Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
И.Д. Сытин (1851—1934). Книготорговец, типографщик, исключительно работоспособный, Сытин был выходцем из крестьян. Он специализировался на издании лубочных картин, постепенно расширяя свое дело, выпускал различные календари, детские книжки, наглядные пособия по промышленному образованию, «Народную энциклопедию», рассказы М. Горького. В 1885 г. Сытин основывает типографию и покупает журнал «Вокруг света» вместе с его типографией. В 1893 г. он учреждает акционерную компанию «Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина». В 1897 г. издает газету «Русское слово», ставшую самой крупной в стране. Газета была либерально-буржуазной, но порой и оппозиционной. Ее тираж в 1915 г. составлял 650 тыс. экземпляров. Сытин в убыток себе создает серию «Школа и знание», «Военную энциклопедию», объединяя вокруг себя крупнейших писателей и деятелей культуры своего времени. Наиболее значительные его издания приходятся на начало
Одним из самых значительных литературных издателей конца XIX — начала XX в. был А.С. Суворин (1834-1912). В 1876 г. Суворин становится владельцем газеты «Новое время», наживает крупный капитал, приобретает типографию и открывает собственный магазин. Он издает «Русский календарь», массовую серию «Дешевой библиотеки», которая состояла из сочинений русских писателей, произведений иностранной литературы, античных классиков. Это были небольшие книги 506 карманного формата, что обеспечило их успех у демократического читателя. В 1887 г. Суворин впервые издает 100- тысячным тиражом собрания сочинений А.С. Пушкина в десяти выпусках. Суворин имел магазины в Петербурге, Москве, Одессе, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону, контрагентство на железных дорогах. Его коммерческая деятельность, безусловно, способствовала распространению просвещения и знаний среди народа. В XIX в. значительно окрепла русская наука. Увеличилось число научных учреждений, начала складываться их национальная сеть. При университетах, к которым перешла ведущая роль в научной деятельности, организовывались различные исследовательские лаборатории, кружки, общества, развивались первые научные школы. Уже к середине XIX в. крупным научным центром стала Москва с ее прославленным университетом и рядом крупных научных обществ. Сформировалась и научная интеллигенция России. Заметную роль в развитии математики и механики сыграли исследования, проведенные на рубеже XIX-XX вв. создателем современной теории корабля А.Н. Крыловым и «отцом русской авиации» Н.Е. Жуковским. Мировое признание и титул «астрономической столицы мира» получила петербургская Пулковская обсерватория, которая являлась центром астрономических исследований в России. В стенах обсерватории были сделаны значительные открытия. Основатель обсерватории В.Я. Струве работал над теорией кометных форм, происхождения метеоритных потоков. Фундаментальными были исследования А.А. Белопольского в области звездной астрономии. Важным направлением во второй половине XIX в. являлись исследования по проблемам геофизики. Значительный вклад в эту область знаний внес основоположник русской геофизической школы Б.Б. Голицын. Академия наук и Главная геофизическая обсерватория способствовали изучению земного магнетизма, сейсмических и метеорологических явлений. В историю отечественной и мировой физики внесли вклад фундаментальные труды Н.А. Умова, исследования А.Г. Сто 507 летова, разработавшего теорию фотоэлектрических явлений и создавшего первый в мире фотоэлемент, экспериментальные работы П.Н. Лебедева, который открыл давление света на твердые тела и газы. Значительные успехи были достигнуты в области химии. Н.Н. Зинин положил начало исследованиям в области органического синтеза в России. Создание методов превращения нитробензола в анилин, которые легли в основу производства анилиновых красителей во всех странах, принесли ему мировую известность. Основополагающими стали такие открытия XIX в., как теория химического строения вещества А.М. Бутлерова, периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Огромное значение для развития естествознания имели географические, геологические и океанологические исследования, которые велись на протяжении всего XIX в. Экспедиции, работавшие на Кавказе, в Поволжье, на Урале, на Кольском полуострове и Таймыре, на Каспийском побережье, собрали ценные сведения для развития естествознания. Они положили начало исследованиям в области биогеографии и экологии, изучения вечной мерзлоты. Мировое значение имели морские кругосветные путешествия русских исследователей. Изучали морские течения, природу неизвестных островов, флору и фауну океанов экспедиции прославленных мореплавателей И.Ф. Крузенштерна, Ф.П. Литке, Ю.Ф. Лисянского, В.М. Головина. В ходе морских экспедиций века были открыты сотни островов, заложены основы отечественной океанологии, собраны известнейшие коллекции. Большое значение в организации научной деятельности имели общества ученых, которые выделяли средства для исследовательских работ. Экспедиции, организованные на средства Географического общества (исследования Средней Азии, Центральной Азии, сибирских территорий), имели мировое значение, и их результаты вошли в золотой фонд мировой географической науки. Русские мореплаватели и ученые внесли огромный вклад в изучение Арктики. Полярные исследователи Г.Я. Седов, В.А. Русаков, Э.В. Толль оставили науке 508 ценную информацию о природе Заполярья и условиях плавания в Северном Ледовитом океане. Русские арктические экспедиции начала XX в. открыли архипелаг Северная Земля. Большое значение для развития материалистических представлений о жизни и истории Земли имели исследования эволюционной палеонтологии В.О. Ковалевского. «Русской наукой» в Европе называли изучение о целостности географической среды В.В. Докучаева. Одним из основоположников геохимии был В.И. Вернадский, его радиогеологические исследования касаются роли радиоактивных элементов в эволюции Земли. Идеи Вернадского о ноосфере, представляющие собой крупное философское обобщение, возникли на стыке двух основных направлений его научной деятельности — биохимии и философии. Многие фундаментальные труды ученого, посвященные философским проблемам естествознания, являются крупнейшим вкладом в мировое науковедение. Русские ученые внесли выдающийся вклад в разработку проблем биологии. Развивая идеи Ч. Дарвина, Мечников создал теорию происхождения многоклеточных организмов. В мировую медицинскую науку вошли его теория воспаления и классическое учение об иммунитете. Труды К.А. Тимирязева, открывшего закономерности фотосинтеза, получили всемирное признание. И.М. Сеченов раскрыл функции центральной нервной системы и роль рефлексов в психических процессах. На рубеже XIX—XX вв. И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, которое было названо одним из величайших достижений мировой науки. В конце XIX — начале XX в. в России формируется группа ученых религиозно-философского направления. Так, русский религиозный философ Н.А. Бердяев не признает за историей прогрессивного движения, считая, что ее путь — это обнажение противоположностей — добра и зла, а трагическая борьба между ними завершается выходом в «метаисторию» («Царство Божие»). В современности Бердяев находит признаки «варваризации» европейской культуры, начало ее сумерек («Конец Европы», 1915 г.), связанных с наступлением 509 «массовой культуры». Бердяев — один из первых критиков современной цивилизации как цивилизации технической, которая явилась результатом «торжества буржуазного духа». Он призывает к «спасению» через индивидуальный творчески- моральный акт, к «персоналистической революции» вместо социальной. В продолжении всей жизни Бердяев выступал с критикой марксизма, он противник любого социально-политического переворота вообще. Оставался идеологом «аристократии духа». На Западе Бердяев получил известность как главный выразитель традиции русской религиозной идеалистической философии и культурологии. Философия B.C. Соловьева, сына известного историка С.М. Соловьева, интересна тем, что вопреки положению православия он утверждал — судьба человечества в его собственных руках, а не даруется свыше, нужно лишь, чтобы люди творили добро. В своей проповеди идеи всеединства действительность он рассматривает как единство Бога, Космоса, истины, добра, красоты, человечества. Бог — это Абсолют, владеющий созидательной возможностью. Бог есть разум. А двигателем мирового прогресса, по B.C. Соловьеву, является душа мира — София, которая символизирует «идеальное человечество» в его созидательной деятельности, искомое состояние мира. Русский философ и теолог С.Н. Булгаков социально-политические проблемы пытался разрешить с помощью религиозной метафизики. Основная идея Булгакова — система всеединства и учение о святой Софии, воплощением которой он считал Богоматерь. Мир есть, по его мнению, воплощение Бога, и поэтому необходима христианизация земной жизни. Последователем философии B.C. Соловьева был русский религиозный философ, общественный деятель, князь, брат Е.Н. Трубецкого С.Н. Трубецкой. Развивая «философию всеединства», свое учение он назвал «конкретным идеализмом». Трубецкой считал истинным определение сущего как «абсолютного всеединства», «всеединого конкретного бытия». Абсолют — деятельность универсального субъекта — космического существа, Софии, понимаемой как психическая основа 510 мира. По политическим взглядам был сторонником конституционной монархии. П.А. Флоренский, русский ученый, религиозный философ, в центре своей концепции видел всеединство и учение о Софии В. Соловьева, сочетая их с экскурсами в самые различные области знания, сферы реальности, в соответствии с которыми организуются области культуры. Поиски Флоренского близки ряду концепций начала XX в., основывавшихся на понятии символизма. Он был сторонником не отвлеченной философской системы, а единой методологии исследования конкретного материала различных наук и искусств. Осуществлял подобные исследования в лингвистике, теории пространств, истории искусств, математике и теоретической физике, которая стала главным направлением его практической и научной деятельности. Духовный мир человека, его деятельность, возможности внеземного бытия занимали философскую мысль людей науки, религиозны): теоретиков, которые искали пути к бессмертию человека, полагая, что, когда «все живое благоденствует», жизнь будет вечной, и что путь к бессмертию лежит через преодоление хаоса. Абсолют, Бог, мировая душа — все связано с Космосом. Человек способен не только создавать, но и разрушать, в нем заложено добро и зло. Поэтому главным в жизни человечества должно быть преодоление зла. Это был религиозно-философский ренессанс России в начале XX в., сочетавший идеалистическую религиозную философию с ее богословским сознанием, который на определенный период времени определял развитие интеллектуальной культуры не только в России, но и за рубежом. Конец XIX — начало XX в. отмечены настроениями безнадежности, неприятия действительности в среде творческой интеллигенции. Источником сложных и противоречивых явлений являлся кризис буржуазного сознания, растерянность перед революцией, отторжение ее, отказ от реальной жизни. Проявление свободы творчества выражалось в отчаянии и все- отрицании, тоске по духовным идеалам. Декадентское понимание свободы личности выражалось в индивидуальном эсте 511 тическом культе красоты, в мотивах небытия и смерти. Декадентские умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. В России декаденством было захвачено творчество поэтов- символистов, ряд произведений близкого к экспрессионизму Л.Н. Андреева, стихи импрессиониста И.Ф. Анненского, натуралистическая проза М.П. Арцыбашева, А.П. Каменского. Сильное воздействие декаденства испытали на себе «старшие символисты» — Н. Минской, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус. Их лозунгом было «самообожествление», означавшее крайнюю степень индивидуализма, поиск «мистического содержания». «Младшие символисты» — А. Белый, Вяч. И. Иванов, С.М. Соловьев, проявляя интерес к русской истории, интерпретировали ее в религиозно-мистическом духе философии B.C. Соловьева. После поражения революции 1905-1907 гг. декадентские настроения усиливаются. В произведениях Л. Андреева отмечается беспросветный пессимизм. Каменский воспевает эротику. Появляется декаденство с темами распада и эротики, с критикой буржуазной культуры и религии. Так, В.В. Розанов выступает против христианства, разоблачая деградирующую буржуазную культуру. Многие из декадентов были захвачены религиозной манией, призывали уйти в «катакомбы, пустыни, пещеры». Основными проводниками эстетики декадентства в России были литературные журналы «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», альманахи «Шиповник» и «Земля». Значительным явлением в русской культуре начала XX в. стал кинематограф. Первые демонстрации кинематографии в России состоялись в 1896 г. в Москве, затем в Петербурге и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. В том же году были сделаны первые любительские киносъемки. Этот вид искусства получил распространение чрезвычайно быстро. Всех поражала «живая фотография». Во многих русских городах открывались стационарные кинотеатры, а фильмы завозились из Франции, Англии, Германии, Италии. Наряду с «царской хроникой» производились документальные съемки 512 видных деятелей русской культуры — Л. Толстого, В. Давыдова и других. Но первым отечественным фильмом в 1908 г. стал «Стенька Разин и княжна». Его снял петербургский фотограф А. Дран- ков. Раннее кино в России связано с петербургскими, особенно с Ввведенским, народными домами, откуда пришли первые актеры, режиссеры, художники (И. Мозжухин,
Русский кинематограф с самого начала утверждался как самобытное национальное искусство. Первыми были фильмы «Песнь про купца Калашникова» (1909 г.), «Коробейники», «Вадим» (1910 г.). Большое место занимали фильмы, построенные на историческом материале: «Смерть Иоанна Грозного» (1909 г.), «Воцарение дома Романовых» (1913 г.), «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Жизнь и смерть Петра Великого», «Наполеон в России» (1910 г.), «Ломоносов» (1912 г.), «Оборона Севастополя» (1911 г.) — последний был первым русским полнометражным игровым фильмом, построенным на документальном материале (режиссеры Гончаров, Ханжонков). С 1910 г. начался бурный рост производства отечественных фильмов. В 1914 г. вышло 330 картин. Судьба кинематографа беспокоила выдающихся деятелей русской культуры: Л. Толстого, Л. Андреева, К. Станиславского. Но со временем в фильмах начали сниматься видные театральные актеры: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная,
Прогрессивное значение имели фильмы «Крестьянская доля», «Немые свидетели», «Женщина завтрашнего дня». Начал формироваться жанр кинокомедий (1913 г.). В 1912 г. режиссер В. Старевич разработал технику трюковой съемки и создал первые в мире объемные мультипликации («Прекрасная Люканида», «Авиационная неделя насекомых», «Стреко 513 за и муравей»). Кинофабрика Ханжонкова систематически выпускала научные и учебные ленты. К 1914 г. российский кинематограф по художественному уровню не уступал европейскому. В дореволюционные годы возникло и развивалось отечественное научно-популярное кино при участии видных ученых. Операторы Ханжонкова снимали жизнь и быт народов восточных окраин России, работали в Арктике. После февральской буржуазной революции появились агит- фильмы («Да здравствует свободная Русь», «Родина в опасности», «Предатель России Мясоедов», «Тайна дома Романовых» и др.), декадентская драма («Сатана ликующий», «Жизнь, побежденная смертью» и др.). Получила развитие и кинопечать. Первым изданием был рекламный журнал «Сине-фоно» (1907-1918 гг.). Затем появились «Вестник киноматографии (1911-1917 гг.), «Пегас» (1915-1917 гг.), «Киножурнал» (1910-1918 гг.) и другие. Все эти издания были рекламными. В дореволюционной России отечественной кинопленки и киноаппаратуры не выпускалось. Театр в России начала XX в. получает развитие на драматургии А.П. Чехова, JI.H. Толстого, А.М. Горького. В этот период Московский Художественный театр (МХТ) вводит новые принципы режиссуры и актерского искусства. На сцене показывается современность. В спектаклях глубоко раскрываются духовный мир человека, внутренние психологические конфликты. Широкое признание получила система режиссерской работы Станиславского с актерами. Подлинное рождение театра связано с постановкой на сцене МХТа чеховской «Чайки». Она была рождением нового русского театра, нового направления в мировом сценическом искусстве. Далее последовали «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». В чеховских спектаклях Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые приемы раскрытия духовного мира современного человека. На сцене играл слаженный ансамбль актеров, объединенных единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы. 514 С именем A.M. Горького связано общественно-политическое направление в репертуаре МХТа. В спектакле «Мещане» (1902 г.) впервые на сцене был введен новый герой — рабочий, призывавший бороться за свои права. С успехом прошла пьеса «На дне» (постановка Станиславского и Немировича- Данченко), беспощадно воспроизводившая жизнь бедняков, обличавшая пороки существующего общества, выражавшая протест против несправедливости. Станиславский, создав ряд замечательных сценических образов в пьесах русских и западноевропейских классиков, стал властителем дум передовой русской интеллигенции. Он утвердил новую природу театральной героики. Сценические создания Станиславского проникнуты глубокой человечностью, обаянием. Они выражали духовную стойкость, мужество, стремление увидеть жизнь «невообразимо прекрасной». В своих работах Станиславский достигал необычайной тонкости психологического рисунка, большой внутренней насыщенности образов. Режиссер видел свою задачу в развитии реалистических основ русского сценического искусства, в разработке новых приемов актерской техники. Рост социальных противоречий побудил мастеров театра к поискам обостренных форм сценического искусства. Систему условного театра разрабатывал В.Э. Мейерхольд. В театре- студии на Поварской и в театре В.Ф. Комиссаржевской звучали мотивы социального пессимизма. Человек изображался игрушкой в руках судьбы. Игра актеров была условной, упрощенной, стилизованной. Потребность в новых формах захватывает все театры России. Малый художественный театр также стремился обогатить реализм через условность, символику, разгрузить сцену от быта. Стремление к разработке средств театральной выразительности было закономерным, хотя иногда приводило некоторых режиссеров к внешней стилизации, к эстетизму. Поэтому можно сказать, что развитие театра в начале XX в. протекало сложно и неоднозначно. В искусстве этого периода в качестве идейных и стилевых тенденций переплетается и взаимодействует как с реалистиче- 515 скими, так и с декадентскими направлениями неоромантизм. Неоромантики воспевали подвиг и героику приключений в необычной обстановке. Типичный герой — мужественный человек, часто противостоящий обществу (изгой, отщепенец), отчужденный от народа («сверхчеловек»), его жизнь полна романтики и риска с приключениями. Для неоромантических произведений характерны острый, напряженный сюжет, борьба, опасность, таинственные события. Неоромантические мотивы и образы были свойственны стихам К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, С.М. Городецкого. В прозе это было отражено у JI.H. Андреева, Д.С. Мережковского. Неоромантическими были ранние произведения А.М. Горького («Макар Чуд- ра», «Старуха Изергиль»), Несмотря на глубочайшие социально-экономические противоречия, потрясавшие всю страну, художественная жизнь России переживает новый подъем. Мы уже говорили о гениальном творчестве Чайковского, сочиняют прекрасные произведения Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев. Формируются дарования Рахманинова и Скрябина, пишут Лев Толстой и Чехов, приходит в литературу М. Горький. На рубеже веков выдвигается новая плеяда замечательных русских художников. Невиданный расцвет переживает русский театр. На сцене Малого театра блистают таланты Ермоловой, Федотовой, Ленского, Южина. Рождается новый театр, которому было предначертано создать эпоху в русском сценическом искусстве — Московский Художественный театр Горького и Чехова, Станиславского и Немировича-Данченко. На петербургской сцене сияет созвездие актеров во главе с Савиной, Давыдовым, Варламовым, раскрывается актерское дарование Комиссаржевской. Русский оперный театр достигает высшей творческой точки. Идеи художественной правды, единства художественносценического ансамбля определила своим девизом Русская частная опера — театра Мамонтова. Именно на этой сцене впервые ярко проявил себя гений Ф.И. Шаляпина (1873—1938), разбуженный творениями великих русских композиторов. Русская опера и русская сцена воспитали великих отечественных композиторов и певцов — от «дедушки русского искусства» 516 Осипа Петрова и Петровой-Воробьевой до Шаляпина, Собинова, Ершова, Неждановой. «Настало время нужды в героическом». Шаляпин открывает новую эпоху трагической музы русской сцены. Героический пафос и пристальное внимание к духовной жизни человека, умение раскрыть тайники человеческой души — все это присуще творчеству великого певца. Галерею трагических персонажей открывает образ Ивана Сусанина, в котором героическая романтика обогащается подлинной жизненной правдой. Ивану Сусанину противостоят в творчестве Шаляпина образы монархов, самодержавных деспотов. Артист тщательно отбирал свой оперный репертуар. Там, где он находил вдохновлявший его художественный материал, он создавал неповторимые поэтические фигуры. В Мамон- товском театре Шаляпин выступал в двадцати ролях. В сокровищницу шаляпинских образов вошли и герои лирических опер — Демон, Алеко, Дон-Кихот, комедийные персонажи Фарлаф, Дон-Базилио, фантастические создания — оба Мефистофеля в операх Бойто и Гуно. Непосредственное творческое общение с жизнью делало сценические концепции Шаляпина глубоко современными его эпохе. Новаторские открытия Шаляпиным реалистических законов сценического творчества много дали русскому театру, и не только оперному. Для Станиславского Шаляпин всегда был образцом подлинного искусства переживания. Огромно влияние творчества Шаляпина на русскую музыку. Известно, что Рахманинов был вдохновлен творчеством Шаляпина на создание двух последних опер: «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». А.Н. Апухтин посвятил ряд романсов своему гениальному другу. Шаляпин всю свою жизнь оставался верен принципам реализма, он был свободен от идейно-художественных противоречий, которых не избежали многие крупные деятели искусства этого времени. «В русском искусстве Шаляпин — эпоха, как Пушкин» (М. Горький). А в истории мирового вокально-сценического искусства нет имени, которое бы по своему обаянию и популярности среди самых широких масс могло сравниться с именем великого артиста. 517 С триумфальным успехом Шаляпин впервые выступил за рубежом, исполнив в 1901 г. в миланском театре «Ла Скала» партию Мефистофеля в опере «Мефистофель» Бойто (дирижер А. Тосканини; Фауст — Э. Карузо). Последующие гастроли утвердили мировую славу русского певца. Шаляпин пел в Риме, Монте-Карло, Оранже (Франция), Берлине. Принимал участие в Исторических русских концертах, организованных в Париже С.П. Дягилевым, пел в «Метрополитенопера» (Нью-Йорк), в «Русских сезонах» (Париж, Лондон). Шаляпин проникновенно исполнял русские народные песни, особенным успехом пользовалась «Дубинушка». Шаляпин выступал и как оперный режиссер. Им поставлены опера «Дон-Кихот» Массне, «Хованщина», «Дон Карлос». Шаляпин был талантливым скульптором, живописцем, графиком, обладал литературным даром. Выдающийся русский певец оставил глубокий след в мировой художественной культуре, оказав огромное влияние на развитие вокального искусства и музыкального театра в целом. Выдающимся представителем русской классической вокальной школы являлся Л.В. Собинов (1872—1934). Вся его творческая жизнь была связана с Большим театром. С первых же сезонов он пел все ведущие партии репертуара лирического тенора в русских и западноевропейских операх. Собинов пользовался необычайной популярностью у столичной публики. А выступления на сценах лучших западноевропейских оперных театров принесли ему мировую славу. В артисте все соединялось гармонично: пленительный голос неповторимого «лучистого» тембра, актерская одаренность, грация, благородная внешность. Глубоко проникая в духовный мир своих героев, он с присущим ему драматическим талантом создавал яркие характеры. Собинов тщательно изучал первоисточники, историческую эпоху, произведения и часто принципиально по-новому интерпретировал оперные партии. Его партия Ленского стала классическим образцом для последующих поколений русских певцов. Выдающийся певец всегда оставался другом учащейся молодежи и начиная с 1903 г. ежегодно устраивал концерты в 518 пользу Общества помощи нуждающимся студентам Московского университета. Эти концерты были крупнейшими событиями в музыкальной жизни Москвы. Так же, как и Собинов, А.В. Нежданова (1873-1950) дебютировала на сцене Большого театра (1902 г.). В течение первых сезонов она исполняла свои лучшие партии, а уже в 1912 г. с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд- Опера»; ее партнерами были Э. Карузо, Титта Руффо). Ее творчество складывалось под влиянием Рахманинова, Шаляпина, Собинова. Дуэты Неждановой и Собинова вошли в историю музыкального театра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения оперной классики. Нежданова, обладая великолепными вокальными данными (кристальной чистоты сопрано нежного тембра), внесла огромный вклад в историю русской оперной сцены. В ее обширный репертуар входили произведения композиторов, русские и украинские народные песни. Нежданова была постоянной участницей исторических концертов, ей аккомпанировали Аренский, Глазунов, Скрябин. Она много концертировала как в своей стране, так и за рубежом, пропагандируя русскую музыку. Героико-трагические переживания социальных и духовных коллизий начала века вощли значительным наследием в поэзию XX в. Приход в литературу В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, внедрявших символистскую поэтику, а затем И. Анненского, Вяч. Иванова, А. Блока, А. Белого, С. Соловьева и других превратили символизм в самостоятельное литературно-философское течение, важный фактор русской культурно-духовной жизни, идейно-художественный смысл которого не сводился к декадентству. Идеалистическая доктрина символистов принадлежала к кризисным явлениям, но творчество его крупных художников несет общечеловеческий смысл: неприятие собственнических форм общества, обездушивающих человека; скорбь о духовной свободе; доверие к вековым культурным ценностям; предчувствие мировых социальных переломов. Русский символизм воспринял от западного многие философские и эстетические установки, но, переломив их через учение 519
У лирических героев Блока и Белого внутренний мир личности — показатель общего трагического состояния мира, «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель, вместилище пророческих предощущений близкого обновления. Восприятие эпохи выражалось в виде знамений-символов — природных и бытовых (закаты, зори, пожары, рассветы), исторических (скифы, монголы), библейских и культовых. В сознании символистов это мыслится как «жизнетворчество», как дело общекультурного созидания, призванного преодолеть исторический разрыв между людьми, между художником и народом. В революции 1905-1907 гг. символисты увидели начало катастрофических предчувствий, теперь выпукло проявляются разное отношение к «старой» культуре, полярность концепций исторического развития России, идеологических симпатий, это привело к распаду символистского движения в 1910-е гг. Осознание новых событий было выражено у А. Белого в романе «Петербург» (1916 г.), у А. Блока — в поэме «Возмездие» (1922 г.) и других. Символизм — сложное явление в художественной культуре начала века. Его влияние испытали разнообразные художественные течения, эстетическая доктрина осталась достоянием истории, а творчество крупных поэтов-символистов вошло наследием в культуру XX в. Русское художественное объединение «Мир искусства» оформилось в 1900 г. в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А.Н. Бенуа и
Мирискусники противопоставляли тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности, выдвигали принцип эстетизации действительности, отводя искусству роль преобразователя жизни. Они были за «свободное» и «чистое» 520 искусство, отрицали тенденциозность, отвергали как академизм, так и творчество передвижников, выступали с критикой эстетики Чернышевского и Стасова. «Мир искусства» формировался на основе поэтики символизма и неоромантизма. Их творчество часто проникнуто духом иронии, широко используются приемы гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, тяготение к «роковой» символике, к сказочному, эротическому. Было и увлечение средневековым русским искусством, фольклором, древнерусской историей. Живописным работам присущ утонченный декорати- визм, стилизация мотивов рокко и ампира. Мастера «Мира искусства» немало способствовали развитию искусства книги в России (они сделали русскую книгу красивой и художественной), живописного и графического портрета. Большой вклад в русскую культуру мирискусники внесли в области театральной и декоративной живописи. В их произведениях нашел свое отражение формировавшийся стиль модерн, характерными чертами которого были в живописи и графике декоративность цвета, нарочитая манерность, уплощенность пластической формы. Специалисты отмечают, что увлечение мирискусников западноевропейской культурой приобретало оттенок космополитизма. Это было характерно для А.Н. Бенуа (1870-1960), являющегося поклонником эпохи Людовика XIV и посвятившего этому времени многие свои работы. Бенуа — живописец, график, историк искусства, художественный критик, театральный деятель. Его книга «История русской живописи XIX в.» выражает критическое отношение мирискусников к передвижникам. Работал художник и над темами из русской истории («Парад при Павле I», «Петербургская улица»), но прошлое передавал, игнорируя социальную трактовку темы. Реалистические традиции его творчества все-таки проявились в великолепных иллюстрациях к поэме А. Пушкина «Медный всадник». К.А. Сомов (1869-1939), когда учился в Академии художеств у И.Е. Репина, следовал реалистическим традициям 521 («Дама в голубом»). Но со временем миром его излюбленных тем становятся стилизованно-галантные сценки. Реальный взгляд остается лишь в портретах представителей художественной интеллигенции (Блока, Остроумовой-Лебедевой и др.). И.Я. Билибин представлял целое течение в книжном оформлении русской сказки. Много сделали для развития театральной живописи А.Я. Головин и Л.С. Бакст. В литературно-художественном иллюстрированном журнале «Мир искусства» утверждалась эстетика индивидуализма, сближение со стилем модерн. Журнал занимался также популяризацией русского искусства XVIII — начала XIX в. В ранний период печатал много материалов о народном творчестве, кустарных промыслах. Журнал широко знакомил читателей с современной русской и зарубежной художественной жизнью, делал обзоры иностранных изданий, воспроизводил выставочные экспозиции, репродукции русской и западноевропейской живописи и графики. В литературной части печатались религиозно-философские сочинения Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минского, В.В. Розанова, литературно-критические статьи В.Я. Брюсова, А. Белого, во многом определявшие эстетическую и литературную программу русского символизма. Кризисом культуры начала XX в. было вызвано к жизни художественное течение авангардизм. Наиболее интенсивно его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фо- визм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, литература «потока сознания» и др.). В потоке авангардизма оказывались разные мастера с непохожими творческими направлениями. В авангардизме отразились упадок буржуазной цивилизации, кризис искусства, растерянность, отчаяние перед лицом общественной катастрофы, потрясений. Но имели место и бунтарские настроения, отражающие протест. Чаще же это бегство в анархический цинизм всеобщего ниспровергательства, настроение тревоги, боли, отстранение от жизни, нигилизм, формотворчество. Авангардизм в целом был пропитан мелкобуржуазным индивидуализмом. Со временем он приобретает все более подчеркнутый элитарный рафинированный характер. Так, один из основоположников 522 абстрактного искусства |