Главная страница
Навигация по странице:

  • Психотерапевтические функции религии

  • Трудности и риски религиозного воспитания

  • Связь поколений

  • Секреты, тайны, скрытность

  • Упражнение 18

  • Наша психологическая консультация

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница15 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    Религиозность в человеческой жизни
    Особая часть человеческого мировоззрения — это религиоз ные взгляды человека. Несколько десятилетий назад полагали, что религиозность скорее вредоносна для человеческого сознания.
    Религию и сейчас часто противопоставляют духовности как пози тивному феномену. Но общество в последнее время несколько пресытилось не всегда успешными попытками научного объясне

    235
    Глава 7. То, что не видно сразу
    ния сложных явлений, и потому наблюдается отход от чисто объек тивных моделей познания мира, а религия начала привлекать к себе высокий интерес как форма стихийной психотерапии. По данным исследований в Виндзоре, половина опрошенных психологов счи тают себя агностиками или атеистами, но 70% считают религию важным для себя явлением (LaBouff, Rowatt, Johnson et al., 2010).
    Есть и другие причины интереса к религии как форме стихий ной психотерапии, о чем мы поговорим немного ниже.
    Религиозная панорама России весьма разнообразна и неустой чива. У нас можно встретить глубоко верующих людей различных направлений, неофитов, просто суеверных людей. Большинство же составляют люди без зрелой религиозной позиции, формально атеисты, но соблюдающие некоторые обряды и боящиеся примет.
    Время от времени возникают или оживают секты пирамиды, и практикующим психологам приходится сталкиваться с жалобами на то, что кто то из членов семьи оказался в эмоциональной зави симости от своего духовного наставника.
    В мире постоянно происходят конфликты на религиозной по чве, но в то же время повышается количество интернациональных браков, и потому двойной резон понять потенциальных врагов и партнеров делает изучение особенностей верующих людей, а так же их мотиваций, приводящих к изменению взгляда на мир, очень актуальным. К сожалению, большинство исследований также про ведено за рубежом, однако мы хотели бы познакомить читателей с их результатами, потому что во многих отношениях все люди по хожи друг на друга.
    Исследования в Англии показывают, что система ценностей человека, склонного к религиозности, несколько смещена: среди перечисленных выше ценностей для верующих на первом месте —
    традиции, а на последнем — гедонизм. Все то, что связано с прак тическими достижениями (сила, стимуляция, самостоятельность),
    не рассматривается верующими британцами как достойные жиз ненные ориентиры, но зато они ценят доброту и конформность.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    236
    При этом, по видимому, религиозные люди склонны чувствовать собственную исключительность, замыкаться в сообществе и не готовы расширять круг контактов, поскольку ценность универса лизма для них не очень важна. Согласно данным исследований,
    религиозные люди (особенно с консервативными политическими взглядами) склонны более негативно по сравнению с основной массой населения относиться к сексуальным меньшинствам, не признавая, таким образом, ценным все человечество без исключе ния. То есть декларируемая многими религиями толерантность имеет практические ограничения.
    Психологически религиозность может быть различной: неко торые люди верят в жизнь после смерти, а другие с этим не соглас ны, большинство людей понимают символику религиозной куль туры, а некоторые истолковывают священные книги буквально;
    эти различия определяются уровнем образованности и общим ин теллектом верующих.
    Как ни удивительно, образ Бога воспринимается верующими по разному. Его могут считать Добрым, Далеким, Строгим, Цар ственным, Служащим. В зависимости от оттенка содержания этой главной религиозной фигуры все мироотношение становится ок рашенным либо в тона ожидания доброты, надежности, безопас ности, либо акцентирует чувство долга у верующего человека. Оче видно, что некоторые варианты личной позиции приводят к дис гармоничной религиозности. В нашей консультативной практике была верующая клиентка, уподобляющая Бога нерадивому любов нику, который должен бы, по ее мнению, потакать всем прихотям и капризам преданной ему христианки.
    Религиозность может принимать разные формы; это может быть включение в общину и посещение культового помещения, набож ность, соблюдение обрядов и праздников или просто мировоззре ние, допускающее архетип Бога, но независимо от формы она по ложительно связана с психологическим благополучием человека —
    устойчивостью к стрессам, удовлетворенностью жизнью и высоким

    237
    Глава 7. То, что не видно сразу
    уровнем самоактуализации. Исследования в США, Колумбии, Нор вегии показывают, что духовность и религиозность сочетаются с душевным здоровьем и позитивными эмоциями (Finck, 2009; Kvande,
    Torbjorn, 2009). Однако если раньше полагали, что достаточно про сто веры, чтобы стабилизировать свои переживания и уберечься от стрессов (эта позиция, имеющая в психологии много сторонников,
    называется «вера как благо», belief as benefit), то в последнее время принято считать, что духовность служит скорее посредником меж ду индивидуальными особенностями человека и его благополучи ем, а сама по себе залогом счастья быть не может.
    В нашей стране, где религиозная традиция была надолго прерва на и несколько поколений воспитывалось в духе воинствующего ате изма, сейчас наблюдается устойчивый рост интереса как к сущност ной, так и к обрядовой стороне религиозной жизни. Общественные деятели охотно запечатлевают себя на фоне святынь, а старшее поко ление с той же истовостью, с которой когда то читало наизусть
    «Смерть пионерки» Э. Багрицкого, отмечает церковные праздники.
    Это говорит нам по крайней мере о двух вещах. Во первых, ин терес к явлениям религиозной жизни сохранился, несмотря на все идеологические нажимы. Не первый раз религию (особенно хрис тианство) изгоняют, и не первый раз она возвращается. Во вторых,
    после возвращения религиозные явления приобретают в обществе несколько усиленные, экзальтированные формы, как будто пыта ясь компенсировать время своего вынужденного отсутствия. И не случайно проводниками религиозной мысли часто являются быв шие атеисты (даже обязательный предмет вузовского обучения «На учный атеизм» стыдливо трансформировался в «Религиоведение»).
    Психотерапевтические функции религии
    Не пытаясь дать оценку происходящим явлениям с позиций теологии или социологии, задумаемся о том, в чем состоит психо терапевтическое воздействие религии. Начнем с того, что религия

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    238
    возникла раньше науки, раньше сознания, раньше любого спосо ба рационального познания мира. Уже этого достаточно, чтобы признать: в душе человека всегда сохраняется место для Бога как архетипа.
    Хотим мы того или нет, есть некоторая психологическая ре альность, которая для любого человека лучше всего описывается только этим словом, и если мы пытаемся изгнать из нашего созна ния мысль о Боге, то его место замещается кем то ближе располо женным — образом отца, руководителя, вождя. Этот «кто то» мо жет и впрямь пытаться занять место Бога.
    Религия возникла из мистического сознания и основана на переживании таинства мира. Все вопросы, которые не находят от вета, все силы, которые неведомы, относятся человеком к компе тенции Бога. Все, что может быть объяснено действием судьбы,
    рока, провидения, все неожиданное и чудесное, как испытание,
    так и спасение, объясняется через божественные проявления.
    И независимо от тех слов, которые для них подбирает человек, они воспринимаются и переживаются им как лежащие вне пределов его понимания.
    Идея Бога, в сущности, главное, что отличает мир животных от мира людей. Животные никогда не делают больше того, что им необ ходимо; они действуют «по причине», «почему то» и перестают дей ствовать, как только заканчивается действие этой причины — потреб ность удовлетворена, и они больше не активны. Человек же способен сделать больше, чем это необходимо для его биологического выжи вания; он существует не только «потому что», но и «для чего то».
    Цель существования, смысл жизни человека выходит за рам ки его индивидуального бытия; человек стремится к области духа,
    общей для человечества в целом. В. Франкл отмечал, что отчуж денность от сообщества приводит к переживанию экзистенциаль ного вакуума, а без смысла жизни человек становится невротиком быстрее, чем тот, кто голоден или недостаточно высыпается. Со временная психология объясняет целительность обращения к ре

    239
    Глава 7. То, что не видно сразу
    лигии тем, что чувство причастности к общепризнанному взгляду на мир позволяет человеку ощутить свою ценность, вкусить радость жизни от осознания себя значимым членом осмысленной вселен ной; таким образом создается надежный буфер, защищающий от экзистенциальной тревоги.
    И подобно тому как самотрансценденция является необходи мым условием психического здоровья и развития человека, насиль ственный атеизм перерезает связь человека с тем, к чему он стре мится, чем он хотел бы стать. Вообще же, на наш взгляд, искренних атеистов не существует, и рационализация мира является лишь од ной из психологических защит человека от предельных вопросов.
    В основе религиозного отношения к миру лежит вера в его бла гость и целесообразность; веру нельзя привить воздействием на ра зум, она основана на чувствах и «подпитывает» человека также че рез его чувства. Психологи практики знают, как много трудностей приносит людям «замороженное сердце» (выражаясь научным язы ком — эмоциональная депривация), когда люди, выросшие в отсут ствии родительской и супружеской любви, оказываются обречен ными на вечное одиночество. Пробуждение способности человека чувствовать — любить, ненавидеть, страдать — является одним из направлений работы психотерапевтов, столкнувшихся с проблемой эмоциональных барьеров и непонимания между людьми.
    «Между человеком разумным и человеком плотским есть на дежный посредник, которого можно назвать и сердцем, и благо родными чувствами. Собственно, только этот посредник и дает нам право на титул человека, ибо ум приравнивает нас лишь к духам, плоть — к животным».
    (К. Льюис «Человек отменяется»)
    Идея эмпирического Бога предстает через явления единства мира, любви, добра, целесообразности всего сущего, справедли вости, вечности и бесконечности — бессмертия. Все это необхо

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    240
    димо для того, чтобы человек умел полноценно прожить свой от резок земного пути.
    «— Я всегда ожидал, что стану набожным. В моей семье все умирали очень набожными. Но почему то этого не случилось.
    — Еще слишком рано.
    — Может быть, уже слишком поздно. Может быть, я пере жил свое религиозное чувство.
    — У меня оно появляется только ночью.
    — Но ведь вы еще и любите. Не забывайте, что это тоже ре лигиозное чувство».
    (Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»)
    Понятно, что тайн было гораздо больше в доисторические вре мена, чем теперь, и их существует больше для ребенка, чем для взрослого. Для ребенка шире и необъятнее мир чужой воли. По этому ребенок изначально вполне готов к идее Бога. Во время про гулки с маленьким ребенком мы увидели случайно сохранивший ся памятник Ленину. «Кто это?» — спросил он. Объяснить было трудно. «Ну, это, понимаешь, был такой старичок, который хотел,
    чтобы все жили хорошо. Но у него не получилось». — «Это, что ли,
    Бог?» — последовал стремительный вопрос. Доброе начало в мире,
    то, что благо для всех, — одна из существенных опор в жизни каж дого человека. Каждому необходимо ощущать, что независимо от его поступков о нем помнят и заботятся, что он есть ценность.
    Важная черта образа Бога — это безоценочная любовь. Совре менные люди привыкли к тому, что их ценят за достижения — ста тус, профессиональные и материальные успехи. Услышав вопрос психолога «За что вы хвалите своего ребенка?», многие родители недоумевают: да он же ничего особенного не совершил! «Ты сна чала заслужи, чтобы с тобой считались!» — эта воспитательная по зиция разделяется многими взрослыми. Между тем строгое соот ветствие требований, поступков и поощрений иссушает человечес

    241
    Глава 7. То, что не видно сразу
    кие отношения, приводит к появлению у ребенка страха не под твердить родительские ожидания. Религиозное воспитание способ но компенсировать этот эмоциональный пробел, если он возни кает. Каждый может ощутить себя Божьим творением, имеющим свое предназначение в мире.
    Религиозные учения психотерапевтичны и тем, что они огра ничивают меру личной ответственности человека за его деяния.
    Отношение к происходящему не как к собственному достижению или неудаче, а как к подарку или искушению позволяет легче от носиться к собственной жизни, не погружаться всецело в несчас тья и не возгордиться излишне от успехов. Религия учит не забы вать об уязвимости человека перед Вселенной (пред ликом Божь им), о его малости и слабости. Отметим, что поиск необходимого и избавление от лишнего в жизни каждого человека — одна из за дач психотерапии гуманистического направления.
    Религия определяет правила взаимоотношений, возведя их в ранг аксиом. «Не укради», «Не прелюбодействуй», «Отлепись от матери и отца своего и прилепись к жене своей» — эти и другие заповеди наставления освобождают человека от размышлений над правильностью выбора. Быть может, в своих исканиях он отошел бы от этих правил — чтобы этого не произошло, они даются ему как законы поведения. Соблюдение требований без излишней реф лексии освобождает душевную энергию человека для решения дру гих творческих задач.
    Любая религия осуждает грех, но одновременно имеет бога тый арсенал средств его прощения. Возможность совершать ошиб ки и исправлять их — необходимое условие личностного роста каж дого человека. Каждый практикующий психолог знает, как много переживаний доставляет человеку (особенно малышу) чувство не прощенной вины. Присутствие образа Бога вселяет надежду на прощение без обращения к психотерапевту.
    Включенность в обрядовую сторону религии упорядочивает жизненный опыт, напоминает о чередовании разных периодов

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    242
    жизни, пробуждает рефлексию и моральную чувствительность.
    Целительная процедура исповеди положена в основу различных направлений психотерапии.
    Религиозная культура дает человеку силы в борьбе со стресса ми, позволяя ему не застревать на остром переживании и раздви гая временны
    ´ е рамки жизни. «Все проходит» — было написано на кольце царя Соломона. Каждый отрезок жизни конечен — фор мирование этого ощущения является одной из задач психотера пии стрессов. Утешение, которое человек приобретает в результа те применения специальных психотерапевтических методик, на пример, по расширению сознания, естественно приходит ко мно гим во время чтения Библии. Отметим также, что и запрет на са моубийство для верующего человека является естественным табу.
    Для взрослых и детей психологически очень важны такие ат рибуты Бога, как «Всеведущий и Вездесущий». Они, с одной сто роны, указывают на энергетическую силу мыслей и чувств, под черкивая, что даже то, что не проявилось в открытом поведении,
    уже существует, уже явлено и действует. Это позволяет больше сле дить за экологией внутреннего мира человека, а также дает чело веку ощущение, что он находится под защитой и многие измене ния, о которых он пока не знает, готовят счастливые повороты в его судьбе.
    Религиозная культура освобождает человека, особенно малы ша, от многочисленных невротических страхов, усиливая опреде ленность мира. Например, часто встречающийся страх смерти (осо бенно остро проявляющийся у ребенка 4—5 лет) смягчается бла годаря идее иного мира, реинкарнации и другим представлениям о разных формах существования человека.
    Итак, религиозное мировоззрение обладает большой психо терапевтической силой, уравновешивая суетность и рациональ ность образа жизни современного человека напоминанием о веч ных вопросах, обращая его к собственному внутреннему миру, ука зывая на сложность всего сущего и наличие смысла у каждого эле

    243
    Глава 7. То, что не видно сразу
    мента мироздания. Все это, естественно возникающее у человека религиозного, для других является результатом специальных пси хотерапевтических усилий. Современные психологические учения гуманистической ориентации пытаются пробудить жизненные силы человека через воспроизведение образа старого мудреца, внут реннего света, высшего разума, надличного бессознательного, в основу которых положены все те же секуляризированные религи озные образы.
    Трудности и риски религиозного воспитания
    Понятно, однако, что орудие, обладающее такой силой, явля ется обоюдоострым и может быть обращено во вред психическому здоровью человека. Возвращение религии в повседневную куль турную жизнь — процесс, требующий умеренности. Сергей Дов латов как то отметил, что после коммунистов он больше всего не навидит антикоммунистов. Точно так же мы можем отнестись и к воинствующим противникам атеизма.
    Мы считаем, что атеистическое мироотношение стоит проти вопоставлять скорее духовному, чем строго религиозному, включа ющему философию и обряды, и в этом смысле рост личности может открываться знакомством с любой формой духовности. Единство мира и надындивидуального замысла всего сущего открывается че ловеку в ходе личных исканий в течение всей его жизни через раз личные проявления — для кого то это любовь, для кого то внутрен ний покой или справедливость. Открытие в себе Бога — процесс глубоко интимный, в котором не существует нормативных «стадий развития», его нельзя форсировать без внутренней готовности.
    «А потом священник стал молиться. Это была очень хоро шая, длинная молитва, и никто в ней не был позабыт; в ней мо лились и за церковь, и за детей, принадлежащих к этой церкви, и за другие церкви в городке, и за самый городок..., за угнетенные

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    244
    народы, стонущие под игом европейских монархов и восточных деспотов; за тех, кому открыт свет евангельской истины, но они имеют уши и не слышат, имеют глаза и не видят <...> а заключа лась она молением, чтобы семена, им посеянные, взошли во бла говремении и дали обильный урожай. Аминь.
    Во время молитвы Том вертелся на своем месте; не вникая в суть, он подсчитывал, за что уже молились. В середине молитвы на спинку скамьи Тома уселась муха и долго не давала ему покоя;
    она занималась своим туалетом так невозмутимо, словно знала,
    что находится в полной безопасности. Да так оно и было; как ни чесались у Тома руки поймать ее, — он верил, что в один миг за губит свою душу, если выкинет такую штуку во время молитвы.
    Однако при последних словах проповедника его рука дрогнула и поползла вперед, и, как только сказано было “Аминь”, муха по палась в плен».
    (М. Твен «Приключения Тома Сойера»)
    Современные родители — сами ученики в этой области. Хоте лось бы только, чтобы они несколько раньше, чем их дети, задума лись над теми вопросами, которые возникают при слове «Бог».
    Общечеловеческие ценности открываются детям не только посред ством отправления обрядов, они передаются через совместное чте ние книг гуманистического содержания (это вовсе не обязательно должна быть «Детская Библия», это могут быть сказки Г. Х. Ан дерсена или К. Льюиса).
    Церковь и духовный рост человека — это не синонимы, так же как не являются синонимами школа и образование. Во времена наших бабушек религия была естественной стороной жизни — со священником считались, его уважали, однако это не было слепое повиновение, о попадье и поповских детях существовало до рево люции столько шуток и анекдотов, что даже Василий Иванович с
    Петькой могли бы позавидовать их популярности! Отношение на селения к вопросам религии было неоднозначным и весьма кри

    245
    Глава 7. То, что не видно сразу
    тическим. Когда же религия становится объектом фанатичного служения, она теряет свой психотерапевтический смысл.
    С точки зрения благополучия семьи хорошо, если ее духовные традиции не прерываются. Исследования говорят о том, что суще ствует два пути влияния родителей на систему ценностей детей.
    Первый состоит в том, что родители сами воспитывают детей в определенных традициях. Второй подразумевает, что детям дается образование и они посещают религиозные общины; в этом случае источников влияния становится несколько, и между посланиями родителей, духовного и мирского наставников возникает сопер ничество. И потому образованные и религиозные дети чаще отно сятся к жизненной философии своих родителей более критично,
    чем необразованные.
    « — Ваш отец выражал желание, чтобы вы стали священником?
    — Да, господин начальник.
    — А почему?
    — Он дал обет Святой Деве, когда я родился. <...>
    — А вы не хотите этого?
    — Нет, господин начальник.
    Из за спины я услышал:
    — А вы говорили об этом своему отцу?
    — Мой отец не спрашивал моего мнения. <...>
    — По этой то причине вы и стали “без вероисповедания”?
    — Нет, господин начальник.
    — В чем же тогда причина этого?
    — Я подумал, что мой духовник нарушил тайну исповеди.
    <...>
    — Кому же — если принять это предположение за аксиому —
    <...> он рассказал о вашей исповеди?
    — Моему отцу.
    Из за моей спины:
    — И ваше предположение подтвердилось?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    246
    — Нет, господин начальник, не подтвердилось. Но узнал я об этом значительно позже.
    Все еще из за моей спины:
    — Но вы уже не вернулись к религии?
    — Нет, господин начальник».
    (Р. Мерль «Смерть — мое ремесло»)
    Информация о влиянии семьи на религиозное становление противоречива. Существует точка зрения, что обрести поддерж ку в религии стремятся те люди, которые испытывают дефицит понимания в своей семье и не питают теплых чувств к близким родственникам. С другой стороны, имеются также данные о том,
    что поддерживающие родители становятся идеалом религиозно сти, и потому дети с радостью идут по их стопам. Из членов се мьи самое большое влияние на мировоззрение ребенка оказыва ет мать, особенно в том случае, если участвует в религиозном об разовании ребенка и тепло относится к нему.
    На наш взгляд, подобные закономерности идеологического наследования в семье могут быть отнесены не только к религии;
    этические и эстетические ценности также легче переходят к де тям от вовлеченных и любящих родителей, в то время как хо лодные и деспотичные скорее способны вызвать протест и же лание следовать альтернативной жизненной философии. Уход во внутренний мир может быть реакцией на многочисленные лишения в повседневной жизни ребенка, и тогда конфликты и противоречия будут долго существовать в семье, пока выросший ребенок не захочет и не сможет идеологически отделиться от родителей.
    Что известно о предпосылках религиозности в младшем по колении? Религиозные чувства более устойчивы у тех подрост ков, которые в детстве бывали в церкви, посещали воскресную церковную школу и потому больше знают о религии, причем ре лигиозное образование в детстве имеет долговременное действие,

    247
    Глава 7. То, что не видно сразу
    напоминая о себе и во взрослом возрасте в момент принятия эк зистенциальных решений. Вклад школьного религиозного обра зования в духовное становление человека даже более весом, чем вклад семьи, поскольку вовлекает в эту практику детей вместе со значимыми для них сверстниками и таким образом создает до полнительную общую сферу интересов.
    Композиция этой главы сложилась таким образом, что мы больше написали о религии, чем о других составляющих жизнен ной философии. Так получилось, потому что именно религиоз ные противоречия внутри семьи, на наш взгляд, оказываются осо бенно острыми и пагубными для контакта между поколениями,
    разрушая силу рода, лишая чувства семейной идентичности, при надлежности к фамилии. Однако человеческая духовность не сво дится только к религии; она включает идеальную картину нрав ственного, прекрасного, справедливого, а также житейские пред ставления о мировом порядке, противостоящем хаосу. Наиболее экономный для развития семейной философии путь— не выра ботка индивидуальных позиций, а усвоение тех взглядов, что гос подствуют в семье. В этом случае будет обеспечена преемствен ность и усиление ментального капитала семьи. Верно и обрат ное: вымирание семьи часто сопровождается (или обусловлива ется?) разрывом традиций семейной идеологии.
    «— Так что, как видите, у нас семья религиозно не однород ная. Брайдсхед и Корделия — оба истые католики; он несчастен,
    она весела как птица; мы с Джулией полуязычники; я счастлив,
    Джулия, по моему, нет; мама считается в обществе святой, папа отлучен от церкви, были ли он или она когда либо счастливы,
    бог знает. И вообще, как ни посмотри, к счастью все это имеет весьма отдаленное касательство, а мне только его и нужно...
    К сожалению, католики мне не особенно нравятся».
    (И. Во «Возвращение в Брайдсхед»)

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    248
    Связь поколений
    К сожалению, для России типичны многократно описанные в литературе конфликты «отцов и детей». Можно предполагать,
    что идеологическая близость между поколениями обусловлена и культурой, и семейным сценарием, различающимися в тради ционных сообществах и тех, где дети рано отделяются от роди телей.
    Изучение того, как проявляется согласованность жизненной позиции молодых людей из Нидерландов с философией их роди телей и прародителей, показало «эластичность» отношений между поколениями, которые на разных стадиях семейного цикла могут сближаться или отдаляться. Изучались базовые повседневные убеждения относительно того, должны ли близкие родственники проживать вместе или отдельно, когда стоит жениться, допустим ли в семье развод, а также в чем заключаются особенности ролей женщины и мужчины в семье. Оказалось, что молодые люди на чинают декларировать отличное от родителей мнение, как только покидают родительский дом. Однако это изменение — не навсег да; выросшие дети начинают вновь вторить своим родителям, ког да у них появляются собственные дети. Меняется опыт — меняет ся точка зрения. Трудно еще раз не вспомнить Марка Твена:
    «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет».
    (М. Твен «Афоризмы»)
    Практический вывод из этого исследования оптимистичен:
    родители, внутренне расставшиеся со своим подрастающим ребен ком, могут вновь его обрести, когда он действительно подрастет
    («отпустить, чтобы вернуть»).

    249
    Глава 7. То, что не видно сразу
    Но чтобы нечто можно было вернуть, оно должно вообще су ществовать. Как происходит наследование ментальных ценностей в семье? Как возникает и становится прочной привычка отстаи вать собственное мнение и уважать чужое?
    На наш взгляд, для уважительной по отношению к родителям,
    но в то же время самостоятельной жизненной позиции необходи мы два условия: совместная деятельность и толерантность ко вку сам ребенка. Дети узнают о взглядах родителей от самих родите лей, для чего они должны обсуждать эти взгляды, соглашаться с ними или иметь право на критику. Мировоззрение как система ценностей и убеждений начинает формироваться с умения отста ивать свои вкусы в повседневных ситуациях — сначала относитель но вещей или режимных привычек, а позже — ценностей.
    У маленького ребенка мало собственных идей и скорее всего нет взгляда на жизнь, но есть предпочтения — например, мульт фильма, цвета одежды, игрушки. Эти предпочтения не имеют ха рактера необходимости, это всегда «вкусовщина». Если ребенок не добивается своего, нужно его стимулировать и взращивать в нем умение распознавать то, что он действительно думает, иначе всю свою жизнь он будет думать чужие мысли и не отличать их от сво их. Нам то кажется, что «Винни Пух» и «Ежик в тумане» вполне взаимозаменяемы как вечернее зрелище, но для маленького ребен ка добиться своего, того, чего хочется, — это тренинг авторской позиции по отношению к своей жизни и получение обратной свя зи от взрослых, которые признают его право на вкусы.
    Точно так же невежливая привычка критиковать книгу, кото рую читает ребенок, или канал, который смотрит бабушка, отно сится не только к автору книжки или телеведущему; она затраги вает право зрителя или читателя на именно это мировоззрение.
    Факт сотворчества в искусстве делает человека всегда причастным к тому, что ему нравится и с чем он начинает себя отождествлять.
    Рано или поздно почти любой ребенок, в котором все было так узнаваемо и о котором можно было сказать, что именно ему

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    250
    досталось от мамы, что от папы, а что вызвано влиянием улицы,
    вдруг становится неожиданным. Он слушает музыку, которая не имеет ничего общего с тем, чему его учили любящие родители. Он начинает читать странные книги, «читать» раздражающий рэп и смотреть непонятные фильмы. Более того, ему нравится эпатиро вать своих родителей, и он получает очевидное удовольствие от их недоумения. Обычно такие изменения происходят к подростко вому возрасту и имеют вполне определенный эволюционный смысл: растущий ребенок должен сначала отделиться от родитель ского влияния, чтобы быть готовым создать нечто свое.
    Демонстративное противопоставление провоцирует ослабле ние родительской привязанности и контроля, побуждает самых терпеливых родителей воскликнуть «Какой ужас!» и тем самым дать ребенку право на нечто неразделенное. А ему только это и требует ся. Взросление начинается с подростковой субкультуры. Поэтому подростку не следует демонстрировать неискреннее терпение: по зволив пирсинг в ухе, вы скоро увидите его в пупке, и честнее сра зу сказать, что вам это не нравится. Если, конечно, не нравится на самом деле. Ложная обратная связь, которую родители дают ре бенку, дезориентирует; он не сможет научиться ловить признаки согласия и несогласия от других людей. Кроме того, не получив желанного признания того, что он не во всем похож на родителей,
    подросток будет продолжать провоцировать.
    Отсутствие собственной эстетики, а потом и жизненной фи лософии делает человека зависимым. Поэтому пусть ребенок иног да имеет то, что родителям не нравится, пусть думает о том, что их может раздражать. И учится жить с осознанием того, что в его жиз ни всегда будет кто то несогласный с ним, пусть идет на риски и принимает за это личную ответственность. Толерантность состоит не в том, чтобы симпатизировать подобным себе, а в том, чтобы уметь мирно принять отличия без внутреннего согласия с ними.
    Толерантность приходится проявлять не только к младшим членам семьи, но нередко и к старшим. Каждая возрастная когор

    251
    Глава 7. То, что не видно сразу
    та имеет типичные взгляды, которые могут вызывать несогласие и протест у другого поколения, но не стоит отождествлять человека и его жизненную философию. Хотя пожилым людям этого иногда очень хочется. В случае несогласия нужно помнить о том, что ми ровоззрение — это лишь одна грань личности близкого человека,
    и относиться к ней отстраненно познавательно («Чем ему это до рого и как помогало в жизни?»). Нет ничего хуже классовых чувств внутри семьи.
    Свобода совести и вероисповедания — важные демократичес кие ценности, к которым в нашей стране пока еще не было време ни привыкнуть, и потому совершенно естественно, что, с одной стороны, члены семьи нередко пытаются контролировать миро воззрение друг друга, а с другой — что наши соотечественники об ладают широким репертуаром «двоемыслия» и других способов не открывать свой истинный взгляд на жизнь.
    Секреты, тайны, скрытность
    Представим, что между членами семьи нет согласия, но они устали держать круговую оборону, устали убеждать или оправды ваться. В то же время семья функционирует, и основные задачи в ней решаются. Нет счастья понимания, но нет и повода расходить ся. В подобной ситуации, которая совершенно типична, рано или поздно возникает чувство, что чем то важным с другими членами семьи делиться не хочется. Они не поймут, осудят, обидятся или удивятся. Так зачем все это?
    И начинают возникать запретные темы, секреты, тайны. Эти феномены столь значимы в мировой культуре, что дали начало жанрам художественной литературы — мистическому и крими нальному, а «скелет в шкафу» есть почти в каждой семье. Скрыт ность, желание иметь секрет возникают по разным причинам.
    Иногда они могут быть признаком неблагополучия, а бывает, что секреты, так же как и ложь, необходимы для поддержания нор

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    252
    мального микроклимата. Иногда очень хочется, чтобы личная жизнь других людей оставалась личной. Многие семьи распались оттого, что лишняя информация была слишком доступной. Иног да тайна нужна для того, чтобы наделить своего обладателя чув ством собственной значительности. Скрывают те события, кото рые переживаются как постыдные и наносят удар по самооценке.
    Случается, что таинственностью окутаны значительные события в жизни человека, к которым он пока еще и сам не знает, как отно ситься. Пока они непонятны ему самому, он не готов обсуждать их с другими.
    Каждый человек имел когда либо секреты от близких или даже лгал им. Фрейд полагал, что для ребенка очень важен опыт первой лжи, которая обычно случается в дошкольном возрасте, потому что этот поступок позволяет ему почувствовать себя «непрозрачным»
    для других, обладающим границами, способным изменять или фальсифицировать информацию. Этот опыт позволяет также пре одолеть свой эгоцентризм и встать на позицию другого. Ложь и скрытность — важные составляющие социальной адаптации, по зволяющие предотвращать конфликты мирными средствами.
    И. Ялом в ходе групповой психотерапии применял упражне ние: просил участников написать на клочке бумаги свою самую стыдную тайну, затем собирал эти записки в шляпу или коробку и предлагал прочитать их содержание. Оказалось, что большинство
    «страшных» тайн повторялись и вызывали чувство узнавания у дру гих людей. Поэтому чаще всего страх быть непонятым сильно пре увеличен. Однако пока он существует, есть и секреты.
    В подростковом возрасте секреты появляются оттого, что дети вступают на самостоятельный путь. Большинство конфликтов воз никает из за приватности, романтических отношений, права вы бирать одежду, а также убеждений; чтобы не возникало новых про тивостояний, именно эти темы обычно и начинают скрываться.
    Причем уровень скрытности между детьми и родителями на про тяжении подросткового возраста неуклонно возрастает. Наличие

    253
    Глава 7. То, что не видно сразу
    секретов имеет двойное воздействие на развитие подростка или молодого человека: с одной стороны, они могут быть вызваны фи зическим или психологическим неблагополучием, которое часто и представляет собой предмет секрета, с другой же — подростки с секретами более автономны и эмоционально независимы от роди телей (Finkenauer, Frijns, Engels et al,. 2005).
    К подростку, которого родители подозревают в скрытности,
    начинают хуже относиться в семье и практиковать более жесткий воспитательный стиль, причем эта закономерность более значима применительно к девочкам, хотя в то же время родители обоего пола чаще приписывают скрытность сыновьям, чем дочерям. Но сыновьям это легче прощают. Чем более скрытным считают роди тели своего ребенка, тем меньше они его принимают и тем хуже знают. Таким образом, неудивительно, что резонов стать более скрытным у подростка, растущего в обстановке недоверия, стано вится больше. Основываясь на этом исследовании, хотелось бы призвать родителей спокойно относиться к тому, что у их детей есть секреты: эти секреты рано или поздно все равно раскроются,
    а вот понимание между поколениями можно разрушить.
    Право на тайну всегда чтилось высоко. Не уважению ли к тай не учит множество сказок народов мира? Неумение сохранять сек рет погубило корову в «Крошечке Хаврошечке». Излишнее любо пытство чуть не привело к гибели жену Синей Бороды — не ува жая тайну мужа, пусть преступную и загадочную, она нарушает слово и открывает запретную дверь. Лишь верная подруга и братья спасают ее от неминуемой смерти. Тайны и секреты напрямую свя заны в сказках также с темой верности — верности другому или верности данному слову.
    В другом исследовании, проведенном с участием семей с дву мя детьми, обнаружено, что открытость имеет большее значение для удовлетворенности отношениями у родственников одного по коления — между супругами или между братьями и сестрами, а для межпоколенных связей она не столь важна.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    254
    Вообще же как скрытность, так и открытость могут быть чер тами личности, и тогда границы личности могут открываться или закрываться в равной мере для всех либо для одного или несколь ких членов семьи, и в этом случае отношения обычно развиваются взаимно. Таким образом, если хочется добиться открытости от кого то из близких, имеет смысл сначала поделиться чем то из соб ственной жизни.
    «Объяснение, обещанное им, было одно тяжелое событие того времени. Он посоветовался со старым князем и, получив его разрешение, передал Кити свой дневник, в котором было на писано то, что мучало его. Он и писал этот дневник тогда в виду будущей невесты. Его мучали две вещи: его неневинность и не верие. Признание в неверии прошло незамеченным. Она была религиозна, никогда не сомневалась в истинах религии, но его внешнее неверие даже нисколько не затронуло ее. Она знала любовью всю его душу, и в душе его она видела то, чего она хо тела, а что такое состояние души называется быть неверующим,
    это ей было все равно. Другое же признание заставило ее горько плакать.
    Левин не без внутренней борьбы передал ей свой дневник.
    Он знал, что между им и ею не может и не должно быть тайн, и потому он решил, что так должно; но он не дал себе отчета о том,
    как это может подействовать, он не перенесся в нее. Только когда в этот вечер он приехал к ним пред театром, вошел в ее комнату и увидал заплаканное, несчастное от непоправимого, им произве денного горя, жалкое и милое лицо, он понял ту пучину, которая отделяла его позорное прошедшее от ее голубиной чистоты, и ужаснулся тому, что он сделал».
    (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)
    Склонность иметь секреты связана с психологическим благо получием, причем нетривиально. Исследования показывают, что

    255
    Глава 7. То, что не видно сразу
    скрытность как черта личности приводит к невротизации и не спо собствует хорошему самоощущению человека, а вот присутствие
    Великой Тайны (или маленького секрета) может быть связано с пси хологическим благополучием положительно. Все зависит от инди видуальных особенностей: скрытных людей присутствие тайны со гревает, иначе как бы они могли проявить свой характер, а для лю дей открытых это становится большой нагрузкой. В любом случае,
    если жизнь стала скучной, заведите тайну, это вносит интригу. Од нако размышляя о таинстве жизни, Юнг полагал, что истинная тай на не эзотерична, это не секрет одного человека от других, она экзо терична — ее содержание неизвестно вообще никому. Если посвя тить себя изучению подобных тайн, пожалуй, искусственные сек ретики будут и не нужны.
    Упражнение 18
    Вспомните свои секреты, которые были раскрыты. А какие не были никогда раскрыты? Наверняка были в вашей жизни и секреты других людей, к которым пришлось стать причастным. Как эта при частность повлияла на ваши отношения? Какие чувства вызывает внутренняя тайна, которую могут раскрыть? Что будет, если ваш нынешний секрет раскроется, что произойдет с вами и близкими людьми?
    Секреты могут иметь предметное воплощение (пупсик подруж ки, перстень от молодого человека), а могут представлять собой знание, информацию. В современном мире информация хранит ся и передается разными способами — это электронная почта, мо бильный телефон. Эти каналы, подобно уже архаичному письму в конверте, обычно имеют одного хозяина. Но мера допущенности членов семьи к ним может быть различной. Есть семьи, где все пользуются одним паролем и общим почтовым ящиком. Там нет криминала в том, что один член семьи прочтет письмо, адресован

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    256
    ное не ему; эти правила подразумеваются устройством общей по чты. Но если с самого начала устроено иначе, то требуется допуск,
    специальное разрешение, чтобы узнать то, что не предназначено для других. То же самое относится и к телефону. Если устанавли вается пароль, это может означать, что появилась новая, недоступ ная всем остальным, информация, и тогда не надо стремиться ее добыть во что бы то ни стало.
    Между взрослыми членами семьи информационная приват ность определяется простым этикетом. Не стоит читать личный дневник, влезать в чужой почтовый ящик, не надо подглядывать пин код и читать СМС. Если эти правила нарушаются, взрослые люди вправе обидеться. Однако эти нормы поведения, к сожале нию, не всегда применяются к подросткам, которые только что почти всецело принадлежали своим родителям. Родители привык ли участвовать в их жизни, которая была добровольно откры та им, и им трудно сразу привыкнуть к тому, что ребенок отделя ется.
    В жизни любого человека возникает момент, когда он уже не может поговорить со своими родителями обо всем. Это напрягает подростка и травмирует родителей, с этим трудно смириться сразу.
    Однако смириться стоит, потому что здесь общие правила взаимо действия сохраняются: либо родители нечестным путем получают кусочек информации, но теряют расположение ребенка, либо они доверяют друг другу, но признают, что в ландшафте их отношений возникла новая территория, заселенная незнакомцами. По разным причинам этот момент отделения, сепарации — болезненный для семьи нормативный кризис; чтобы легче его пережить, важно иметь в виду, что психологические издержки чрезмерно близких (симбио тических) отношений в семье намного опаснее.
    Что же до мировоззренческого несогласия между взрослыми членами семьи, в частности, между супругами, то эта причина не является ведущей в перечне поводов для развода. В браке чаще либо приспосабливаются к жизненной философии друг друга, либо со

    257
    Глава 7. То, что не видно сразу
    храняют собственный взгляд и держат его в тайне; но все равно в идеологических конфликтах важно проявлять умеренность и по возможности подниматься на уровень общечеловеческих ценнос тей. По большому счету, есть очень мало причин ссориться, а в случае распада семьи скорее всего в жизнь расстающихся родствен ников войдут новые, другие люди, а у них со временем обнаружат ся не только достоинства, но и недостатки, которых не было у пре жнего партнера. Поэтому наиболее вероятное положение дел со стоит в том, что существует «дух семьи» — ценностная, эстетичес кая, религиозная семейная идентичность, распространяемая на всех членов семьи, однако, помимо нее, есть также личные вариа ции семейной философии.
    * * *
    Итак, множество исследований духовности, религиозности,
    секретов как психологических феноменов показывают значитель ность их роли в становлении человеческой личности и жизни семьи. Человека нельзя оторвать от его философии, так же как нельзя до конца раскрыть его тайну. Вспомним еще раз, какова роль личного мировоззрения и права его иметь для человеческо го бытия.
    ·
    Ценности, идеалы, вера дают человеку чувство экзистенциаль ной уверенности — переживания свободы, осмысленности соб ственной жизни, ее интересности для близких людей.
    ·
    Жизненная философия позволяет творчески отнестись к жиз ни, оценить или изменить масштаб происходящих в ней собы тий, дать новое направление своим исканиям и действиям.
    ·
    Религиозность впускает человека в особую область культуры,
    обладающую для него психоразвивающим и психотерапевти ческим значением.
    ·
    Устойчивая система взглядов делает человека критичным к воз действиям извне, позволяя фильтровать послания сквозь приз му собственного мнения и убеждений.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    258
    ·
    Наконец, мировоззрение, связывая человека со всеми другими объектами и явлениями мироздания, наделяет его как мысля щее существо личной ответственностью за все сущее и таким образом возвышает над рутиной повседневности.
    Наша психологическая консультация
    Я замужем двенадцать лет, у нас двое детей. Мы с му
    жем любим друг друга, но он легкомысленный, горячий че
    ловек, и у нас случались конфликты. Бывало, что он мне
    изменял в командировках, я точно знаю, но никогда это не угро
    жало нашей семье. У нас равноправие, и основные решения в се
    мье обычно принимаю я. А в течение последнего года между нами
    что то изменилось. Спасибо его мобильному телефону, я начала
    домашнее расследование, прочитала несколько СМС и выяснила,
    что у него произошел очередной роман в далеком уральском горо
    де, но не закончился сразу же после возвращения домой, как это
    всегда бывало, а продолжается. Я впервые в жизни испытала рев
    ность и растерянность. Расспросив доброжелателей с работы
    мужа, узнала, что это молодая незамужняя женщина, мусуль
    манка. У нас атеистическая семья, для нас религия не имеет зна
    чения. Не может ли такая долгая привязанность объясняться
    тем, что это человек другой культуры? Может быть, она дей
    ствительно более духовна или более послушна? Надо ли мне что
    то менять в нашей жизни и что именно?
    Не исключено, что принадлежность вашей соперницы к дру гой культуре способствует ее женственности, послушности. Ведь в вашей семье, как вы сами заметили, решения принимаете вы. Вы контролируете мужа, совершенно естественно говорите о том, что заглядываете в его телефон и читаете сообщения. Даже если он не конфликтует с вами из за этого (кстати, действительно, почему вы совершенно не опасаетесь разоблачения или скандала в связи с
    ?

    259
    Глава 7. То, что не видно сразу
    нарушением его приватности, тем более что он горячий человек?),
    он не может быть этим доволен. Возможно, в приближении кри зиса середины жизни он ищет противоположность вам, и высо вершенно правы, что обеспокоены. Нельзя недооценивать опас ность. Вы совершенно правильно задумались о том, что пора ме няться. Для вас единственный выход — попытаться сменить соб ственную «походку», постараться понять, что для него сейчас при влекательно в женщинах, и попробовать быть более внимательной к мужу, готовой слушать и слушаться.
    * * *
    У нас сын подросток, он очень открытый мальчик, но не
    так давно я стала замечать, что он предпочитает ухо
    дить в другую комнату, когда разговаривает по телефо
    ну, и часто приходит поздно. Я обеспокоилась, что у него могут
    быть неприятности. Когда он был в ванной, я проверила СМС в его
    телефоне и поняла, что у него появилась новая подруга. По види
    мому, его чувства не взаимны, он нервничает, что то у них не ла
    дится, а я очень волнуюсь, потому что эти четырнадцатилетние
    такие импульсивные. На вопросы он не отвечает. Последние не
    сколько дней я стала просматривать его телефон регулярно и те
    перь могу отслеживать развитие отношений. Но мне не нравится
    подглядывать. А без этого я ничего не узнаю. Как мне быть?
    Четырнадцать лет — действительно неустойчивый возраст, по этому понятно ваше беспокойство. Но и нравственные сомнения тоже неизбежны — действительно, ребенок становится юношей, вам обоим трудно привыкнуть к тому, что между вами возникла тайна.
    Вспомните себя в его возрасте — когда вы начали утаивать что то от родителей? А сейчас можете ли вы рассказать сыну о вашей жизни все? Хочется верить, что нет. Вот и он приближается к тому порогу взросления, когда прозрачные границы стремительно становятся матовыми. Это не означает вашего отчуждения, просто наступил момент, когда значимыми становятся не только родители.
    ?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    260
    Наверное, ему легче было бы поделиться с вами, если бы его романтические отношения были успешными. Поскольку это не так, к его чувствам примешивается стыд и опасение, что о его ро мане могут узнать другие. Поэтому мы бы вам советовали, если ваш ребенок раньше не давал повода беспокоиться о его психическом равновесии, оставить привычку заглядывать в его телефон. Будет полезнее, если вы или отец ребенка мимоходом расскажете ему о своих неразделенных влюбленностях, косвенно стимулируя таким образом к рассказу и его. Если все равно не раскроется, то по край ней мере услышит вас и успокоится, поверив, что никто не свобо ден от любовных неудач.
    * * *
    Моей подруге 35 лет, она не замужем, живет с мамой.
    Конечно, рано или поздно у нее происходят романтичес
    кие встречи. У них с мамой очень хорошие отношения. Если
    мне что то интересно и я звоню им домой, для меня совершенно
    все равно, кто снимет трубку, мама подруги может рассказать
    мне все интимные подробности ее жизни. Мама может погово
    рить и с мобильника подруги, причем не только со мной. Похоже,
    подругу это не напрягает. Но мне странны такие отношения,
    сколько я себя помню, у меня всегда были секреты от родителей,
    которых я при этом очень люблю. Мне кажется, мама ей ближе,
    чем мужчины, потому она и не может создать семью. Сейчас у
    нее возникло серьезное увлечение, они подходят друг другу, но я не
    уверена, что они останутся вместе.
    Вы не напрасно беспокоитесь; действительно, чтобы «приле питься» к мужу, нужно сначала «отлепиться» от матери. Сепара ция, отдаление предшествуют новому сближению. Вполне возмож но, что ваша подруга рассматривает эмоциональное отдаление от матери, которое обычно происходит спонтанно в юношеском воз расте, как безнравственный или опасный поступок. Другое дело,
    что вы излагаете свой собственный взгляд на семейную жизнь под
    ?

    261
    Глава 7. То, что не видно сразу
    руги. Сейчас вся ее семья — это мать, но очевидно, что в будущем ее рано или поздно все же настигнет одиночество. Однако жизнь без семьи имеет не только недостатки, но и преимущества — воз можность быть эгоистичным, не принимать во внимание других людей на своей территории, ни с кем не связывать свои планы, ни о ком не беспокоиться, не страдать от потерь. Ведь это тоже цен ности. Как знать, может быть, ваша подруга не имеет в себе муже ства отказаться от этих бонусов ради других, которые ей пока не ведомы — любовь мужа и детей, осмысленность жизни и чувство вечности. Любовь мужчины не бывает такой же безоценочной, сле пой, как материнская, ее нужно заслужить и затем поддерживать.
    Попробуйте с ней поговорить об этом, но имейте в виду, что ми ровоззренческие вопросы столь же интимны, как и физиологи ческие.

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта