Главная страница
Навигация по странице:

  • М.А. Балакирев (1836—1910).

  • П.И. Чайковский

  • А.Н. Островско

  • КУЛЬТУРЫ (КОНЕЦ XIX - начало XX в.)

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница46 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
    «Могучая кучка» одно из свободных содружеств, которые образовывались в период демократического подъема 60-х гг. XIX в. в различных областях русской художественной культуры с целью взаимной поддержки и борьбы за прогрессивные общественные и эстетические идеалы. Ее участники выступали против косной академической рутины, отрывающей от жизни, возглавили передовое национальное направление в русской музыке. Они объединили молодых талантливых композиторов, за исключением П.И. Чайковского, который не входил ни в какие группы.

    Руководил музыкантами М.А. Балакирев (1836—1910). В пропаганде творчества молодых композиторов большую роль сыграл критик В.В. Стасов. Музыканты и сами активно выступали с разъяснениями своей деятельности, с критическими материалами. Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» была бесплатная музыкальная школа (1862 г.), в концертах которой композиторы исполняли свои произведения.

    Народность и национальность являлись основополагающими принципами «кучкистов». Тематика их произведений в то время связана с образами народной жизни, народного эпоса, сказок, с древними языческими верованиями и обрядами, с историческим прошлым России. Народно-освободительные идеи 60-х гг. нашли воплощение у Балакирева в увертюре


    496

    «1000 лет», в «Песне темного леса» Бородина, в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова.

    Важным источником творчества для композиторов служила старинная народная крестьянская песня, в которой они видели коренные основы национального музыкального мышления. Балакирев составил сборник «40 русских народных песен» в поездке по Волге (1860 г.). Собирал и обрабатывал народные песни и Римский-Корсаков. Музыканты «кучки» проявляли интерес к фольклору других народов, особенно восточных, разрабатывали в своих произведениях мелодии и ритмы народов Востока. Национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах народных массовых сцен — все это присуще «Борису Годунову», «Хованщине» Мусоргского, «Князю Игорю» Бородина, «Снегурочке» и «Садко» Римского-Корсакова. Эти шедевры — вершина русской оперной классики. Бородин и Балакирев явились создателями русского национального эпического симфонизма. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворенность сочетаются с жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой.

    В русской музыкальной жизни 60-х гг. «Музыкальной кучке» противостояло академическое направление, центрами которого были Русское музыкальное общество и Петербургская консерватория во главе с А.Г. Рубинштейном. Справедливо критикуя «консерваторов» за чрезмерный традиционализм и непонимание национальных идей развития русской музыки, «кучкисты» недооценивали значения систематического профессионального музыкального образования. С течением времени противоречия сгладились, Римский-Корсаков вошел в состав профессоров Петербургской консерватории. К середине 70-х гг. «Молодая кучка» как объединение распалась. В какой-то степени это было связано с кризисным душевным состоянием Балакирева, отходом от активной музыкальной жизни. Появились и внутренние творческие расхождения. Музыканты выросли. Прав был Бородин, который видел в распаде «кучки» проявление естественного процесса творческого самоопределения и нахождение своего индивидуального пути каждым композитором.


    497

    В России реалистическое направление, утверждавшееся в 60-70-х гг. в литературе, музыке, драматическом и оперном театре, изобразительном искусстве, слабее проявилось в балете, где наиболее настойчиво игнорировались реалистические тенденции отечественного искусства. Руководство императорских театров насаждало в русском балете жанры феерии и народного дивертисмента. Попытки создания в Москве национальных по тематике спектаклей («Ночь под Ивана Купала» Гербера, 1867 г.) не встретили поддержки официальных кругов. Но реалистические устремления все-таки проявлялись в исполнительском искусстве.

    Русскому балету последней трети XIX в. были свойственны глубокие противоречия. Общие тенденции русского искусства этого периода наталкивались на необходимость ставить балетные феерии, рассчитанные на показ виртуозной техники солистки. Сформировалась монументальная парадная форма спектакля, где отдельные сцены отличались совершенством хореографической композиции, были содержательны. Но в спектакле не было единства. Так, ведущий балетмейстер М.И. Петипа в своих балетах умело сочетал богатство классического и характерного танца, мастерски использовал танец как средство характеристики, создания образа. Уже в 60-70-х гг. Петипа стремился к реалистическим началам, драматическому повествованию («Дон Кихот», «Баядерка» Мин- куса), но музыкальная основа большинства балетов не способствовала новому направлению.

    Перемены наступили со времени создания П.И. Чайковским «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика». В сказочных образах балетов Чайковского выражены высокие, гуманные мотивы. Композитор раскрывает действие и образы через различные выразительные средства в музыке, через яркую мелодию, гармонию, сложными ритмами и богатой оркестровкой. Таким образом, Чайковским было положено начало новой форме — симфоническому балетному театру, заключавшему в себе многие реалистические черты.

    Реформа балетной музыки, осуществленная П.И. Чайковским, способствовала приходу в балетный театр крупных ком- позиторов-симфонистов. В конце XIX в. к балету обращаются


    498

    А.К. Глазунов, А.С. Аренский, Н.Н. Черепнин, позднее И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев.

    Лучшие прогрессивные стороны передовой русской культуры XIX в. воплотил в своем творчестве П.И. Чайковский (1840-1893), русский композитор, дирижер, музыкальный общественный деятель. Этот великий музыкант горячо и страстно любил свою страну, свой народ, которые и питали его музыку. Как и композиторы «Могучей кучки», Чайковский развивал традиции М.И. Глинки, используя богатейший опыт отечественного и мирового музыкального искусства. Борьба человеческой личности за свободу — ведущая тема всего творчества великого музыканта. Острота конфликта достигается в столкновении стремления к полноте жизни с жестокой враждебной действительностью. Внутренний мир человека Чайковский раскрывал как проницательный психолог — от мягкой лирической задушевности до захватывающего трагизма. Жизнеутвержающее начало воплощалось в картинах народного торжества и веселья, в идельно прекрасных образах. Музыка Чайковского необычайно мелодична, способна легко и быстро овладеть слушателями. Композитор умел почерпнутые из жизни интонации русской народной песни поднять на высоту большого эстетического обобщения.

    Опера Чайковского привлекала тем, что в ней можно наглядно отображать процесс жизни в конкретных формах, она наиболее доступна из всех родов музыки. Опера, считал композитор, «роднит вашу» музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа. Композитор очень строго и критично относился к своим сочинениям. Первая его незрелая опера «Воевода» была уничтожена им после нескольких спектаклей. Он считал, что в ней отсутствуют «драматический интерес и движение». Композитор недоволен был оперой «Опричник». Свой эстетический идеал «интимной, но сильной драмы» Чайковский воплотил в «Евгении Онегине». Это глубоко жизненное, реалистическое произведение, овеянное тонким поэтическим чувством. Появление этой оперы стало явлением выдающимся, равным лучшим достижениям русской реалистической литературы. Правдивость и


    499

    простота музыкального языка, глубокий внутренний драматизм переживаний героев, смена психологических состояний способствовали тому, что опера быстро завоевала огромную популярность. Успешными оказались «Орлеанская дева» и «Мазепа», где композитор обращается к исторической теме с напряженно развивающимся действием.

    «Пиковая дама» — вершина оперного реализма. В раскрытии сложного душевного мира героев Чайковский проявляет необыкновенную психологическую проницательность и глубину понимания человеческих характеров, использует контрастные музыкальные темы.

    В своей симфонической музыке Чайковский раскрывает музыкальные образы в динамике, в непрерывном внутреннем росте и обновлении. Он написал шесть симфоний. Специалисты называют Чайковского гениальным симфонистом, который представляет собой одну из высочайших вершин в развитии мирового симфонизма послебетховенского периода. В симфонии композитор нередко вводил народно-песенные темы, интонации и ритмы бытовой танцевальной музыки. Значительное распространение получили фортепьянные пьесы Чайковского, главным образом лирические. Неувядаема популярность цикла «Времена года», в котором отображаются поэтические картины русской природы.

    Нельзя не сказать о том, какой популярностью всегда пользуются романсы Чайковского. Эмоциональный диапазон его вокальной лирики очень широк — от тихой грусти до высокого драматизма. Большинство романсов написаны на слова русских поэтов («Мы сидели с тобой...», «То было раннею весной...», «Отчего я люблю тебя, светлая ночь...», «Средь шумного бала», «Хотел бы в единое слово...», «Растворил я окно...» и др.).

    Великий композитор много сделал для развития отечественной музыкальной культуры. Его критические статьи отличались высокой принципиальностью, тонкостью эстетических оценок, темпераментностью. Его борьба за верное понимание наследия Глинки, за освоение зарубежной классики, за подлинный профессионализм в искусстве, решительные выступления в защиту Балакирева, Римского-Корсакова и других


    500

    современных ему музыкантов, против нападок реакционной критики имели прогрессивное значение в развитии отечественной музыкальной культуры.

    Композитор еще при жизни получил широкое признание своего творчества, которое было гордостью передовой русской художественной культуры. Чайковского ценили большие зарубежные музыканты. Он много концертировал за рубежом и имел огромный успех. Творчество великого музыканта стало народным достоянием. Его произведения исполнялись и исполняются на многих языках мира.

    К середине XIX в. реалистическое направление утверждается и в театральном искусстве. Реализм в театре опирался на признание широких общественных задач искусства, призванного правдиво отражать социальные противоречия действительности. Демократизм, любовь к простым людям, внимание к их духовному миру неразрывно сочетались с утверждением просветительского значения театра, как «кафедры, с которой можно много сказать миру добра» (Н.В. Гоголь).

    Реализм в русском театре развивался в тесном единстве с прогрессивным романтизмом. Искусство актеров-романтиков, проникнутое верой в красоту и силу человека, ненавистью к насилию, отвечало на острые духовные запросы современности, способствовало идейному росту русского общества.

    В 40-50-е гг. XIX в. в России появилась целая плеяда крупных драматургов-реалистов: Островский, Тургенев, Сухове-Кобылин и другие. Идейное влияние на развитие театра оказали эстетические взгляды революционных демократов, общественный подъем 60—80-х гг. Идейная сила критического реализма определялась полнотой и объективностью изображения жизни, проникновением в суть социально-исторических процессов. В области актерского мастерства эти направления достигли яркого выражения в творчестве А.Е. Мартынова и П.М. Садовского, гражданственностью, тонким психологическим реализмом проникнуто искусство В.Ф. Комиссаржев- ской. Видным актером-реалистом был М.С. Щепкин. Романтические традиции нашли выражение в работе М.Е. Ермоловой.


    501

    Важное значение в 80-90-х гг. XIX в. приобретают новаторские искания в области режиссерского искусства. Постановочная культура связывалась с пониманием спектакля как цельного произведения, отражающего яркую картину жизни. Смелые поиски новых методов создания спектакля и актерской игры наблюдаются в работе молодого режиссера К.С. Станиславского и педагогической деятельности В.И. Не- мировича-Данченко. В конце XIX — начале XX в. реалистическое направление получает развитие в Московском художественном театре, созданном в 1898 г. и ставшем продолжателем лучших традиций русского театрального искусства.

    Расцвет реалистической драмы начинался от Фонвизина до Гоголя, которые с большой силой разоблачали несправедливость крепостничества. Во второй половине века Тургенев, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин продолжили и развили критический реализм в драме. Но наиболее остро и ярко это направление получило развитие в творчестве А.Н. Островского (1823-1886). Верность действительности, умение заглянуть в глубь души человека делают драму Островского чрезвычайно сценичной. Герои его наделены общенародными чертами. На драматургии А.Н. Островского творчески выросли многие выдающиеся русские актеры.

    Вторая половина XIX в. — это время необыкновенного расцвета творческих сил и способностей великих русских гениев в области научных знаний, литературы и музыкального искусства. Это время широкого распространения просвещения в России среди народных масс. Большую роль в столь важном государственном вопросе сыграла русская интеллигенция, которая неустанно занималась просветительской деятельностью. Общественная мысль стремилась к разрешению сложных проблем государственного миропорядка, дебатировала о выборе пути. А Россия продолжала жить и развиваться, становясь все более образованной страной. Ее культура стала неразрывной частью европейской, мировой культуры, во многом определяя прогресс всего человечества.


    Рубеж вековпереломная эпоха во всех сферах жизни общества. Новые общественные настроения. Марксизм и интеллигенция. Дальнейшая демократизация образования. Повышение роли средств массовой информации (газеты, журналы). Расцвет издательской деятельности (Сытин, Суворин). Выход науки России на передовые позиции в мире. Религиозно-философский ренессанс (Бердяев, Соловьев, Булгаков, Трубецкой, Флоренский и др.).

    Русское декаденство рубежа веков. Рождение русского кино. Театр начала XX в. Неоромантизм в искусстве. Драматургия Чехова и Горького. Русская вокальная школа (Шаляпин, Собинов, Нежданова). Русский символизм от Брюсова и Мережковского до Белого и Блока. Культурно-эстетическое движение. «Мир искусства» и его представители (Бенуа, Сомов, Бакст). Концепция «искусство для искусства». Авангардизм Кандинского, Малевича, Татлина. Богоискательство Богданова, Луначарского. Религиозно-философское общество «Ивановские среды». «Вехи». Феномен русского классического балета (Фокин, Павлова, Нижинский). Авангардистские движения и группы: «Бубновый валет», «Голубая роза», «Ослиный хвост». Музыкальный авангард Стравинского. Проблема революционного преобразования общества и бунтарские настроения в культуре.

    Конец XIX — начало XX в. в Российской империи — время контрастов, столкновения народных масс с властью, неприятия угнетения и усталости народа от тягостной жизни. Многие иллюзии рассеялись в столкновении с жестокой действительностью. Возникают различные направления, течения, политические партии, которые бьются между собой за свой путь выхода России из тупиковой ситуации. Социал-демо- краты делятся на большевиков и меньшевиков, эсеров. Кадеты выдвигают свои требования, среди которых и равенство всех перед законом, свобода вероисповедания. В среде каде



    Серебряный век русской КУЛЬТУРЫ (КОНЕЦ XIX - начало XX в.)


    503

    тов было много интеллигенции из университетов, врачи, адвокаты, политики. Но они не называют конкретного способа реализации программы.

    Из всех иллюзий достаточно привлекательной выглядит требование всеобщего равенства. А развитие образования давало надежду на всеобщую справедливость. Властью были даже разрешены рабочие собрания с целью образования, чтобы обеспечить благонадежное времяпрепровождение. Открываются бесплатные народные библиотеки, воскресные школы, развиваются другие формы народного просвещения. На Россию буквально обрушился шквал новых форм жизнедеятельности и творчества, которые существовали в европейской культуре.

    Благотворительность явилась показателем культурного скачка в среде правящего класса, рассматривалась как нравственный долг, как претворение в жизнь христианских заповедей. Только в Москве на пожертвования были построены клинический городок на Девичьем поле, различные больницы — Боткиных, Кащенко, Морозовых, Медведникова, Шелапу- гина, Солдатенкова, Щербатова. Благотворителями становились не только богатые люди, но и представители простого народа. На пожертвования крестьян воздвигались памятники. В 1911 г. в Киеве был сооружен большой исторический мемориал великим славянским подвижникам — княгине Ольге, Андрею Первозванному и братьям Кириллу и Мефодию.

    Заметное место в жизни страны приобретают демократические формы распространения культуры. Так, Союз сценических действий в 1909 г. на своем II съезде создает комиссию содействия устройству деревенских театров, устраивает выставки, проводит лекционную работу. Другая общественная организация — Лига любителей сценического искусства, насчитывавшая к 1914 г. 12 кружков и объединений, организовывала драматические курсы для начинающих, осуществляла помощь в постановке спектаклей.

    В 1914 г. после введения запрещения продажи спиртных напитков было организовано много новых общественных организаций: Харьковский съезд по организации разумных развлечений, Ярославское общеземское совещание просветительных


    504

    мероприятий. Всероссийский съезд деятелей народных театров. Все эти акции, направленные на просвещение народных масс, были крайне важны, ибо культура простого народа резко контрастировала с культурой интеллигенции. Несмотря на процесс урбанизации, основная часть населения продолжала жить в деревнях, была неграмотна и новые веяния мало касались ее духовного мира.

    Перепись 1897 г. в России констатировала: из 126 млн — 21,1% грамотных; неграмотное население среди мужчин составляло 78%, среди женщин — 87%. Правда, нельзя забывать о неравномерности и усредненности этих цифр. Так, в отдельных уездах Костромы грамотные составляли 55%. В Москве и Московской области на 100 мужчин приходилось 75 грамотных, на 100 женщин — 22. Все это ограничивало доступ народа к культуре.

    Появляется философия религиозная и материалистическая. Нарастание революционного брожения в России усиливает интерес к общественно-политической литературе по разделам истории, экономики, философии, социологии и права. Революционные события 1905 г. еще больше подняли спрос на газеты, брошюры, журналы общественно-политической направленности. В 1904 г. в Москве выходило 127 периодических изданий, летом 1905 г. — 185 изданий. Рынок был буквально наводнен книжно-журнальной продукцией. За период 1905—1907 гг. образовалось 351 новое издательство.

    В результате наступившей в 1907 г. политической реакции бурный рост книгопечатания сменился сокращением книг общественно-политического направления. В магазинах, типографиях конфискуется масса прогрессивной литературы, на авторов определенной тематики обрушиваются цензурные и судебные преследования. Поражение революции в среде интеллигенции вызвало повальное увлечение мистикой и эротикой.

    Значительное влияние на рост издательской деятельности оказывало развитие школьного образования. Резко увеличился выпуск учебников и пособий для школы, изданий детской литературы, народных изданий (лубочных книжек), календарей.


    505

    Крупнейшим предпринимателем-издателем в Москве являлся
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта