Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), один из основоположников немецкой литературы Нового времени, разносторонний ученый. Лирика Гёте этого периода — одна из самых блестящих страниц в истории немецкой и мировой поэзии. Его творчество порой противоречиво, как и эпоха, в которой он творил. Но трагедия «Фауст» подводит итог развитию всей европейской просветительской мысли XVIII в. и предваряет проблематику XIX в. В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека: «Вечно зелено дерево жизни». Гете понимает, что новое буржуазное общество, создаваемое на развалинах феодальной Европы, далеко от идеала. Несмотря на сложный комплекс проблем XIX в., Гёте сохраняет оптимизм, надеясь, что на свободной земле свободный труд дает свои плоды. 213 Франция в начале XIX в. живет напряженной политической жизнью. Революционные идеи становятся основным стимулом развития культуры этого времени, они обуславливают и направленность искусства — революционного классицизма. Художники, как и литераторы, в поисках гражданских идеалов обращаются к античности, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии. Таким мастером и организатором культурной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748-1825), который свое творчество связывал с Великой французской буржуазной революцией. Классицизм становится ведущим стилем и в архитектуре, где был проявлен интерес к зданиям утилитарного назначения, получает развитие мемориальная архитектура. Величие призвано было стать свойством зданий самого разного назначения. Для этого архитекторы часто использовали древнеримские архитектурные формы. Наполеон, например, не жалел денег, чтобы создать впечатление могущества империи, ее блеска и славы, заказывая архитекторам массивные, величественные здания. Одним из наиболее важных художественных и философско-эстетических направлений в культуре Франции первой половины XIX в. был романтизм, который носил противоречивый характер и в течение полустолетия претерпел существенную эволюцию. Французский романтизм стал отражением непоследовательности и незавершенности буржуазно-демократического движения XIX в. Романтики не смогли в достаточной мере уяснить себе историческую ситуацию своего времени. Поэтому их положительные идеалы абстрактны и расплывчаты, а критическое отношение к действительности в целом не выходит за пределы буржуазных форм жизни. Французские романтики-теоретики не оставили систематических трудов. Их творческие взгляды уложены в манифестах, предисловиях, критических статьях и т.д. Новая эстетическая программа французского романтизма была выдвинута в конце 1820-х гг. кружком прогрессивных романтиков во главе с В. Гюго (А. Мюссе, Жерар де Нерваль, А. Дюма, П. Мериме, Э. Делакруа). Порвав с абсолютизмом 214 и дворянской партией, новое поколение романтиков подвергло острой критике классицизм XVII в. и выдвинуло требование «14 июля в литературе», в котором были поставлены задачи изображать правду, воспроизводить местный колорит, специфические особенности национальной истории. С наибольшей силой новые идеалы романтического движения проявились в театре. Большая роль в развитии эстетики XIX в. принадлежит французскому художнику Э. Делакруа (1798-1863), в статьях, письмах которого выражены демократические идеи первой половины века. Как Гюго в литературе и театре, так и Делакруа в живописи выступает с резкой критикой классицизма. Делакруа был одним из образованнейших художников своего времени. Его литературное наследие, его мысли о цвете и композиции питали не одно поколение художников. Официальные круги считали Делакруа опасным художником, его картины изгонялись из Салона, как и картины тех, которых можно было заподозрить в реализме. В середине XIX в. обнаруживается неспособность романтизма овладеть жизненным материалом, стать «новым» искусством, в котором нашли бы отражение проблемы современности. Романтизм, отвергая современную действительность как вместилище пороков, бежит от нее, совершая путешествия во времени и пространстве. Этому времени присуще признание личности художника, эстетизация мировоззрения, уход в собственный внутренний мир, в иное время. Не находя опоры в настоящем, романтизм манипулирует временным потоком. Их французские потомки, равно как немецкие и английские, не принимают буржуазного прогресса, но одни из них видят выход в возвращении к докапиталистическим порядкам, а другие — в создании новых условий общественной жизни, идеал которой еще не ясен. Завоевания великих романтиков-музыкантов становятся общественным достоянием более позднего времени. Музыка, как и все искусства, тоже стремится выйти из берегов классицизма. И эта тенденция укрепляется, кроме того, наблю 215 дается компромисс между школами предшествующего периода и новыми направлениями, на почве которого вырастают великие имена музыкальной культуры Европы XIX в. Немецкий композитор, выразитель эстетики романтизма Р. Шуман (1810—1856), творчество которого бросило вызов духовной нищете мещанской Германии 20-40-х гг. XIX в., вошел в историю музыки как смелый новатор, стремящийся передать драматургию жизни. Все творчество музыканта связано с народно-бытовым искусством, традициями немецкой музыкальной классики. Другим великим немецким композитором, дирижером, музыкальным писателем и театральным деятелем был Р. Вагнер (1813—1883). Ему принадлежала выдающаяся роль в реформе оперного искусства. Обширна и разнообразна его литературная деятельность. Он автор оперных либретто, драм, музыкально-теоретических работ, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии. Все творчество Вагнера является грандиозным зеркалом его жизни. Ему выпала судьба быть изгнанным из своей страны за участие в революции, пережить нужду и интриги, клевету и оскорбления. Но благодаря поддержке короля-поэта Людвига Баварского, который сумел понять и защитить гениального музыканта, Вагнер пережил полный триумф. Искусство французского композитора Г. Берлиоза (1803— 1869) во многом родственно творчеству В. Гюго в литературе и Э. Делакруа в живописи. Он смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии, тяготел к театрализации симфонической музыки, к грандиозным масштабам сочинений. Так, на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». Представителями романтического направления был польский композитор и пианист Ф. Шопен (1810—1849) и венгерский композитор, пианист и дирижер Ф. Лист (1811-1886), которые представляли не только европейскую, но и мировую культуру. В 30—40-е гг. XIX в. в европейской культуре как самостоятельное течение утверждается критический реализм. В своем 216 исторически конкретном значении термин «реализм» обозначает направление литературы и искусства, возникшее в
Но среди всех наследие О. Бальзака принадлежит к лучшему, что создано в реалистической литературе. Он был хорошо знаком с философией и естествознанием своей эпохи, к действительности подходил как аналитик, как исследователь, а себя называл «доктором социальных наук». Главным для писателя он считал стремление прийти к синтезу путей анализа, описать и собрать воедино основные элементы жизни, ставить важные проблемы и намечать их решение, словом, воспроизводить черты грандиозного облика своего века, изображая конкретных его представителей. Что мы и видим в его «Человеческой комедии». Значение искусства в жизни общества Бальзак оценивал с позиции гуманизма, видя цель искусства в том, чтобы «улучшать нравы своего времени». В конце XIX в. литература скандинавских стран, в частности произведения норвежских писателей Г. Ибсена и К. Гамсуна, становится известной всему миру своим бунтом против обывательской среды, своими социально-критически- ми взглядами. В музыкальном искусстве XIX в. творчество великого итальянского композитора Дж. Верди (1813—1901) достигло вершин реализма. Национально-освободительному движению Италии композитор посвятил свои героические оперы. Боль 217 шой оперой называют такие творения Верди, как оперы «Дон Карлос», «Аида», музыкальную драму «Отелло» и комическую оперу «Фальстаф», созданные на сюжеты Шекспира. Во Франции высшим достижением музыкального оперного искусства времен реализма признано творчество Ж. Бизе. Его оперы «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле», «Кармен» до сих пор не сходят со сцен мировых оперных театров. Наиболее полно принципы критического реализма раскрываются в живописи Франции. Г. Курбе называет свою выставку «Павильон реализма». Авторами жанровых картин являются Ж. Милле, Э. Мане. В реалистической манере передачи природы работают К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсаро, А. Сислей; в области скульптуры: О. Роден во Франции и К. Менье — в Бельгии. Крупных представителей реализма выдвигают и другие национальные школы — в Германии, США, Чехии. Во второй половине XIX века в литературе и искусстве появляется новое направление — символизм. Представители его объявили себя певцами «заката», «упадка», «гибели», художниками безнадежности и разочарования. Внешний образ мира, «видимость» символисты противопоставляли внутренней сущности и говорили, что свою задачу они видят в познании и художественном воспроизведении этой сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не логике. Главой французского символизма стал поэт С. Малларме (1842—1898), однако высший художественный взлет этого течения проявился в творчестве П. Верлена (1844-1896) и А. Рембо (1854—1891). Лирика Верлена воспринималась как принципиально новое явление и по сей день остается одной из вершин французской поэзии, хотя огромному дарованию Верлена было явно тесно в рамках символистской поэтики. А. Рембо пытался согласовать лирику с живописью и в знаменитом «Цветном сонете», подыскивая цветовые эквиваленты гласных (А — черный, Е — белый, И — красный, У — зеленый). В лучших своих стихах он добился блистательной оригинальности и лирической насыщенности («Пьяный корабль», «Руки Жанны-Мари»). 218 Возникнув во Франции, символизм быстро распространился по Европе. Европейский символизм выдвинул несколько значительных художников. К их числу принадлежат швейцарский живописец А. Беклин, австрийский драматург Г. Гофмансталь и близкий символистам поэт Р. Рильке. В 80-90-е гг. символизм появляется и в Англии, где его самым значительным представителем был О. Уайльд (1854— 1900). Он разработал основы эстетики символизма, но занял видное место в истории литературы прежде всего как сатирик и обличитель индивидуализма. Уайльдовские сказки и сатирические пьесы зло высмеивали лживость английских понятий достоинства и аристократизма («Портрет Дориана Грея»), На протяжении всей своей недолгой жизни Уайльд подвергался травле, которая завершилась в 1895 г. скандальным судом над писателем и тюремным заключением. Во второй половине XIX в. складывается еще одно новое направление в литературе и искусстве Европы и США — натурализм. Объектом натурализма являются человеческий характер, беспристрастное воспроизведение наблюдаемой реальности. Натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была противопоставлена ненаучным методам познания. Задача натурализма заключалась в научном изучении человеческого характера. Художественное произведение рассматривалось как человеческий документ. Натурализм сформировался во Франции. Его философской основой явились позитивизм философа О. Конта и эстетические теории историка И. Тэна. Литературными предшественниками этого течения были Ж. Шанфлери, Л. Дюранти, Т. Флобер, а также братья Э. и Ж. Гонкуры. Но окончательно натурализм оформился с приходом в литературу Э. Золя. В середине 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. Гонкур, А. Доде и др.), отягощенная внутренними противоречиями и борьбой. В конце 80-х гг. школа распалась. Натурализм утратил четкость теоретических принципов. 219 В свете французского опыта натурализм в Германии погрузился в социальную жизнь под знаменем беспощадной правдивости любых сторон действительности. Крупным достижением натурализма стали драмы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца» и «Ткачи». В Англии натурализм повлиял на творчество Дж. Мура, И. Гиссинга. В США натурализм приобрел острую социальную окраску в работах С. Крейна, Ф. Норриса, X. Гарленда. Аналогичное развитие натурализм получил в Италии, Испании, Бельгии. Творчество ведущих представителей натурализма имеет многие аналогии в изобразительном искусстве. К этому кругу относятся: во Франции — Э. Манэ, Э. Дега, А. Тулуз — Лотрек, Т. Стейнлен; в Бельгии — К. Менье, П. Полюс; в Германии — М. Либерман, Г. Бартельс, К. Кольвиц, в Италии — представители веризма — направления, увлеченного сюжетами о простых людях. В европейском и американском искусстве постепенно натурализм стал сочетаться с академической идеализацией, породил многочисленные разновидности салонного искусства. Характерным явлением стало снижение исторических, аллегорических жанров, пристрастие к жестокости и насилию. Именно это течение получило развитие в массовой культуре буржуазного мира. В XIX в. новые веяния проникают и в европейский, прежде всего французский, театр, который развивается в тесном контакте с литературой. В конце романтического периода в европейском театре возникает определенный застой, но он продолжается недолго. Во второй половине века выдвигаются новые режиссеры, чьи искания тесно соприкасаются с кругом тем и идей современной литературы. Возникают новые театральные ансамбли, меняются принципы сценического оформления и актерской игры. Новый театр прокладывает себе дорогу в борьбе с двумя очень сильными противниками: мещанской драматургией «хорошо сделанной пьесы» и духом бессодержательного академизма, господствовавших на сценах крупнейших театров Европы. С середины XIX в. в театрах утвердилась так называемая 220 «формула Скриба». Эжен Скриб (1791-1861) и его последователи создали пьесы с остроумной интригой, живо очерченными характерами, точно обозначенными внешними приметами жизни, но внутренне — пустые и бессодержательные. Разновидностью «хорошо сделанной пьесы» была сентиментальная драма в духе знаменитой «Дамы с камелиями» Дюма-сына. В театрах же, культивировавших академизм, прежде всего в «Комеди Франсез» искусственно поддерживались принципы, восходящие к XVIII в., к Корнелю и театру классицизма. В то же время в XIX в. в «Комеди Франсез» работал целый ряд выдающихся актеров — Эдмон Го, Коклен-старший, Жан Муне-Сюлли. Их стараниями поддерживались традиции трагической игры, а Коклен был одним из лучших исполнителей мольеровских ролей. Одно время в «Комеди Франсез» выступала великая французская актриса Сара Бернар (1844—1923), необычайно свободно владевшая актерской техникой. В XIX в. в европейском театральном искусстве появились и независимые театры. В борьбе за новый репертуар и новые сценические принципы такие театры опирались на теории Золя и Роллана. Во Франции это был прежде всего театр Андре Антуана (1858-1943). Основатель труппы и ее участники не были профессиональными актерами. Антуан был служащим пассажирского Газового общества. В 1887 г. он ставит «Сестру Филомену» Гонкуров, а в 1888 г. — «Власть тьмы» Толстого, принесшую Свободному театру европейскую известность. Конец XIX в. ознаменовался изобретением нового средства массовой коммуникации, сыгравшего огромную роль в духовной жизни XX в. — кино. Первая экспериментальная демонстрация фильмов братьев Люмьер состоялась 22 марта 1895 г. Это были фильмы «Выход рабочих с фабрики», «Завтрак ребенка» и другие.
221 мере выделилась из богословия и публицистики. Первая половина века была временем господства в ней романтизма. Лучшими представителями американского романтизма можно считать В. Ирвинга и Ф. Купера. Ирвинг, разносторонний писатель, черпавший многие сюжеты из колониального прошлого Америки, положил начало американской новелле (короткий рассказ), которая в XIX в. стала национальным литературным жанром. Купер ввел в мировую литературу американских индейцев, а романами о войне за независимость положил начало американскому роману. К концу жизни Купер в ярких сатирических произведениях (например, «Моникины») разоблачал американский общественный строй, правда, с консервативных позиций. Современником Ирвинга и Купера был южанин Э. По, крупнейший американский поэт первой половины XIX в., который считается родоначальником детективного жанра в мировой литературе. В середине XIX в. на Севере развернулось интеллектуальное течение трансцендентализм, оказавшее влияние на всю американскую мысль. Его можно рассматривать как гуманистический протест против американского буржуазно-рабовладельческого общества, против кальвинистской религиозности и корыстолюбивого практицизма, пронизывавшего жизнь страны. Из этой среды вышел писатель и философ Г. Торо, обрисовавший в книге «Уолден, или Жизнь в лесу» свой уход из общества и возвращение к природе. В это же время творили два великих американских писателя, составившие литературную славу Америки. Это поэт У. Уитмен, которому принадлежат лучшие стихи о Гражданской войне, и Г. Мел- вилл — поздний американский романтик. Стихийный бунтарь, отвергший буржуазную цивилизацию, он носился по морям, жил среди туземцев Океании. Более всего он прославился романом «Моби Дик, или Белый кит» — философской аллегорией о борьбе добра и зла. Мелвилл умер забытым, но в 20-х гг. XX в. к нему пришли второе рождение и посмертная слава. Снискал популярность как в США, так и за их пределами традиционный поэт Г. Лонгфелло. Высокообразованный, 222 гуманный либерал, мастер стиха, он создавал поэмы на сюжеты американской жизни. Из обильной антирабовладельческой литературы кануна Гражданской войны наибольшую славу завоевала книга Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», изобличавшая ужасы рабства, весьма сочувственно изображавшая негров. Книга имела широчайший общественный резонанс и сыграла большую роль в борьбе против рабства, явившись более социальным, чем литературным событием. В конце XIX в. американская литература достигла новой зрелости и стала ощутимо оказывать влияние на европейскую культуру. В традиционном жанре американской прозы
На грани XIX и XX вв. в американской литературе стало утверждаться направление критического реализма. Писатели стремились исследовать реальную жизнь и положили начало американскому социальному роману, который вывел литературу США на уровень европейской. В литературу прочно входит город со всеми присущими ему язвами. Из писателей этого направления наиболее известен Т. Драйзер, который подверг беспощадному анализу экономический, общественный и частный быт капиталистической Америки. Он создал трилогию о финансисте Френке Каупервуде («Финансист», «Титан», «Стоик»), сильном, алчном капиталистическом хищнике. Американская культура уходит своими корнями в глубины народного творчества. Многие исходные элементы американского фольклора были заимствованы из Старого Света, другие возникли в Новом Свете, что в сочетании давало специфически американский продукт. Но культура широких народных масс отличалась от культуры богатой верхушки. 223 Значительное распространение имели английские и шотландские народные баллады — песни-рассказы, песни-легенды, являясь непосредственной частью народной жизни. Одним из основных элементов американской народной музыки стали пуританские хоровые гимны, распевавшиеся в колониальных церквах Новой Англии. Эти гимны оказали большое влияние на музыку негров. Негритянское народное творчество — богатейшая и самобытная часть фольклора США. Высшим его достижением считают «спиричуэлз». Это духовные гимны, исполнявшиеся хором. Текст импровизировался. Главное в «спиричуэлз» — музыка, в которой скрыт тайный смысл: во времена рабства, когда и возникли эти гимны, некоторые из них звучали условным призывом к сопротивлению. В афроамериканской среде были созданы и другие песни — песни негритянского гетто. В конце XIX в. негритянские лирические песни, «блюзы», распространяются среди белого населения. Эти светские песни, проникнутые тоской или горьким весельем, зачастую эротичны и циничны. Хотя блюзы стали американским песенным жанром уже в XX веке. Уже в середине XIX в. появляются первые признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Все настойчивее звучит критика в адрес буржуазного общества, разочарование в идеалах, утрачивается вера в жизненные ценности. Общество теряет эстетические нравственные ориентиры, падение нравов поражает, в общественной жизни ощущаются усталость и пессимизм. Буржуа в искусстве видят только сферу выгодного капиталовложения, ценят художественные произведения как престижное потребление. Мыслители порицают пошлость и лицемерие буржуазной культуры, которая приобретает в целом рационалистический характер, соответствуя капиталистической системе хозяйствования. Обществу предлагается порой уединение, в котором человек может испытать радость, тем самым возвыситься над пошлостью. Так, в философии |