Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
Скачать 3.01 Mb.
|
Диссидент (от лат. — несогласный, противоречивый) — человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией. На Западе диссидентами называли советских граждан, открыто выступавших против социалистического строя. В советских средствах массовой информации обычно отмечалось, что инакомыслие не преследуется в 550 стране. В обыденном же сознании укоренялось понимание диссидентства как группы преследуемых, гонимых граждан, что имело под собой вполне реальную правовую основу и практику. Диссиденты — по меткому замечанию английского историка Джеффри Хоскинга — были самыми недовольными и деидеологизированными гражданами Советского Союза. Диссидентское движение не было однородным, массовым, организованным, но оно поддерживало протестующее общественное сознание, вело к накоплению интеллектуального и нравственного потенциала определенной части общества, создавало естественный противовес официальной государственной социокультурной среде. Многие диссиденты покидали Родину добровольно или вынужденно. В 1973 г. Правительство СССР официально разрешило выезд за рубеж гражданам еврейской, армянской и других национальностей по родственным связям. Одновременно государство выслало из страны около 200 человек, лишив их гражданских прав, а многие вынуждены были уехать сами. Среди них — А. Солженицын, В. Некрасов, Э. Неизвестный, И. Кабаков, М. Шемякин, Ю. Любимов, Г. Вишневская, М. Ростропович и другие. В 70-80-е гг. создаются произведения конформистского характера во всех областях интеллектуального и художественного творчества. Развитие городской культуры, повышение общеобразовательного уровня населения привели к созданию более сложной общественной структуры, отличающейся, с одной стороны, наличием массовой культуры, с другой — многочисленными «неформальными» формированиями. На это время приходится расцвет таланта В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Тендрякова, Б. Мо- жаева, осмысливших проблемы русского народа, трагедию угасания традиционной русской деревни. Подлинным общественным явлением стало творчество В. Высоцкого, позволившее говорить о параллельной культуре. Многие талантливые писатели и поэты были лишены возможности публиковаться, не допускались к показу фильмы признанных в мире режиссеров, запрещались спектакли. Серьезные притеснения 551 испытывали ученые-гуманитарии, чьи научные концепции расходились с установками партийного руководства. Духовным и нравственным авторитетом, совестью демократического движения 1960-1980-х гг. был академик А.Д. Сахаров (1921-1989). Он участвовал в создании термоядерного оружия. В 1968 г. А.Д. Сахаров подготовил манифест «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», в котором сосредоточил внимание на двух тезисах — об опасности, угрожающей человечеству, и о необходимости интеллектуальной свободы. Такую же деятельность вел и А.И. Солженицын (1918-2008), правда, в отличие от академика А.Д. Сахарова, работал он за границей (в Европе и США) и только после распада СССР возвратился на Родину. С середины 80-х гг., времени перестройки, проблемы культуры пытались «решать» с помощью гласности, задуманной как средство борьбы с «недостатками» социализма. Был создан Фонд культуры под председательством академика Д.С. Лихачева, призванный оказывать содействие развитию профессионального и самодеятельного творчества, сохранению и возвращению культурных ценностей народа, разработан и принят Закон о печати «Основы законодательства о культуре». Документы создавали правовую базу для сохранения и развития отечественной культуры, декларировали невмешательство государства в творческую деятельность граждан и объединений, гарантировали учреждениям культуры финансовую поддержку. Но от принятия законов до их реализации оказалась «дистанция огромного масштаба», поскольку в условиях чрезмерной политизации общества о проблемах развития культуры думали все меньше и меньше. Были проведены отчетно-выборные съезды творческих союзов, превратившиеся из парадных мероприятий в деловые встречи. Новое развитие получила кинодокументалистика («Больше света», режиссер М. Бабак; «Легко ли быть молодым?», режиссер Ю. Подниекс; «Так жить нельзя», режиссер С. Говорухин). Ведущим направлением театральной жизни стало студийное движение (театр-студия на Юго-Западе, «У Никитских ворот», «На досках», театр-студия О. Табакова). 552 Возвращены читателю незаслуженно забытые имена (Н. Гумилев, В. Ходасевич, Г. Иванов. В. Набоков, Е. Замятин, М. Цветаева, М. Булгаков, А. Ахматова, А. Платонов, А. Солженицын и др.). Появилось немало публикаций талантливых молодых авторов. На экраны вышли ранее не демонстрировавшиеся фильмы: «Штрихи к портрету В.И. Ленина» М. Шатрова; «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа. Значительным событием явился фильм Г. Абуладзе «Покаяние». Художественные выставки середины 1980-х гг. (П. Филонов, А. Лентулов, К. Малевич, В. Кандинский, М. Нестеров) позволили увидеть подлинную историю изобразительного искусства России рубежа веков во всем многообразии течений, школ и теорий. Главными темами журналистских расследований, особенно в популярнейших тогда журнале «Огонек» и телепередаче «Взгляд», стало разоблачение негативных проявлений социализма. Переход к политике гласности вскрыл все недостатки отечественной науки. Заорганизованность и недостаточное финансирование большинства отраслей науки, особенно академической, стали очевидными. Основа научного потенциала страны — НИИ — были поставлены в тяжелейшее положение. Должность научного сотрудника потеряла свою былую престижность, а сами ученые перешли в разряд материально неблагополучных. Следствием этого стал колоссальный отток ученых в предпринимательство и за рубеж, остро встала проблема «утечки мозгов». Постепенно кризис охватил и систему образования, где ликвидирован был заказ государства на подготовку специалистов. Не улучшило положение и разрешение на организацию частных учебных заведений. После распада СССР государственное внимание к проблемам культуры проявлялось в пресловутом остаточном принципе ее финансирования, когда на науку, образование, искусство выделялось минимум средств или не выделялось ничего. Предоставленные своей участи многие государственные культурные учреждения были попросту ликвидированы или проданы в частные руки. В страну хлынул поток иностранных фильмов, литературы, идей, зачастую противоречащих всем 553 человеческим нормам морали, зато коммерчески выгодных. Многие люди оказались втянутыми в религиозные секты сомнительного толка, политические экстремистские организации. Эти негативные явления привели к тому, что большая часть населения потеряла привычные ценностные ориентиры. Это обстоятельство вносит в нынешнюю социокультурную ситуацию в обществе качественно новые характеристики. Сегодня реальностью становятся опасность утраты национального духа культуры и ее безудержная американизация. Поэтому вряд ли является преувеличением заявление ведущих деятелей культуры Европы об «информационном империализме» США. К примеру, уже в середине 70-х гг. XX в США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. В эти годы каждый зритель смотрел 10 «первых» американских боевиков. После распада СССР к ним добавилось большинство российских кинозрителей. Восемьдесят процентов фильмов, идущих в наших кинотеатрах, — американские. Примечательно, что в первую очередь лингвистическая культура нашего народа в настоящее время формируется под прямым и все возрастающим иноязом. «Мэрия», «префектура», «президент», «презентация», «брокеры», «менеджеры», «менталитет» — эти и масса других иностранных слов мощным потоком хлынули в наш язык, вытесняя не только исконно русские понятия, но одновременно меняя нашу психологию и культуру. Язык всегда был и остается генетической памятью народа. Забвение родного языка — забвение своей исторической памяти. Особенно мощное давление извне испытывает и наша музыкальная культура. Таким образом, характеризуя культуру России 90-х гг. XX в., можно говорить о глубоком ее кризисе. В условиях постоянного дефицита государственного бюджета в стране исчезло многолетнее ощущение культурного единства. Произошел «разрыв времен» в культуре России. Наблюдалась активная эмиграция творческих работников. Концертно-выставочная деятельность за границей стала нормой. Культура стала ангажированной («кто платит, тот и музыку заказывает»). 554 Однако в конце 90-х гг. наметился медленный прогресс, динамика развития культуры. Более последовательной стала политика государства, увеличились ассигнования на культуру. Оживленную дискуссию в обществе вызвало принятие в 1997 г. Закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ», который впервые законодательно оформил процесс возвращения ценностей на родину. Завершился переход общеобразовательной школы на единый государственный экзамен, обращено внимание на возрождение системы профессионального обучения, начался процесс внедрения бакалавриата и магистратуры в высших учебных заведениях. Процесс возрождения и развития культуры является важнейшим условием обновления нашего общества и государства. В сложных исторических условиях культура России выстояла, создала свою самобытность и оригинальность бытия, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития. Тем не менее, базовая составляющая нашей культуры, ее авторитет и влияние позволяют надеяться на сохранение и преумножение достижений культуры России, ее вклада в культуру человечества. Русская эмиграция как культурный феномен. Эмиграция представителей русской культуры и формирование культуры русского зарубежья. Культурная миссия русской интеллигенции в эмиграции. Центры русской эмиграции. Идейное наследие русской эмиграции. Евразийское учение о культуре. Идеи преобразования России. Евразийская концепция и современность Понятие «эмиграция» (от лат. emigre — выселяюсь) известно с глубокой древности. Поначалу оно трактовалось в религиозном духе и обозначало «странствование души». Научное обоснование эмиграции было дано в Новое время, когда она приняла массовые формы (английские пуритане в конце XVI — начале XVII вв. в Голландию и Америку, французские гугеноты с 60-х гг. XVI в. в Германию и Англию). Первой классической политической эмиграцией считается роялистская из Франции после буржуазной революции конца XVIII в. Подлинные «взрывы» и «волны» эмиграции принес XIX в., причем направлялись они преимущественно на запад, вплоть до Америки. Именно тогда и сложилось понятие культуры политической эмиграции, характеризующейся интернациональными устремлениями, сочетанием общественной и научной деятельности, специфическим бытом. Век XX превратил эмиграцию в неотъемлемую черту функционирования политических государств и систем. Эмиграция из России имеет многовековую историю. Еще в Киевской Руси и княжествах, ее наследниках, политические страсти приводили к вынужденным переселениям и княжеской верхушки, и зависимых от них народных масс. С образованием единого централизованного государства эмигрантами становились противники самодержавия, личные недруги Культура русского зарубежья 556 царей (классический пример — бегство князя Курбского в Польшу из-за несогласия с политикой Ивана Грозного). Спасались в эмиграции от преследований первопечатник Иван Федоров в XVI в., старообрядцы-раскольники — в XVI в., казаки-некрасовцы в XVIII в. Но особенно многочисленной стала эмиграция из России в XIX в. Большую часть жизни провели А.И. Герцев, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.А. Кропоткин и другие радикально настроенные деятели, боровшиеся с царским самодержавием. Но эмиграция имела не только политические корни. По экономическим причинам из России в США и Канаду эмигрировали в конце
Социальные катаклизмы начала XX в. в России, особенно революции 1917 г., привели к вынужденной эмиграции многих тысяч наших соотечественников. Особенно массовым стал исход россиян из страны в ходе Гражданской войны, а также в первые годы после нее под влиянием диктаторских, насильственных мер большевиков против творческой интеллигенции, специалистов, военных. Таким образом, в конце 1922 г., в момент образования СССР, за его пределами оказалось около 10 млн россиян. Подавляющее большинство из них были русскими представителями дворянства, разночинной интеллигенции, деятелями науки, литературы, искусства. Особо следует сказать о военных, среди которых были и казаки, и крестьяне. В эмигрантов превратились и русские, проживающие на бывших ранее в составе России территориях Финляндии, Польши, в Прибалтике. Постепенно сложились несколько центров русской эмиграции: Париж, Берлин, Прага — в Европе, Харбин — в Азии. Главным центром эмиграции в 20—30-е гг. XX в. стал Париж, где находилось признанное западными странами русское правительство в изгнании. С началом Второй мировой войны началось массовое переселение русских эмигрантов из Европы за океан, главным образом, в США, Канаду и Аргентину. 557 Вторую волну эмиграции из нашей страны в XX в. соединили в основном «невозвращенцы» — находившиеся в немецком плену, вывезенные на работу в Германию, понимавшие, что на родине их ждут репрессии. Эмигранты этого периода стремились уехать как можно дальше за океан. Начало 70-х гг. XX в. ознаменовалось новой волной эмиграции, связанной с диссидентским движением. Принятие правительством СССР решений о разрешении выезда из страны граждан еврейской, армянской, немецкой и некоторых других национальностей сделало поток эмигрантов постоянным явлением жизни советского общества. Эмигранты этой волны сродни эмигрантам послереволюционным, поскольку их деятельность отличалась целеустремленностью, желанием добиться демократических преобразований на родине. Среди эмигрантов 70-80-х гг. были и насильственно высланные, лишенные гражданства (к примеру, А.И. Солженицын) деятели культуры. Эмиграция из России продолжается и сегодня. Однако она имеет совершенно иные основы, мотивы, цели. Более того, после распада СССР и образования СНГ в эмигрантов разом превратилось более 25 млн русских, проживающих в странах ближнего зарубежья. Анализ их положения, связей с Россией и ее культурой требует особого разговора. Достижения культуры русского зарубежья XX в. основывались на богатой, но противоречивой идейной основе. Важнейшим идейным завоеванием эмиграции стало стремление сохранить и преумножить достижения культуры России. В то время как Россия советская решительно отмежевалась от культуры дворянской и буржуазной, Россия зарубежья по крупицам собирала памятники дореволюционной культуры и сохранила ясность и чистоту русского языка в произведениях лите- раторов-эмигрантов. Идея сохранения культурного наследия России в дальнейшем была дополнена положениями патриотизма, гордости за свою Родину, ее культуру. Перед началом и в ходе Второй мировой войны многие из бывших непримиримых эмигрантов стали воспринимать Отечественную войну советского народа против фашизма как свое кровное дело, 558 широко использовать возможности культуры в борьбе против общего врага. Общей для эмиграции явилась и идея духовности культуры. Именно этим можно объяснить тот факт, что в зарубежье наибольшее развитие получили литература, искусство, философия. Одновременно деятели культуры — эмигранты (прежде всего, философы) обосновали идею защиты свободы и главных ценностей цивилизации, необходимости борьбы с тоталитаризмом. Чудовищное попрание традиционных европейских ценностей национал-социалистами вызывало у них такое же возмущение, как и разрушительная деятельность сталинистов в ходе коллективизации в самой России. Понятие свободы развития культуры (свободы творчества) стало необычайно актуальным для русского зарубежья в послевоенный период. Стесненные рамками официальной идеологии в СССР, многие писатели, художники, музыканты стали направлять свои произведения для опубликования за рубеж. В последние два-три десятилетия XX в. возникло даже новое понятие — «зарубежная литература», т.е. литература, созданная на родине, но изданная за рубежом. Русская эмиграция второй и третьей волны, активно помогая выходу в свет подобных произведений, превратилась в проводника русской культуры в мировое сообщество. Без этой новой миссии зарубежной России развитие русской культуры шло бы, конечно же, не так продуктивно. Идейные искания русской эмиграции на протяжении XX в. были крайне политизированы. Они основывались вначале на неприятии и открытой борьбе с Советской Россией и ее культурой, затем на относительном признании достижений СССР, поддержке борьбы советского народа против фашизма, новой критике и сопротивлении сталинско-брежневско- му тоталитаризму. Противоречивость и неоднозначность идейного развития культуры русского зарубежья свидетельствуют и о неразрывной ее связи с процессами культурного развития внутри СССР. Это действительно два потока одной реки. Духовная культура русского зарубежья многообразна и чрезвычайно содержательна. Оставаясь многие десятилетия неизвестной на Родине, она сегодня поражает нас обилием 559 направлений, типов, форм, представляет галерею выдающихся ученых, мыслителей, писателей. Среди множества ее достижений выделим наиболее ценное. После революции 1917 г. в эмиграции оказались почти все известные русские писатели и поэты (более 50 человек). Возвратились на родину только А.Н. Толстой (1923), М. Горький (1931), А.И. Куприн (1937) и М.И. Цветаева (1939). Были и обратные примеры — в 1932 г. уехал в эмиграцию из СССР Е. Замятин. Писатели старшего поколения так и не смогли преодолеть горечь расставания с родиной. Но большинство литераторов продолжили свою деятельность и создали целый ряд выдающихся произведений. Наиболее известными в мире стали романы и повести И.С. Шмелева, И.А. Бунина, Д.С. Ме- режсковского, М.А. Осоргина, М.А. Алданова. Максим Горький написал в эмиграции почти все свои послереволюционные произведения. Еще более значимым и весомым был вклад русских поэтов. К середине 20-х гг. в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты. Серебряный век русской поэзии начала
Художники слова привыкали к новой жизни трудно и медленно. Подавляющее большинство из них так и не адаптировались в странах, их приютивших, и остались глубоко русскими. Ряд писателей и поэтов успешно писали и на иностранных языках. Наибольшую известность из них получили В.В. Набоков, Лев Тарасов (писавший под псевдонимом Анри Труайя), Иосиф Кессель. Два последних за свою литературную деятельность удостоились чести быть избранными в члены Французской академии. Всего в русском зарубежье за 50 лет (с 1920 г. по 1970 г.) на русском языке вышло около 10 тыс. книг. Произведения писателей имели своего массового читателя через разветвленную сеть издательств, журналов, газет, библиотек и читален. Однако этот верхний «культурный» слой, оторванный от народной основы, должен был неминуемо подвергнуться эрозии. Зарубежная русская литература была обречена на краткое, 560 по историческим меркам, существование — одно-два поколения. Так и произошло в действительности. В 30-е гг. новые поколения эмигрантов начинают диктовать смену настроений в прозе и особенно в поэзии. Возникает так называемая «парижская нота» — период абсолютной свободы и индивидуального своеобразия, оборвавшийся с начала Второй мировой войны. Послевоенная русская культура за рубежом создавалась в основном писателями, родившимися в эмиграции. В 60- 70-е гг. возникла и иного типа «зарубежная литература», созданная на родине, но увидевшая свет за рубежом. Стесненные официальной идеологией в СССР многие писатели творили в надежде увидеть свои произведения напечатанными хотя бы за рубежом. В период «застоя» на Запад эмигрировали выдающиеся писатели. О высоком уровне их художественного творчества говорит тот факт, что двое из них добились высочайшего признания — присуждения Нобелевской премии. В 1970 г. ее получил А.И. Солженицын, а в 1987 г. — И.А. Бродский (в 1933 г. эта премия была присуждена еще одному писателю-эмигранту — И.А. Бунину). Имена зарубежных литераторов старшего поколения, наших современников, сейчас уже хорошо известны и у нас, и в мире. Русское зарубежное музыкальное искусство буквально покорило мир. Особенно значимы были произведения композиторов и музыкантов-исполнителей, а оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве. Огромным влиянием на Западе пользовался И.Ф. Стравинский, который в период между двумя мировыми войнами был непререкаемым авторитетом в музыкальном мире. Исключительным успехом пользовались концерты С.В. Рахманинова, который в эмиграции зарекомендовал себя больше как пианист, чем композитор. Зато С.С. Прокофьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар, создав знаменитую оперу «Любовь к трем апельсинам», 3 балета, 2 симфонии и другие произведения (в 1933 г. он вернулся на родину). Почти четверть века возглавлял Бостонский симфонический 561 оркестр выдающийся дирижер С.А. Кусевицкий, основавший знаменитый музыкальный центр в США. Триумфально выступил за рубежом и Ф.И. Шаляпин, страстно мечтавший вернуться на родину, но не желавший мириться с господством в искусстве чиновников. Успешно выступили с концертами также и другие певцы — А. Вертинский и П. Лещенко. Музыкальным явлением особого рода стало русское хоровое искусство, завоевавшее признание во всем мире. Несколько десятилетий успешно выступали Хор донских казаков, хоры под руководством С. Жарова и Н. Кострюкова, имени атамана Платова и др. Под влиянием русской хоровой музыки в европейских странах стали создаваться хоры, состоявшие почти целиком из иностранцев, но исполнявших русскую музыкальную программу. Особым успехом пользовался за рубежом русский балет. «Русские сезоны» в Европе, организованные С.П. Дягилевым с 1907 г., успешно продолжались, так как большинство артистов не возвратились в Россию. В 1929 г., после смерти С.П. Дягилева, руководителем балетной труппы стал С.М. Лифарь. Многие артисты балета (Павлова, Нижинский, Кшесинская, Коралли, Карсавина и др.) открыли в городах Европы и США балетные школы и студии, в которых искусство русского балета передавалось иностранным ученикам. В эмиграции оказалась также и большая группа русских актеров и театральных деятелей, которая организовала несколько русских трупп, дававших спектакли по всему миру. Русские театры были основаны в Париже, Берлине, Лондоне, других городах Европы и на Дальнем Востоке. Из наиболее известных актеров можно назвать имена М. Чехова, И. Мор- жухина, В. Греча, А. Вырубовой и других. Большой вклад в русскую и мировую культуру внесли представители изобразительного искусства. После революции за рубежом оказались сотни выдающихся художников, скульпторов, архитекторов. Собрания многих музеев мира содержат сотни тысяч их произведений, представляющих величайшую художественную ценность. Звездой первой величины по праву считается Н.К. Рерих, произведения которого хранятся во 562 многих музеях мира. Огромное значение имела его общественная деятельность. Именно он явился автором проекта международного соглашения об охране памятников культуры во время войны, получившего имя «Пакта Рериха» и благодаря которому англо-американская авиация не тронула в Европе древние соборы во время Второй мировой войны. Ведущим театральным художником в мире несколько десятков лет являлся А.Н. Бенуа. Особенно большое влияние на западное искусство оказали русские художники-модернисты: В. Кандинский, М. Шагал, А. Ланской, С. Поляков. Значительный вклад внесли русские-иллюстраторы в совершенствование искусства оформления книги — И. Билибин, М. Добужинский, С. Жуковский, Л. Зак и другие. Все международные выставки и салоны 20—30-х гг. отмечали среди лучших работ произведения русских художников, скульпторов, архитекторов. Влияние русских музыкантов, певцов, художников зарубежной России на мировое искусство не прекращается и в настоящее время. Только за 70-80-е гг. из СССР на Запад эмигрировали А. Галич, Г. Вишневская, М. Ростропович, К. Кондрашин, М. Шостакович, М. Барышников, Р. Нуриев, А. Годунов, М. Шемякин, Э. Неизвестный и другие. Среди эмигрантов послереволюционной поры большую группу составляли русские ученые, представители всех научных направлений. Авторитет эмигрировавших русских ученых в мировом научном сообществе был столь высок, что многие из них стали возглавлять кафедры в западноевропейских университетах, научные лаборатории и отделы в научных учреждениях, обсерваториях, были избраны членами многих академий. Наиболее крупным научным центром, где работало большое количество русских ученых, был Пастеровский институт в Париже, в основании которого уже в 1888 г. русские принимали активное участие, в том числе и финансовое. Один из отделов в этом институте с 1922 по 1952 г. возглавлял С.Н. Виноградский, создатель новой области в биологии — агробиологии. Свыше 60 русских профессоров в разные годы читали лекции на различных факультетах и отделениях Парижского 563 университета, а директором Аэродинамического института Парижского университета стал русский ученый Д.П. Рябушин- ский. Он организовал в Париже Общество охранения русских культурных ценностей за рубежом, которое провело огромную работу по учету и сбору культурных ценностей, предотвратив тем самым их распыление по различным каналам среди иностранцев. Во Франции работал также очень значительный отряд русских геологов, которые составили первую в истории геологическую карту Африки, принятую впоследствии в качестве необходимейшего учебного пособия при изучении геологии во многих странах мира. За рубежом после революции оказались почти все выдающиеся русские астрономы и авиаконструкторы. Правнук основателя Пулковской обсерватории Отто Людвигович Струве стал директором Национальной радиоастрономической обсерватории США, он же был избран президентом Международного астрологического союза, членом Лондонского королевского общества. 15 лет работал директором обсерватории в Огайо Н.Ф. Бобровников, русские астрономы работали в Парижской, Пражской, Алжирской и других обсерваториях мира. Группа выдающихся русских авиаконструкторов, эмигрировавших из России, содействовала бурному развитию авиастроения в США. Среди выехавших был и родоначальник мирового вертолетостроения Сикорский, который был избран председателем правления Толстовского фонда, оказывавшего порой значительную материальную поддержку находившимся в затруднительном положении русским деятелям культуры. В Америке получили известность не только представители технических и естественных наук, но и гуманитарии. Признанным авторитетом в социологии стал П.А. Сорокин, который в СССР был известен не столько своими трудами, сколько благодаря критическому замечанию в его адрес В.И. Ленина. Но в мировой науке не менее известно имя другого русского социолога — Н.С. Тимашева, одного из создателей социологии права. Общая цифра всех русских научных работников, оказавшихся за рубежом до Второй мировой войны, составляла около 564 тысячи человек, а если учитывать и родившихся за рубежом, то более двух тысяч. В библиографии научных трудов, изданных за рубежом русскими учеными, насчитывается более 13 тыс. работ. О вкладе русских ученых-эмигрантов в мировую культуру говорит хотя бы такой факт, что трое из них удостоились Нобелевских премий: И.Р. Пригожин в 1977 г. по химии, С.С. Кузнец в 1971 г. и В.В. Леонтьев в 1973 г. по экономике. Особо следует сказать о русской философии, которая только в эмиграции и продолжала свое развитие, тогда как на родине все попытки таких выдающихся мыслителей, как П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, продолжать свое творчество наталкивались на непримиримое отношение властей к «идеалистическому и религиозному мракобесию». Поэтому насильственная высылка из страны в 1922 г. большой группы философов дала возможность им свободно творить, а на родине они были бы репрессированы, и творческое развитие русской философии стало бы невозможным. Творения русских мыслителей, созданные за рубежом, продолжали тот плодотворный этап в развитии русской философской культуры, который начался на рубеже XIX и XX вв. и получил название Серебряного века. За рубежом после
Основное внимание русских мыслителей в первые годы эмиграции было обращено на осмысление самого феномена русской революции и ее влияние на историческую судьбу России. Большинство из них признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного 565 развития России в последние перед революцией десятилетия и особого умонастроения российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания революции. Развитие русской философии за рубежом неотделимо от религиозного сознания русских философов. Многие из фи- лософов-эмигрантов писали не только философские, но и богословские труды, осмысливая роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире, показывая значение религиозных истин для просветления и умиротворения человеческой души. Большую роль в организации религиозной жизни за рубежом играла не только Русская православная церковь, но и Православный богословский институт в Париже, профессорами которого были С.Н. Булгаков, Л.A. Зандер, В.В. Зеньковский, В.Н. Ильин, Г.П. Федотов, Г.В. Флоренский. Русские эмигранты послереволюционной поры делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. Для этого во многих европейских столицах были созданы русские школы и высшие учебные заведения, научные учреждения, книжные издательства, создавались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодежи. Большую просветительную работу вела Русская православная церковь за рубежом, под ее покровительством, в частности, действовало Русское студенческое христианское движение (РСХДХ). Научные институты были созданы в Берлине и Белграде, учебные — в Париже, Праге, Харбине. Помимо заботы об образовании подрастающего поколения русская эмиграция вела большую просветительскую работу, издавала массу журналов, книг, газет, сборников. Только с
Среди многочисленных эмигрантских издательств (а их было в зарубежье более ста) следует выделить издательство ИМ КА- 566 ПРЕСС в Париже, которое помимо художественной литературы издало почти все вышедшие за рубежом крупные работы русских мыслителей. По объему выпущенной на русском языке литературы по русской философии ему, пожалуй, нет равных даже на территории бывшего СССР. Можно отметить еще издательство им. Чехова в Нью-Йорке, которое вело несколько лет активную издательскую деятельность в послевоенный период, а также издательство «Посев», наиболее значительное в последние десятилетия. Большим культурным событием в зарубежной России был отмечавшийся ежегодно с 1924 г. день рождения А.С. Пушкина — День русской культуры. Этот день отмечался вплоть до начала Второй мировой войны и возобновился с 1947 г. К этому дню готовились литературные альманахи, специальные выпуски журналов и газет, спектакли, проводились научные конференции. Благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в детском возрасте, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, продолжая развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы. Русская культура через эмигрантскую литературу получила всемирную известность и влияние, ибо большая часть книг и статей, опубликованная первоначально на русском языке, переводилась затем и издавалась на других европейских языках. Завершая краткий экскурс в историю культуры русского зарубежья, хочется надеяться на то, что ныне и в будущем более не будет делиться и отторгаться друг от друга отечественное и зарубежное наследие русской культуры. Подавляющее число эмигрантов, волей судьбы оказавшихся за границей, сохранили любовь и преданность своей Родине и по праву могли бы сказать словами Игоря Северянина: Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой: Не предавал тебя ни мыслью, ни душой, А если в чуждый край физически ушел, Давно уж понял я, как то нехорошо... Список |