Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница11 из 51
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51
учение о перевоплощении душ. Благоприятный или неблагоприятный характер нового воплощения души зависит от кармы — воздаяния за совершенные поступки. Высшей религиозной целью считается избавление от цепи перерождения — мокша. Индуизм олицетворяют три божества: Брахма, Вишну и Шива. Брахма постепенно отождествлялся то с Вишну, то с Шивой. Вишну обладал исключительной способностью к перевоплощению, одним из его воплощений был Кришна. Кришна — мудрый царь и воин, он сочетает в себе божественную мощь и человеческую простоту, что привлекало к нему многих верующих. Шива — суровый бог-разрушитель. Но он же покровитель искусства, учености, ритуальной жизни. Индуистские боги приближены к земным ценностям, что не исключало земных удовольствий и соответствовало характеру жизнерадостного народа Индии.


107

Индуизм постепенно, без потрясений и религиозных войн, потеснил буддизм. Одной из причин этого называют то, что земледелие стало считаться низким занятием, так как оно было связано с убоем животных. Было стерто его важнейшее значение для страны, а земледельцы оказались опущены на низкую ступень социальной лестницы.

Однако несмотря на это, сложившийся на территории Индии на протяжении тысячелетий тип культуры принято называть индо-буддийским. Этот тип культуры не ориентирует верующих на социальную активность, классовую борьбу, а, напротив, главным аспектом жизни считает ориентир на религиозно-моральную сторону поведения, на согласие с общиной, самим собой и природой. Лучшие вековые традиции индо-буддийской культуры: отказ от насилия, благоговение перед жизнью, нравственная чистота — легли в основу общечеловеческой культуры.

Традиционно в индо-буддийском типе культуры почитались ученость, знания, мудрость. Упанишады свидетельствуют о проницательности древнеиндийских мудрецов, именно они делали открытия в области астрономии и математики. Выдающиеся математики изобрели десятичную систему счисления и знак «нуль», разработали ряд решений квадратных и кубических уравнений. Астрономов занимали тайны Вселенной, составление календаря, измерение пространственных форм. Химики преуспели в области обработки металлов, кальцинирования и дистилляции, изготовления красок, лекарств, препаратов из ртути. В медицине отмечены достижения по терапии и хирургии. Но все эти научные устремления носили религиозно-практический характер.

Что касается исторических знаний, то все представления здесь сводились к религиозным постулатам о вечности и иллюзорности событий, что и породило оторванность от реальной жизни, легковерие. Научное сообщество в Индии не смогло подняться до систематического, самостоятельного, объективного, эмпирически обоснованного исследования природных процессов.

Индию по праву называют «музеем под открытым небом». Тысячи великолепных храмов и дворцов были созданы трудом


108

множества народных художников, имена которых никому не известны. Архитектура Древней и средневековой Индии отличается необыкновенной пышностью декоративных элементов. Вся поверхность стен, потолков, колонн храмов и дворцов покрыта растительным рельефным орнаментом, фризами, резными фигурками. Народ Индии сохранил для мировой культуры пещерные храмы и непревзойденные в своей пластической выразительности каменные скульптуры, которые относят к IV—III вв. до н.э. Поражают воображение наземные храмы, украшенные фигурами богов, сценами из мифов (раннее и позднее Средневековье); храмы, высеченные из огромных скал и Целых скальных хребтов; миниатюрные храмы высотой 2-2,5 м и гигантские храмовые комплексы, крыши и надвратные башни которых возносятся на десятки метров над землей.

Наибольшей известностью пользуются храмы, посвященные богам Шиве, Вишну, Ганеше и богиням Минакши, Дур- ге, Кали. В этих храмах проводятся торжественные празднества, куда стекаются миллионы паломников. В городе Варанаси (Бенарес) находятся сотни храмов, почитатели которых навещают эти культовые памятники круглый год. Широко известны такие буддийские святыни, как ступа (культовое сооружение в форме полусферы) в Санги, пещерные монастыри Аджанты, прославившиеся великолепными фресками; молитвенные залы, высеченные в горном кряже вблизи Бомбея.

В период могольского правления в Индии буддийская традиция в скульптуре сурово подавлялась. Было запрещено изображать богов, поощрялся только орнамент. В эпоху мусульманских династий в Индии стали сооружаться минареты, мечети, мавзолеи, дворцовые комплексы с многоколонными крытыми галереями. Мировой известностью пользуются Ку- таб-Минар в Дели, огромная делийская мечеть Джама-Маед- жид, мавзолей Тадж-Махал в Агре — «белый сон, застывший над водой», причудливые дворцы в Лакхну и «мертвый город» Фатехпур-Сикри вблизи Агры, оставленный императором Акбаром из династии Великих Моголов из-за того, что в городе не оказалось достаточно воды.


109

В традиционной архитектуре особое место занимают многочисленные крепостные сооружения — форты, которые строились на горах. В глубину горы уходило несколько этажей подземных сооружений, а ее склоны облицовывались каменными плитами. Мусульманские правители тоже строили мощные форты. Красный форт в Дели отличается богатым архитектурным убранством.

Художественные ремесла Индии прославили свою страну во всем цивилизованном мире еще до начала нашей эры. Они отличаются огромным многообразием и не менее полно, чем храмовая скульптура, высоким вкусом многих поколений народных мастеров. К исконно индийскому ремесленному производству в Средние века присоединились ремесла мусульманских мастеров из стран Переднего Востока и Средней Азии. Многие века протекал процесс взаимопроникновения и обогащения разных культур, который принес невиданный расцвет художественного ремесла в более поздние времена — в XVII—XVIII вв., когда страны Запада скупали великолепные изделия ремесленников Индии.

В течение тысячелетий главной отраслью индийского ремесла было изготовление тканей. Число видов тканей, как и способов их орнаментации, неисчислимо. Они изготовлялись из хлопка, шелка, шерсти, от грубых плотных до таких прозрачных, что, по традиционному поэтическому канону, сквозь семь слоев такой ткани «должны быть видны родинки на теле красавицы». Отдельную отрасль ткачества составляло изготовление национальной одежды для женщин — сари, которое отличается большим мастерством и красотой.

Другим древним ремеслом является гончарное, достигшее в своем развитии значительного прогресса. Население страны как в древности, так и в поздние времена широко пользовалось прекрасными изделиями гончарных мастеров, как и металлической утварью, отделанной богатыми чеканными узорами или гравировкой. Славятся металлические изделия с орнаментом из цветных эмалей или лака, высокохудожественна храмовая утварь и мелкая пластика из бронзы — фигурки богов. Повсеместно было распространено изготовление изделий из слоновой кости, перламутровых морских раковин,


110

декоративные предметы из мрамора, инкрустированные перламутром и пластинками полудрагоценных камней.

Почти в каждой деревне можно встретить ювелира-ремесленника. В Индии нет женщины, которая не носила бы украшений (за исключением вдов). Кольца, серьги, браслеты, бусы и другие предметы многообразны по своим художественным достоинствам — от самых изысканных до обыденных, они свидетельствуют о принадлежности к той или иной касте.

Необходимо отметить, что культура Древней Индии была отмечена присутствием традиционной религиозной, философской мысли, но от этого она не утратила черт, которые доставляют человеку эстетическое удовольствие от приобщения к высшим духовным ценностям, находящимся за пределами обыденного.

  • * *

Древняя культура китайцев (ханьцев) и других народов Китая складывалась на протяжении нескольких тысячелетий в процессе социально-экономического развития отдельных этносов, их групп в различных естественно-географических условиях, во взаимодействии этих этнических общностей между собой и с народами соседних стран Восточной и Центральной Азии.

Археологические исследования позволяют выделить три основных региона формирования древних культур на территории Китая. Первый — на юге страны, неподалеку от города Гуйлиня. Первобытное население здесь жило около 9 тыс. лет до н.э., было знакомо с керамикой, техникой шлифовки камня. Второй регион локализуется в низовьях р. Янцзы (конец V — начало IV тыс. до н.э.). Население здесь занималось рисоводством, охотилось на крупных животных, жило в свайных жилищах. Третьим центром формирования неолитических культур Китая было среднее течение р. Хуанхэ. Именно здесь в конце V — начале IV тыс. до н.э. возникла культура Яншао, основанная на возделывании чумизы и разведении таких домашних животных, как свинья и собака. В конце IV тыс. до н.э. влияние культуры Яншао значительно расши


111

ряется на восток и на запад, в связи с чем возникновение новых культурных навыков сопровождается языковой дифференциацией.

В процессе глубоких изменений в структуре общества, приведших к появлению социального неравенства, на грани III и II тыс. до н.э. в среднем течении Хуанхэ образовался крупный союз племен Ся, в рамках которого и вырисовывались черты раннегосударственного образования. Спустя несколько столетий одно из племен союза Ся — Шан (или Инь) одерживает верх в борьбе за власть. Их вождь Чэн Тан основывает династию, которая просуществовала более полутысячелетия. Но в конце II тыс. до н.э. племя Чжоу свергает иньского правителя. Завоеватели отличались от иньцев по языку и особенностям культуры. Заимствовав такие важнейшие технические достижения, как бронзолитейное производство, изготовление боевых колесниц, градостроительство, победители стали прилежными учениками побежденных и в области письменности, восприняв их иероглифику. Постепенно завершается длительный процесс сложения древнекитайской этнической общности «хуася».

В середине I тыс. до н.э. происходят важные сдвиги в уровне производительных сил общества. Древние китайцы овладевают техникой производства железных орудий труда, переходят к плужному земледелию, начинают интенсивно осваивать ранее не возделывавшиеся земли. Получает развитие частная собственность на землю, впервые в истории Древнего Китая труд рабов начинает использоваться в сфере производства, в том числе и сельскохозяйственного.

Последние столетия конца I тыс. до н.э. вошли в историю Китая под названием Чжаньго (борьба царств) и отмечены дальнейшей консолидацией древнекитайского этноса. В этот же период оформляется та этноцентрическая картина мира, согласно которой древние китайцы называли район своего расселения Срединным царством, откуда и происходит название Китай — чжунго («чжун» — середина, «го» — государство).

Сложение древнекитайской этнической общности и ее последующая консолидация — важные объективные предпосылки возникновения на Среднекитайской равнине единого


112

государства, в рамках которого оказались все земли, населенные «хуася». В 221 г. до н.э. правитель Цинь после серии успешных походов объявляет о создании единой империи династии Цинь и начинает длительные внешние войны, цель которых — захват земель и населения. В 206 г. до н.э. возникает новое единое государство Хань — одна из крупнейших империй древности наряду с Римом и Парфией. С середины II в. до н.э. ханьский Китай переживает период своего расцвета.

Это было время наивысшего развития рабовладения, формировались крупное землевладение, товарно-денежные отношения. Но одним из ключевых периодов в этнической истории китайцев в VI—XIII вв. стала стабилизация китайской этнической общности в рамках единой империи, сопровождавшаяся появлением ряда новых черт материальной и духовной культуры, которые с тех пор прочнее вошли в быт китайцев и стали рассматриваться как составная часть культурного стереотипа. Самоназванием древних китайцев было «хуася», восходившее к древнейшему объединению прокитайских племен ся. С образованием же империи Цинь и Хань древние китайцы называли себя «цинь». Именно этот этноним служит общепринятым европейским обозначением китайцев и Китая (англ. China, итал. Cina и т.д.). Сами же китайцы, начиная с VII в., стали называть себя «хань» — термином с чисто этническим содержанием.

Все это позволяет считать, что в VII—XIII вв. уже сформировался современный китайский этнос, генетически связанный с древнейшими китайцами, но не тождественный им. Постепенно на севере Китая в бассейне Хуахэ вплоть до Цинь- лина на юге, а также в Синьцзяне у собственно китайцев (ханьцев) и других народов: хуэй, маньчжуров, уйгуров, корейцев — сложился хозяйственно-культурный тип плужного земледелия засушливой зоны, который оставался господствующим в этом регионе на протяжении около трех тысяч лет. Пахотным орудием являлся плуг, тягловой силой — крупный рогатый скот, ослы, лошади. Уборка зерновых производилась угловатыми серпами с лезвием. На огородах использовались ручные орудия: тяпки, мотыги, лопаты. Распростране


113

на была ирригация арьгчного типа и разнообразные водоподъемные машины.

Из традиционных видов домашнего производства и ремесла преобладало гончарное дело, на базе которого развилась выделка фаянса и фарфора. Распространены были обработка дерева, плетение циновок, корзин из гибкого лозняка, камыша, травы, соломы, а также прядение и ткачество (шелкоткачество), изготовление пищевых продуктов. При строительстве повсеместно используется глина. Ханьцы и корейцы строят каркасно-столбовые дома со стенами из сырцового или обожженного кирпича. Народы Синьцзяна сооружают чисто глинобитные или саманные бескаркасные постройки, есть жилища с глиняной обмазкой плетеных стен. Пол в крестьянских домах был, как правило, земляной, на котором имелось возвышение, глинобитное или кирпичное, обогревающееся горячим воздухом, — это «кан», спальное ложе. На ночь «кан» покрывался войлоком или циновкой, толстым ватным одеялом — обязательной принадлежностью китайской семьи. Из мебели — низкие столики и деревянные сундуки для домашнего скарба.

Традиционной пищей древнего китайца были пшеничные лепешки и пампушки, каши из проса, чумизы и гаоляна, блюда из бобов, овощей и древесных грибов. Мясные кушанья китайцы, корейцы готовят из свинины и кур, другие народы употребляют говядину и баранину. В большом почете различные продукты моря, острые приправы.

К югу тип засушливой зоны постепенно сменяется типом пашенного земледелия теплого и влажного пояса. Как у хань- цев, так и у большинства некитайцев пашенно-земледельческий тип развился на базе более древнего мотыжного земледелия. Все народы Южного Китая перешли к пашенному земледелию под влиянием ханьцев, но внесли в его технику ряд усовершенствований. К югу от Янцзы, в области рисовых долин, большая часть земли обрабатывалась вручную. Тягловой силой служили буйволы. Жители Южного Китая используют разнообразные виды речного, озерного и морского каботажного транспорта, что способствует развитию речного и морского рыболовства, а также различного морского промысла,


114

такого как сбор водорослей, моллюсков, ракообразных, добыча жемчуга, раковин, выпаривание соли. Высокого развития в южной части Китая получили кустарные виды промышленности. Это резьба по дереву, камню, производство фаянса и фарфора, скульптурная лепка, изготовление лаковых изделий, перегородчатой эмали. Некоторые народы достигли большого мастерства в обработке металла.

Все большее значение на землях Китая приобретает ирригация, она становится главным условием развития земледелия. Земля у китайцев чтилась высшей ценностью и единственным источником богатства. Природа и поддержание в ней существующего порядка являлись основой мировоззрения. Войны между царствами начинались, как правило, из-за владения землей. Появление крупных земельных собственников, в руках которых были сосредоточены значительные капиталы, способствовало быстрому развитию торговли и ремесленного производства. Появились ветряные мельницы, усовершенствовались сельскохозяйственные орудия. Под влиянием хозяйственной деятельности в определенных природных условиях формируются характерные для этнической общности черты материальной и духовной культуры, быта. У членов общности появляется общее самосознание, видное место в котором занимает представление об общности их происхождения.

Новый уровень развития китайской культуры связывают с открытием способов плавки и обработки железа, что способствовало чеканке монет, появлению более совершенных гидротехнических сооружений, с помощью которых получило жизнь поливное земледелие. Все это становится главным фактором развития китайского общества. Важное значение имело и развитие городов, некоторые из которых превращаются в крупнейшие ремесленно-торговые центры Восточной Азии и по численности населения не знают себе равных в мире. Так, в сунской столице Бяньляне проживали около 1,5 млн человек, а численность всего населения Китая перешагнула 100-миллионный рубеж. Ремесленники, составляющие значительную часть городских жителей, были часто и продавцами своей разнообразной продукции. Ремесленники одной специальности


115

объединялись в цеха, регламентировавшие свою продукцию и защищавшие своих членов от конкуренции. Так, в XIII в. в Ханчжоу насчитывалось более 400 цехов. Горожане-ремесленники становятся важной социальной силой.

Основные понятия китайской традиционной натурфилософии: мужское начало мироздания ян и женское — инь, пять первичных элементов мироздания: дерево, металл, земля, вода, огонь, от которых все и произошло во Вселенной, все явления природы, качества людей, их состояния. Пять состояний погоды: дождь, холод, жара, ветер, ясная погода; пять видов злаков: просо, пшеница, бобы, рис, конопля; пять благ — долголетие, богатство, здоровье, добродетель, естественная смерть и т.д. Все эти производные взаимодействуют друг с другом, наделены особым смыслом. Мир природы цельный и гармоничный, здесь нет места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Здесь все различия относительны, и каждое явление природы — это часть ее богатства. Природе присущи пять совершенств: чувство долга (и), благопристойность (ли), человечность (жень), искренность (синь) и мудрость (чжи). Человек все получает непосредственно от природы. Она одаряет его талантом, это и есть творческий процесс в природе. Гармония общества и природы составила духовный стержень китайской культуры.

Древние китайцы поклонялись многим божествам, но главным объектом поклонения были все-таки предки. Этот культ появился в условиях сильной семейной организации, где четко распределялись все общественные роли. В обществах про- китайских племен основой отношений между людьми было неукоснительное подчинение младших старшим как в семье, так и в государственной организации. Этим культура китайского этноса отличалась от культуры других народов. Китаец менее всего задумывался над проблемами жизни и смерти, но считал обязательным подражать эталону высшей добродетели, тем, кто учил жить достойно. Этика, которая принимала форму ритуала, формировала традиционную китайскую культуру.

Уже с эпохи Чжоу Небо стало главным китайским божеством, которое вознаграждает достойных, добродетельных и


116

карает недостойных. Понятию добродетель придавалось значение внутренней божественно-космической силы Неба. Небо — это всеобщий порядок, одновременно и космический, и нравственный. Народ — глашатай воли Неба, что и означало проявление верховной справедливости Небес. Земное государство управляется по тем же правилам, законам, что и мир небесных духов. Высшие обряды теперь может выполнять верховный правитель. И китайский император — это сын божественного Неба.

Основные течения философии Китая сформировались во второй половине I тыс. до н.э. Они послужили основой развития философской и общественной мысли вплоть до Нового времени. Традиционная философия Китая, каждая из философских школ эпохи Чжоу разрабатывали свой особый комплекс идей. Все школы этого времени признавали авторитет древнейших письменных текстов, считая их источником своих учений. Так, философское учение даосизма разрабатывало общие проблемы мироздания. Основателем учения является современник Конфуция Лао Цзы. Основой мирового порядка является «дао» — путь. Пути дао следуют небо, звезды и планеты, Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Движение по этому пути неизменно. Никто и ничто не может уклониться от предначертанного ему дао. Все несчастья происходят от попыток уклониться от его предначертаний. Поэтому задача человека — постичь свое индивидуальное дао и события в его стране. Все эти светлые и мудрые мысли Лао Цзы оставил человечеству в книге «О пути к добродетели», которая считается непревзойденным по своим художественным достоинствам памятником древнекитайской литературы.

Но более известным в Китае стало учение
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   51


написать администратору сайта