Главная страница
Навигация по странице:

  • В.А. Беклемишев

  • П.П. Трубецкой

  • М.А. Врубеля

  • С.Т. Коненков

  • А.С. Голубкиной

  • Л.Н. Толстой

  • (1928-1958

  • Достоевского (1821-1881). В

  • Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


    Скачать 3.01 Mb.
    НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
    АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
    Дата18.11.2017
    Размер3.01 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
    ТипДокументы
    #10286
    КатегорияИскусство. Культура
    страница45 из 51
    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   51
    В.И. Суриков выдвигает на первый план образ страдающего человека. Народная историческая драма отображена в его работе «Утро стрелецкой казни», где показана Русь стонущая, бурлящая, напряженная до предела. В полотне «Боярыня Морозова» выражено глубокое понимание национальной истории, человеческих характеров. Художник раскрывает трагические противоречия истории, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Суриков впервые создал тип композиции, при которой общее движение людской массы выражает глубокий смысл события. В 90-х гг. художник пишет «Покорение Сибири Ермаком», где раскрывается смелая удаль казацкого войска. В полотне «Переход Суворова через Альпы» он воспевает мужество русских воинов. Творчество Сурикова стало новым явлением в мировой исторической живописи. Художник впервые показал народ как движущую силу истории, обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России.

    Прогрессивные российские художники демократического направления в 70-х гг. в Петербурге образуют Товарищество


    487

    передвижных художественных выставок. В объединение вошли И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, В.Г. Перов и другие. Идейным руководителем был И.Н. Крамской. Освободившись от опеки Академии художеств, они организовали внутреннюю жизнь товарищества на кооперативных началах, развернули просветительскую выставочную деятельность. В основе творчества передвижников лежал метод критического реализма, правдивое изображение истории народа. Они прославляли величие и мудрость народа, обличая тяжелые условия его жизни, решительно осуждали самодержавные порядки. Товарищество организовывало передвижные выставки в Петербурге, Москве, Киеве, Казани, Харькове, Орле и других городах России.

    Главными жанрами передвижников был бытовой и портрет. Получили развитие исторический жанр и пейзаж. Творчество передвижников в период расцвета (1870—1890 гг.). отражало стремление к наибольшей естественности изображения, к воссозданию живой связи человека с окружающей средой, природой. В этот период критический реализм достиг в русском изобразительном искусстве кульминации. Подлинно народное, оно служило действенным средством воспитания многих поколений.

    В товарищество в разное время входили почти все наиболее талантливые художники страны: А.М. и В.М. Васнецовы, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, И.М. Прянишников, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, В.А. Серов, И.И. Шишкин и другие.

    П.М. Третьяков, приобретая в свою галерею картины передвижников, оказывал им материальную поддержу. Авторитет и общественное влияние передвижников были столь велики, что Академия художеств и представители царствующего дома стали более терпимо относиться к товариществу и его деятельности. В 90-х гг. в состав Академии художеств входили И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин и другие.

    Товарищество передвижников имело огромное значение для развития русского реалистического искусства. Высокая гражданственность и социальная направленность передвижников обеспечили им место в европейской жанровой живописи


    488

    XIX в. Многие передвижники вошли в художественную культуру страны как носители реалистических традиций XIX в. Товарищество в силу объективных причин распалось в 1923 г.

    В конце 80-х гг. в русской скульптуре были явно заметны признаки относительного застоя, сказывались традиции академического классицизма, против чего неоднократно выступали представители русской критики и Товарищества передвижных художественных выставок. Такая ситуация складывалась частично оттого, что значительная часть скульпто- ров-академистов стремилась угодить именитым заказчикам, членам царской фамилии. В результате от их работ веяло са- лонностью и академизмом.

    Монументальная скульптура, конечно, не исчезла, но она не отвечала духу времени, была очень дробной, детализированной. Примером этому могут служить работы М.О. Мике- шина «Тысячелетие России» (1862 г.) в Новгороде, памятник Екатерине II в Петербурге (1873 г.), памятник А.С. Пушкину А.М. Онекушина в Москве (1880 г.). Развивается станковая скульптура, главным образом жанровая. Е.А. Лансере и А.Л. Обер работают в анималистическом жанре, развивая русскую реалистическую скульптуру малых форм и декоративную скульптуру.

    Впервые за последних два столетия центр прогрессивной скульптурной жизни начал все более явно перемещаться в Москву, где работали такие мастера, как Коненков, Трубецкой, Андреев, Голубкина, Волнухин. Творческая жизнь московских скульпторов была более прогрессивной и новаторской.

    Из петербургских скульпторов, связанных с академией, наиболее крупной фигурой был В.А. Беклемишев (1861-1920). В его творчестве переплетались черты классического академизма и влияние искусства передвижников, тенденции к са- лонности и реалистические направления. Это было выражение компромисса передвижничества и господствующей культуры («Как хороши, как свежи были розы» и «Деревенская любовь»). Последняя проникнута искренностью и глубиной человеческого чувства, вниманием к простым людям, которое являлось особенностью передвижников.


    489

    Холодному, профессионально безжизненному академизму и сентиметально салонному искусству все заметнее начинало противостоять на рубеже двух веков творчество скульпторов с демократическими устремлениями и идеалами.

    Сразу обратил на себя внимание П.П. Трубецкой (1866— 1938), приехавший в Россию из заграницы. Его портреты крупнейших деятелей русской культуры (Пушкина, Толстого, Левитана, Шаляпина) необычны по своей эмоциональной выразительности и исполнению. Всемирную известность получили портреты Л.Н. Толстого 1899—1900 гг.: бюст писателя и его фигура на лошади. Произведения подкупают одухотворенностью, раскрытием внутреннего мира, подчеркивают духовное величие писателя, непокорность бунтарской натуры, выступающей против всего несправедливого и ханжеского.

    Начиная с 90-х гг. в русском искусстве появляются наработки в области декоративной скульптуры, в так называемой малой пластике. Заметным событием в этот период стало обращение к скульптуре М.А. Врубеля (1856-1910). Талантливый мастер на рубеже столетий создает обширный цикл скульптурных произведений. Врубель возглавляет гончарно-керами- ческую мастерскую в Абрамцеве по просьбе С.И. Мамонтова. Собрание великолепных врубелевских майолик хранится в подмосковной усадьбе Кускова. Это «Голова египтянки», «Девушка в венке», «Садко», «Купава», «Лель», «Голова львицы» и другие.

    Свой творческий путь скульптора в 90-е гг. начинает

    С.Т. Коненков (1874-1971). Он ищет новые пути развития скульптуры, отличные как от академизма, так и от импрессионистического направления; стремится придать скульптуре общественное содержание и пафос монументализма. В его работах значительно проявляются черты национальной самобытности.

    В 1898 г. в парижском Осеннем салоне была выставлена работа А.С. Голубкиной (1864-1927) «Старуха». В этой скульптуре привлекают внимание человеческая печаль и драматизм старости. Голубкина станет одним из наиболее выдающихся скульпторов XX в. Как и Коненков, она с самого начала своего творчества много работала над созданием образов


    490

    простых людей, представителей народа. Это ее любимые темы. Она формировалась как скульптор-портретист. Конец XIX — начало XX в. — это годы творческих поисков как у Коненкова, так и у Голубкиной. Подлинный расцвет их многообразного таланта был впереди.

    Во второй половине XIX в. в русской литературе начался новый этап, отразивший разночинный период, этап классического романа и повести. В 60—70-е гг. выпукло рисует жизнь русского крестьянства Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо» и др.). Его творчество остается богатым источником традиций гражданственности и реализма, веры в силы народа.

    «Записки охотника» И.С. Тургенева дают представление о духовных качествах русского народа, его быте, нравах, чертах национального характера. Романы и повести писателя поднимают животрепещущие общественные и этические проблемы, острые социальные ситуации, отношения между поколениями, расстановку социальных сил в русском обществе («Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»).

    Против основ дворянско-крепостнического строя направлено творчество сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина.

    Действующим лицом в демократическом романе становится разночинец («Мещанское счастье» Н.Г. Помяловского, «Горнорабочие» Ф.М. Решетникова). Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» стал программным произведением, живописующим профессионального революционера. Острую идейно-художественную борьбу в литературе этих лет отражали антинигилистические романы Н.С. Лескова «Некуда» и «Взбаламученное море» А.Ф. Писемского.

    С гениальной силой отразил противоречия русской жизни целого периода — от крестьянской реформы до первой русской революции 1905 г. — Л.Н. Толстой (1828-1910). По происхождению он принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Начинающий русский писатель середины XIX в. занят мучительными поисками нравственного идеала («Казаки», 1853 г.). Он тяготеет к народной теме, эпическому изображению действительности. Роман «Война и мир»


    491

    (1863—1869 гг.) — явление не только в русской, но и в мировой литературе. В гражданской эпопее изображены патриотический подъем русского народа, обеспечивший победу в Отечественной войне 1812 г., нравственные искания передовых представителей русского дворянства, дана панорама национальной жизни русского народа в бурную эпоху.

    В 1876-1877 гг. Толстой публикует новый роман «Анна Каренина». В романе внутренняя настороженность и тревога героев отражают общую атмосферу зыбкости, противоречий жизни. Проблематика романа подводила Толстого к идейному «перелому» конца 70-х гг., к окончательному переходу на позиции патриархального крестьянства.

    В «Исповеди» (1879-1880 гг.) Толстой приходит к выводу, что высшее общество, с которым он был связан происхождением, воспитанием, жизненным опытом, построено на ложных основах. После перелома он ясно осознал свою личную враждебность всему укладу жизни «образованных классов». Он решительно выступил против привилегий своего сословия, его образа жизни, развращенного властью, бюрократией и опекаемого церковью. Свои новые социальные взгляды Толстой связывал с нравственно-религиозной философией, в основе которой объединение людей идеями любви и всепрощения. Сторонник резкой социальной критики, он выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая самыми разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов. Такая ломка мировоззрения сказалась не только на творчестве писателя, но и на его жизни. Он много размышляет о своем творчестве, идет в народ, посещает трущобы, ближе знакомится с бытом городской нищеты в Москве, остро воспринимает контрасты большого города. Его публицистика резко критична к порокам современной цивилизации, но он призывает к нравственно-религиозному самовоспитанию; ополчается против моральной распущенности своего круга, выдвигает идеалом жизни полнейший аскетизм и безбрачие. Он пишет нравоучительные сочинения, поднимая их до уровня художественных шедевров.


    492

    Его новым достижением становится роман «Воскресение», где он с замечательной творческой силой изображает нравы и учреждения русской действительности, длинную цепь «духовных биографий» людей, придворные петербургские покои, роскошные особняки, нищие деревни, пересыльные тюрьмы. Обнажает саму механику фальши, силу своего обличения направляет против государственной власти, суда, церкви, привилегий дворянства, земельной собственности, денег, тюрем. За критику церковных обрядов в «Воскресении» Святейший синод отлучает Л.Н. Толстого от православной церкви. Последние годы жизни Толстой провел в Ясной Поляне, а его смерть стала для многих в России и мире трагедией.

    Толстой оказал огромное влияние на развитие европейского гуманизма, на реалистические традиции в мировой литературе. А. Франс, Дж. Голсуорси, Б. Шоу и другие признавали огромный нравственный и художественный авторитет великого русского писателя. Традиции Толстого оказали воздействие на развитие английской, французской, немецкой литератур, на славянские и восточные литературы. Многочисленные писатели мировой литературы в своих книгах, статьях, выступлениях высказывали уважение и восхищение гением русского писателя. Произведения его были экранизированы во многих странах мира. Изучение творчества Толстого в отечественном и мировом литературоведении началось еще при жизни писателя. Вышли фундаментальные труды многочисленных отечественных исследователей о творчестве Толстого — юбилейным (1928-1958 гг.) было издание Полного собрания сочинений в 90 томах, включившего много новых текстов, писем, дневников. Наследие Толстого остается одним из главных в классической мировой литературе реалистического направления.

    Огромное влияние на русскую и мировую литературу оказало творчество Ф.М. Достоевского (1821-1881). В его произведениях проблемы психологические, политические, нравственные, философские переплетаются между собой и отражают противоречия действительности и общественной мысли в эпоху острой ломки социальных отношений в России и Западной Европе. Основа его творчества — мир человеческих


    493

    страданий, в изображении которых Достоевскому нет равных. В апреле 1849 г. вместе с петрашевцами Достоевский был приговорен к смертной казни («гражданская казнь»), которая в последнюю минуту перед расстрелом была заменена Николаем I четырехлетней каторгой с последующим определением в рядовые. Почти 10 лет физических и моральных страданий в Сибири не убили в Достоевском жизнелюбия и веры в человека, но обострили его восприимчивость к человеческим страданиям, заинтересованность в судьбах человечества. Эти годы стали годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, назревания трагических противоречий в его мировоззрении.

    После каторги Достоевский написал «Записки из мертвого дома», в которых изображение страданий людей из народа явилось сильнейшим обвинением крепостному строю. В 60-70-е гг. Достоевский создает свои гениальные произведения, ставшие важной вехой в истории русской и мировой литературы. В 1866 г. — «Преступление и наказание», в 1868 г. — «Идиот», в 1871—1872 гг. — «Бесы», в 1875 г. — «Подросток» и в 1879-1880 гг. — «Братья Карамазовы». Одновременно он выступает как публицист, печатает в журналах свой «Дневник писателя». Изображение страданий, вызванных делением общества на бедных и богатых, на обладающих властью и бесправных, проникнуты у писателя подлинным гуманизмом и антибуржуазным пафосом.

    Достоевский видел в своей эпохе анархоиндивидуалистический протест честолюбцев. Произведения Достоевского пронизывает полемика с идеями социализма и материализма Чернышевского. «Бесы» были встречены резкой критикой в демократических кругах. В душе художника идет непрерывная борьба между верой и атеизмом. Стремление к вере в человека, надежда обрести идеал влекли его к образу Христа, в котором религиозное сознание воплощало высшие нравственные критерии. Но в то же время опыт и противоречия действительности опровергали эту веру, убеждали, что христианство неспособно осуществить рай на Земле.

    Помимо «ожесточенных» героев Достоевский стремился дать образ положительного прекрасного человека. Таким стал


    494

    образ князя Мышкина в «Идиоте». Не зло и насилие, а добро и терпимость должны править миром. Глубокий смысл вложен в то, что князь Мышкин является «идиотом», человеком, страдающим эпилепсией: нужно быть ненормальным, чтобы сохранять веру в добро и доверять людям в обществе, зараженном тщеславием, продажностью, корыстью.

    Достоевский как художник сочетал в себе гениального психолога, интеллектуальную глубину мыслителя и страстность публициста. Писатель обогатил жанр реалистического романа

    1. в. новыми художественными особенностями. Противоречивость мировоззрения Достоевского определила и прямо противоположные интерпретации его деятельности как художника и мыслителя. Одни видели в нем предшественника ницшеанских идей, певца распада личности, другие боролись против «достоевщины», третьи считали его христианским вероучителем, проповедовавшим необходимость пострадать за мировую вину человечества, теорию смирения и нравственного усовершенствования.

    Несмотря на отдельные периоды забвения в своей стране в связи с догматизмом и авторитарностью мышления, творчество великого художника не умирало, оно широко изучалось, вышли глубокие, значительные труды, исследования его жизни, биографические работы, печатались его собрания сочинений, письма, дневники. И никто не смог затмить, затушевать гениальности этого художника. Таким он и вошел в русскую и мировую культуру.

    Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, синтезируя мировой опыт романного жанра, наполнили роман XIX в. «диалектикой духа», потоком сознания, «последними вопросами» жизни, мучительными проблемами веры и народности, создали вершинные образцы романа, предопределившие структуру и проблематику романных жанров XX в. Два русских корифея открывали мировому роману конца XIX — начала XX в. «мно- гомирье», создали новые композиционно-жанровые приемы: эпопейность, спонтанный «внутренний» монолог — у Толстого; полифония и синтез жанровых особенностей от карнавала и мистерии до авантюрно-бульварного романа и фельетона — у Достоевского.


    495

    Стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер были свойственны творческому содружеству русских композиторов «Могучая кучка», сформировавшемуся в 50 — начале 60-х гг. XIX в. Объединение известно также под названиями «Новая русская музыкальная школа», а также Балакиревский кружок.

    В «Могучую кучку» входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корса- ков и другие. Во Франции было принято называть этих музыкантов «Пятерка» или «Группа пяти». Эти композиторы считали себя последователями и продолжателями дела старейших мастеров отечественной музыки — М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского.

    1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   51


    написать администратору сайта