Главная страница
Навигация по странице:

  • П.Н. Яблочков

  • С.М. Соловьев

  • В.О. Ключевского

  • И.И. Срезневский

  • Ф.Ф. Фортунатов

  • И.Е. Репина

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница44 из 51
    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51
    Циолковского (1857—1935) сегодня называют творцом теоретической космонавтики. Именно ему было суждено найти, создать научно обоснованную теорию космического полета. Идея полета вне Земли носилась в воздухе, но «поймать» эту идею удалось великому человеку, который был наделен способностью проникать в суть вещей, человеку, свободному от чужих догм, представлений, удивлявшему широтой кругозора и самостоятельностью мышления. Он не боялся мечтать — это черта гения. А масштабы умственных построений не пугали Циолковского. Окружающая действительность не смогла пригнуть этого человека, в тяжелейших условиях он продолжал научные поиски. В своей фантастической убежденности он не боялся выглядеть смешным — редчайшее достоинство среди людей.

    По итогам двадцатилетних научных исканий Циолковский в 1903 г. публикует самую главную работу своей жизни: «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Мысль о сообщении с мировым пространством никогда не оставляла ученого. Он говорит об «обитателях космоса», для которых межпланетные просторы не просто черная бездна, а новая среда, новые пространства жизни. Великий ученый всегда связывал будущее науки с благом человека. Его представления выстроены напрямую с развитием общества, совершенствованием условий жизни и труда. Циолковский не мыслит развития науки без развития общества. «Параллельно, или одновременно, будут развиваться: человек, наука и техника, — пишет ученый. — От того, другого и третьего преобразуется вид Земли...»

    Сегодня люди высаживаются на Луну, обживают орбитальные станции, межпланетные аппараты бороздят просторы Солнечной системы, открываются необыкновенные перспективы перед космонавтикой, которая теперь стала привычной


    479

    для того, чтобы удивлять. Можно сказать, что космические мечты великого ученого сбылись.

    Выдающимся ученым был и П.Н. Яблочков (1847-1894) — изобретатель в области электрического освещения, электрических машин, а именно гальванических элементов и аккумуляторов. Одно из главных его изобретений (1875 г.) — электрическая свеча. Это первая модель дуговой лампы без регулятора, которая уже удовлетворяла многим практическим требованиям. В 1875 г. Яблочков уехал в Париж, где создал промышленный образец электрической лампы, разработал и внедрил систему электрического освещения на однофазном переменном токе, открыл способ «дробления света посредством индукционных катушек». Система освещения Яблочкова — «русский свет» на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. имела ошеломляющий успех. Во Франции, Великобритании, США были созданы компании по ее коммерческой эксплуатации. Яблочков был не только изобретателем, но еще и предпринимателем.

    Высочайшего уровня развития достигло и гуманитарное знание. Историческую науку прославили С.М. Соловьев,

    В.О. Ключевский. С.М. Соловьев (1820-1879), русский историк, член Петербургской Академии наук, руководствовался принципом: наука обязана отвечать на вопросы жизни. Вся его научная деятельность была связана с историей России. Несколько лет жил за границей (1842—1844), будучи домашним учителем детей графа А.П. Строганова.

    В 1863 г. выходит его «История падения Польши» (в год польского восстания), а в 1877 г. — книга «Император Александр I. Политика и дипломатия». Имели большой общественный резонанс его «Публичные чтения о Петре Великом» (1872 г.). Но самым значительным трудом его жизни является «История России с древнейших времен». Человеческое общество ученый рассматривал как единый организм, развивающийся «естественно и необходимо». Он не выделял «норманский» и «татарский» периоды в русской истории и считал главным не завоевание, а внутренние процессы развития (колонизационное движение, возникновение новых городов, изменение взгляда князей на собственность и характер своей


    480

    власти). Соловьев первый увязал процесс государственной централизации с борьбой против монголо-татарского ига.

    «История России с древнейших времен» вышла в 1851— 1879 гг. в 28 томах, 29-й том был издан посмертно. В основе этого огромного труда лежит фактический материал, преимущественно архивный, который подан в единой, стройной системе, что позволило автору нарисовать выразительную картину русской истории на протяжении веков. Соловьевым был открыт новый, буржуазный, период в развитии русской исторической науки. Его «История России» оказала существенное влияние на всех последующих историков, сохранив научное значение до наших дней.

    История России с древнейших времен до XIX в. включительно была предметом исследовательской мысли русского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911). Его политические взгляды развивались в буржуазно-либеральном направлении, хотя он был знаком с работами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Ключевский являлся противником самодержавия и считал неизбежным его уничтожение. Он яро отвергал революцию, сетовал за правовое буржуазное государство с представительным правлением и мирным сотрудничеством всех классов на основе «общего блага». Резко критикуя в своих работах самодержавие, его представителей и окружение, никогда не выступал против основ буржуазно-помещи- чьего строя и даже поддерживал монархию (в конце XIX в.). В 1893—1894 гг. Ключевский был наставником сына Александра III Георгия в «политической истории».

    Научные взгляды на различных этапах его жизни сложны и порой противоречивы. Итогом же исследовательской мысли Ключевского и основным его творческим достижением стал общий «курс» истории России с древнейших времен до XIX в. включительно. Это была единственная в русской буржуазной историографии попытка проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. Ключевский стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане с позицией своего времени и своих взглядов.


    481

    Следование идеям эволюционизма приводили к идеологическим выводам.

    Великолепный знаток исторических источников и фольклора, блестящий и остроумный лектор, Ключевский завораживал слушателей способностью создавать зримые образы и картины прошлого, психологическим анализом, независимыми суждениями, которые, к сожалению, не все вошли в печатные издания. Все его работы доступны по содержанию, написаны великолепным стилем. Историк был широко популярен как в среде студенчества, так и у интеллигенции, его лекции собирали огромное количество слушателей.

    В сфере гуманитарных наук заметной фигурой был и

    В.И. Даль (1801-1872), писатель-лексикограф, этнограф. Его интересы были чрезвычайно многообразны. Даль получил медицинское образование, но это не мешало ему заниматься собиранием коллекций по флоре и фауне Оренбургского края. За эту работу его в 1838 г. избрали членом-коррес- пондентом Петербургской Академии наук. Но вершиной его научной деятельности стал «Толковый словарь живого великорусского языка».

    Великолепный знаток русского слова, Даль 53 года собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал ее до самой смерти, записывая каждое слово, которого дотоле не слышал. Личная судьба Даля сложилась так, что ему пришлось побывать в различных частях обширного Русского государства, общаться с различными представителями русского народа, преимущественно крестьянства. Даль знакомился с этнографическими богатствами окраин России, собирал материалы по языку и народной словесности. Накопив колоссальный материал, Даль попытался предложить его для разработки Императорской Академии наук, но получил отказ. Даль ушел в отставку и полностью отдался своей пожизненной работе над словарем, содержащим около 200 тыс. слов. Этот труд — явление исключительное не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Даль был тонким ценителем и собирателем русской речи в самых многообразных ее проявлениях: меткая самобытная пословица, загадка, поговорка — все



    482

    находило себе определенное место. Отсюда та несравненная полнота, с которой отражается в словаре Даля народное речевое творчество.

    «Толковый словарь живого великорусского языка» — это настоящая энциклопедия русского народного быта, склада ума и характера, нашедших свое выражение в речи. Словарь объясняет предметы, характеризующие русский народный быт, приметы, поверья, связанные с сельскохозяйственным календарем, включает многочисленные этнографические сведения. Подбирая синонимы при толковании слов, Даль подчеркивает необыкновенное богатство русского языка, его выразительность, словообразовательные возможности. Особенно ценным фондом считаются слова, связанные с народными промыслами, ремеслами, народной медициной, естествознанием. Исключительно ценны этнографические материалы.

    Изучением современной народной речи, поэзии и быта славянских народов занимался И.И. Срезневский (1812-1880), русский славист, филолог и этнограф, академик Петербургской Академии наук. В Петербургском университете он читал лекции «Мысли об истории русского языка». Вся научная деятельность Срезневского посвящена вопросам истории русского языка, памятникам древней славянской и русской письменности, диалектологии, а также памятникам по палеографии, археологии. Ученый много занимался методикой преподавания языка, истории древнерусской литературы. Срезневский был инициатором и редактором «Известий» и «Ученых записок» Отделения русского языка и словесности Академии наук, а также являлся основателем школы петербургских славистов; его учениками были Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский. С середины 40-х годов он работал над созданием словаря на основе памятников XI-XIV вв. (Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Т. 1-3. 1893-1912 гг.).

    Другим русским языковедом и славистом более позднего времени был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914), академик Петербургской Академии наук, профессор Московского университета, основоположник московской лингвистической школы. Фортунатов излагал взгляды на язык как на систему.


    483

    Русский академик одновременно с Ф. де Соссюром обосновал формализацию лингвистического исследования, установил закон передвижения ударения в балтийских и славянских языках в зависимости от интонации. Существенная часть работ Фортунатова посвящена фонетике индоевропейских языков, занимался он и изучением санскрита, исследовал неизвестный ранее древнеиндийский (ведический) памятник, где высказал мысль о связи языка с мышлением и обществом. На основе теории формы слова построил особую морфологическую классификацию языков. Ученый исследовал также славянские памятники и графику, редактировал серию старославянских памятников.

    После 1861 г. капитализм быстро набирал силу, несмотря на то, что крестьянский вопрос оставался одним из самых острых социальных вопросов в пореформенной России. Вся русская революционно-демократическая общественность второй половины XIX в. продолжала борьбу за последовательную ликвидацию крепостнических пережитков. Эта борьба выражается и в искусстве, наполняя его обличительным пафосом, порождает у людей искусства разностороннее внимание к жизни и проблемам народа. Художник выступает гражданином и трибуном.

    В области архитектуры вторая половина XIX в. — сложный и противоречивый период. В художественной культуре утрачивается ведущее положение архитектур, увядают эстетическая выразительность, гражданский пафос, присущие классицизму. Исчезает гармоничность, воцаряется эклектика. Градостроительство, так расцветшее в эпоху классицизма, входит в состояние длительного упадка.

    С развитием промышленности и торговли деловой центр перемещается с площадей на проспекты и улицы, где теперь строятся банки, вокзалы, крупные магазины, гостиницы, крытые рынки, управления предприятиями и железными дорогами, выставочные павильоны, цирки. Частная инициатива постепенно устраняет государство от надзора за городским строительством. Возникают случайно расположенные застройки, облик улиц, площадей утрачивает былое значение в системе градостроительства.

    16*


    484

    Архитектура России второй половины XIX в. выражает вкусы людей, кичащихся своим богатством. Чрезмерное применение декора обезличивает строение. В начале 70-х гг. формируется новый вариант «русского стиля», обращающийся к мотивам народного декоративного искусства, к крестьянскому зодчеству в русской архитектуре XVI—XVII вв. Национальный стиль приобретает иной характер — псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной идеологией.

    Активными проводниками псевдорусского стиля являлись архитекторы В.А. Гортман и И.П. Ролет. В обеих столицах возводились большие жилые и общественные здания, фасады которых без меры украшались кирпичной выкладкой, напоминающей резьбу по дереву. Дробный декор резко противоречил большим размерам сооружений, крупному масштабу окон (здание Политехнического музея в Москве).

    В этот сложный для русской архитектуры период все больше стали проявлять себя архитектурные общества, объединяющие зодчих Москвы с 1867 г. и Петербурга — с 1871 г. Здесь рассматривались творческие и правовые вопросы, организовывались выставки, конкурсы, съезды архитекторов, где анализировалось состояние дел в архитектуре.

    В архитектурных кругах 90-х гг. созрело мнение о том, что техника и конструкция должны служить художественной форме. Это было признание рационализма. Но, тем не менее, направление рационализма еще в течение нескольких десятилетий заслонялось ретроспективизмом и стилизаторством. И только в самом конце XIX в. железо, сталь, железобетон, большеразмерное стекло, новые строительные конструкции начинают входить в архитектурную практику. На рубеже XIX- XX вв. рационалистическая архитектура получает названия: «современная», «новая», «архитектура модерна».

    Модерн рассматривался как начало подъема русской архитектуры после ретроспективизма и эклектики. Это объясняется также интересами буржуазии, ее стремлением создать «стиль нового века». «Модерн» возрождает стилевое единство наружного облика и внутреннего убранства зданий. Фасады и интерьеры зданий становятся строже, силуэт — обобщеннее. Вестибюли доходных домов, гостиниц, особняков украшаются


    485

    витражами, интерьеры — живописными, а фасады — майоликовыми или мозаичными панно. В архитектуре раннего «модерна» рациональность сочетается с эстетикой. Мастера, создавая новые формы, вдохновлялись мотивами растительного и животного мира. Но индивидуализация форм становится самоцелью, поэтому образный строй сооружений вызывает тревогу, ощущение капризной прихотливости. И в конце века рядом с «модерном» присутствует и национально-романтическая архитектура со своим стремлением противопоставить действительности опоэтизированный образ русской старины.

    Изобразительное искусство во второй половине XIX в. обретает новое место в общественной жизни, новое содержание и художественные особенности. Искусство становится выразителем народной совести, вглядывается в жизнь, со всей страстностью отражает действительность, прославляет высокие моральные качества, цельность народного характера. Оно открыто противостоит угнетению человека, отражает бунтарскую силу народа.

    Новое направление «критического реализма» решительно вытесняет прежний, поздний, академизм. Широкое звучание имеет обращенный к современности бытовой жанр. Он отстраняет мифологические темы. Эстетические категории сменяются аналитическим изучением жизни, психологии человека. Художник все чаще обращается к социальным темам, стремится к жизненной ситуации и психологии героев. Наиболее сильно представления о русской жизни выражены в творчестве В.Г. Перова. С середины 60-х гг. он создает обобщенные картины на темы крестьянской жизни («Последний кабак у заставы», «Проводы покойника», «Тройка». Глубоким содержанием отличаются и портреты Перова. Портреты Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.Н. Островского представляют глубоко и точно личности выдающихся писателей. Черты лица исполнены с большим психологическим смыслом. Крестьянские образы заметное место занимали в творчестве А.И. Кор- зухина, И.М. Прянишникова, Г.Г. Мясоедова, В.М. Максимова.


    486

    Первым в русской живописи монументальным полотном о правдивой жизни трудового люда была картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Социальная живопись представлена репинским полотном «Крестный ход в Курской губернии». Это крестьянская Россия со всеми ее противоречиями. Героический драматизм выражен в картине «Отказ от исповеди». Неподдельную психологическую ситуацию Репин показывает в картине «Не ждали». Исторические полотна Репина отражают глубокую правду сильных характеров, атмосферу ожесточенной борьбы («Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван»), Жизнеутверждающая сила народных характеров раскрыта в полотне «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Талант Репина с блеском проявляется в портретном жанре. Выражение характера и состояния человека достигаются аналитической работой над портретом, выразительностью цвета, пластичностью (портреты М.П. Мусоргского, «Протодиакона», П.А. Стрепетовой, Н.И. Пирогова и др.).

    В русской живописи второй половины XIX в. народ становится главным героем истории. В своем творчестве

    1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   51


    написать администратору сайта