Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
Скачать 30.63 Mb.
|
Глава 6 БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ Животные в жизни горожан Продолжая обзор основных бытийных языков живущего че ловека, мы решили отдельно остановиться на таком интересном явлении нашей жизни, как домашние животные. Любимые питом цы, конечно же, не могут рассматриваться как такой же необходи мый элемент быта каждого человека, что и тело, деньги или дом. Их любят и держат дома вовсе не все люди. Однако для тех, кто принимает их существование, включает их в круг своей семьи и своего дома, это совершенно незаменимые существа, которые оз доравливают тело, становятся компаньонами, побуждают гулять по новым местам и знакомиться с приятными людьми. Многие согласны идти на большие ограничения в своей жизни ради того, чтобы иметь домашнее животное. Есть супруги, которые готовы отказаться от возможности уезжать куда то далеко вместе ради сча стья иметь собаку, и посещают интересные места порознь. Их это не расстраивает. Случается, что способ проведения отпуска и до суга вообще определяется присутствием четвероногого любимца, и это также принимается всеми членами семьи. Мы удивляемся, встречая в международном аэропорту счаст ливую хозяйку добермана, которая ведет его, слегка качающегося после долгого перелета, и несет огромную клетку в другой руке. Путешествие в багажном отделении — не сахар, но без верного друга путешествия не в радость и для хозяйки. При бронировании гостиниц за рубежом вас спросят, не намерены ли вы разместить с собой мохнатого любимца, и объяснят, можно ли это сделать в их отеле. В большинстве из них — можно. Авторы наблюдали посещение «Макдональдса» хозяином вме сте с собакой в Германии, более солидных ресторанов и кафе — в 191 Глава 6. Братья меньшие Чехии, Испании. Никто не удивляется присутствию мохнатых по сетителей, официанты приносят миску с водой и забывают о них. Быт очень многих европейских стран рассчитан на присутствие в нем животных. Их не запрещается брать с собой в торговые цен тры. У магазинов в Германии, куда с собаками просят не заходить, часто можно встретить забавное приспособление для того, чтобы поводок собаки приковать к крюку, но при этом не ограничивать ее в базисных потребностях: место для сидения представляет со бой нечто вроде стального дуршлага с отверстиями. Во многих странах ограничения на выгул собак весьма неве лики. Например, в парке Резиденции Вюрцбурга висит объявле ние о том, что, конечно же, собаки могут гулять по государствен ному парку, но хозяев просят следить за тем, чтобы собаки не га дили на ухоженные штатом садовников и ландшафтных дизайне ров клумбы. Поскольку договориться с собаками в отличие от их хозяев можно не обо всем, на случай недоразумений расставлены тумбы автоматы с выплевывающимися оттуда пакетиками для со бачьих экскрементов, которые надлежит собрать хозяевам. В вечном городе Риме, поклоняющемся своей знаменитой выкормившей Ромула и Рема волчице Лупе Капитолине, по не осторожности можно наступить на собачьи экскременты даже ря дом с замком Сент Анджело и вообще на любой из центральной улиц: парков и травы там мало, а собак много. При этом римляне не унижают себя уборкой. Но все это воспринимается как норма, к которой быстро привыкают иностранцы из стран, где кошек и собак любят не так сильно. В последние годы в Москве все чаще заводят небольших собак, с которыми не хотят расставаться, их берут с собой на работу и учебу, в парикмахерские и магазины. Наблюдения показывают, что отношение к животным стано вится гуманнее с ростом благосостояния населения. И способы содержания бездомных животных, и приемы ограничения их рож даемости различны в разных странах. В Греции, например, на вхо де во многие музеи под открытым небом висит табличка, запреща ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 192 ющая вход животным. Однако в большом количестве бегают по Акрополю местные ухоженные и веселые собаки в ошейниках, по видимому, свидетельствующих о проведенной стерилизации, их гладят посетители и кормят служители. Бездомных щенков при этом нигде не видно. А в Турции иное отношение к собакам и кош кам: их много, но выглядят они неухоженными, израненными и больными и пугаются людского присутствия. Россия занимает здесь промежуточное положение и в силу своего большого размера раз нообразна в предпочтениях: в столице больше домашних собак, в том числе и крупных пород, чем на юге, где больше любят кошек, а собак держат только в сельской местности в конуре. Домашние собачки мало распространены в сельской России. А мировая тен денция состоит в том, что из за роста городов и занятости жен щин, которые обычно ухаживают за домашними животными, ко шек стали заводить охотнее, чем собак. В забавах был так мудр и в мудрости забавен — Друг утешительный и вдохновитель мой! В.Ф. Ходасевич История демонстрирует множество примеров соответствия животного любимца роду занятий хозяина и степени их привязан ности. Гуляя по соборам и церквям Португалии, авторы не раз от мечали особенность, которой обладали надгробия благородных именитых людей прошлого. На крышках саркофагов изваяны ста туи, изображающие покойного с атрибутами его власти и рода за нятий (надгробия мореплавателей украшены каравеллами, а над гробия поэтов, например, Камоэнса, книгами). Практически все благородные дамы пятнадцатого шестадцатого столетий изобра жены лежащими с книгой, как будто отходящие ко сну, и в ногах у них непременно лежат небольшие собачки, наподобие популяр ных сегодня пекинесов или терьеров. Мужчин сопровождают охот ничьи собаки, также лежащие в ногах. Зная пиетет католичества к 193 Глава 6. Братья меньшие смерти, остается лишь восхищаться этой преданностью и силой любви хозяев к своим животным — ведь они нашли свое отраже ние в важнейшем свидетельстве их прожитой жизни, в том немно гом, что могли увидеть потомки. В современной Испании и Португалии эта любовь к собакам не угасла — в каждом парке, да и на главных улицах провинциаль ных и столичных городов нередко можно встретить человека с йор ком под мышкой, лабрадоров и немецких овчарок на поводке, ох раняющих детей или бегущих бок о бок со своими спортивными хозяевами. Откуда такое внимание к нашим меньшим братьям, на чем основана пылкая любовь проживающих в покое и комфорте лю дей к мохнатым, суетным, ставящим в неловкое положение и во обще создающим множество житейских проблем существам? Для того чтобы понять феномен привязанности к животным, нужно вспомнить долгую историю взаимодействия людей и зверей, их взаимовыручки и дружбы. Животные — часть мира природы, от которой современная цивилизация все дальше уводит нас, людей двадцать первого века. Нитраты вместо навоза, тренажеры вместо здорового сельского труда, соевое мясо и разные другие суррогаты, потребление кото рых иногда приводит к ощущению, что и вся жизнь — также му ляж. Но время от времени наступает наводнение, извергается вул кан, и становится ясно, что стихию никто не отменял, что есть та кие естественные процессы и энергии, которые сильнее всего на свете. Это завораживает, к этому хочется прикоснуться. Естествен ное начинает входить в моду. И человек стремится восстановить утраченный контакт с при родой, заводя дачный участок, выращивая помидоры на подокон нике и общаясь с домашними животными. Архетипы пробуждают странные, но необходимые привязанности к кошкам, лошадям, собакам. На юге Москвы в течение долгого времени одна город ская старушка держала коз в гараже ракушке. Зимой она перево ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 194 дила их на балкон. При этом типичные козлиные запахи скорее пробуждали в жителях микрорайона нечто первозданное, воспо минания о сельской жизни, чем раздражали. Долгая история любви Среди тех животных, которые раньше других начали жить вме сте с людьми, были собаки, кошки, овцы и козы, верблюды и сло ны. Они наиболее близко по своему психическому устройству адап тированы к жизни с людьми. Понятно, что вначале животные при ручались для пропитания, для производства одежды или лекарств. Одомашнивание и охота способствовали тому, что люди изучали привычки животных, а стало быть, неизбежно отождествляли себя с ними. Поэтому у людей не было сомнений в том, что животные обладают душой, и существовало множество магических приемов защиты и усиления своей собственной души посредством обраще ния к животным — хранителям человека. В шаманской традиции американских индейцев наряду с то темным животным, то есть покровителем племени, бытовало об ращение к животным силы, олицетворявшим личных помощни ков. Являясь визуализированным внутренним ресурсом, эти жи вотные силы при обращении к ним помогали советом, скрытым или явным. В измененном состоянии сознания, в шаманском трансе человек мог увидеть свое личное животное силы, с кото рым он сам познакомился и дал ему имя, мог попросить помочь ему или поделиться своей неисчерпаемой силой. Вообще в разных народных культурах животные связывались с определенным мо гуществом (вспомните, какими обычно предстают в сказках лиса, волк, медведь, ворон); часто они становились из мысленных обра зов символами, и их наносили на гербы, эмблемы и флаги. Пони мание языков животных, умение договариваться и сотрудничать с ними часто рассматривались как знак особых способностей, при знак просветленности. Разговаривать с птицами мог Франциск 195 Глава 6. Братья меньшие Ассизский, с рыбами — святой Антоний. По видимому, умение понимать послания в непривычной системе кодировок расширяет сознание вообще и позволяет более дифференцированно чувство вать оттенки человеческих посланий. С самого начала взаимодействия людей и зверей были такие виды деятельности, сохранившиеся в наше время, которые не пред полагали, что животное будет съедено. К примеру, слоны издревле строили, грузили, перевозили и, включаясь за свою долгую жизнь в историю семьи, начинали пользоваться авторитетом и почтени ем. Лошади всегда были и ценностью, и объектом привязаннос тей. Собаки выполняли и продолжают выполнять многие служеб ные функции: они используются как поводыри, как спасатели в горах (сенбернары) и на воде (ньюфаундленды), не говоря о наи более распространенной «профессии» охранника. Кошки во многих странах, например, в Египте были священ ными животными и часто жили при людях, при этом пользуясь достаточной свободой и доверием: кошек никогда не держали на привязи, никак не ограничивали их передвижение и позволяли находиться в парадных помещениях. Все это делало животных не только слугами, но и компаньо нами, партнерами человека, от которых нередко зависела и его жизнь. Поэтому между человеком и животными существовало и взаимное влечение, и взаимный интерес, они хорошо знали друг друга, настраивались и уподоблялись друг другу и в чем то дей ствительно становились похожими. Они признавали личность друг друга. Влияние архаичной культуры сказалось на отношении психо аналитиков к символам и метафорам животных. З. Фрейд полагал, что животные олицетворяют собой страхи перед разными частями собственного Я, преодолевать которые можно посредством взаи модействия с реальными животными. К.Г. Юнг также акцентиро вал символику животного мира для идентификации различных частей человеческой личности. М.Л. фон Франц соглашалась с ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 196 ними в том, что появление животных в сновидениях и других про дуктах человеческого бессознательного иллюстрирует способ вза имодействия инстинктивной основы личности с окружающими обстоятельствами. Упражнение 16 Наверное, многие слышали о популярном психологическом тесте «Несуществующее животное». Он основан на подобии чело веческого характера и деятельности особенностям и поведению животных. Каждому человеку полезно задуматься о том, какое животное воспринимается им как наиболее близкое с последую щей интерпретацией его образа жизни, способа добычи пищи, форм брачного поведения, выхаживания потомства и оценкой всего это го в человеческой культуре. Если у вас в семье есть ребенок, спросите его, кем бы ему хоте лось быть, если бы он не был человеческим существом. Какие орга ны тела существуют у этого животного, в какой среде он живет, ка кая у него семья, в чем состоят его главные жизненные радости и огорчения. Подумайте над ответами своего ребенка. Однако, задумавшись над полученной информацией, не стоит углубляться в самоанализ; в этом процессе всегда возникают не ожиданности, которые лучше обсудить с психологом. В исторической перспективе отношение к животным измени лось к худшему с изменением агрокультуры и переходом от древ него симбиотического контракта с животными к их индустриаль ному производству, в процессе чего и люди, и звери включились в отношения эксплуатации и выгоды, а их взаимодействие переста ло быть близким и мифическим, как раньше. Но нет ничего уди вительного в том, что память о прежних долгих контактах присут ствует в бессознательном человека, и даже если он ведет сугубо городской образ жизни, он может найти с животными общий язык 197 Глава 6. Братья меньшие и сделать это общение для себя полезным. По мнению К.Лоренца, ближе всех к психическому устройству человека находятся соба ки, особенно суки; по видимому, согласие с этим мнением про явилось в том, что академические исследования и психотерапия в основном также затрагивают взаимодействие человека с собакой. Для любого ребенка нет более впечатляющей книги, чем «Ма угли». Идеи понимания других языков, сотрудничества со зверя ми, животной силы у человека, безопасности мира дикой природы и бесстрашия человека перед джунглями — трудно перечислить все те непривычные для нашего времени послания, которые исходят от архетипического сюжета замечательной книги. Вообще исполь зование книг о животных считается одной из облегченных форм терапии с помощью животных, поскольку дает представление о взаимодействии с другими существами, дружбе с ними, способно сти проявить мужество, испытать собственную силу и оказать по мощь, а также подготовиться к неизбежному переживанию жиз ненных потерь. Аналогии с миром животных используются в разных терапев тических системах для пробуждения жизненных сил и либидо в широком смысле слова, обращаясь к архетипам Артемиды, Бегущей с волками и разным другим, с учетом пола (Болен, 2005; Эстес, 1989). Бытовые метафоры, используемые для описания различных качеств человека, часто основаны на образах разных животных, в них всегда присутствует акцентирование особой жизненной мощи: «живучий, как кошка», «заживет, как на собаке», «храбрый, как лев». В аристократических семьях всегда было принято держать ло шадей и собак — животных, выполняющих статусные, психотера певтические, но никак не прагматические функции в жизни поме стья. Содержание конюшни и псарни было недешевым, но юные аристократы проводили много времени со своими любимцами, за которыми было принято хорошо смотреть, причем нередко быва ли перегибы, свидетельствующие о безмерности любви хозяев к своим братьям меньшим: чего стоит очень правдоподобная завяз ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 198 ка повести Пушкина «Дубровский»! Сюжеты о необыкновен ной верности собак и лошадей присутствуют в истории каждого народа. Выше мы вспомнили португальские надгробия Ренессанса. Если раздвинуть временны ´ е горизонты еще шире, вспоминается скандинавская легенда о могущественном конунге, которому по дарили пса. Этот пес сопровождал хозяина дома, на охоте и в путе шествиях, а когда конунга убили в битве, похоронили и насыпали над его телом курган, пес остался ему верен. Он не пошел за друзь ями и близкими конунга, а лег на его курган и лежал там, отказы ваясь от пищи и еды, пока не умер. В германской традиции в целом было принято, чтобы в послед ний путь знатного человека сопровождали его кони и псы — об этом свидетельствует множество археологических данных. Это очень важная особенность менталитета, учитывая, что загробная жизнь, воспринимаемая как долгожданная награда после суро вых испытаний на земле, продолжается в окружении земных лю бимцев. В настоящее время домашние животные в западных странах вновь стали рассматриваться как ценность. Говорят не только о привязанности к животным, но и о насилии над ними, причем ис пользуя ту же терминологию, что при описании аналогичных про цессов в людском сообществе (насилие характеризуется тем, что это социально не принимаемый поступок, совершенный намерен но и без необходимости). Это связано не только с общегуманитар ными ценностями культурных слоев, призывающих к охране ок ружающей среды, вегетарианскому рациону и неиспользованию животных в промышленности и фармакологии. Становится ясно, что естественные виды психотерапевтичес кой помощи и появление животных изменяют нашу жизнь к луч шему, при этом ничего в ней не разрушая. На международных кон ференциях делаются доклады об индивидуальности, точнее даже, личности служебных собак. 199 Глава 6. Братья меньшие Животные как психотерапевты В университетах США преподается дисциплина под названи ем «Психотерапия с использованием животных» (Animal assisted, Pet — или Pet facilitated therapy, или зоотерапия) и готовятся спе циалисты в этой области, которые выделяют два вида воздействий. Во первых, это так называемая ненаправленная психотерапия, к которой относятся все способы бытового взаимодействия с живот ными, даже если хозяин не задумывается о той пользе, которую он получает от любимого друга. Все равно он ее получает. Для того чтобы считать себя объектом ненаправленной анималотерапии, достаточно просто быть владельцем животного. Собственно гово ря, это профилактика, предотвращение психологических трудно стей. И во вторых, это направленная психотерапия, которая опи рается на разработанные методики, имеет ясно осознаваемые цели и осуществляется специально подготовленными людьми. Суще ствует три ее вида в зависимости от животного ассистента — дель финотерапия, иппотерапия (воздействие с участием лошади), ка нистерапия (воздействие с участием собаки). В литературе встре чаются упоминания о филистерапии (воздействии с участием ко шек), однако этот вид работы остается интуитивным и не опира ется на проверенные методики. Использование разных животных психотерапевтов направлено на разные психотерапевтические ми шени, поэтому и решаемые проблемы, и клиенты, и психотера певты люди в этих особых видах деятельности имеют свои особен ности. Дельфинотерапия эффективна, но довольно экзотична и не может осуществляться в бытовых условиях. А вот взаимодействие с лошадьми и собаками можно попытаться, хотя бы не совсем про фессионально, смоделировать самим. Иппотерапия универсальна; она полезна каждому, но особенно показана для групп пациентов, страдающих сложными дефектами и синдромами, сочетающими ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 200 двигательные, сенсорные и интеллектуальные расстройства, на пример, как при синдроме Дауна. Часто иппотерапевты работают с детьми, включенными в треугольник, вершины которого состав ляют лошадь, коневод и иппотерапевт; системность воздействия усиливает эффективность. Лошади специально отбираются по воз расту и темпераменту. Психотерапевтические факторы в иппотерапии — это движе ние, усиливающее базовые рефлексы, размер лошади и повышен ная температура ее тела, оказывающая расслабляющее действие, интенсификация обмена веществ в процессе езды; это эмоциональ ное принятие лошадью всех ее пациентов и абсолютная искрен ность, благодаря которой она дает однозначные и определенные ответы на агрессию ребенка, его нерешительность и другие осо бенности, которые часто встречают трепетное и осторожное отно шение со стороны людей. Активное взаимодействие с этим живот ным стимулирует развитие социальной компетенции. Лошадь — давний товарищ человека. Человек, у которого есть лошадь, уже не одинок. Вспомним Пеппи Длинныйчулок: лошадь способна заместить и семью, и друзей. Противопоказания к иппо терапии даются при некоторых соматических заболеваниях (ост рые воспаления в области позвоночника, аллергия) и при острых психических состояниях, затрудняющих контакт с реальностью (мания, обострение психоза), но никак не вызваны характером или психическим состоянием пациента; каждому можно найти подхо дящую лошадь (Секерина, 2010). Канистерапия — также вариант естественной психотерапии; она служит восстановлению утраченных в силу травмы или врожденно го заболевания способностей, а также используется как поддержи вающая терапия при лечении сложных синдромов, сопровождаю щихся нарушениями движений и эмоций. Канистерапия осуществ ляется обычно с индивидуальной собакой, которые чаще всего рек рутируются из спасательских служб и отличаются повышенным дру желюбием и терпеливостью; к породе особых требований нет. 201 Глава 6. Братья меньшие Психотерапевтические факторы канистерапии составляют та кие свойства характера собак, как искренность, преданность, спо собность сочувствовать, а также физические качества — пушис тость, мягкость, тепло. Методики для канистерапии обычно более гибки по сравнению с иппотерапией и предполагают свободу им провизации специалиста. Основные противопоказания к канистерапии — это аллергия на шерсть животного, острые состояния, негативное отношение к собакам. Официально терапия животными как метод была впервые ис пользована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII века. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц, и больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы. Немногопозже домашних животных стали использовать в од ной из больниц Германии для лечения эпилепсии. Эта традиция сохранилась и поныне, при лечебнице имеются две скотоводчес кие фермы, содержатся верховые лошади, а также множество мел ких животных, которых можно взять в руки, покормить и погла дить. Однако не все медики поддерживают анималотерапевтов, ко торые работают во многом интуитивно, ведь общение с живот ными обычно не заменяет, а дополняет собой медикаментозное воздействие и другие виды коррекции, и потому трудно отделить «действующее вещество» канис или иппотерапии от других воз действий, что и вызывает критику сторонников доказательной ме дицины. Первопроходцем в области современной анималотерапии счи тается американский психиатр Борис Левинсон, который в 1960 х годах заметил, что маленькие пациенты положительно реагирова ли на его собаку, которая находилась в приемной во время сеанса ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 202 лечения, а впоследствии он же предложил использовать этих жи вотных для лечения психических расстройств. Согласно его мне нию, одна из причин психологических проблем современных лю дей состоит в их неспособности войти в контакт с внутренним, бессознательным содержанием собственной души. Гармонизация возможна, если напоминать человеку о том, что, помимо культуры, он принадлежит еще и природе. Левинсон счи тал, что обращение к домашним животным знаменует собой сере дину пути на возвращении к эмоциональному благополучию. В Рос сии некоторые психотерапевты также используют собак в качестве со консультантов, преимущественно на домашних приемах, хотя распространения такое лечение не получило. Поскольку анималотерапия в разных своих проявлениях сей час становится популярным явлением, имеет смысл задуматься, на каких качествах животных ассистентов она основана и каковы возможности взаимодействия с разными животными. Известный биолог Е.О. Уилсон высказал гипотезу биофилии, состоящую в том, что предрасположенность настраиваться на жизнь животных есть часть эволюционного наследия человека, продукт развития человека как всеядного существа, жизнь кото рого зависела от растений и животных. Биофилия — это не обязательно любовь к животным, это ско рее врожденный интерес ко всему живому; все организмы нужда ются в контакте с другими живыми существами, а для человека, живущего в отрыве от природы, эти контакты еще более необхо димы. Отсутствие природной составляющей в среде обитания че ловека приводит либо к фрустрациям, либо побуждает человека обращаться к менее эффективным суррогатам живых объектов, наподобие когда то модной игрушки «Тамагочи». Но только жи вые существа дают обратную связь и таким образом уводят челове ка от стереотипов и автоматизмов, пробуждая его творчество. Ги потеза биофилии и служит методологическим основанием для того, чтобы включать животных в психотерапевтический контекст. 203 Глава 6. Братья меньшие Таким образом, можно сказать, что эмоциональная готовность современного сообщества обновить контакт с животным миром существует уже давно, и за последние десятилетия она обрела еще и рациональное подкрепление благодаря результатам многочис ленных исследований связи присутствия животных рядом с чело веком с разными аспектами его жизни. К сожалению, эти иссле дования проводились не в России, где к настоящему времени в об ласти анималотерапии одну из первых научных попыток заполнить существующие пустоты представляет выполненная под нашим ру ководством работа Е.В. Секериной, посвященная сравнению иппо и канистерапии. Что же открывается в этих исследованиях? |