Главная страница
Навигация по странице:

  • (XVII в.)

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница34 из 51
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51
    Андрея Курбского (1528-1583) с Иваном Грозным. Общерусским патриотизмом было проникнуто «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, путешествовавшего по Индии и Персии в 1466-1472 гг. Житийная литература представлена торжественной риторикой («Жития» Стефана Пермского и Сергия Радонежского). В середине XVI в.


    372

    «История о Казанском царстве» продолжает и обновляет традиции «воинской» литературы.

    1. в. — начало книгопечатания в России. История русского книгопечатания сложна, тесно связана с историческими судьбами народа, страны, развитием техники и культуры. В послесловии вышедшей в свет 1 марта 1564 г. книги «Апостол», напечатанной Иваном Федоровым и Петром Мстис- лавцем, можно прочитать: «По повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария митрополита ...благоверный царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело». Это первое, ставшее знаменитым, свидетельство о начале русского книгопечатания.

    До этого на Руси сформировалось искусство рукописной книги. Книги эти стоили очень дорого, оказывались малодоступными, лежали в алтарях церквей, хранились в царских или монастырских сокровищницах. Мастерство изготовления рукописных книг стояло в Москве в XV-XVI вв. на исключительной высоте. Был выбран выразительный почерк, несколько наклонный «полуустав», установлены приемы убранства книжных страниц декоративными элементами. Красной краской — киноварью — отмечали начало фраз и разделов текста. Прекрасные разноцветные заставки открывали начало или главные части рукописных книг. Среди художников были монахи, крупные деятели церкви, светские ремесленники. «Летописи» или «сказания» богато иллюстрировались. Книги переписывались на добротной бумаге, привозимой из-за рубежа.

    Нельзя отрицать тесную связь русской первопечатной книги с рукописными традициями. Но введение книгопечатания безусловно стало крупнейшим переворотом.

    Нельзя, однако, отрицать и того, что к этому времени на Руси были иноземные, западные книги, что русские первопечатники учились по их образцам. Иностранную печатную книгу в Москве XV—XVI вв. знали, по ней русские «делатели» учились полиграфии.

    Печатная книга была осознана как особая область производства, и все ее развитие свидетельствует о том, что преимущества печати — размножаемость, массовость — стали


    373

    явными с самого начала. Более столетия в московском книгопечатании господствовал церковно-славянский, «кирилловский» шрифт. По содержанию большинство изданных в Москве книг были «духовными», церковно-богослужебными. Но за всем этим крылась большая серьезная работа издателей над текстом, приближение языка к народному, выявление воззрений. Немало вылилось обвинений в ереси в адрес книгоиздателей.

    В XVI в. по всей Европе веяли новые ветры, разносившие и «еретические» учения, и научные достижения, и свободолюбивые идеи, и художественные новшества. Русские люди были восприимчивы ко всему новому. В свете этих направлений поразительной книгой московской печати был и остался на долгое время «Апостол» Ивана Федорова. В 1565 г. Федоров выпускает один за другим два «Часовника», впервые создавая в Москве новый тип малоформатного печатного сборника общеупотребительных молитв, книги, по всей вероятности бывшей и учебною.

    В истории народа, его культурной жизни книгопечатание стало важнейшим событием. Многое зависело от конкретных исторических условий. Первые русские книги были единичны, обращались они к ограниченному кругу. Но и в самых ранних русских изданиях ощутимо проявляются черты демократизма, стремление донести печатное слово до народа. Иван Федоров в «Учебнике» 1574 г. говорит, что книги его предназначены для «возлюбленного русского народа».

    Такое ясно осознанное первым русским книгопечатником общественное, народное назначение книги на протяжении веков характеризует все лучшее, передовое в нашем отечественном книгопечатании.

    Таким образом, в XIV—XVI веках сложилась и достигла расцвета оригинальная, богатая культура нового европейского государства — России. Она явилась сложным продуктом взаимодействия местных традиций, культурного влияния западноевропейской, византийской, восточных культур. Это, однако, была вполне самостоятельная культура, обогатившая мировую культуру выдающимися достижениями, прежде всего в духовной сфере.




    Конец династии Рюриковичей и Смутное время. Начало династии Романовых. Расширение влияния Западной Европы на культурную жизнь России. Школа и просвещение. Научные знания. Церковный раскол: его суть и социокультурное значение. «Обмирщение культуры», ее отход от церковных традиций. Литература: реалистическая, бытовая и историческая повесть. Демократическая сатира. Мемуаристика: «Житие протопопа Аввакума». Зодчество. Московское барокко. Живопись: годуновская школа, строгановская школа, парсуна Симона Ушакова. Музыка и театр.

    Закончился XVI в., век неутомимого движения вперед, строительства городов, новых общественных форм и отношений, государственного роста, единения, стремления к оседлости, прочности. Государи московские предложили новый порядок вещей, который не всех устраивал, но который определил дальнейшее развитие государства и его культуры. Реформы затрагивали все, что было традиционным, незыблемым, коснулись они и мышления людей. Реформы разделили мировоззрение верхних слоев и народа по политическим взглядам. Противостояние боярства и русской государственности приобретало все более угрожающий характер: царь Федор Иоаннович в 1598 г., умирая, не решил великого вопроса, кому царем быть: «Во всем царстве и в вас волен бог: как ему угодно, так и будет».

    Голосом всей земли царем был избран Борис Годунов. Народ, стоя на коленях, с воплем и слезами просил его принять престол. Издано было и соборное определение об избрании Годунова в цари. Годунов был человеком, бесспорно, очень умным, более других вельмож способным к государственному делу, яснее других понимавшим проблемы государства. Глав



    Культура России периода сословно-представительной монархии (XVII в.)


    375

    ной из них была потребность просвещения, сближения с культурой Западной Европы. Но избранный царь, начинавший новую династию, будучи боярином времен Грозного, был не уверен в себе, подозрителен, пуглив, не способен к действиям прямым, открытым. К тому же ему не повезло — конец века ознаменовался на Руси неслыханным похолоданием, неурожаями и, как следствие, затяжным голодом. Наступает тревожная полоса: крестьянская война, иностранная интервенция. Казалось, что в царствование Ивана IV государственное начало окончательно восторжествовало над родовыми отношениями. Стараниями грозного царя была обуздана своевольная боярская аристократия, огнем и мечом устранены противники единоличной государственной власти.

    Однако крепкое самодержавное государство все-таки погружается в пучину глубинных социальных потрясений, названных «смутным» временем. Используя московскую разруху, польские и литовские магнаты Речи Посполитой и правители Швеции двинули на Русь многотысячную армию, захватили Москву и только после кровопролитных боев были изгнаны из нее. В 1613 г. на царство Земским Собором избирается Михаил Романов.

    Наступила эпоха династии Романовых. Новая династия начала такое устройство жизни, которое предопределило в будущем государственную жизнь России среди европейских держав. Были предприняты такие важнейшие преобразования, как формирование постоянного войска, начало кораблестроения, организация торговли по новым правилам, предоставление иностранцам привилегии для учреждения манук- фактур. Внешние отношения приняли более цивилизованный характер. Осознается серьезная необходимость в просвещении народа, открываются школы, определяются отношения церкви и государства.

    На Руси появилось большое количество грамотных людей, и не только в городах. Главным препятствием развитию дела образования был недостаток учителей. И учителя должны были быть православной веры. Состоятельные русские брали в дом учителя, какого-нибудь западнорусского или грека. Люди же небогатые, но желавшие выучить детей грамоте, посылали их


    376

    в школу. Здесь учили читать и писать. Кроме того, учитель прочитывал так называемые азбуковники, сборники, содержащие наставления, высокопарные определения разных наук и мудростей, иногда и саму суть наук грамматики и риторики. Азбуковник был роскошью, являясь дополнением к обычному курсу — Часослову и Псалтырю. Европейская культура стала более активно проникать в Россию, приманивая удобствами жизни, другими удовольствиями. Добротная карета, часы, картина, музыкальный инструмент, театральное представление — все это способствовало преобразованиям. Заморские искусы появлялись, конечно, в первую очередь при дворе, в домах знатных русских. Летопись говорит, что на пиру у царя «играл в органы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам и по литаврам били». Необходимость учиться у Запада была уже многими осознана. Переводились и переписывались грамматики, арифметики, лечебники, космографии. По русской географии еще с конца

    1. в. был известен «Большой чертеж земли русской», возобновленный и дополненный в XVII в., вместе с книгой «Большой чертеж», описанием Московского государства. Больше всего в книгах нуждались при дворе, в Посольском приказе, чтобы знать, что делается в мире. Русские послы, отправлявшиеся за границу, обязательно привозили книги по разным наукам. В Посольском приказе приказными людьми и переводчиками была составлена «Государственная большая книга, описание великих князей и царей российских, откуда корень их государственный изыде...». В 1650 г. в Москву приглашают двух киевских ученых-монахов — Епифания Сла- винецкого и Арсения Сатановского для перевода Библии с греческой на славянскую речь, для обучения риторике. Во дворце, в домах богатых вельмож появляются наставники — образованные люди, владеющие многими знаниями. Одним из таких был западнорусский монах Симеон Петровский Си- тианович, известный больше под именем Симеона Полоцкого, по месту происхождения.

    В семье нужен был учитель, который бы мог выучить детей всему, но без принуждения, умел бы подсластить науку. Симеон Полоцкий умел все: он — неутомимый борзописец,


    377

    собиратель, ходячая энциклопедия. Знал латинский и польский языки, историю римских императоров, Ветхий и Новый Завет. В виршах описывал добродетели, приличные державным, прежде всего, благочестием. Не всем нравилось то, что делал Полоцкий. А главное — он настаивал на необходимости научного образования, в проповедях своих умолял русских людей взыскать науку, потому что она — «свет умственных очей и правило всему житию человеческому». Обращаясь к царю, он убеждает его основывать школы, умножать спудеов (студентов) своею милостию и вниманием, сыскать хороших учителей и всех почестями поощрять к трудолюбию.

    Громко провозглашал необходимость изучения науки и серб Юрий Крижанич, пришедший в Россию просвещать. Он указывал на западные богатейшие государства, которые так преуспевают потому, что «там разумы у народа хитры, морские пристанища и торги отличные, цветет всякое ремесло, земледелие и обширная морская торговля». Ученый серб, критикуя состояние дел в области образования на Руси, предлагал перевести на русский язык сочинения о ремеслах, книги о земледелии, ввести цеховое устройство, наладить торговлю; не допускать купцов иностранных во внутренние области, не давать им права гражданства.

    Во всем чувствовалось, что Россия уже находится на пути к новому времени. Все громче раздавались голоса о необходимости перемен, заимствования науки, ремесла у других образованных народов. Но были и люди, которые не принимали новшеств, видели в стремлении народа идти по новому пути направление к царству антихристову.

    В 1653 г. патриарх Никон с целью укрепления церковной организации начал проводить церковно-обрядовую реформу. Он стоял за ликвидацию местных различий в церковно-обря- довой практике, за устранение разночтений и исправление богослужебных книг. Его поддерживали почти все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Но были и такие, которые не разделяли его мнения о конечной цели реформы, ее методах. Никон хотел следовать греческим богослужебным образцам, предполагая в дальнейшем объединение под эгидой Московского патриарха православных церквей


    378

    Украины и России (вопрос об объединении двух государств являлся в XVII в. актуальным). Никон начал проводить исправление книг по современным образцам и изменил некоторые обряды. Но при внешней обрядовой стороне эти реформы приобрели значение большого события с последствиями. В процессе ее проведения выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Неприемлемы были и те насильственные меры, с помощью которых проводилась реформа.

    Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов считали, что русская церковь сохранила «древле благочестие», и предлагали проводить унификацию на основе древнерусских богослужебных книг, так как внесение исправлений по греческим образцам якобы оскверняет истинную веру, потому что греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха, за демократизацию церковного управления.

    Защитники старой веры подверглись жестоким преследованиям. Но они получили поддержку в различных слоях русского общества, что и привело к образованию движения под названием «Раскол». Часть низшего духовенства не хотела усиления патриаршей власти, видя в этом рост феодального гнета со стороны верхушки церкви. Были недовольны самоуправством Никона и в высшем духовенстве, и в некоторых монастырях. Движение «старой веры» получило поддержку некоторой части высшей светской знати. Но значительную часть сторонников «старой веры» составляли крестьяне и посадские люди. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения они связывали с нововведениями Никона.

    Движение носило очень разнородный характер. Ненависть к новому, идеализация старины, проповедь национальной ограниченности, принятие мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути к спасению души сочетались с резкими обличениями феодально-крепостнической действительности. Расколоучителя вещали о наступлении антихриста, о том, что царь и патриарх поклоняются ему. Рас


    379

    кол стал знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов.

    Массовый характер движение «Раскол» приобретает после церковного Собора (1666-1667 гг.), предавшего старообрядцев анафеме как еретиков и принявшего решение об их наказании. Главной стороной идеологии раскольников стала проповедь ухода от зла, порожденного антихристом. У особенно фанатичных возникло желание «огненного крещения» (самосожжения). Многие крестьяне уходили на поселение в леса, в Сибирь, основывали там свои общины. Но это был уход не только от выполнения новых церковных обрядов, но и от феодальных повинностей.

    Правительство вместе с церковью жестоко преследовало старообрядцев, так как в идеологии раскола все больше звучали обличения, вскрывавшие социальные пороки общества. Народные восстания разрастались по всей стране. Часть сторонников «старой веры» приняли участие в Крестьянской войне под предводительством С. Разина, Соловецком восстании, Московском восстании 1682 г. Только в конце XVII в., после жестокого подавления антифеодальных восстаний, наступил спад движения.

    Религия была господствующей формой общественного сознания. Раскольники не хотели принимать коренную перестройку жизни, не понимая, чем плох старинный уклад. Скорее всего, они тяжело переживали закат Древней Руси, это стало выражением национальной тревоги, они не были готовы к быстро наступающему новому времени. Но старообрядцы сохраняли преемственность в развитии национального самосознания и культуры. Ведь не просто так раскол стал трагедией народа, совсем недавно освободившегося от монголотатарского ига и почувствовавшего единение, которое кто-то, может быть, снова хотел разрушить, грубо вмешаться в традиционный уклад жизни.

    Демократические традиции народа сохранялись в XVII в. через земства с их сходами, советами, через Земские соборы, в чем усматривался свой исторический смысл. Это было большое чувство принадлежности к единому государству, которое стало самой значительной ценностью в сознании народа. Можно


    380

    сказать, что народ был обижен, но вряд ли виноват. Аресты, ссылки, истязания, сожжение на костре за инакомыслие как раз говорили о том, что необходимы реформы на русской земле, и прежде всего те, которые пошли бы на пользу народу и государству.

    Тем не менее феодальные оковы, сдерживавшие социальное и научно-техническое развитие Руси, ослабевали, ростки новых торгово-денежных отношений и рационального мировоззрения упорно пробивались сквозь схоластические догмы богословия.

    Подъем научных знаний обуславливался формированием сильного централизованного государства, возрождением духовной культуры народа. На Руси были созданы системы счета больших чисел и прибор для вычисления — русские счеты. В связи с потребностями государства развивались прикладные механика и математика, практическая химия и медицина, география. Осваивались новые территории Заволжья, Урала, Сибири. Русские впервые обследовали огромные пространства Сибири вплоть до побережий Северного Ледовитого и Тихого океанов. В XVII в. появились карты южнорусских земель, Крыма, Сибири, которые отличались большой точностью. Путевые описания и чертежи русских землепроходцев служили тогда единственным источником достоверных сведений о Северо-Восточной Азии, остававшейся для европейцев таинственной землей.

    При Пушкарском приказе были сконцентрированы специалисты по практической химии, металлургии, а в «пушечных дворах» испытывались новые сорта пороха и методы пушечного литья. Аптекарский приказ имел свою экспериментальную базу — «аптекарский сад», являясь одним из первых садов прикладной ботаники в Европе. Специалисты составляли медицинские и фармацевтические руководства — «лечебники», «травники», изготавливали лекарства, изыскивали методы лечения различных заболеваний.

    Университетов в XVII в. в России не было. Более того, до конца века не имелось светских школ, а в монастырских училищах и церковных школах преподавание естественнонаучных дисциплин не допускалось. И лишь в 1678 г. в Сла-


    381

    вяно-греко-латинской академии в Москве стали преподаваться основы естественных наук, курс «естественной философии, или физики». В среду образованного русского общества через академию проникали естественно-научные представления, идеи ученых европейского Возрождения — о сущности и законах движения, о строении человеческого тела, кровообращении и т.д. Это было первое высшее учебное заведение России, созданное греками, братьями Лихудами — Иоанникием и Софронием. Самым знаменитым учеником академии стал М.В. Ломоносов.

    В XVII в. положение церкви в обществе становится уже иным, чем, например, в XV-XVI вв. Это время ознаменовано началом процесса постепенного освобождения общественного сознания от влияния религии и церкви, развитием вне- церковных, светских элементов культуры. Появляется скептицизм по отношению к официально-церковному культу, народ не торопится на церковные службы, церковь не может влиять на прихожан, как прежде.

    В литературе оформляется демократическое, светское направление. Об «обмирщении» культуры свидетельствует развитие общественной мысли, выдвигаются идеи абсолютизма. Первые ростки светского характера проявляются во внимании к взаимоотношениям людей. Повести биографического типа делились на поучительные жития-автобиографии и повествования полусветского, а затем и светского характера, проникнутые средневеково-традиционной моралью («Повесть о Горе-Злосчастии», беллетристическая «Повесть о Савве Груд- цыне»). Повествование смелее отрывается от исторической канвы и переходит к сюжетосложению. В конце XVII в. возникают сатирические повести с элементами литературной пародии («Повесть о Ерше Ершовиче», «Служба кабаку», «Шемякин суд»). В жанре демократической сатиры высмеиваются церковные и государственные порядки: церковная служба, судопроизводство, Священное Писание. Острые сложнобытовые ситуации описываются в бытовых повестях, герои которых обыкновенные люди («О Фроле Скобееве»). Действенной стороной литературы являются ее высокая нравственность, проявление сочувствия к людям, патриотизм.


    382

    Процессу отделения светской литературы от церковной способствовало проникновение с Запада через Украину, частично воссоединившуюся с Россией, рыцарских романов (о Бове- королевиче, о Еруслане Лазаревиче и др.).

    Появляется жанр мемуара. «Житие Аввакума» повествовало о многострадальной жизни борца за свои идеи, утверждало человеческое достоинство личности. Произведение насыщено злободневной полемикой, ярким изображением социальной и идеологической борьбы. Написанное живо, эмоционально, оно сыграло большую роль в развитии русского литературного языка.

    Содержание народного творчества определялось напряженной общественной жизнью этого мятежного века. Все исторические события получили свое отражение в фольклоре. Социальная тема, характерная для XVII в., прозвучала в пословицах. Былинные записи, сделанные в XVII в. (об Алеше Поповиче, о Тугарине Змеевиче, о Ставре Годиновиче, о Михаиле Потыке и др.), дают представление о былинном стиле века. Это живой разговорный язык эпохи, отличающийся от языка памятников XII—XV вв. В литературе на бытовые темы появляются любовная интрига, психологические мотивировки поведения («Повесть о Марфе и Марии»). «Повесть о Фроле Скобееве» — первая плутовская новелла. Поучительные вирши Симеона Полоцкого, Кариона Истомина отличались богатством тематики, несли много знаний, являлись своеобразной энциклопедией, и в то же время это была поэзия, проникнутая просветительским духом, желанием передать знания другим. Средние слои населения проявляют огромный интерес к просвещению, освобождаясь от церков- но-схоластического мировоззрения.

    Смутное время разорило русские города. Москва поражала развалинами. Только в 1620-х гг. возобновляется деятельность Приказа каменных дел. В Москву стекаются работные люди для восстановления стольного града. Первым возводится в Кремле трехэтажный каменный Теремной дворец (1635— 1636 гг.) для повседневной жизни самодержца. Строили его русские зодчие Б. Огурцов, Т. Шарутин, Л. Ушаков под присмотром государева мастера Антипы Константинова. Это


    383

    было крупнейшее светское сооружение начала XVII в. Отказ от привычных деревянных хором знаменовал собой не только начало ломки устаревших бытовых традиций, но и достижения строительной техники.

    В знакомстве русских зодчих с западноевропейскими строительными новшествами значительная роль принадлежала Приказу каменных дел. Этот архитектурно-строительный центр руководил строительством оборонительных, светских и культовых построек как в Москве, так и в провинции.

    Острые социальные столкновения середины XVII в., восстания горожан, бунты стрельцов закончились рядом побед посадского люда. Земский собор принял новый свод законов — Соборное уложение 1648-1649 гг., которое закрепило права посадского населения на «вольный торг» — городские ремесла и торговлю. Создались предпосылки для распространения частновладельческого каменного строительства. В Москве, Пскове, Новгороде и других крупных городах на богатых купеческих дворах появляются каменные постройки, возводившиеся прежде всего для сбережения нажитого добра от огня и лихих людей. В Кремле строились каменные хоромы на дворах бояр И.Б. Милославского, Ф.И. Шереметева, на московских улицах — палаты князя Б.А. Голицына, бояр Н.И. Романова, В.И. Стрешнева, Б.И. Хитрова и других.

    Становление «всероссийского рынка» и расширение торговли с зарубежными странами сопровождались строительством гостиных дворов. В центре торговой жизни Москвы — Китай-городе — возводится новый Гостиный двор (1661— 1665 гг.). С 1667 г. начинают проектные работы по сооружению гостиных дворов в Архангельске, единственных тогда «морских воротах» России.

    Развитие просвещения и грамотности содействовало расширению Печатного двора, который в середине века превратился в крупное предприятие мануфактурного типа. Было построено новое здание типографии длиной более 60 м, в центре возвышались роскошно украшенные ворота с шатровым завершением высотой около 30 м, скульптурное их убранство завершал российский герб.

    Во второй половине XVII в. Пушечный двор представлял собой крупное предприятие, окруженное каменной стеной,


    384

    в центре двора — производственные помещения, кузницы. Здесь было организовано важное военное производство. В зданиях Кадашевского хамовного (ткацкого) двора в Москве производственные строения сочетали традиционные приемы с новаторскими, проявлялись принципы рационализма.

    Светское начало проникает в культовые постройки, архитектурные формы которых отражают общие тенденции к нарядности, обогащению декоративных средств, включению западноевропейских ордерных деталей. Борьба нового и старого захватывает духовную жизнь. Церковь все больше теряет свои позиции, отступая перед натиском просвещения. Возросшая политическая и экономическая сила посада сказалась на увеличении количества каменных приходских церквей, строившихся на «сборные деньги» и воплощавших идеалы посадского люда. Богатство и красота становятся синонимами. В архитектуре храмов сказочная народная праздничность переплетается с кичливым купеческим богатством, желание украсить божий дом сочетается со стремлением превзойти родовую знать. Изукрашенные храмы, полные противоречий, как и эпоха, их породившая, возводились не только в стольном граде, но и в других торговых городах: Муроме, Великом Устюге, Каргополе, Костроме и других. В царство святых небожителей и легендарных библейских событий проникает живое мирское начало. Стройные колокольни, уютные крылечки, обширные трапезные, «кружевные оборки» из кокошников, завершенные группой куполов, взывали к радостям мирской жизни.

    Похожая на ювелирное изделие церковь Троицы в Никитниках в Москве (1631-1653 гг.) строилась на средства богатейших купцов Никитниковых. Здесь зодчие как бы объединяют живописные начала псковской школы с праздничностью и нарядностью народной культуры. Церковь в Никитниках и аналогичные ей московские храмы (Троицкая в Останкине, церковь Николы в Берсеневе, Рождества Богородицы в Путинках) во многом определили архитектурный стиль середины XVII в., получивший широкое распространение в провинции.

    В далеком Великом Устюге обеспечением купца Никифора Ревякина возводится «на торгу» каменная церковь Вознесения.


    385

    Фантазия зодчих, талант народных мастеров, создавших храм, предназначенный именно для человека, проявились в узорной, технически безупречной кладке из лекального кирпича, в замечательной облицовочной керамике и в превосходных кованых решетках. Крупные промышленники, знатные купцы Великого Устюга степенно поднимались на второй этаж и через большие проемы словно из театральной ложи взирали сверху на простой люд и богомолье.

    Ансамбль Троицкого монастыря в Муроме (1642—1648 гг.) возведен на деньги купца Тарасия Борисова. Женская обитель по нарядности скорее похожа на светское дворцовое строение. Редкостен по тематике и художественности изразцовый убор Троицкого собора того же монастыря. Цветные ленты, опоясывавшие храм, имели смысловое содержание. Здесь легендарно-сказочные сюжеты, фигуры райских птиц, двуглавые орлы и грифоны, драконы чередовались с реалистическими изображениями воинов. Всадники с копьями, слитые в монолитное войско, все чаще проникали в иконопись. Социальное разделение и укоренившиеся бытовые устои находили отражение в плановой организации храмов различных общественных слоев населения.

    Общие стилевые черты архитектуры XVII в. обогащались местными художественными традициями. Заслуживает внимания архитектурные памятники Среднего Поволжья и особенно Ярославля — города на скрещении торговых путей из Москвы в Архангельск и Астрахань, переживавшего в

    1. в. свой «золотой век».

    «Ярославль строением церковным вельми украшен и посадами велик», — записано в «Книге Большому чертежу», замечательном географическом документе 1627 г. Назовем лишь некоторые. Церковь Ильи пророка (1647—1650 гг.), сооруженная во дворе именитых купцов Скрипиных. К особенностям ярославской школы следует отнести сочетание архаичных приемов с современным декоративным убранством, стремление к живописности, монументальности и нарядности.

    Эти противоречивые тенденции четко выражены в культовом комплексе слободы Коровники. Первый храм здесь возводят в 1649—1654 гг., это храм Иоанна Златоуста. Второй —


    386

    Владимирский — возводят в 1669 г. В промежутке между строительством этих церквей была сооружена колокольня. Необычайно стройный восьмиугольный столп одной из красивейших шатровых колоколен XVII в., возвышающийся над главами церквей, объединил всю композицию. Величественный ансамбль, обращенный в сторону Волги, поражает своей уравновешенностью, сочетающей закономерность геометрических форм с живописностью. Несмотря на обилие декоративных форм, остается уникальной и величественной церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 гг.), выстроенная на средства прихожан. В ярославские росписи также проникают светские начала. Монументальный стиль отрешенной от жизни религиозной стенописи уступает место повествовательно-житейскому письму. Библейские темы приобретают характер назидательной бытовой новеллы, поучительной притчи.

    К середине XVII в. шатровые храмы все чаще возводятся ради выразительности силуэта, полюбившегося народным мастерам, начинают приобретать декоративный характер, не отражая идей, связанных с укреплением государства как в

    1. в. Борьба церкви с усилением самодержавной власти отражена в комплексе построек Митрополичьего дома в Ростове Великом (1670—1683 гг.). Архитектурные образы прошлого как бы напоминают о былом величии церкви. Высокие крепостные стены с башнями на углах — символ духовной твердыни. Часто этот двор называли Ростовским кремлем.

    Реакционная церковно-феодальная культура все еще тормозила общественное развитие, но уже не могла сдержать ход истории. Расширялся круг образованных, культурных людей, особенно среди посадского населения. Воссоединение с Украиной в 1654 г., возвращение белорусских земель способствуют укреплению культурных связяй братских народов. Украинские ученые-богословы пишут свои труды в России, белорусские резчики, хорошо знакомые с западноевропейскими архитектурными формами, работают над иконостасами московских храмов. Идет обмен зодчими между Москвой, Киевом, взаимное обогащение архитектуры. Интерьеры храмов начинают терять замкнутость, отрешенность от реального мира.


    387

    Меняется фасадное убранство храмов. Праздничный декор подчиняется законам симметрии и приобретает торжественность.

    Искусство периода заката древнерусского зодчества и зари русской классической архитектуры, как и вся эпоха на рубеже XVII-XVIII в., полно противоречий, что нашло отражение в обилии различных видов храмов.

    Памятники, в которых особенно проявились черты нового, иногда условно называют московским, или нарышкинским, барокко. Этому способствовал декоративный характер архи- тектурно-скульптурного убранства, широко использующего ордерные детали. Его распространение связано прежде всего с Москвой и Подмосковьем, широко образованными людьми, стремившимися применить достижения западноевропейской культуры для преодоления технической отсталости и косности древнерусского быта. В городских домах и усадьбах Нарышкиных, Голицыных можно было встретить западноевропейские произведения искусства, выполненные в стиле барокко.

    Наиболее органично тип такого сооружения выражен в архитектуре храма Покрова (1693—1694 гг.) в Филях, под Москвой, где использован мотив узорных парапетов, характерных для западноевропейских и украинских барочных построек. В архитектурном убранстве храма ощущается воздействие светского мировоззрения. Интерьер, лишенный религиозных росписей, благодаря пышности золоченых иконостаса и ложи приобрел дворцовый характер. В бывшей вотчине князя Б.М. Лыкова под Москвой новыми владельцами Нарышкиными сооружается храм «под колоколы» — церковь Троицы (1689-1704 гг.). Крепостной зодчий Я.Г. Бухвостов проявил себя при строительстве этого храма как опытный каменоде- лец, знакомый с зарубежной архитектурой и обладавший большим художественным вкусом. Его творчество дает представление об уровне профессиональных знаний каменных дел русских мастеров в конце XVII в.

    Умение использовать новые декоративные детали для зданий привычных типов отличает еще одну постройку Я.Г. Бухвостова — Успенский собор в Рязани (1693—1699 гг.). Здесь


    388

    зодчий придал храму вертикальную устремленность и внес в его облик элементы светской дворцовой архитектуры.

    Общие тенденции в XVII в. к вертикальным композициям находят выражение в развитии колоколен. Блестящим примером мастерства русских зодчих конца XVII в. является колокольня Новодевичьего монастыря в Москве.

    Рационализм проявляется в ряде градостроительных указов. Правительство принимает меры к переходу в городах к каменному строительству, чтобы уменьшить опасность пожаров. Все это способствует развитию в конце XVII в. каменного частновладельческого строительства. Кирпичные палаты возводятся не только в Москве, Новгороде, Пскове, торговых приволжских городах, но и в далекой Вологде, в сибирских вотчинах Строгановых, в затерявшихся среди дремучих лесов городках.

    Элементы светского художественного мировоззрения проникают и в монастырское строительство. Красочность архитектурных форм дополнялась яркой окраской стен, тонким узором резных наличников. Приметы «обмирщения» культового зодчества видны и в интерьерах трапезных палат и храмов. Церковь, борясь за влияние на души верующих, использует новые средства для утверждения своей власти.

    Постепенная эволюция религиозного мировоззрения сопровождалась распространением научных знаний. На Русь все больше проникают иностранная научная литература и различные практические руководства. Государевым мастерам уже были знакомы трактаты Джакомо Виньолы, Скамоцци, Ганса Блюма и других. Появляются и первые отечественные руководства по архитектуре и строительству. Завершает развитие архитектуры XVII в. ансамбль светских зданий на Красной площади в Москве. В 1680 г. над Воскресенскими воротами Китай-города надстраивается палата, и они завершаются двумя каменными шатрами. Боевые ворота превращаются в своеобразную триумфальную арку, оформлявшую парадный въезд на главную площадь Москвы. Возводится Земский приказ, примыкающий к Воскресенским воротам со стороны Красной площади. Напротив него, за Казанским собором, был построен Монетный двор. На сохранившейся закладной пли


    389

    те написано: «Построен сей двор ради делания денежной казны в 1697 г.».

    В XVII в. древнерусское зодчество подготовило почву для нового художественного мировоззрения. Накопление прикладных и теоретических знаний способствовало совершенствованию строительной техники, меняло методы производства. Несмотря на декоративность архитектурных форм, в основе которых лежали европеизированные классические образцы, русские мастера XVII в. сохраняли присущую древнерусскому зодчеству тектоническую выразительность и принципы размещения декора, отличающиеся от западноевропейского барокко.

    На рубеже XVI—XVII вв. в Москве оформились два течения в живописи, условно называемые фамилиями их ревностных сторонников: «годуновским» и «строгановским». Первое тяготело к строгому стилю икон и монументальных росписей предшествующего века («Троица», Фрески Смоленского собора, Новодевичьего монастыря в Москве). Но эта живопись не была лишена царственной пышности, при иллюстрировании псалтырей возвращались к старой традиции оформления рукописей рисунками на полях.

    Интересное течение в древнерусской живописи, получившее название «строгановских писем», отличалось необычайной миниатюрностью изображения фигур, высотой в один- два сантиметра. Эти иконы писались для знаменитых гостей Строгановых. Кроме миниатюрности эти иконы отличают обилие золота, плотная, как на эмалях, цветовая гамма. Иконы предназначены для любования вблизи, как произведениями ювелирного искусства. Образцом живописи «строгановской школы» специалисты называют икону, написанную Никифором Савиным в первой четверти XVII в. Эта икона Иоанна Предтечи демонстрирует тенденцию к предельной детализации и конкретизации изображения.

    К 1640 г. живописное художественное творчество заметно оживилось, требовалось большое количество художников. Центром художественной жизни стала Оружейная палата, куда приглашались опытные мастера живописи, вызывались художники из Новгорода, Ярославля, Владимира, Костромы и


    390

    других городов. Наблюдается развитие реалистических черт в стенной живописи. Наибольшей известностью пользуются фресковые росписи Ярославля. Самая замечательная из них — стенопись церкви Ильи пророка (1681 г.). В этих фресках ярко выражен интерес к жизни и окружающему миру.

    Искусство демократизируется, становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. В иконах, рассчитанных на восприятие издали, формы становятся крупнее, линия — энергичнее. Монументальная живопись развивается под заметным влиянием иконописи и западноевропейской гравюры. Религиозные сюжеты становятся иногда только поводом для изображения исторических и бытовых сцен. Художники охотно рисуют юношеские типы и избегают изображать стариков, вводят изображение обнаженного тела. Земля во фресках населяется цветами, деревьями, птицами, на ней появляются реки, моря, облака.

    В живописи XVII в. появился новый жанр — портрет («парсуна»), До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам и их работы мало отличались от икон. Позднее, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи, где точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры.

    Крупнейшим мастером живописи XVII в. был
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   51


    написать администратору сайта