Главная страница
Навигация по странице:

  • А.И. Герцен.

  • В.Г. Белинского

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница39 из 51
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51
    половины XIX в.


    430

    равногибельна для правителей и для общества, что власть самодержавная несовместима ни с правилами святой веры, ни с началами здравого рассудка. Невозможно было согласиться с тем, что все права были на одной стороне, а все обязанности — на другой, а повиновение может держаться только на страхе.

    Политическое могущество дворянства и царской власти зиждется на крепостном праве и праве собственности на землю. Именно о земле велись самые страстные споры среди прогрессивных молодых дворян.

    Назревали реформы. Своевременно осуществленные, они могли бы обезопасить Россию от революционных потрясений. Но реформы, проведенные в первые годы правления Александра I, были крайне умеренными, отмечались робостью законодательной мысли и не меняли основ крепостного права и самодержавия. Был реорганизован Сенат; вместо коллегии — созданы министерства, которыми единолично управляли министры, подчиненные непосредственно царю. В 1803 г. вышел Указ о свободных хлебопашцах, разрешавший помещикам по соглашению с крестьянами отпускать их на волю.

    Потрясением для России стала Отечественная война 1812 г. Уже в самом начале века угроза нашествия наполеоновских армий, а затем и сами грандиозные события войны обострили патриотические чувства и вызвали высокий национальный подъем. Война получила характер народной. Освободив Отечество от иноземных захватчиков, народы России и ее армия проявили высокий героизм, мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона. Россия была призвана решить судьбы многих европейских народов. Победа над наполеоновской армией представляет собой одно из крупнейших событий в истории России. Была обеспечена государственная независимость, но война нанесла огромный ущерб производительным силам страны. Большинство представителей передовой части русского дворянства принимали участие в Отечественной войне 1812 г. и в заграничных походах 1813-1814 гг. «Заграничные походы, — пишет академик М.В. Нечкина, — не породили новую идеологию. Но они явились ускорителями начавшегося идеологического процесса».


    431

    14 декабря 1825 г. в столице Российской империи на одной из центральных площадей самодержавию был брошен смелый вызов. Всего шесть часов длилось восстание декабристов. Тридцать декабристов — военных и штатских — вывели на Сенатскую площадь три тысячи солдат столичной гвардии и матросов Гвардейского морского экипажа. Однако декабристам не на кого было опереться. После поражения восстания в России обозначилось наступление реакционного политического курса по всем направлениям.

    Разгромив декабристов, Николай I начал свое царствование с казни руководителей восстания. Новый царь отличался жестокостью и деспотичностью. Самодержавие являлось для него незыблемым, а понятие о праве — недоступным. Основным требованием ко всем было послушание. Усиление и централизация бюрократического аппарата достигли при Николае I невиданных масштабов. Расходы на чиновников и армию поглощали почти все государственные средства. Казарменные порядки распространялись на все учреждения, гимназии, университеты. За непослушание студенты отправлялись в солдаты, а чиновники — на гауптвахту.

    Для укрепления существующей политической системы царь расширил функции Собственной его императорского величества канцелярии, контролировавшей все основные отрасли управления и подменявшей высшие государственные органы. Главным было «Третье отделение» — управление тайной политической полиции. В 1826 г. был введен новый цензурный устав, отличавшийся крайней реакционностью; в 1828 г. его заменили более умеренным, но вскоре внесли поправки, касавшиеся литературной деятельности.

    В историю русской общественной мысли первой половины XIX в. вошли два идейных направления, для которых было характерно чувство озабоченности о дальнейшем пути развития России. С обоснованием самобытного пути исторического развития России в 40—50-х гг. XIX в. выступили славянофилы. Самобытность России они видели в русской поземельной обшине и артелях, в православии, которое представляли себе как единственно истинное христианство. Для мировоззрения


    432

    славянофилов являлось характерным отрицательное отношение к революции. Они стояли за монархизм и религиозно- фиЛософские концепции. Славянофилы по социальному положению были выходцами из купеческой и разночинной среды, средними помещиками, а идеология их отражала процессы разложения крепостничества и развитие в России капиталистических отношений.

    В вопросе о пути исторического развития России славянофилы выступали против усвоения Россией форм и приемов западноевропейской политической жизни и порядков. Они представляли интересы значительной части дворян-землевла- дельцев, испытавших воздействие капиталистических отношений. Они были за развитие промышленности, банковского дела, строительство железных дорог, применение машин в сельском хозяйстве и т.д. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп; отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех общественных слоев, но возражали против конституции и формального ограничения самодержавия. Они стояли за установление гласного суда с участием выборных представителей населения, за отмену телесных наказаний и смертной казни.

    Воззрениям славянофилов была присуща идеализация старой, допетровской Руси, которую они считали обществом, не знавшим внутренних потрясений и являвшим единство народа и царя, «земщины» и «власти». В связи с реформами Петра I, нарушившего (по их мнению) органическое развитие России, государство встало над народом, а дворянство, внешне усвоив западноевропейскую культуру, оторвалось от народа. Славянофилы призывали к сближению с народом, к изучению его жизни, культуры, языка. Они много сделали для сохранения памятников русской культуры и языка (собрание народных песен Г.В. Киреевского, словарь живого великорусского языка В.И. Даля и др.). Художественное творчество, по мнению славянофилов, должно отражать общин- ность, патриархальную упорядоченность народного быта, «смирение» и религиозность русского человека.


    433

    За ликвидацию крепостничества и за развитие России по западноевропейскому пути в 40-50-х гг. XIX в. выступали представители другого направления русской общественной мысли — западники. Формированию западничества, как и славянофильства, содействовали кризис крепостничества, состояние идейных воззрений в среде интеллигенции, особенно после публикации «Философического письма» Чаадаева. Идейные споры в московских салонах не утихали. Философские и исторические воззрения западников в целом характеризовались отрицательным отношением к самодержавно-крепостнической действительности. Общественная и научно-литературная деятельность была направлена на то, чтобы приблизить развитие капиталистического строя в России. Они составляли проекты по отмене крепостного права. Но, с их точки зрения, это должно было произойти в виде реформы, проводимой правительством совместно с либеральным дворянством. Крестьяне должны были получить небольшие земельные наделы, выплатив помещикам денежный выкуп за себя и за землю. Абсолютистскому строю России западники противопоставляли буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западноевропейских монархий (Англии и Франции). Они были убежденными сторонниками буржуазного прогресса и защитниками просвещения и реформ. Восхищались и ценили Петра I как смелого монарха-реформа- тора, давшего новые возможности России для своего исторического развития.

    В условиях крепостной России критика западниками позиций славянофилов имела определенное прогрессивное значение, но их идейные разногласия стали отражением объективных противоречий развития общества накануне отмены крепостного права. В конце 50-х гг. XIX в. противоречия постепенно сглаживались и начиналось сближение западников и славянофилов, так как и те и другие выражали интересы либеральных помещиков и буржуазии.

    Вместе с западниками в 40-х гг. в общественной борьбе против реакционной официальной идеологии, в спорах со славянофилами выступали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, когда между ними не было противоречий,


    434

    которые обнаружились в 50-60-х гг. Они воспринимались общественностью как западники, да и сами таковыми себя считали. Но по сути своих общественно-политических позиций они все-таки были представителями зарождавшейся революционно-демократической идеологии.

    Уже с начала XIX в. экономическое развитие страны потребовало подготовки специалистов капиталистического производства. Один за другим открываются университеты: Тартуский в 1802 г., Казанский и Харьковский — в 1804 г., Петербургский — в 1819 г. Основываются новые гимназии. Университеты, наряду с педагогической, ведут научно-исследовательскую работу. Возникает ряд высших учебных заведений нового типа: Ярославское училище высших наук — Демидовский лицей (1805 г.), знаменитый Царскосельский лицей (1811 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1817 г.), Волынский лицей (1819 г.). В 1810 г. был открыт Институт инженеров путей сообщения.

    Потребность в грамотных людях ощущается в России все более явно. Открываются начальные ведомственные школы. Сельских и волостных писарей стали готовить волостные училища министерства государственных имуществ (с 1830-х гг.). В последующие 1840—1850 гг. таких школ по стране было открыто около 30 тысяч.

    Однако в системе образования сохраняется сословный принцип. Создаются закрытые учебные заведения. Приходские одноклассные училища предназначались для детей самых низших слоев. Здесь обучали Закону Божьему, грамоте и арифметике. Для детей купцов, ремесленников и другого городского люда в уездных трехклассных училищах преподавались арифметика, русский язык, геометрия, география, история. Дети дворян, чиновников, богатых купцов получали знания в семиклассных гимназиях. Крепостные крестьяне могли обучаться только в уездных училищах, но не должны были допускаться в университеты и гимназии.

    Подготовка учителей для гимназий и университетов проводилась в Главном педагогическом институте Петербурга (1804 г.). В 1822 г. в России открылась первая в стране Земледельческая школа — среднее сельскохозяйственное учебное


    435

    заведение. В 1828 г. был основан Петербургский практический технологический институт, а в 1830 г. — Московское ремесленное училище (теперь Московская государственная техническая академия им. Баумана). Новым явлением стало открытие (с 1830-х гг.) при гимназиях и уездных училищах классов для изучения коммерческих и технических наук, появление фабричных школ при текстильных мануфактурах.

    XIX в. богат историческими событиями, которые оказывали влияние на общественное развитие России, обостряли сложные проблемы взаимодействия общества и личности, государства и общества. Огромное воздействие на социокультурное развитие российского общества имели идеи декабристов. Последующим поколениям были завещаны нравственные ценности вольности, нетерпимость ко всяким проявлениям деспотизма и произвола, готовность на беззаветное, бескорыстное служение Отечеству. Именно эти высокие нравственные качества способствовали их революционности. Декабристы жертвовали своим состоянием и привилегиями, которые давало им дворянское происхождение, они жер-- вовали и жизнью. Это великий нравственный подвиг во имя Отечества, который не все могли понять, но который заслужил глубокое уважение соотечественников.

    Декабристы воспитали целое поколение революционеров 30-40-х гг. XIX в. Участники студенческих кружков Московского университета считали себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Жизненные лозунги и традиции декабристов развили и обогатили последующие поколения русских революционеров.

    Велика была просветительская деятельность декабристов в Сибири, на Кавказе. Они обучали детей грамоте и ремеслам, организовывали школы и библиотеки. Как просветители декабристы боролись за передовые методы в педагогике, отстаивая идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа.

    Незабываемой страницей в русской истории останется подвиг жен осужденных на каторгу декабристов, которые вслед за мужьями добровольно последовали в Сибирь. Они лишались всех дворянских привилегий и переходили на положение


    436

    жен ссыльнокаторжан, не имели права брать с собой детей, а возвращение в европейскую Россию не разрешалось и после смерти мужей. В 1827 г. на рудники Забайкалья приехали М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева, Е.И. Трубецкая. В 1828-1831 гг. в Читу и на Петровский завод прибыла Полина Гебль (невеста Анненкова), Камилла Ле Дантю (невеста Ивашева), жены декабристов — А.И. Давыдова, А.В. Ен- тальцева, Е.П. Нарышкина, Н.Д. Фонвизина, М.К. Юш- невская и другие.

    Революционно-демократическая идеология, зародившаяся в 40-х гг. XIX в., стала в дальнейшем определяющей в общественном движении России. Это сложное время выдвинуло своих борцов за свободу и независимость. Один из них — А.И. Герцен. Обладая блестящими способностями полемиста, талантом мыслителя и художника, огромной эрудицией, он был одной из центральных фигур русской общественной жизни той эпохи. Свое мировоззрение Герцен назвал реализмом, который охватывал вопросы формирования гуманной свободной личности, стремившейся к преобразованию общества на разумных началах. Литературу рассматривал как отражение общественной жизни и как средство борьбы с самодержавием, так как это была единственная трибуна для того, чтобы выразить «крик своего возмущения». Известны повести Герцена «Доктор Крупов» (1847 г.), «Сорока-воров- ка» (1848 г.). Роман «Кто виноват?» (1841-1846 гг.) — первый русский социально-психологический роман, в котором выражен протест против крепостничества, подавляющего личность человека.

    В 1853 г. Герцен переезжает в Лондон и создает там Вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством в России. Начинает работать над произведением «Былое и думы», которое явилось вершиной художественного его творчества. Отмечая глубину мысли, революционное содержание, широкий охват действительности, современники называли это произведение эпопеей, исповедью о России и Западе, об идей- но-политической борьбе 30-60-х гг., философскими раздумьями, историей общественной мысли и интимным миром человека.


    437

    Задачам борьбы против крепостничества, развитию общественного сознания и русской реалистической литературы было посвящено творчество В.Г. Белинского — русского литературного критика и публициста. В 1840-х гг. он был признанным вождем реалистического направления русской литературы. Его революционно-демократические взгляды окончательно оформляются в статьях «Речи о критике» (1842 г.) и «Парижские тайны» (1844 г.). Белинский возглавляет натуральную школу, объединявшую последователей Гоголя. В «Письме к Гоголю» (1847 г.) он требовал полного освобождения крестьян, отмены телесных наказаний, соблюдения элементарной законности в стране. Белинский не поддерживал славянофильскую идеализацию русской патриархальности, но в то же время не принимал некритические отношения некоторых либералов-западников к европейским буржуазным порядкам. Он понимал, что России не миновать буржуазного пути развития. В популярных тогда системах утопического социализма (Сен-Симон, Фурье) поддерживал критическое начало. К середине 40-х гг. XIX в. Белинский стал материалистически подходить ко многим вопросам философии. Он считал, что духовную деятельность человека надо отличать от физической, но не отделять как нечто независимое от нее.

    Белинский показал величие Пушкина как поэта действительности, гуманизм и народность Гоголя, отмечал русский, бунтарский характер Лермонтова. Правильно оценил по ранним произведениям Герцена, Некрасова, Тургенева, Гончарова, Достоевского.

    В основе мировоззрения еще одного видного представителя этого движения Н.Г. Чернышевского лежал антропологический принцип. Он считал себя учеником Фейербаха. Развивая его учение, Чернышевский выдвигал критерием истинности практику, противопоставлял диалектический метод абстрактному метафизическому мышлению. Он защитил ма- гистрскую диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности», которая положила начало разработке материалистической эстетики в России. Чернышевский определил социальную обусловленность эстетического идеала в тезисе «прекрасное есть жизнь».


    438

    Чернышевский проводил идею крестьянской революции, борьбы против крепостничества, отстаивал реалистическое направление литературы, служение литературы интересам народа, высоко ценил Пушкина, Гоголя, Некрасова. В компании по обсуждению предстоящей крестьянской реформы подверг критике либерально-дворянские проекты реформы, противопоставляя им революционно-демократическое решение крестьянского вопроса. Выступал за ликвидацию помещичьей собственности на землю без всякого выкупа, предупреждал о невиданном разорении крестьянских масс и призывал к революционному срыву реформы.

    К началу 1859 г. Чернышевский становится признанным вождем, а возглавляемый им журнал «Современник» — органом революционной демократии, оказавшим большое влияние на развитие культуры и общественной мысли России.

    Соратником Н.Г. Чернышевского, а затем Н.А. Некрасова по работе в журнале «Современник» был Н.А. Добролюбов, статьи которого охватывали широкий круг актуальных общественных проблем. Опираясь на реалистические картины жизни, созданные писателем, Добролюбов клеймил крепостнический уклад и деспотизм, сравнивая их с тюрьмой, в которой гибнет все живое, указывал на неизбежность появления нового деятеля и борца. Он призывал к ликвидации крепостничества и всех его порождений. Добролюбов развивал эстетические принципы В.Г. Белинского и Н.Г. Чернышевского, талантливо отстаивал принципы реализма и народности в литературе, идею высокой гражданственности, а общественное служение считал высшим критерием деятельности художника.

    В 40-х гг. XIX в. в связи с усилением идейной борьбы, ростом общественного движения и демократизацией русской литературы, литературно-общественные журналы приобретают исключительное значение. Разгорается полемика между журналами демократического лагеря («Отечественные записки», «Современник») и периодическими изданиями в духе официальной идеологии славянофильских органов («Москвитянин», «Маяк», «Московские сборники»).


    439

    В 1807 г. Петербург становится ведущим во всем, что касается книжного дела. В столице действует 10 казенных и 8 частных полиграфических предприятий. С 1814 г. Россия была с избытком снабжена «собственной бумагой». На бумажные мельницы, приводимые в действие силой воды и ветра, приходит паровой двигатель. В 1818 г. на Петергофской бумажной фабрике начинают работать первые в России бумагоделательные машины, сконструированные на Петербургском литейном заводе. Петербургские издатели и книготорговцы (Плавильщиков, Глазуновы, Слёнин, позднее Смирдин, Ба- зуновы, Исаков) обзаводились собственными типографиями.

    Альманах «Полярная звезда», который редактировали

    1. А. Бестужев и К.Ф. Рылеев, «Мнемозина» под редакцией

    2. К. Кюхельбекера и В.Ф. Одоевского формировали демократические взгляды русского общества. Успех этих изданий вызвал множественные подражания. В конце 20-х гг. XIX в. выходили уже десятки альманахов, но не все они различались по идейным и художественным достоинствам. В начале 30-х гг. А.С. Пушкин презрительно отзывался об «аль- манашниках», которые в коммерческих целях печатали литературный хлам.

    В 40-е гг. начинают издаваться литературные сборники. Лучшие из них изданы Н.А. Некрасовым. Первый — «Физиология Петербурга» — составлен из трудов русских литераторов. В 1846 г. Некрасов выпускает «Петербургский сборник» из произведений В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова, И.М. Панаева, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена, И.С. Тургенева. Это был как бы манифест новой литературной школы.

    В Москве в начале XIX в. современных русских авторов издает богатый московский барин П.П. Бекетов. За 11 лет он выпустил свыше 100 названий книг. Это произведения

    В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, Н.И. Гнедича, И.Ф. Богдановича, И.И. Дмитриева и других. В 1809-1811 гг. он выпустил в свет первое собрание сочинений А.М. Радищева (без «Путешествия из Петербурга в Москву», оставшегося запретным).

    Издательской деятельностью занимались арендаторы Московской университетской типографии И.Ф. Попов, Ф. Люби


    440

    и Е. Гарий, которые выпускали «Московские ведомости» — единственную газету в Москве до 1838 г., когда к ней прибавились «Московские губернские ведомости». Приложением к «Московским ведомостям» выходили «Новости русской литературы» (1802-1805), а затем еженедельник «Минерва». Главным был журнал «Вестник Европы», основанный в 1802 г. Н.М. Карамзиным. Однако жесткие цензурные требования в конце концов сделали это издание скучным и официозным.

    Вторая четверть XIX в. оказалась трудным временем для издательской деятельности. Но в целом, по сравнению с предшествующим веком, она по своей тематике становится более разнообразной, что свидетельствовало о дальнейшем развитии национальной культуры русского и других народов, населявших Россию. Издание научных работ продолжает набирать силу. Труды ученых печатаются в новых сериях периодических изданий, в монографических и капитальных многотомных изданиях. Академия наук изучает, обрабатывает и издает богатейшие материалы академических экспедиций XVIII в. В 1818-1825 гг. издано «Собрание полное ученых путешествий по России».

    Продолжалась работа по изданию важнейших исторических памятников, начатая в XVIII в. В 1829 г. Академия наук снарядила археологическую экспедицию для описания ценнейших рукописей, которые хранились главным образом в монастырях России. Результаты были использованы в 29-томной «Истории России с древнейших времен» академика С.М. Соловьева. Эти издания говорят о том, что Россия познавала себя, открывала свои великие богатства.

    Трудно перечислить все работы, касающиеся научных знаний, которым дали жизнь в первой половине XIX в. Это был добрый симптом для развития науки и культуры России, они шли вперед. Формируются новые научные дисциплины, которые явились результатом деятельности русских академиков. В рассматриваемый период Академия наук обогатила русскую и мировую науку выдающимися достижениями в области физики, астрономии, химии, математики, механики, географии, геологии, ботаники, зоологии, ряда гуманитарных дисциплин.


    441

    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   51


    написать администратору сайта