своих священников, Владимир велел обучать детей при церквах славянской грамоте и христианскому закону. Но еще лет за сто с лишним до Крещения Руси два грека — братья Кирилл и Мефодий — составили славянскую азбуку и перевели с греческого на славянский язык книги, необходимые для богослужения. Это были первые книги (рукописные), которые появились на Руси. Вместе с ними скоро пришли и другие, большей частью религиозного содержания. Лингвистическая наука доказывает, что уже в конце IX — начале X в. на Руси распространялись славянские азбуки — кириллица и глаголица, что подтверждает один из первых русских памятников славянской письменности — русско-византийский договор 911г.

    Христианизация славянских племен не уничтожила старых верований и обрядов, но видоизменила их. Церковь боролась с «поганскими» обычаями населения, но в то же время старалась приспособить их к своим целям. Она приурочивала традиционные моления и празднества славян к дням церковных праздников (Рождество, Пасха, Пятидесятница, св. Георгия, св. Николая, св. Петра и Павла и др.), тем самым заменяя имена древних славянских богов именами христианских святых. Образы «низшей мифологии» (духи природы, домашние и др.) были объявлены «нечистой силой». Церковь строго преследовала всякие языческие верования и обряды.

    С принятием христианства древнерусская культура впитала культурные традиции народов Византии, стран Средиземноморья и Передней Азии. Значительным было влияние Византии в области церковной идеологии, богословской литературы, богослужения, канонического права, а также в области


    344

    искусства. При сыне Владимира Святого Ярославе, прозванном Мудрым, христианская вера еще более укрепилась на Руси. Ярослав был усердным христианином, строил церкви, создавал при них школы. Обучение велось на родном языке. Из церквей, построенных Ярославом, самая замечательная — храм св. Софии в Киеве. В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» рассказывается о том, как на месте битвы с печенегами в честь святой Софии, покровительницы Руси, в 1037 г. под руководством византийских зодчих был построен храм, затмивший своим величием лучшие дворцы «Восточного Рима». Розово-белый храм, казалось, парил в воздухе. Золото венчавших храм тринадцати куполов ослепительно сверкало в лучах солнца, а с открытой галереи, опоясывающей храм с трех сторон, открывались днепровская ширь и бескрайние просторы степей. В глубине храма находится строгая гробница, высеченная из белого мрамора. В ней покоится прах Ярослава Мудрого.

    Ярослав Мудрый был выдающимся государственным деятелем. Имя киевского князя знали далеко за пределами Руси, во многих европейских государствах. При Ярославе Мудром был введен в жизнь первый свод законов, известный под названием «Русская правда», основу сборника составляли княжеское законодательство, обычное право, судебная практика. Краткую редакцию «Русской правды» представляют Правда Ярослава («Древнейшая правда», связанная с именем Ярослава Мудрого), Правда Ярославичей и Устав Владимира Мономаха.

    Но, как свидетельствуют письменные источники, по многим делам о тяжбах или преступлениях судили не по «Русской правде», а в церковном суде. Духовенство разбирало преступления против веры, дела семейные, наследственные споры. Дела в общем-то светские, но по ним духовенству дана была на Руси власть, потому что такой порядок тогда существовал в Греции, где духовенство участвовало в светском суде и управлении. Вместе с христианской верой перешел на Русь из Греции и этот порядок суда.

    Еще отец Ярослава, Владимир, отбирал у знатных родителей детей и отправлял в школу учиться грамоте. С этого


    345

    времени на Руси появились первые школы. Затем получили распространение церковные, монастырские, городские, светские школы, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные археологами в девяти древнерусских городах. А в 1086 г. в Киеве при Андреевском монастыре была открыта школа для девочек. Первое русское книгохранилище, как рассказывает летопись, Ярослав создал в Софийском соборе. В нем было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси. Это евангелия, жития святых, книги пророков, важнейшие государственные документы, всего более 1000 книг. Собрание книг погибло. Предполагают, что это произошло в 1240 г., когда полчища Батыя захватили Киев.

    При Ярославе Мудром был основан один из первых на Руси Киево-Печерский монастырь, из которого вышло много знаменитых архиереев, проповедников. В числе иноков монастыря были и первые русские летописцы, в том числе инок Нестор, живший во второй половине XI в. В монастыри, особенно в Печерский, сходились люди со всех концов Русской земли, доживали свой век многие старцы. От этих людей монахи узнавали обо всем, что случалось на Руси замечательного в то время и в давние времена. Летопись, начатую одним монахом, продолжал другой, а после него третий и т.д. Летописи часто переписывались в других монастырях, дополнялись, переходили из рода в род.

    При церквах и монастырях существовали учебные заведения, в которых обучающихся готовили к государственной и церковной деятельности (Печерский монастырь в Киеве и Софийский собор). Здесь получали знания, став впоследствии выдающимися деятелями древнерусской культуры, епископ Лука; митрополиты Илларион, Климент, Смолятич; летописцы Нестор, Сильвестр. Образование было многосторонним. Здесь знакомились с философией, историей, античными авторами, изучали греческий язык и риторику, другие иностранные языки. Однако существовали и светские школы. Черниговская княжна Ефросинья обучалась у боярина и, как сказано в ее житии, «хотя она училась не в Афинах, но изучала афинскую премудрость», освоив «философию, риторику и всю грамматику».


    346

    Основным писчим материалом служил пергамент, который называли «харатьей», или «телятиной». Он производился из кожи телят. Но поскольку это очень дорогой материал, доступен он был лишь знатным людям. В обыденной трудовой переписке трудовой люд — торговцы, ремесленники — пользовался берестой, которая была в ходу и при обучении школьников.

    Береста — тонкий слой березовой коры. На вылощенную кору буквы наносились костяным или медным стержнем. До нашего времени сохранились берестяные дощечки — частные письма, грамоты, долговые расписки, деловые документы. Первые берестяные грамоты были найдены в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске (сейчас их обнаружено уже более одной тысячи). Берестяные грамоты свидетельствуют о том, что грамотные люди имелись не только в среде знати и духовенства. Грамотных было много и среди низших социальных слоев.

    Но самый главный источник нашей древней истории — «Повесть временных лет», общерусский летописный свод, составленный в Клеве в первой четверти XII в. Как отдельный самостоятельный памятник «Повесть» не сохранилась. Ее старшими и основными списками являются Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. В списках некоторых летописных сводов составителем «Повести временных лет» назван монах Киево-Печерского монастыря Нестор, который был первым древнерусским историографом, связавшим историю Руси с историей восточноевропейских и славянских народов и со всемирной историей, как она понималась в то время. «Повесть» впоследствии дополнялась и несколько раз подвергалась редакции, уточнялась.

    В литературе Киевской Руси были распространены переводные повести с нравоучительными тенденциями (повесть об Акире Премудром, повесть «О Варлааме и Иоасафе», «Александрия» др.). Оригинальные русские повести первоначально носили легендарно-исторический характер и включались в летописи (о Вещем Олеге, о мести Ольги, о крещении Владимира и др.). Позднее, древнерусские повести имели два направления — историко-эпическое и историко-биографическое


    347

    (повести о междоусобных войнах князей, о войнах с половцами XI—XII вв. и т.д.).

    Русские князья начали создавать свои библиотеки. Сын Ярослава Мудрого — Святослав имел в Чернигове библиотеку. Другой сын, Всеволод, также был образован, владел пятью языками, собирал рукописи. Внук Ярослава — Владимир Мономах собирал книги и сам много писал. Князь Свя- тополк тратил огромные средства на книги и дарил их Печерскому монастырю. К XII в. книгохранилища возникли во Владимире, Смоленске, Чернигове, Суздале, Ростове, Полоцке, Муроме, Пскове, Рязани и в других русских городах. Новгородская библиотека сохранила много древнейших славянских рукописей. Уникальная кладовая старины сберегла миру первый датированный письменный памятник Древней Руси — знаменитое «Остромирово евангелие» (1057 г.). Более половины дошедших до нас рукописей XI—XIV вв. сохранилось в Новгороде — культурном центре Древней Руси. До нас не дошло ни одного русского письменного памятника, созданного до XI в. Число книг, уцелевших от начала письменности и до

    1. в., насчитывает около 700 экземпляров.

    Особого внимания заслуживает русский былинный эпос XI-XIV вв. Это старины (былины), народные эпические пес- ни-сказания, в которых отразились идеалы русского народа. Центральная мысль былинного творчества — любовь к родной земле, образы богатырей — защитников-героев. И как свидетельствуют исследователи, былины и теперь можно услышать в живом исполнении в Заонежье, на Киж-острове, на берегах Печоры и Белого моря. Русский Север стали называть «Исландией русского эпоса». Здесь стало известно более трех тысяч текстов былин, но это еще не весь золотой фонд русского народного эпоса. Кто может сказать, сколько было былин во времена летописца Нестора, сколько их было тысячу лет назад, в те самые времена, когда князь киевский Владимир сам еще поклонялся языческим идолам и в 980 г. ставил на холме Перуна деревянного с головою серебряной и золотой бородою? А через восемь лет того же Перуна он сам же низвергнет, привяжет к конскому хвосту и спустит с горы в Днепр.


    348

    Уже тогда князь Владимир слышал песни вещих боянов. Вещим считался и ближайший предок Владимира, князь Олег, прозванный так за свою мудрость, дар предвидения. Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем о песнотворцах Древней Руси; о песнях, созданных на основе вполне реальных событий отдаленного прошлого; песнях, созданных по былинам.

    Помимо былин сочинялись духовные стихи. Герои духовных стихов — Егорий Храбрый, Дмитрий Солунский, Аника-воин. Человек Божий стоял с Ильей Муромцем, Добры- ней Никитичем. Это тоже богатыри, но особые, духовные, олицетворяющие собой глубокие нравственные идеи. В основе духовных стихов лежали легенды первых веков христианства, евангельские и библейские сюжеты, но в народной интерпретации они переосмысливались, как любые другие «бродячие» сюжеты, хотя пользовались популярностью не меньше, чем былины и былинные герои. Создатели этого жанра — калики перехожие. Былинные калики просят милостыню, но ни в силе, ни в мужестве они не уступают богатырям. Калики перехожие всегда находятся в пути, предупреждают богатырей о приближении врага, они — традиционные вестники. Каликами создан и каликам посвящен выдающийся памятник народной словесности былина «Сорок калик со каликою».

    В древнерусской литературе имелось немало книг, в которых толкуется глубина премудрости. Одной из таких была «Голубиная книга» (голубиная — мудрая), бывшая на протяжении многих веков своеобразной народной энциклопедией, чуть ли не единственным источником сведений и представлений о мире и миропорядке.

    Эпический мир, созданный творческим гением народа, многослоен, он вмещает в себя реальные события тысячелетий истории Руси, реальные исторические личности, еще более древние верования и представления, сохранившиеся только в устных преданиях. При этом у каждого из них своя роль, свое место, у каждого свой ряд испытаний. В эпосе нет одинаковых судеб и одинаковых героев. Герои русского эпоса воспроизводят мир социальных отношений и историческую обстановку реального времени. К примеру, только героев киевского цикла называют богатырями. Слово «богатырь» неизвестно ни


    349

    по «Повести временных лет», ни по другим памятникам XI— XIII вв. Оно принадлежит более поздней эпохе и вошло в эпос, заменив древнерусские слова «храбр», «муж», «витязь».

    Широко известным на Руси было «Слово о законе и благодати», вышедшее из-под руки киевского митрополита Иллариона (1037-1050). Главная мысль, которую автор стремился донести до народа, — до Крещения Русь была под законом, а теперь просвещена благородным светом Христовым. Не забыты и заслуги князя Владимира, сделавшего свободный выбор в принятии христианства.

    В 1185-1188 гг. неизвестный древнерусский поэт пишет «Слово о полку Игореве», которое значительно позже будут называть выдающимся произведением древнерусской культуры, величайшим творением мировой средневековой литературы. По мысли автора, княжеские раздоры, междоусобные войны вредят интересам Русской земли. Автор призывает к единению русских князей перед лицом неприятеля.

    Достойное место в литературе XI—XII вв. занимает «Поучение» Владимира Мономаха, написанное в 1117 г. Как государственного деятеля, Владимира Мономаха беспокоит судьба Отечества. Он наставляет, думая о высоком общегосударственном порядке: священная обязанность князя — забота о благе своего государства, его единстве, неукоснительное соблюдение договоренностей. Только мир способствует процветанию страны. Забота о крестьянских душах, о бедном, «убогом» человеке, благе церкви — также важная обязанность. Труд автор рассматривает как воинский подвиг, а князя — как пример справедливости и нравственности. Осуждает такие пороки, как лень, пьянство, блуд, предостерегает от лжи.

    Древнерусские города являлись центрами развития высокой материальной и духовной культуры Киевской Руси. Здесь воздвигались храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаикой (Новгород, Киев, Чернигов, Полоцк), собирались и создавались произведения письменности. Среди горожан более успешно распространялась грамотность, о чем свидетельствуют берестяные грамоты. Сохранившиеся памятники культуры говорят о том, что города Древней Руси в своем развитии не отставали от городов других европейских стран.


    350

    Иностранцы, хорошо знавшие Русь, называли ее страной городов — Гардарики.

    На протяжении многих веков русской истории и культуры дерево оставалось основным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны строительные приемы, отвечающие природно-климатическим условиям проживания и художественным вкусам народа и оказавшие позднее влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствующие русскому бытовому укладу, первоначально сложились в деревне (дома, амбары, бани, мельницы, мосты и др.) и возводились только из дерева вплоть до XVIII-XIX вв.

    Наиболее распространенным типом городского жилища в Древней Руси являлась односрубная четырехстенная изба с сенями, холодной клетью для хранения имущества и жилья в теплое время года.

    Затем появилась изба-пятистенка — жилой дом, состоящий из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной. Другим распространенным типом жилого дома XI—XII вв. является изба-двойня, ее развитие — изба-шестистенка.

    Жилые дома перечисленных типов в каждом регионе приобретали индивидуальные особенности. Основной принцип народной архитектуры — неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов. Эту задачу удавалось решить за счет использования разнообразной техники резьбы по дереву. Ею украшались фронтоны домов, наличники и ставни окон, крыльца, в характере которых учитывались особенности климата в разных районах Руси. Глубоко продумывались и детали внутреннего убранства дома, искусство проявлялось в оригинально сложенной печи, в резном узоре лавок, в росписи подпечья и шкафов.

    В городах Руси насчитывалось более 60 различных ремесленных специальностей. Древнерусское ремесло имело давние традиции в области обработки металла, кости, дерева. Используя достижения византийцев, русские мастера освоили и значительно развили производство ювелирных изделий с применением эмали, украшений, посуды, стекла. Современ


    351

    ники, знакомые с произведениями древнерусского ремесла и ювелирного искусства, высоко их ценили. Хорезмиец Биру- ни отмечал искусство русских оружейников, готовивших особенную сталь. Французский эпос говорит, что Русь была известна своими художественными золотыми изделиями, добрыми кольчугами. Византийский поэт Иоанн Цец восхищался резьбой русского мастера по кости, сравнивая его с легендарным Дедалом. В «серебряном фольклоре», как образно называет академик Б.А. Рыбаков произведения древнерусского художественного ремесла, нашли отражение языческие представления, почерпнутые из легенд и сказаний древних славян.

    Эпоха феодальной раздробленности Руси XII—XIII вв. привела к увеличению числа культурных центров на территории Руси. Особенно быстро развиваются и застраиваются стольные города (в конце XII в. их насчитывалось более трехсот) удельных княжеств. Расширяются торговые связи, повышается культурный уровень населения, в городах поселяются ремесленники. Развивается каменное зодчество, перед которым ставятся новые социальные задачи, связанные с укреплением влияния церкви, авторитета удельных князей, утверждением их родовых прав. В связи с этим при княжеских дворах сосредоточиваются различных дел мастера: художники, златокуз- нецы, строители, кирпичники.

    Феодальное дробление способствовало формированию местных строительных артелей, что в свою очередь способствовало зарождению разных архитектурных школ, которые, опираясь на опыт предшествующих поколений мастеров, вырабатывают свои технические приемы и вносят местные черты в архитектуру. В культовом зодчестве основным типом монастырских и городских соборов становится шестистолпный крестово-купольный храм, а боярские и посадские церкви сооружаются по четырехстолпной однокупольной схеме.

    Посадские храмы часто возводились не только на средства горожан, но и с их участием, при этом воплощались художественные идеалы народа, его жизнеутверждающие начала. Преломление традиций деревянного зодчества, творческое использование некоторых зарубежных форм, идейная направленность начинают подготавливать почву для возникновения


    352

    уникальной, не имеющей аналогов в мире общерусской архитектуры.

    Период феодальной раздробленности усилил влияние таких земель, как Владимире-Суздальская и Новгородская. Расцвет владимиро-суздальского зодчества совпадает с годами княжения сына Юрия Долгорукова — князя
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   51


    написать администратору сайта