Главная страница

Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с.. Касьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201. С. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В


Скачать 3.01 Mb.
НазваниеС. И. Самыгин кандидат философских наук, доцент Д. В
АнкорКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 2010. - 574 с..doc
Дата18.11.2017
Размер3.01 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКасьянов Б.Б. Культурология. Изд. 3-е. - Ростов-н-Д, Феникс, 201.doc
ТипДокументы
#10286
КатегорияИскусство. Культура
страница49 из 51
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
культура советского периода — это особый феномен социокультурного мышления, психологии, сопряженный с русской «двоичностью» (красные — белые), с традицией политизации, с безоглядным стремлением веровать даже на безрелигиозной почве, с ориентиром на Государство и Отечество, на харизматического лидера-пророка. Для нее характерны и извечное российское состояние «зажатости» между прошлым и будущим, устремленность вперед, отсутствие интереса к сиюминутному настоящему. Поэтому безнравственно и антинаучно объявлять всю культуру советского периода мрачной ямой тоталитаризма, мифологизированной утопией, «справлять по ней поминки», а отправную точку ее — революцию 1917 г. — трактовать лишь как эксперимент, чуждый духу русской истории и культуры.

Культурно-бытовая взаимоотчужденность господствующего сословия и народных масс, усиливавшаяся на протяжении XVIII-XIX вв., стала питательной средой для революционного радикализма большевиков. Поэтому не только классовая рознь, ослабление государства и тяготы длительной войны привели к гибели российскую монархию. В умонастроении народа дворянство, «баре», монархия, самодержавие превратились в


531

бремя, которое приходится терпеть, но терпеть не вечно. Точно так же в народном сознании не имело корней, не стало плотью и кровью все относящееся к утонченной культуре образованных слоев — литература и искусство, университеты и консерватории. Вся правовая, общественная, бытовая и духовная культура произрастала из могучего древа государства и держалась только им, а плоды его фактически никогда не достигали почвы. Неудивительно, что с крушением этой государственности рухнуло сразу и все остальное, в том числе и дворянская русская культура.

Народные массы, участвовавшие в революциях, руководствовались идеями всеобщего равенства, счастья, справедливости, мечтали на развалинах старого мира создать подлинно народную культуру, которая должна была в будущем стать образцом для всех жителей Земли.

Трагическим следствием революции 1917 г. стало поисти- не вселенское насилие, постепенно превратившееся в инструмент политики большевиков. Именно методами насилия была разрушена не только политическая надстройка (дворянское общество), но и все то, что составляло ее стержень — дворянская культура — гордость мировой культуры XIX — начала XX в. Вихрь революции, разительные изменения и упоение властью породили мифические, антинаучные идеи о быстром построении нового общества и государства, в котором все, в том числе и культура, будет принадлежать, создаваться и совершенствоваться исключительно только людьми труда — рабочими и крестьянами. Именно из их среды должна была появиться и новая интеллигенция, а старая, дворянско-бур- жуазная, нужна была только на первое время.

Первоочередными задачами большевиков после 25 октября

  1. г. стали разрушение прежних государственных структур и культуры, создание советского государства и укрепление собственной власти. Цели нового режима А. Блок сформулировал так: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, однообразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Увы, жизнь такой не стала. Свои надежды большевики связывали с проникнутыми ненавистью к «богатеям»


532

революционными массами, их классовой сознательностью и творческой активностью. И этот расчет себя полностью оправдал.

Уже 27 октября 1917 г. был принят декрет о печати, положивший начало удушению оппозиционной прессы, сначала «буржуазной», а затем социалистической. В первые два месяца было закрыто около 150 газет. Новая власть получила право приостанавливать деятельность любого издания, «сеющего беспокойство в умах и публикующего заведомо ложную информацию». Острейшая обстановка, ставка на государст- венно-политическое принуждение, всемерное культивирование классовой ненависти привели к господству «чрезвычайщины» и массовым репрессиям. В таких условиях не могло быть и речи о подлинно демократической культурной политике.

Сразу же после переворота началась перестройка управления культурой. Центральными органами советской власти по руководству культурным строительством стали Государственная комиссия по просвещению, созданная как временный орган и просуществовавшая до 1919 г., и Народный Комиссариат Просвещения РСФСР, включивший отделы по руководству всеми отраслями духовной жизни общества.

Процессу становления новой культурной политики немалый вред наносили левацкие, ультрарадикальные идеи лидеров Пролеткульта, расцвет деятельности которого приходится на 1918-1920 гг. Пролеткульт — культурно-просветительская и литературно-художественная организация, просуществовавшая до 1932 г. Она пропагандировала концепцию особой пролетарской культуры, которую сформулировал один из теоретиков большевизма А.А. Богданов. Он считал, что культура каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована представителями других классов. Поэтому выдвигалась задача создания самостоятельной пролетарской культуры, свободной от каких-либо «классовых примесей» и «наслоений прошлого».

Миссию создания новой культуры теоретики Пролеткульта возложили на свою организацию. Пролеткультовские поэты М. Герасимов, В. Александровский, В. Кириллов и другие.


533

много внимания уделяли темам мировой революции, международной солидарности трудящихся, поэтому в их поэзии преобладали гиперболизм, планстарность, «митинговая» лексика, «левая фраза», нигилизм во взглядах на культурное прошлое. Не успев еще ничего создать, пролеткультовцы спешили все разрушить. Например, В. Кириллов в стихотворении «Мы» писал:

Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты».

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Появилось и большое количество литературных и художественных объединений (ЛЕФ, РАПП, «Синяя блуза», «Перевал», общества футуристов, кубистов). Большое место в своей культурной политике большевики отводили антирелигиозной пропаганде. С 1919 г. начал издаваться журнал «Революция и церковь», с 1922-го выходит газета «Безбожник», в 1925-м создан «Союз безбожников» (с 1929 г. «Союз воинствующих безбожников»). Атеистическая пропаганда и агитация велись, как правило, грубо, иногда принимали формы издевательства над предметами веры и культа. Имело место административное вмешательство в дела церкви. К середине 1930-х гг. в тюрьмах и лагерях находилось до 40 тысяч лиц духовного звания. Многие тысячи были расстреляны.

В 1920-е гг. власти еще не могли поставить полностью под свой контроль литературу и искусство. В определенных рамках допускалось существование и соперничество различных школ и течений. Однако в 1930-е гг. правящий режим практически полностью поставил литературу и искусство на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Радикализм большевистских вождей в политике реализовался в духовной сфере в провозглашении культурной революции. Ее сущностное понятие, теоретическое обоснование — предмет дискуссии ученых вплоть до сегодняшнего дня.

Программа культурной революции с определением целей и задач не изложена конкретно ни в одном из произведений классиков большевизма, постановлений партии и правительства.


534

Существует большое количество работ и документов, посвященных отдельным аспектам революции в культуре. При Сталине в кратком курсе Истории ВКП(б) родилась якобы «ленинская» программа построения социализма на базе индустриализации, кооперации и культурной революции. Для ее обоснования ссылались на последние работы В.И. Ленина, отдельные из которых (к примеру, «О нашей революции») действительно затрагивали вопросы культуры. Однако, как и в других областях, новая власть в культуре действовала методом проб и ошибок. К тому же развитие культуры с самого начала увязывалось со служением интересам партии, государства, общества и лишь потом — с интересами гармоничной, всесторонне развитой личности, нового человека как продукта культурной политики. Воспитанию такого субъекта должны были предшествовать достаточно простые, но крайне необходимые мероприятия, главное из них — ликвидация неграмотности. Еще в 1905 г. журнал «Вестник воспитания» писал, что грамотность в Сибири и на севере России сможет стать реальностью через 300—400 лет, а на азиатских окраинах — через 1000 лет.

Большевики решили эту задачу гораздо быстрее. Декретом от 26 декабря 1919 г. «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 г. было создано массовое общество «Долой неграмотность». И уже в 1927 г. СССР вышел на 19-е место в Европе по уровню грамотности. К этому же году в РФ насчитывалось 90 вузов, в которых обучались 114,2 тысячи студентов. Обучение грамоте, создание системы образования и просвещения в стране стало важнейшим направлением культурной политики. Не вдаваясь в суть этого противоречивого и во многом спорного процесса, подчеркнем, что уже к концу Первой пятилетки в СССР подавляющее число взрослых научились читать и писать — было в основном осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение. К концу 1939 г. количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет достигло 90%.


535

Параллельно шло создание системы высших и средних специальных учебных заведений, которые могли удовлетворить острый голод страны в квалифицированных специалистах и стали базой формирования новой интеллигенции. Перед войной в стране насчитывалось более 10 млн специалистов, в том числе около 900 тысяч с высшим образованием. К старой интеллигенции партия относилась крайне подозрительно. Результатом такой политики стала массовая эмиграция представителей русской культуры.

Конечно, большинство интеллигентов осталось на родине, и значительное их число даже активно помогало новому режиму. Достаточно сказать, что в Гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии.

Инженеры и ученые, другие представители интеллигенции восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭЛРО и другие проекты хозяйственного развития, участвовали в строительстве нового государства.

Пролетарское государство, однако, относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции — независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией и подчинена Совнаркому.

Окрики и проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились другими методами. «Шахтинское дело», процессы «Промпартии», «Трудовой крестьянской партии» и другие стали сигналом к систематическому запугиванию и прямому уничтожению дореволюционного поколения интеллигенции. Брошюры тех лет утверждали, что 90—95% старых инженеров должны рассматриваться как «контрреволюционные». В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции со


536

ветской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений.

Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции в русском смысле слова — возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности.

Новая интеллигенция стала создаваться интенсивными методами и в ускоренные сроки. Через «выдвиженчество» — когда вчерашний рабочий становился директором завода. Через рабфаки — ускоренную подготовку рабоче-крестьянской молодежи в вузы, где использовался «лабораторно-бригадный метод» — один из учащихся отчитывался перед преподавателем за всю группу. В результате в 1933 г. по количеству студентов СССР превзошел Германию, Англию, Японию, Польшу и Австрию, вместе взятые.

В системе народного образования в советский период проявилась линия на огосударствление, подчинение средней и высшей школы партийно-государственному аппарату, на идеологический контроль как за студенчеством, так и за профессурой, на расширение масштабов и объемов народного образования.

Уже к концу Гражданской войны количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. Число студентов росло за счет так называемой демократизации приема. Декрет «О правилах приема в высшие учебные заведения» (август 1918 г.) разрешал свободный прием в вузы. Упразднялась не только плата за обучение и вступительные экзамены, но не требовался даже диплом об окончании средней школы.

Огромный размах приобрела национализация культурного достояния страны. Сразу же после революции перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Оружейная палата, Третьяковская галерея, частные коллекции С.С. Щукина, В.И. Даля, И.В. Цветаева, Мамонтовых, Морозовых и других меценатов и владельцев собраний


537

произведений искусства. В усадьбах, дворцах, имениях царской знати создавались музеи живописи, быта, в дворянских имениях — школы, библиотеки. В период с 1918 по 1923 г. возникло 250 новых музеев, отреставрировано более 200 памятников культуры.

В процессе национализации, к сожалению, многое по неведению, халатности и некультурности за ценность не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Особо «не повезло» культовым памятникам: большое количество церквей, соборов, монастырей в течение 20—30-х гг. XX в. было сознательно закрыто, перестроено, разрушено. В сознание населения внедрялась идея ненужности подобных памятников в будущем и даже их реакционности. (Изгладилась из памяти так называемая «безбожная пятилетка», конец которой приходился на 1943 г., когда в СССР должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник, вместо этого, как известно, было восстановлено патриаршество.)

Пропадали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы, но эти постройки быстро ветшали, разрушались, часто разграблялись. Некоторым усадьбам, правда, повезло: в них устраивались музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметевых, Строгановых), но делалось это в основном усилиями бывших хозяев, передавших свои имения в дар новой власти, или отдельных энтузиастов. Так, в 1919 г. при незаурядной энергии Н.Д. Бартрама в стране был создан Музей игрушки с его установкой на синтез народного, промышленного искусства и воспитания художественности. Энтузиазм лежал в основе создания и целого ряда других музеев: изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи, культуры, антирелигиозных музеев. Участвовала в этом процессе и Советская власть. Всего только с 1918 по 1923 г. возникло 250 новых музеев.

Началась реставрация некоторых памятников. В 1918—

  1. гг. было отреставрировано более 65 историко-художе- ственных памятников, а к 1924 г. — 227.


538

Однако в силу утверждения в сознании основной массы населения узкоклассового подхода к культуре такая деятельность рассматривалась как несущественная. Широко в обществе распространились плебейская подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к специалистам, которые рассматривались как «враги трудового народа».

Новые памятники и монументы связывались теперь с героями революции, вождями народных восстаний и войн. Вскоре улицы и города, заводы и школы стали «награждаться» именами большевистских вождей. Вся страна покрылась тысячами их изваяний, монументов. Играя на искренних чувствах простых людей, официальные идеологи утверждали революционную символику как непременное условие продолжения революции и построения нового общества.

По мере формирования культа личности Сталина вмешательство партии, государственных чиновников, идеологов, лично вождя в развитие культуры приняло гипертрофированные, абсолютные формы. Для Сталина культурная революция превратилась в средство укрепления самовластия, расправы со своими противниками, формирования тоталитарной системы в стране. Попытки известных деятелей культуры помешать этому оперативно пресекались.

В советский период официальная пропаганда утверждала, что основные цели и задачи культурная революция выполнила к концу 1930-х гг. Трудно объективно оценить это заключение. Как и все в советской системе, ее культура носила противоречивый характер.

С одной стороны, крупнейшим достижением культурной революции стала ликвидация неграмотности населения. За годы Первой пятилетки было осуществлено также в основном всеобщее обязательное начальное обучение. В 1939 г., по данным Всесоюзной переписи населения, количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет возросло до 90%.

Заметным был рост учащихся в общеобразовательной школе. Если в 1914/15 учебном году в школе обучалось 7,9 млн


539

человек, то в 1925/26 - 10,3; в 1932/33 - 21,4; в 1937/38 - 30,1 млн человек.

Увеличился выпуск специалистов из вузов. За 1929-1932 гг. в стране было подготовлено 170 тыс. специалистов, а за 1933— 1937 гг. — 370 тыс.

К концу 30-х гг. в СССР было около 1 800 научно-иссле- довательских учреждений. Число научных работников превысило 98 тыс., что превзошло уровень 1913 г. почти в десять раз.

Советские ученые в 20—30-х гг. достигли больших успехов в развитии многих отраслей науки. И.П. Павлов обогатил мировую науку ценными исследованиями в области изучения высшей нервной деятельности человека и животных. К.Э. Циолковский разработал теорию ракетного движения, которая лежит в основе современной ракетной авиации и космических полетов. Исследования Н.Е. Жуковского — «отца русской авиации», С.А. Чаплыгина, открывших закон образования подъемной силы крыла, лежат в основе развития современной авиации. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Благодаря выдающимся научным открытиям советских физиков в СССР уже в 30-х гг. впервые в мире внедрены в жизнь принципы радиолокации. Труды академика А.Ф. Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Советские ученые в 30-х гг. внесли большой вклад в изучение атомного ядра и космических лучей.

Академиком И.М. Губкиным и его сотрудниками проведены глубокие исследования в области геологии нефтяных месторождений, которые привели к открытию нового богатейшего нефтеносного района между Волгой и Уралом — «Второго Баку».

Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. Большую услугу науке оказал длившийся 274 дня дрейф на льдине в районе Северного полюса, осуществленный в 1937 г. И.Д. Папани- ным, Э.Т. Кренкелем, П.П. Ширшовым, Е.А. Федоровым.


540

В 30-х гг. советская наука и техника создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 г. на самолете АНТ-25 (конструктора А.Н. Туполева) В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков совершили беспересадочный перелет Москва — Портленд (США) через Северный полюс, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км. Вскоре по этой же трассе совершил еще более дальний перелет — до мексиканской границы — экипаж самолета АНТ-25 в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева, С.А. Данилина.

Никто не может отрицать мирового уровня достижений художественного творчества М. Горького, М. Шолохова, В. Маяковского, Д. Шостаковича, К. Станиславского, С. Эйзенштейна, других представителей советской культуры. И этот список можно было бы продолжить!

Но одновременно все знают сегодня об атмосфере клеветы, доносов, репрессий, ГУЛАГе, где погибли многие выдающиеся деятели культуры. И все-таки, несмотря на установившийся режим личной власти И. Сталина, в стране в исторически кратчайшие сроки была ликвидирована неграмотность, создана всеохватывающая система народного образования, все классы и слои общества получили доступ к знаниям и сокровищам культуры, была сформирована советская интеллигенция, главным образом за счет выходцев из рабочих и крестьян, заметных успехов достигли наука и техника.

Трудным испытанием для советской культуры стали годы Великой Отечественной войны. Ассигнования на культуру сократились до минимума. Основным средством агитации и пропаганды являлось радио. Использовался опыт издания плакатов. Ранее существовавшие «Окна РОСТа» стали называться «Окнами ТАСС». Прекратилось издание 4 ООО газет, тираж книг сократился в 4 раза.

Для сохранения культурных ценностей проводилась массовая их эвакуация (в Узбекистан было эвакуировано 55 вузов, в Кустанай — Центральный исторический музей, в Пермь — Русский музей и Третьяковская галерея, в Свердловск — Эрмитаж).


541

Большой вклад в обеспечение победы внесли ученые, техники и инженеры. В кратчайшие сроки они создали образцы вооружения, превосходящие имеющиеся у противника. Наши воины получили новейшие самолеты ЛA-5, ИJI-5, ЯК-7, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, С.В. Илюшиным, В.Я. Климовым, А.А. Микулиным, В.М. Петляковым, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым и другими. Под руководством конструкторов Ж.Я. Котина, С.Н. Манохина, А.А. Морозова были созданы новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника. Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создавали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод защиты боевых кораблей от мин.

Многие деятели культуры были призваны в действующую армию. Для творческой интеллигенции в годы войны стало обычным делом участие в концертах и постановках фронтовых театров и бригад, сотрудничество во фронтовой печати, выступление на мобилизационных пунктах и перед ранеными в госпиталях.

Характерной чертой развития культуры становится углубление интереса к национальному классическому наследию. Варварство фашистов в Ясной Поляне, Петродворце показало, что уничтожение национальных культур — одна из главных целей гитлеровцев. Поэтому более глубокий смысл стали обретать поэзия А.С. Пушкина, романы Л.Н. Толстого, музыка П.И. Чайковского.

Патриотизм, уверенность в победе воспитывались произведениями советских писателей. Военными корреспондентами были А. Сурков, А. Гайдар, М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, М. Джалиль, В. Закруткин. Десять писателей стали Героями Советского Союза. В тяжелые дни войны большое значение приобрела публицистика. Статьи и памфлеты И. Эренбурга, А. Толстого обличали фашизм, звали на защиту Родины. Большой подъем переживала поэзия. Самое знаменитое стихотворение военной поры «Жди меня» К. Симонова


542

бойцы переписывали от руки. Поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» и М. Алигер «Зоя» воспевали подвиг героев из народа. Многие лирические стихи легли в основу популярных песен: «Землянка», «Огонек», «В лесу прифронтовом». Символом стойкости и героизма народа стала песня А. Александрова и В. Лебедева-Кумача «Священная война».

В тяжелые дни блокады Ленинграда Д. Шостакович создал гениальную Седьмую симфонию, С. Прокофьев написал патриотическую оперу «Война и мир». Не прекращали работу театры. Известные артисты выезжали в составе фронтовых бригад на передовую. На фронтах находились 150 кинооператоров. Первым документальным полнометражным фильмом о войне стал «Разгром немецких войск под Москвой», вышедший на экран в феврале 1942 г. Широко известным стал фильм «Суд народов» о Нюрнбергском процессе, выпущенный в ноябре 1946 г.

Изобразительное искусство в годы войны было пронизано духом патриотизма и гуманизма. Глубокое эмоциональное воздействие на людей имели плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Одним из самых излюбленных образов живописцев, графиков и скульпторов стал образ матери, который олицетворял понятие Родины.

Начавшаяся война вызвала резкое изменение официальной религиозной политики. Государство разрешило открыть церкви, мечети, молельные дома, синагоги. Часть служителей культа была освобождена из тюрем и лагерей. Открылись духовные семинарии и академии для подготовки священнослужителей. В самом начале войны церковь опубликовала воззвания, поддерживающие борьбу народа с фашистскими захватчиками и призывающие молиться за победу советского оружия. Священнослужителями и прихожанами вносились пожертвования в дело Великой Победы.

Война нанесла стране, народу, культуре колоссальные разрушения: были разграблены, сожжены и уничтожены более 80 тысяч школ, сотни вузов, научно-исследовательских учреждений, 430 музеев, 2 234 монастырей и церквей, 44 тысячи


543

дворцов культуры и библиотек, дома-музеи JI. Толстого в Ясной Поляне, А. Пушкина в Михайловском, И. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П. Чайковского в Клину.

Из Екатерининского дворца Царского Села (Пушкин) исчезла Янтарная комната, которую после войны так и не нашли (она была заново изготовлена отечественными мастерами к 300-летию С.-Петербурга в 2003 г.). Часовня Александровского дворца лишилась около тысячи старинных икон. Под Смоленском разграблен знаменитый музей «Талашкино», принадлежавший некогда княгине Тенишевой. Лишились ценностей царские дворцы Крыма. По самым скромным оценкам, общая стоимость утраченных нашей страной ценностей превышает 230 млрд евро. Многие из ценностей культуры оказались за границей и вопросы их поиска и возвращения на Родину не решены до сих пор.

Постижение культуры 50-80-х гг. — процесс сложный, так как ее развитие не было однозначным. В целом это культура тоталитаризма и поисков выхода из него. Тоталитаризм в культуре — псевдоклассовость, неприятие творческого инакомыслия, попытка на государственном уровне отождествить политическую и культурную жизнь общества, представление интеллигенции как оппозиционной общественной силы, манипулирование историческими фактами, преувеличивание литературно-художественных пристрастий политических лидеров, игнорирование мнения специалистов и в целом гражданского общества. Все это вылилось в проблему: власть и художественно-творческая оппозиция. Смена политических лидеров (И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев) вносила определенные коррективы в противостояние по форме, но не по сути.

В конце 50-х гг. создаются новые творческие союзы — Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР и др. Изначально вступление в эти союзы было лишь указанием на признание заслуг, однако позднее, когда материальное положение человека стало напрямую зависеть от членства в том или ином союзе, некоторые их члены стали всеми силами бороться с любыми ростками


544

вольнодумства в обществе, добывая тем самым себе награды и звания не творчеством, а преданностью режиму.

Послевоенные годы изменили взгляды солдат и офицеров, уцелевших и увидевших в Европе другую жизнь. Они надеялись на перемены к лучшему сразу после победы, но получили ростки этого только с середины 1950-х гг. Судьбы бывших фронтовиков из среды творческой интеллигенции были различны. Одних хвалили и награждали, другие пополняли ряды диссидентов и эмигрантов. Но в этом заключалась мера гражданственности и профессионализма каждого из них, уровень их человечности и творческих возможностей. Так офицер- фронтовик А.И. Солженицын стал всемирно известным русским писателем. Его перу принадлежит фундаментальный труд по истории сталинизма «Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования», многие романы, повести, статьи. В 1946 г. специальным постановлением ЦК КПСС было практически перечеркнуто творчество А. Ахматовой и М. Зощенко из-за объективного личностного начала индивидуальности, попытки оставаться самим собой и внутреннего осознания своих творческих возможностей.

Тогдашний партийный куратор культуры А. Жданов без всякого на то основания обвинил М. Зощенко в проповеди «гнилой безыдейности, вульгарности и аполитичности, которые сбивают молодое поколение с истинного пути и отравляют его сознание» и назвал его «беспринципным и бессовестным литературным хулиганом». Поэзию А. Ахматовой Жданов заклеймил как исполненную духом «пессимизма, де- каденства и буржуазно-аристократического эстетизма», обозвав поэтессу «блудницей и монахиней, у которой блуд смешан с молитвой».

Печально известная сессия ВАСХНИЛ в августе 1948 г. «разгромила» научную деятельность Н.И. Вавилова в пользу «лысенковщины», поставив вне закона «буржуазную псевдонауку» генетику. Экраны заполнили фильмы с искаженными биографиями исторических деятелей, ученых, композиторов (Глинка, Мусоргский, Попов, Павлов), в угоду политической ситуации. Нападкам подвергались режиссеры


545

(Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев) и композиторы (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Мясковский).

Но, тем не менее, в культуре второй половины 40-х — начале 50-х гг. частично были заложены элементы культурного развития будущей хрущевской «оттепели» и брежневских «заморозков». Само название «оттепель» — импульс инакомыслия, полученный от художественной культуры. В 1954 г. появилась повесть И. Эренбурга с этим названием. Окончание «оттепели» связано с процессом над А. Синявским и Ю. Даниэлем (февраль 1966 г.), когда впервые в стране возник прецедент диссидентства или правозащитного движения в открытой форме. Им вменялось в вину то, что, скрываясь под псевдонимами, они опубликовали свои литературные произведения за рубежом. Позже так поступят тогда гонимые, а в настоящее время всемирно известные Б. Пастернак и И. Бродский.

Однако, несмотря на господство тоталитаризма и серьезные противоречия в обществе, были и впечатляющие успехи. Об этом ярко свидетельствует запуск искусственных спутников Земли. Первый запуск спутника, открывший эру в освоении космоса, был произведен 4 октября 1957 г. Запуск стал сенсацией. Известный итальянский историк Джузеппе Боффа писал: «День за днем пресса всех стран посвящала целые страницы этому событию. Необычайная новость застигла всех врасплох, потому что первыми, кто попытался и осуществил запуск спутника в космос, были советские люди, а не американцы с их высоким уровнем техники, как все ожидали». Только в одном 1957 г. в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», началось строительство Академгородка под Новосибирском, запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных частиц (синхрофазотрон), осуществлен запуск многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. А 12 апреля 1961 г. Советский Союз осуществил впервые в истории человечества космический полет с человеком на борту. Первым в мире космонавтом стал Ю.А. Гагарин.

Особенностью 50-60 гг. стал выход советских спортсменов на международную арену. С 1952 г. наши атлеты участвуют во



546

всех Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Высоких результатов в те годы добились хоккеисты, футболисты, гимнасты, легкоатлеты, борцы.

Однако рост количественных показателей, отражающих культурное развитие общества, к сожалению, сопровождался радом серьезных негативных процессов. В отечественной культуре накапливались серьезные кризисные явления.

Особенно остро кризисные явления проявлялись в духовно-нравственной сфере, в поведении людей, в духовных последствиях, происходивших в нашей стране социальных, социально-психологических и культурных перемен.

Самым тяжелым последствием разгрома дореволюционной культуры и господства десятилетий тоталитаризма стало нарушение технологии воспроизводства культуры, разрушение древнейшего ядра социальных явлений, включающих в себя религию, искусство, этнос, инакомыслие. В результате общество в духовном и нравственном отношении было отброшено далеко назад. Это стало возможным не только благодаря репрессивным методам борьбы с религией, но и в связи с тем, что в общественное сознание были глубоко внедрены новые, очень упрощенные стереотипы, выработанные в период культа личности и ставшие по существу новой религией.

Социокультурный феномен культа личности имел свой канон, особую структуру власти, символы, обряды, определенные действия, которые совершали все, живущие в стране. Символика и обрядность нового культа включали специфику одежды, парадов, заседаний, демонстраций, знаков отличия и поощрения.

Начиная с 30-х гг. в нашу жизнь вошли новые мифы. Неизведанность пути, низкий культурный уровень населения, информационный голод, трудности и лишения, заполняющие повседневное существование человека, — вот та почва, на которой стали быстро укрепляться новые формы духовного рабства. В обществе неуклонно разрушалась способность самостоятельно анализировать происходящее и открывались возможности для неограниченного манипулирования сознанием с помощью стереотипов. Тем самым затормаживалось духовное развитие, наносился ущерб духовной жизни общества.


547

Официальные мифы, циркулировавшие в обществе, отличались многообразием: мифы о преступлениях врагов народа, о героических подвигах вождей, о великих достижениях социализма и т.д. Легенды о врагах народа давали ответы на вопросы, откуда все беды, трудности, неудачи, несчастья, нехватки самого необходимого. Проекты светлого будущего маскировали тяготы жизни сегодняшней.

Разумеется, то, что происходило с сознанием людей в период тоталитаризма, нельзя объяснить только пропагандой и верой людей в светлое будущее. Несомненно, в условиях тоталитарного подавления происходили глубинные изменения психологии человека, по сути, осуществлялось массовое расчеловечивание — отмежевание людей от своего «Я».

Консолидация общества достигалась обезличиванием людей, их нивелировкой в качестве одинаковых «винтиков». Главной задачей было следовать предназначению и предначертанию вождя. Однако насильственный разрыв социальных связей, уничтожение сколь-нибудь сплоченных, осознающих собственные интересы групп ведут к социальной энтропии, социальному распаду. В результате нарушилась связь времен, распались коммуникационные каналы, по которым происходила передача накопленного социального опыта последующим поколениям. Мы отбросили религию, мы всячески старались ее ослабить и преуспели в этом, но не позаботились о том, чтобы вовремя заменить ее чем-то в функциях организации и поддержки общественной и личной морали. Под прессом жесткого и часто невежественного идеологического контроля перестали развиваться другие прогрессивные формы духовного творчества — философия, искусство, литература. Они перестали доходить до сердца и совести каждого человека. Освобождаясь от духовных и нравственных ценностей, выработанных тысячелетней историей, сбрасывая с себя «бремя вечной нравственности» и вставая на позиции новой классовой морали, согласно которой нравственно все, что служит разрушению старого эксплуататорского общества, страна освобождалась от норм культуры, что неизбежно создавало предпосылки деградации человека.

18*


548

Этический строй жизни народа, основанный на опыте веков, был по существу разрушен и заменен идеологическим суррогатом этики. Разрушению подверглась крестьянская культура, что вызвало необратимые деформации всей деревенской жизни, ломку исторического уклада жизни и социальных регуляторов общественного поведения.

«Раскрестьянивание», разрушение традиций народной культуры сопровождалось перемещением огромных масс людей, что вело к маргинализации основных классов общества, распаду основных трансляторов культуры, исчезновению не только психологической наследственности, социальной памяти, но и калечению самого генетического фонда народа, национального достояния. Глубокие изменения охватывали психологию как тех, кто был объектом насилия, так и тех, кто осуществлял репрессии. Обесценивается человеческая жизнь, исчезает чувство хозяина, чувство ответственности и заинтересованности.

Массовые перемещения сельских жителей в города не сопровождались развертыванием социальной инфраструктуры, достаточной для развития личности. Потеряв связь с деревенской жизнью, переселенцы не получили возможности полноценно включиться в жизнь городов. На руинах разрушенной культуры возникла типичная маргинальная, «промежуточная», «барачная» культура, в которой обломки деревенских традиций причудливо переплетаются с наспех усвоенными «ценностями» городской цивилизации.

Половинчатое, непоследовательное видоизменение тоталитарной системы, характерное для 1950-1960-х гг., привело к нарастанию противоречий и диспропорций во всех сферах общественной жизни. В декабре 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом творческой студии Э.М. Билютина, осуждением творчества Э. Неизвестного и других художников-новаторов. Масштабы разрушения храмов и гонений на 10 религиозно мыслящих людей в этот период были больше, чем в 20-30 гг.

Семидесятые годы принято называть застойными. Хотя в 70—80-х гг. есть немало данных, свидетельствующих о росте


549

производства, достижениях отечественной науки и культуры. Так, например, в 1970-е гг. Советский Союз догнал наиболее развитые страны Запада по объему промышленной продукции, к началу 1980-х гг. догнал и даже перегнал США, ФРГ, Японию, Англию, Францию по производству на душу населения стали, угля, цемента. В течение 1960—1970-х гг. был осуществлен переход ко всеобщему полному среднему образованию. В 1979 г. среднее и высшее образование имело 64% населения (1959 г. — только 17%). В стране постоянно возрастало количество учащихся и студентов. Именно эти факты и выпячивали на передний план наша статистика и пропаганда, рисуя благополучную картину выдающихся успехов и достижений. Они действительно были, но реальностью стала и угроза нового научно-культурного отставания страны. Не было уделено должного внимания развитию ЭВМ, и в этой области сразу наметилось отставание от развитых стран. В целом, если в 1950 г. СССР тратил на нужды образования 10% своего национального дохода, а США — только 4%, то к концу 80-х гг. это соотношение изменилось: США — 12%, СССР - 7%.

В конце 50-х гг. в стране появились самиздат, выпуск машинописных журналов, в которых публиковались произведения молодых поэтов, писателей, историков, философов. Первым из таких журналов был «Синтаксис» А. Гинсбурга, в котором публиковались не прошедшие официальной цензуры произведения Б. Ахмадулиной, В. Некрасова, Б. Окуджавы, В. Шаламова и других. С арестом А. Гинсбурга в 1960 г. и прекращением выпуска «Синтаксиса» самиздат не был уничтожен, наоборот, на этой основе начало зарождаться диссидентское движение, связанное на данном этапе с именами Буковского, Кузнецова и других.

1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


написать администратору сайта