Главная страница
Навигация по странице:

  • Августин Блаженный

  • Фома Аквинский

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница18 из 51
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   51
    романский. Он сложился в X— XII вв. в основном во Франции. Этот стиль явился первой художественной системой Средневековья. Он впитал элементы раннехристианского искусства, античного, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока. Три больших храма на Рейне считаются образцами романского зодчества: соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце. Они стали примером сооружения церкви — крепости Бога. Отдельные романские комплексы: церкви, замки, монастыри — сооружались среди сельского ландшафта, господствуя над округой. Облик построек романского стиля исполнен торжественно-суровой силы. Массивные, тяжеловесные стены подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами, башнями, которые являлись одним из важнейших элементов архитектурных композиций.

    Сама эпоха Средневековья способствовала сооружению мощных каменных зданий, которые при необходимости могли выполнять роль крепости. Вход обычно защищался рвами, бойницами и амбразурами в стенах. Массивные конструкции были характерны и для средневекового монастырского собора, который являлся средоточием жизни, вместилищем паломников, молящихся и работающих мастеров-ремесленни- ков. Пространственные формы создавали ощущение возвышенного. Потолки вначале были плоские, позднее внутренние помещения перекрывались каменными полукруглыми сводами.

    В раннем романском стиле господствовала настенная живопись, в XI-XII вв. ведущим декором стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, фасадные стены. В зрелом романском стиле плоский рельеф сменяется более выпуклым.

    Эпоха романского стиля также была периодом расцвета книжной миниатюры, различных отраслей декоративно-прикладного искусства: резьбы по кости, чеканки, литья, эмаль


    173

    ерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. Обработка металлов как форма искусства была широко распространена для создания церковной утвари.

    В живописи и скульптуре главное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном могуществе Божьем. Фигура Христа доминировала безраздельно. Скульптура была связана с архитектурой и не имела самостоятельности, служила декоративным эстетическим целям. Образцы романской живописи представлены абстрактными орнаментами, библейскими сюжетами из жизни святых. Фигуры стилизованные, плоские и воспринимаются как символы. Широко использовалась мозаика в оформлении романских церквей.

    Невыразительность, тяжеловесность, аскетизм романского стиля привели к кризису социального восприятия его ценностей. Европа богатела, вкусы менялись, появился заказ на более возвышенный, яркий стиль — готический. Изобретение этого термина легендарно приписывается Рафаэлю, считавшему его варварским по сравнению с итальянскими. Этот стиль также называли «стрельчатым» за форму арочного оконного проема.

    Развитие искусства готики отразило начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, светских городских, торговых и ремесленно-цеховых слоев населения. Расширялись возможности познания, эстетического освоения реального мира, особенно в области человеческих отношений, духовных устремлений. Начали интенсивно развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые и гильдейские дома, ратуши и т.д.). Складывались городские архитектурные ансамбли из культовых и светских зданий, мостов, укреплений. Совершенствовалось фортификационное строительство. Города окружались мощными стенами. Проездные башни богато украшались. В центре города, господствуя над застройкой, находился собор или замок. Замки королей и феодалов теряли неприступный облик.

    Искусство готики зародилось в Северной Франции в середине XII в. и достигло расцвета в первой половине XIII в. В культуре времени готики сохранялись феодально-церковные основы. Готика развивалась, как и романский стиль,


    174

    в областях, где господствовала католическая церковь. Готическое искусство оставалось культовым по назначению и религиозным по тематике. Ведущим типом готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры, живописи (представленной витражами). На верующих оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие несоизмеримое с человеком пространство собора, устремленные к небу башни и своды, подчинение статуй динамичным архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей.

    Синтез искусств в готике богаче, чем в романском стиле. Основным видом изобразительного искусства стала скульптура. Впервые после античной эпохи статуи и скульптурные группы на фасадах получили богатое художественное содержание. Замкнутость сменилась подвижностью фигур, возник интерес к физической красоте и чувствам человека. В искусство вошли тема материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека.

    Эпоха готики — время бурного развития книжной миниатюры, появления станковой живописи, подъема декоративных искусств, связанного с расцветом цехового ремесла: в резьбе по кости, дереву, камню, в стеклоделии, в металлических изделиях щедрое богатство декора сочеталось с блестящим мастерством и тщательностью отделки. В готике наиболее цельно отразились все средневековые представления о мире, многообразие и противоречия жизни того времени. Но готика пережила эпоху Средневековья и сохранилась в элементах современной архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства.

    В X-XI вв. христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников (эллинисты, римляне) и с иудейской ученостью. Христианская картина мира, намеченная Библией и апостолами Иисуса Христа, получает уточнение в трудах Отцов церкви. Одним из них был Августин Блаженный (354- 430), произведения которого («Исповедь» и «О граде божи- ем») являются достоянием мировой культуры. Автор целиком озадачен проблемой сопричастности Бога и человеческой личности. Человек несвободен. Все дано ему от Бога. Даже вера — дар Бога. Бог — высшее благо. В победе христиан


    175

    ства он видит смысл истории. У Августина Блаженного зарождается идея прогресса, которая становится достижением всего христианского мира.

    К доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ эпохи Средневековья Фома Аквинский (1225— 1274), вечный авторитет в области христианской философии, религии, политики, истории, права. Он ввел в христианские представления понятие естественных причин, посредством которых Бог правит миром. Философ расширил поле деятельности естествознания, высказал мнение, что наука может быть полезна, а знание укрепляет веру.

    Средневековое общество являлось очень религиозным и власть духовенства над умами была велика, а учение церкви служило исходным для всякого мышления. Все науки приводились в соответствие с христианством.

    Важным явлением стало собирание греческих и арабских рукописей, перевод их на латынь. Так, сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея были сохранены. Теология средневековой Европы оказалась наиболее развитой формой теоретического мышления и была способна обсуждать проблемы синтеза языческой философии и христианских библейских принципов, что послужило становлению научных знаний. В IX—X вв. создаются энциклопедии по различным отраслям знаний, содержащие сведения о народах мира, географии материков, океанов. Появились учебники по математике, хирургии. Но наряду с точными науками распространение получали и оккультные: астрология, алхимия, магия.

    В период раннего Средневековья активно развивалась литература: устная поэзия, героический эпос. Крупнейшим произведением англосаксонского эпоса является поэма «Бео- вульф», а скандинавского — «Старшая Эдда» — сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического, героического характера, сказаний о богах и героях. Значительное место занимают исландские саги («Сага об Эрике Рыжем»), рассказывающие об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки. Значительным памятником французского героического эпоса является «Песнь о Роланде».


    175

    Германская народная литература XII—XIII вв. подарила человечеству «Песнь о Нибелунгах», в основе которой лежат древние германские сказания. Английская литература этого периода оставила нам знаменитые баллады о Робин Гуде. Италия рождает новый стиль, прославляющий любовь к женщине. Быстрыми темпами развивается городская литература — это новое явление в западноевропейском обществе, отражающее городскую культуру со светскими элементами во всех сферах человеческой жизни.

    Городская культура зародилась во Франции в XI—XII вв. и была представлена творчеством жонглеров, актеров цирка и театра, которые выступали на городских площадях, ярмарках, празднествах и пользовались любовью народа.

    Театральные действия разыгрывались уже не на латыни, а на французском языке, и не в церкви, а на улицах, и их сюжеты давала сама жизнь. Хотя церковь поддерживала литургическую драму, но развлекательность и зрелищность начинали преобладать. Зрелища и народные пьесы ставились везде: на площадках повозок или на уличных подмостках. Появились пьесы-моралите, светские фарсы о мирских развлечениях, мораль в которых прямолинейна и назидательна.

    Средневековая музыка в основном была элементом духовной мессы, но постепенно появляется и светская, которую представляли трубадуры. Песни трубадуров сохранялись долгое время на севере Франции и во многих других странах Европы. Они рассказывают о крестоносцах, передают истории о рыцарях и их подвигах. Танцевальные песни (рондо, вире- лай) исполнялись под аккомпанемент струнного или духовного инструмента. Но с XIV в. светская музыка стала полифонической.

    Такова многогранная палитра средневековой культуры. Почти тысячу лет Западная Европа шла трудным путем ее совершенствования. Отношение к культуре эпохи Средневековья было разным. Долгое время господствовала точка зрения о темном, варварском, регрессивном периоде, в котором культура имела крайне низкий уровень в сравнении с античностью, а тем более с Возрождением. Доходило до того, что в годы Великой французской революции и наполеоновских войн


    177

    (в 1800 г.) был даже представлен проект разрушения всех готических церквей как памятников ненужного прошлого. (Как актуально это для нас, россиян!)

    Однако по этим взглядам в начале XX в. был нанесен решительный удар. В 1919 г. появилась знаменитая работа нидерландского историка культуры И. Хейзинга «Осень Средневековья». В ней автор убедительно доказал, что, во-первых, к истории средневековой Европы необходимо относиться кон- кретно-исторически, во-вторых, учитывать особенности этнической характеристики культуры, в-третьих, видеть реальный прогресс культуры на земле Европы как единственного центра развития человечества.

    Сегодня общепризнано, что средневековая культура была исторически закономерным этапом в развитии человечества. В недрах средневековой схоластики, в науке народов Ближнего и Среднего Востока, в борьбе философских и религиозных течений раскрывались новые важные стороны восприятия человеком мира. Эпоха Средневековья — время трудных поисков, напряженной духовной жизни, наполненной противоречиями, но эта эпоха — следующая ступень в развитии культуры всего человечества. Для средневекового миропонимания характерно и стремление постичь общие закономерности, увидеть внутреннюю гармонию за пестротой и противоречивостью реального бытия. Возникли новая парадигма мышления, дисциплинарная структура познания. Стремясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных знаний, с помощью христианского догматизма, культура Средневековья породила новый городской образ жизни, новую экономику, новые художественные стили. Средние века оставили человечеству университет как школу научного познания и образования.

    Существенной стороной средневековой культуры было эстетическое выражение социального неравенства, страданий и тягот простых людей. Появляются новые формы и жанры, новые направления в литературе. Средневековье вывело человечество из мрака разрушения, связанного с гибелью античного мира. Огромное значение для прогресса мировой культуры имело зарождение новых реалистических тенденций,


    178

    несмотря на то, что средневековый мир, его жизнь были насыщены религиозными представлениями.

    Полная острых противоречий многогранная культура Средневековья развивалась в борьбе между спиритуалистическими и гуманистическими тенденциями. Особый интерес представляет гуманистическая, по существу своему народная сторона средневековой культуры, связанная с реалистической основой художественного творчества. Она играла ведущую роль на протяжении всей эпохи и во многом определяла значение вклада, который внесла эпоха Средних веков в мировую художественную культуру. Средневековье было последней порой расцвета ремесленного труда, еще не утратившего художественного характера, труда, проникнутого жизнерадостным поэтическим духом народной фантазии.

    В монументальной архитектуре эпохи Средневековья не только воплощалась религиозная фантастическая сторона, но и ярко, сильно олицетворялась творческая воля человека, могущество труда большого коллектива. Синтез пространственных искусств, эмоциональная многогранность образов являются крупнейшим завоеванием средневекового зодчества, наивысшими достижениями культуры этой эпохи, принадлежат классическим сокровищам мирового искусства.



    Культура эпохи европейского Возрождения и Реформации

    Возрождение как «величайший переворот в развитии мировой культуры». Зарождение капиталистических отношений. Городской характер и специфические черты культуры Возрождения. Светские начала, гуманизм, индивидуализм культуры. Итальянское Возрождение. Французский Ренессанс. Северное Возрождение. Титаны Возрождения. Рождение эмпирической науки. Свободомыслие и инквизиция. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Утопизм. Социально-экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации. Немецкий гуманизм и культурная реформа. Вожди Реформации: Лютер, Кальвин, Мюнцер. Протестантская мораль и становление личности нового типа. Свобода совести. Труд как долг; доход как цель жизни. Реформация и ранние буржуазные peвoлюцuи. Контрреформация и становление абсолютизма. Религиозные войны и их негативное влияние на развитие культуры. Книгопечатание. Великие географические открытия и колонизация Нового Света.

    Культура Возрождения возникла в наиболее экономически развитых странах Западной и Центральной Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии), когда старые феодальные отношения разлагались и начали появляться первые ростки раннего капитализма (торгового), а из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. Эпоха Возрождения — это переход от эпохи Средних веков к Новому времени, от общества феодального — к буржуазному, который был связан с коренными социаль-но-экономическими сдвигами в европейском обществе XIV—XVI вв.

    Представление о Возрождении имеется уже у деятелей этой эпохи. Наиболее отчетливо оно сформулировано итальянским живописцем и историком искусства Джорджо Вазари


    180

    (1511—1574) в его труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он впервые употребил термин «возрождение» (rinascita), обозначавший у него всестороннее развитие нового искусства, базирующегося на изучении природы.

    Художники, писатели, ученые эпохи Возрождения называли себя гуманистами, так как вместо средневекового внимания на Боге (divina studia) поставили в центре своего мировоззрения человека (humana studia).

    Наиболее отличительные черты культуры Возрождения — светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его (отсюда и название «Возрождение»). Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения: городская интеллигенция — поэты, художники, филологи, философы — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и все человеческое, противопоставлялись схоластическому изучению «божественного». Их называли гуманистами. Они выступали против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Гуманисты подвергли критике авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль, провозгласили право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. Центром мироздания был объявлен человек, его внутренний мир, переживания. Его земная жизнь становится главной темой литературы и искусства.

    Новая культура — названная культурой Возрождения (Ри- нашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке), возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в Европейский континент. На смену средневековой шла новая, светская, свободная от церковной догматики и схоластики гуманистическая культура. Назревала необходимость разрушения старой художественной системы. Светское начало вытесняло религиозное; интерес к реальной жизни, к ее проявлениям одерживал победу над религиозными пред


    181

    ставлениями, личное творческое начало брало верх над безличными сословными традициями и предрассудками.

    Социально-экономические предпосылки коренных изменений в европейской культуре эпохи Возрождения основывались на достижениях торгового капитализма, особенно на успехах предприимчивых итальянцев. Ведь именно в этот период «генуэзский купец» и «венецианская торговля» стали общепризнанными. Доходы от торговли быстро создавали богатство. Но деньги требовали применения не только в торговле или мануфактурном обороте. Часть их стала превращаться в предметы искусства, роскоши. Причем обладателями особняков (палаццио), собраний гобеленов и картин все чаще становились не представители царствующих фамилий, а новые буржуа. По их примеру и Отцы церкви стали активно украшать свои апартаменты. Ватиканские дворцы украсились росписями, новые здания соборов и церквей заказывались лучшим архитекторам, скульпторам, художникам. Так сформировался социальный заказ на произведения творческие, уникальные, высокохудожественные. Масштабы эпохи Возрождения затребовали не только таких гениальных деятелей культуры, как Рафаэль или Микеланджело, но и труд сотен тысяч мастеров, превративших единичное в широко распространенное.

    Но создавалось не только новое. Земля Италии хранила множество следов великой культуры античности. Памятники греческой и римской эпохи логично вошли в культуру Возрождения, придали ей неповторимый колорит.

    Многие образованные люди византийских городов, не желая оставаться на захваченных мусульманами землях, эмигрировали в Европу и, прежде всего, в Италию. Так, к концу

    1. в. не менее полумиллиона византийцев осели на Аппенинском полуострове. Это были представители в основном господствующих социальных групп, получившие образование и соответствующие культурные навыки. Они создавали сами и легко вписывались в атмосферу Возрождения, усиливали в ней влияние античности, особенно греческой.

    С гуманистами зарождается свобода суждений, независимость, критический дух. Человек полон веры в свои безграничные возможности. Сильная личность, ум, талант


    182

    приобретают невиданную ценность, важнейшей чертой становится индивидуализм, а идеальным человеком — созидатель, энциклопедист. Гуманизм, развиваясь как идейное движение, становится мощным оружием политиков, находит понимание в купеческих кругах, при дворах вельмож, проникает в религиозные сферы. Новая светская интеллигенция читает лекции в университетах, становится заметной во властных канцеляриях.

    Города быстро растут на основе интенсивного разделения труда, развития трудовой частной собственности и товарного производства и торговли. Для обслуживания товарного производства скапливался крупный купеческий и ростовщический капитал. Потребность в развитии производительных сил способствовала зарождению науки и рационалистической философии, которая перестает быть «служанкой богословия».

    Историки, филологи составляют коллекции древностей, восстанавливали забытые труды греческих и римских авторов, проявляют большой интерес к античной философии. В середине XV в. во Флоренции основывается Платоновская академия. Талантливых, образованных людей уважают, им поклоняются, ими восхищаются.

    Художественный идеал Возрождения выражался в архитектуре, скульптуре, живописи. Художники, стремясь к наиболее полному отражению действительного мира, обращались к научному знанию. Связь науки и искусства — характерная черта ренессансной культуры. Знание физики, математики, анатомии помогало решать важные изобразительные проблемы. Открытие пространства изображения, перспективы позволяли расширить круг изображаемых явлений.

    Культура и искусство Италии вступают в новую эпоху. Меценаты собирают произведения греческого и римского искусства. Археологи ведут раскопки, и древний мир, который всегда для итальянцев был живой легендой, вновь воскресает. Так, порвав со средневековой условностью, культура Возрождения обращается к человеку, к природе, к научному знанию.

    Мастеров Возрождения называли «титанами», подразумевая в этом многосторонность и ученость. Итальянская живо


    183

    пись Раннего Возрождения представлена творчеством
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   51


    написать администратору сайта