Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 11

  • Одежда в нашей жизни

  • Вещи в человеческом общении

  • Упражнение 12

  • Деньги — всеобщий эквивалент и символ

  • Сбережения и долги

  • Наша психологическая консультация

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница9 из 20
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
    Вещи и люди
    Личные предметы как психологически значимый объект изу чались историей материальной культуры, а в рамках нашей науки,
    к сожалению, им не уделялось достаточного внимания. В отечест венной традиции объекты рассматриваются традиционно как ору дия деятельности, а не символы личности. Между тем функции вещей и способов общения, которые осуществляются при их по мощи, намного более разнообразны. Вещи также обладают разной степенью интимности по отношению к их владельцу. Например,
    имение или яхта, по мнению У. Джемса, служат поддержанию ста туса в большом социуме, в то время как одежда — это символ эмо циональной защищенности и личной идентичности. Герой рома на Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» узнает правду о себе и о своей семье только после того, как ему удается прочитать над пись на старинной чаше, идентичной той, которую хранила его тетка как самую главную семейную реликвию.
    Упражнение 11
    Какие три предмета, кроме жизненно необходимых, взяли бы вы с собой на необитаемый остров? Почему? Попросите ответить на этот вопрос членов своей семьи. Если бы и впрямь сложилась эта воображаемая ситуация, смогли бы вы прожить там некоторое вре мя? Взяли бы вы разные или одинаковые вещи? Общего пользова ния или свои личные? Ответив на эти вопросы, вы сможете оценить потенциальную сбалансированность и жизнестойкость своей семьи.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    126
    Что же делает неживые, вторичные, нами самими созданные вещи полноправными участниками человеческой жизни? Тому есть много причин.
    Как ни странно, мы любим уподоблять вещи людям, пытаемся найти в них нечто человеческое, смотрим на автомобиль и видим выражение его «лица» — простодушное у «запорожца», закрытое восточное у «нексии», агрессивное у «лендровера» в наморднике.
    Взаимодействуя с вещами, мы склонны наделять их челове ческими качествами — шкаф наскакивает, мясорубка строптива.
    «Меня не любят вещи. Мебель норовит подставить мне нож ку. Какой то лакированный угол однажды буквально укусил меня.
    С одеялом у меня всегда сложные взаимоотношения. Суп, подан ный мне, никогда не остывает. Если какая нибудь дрянь — моне та или запонка падает со стола, то обычно закатывается она под трудно отодвигаемую мебель. Я ползаю по полу и, поднимая го лову, вижу, как буфет смеется».
    (Ю. Олеша «Зависть»)
    Одушевление предметного мира — типичная особенность ар хаичных культур и детей, и «Мойдодыр» с его «А мочалка словно галка...» представляет собой идеальную подстройку к детской пси хике. Большинство иллюстраций к детским книжкам одушевляет вообще все неживое — грибы, луна и солнце, столы и стулья впол не могут иметь глаза и уши, и хотя на взрослых это производит не сколько шизофреническое впечатление, детьми воспринимается совершенно нормально. Но и взрослые также иногда общаются с вещами, как если бы они могли их видеть и слышать.
    Люди часто склонны отождествлять себя с вещью, особенно значимой. В современной культуре некоторые вещи приобретают особое положение — такие, как компьютер или автомобиль. Пер вые, занимающие несколько комнат ЭВМ человеку, далекому от программирования, было трудно наделить индивидуальными ка

    127
    Глава 4. Радости обладания
    чествами. Однако в профессиональных кругах они сразу же нача ли называться человеческими (преимущественно женскими) име нами и стали объектом личностных, эмоциональных отношений.
    Желание заменить стандартную заставку Windows «Приветствие»
    сердечным «С добрым утром, Анечка!» тоже говорит об ожидани ях хозяйки компьютера — где он или она, которые бы произнесли свое «С добрым утром»? Только верный железный друг не подве дет, если не забыть ему самому вовремя об этом напомнить...
    Особым для современного человека предметом является и ав томобиль. Автомобиль — многофункциональный объект, поэтому его роли могут быть различными. Для кого то это любовница, на излете лет заменившая собой череду вполне реальных возлюблен ных, для кого то — дом на колесах, в котором приятно находиться по пути на работу и можно задержаться после работы. Наличие автомобиля в семье расширяет возможности и создает комфорт,
    позволяя, например, более легкие и приятные путешествия по срав нению с общественным транспортом. Автомобиль дает (увы, ил люзорное!) чувство защищенности и уединенности, что, впрочем,
    тоже уже исчезает, поскольку в мегаполисе все чаще можно ока заться в автомобильной пробке по соседству с кем то из знакомых.
    Или даже познакомиться впервые.
    Автомобиль, автобус могут становиться в один ряд с действу ющими героями, как, например, Карл в «Трех товарищах» Ремар ка, безымянный автобус в «Заблудившемся автобусе» Дж. Стейн бека, «Тойота Королла» в одноименном романе Э. Севелы.
    По данным немецких психологов, для мужчин, особенно мо лодых, автомобиль определенно является предметом идентифика ции: агрессивное вождение наблюдается у тех, для кого значим образ мачо и чья машина имеет мощный двигатель. Поэтому муж ская манера водить автомобиль очень часто представляет собой демонстрацию силы, содержит много соперничества и желания обольщать женский пол. Очевидно, что этот феномен основан на идентификации собственной маскулинности с мощностью пред

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    128
    мета заместителя, причем эта связь особенно сильна у молодых водителей, в то время как более взрослые и опытные рассматрива ют автомобиль всего лишь как средство передвижения, не иденти фицируясь с ним. Мужчины в годах знают, что в любви автомо биль не помощник.
    Интересно, что исследование агрессивного вождения у жен щин обнаружило более мягкие и гибкие связи личностных особен ностей и стиля вождения: оказалось, что агрессивно водят те жен щины, которым вообще присуща агрессивность в поведении, а женственный характер исключает склонность к агрессии на доро ге. Таким образом, идентификация с автомобилем у женщин, воз можно, также имеется, однако она не такая буквальная, как у муж чин. Однако в целом, безусловно, замещающая роль личных пред метов позволяет объяснить многие факты фетишизма.
    Вещи могут замещать собой людей, недостающие способнос ти, психологические качества. Например, очень часто подарки не дополняют, а замещают собой любовь и уважение. Точно так же стремление к приобретению новых вещей, импульсивные покуп ки часто говорят об энергетической и эмоциональной истощенно сти, ведь для многих людей покупки — это самый простой способ доставить себе радость. Интерес к покупкам может использовать ся как косвенный показатель микроклимата: в гармоничных, хо рошо сбалансированных семьях нет избыточного стремления к по купкам, вещи не служат поводом к общению, которое происходит естественно и интересно.
    Итак, вещи либо открыто, либо негласно участвуют в жизни семьи. При этом противопоставление «недвижимость — движи мость» имеет гендерную окраску. Для мужчин территория — это место, для женщин — скорее вещь. Если мужчина хочет иметь все гда дружественную среду, он купит квартиру или построит дом,
    поставит железную дверь и будет избирательным в выборе гостей.
    Женщина может пожить и в старой квартире, однако если гости будут пользоваться ее косметикой, — это стресс. И содержимое

    129
    Глава 4. Радости обладания
    дамской сумочки тоже всегда интимно. У мужчин также есть осо бо значимые предметы (по наблюдению авторов, в основном фо нарики и ножики, в мечтах — ружье или пистолет), нечасто ис пользуемые, хотя и функциональные знаки самовыражения их
    «внутреннего ребенка».
    Сила вещей
    Культовыми для некоторых социальных групп могут быть раз ные предметы: для слоя яппи, например, — часы, мобильные те лефоны или спортивные принадлежности, для жителей Испании или Кавказа — нож, кинжал и т.п. Боевое оружие часто имело еще и собственное имя, как, например, пушка Большая Берта. Для жен щин символический смысл, безусловно, имеют одежда и особен но драгоценности, которые не только не играют никакой функ циональной роли, но иногда даже могут приводить к несчастным случаям. Кольцо или браслет могут за что то зацепиться, бусы —
    рассыпаться, то есть драгоценности как физические объекты ско рее обременяют жизнь, но только кому же придет в голову рассмат ривать их с точки зрения плотности, мягкости, степени выступа ния за контуры тела? Это всегда излишество; драгоценности слу жат любви и красоте.
    Материальная атрибутика характерна для любого типа об ществ, объединенных одним уставом, одной целью, одной верой или одними правами. Сословная атрибутика часто следовала за модой, поэтому в девятнадцатом веке в Москве или Петербурге по трости и цилиндру можно было издалека понять, что перед вами аристократ, а не военный или, скажем, станционный смотритель.
    В казацком войске повсеместно в ходу были табачные трубки,
    «люльки», а серьгами выделялись единственные сыновья в семье
    (их было принято беречь, и атаманы старались не ставить их в аван гард, чтобы те вернулись домой целыми и невредимыми). На про тяжении столетий дворянскими атрибутами было разнообразное

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    130
    оружие, от мечей, получавших имена (Ехидна викинга Эгиля или
    Дюрандаль рыцаря Роланда), до шпаг. Статус и групповую при надлежность, так легко определяемую петлицами и погонами в ар мии, раньше подчеркивали и люди мирных профессий. Например,
    монашеские ордена всегда различались формой одежды (посмот рите, как выглядели капуцины, кармелитки, доминиканцы), цве том поясов. Разумеется, не только одежда отвечала этим различи тельным целям. Православные священники не брили бороды, ка толические выбривали тонзуру, военные не отращивали волосы,
    чтобы они не мешали в бою, дамы практически всех культур и вре мен не носили волосы распущенными.
    Помимо функциональности и эстетичности, что, впрочем,
    тоже важно для любого человека, вещи иногда наделяются ир реальными свойствами: могут представлять угрозу смерти, об ладать силой, становиться оберегами и талисманами. Опять же,
    появление этих свойств связано с тем, как они воспринимают ся обладателем предмета. Но если любимый карандаш начина ет «отвечать» за успех на экзамене, понятно, что его пропажа повлечет за собой провалы и отчисление. Поэтому сверхпривя занность к материальным предметам, как, впрочем, и ко всему на свете, может иметь для человека разрушительные послед ствия, и лучше не делать продукты человеческой деятельности партнерами по жизни.
    Очевидно, что владение вещами, взаимодействие с ними, на мерение их приобрести или отказ от этого намерения представля ют собой один из способов стихийной психотерапии, действен ность которой была доказана не только наблюдениями, но также и экспериментально. Вернемся к опыту, который мы уже вспоми нали. Л.А. Китаев Смык, изучавший поведение космонавтов в ус ловиях гравитационного стресса и деприваций, поскольку они жили в ограниченном пространстве в течение нескольких недель,
    обнаружил, что, помимо уединения в «укромном убежище», ре сурсом самоподдержки космонавтов является и обращение к «не

    131
    Глава 4. Радости обладания
    сметным сокровищам». Космонавт Б. переживал приятные чувства,
    когда раскрывал шкафчик для личных вещей. «В какой то степе ни невольно для себя он это делал так, чтобы А. не видел содержи мое этого шкафчика. Б. ловил себя на том, что перебирать и рас сматривать свои личные вещи незаметно для А., даже без особой необходимости, стало приятным для него, особенно при ухудше нии самочувствия в ходе эксперимента. Мысленно он сравнивал себя со скупым рыцарем, тайно перебирающим свои богатства.
    Пристрастия к таким действиям с этими же самыми «личными ве щами» ни до, ни после многосуточного эксперимента испытуемый
    Б. за собой не замечал» (Китаев Смык, 1983, с. 311).
    В мировой культуре символический смысл посланий на языке вещей рассматривался всегда как особо выразительный, обладаю щий многими нюансами. Притчи и народные сказки давно исполь зуют этот язык. Вещи могут отражать меру самоуважения и духов ной развитости субъекта («Вау импульс» у В. Пелевина), а могут участвовать в открытии экзистенциальных сущностей и предназ начения в жизни; в произведениях Дж.Р.Р. Толкиена это кольцо как символ власти («Властелин колец»), звездочка как знак пред назначения и личной ответственности («Кузнец из Большого Вут тона»).
    Одежда в нашей жизни
    Особо важными личными предметами, на что обращали вни мание еще У. Джемс и Д.Н. Узнадзе, являются детали одежды,
    второй кожи человека, которая давно утратила первоначальный смысл — согревать и прикрывать наготу. Сегодня одежда позволя ет скрывать и корректировать внешность и характер, усиливать до стоинства, скрывать недостатки, производить впечатление. Если мы вновь обратимся к эпосу, то отметим популярность символи ческого использования образа одежды для описания психологи ческих и экзистенциальных событий.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    132
    Одежда чрезвычайно часто была отличительным признаком человека, отражением его статуса и занятия, даже склада лично сти. Например, в эпоху Ренессанса немецкие пехотинцы, ландс кнехты, наводившие ужас на всю Европу, были удостоены импе ратором особой милости одеваться так, как не посмел бы никто другой. Ландскнехты предпочитали удивительные одежды с буфа ми и разрезами, они украшали себя как угодно и вдобавок могли носить непомерные гульфики, вызывавшие зависть и оторопь со временников.
    Одежда всегда рассматривалась как важная составляющая лич ной идентичности, и потому многие события, связанные с насиль ственной деиндивидуализицией (заключение, армия), сопровож даются переодеванием в униформу; смысл этой процедуры состо ит в том, чтобы подавить, травмировать и таким образом сделать человека более управляемым, символически предвосхищая и его социальное перерождение.
    Одежда исторически тесно связана с полом. Женская одежда не годится для мужских дел. Поэтому в тех случаях, когда женщи на хочет воевать, защищать, отстаивать свою честь, она должна символически стать мужчиной, надев мужскую одежду. Всего век назад женщина в брюках эпатировала окружающих, столетия на зад за это могли судить. Истории с переодеваниями часто описы вались в литературных произведениях. Героиня пьесы Кальдеро на «Жизнь есть сон», Росаура, переодевается в мужской костюм,
    чтобы свободно путешествовать, и отправляется в Польшу ото мстить возлюбленному, который ее бросил.
    Одежда дает ощущение защищенности и позволяет быстро про извести желаемое впечатление. Конечно, оно может потом изме ниться («Встречают по одежке, провожают по уму»), но ведь есть же счастливые, хорошо одетые интеллектуалы, одежда которых позво ляет лучше оценить блеск их ума. Так почему бы не иметь это в виду?
    Одежда отражает настроение и состояние человека, если, ко нечно, он умеет одеваться.

    133
    Глава 4. Радости обладания
    «Елизавета Сергеевна (смеется). Ты чего такая злая?
    Сестра. Завтра я буду добрая. И платье у меня будет другое».
    (О. Мухина «Ю»)
    Одежда представляет собой также средство коммуникации, ее использование может означать как уважение к другим людям, так и внедрение в их личное пространство, насильственную демонст рацию своих телесных прелестей, которые окружающим видеть совсем не хочется. В зависимости от меры взаимного уважения люди по разному одеваются и дома. Есть семьи, где мать ходит в халате нараспашку, а отец — в «семейных» трусах и майке «алко голичке». Конечно, гигиенично, но в случае неожиданного появ ления гостей хозяева обычно пугаются и бегут переодеваться. Од нако совсем не стесняются друг друга.
    Иногда дома донашивают одежду, которая раньше использо валась на выход, но это не всегда создает комфорт: предполагает ся, что в домашней одежде можно и поспать днем, и выйти на ули цу погулять с собакой, а в джинсах, например, расслабляться труд но. Иногда домашняя одежда приобретается специально. В любом случае внешний вид в домашней обстановке — это степень уваже ния к близким, степень желания радовать их собой.
    Вообще история костюма — это пока закрытый для психоло гов пласт человеческой культуры. Развитие, например, свадебно го наряда или ночной одежды дает гораздо больше информации о взаимоотношениях и об интимной жизни, чем теоретические раз мышления. Во многих культурах, например, в традиционной ка толической и некоторых мусульманских, муж и жена вообще не видели друг друга нагими, даже супружеская жизнь осуществля лась ими в полном одеянии, с несколькими отверстиями в костю ме и закрытым лицом. Однако сексуальных расстройств в мусуль манских культурах по сравнению с европейскими меньше, а при рост населения — выше. Отсюда можно сделать вывод, что демон страция обнаженности, принятая в западных культурах, не только

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    134
    не способствует усилению либидо, но зачастую заменяет собой ин тимную близость.
    Многие сельчане обижаются на замученных городскими рам ками столичных жителей, позволяющих себе разгуливать небреж но одетыми. Они видят в этом справедливое неуважение к себе —
    ведь горожане никогда не пойдут в подобном виде по родному го роду. Впрочем, есть некоторые негласные правила, которые рег ламентируют внешний вид на отдыхе, — например, в российских курортных городах всегда было позволительно разгуливать в пи жамах.
    Вещи в человеческом общении
    Помимо одежды, существуют и другие значимые для человека индустриальной культуры предметы — автомобили, компьютеры,
    мобильные телефоны. Все они могут рассматриваться как средство самоутверждения; они нередко одушевляются их владельцами,
    наделяются личными качествами, и пропажа или ущерб, нанесен ный этим вещам, может переживаться как насилие.
    Язык вещей лишь недавно начал изучаться в научной психо логии, однако некоторые работы все же появляются. Так, вещи связывают с территориальным поведением и рассматривают как один из специфически человеческих маркеров личной территории;
    для людей обладание объектами нередко равноценно обладанию местом (Altman, 1975). Дети не считают место в кровати или за обе денным столом «своим», если там нет их вещей. То же наблюдает ся и у взрослых. Не только дом — это «крепость» человека, но и автомобиль, ручка, одежда, книга. Путешествуя по миру, человек делает его своим благодаря личным вещам; больной в больнице окружает себя своими вещами или вспоминает о доме, то есть де лает это во внутреннем плане. Прошлое и настоящее, домашнюю территорию и чужое место связывают «переходные объекты», они же могут разделять свое и чужое.

    135
    Глава 4. Радости обладания
    «Правда, вы скажете, есть выход: если не с кем поговорить,
    можно газету почитать, в книжку заглянуть. Ах, газеты! В дороге не то, что дома. Дома у меня своя газета. К своей газете я привык, ну,
    примерно, как к домашним туфлям... С газетой точно так же, как с туфлями, хоть это и разные вещи. У меня есть сосед, живет со мной в одном доме, на одном этаже, дверь против двери. Он выписывает газету, и я выписываю газету. Он — свою, я — свою. Вот я и говорю ему: “Зачем вам отдельно выписывать газету и мне отдельно? Вне сите свою долю, и выпишем вместе мою газету”. Послушал он меня и отвечает: “Отлично, внесите вы свою долю на мою газету”. Тогда я говорю: “Ваша газета — дрянь, а моя газета — настоящая газе та”. — “Кто вам сказал, что моя газета — дрянь? А может быть,
    наоборот!” — “С каких это пор вы стали разбираться в газетах?” —
    говорю я. А он отвечает: “С каких это пор вы стали разбираться в газетах?” — “Э, — говорю я, — да вы просто нахал, с вами и разго варивать не стоит!” Словом, он остался при своей газете, а я — при своей. На этом дело и кончилось».
    (Шолом Алейхем «Железнодорожные рассказы»)
    Вещи рассматриваются как полноправные части семейной системы (Lunt, Livingstone, 1991; Лунт, 1997). Проводя интервью с членами семей, исследователи обнаружили, что вещи часто выс тупают маркерами семейных отношений, используются для обо значения обязанностей и ролевых идентичностей, в качестве по ощрения и наказания, выступают как предмет спора и средство управления. Отношение к человеку переносится на его имущество,
    и наоборот.
    Хотелось быть ее чашкой,
    Братом ее или теткой,
    Ее эмалевой пряжкой
    И даже зубной ее щеткой!..
    Саша Черный

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    136
    Суверенность мира вещей не зависит от экономического ста туса социальной группы, к которой принадлежит человек: в усло виях достатка в семье часто отмечаются феномены несвободы и
    «золотой клетки» — все есть, но выбрано не самим человеком, а предложено ему во владение другими, которые нередко еще и кон тролируют использование собственности. С другой стороны, в не богатых семьях дети с удовольствием носят вещи других членов семьи, и это тоже не нарушение суверенности, потому что здесь присутствует эмоциональное принятие.
    Вещи не только используются, они также дарятся, покупают ся и продаются. Так, всегда символичны подарки как послания,
    которые в неявной форме открывают получателю представление о том, каким его видит даритель. Подарок может выполнять несколь ко задач — располагать получателя по отношению к дарителю, быть способом избавления от ненужного предмета (возможно, и у вас найдется набор забытых в шкафу безликих подарков, по случаю оказавшихся в доме, причем, наверное, не в первом). Подарок фиксирует пока еще не развитые способности получателя, — на пример, когда маленькому ребенку дарят велосипед, предполага ют, что он скоро научится на нем ездить. Подарок может быть тай ным, скрываемым, который невозможно продемонстрировать, и тогда он служит напоминанием о том не разделенном с близкими опыте, который бывает в жизни каждого человека.
    И конечно, как и все на свете, подарок может унизить — по пробуйте подарить женщине крем от морщин или белье на размер больше того, что она носит, и вербальный пласт общения окажет ся излишним. Она поймет намек и ответит. Унизительны подар ки, которые «нажимают» на потенциально травмирующие каче ства человека — такие, как возраст, способности, состояние здо ровья. Подобные подарки лучше не дарить. То есть вещи участву ют в процессе общения, а часто и направляют его или содержат подтекст. И совершенно справедливо, что отказ принять подарок тоже представляет собой послание, смысл которого — нет, я не тот,

    137
    Глава 4. Радости обладания
    каким вы меня видите, я хочу совсем иного, у меня другие склон ности, привязанности и привычки. То есть это несогласие или даже обида на тот образ одариваемого, который существует у дарителя.
    Вещи также и производятся. В зависимости от приложен ных усилий и потраченного времени они могут использоваться как простые бытовые предметы, а могут приобретать статус обе рега, знака, послания. Интересны истории специально, адрес но изготовленных предметов, популярность которых все возра стает. Знаменитые свитера ирландских моряков не только за щищали их от холода и влаги, они также помогали в случае, если утонувшего моряка нужно было опознать. Рисунки были всегда индивидуальны и принадлежали отдельному семейному клану.
    Все функциональные возможности (объемный — против холо да, не очищенный от ланолина — против влаги), а также поже лания хорошего плавания эмоционально закладывались в сам процесс вязания, которое, конечно же, не могло происходить бесстрастно.
    Лично изготовленные близким человеком, например, матерью,
    вещи и сейчас способны стать психотерапевтическим подарком,
    особенно в случае виктимности (склонности попадать в неприят ные ситуации) у одариваемого человека. По мнению авторов, ре мёсла — это одна из психотерапевтических составляющих культу ры, а все способные к ремёслам люди должны использовать свои таланты на благо семьи.
    С вещами связаны и некоторые психологические нарушения,
    например, клептомания — бессознательное присвоение предме тов, которыми обычно человек не пользуется потом, они ему не нужны, иначе он бы попросил их или купил. Но для клептомана основной драйв состоит как раз в том, чтобы присвоить чужое, даже с риском быть раскрытым.
    Нередко и абсолютно здоровые люди приобретают вещи не для использования, а из любви к самому процессу приобретения, так называемому шопингу. Очень часто «шопинг терапия» усиливает

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    138
    любопытство к жизни у людей в благополучном состоянии, дает энергию, открывает процесс восстановления самоуважения у жен щин, переживших кризис расставания с мужчиной.
    Про покупки
    Что же дает человеку процесс совершения покупок?
    Покупки — необходимая составляющая человеческой жизне деятельности, но психологическая структура совершения покупок лишь недавно стала предметом внимания социологов и психоло гов. Основная цель совершения покупок — это приобретение не обходимых для повседневной жизни товаров; однако шопинг час то включает также посещение кафе, достопримечательностей, рын ков, общение с друзьями и просто просмотр информации о това рах; шопинг — это одна из форм проведения досуга. Это простой и короткий путь доставить себе радость.
    Личностные и социальные мотивы совершения покупок раз нообразны. Прежде всего это освобождение от рутины быта, то есть праздничное событие в жизни человека. Затем это, конечно же,
    самостимуляция и самовознаграждение, причем нередко подводя щее итог некоторой деятельности, затраченным усилиям («Куплю себе что то новое, если... похудею, сдам экзамен, закончу работу и пр.»).
    Покупки у многих людей способствуют генерации новых идей и решений, а также стимулируют физическую активность — ведь до магазина нужно добраться и еще походить по нему, сенсорной сти муляции, потому что товары можно посмотреть, пощупать, поню хать. Совместные покупки оживляют социальную жизнь человека благодаря встрече с друзьями, доставляют наслаждение статусом и авторитетом и удовольствие от возможности поторговаться. У шо пинга есть и дополнительные мотивы: это оптимизация выбора (со четание желаемого и получаемого), что не всегда удается в жизни, и предвосхищение удовольствия от пользования покупкой.

    139
    Глава 4. Радости обладания
    Многие люди получают дополнительные радости от места со вершения покупок. Находясь в хорошем, подходящем им психо логически торговом центре, покупатели обретают несколько бо нусов, помимо купленных нужных предметов. Они могут действи тельно наслаждаться эстетикой интерьера того места, где они на ходятся. К тому же для многих покупки — это бегство от рутины и скуки, исследование новых продуктов и магазинов, но эти радос ти характеризуют не столько отзывчивость на новое и хорошее,
    сколько бедность интересов. Есть люди, которых процесс совер шения покупок приводит в состояние поглощенности и концент рированности, что затем переносится и на профессиональную де ятельность. То есть магазины — это «разбег» перед серьезной ра ботой. Ну и конечно же, в процессе посещения торговых центров человек получает новую информацию о магазинах и товарах, а так же включается в социальное взаимодействие и становится доно ром и реципиентом взаимопомощи. То есть как покупатель он удов летворяет ту систему потребностей, которая ему присуща.
    Можно выделить также несколько типов покупателей в зави симости от того, что на самом деле они обретают в процессе совер шения покупок.
    1. Экономный покупатель внимательно изучает список текущих ски док и часто покупает впрок то, что ему совершенно не нужно сей час. Однако он знает, что день рождения у друзей обязательно на ступит, и запасается подарками; что сахар кончится, и покупает его впрок; что туалетной бумаги никогда не бывает слишком много и кто знает, сколько она стоит в ближайшем к дому магазине. Он отслеживает цены и радуется, когда ему удалось сэкономить.
    2. Персонализирующий покупатель ищет в любом товаре себя или спутника по общению. Часто он не знает, что хочет купить, но каждый товар проверяет на соответствие, в основном обраща ясь к внутреннему голосу. Ему трудно угодить, он во всем ищет свое и себя, и оптимальным способом обретения нужного для него, наверное, был бы заказ у мастера. Но ведь не все можно

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    140
    заказать! Вот он и ищет то, что может быть вообще никому, кро ме него, не нужно. На поиск своего и на покупки «промахи»
    уходит много времени и денег.
    3. Аскетичный покупатель никогда не позволит себе лишнего —
    можно ли покупать торт в будни, когда человечество голодает!
    Он сдержан в потребностях и вообще не очень любит магазины.
    Покупает обычно экономно, не пренебрегает магазинами «се конд хенд», эстетика по сравнению с нравственностью для него имеет второе значение.
    4. Равнодушный покупатель не испытывает в процессе покупок никакого драйва, он легко дает себя уговорить, никогда не будет сравнивать цены и товары. Его главная личностная задача —
    поскорее покинуть это ужасное место, и трудно не поддержать его в таких человечных стремлениях!
    Есть и другие типы, помимо уже описанных, — это энтузиас ты рынков, традиционалисты, «пасущиеся» и минималисты. Тип определяется тем, стремится ли покупатель приобрести покупку или провести время. При этом различия по полу присутствуют и здесь: мужчины чаще бывают равнодушными и прагматичными покупателями, а женщины — заполняющими свой досуг.
    «Опять они по разному тратили деньги, и опять Розмэри вос хищалась тем, как это получается у Николь. Николь твердо зна ла, что тратит свои деньги, а у Розмэри все еще было такое чув ство, будто она каким то чудом получила эти деньги взаймы и потому должна расходовать их с величайшей осторожностью.
    Приятно было тратить деньги солнечным днем в большом чу жом городе, чувствовать свое здоровое тело и здоровый румя нец на лице, ходить, наклоняться, протягивать за чем нибудь руки уверенными движениями женщин, сознающих свою жен скую привлекательность»
    (Ф.С. Фицджеральд «Ночь нежна»).

    141
    Глава 4. Радости обладания
    Исследования показали также, что люди, склонные к импуль сивным покупкам, имеют более низкую самооценку, чем рацио нальные потребители, и потому деньги у них наделяются симво лической способностью повышать самооценку: купил что то по дороге с работы домой — стал больше уважать себя (Фенько, 2000).
    Покупатели этого типа склонны видеть в деньгах основной спо соб решения проблем, часто рассматривают деньги как основа ние для сравнения, используют их для демонстрации своего ста туса и обычно говорят, что средств им не хватает. Как, наверное,
    невозможно удовлетворить полностью стремление к признанию и самоуважению. Траты денег для них обычно сопряжены с внут ренним конфликтом — чтобы деньги доставили радость и стали заметными для окружающих, их нужно превратить в предметы,
    но от этого их становится меньше, и нереализованные возмож ности тоже убывают.
    Упражнение 12
    Покупки немало говорят о самих покупателях. Как и где поку паете вы и ваши члены семьи? Что для вас означают покупки —
    общение, возвращение долгов, вклад в семейный быт, совместное приключение? Или что то другое? К какому из выделенных типов покупателей вы отнесли бы себя и своих близких? Возникают ли у вас конфликты в связи с покупками, и если да, то какие?
    Деньги — всеобщий эквивалент и символ
    Итак, после всего, что мы успели обсудить, можно сделать вывод, что вещи — это не только изделие, это также энергия и ин формация. Но покупка или смена вещей невозможна без денег.
    Деньги — как «всеобщий эквивалент», они позволяют изменять среду, мир, самого себя. И потому нет ничего удивительного в том,
    что «Люди гибнут за металл...».

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    142
    Однако как предмет психологического исследования деньги стали рассматриваться не очень давно (Фенько, 2000). И когда это случилось, оказалось, что люди по отношению к деньгам редко ведут себя осознанно, и то, как они их копят, зарабатывают, тра тят, одалживают, чаще всего отражает не состояние экономичес кого рынка, а их собственные личностные особенности, в том чис ле неврозы и зависимости.
    Исследователи выделяют сакральный и профанический смысл денег. Сакральность денег проявляется в том, что они позволяют приобрести нечто особенное — власть, бессмертие, счастье. А про фанический смысл состоит в том, что на деньги можно купить мно жество предметов, которые взаимозаменимы. При этом для муж чин более ценен запредельный, сакральный смысл денег, а для жен щин — профанический. Эти два смысла денег несовместимы и мо гут приводить к конфликтам — например, обиде из за проданного подарка (который имел исключительный, невыразимый в денеж ном эквиваленте смысл) или заложенного в ломбард обручально го кольца.
    Деньги как показатель могущества человека или семьи обычно не демонстрируются, для многих людей вопрос о доходах интимен;
    при этом доходы начинают скрываться по мере их возрастания, в то время как честную бедность скорее принято демонстрировать. Воз можно, в этом сказывается амбивалентность христианской тради ции в отношении к деньгам: с одной стороны, достойной выглядит готовность легко делиться и отказываться от денег, а «мытари», как причастные к распределению финансовых благ люди, осуждались.
    С другой стороны, очевидно, что каждый не имеющий собственных денег человек начинает пользоваться помощью тех, кто их имеет,
    зачастую не испытывая никакой благодарности.
    Типичная иллюстрация этому противоречию — памятник
    Филистеру в центре средневекового университетского города
    Йены. Филистеры — это обеспеченные бюргеры, которые доб ровольно делились доходами с университетом или брали на со

    143
    Глава 4. Радости обладания
    держание студентов. Надо понимать при этом, что средневеко вый студент — это не охочий до знаний крестьянский сын, кото рый стремился как можно быстрее начать служить отечеству; это скорее вполне трудоспособный представитель определенной со циальной группы людей, десятилетиями ведущих вольный образ жизни. Однако памятник отражает не благодарность признатель ных студентов, а скорее ироничное отношение к тому, кто мог бы дать денег и побольше.
    Деньги — ценность для всех, но мужчины и женщины по раз ному к ним относятся. Возможно, в силу маскулинности нашего общества финансово более привлекательные посты обычно дос таются мужчинам. В силу этого в экономических вопросах они чув ствуют себя увереннее, чем женщины, больше удовлетворены сво им финансовым положением и более оптимистично смотрят в буду щее. Мужчины реже, чем женщины, испытывают по поводу денег чувство беспомощности, депрессию, гнев, зависть, панику и стыд и чаще связывают с ними чувства восхищения, счастья и любви.
    То есть для женщин деньги чаще субъективно связываются с теми испытаниями и ограничениями, которые вызывает их недостаток,
    а для мужчин — с прекрасными возможностями, которые откры ваются благодаря их присутствию. Понятно в связи с этим, что мужчинам, как правило, легче даются большие покупки, а жен щины с удовольствием осуществляют мелкие.
    Статус человека в семье имеет прямое отношение к процессу распределения денег. При этом экономическая жизнестойкость оп ределяется двумя позициями: сколько денег зарабатывается и сколько тратится. Только соотношение двух денежных потоков дает истинное представление о доходах, потому что люди с небольшим достатком могут в основном откладывать сбережения, а много за рабатывающие — тратить еще до того, как деньги получены, ведь развитие потребностей бесконечно. Причастность к этим двум про цессам разных членов семьи важна для ее микроклимата и дина мики.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    144
    Кормилец — очень важная персона для жизнестойкости се мьи. Однако может получиться так, что решения о том, на что тра тить деньги, принимает совсем другой человек, который таким образом регулирует средства в соответствии со своими представ лениями о том, что сейчас нужнее, то есть в конечном счете — со своими потребностями. Фактический кормилец может вообще не иметь доступа к тому, как и на что деньги тратятся. И потому са мый экономически могущественный человек в семье (разумеется,
    при наличии кормильца) — тот, кто тратит.
    Взаимодействие между взрослыми членами семьи по поводу денег — тонкий процесс. Многое в нем зависит от эмоциональных отношений: если муж, планируя бюджет, предполагает, что жена должна обращаться к нему за деньгами ежедневно, понятно, что доверия нет, и контроль со стороны мужа — одна из форм униже ния экономически зависимого члена семьи. То же самое может иметь место, когда родители, старея, становятся зависимыми от своих де тей. Если нет общего хозяйства, лучше помогать им регулярно и не спрашивать отчета. Конечно, они могут потратить деньги, данные им одним взрослым ребенком, на поддержку другого ребенка, они могут отложить их «на черный день», чтобы при случае вернуть, но ведь помогать детям — это тоже одна из глубинных потребностей,
    которые пенсионеры не всегда могут удовлетворить. Вообще отно шения с деньгами требуют деликатности, и лучше опередить просьбу,
    чем заставить человека говорить о своей бедности. Не стоит, конеч но, забывать о возможных многочисленных экономических мани пуляциях внутри семьи, где встречаются «вечно бедные» родствен ники, которые просто любят решать свои проблемы за чужой счет.
    Вот как графиня Ростова просила у мужа денег на помощь обед невшей подруге:
    «— Вот что, граф: мне денег нужно.
    Лицо ее стало печально.
    — Ах, графинюшка!..

    145
    Глава 4. Радости обладания
    И граф засуетился, доставая бумажник.
    — Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
    И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
    — Сейчас, сейчас. Эй, кто там? — крикнул он таким голосом,
    каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут,
    стремглав бросятся на их зов. — Послать ко мне Митеньку!
    Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, кото рый теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
    — Вот что, мой милый, — сказал граф вошедшему почтитель ному молодому человеку. — Принеси ты мне... — он задумался. —
    Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
    — Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, — сказала графиня, грустно вздыхая.
    <...>
    — Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! —
    сказала графиня. — А эти деньги мне очень нужны.
    — Вы, графинюшка, мотовка известная, — проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет».
    (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
    Если представления родственников о том, как лучше всего тра тить деньги, не совпадают, начинают появляться тайные неподот четные семье «заначки», что обычно говорит об увеличении дис танции между членами семьи и отдалении кого то из них. Часто это бывает реакцией на долгий подчиненный, психологически не самостоятельный период жизни в семье. Строго говоря, с появле нием кредитных карточек раздельный бюджет стал складываться сам собой, соответственно доверие проявляется и в том, чтобы со общить пин код к своей карточке. Если супруги начинают конт ролировать друг друга жестко — значит, фаза любви и доверия сме нилась какой то другой.

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    146
    Сбережения и долги
    Помимо разных способов траты денег, люди различаются и своим отношением к сбережениям. Это тоже психологически важ но, потому что сбережения, как правило, — результат общего се мейного решения. В семье все связаны друг с другом, и если кто то тайно изымает из бюджета некоторую сумму на осуществление личной мечты — мотоцикл, шубу или еще что нибудь ценное, —
    то легко можно ожидать, что он не будет поддержан своей полови ной в осуществлении этой, уже не общей для обоих, мечты. Речь,
    естественно, не идет о романтических сбережениях на сюрприз супругу или супруге.
    Сбережения — это отложенные, «законсервированные» желания,
    уверенность в будущем, независимость, достойная старость. Наибо лее распространенные цели, ради которых люди готовы ограничить свои текущие расходы, — это предвидение несчастных случаев, бо лезни или безработицы; старость и уход на пенсию, что многих начи нает беспокоить уже с тридцатилетнего возраста; образование детей и покупка дома или участка земли. В нашей стране с нестабильным экономическим положением можно предположить, что накопленные деньги могут предназначаться и для предвосхищения разного рода социальных катаклизмов — дефолта, войны, эмиграции, просто «на кусок хлеба», однако систематических исследований того, с какой целью люди откладывают деньги, не проводилось.
    Исследователи обнаружили, что делающие сбережения люди имеют более высокий уровень образования и доходов; более опти мистичны, чем те, у кого нет сбережений. Они также полагают,
    что лучше папы с мамой распоряжаются финансами и чувствуют себя увереннее, чем родители в том же возрасте; ожидают, что че рез год их состояние еще улучшится; убеждены, что экономика в целом процветает; не склонны к фатализму и считают, что конт ролируют свое финансовое положение; верят, что финансовые проблемы других людей вызваны их недисциплинированностью;

    147
    Глава 4. Радости обладания
    не склонны тратить деньги в угоду сиюминутным желаниям; и де лают покупки в известных им магазинах. Можно сказать, что боль шинство перечисленных характеристик описывают зрелую лич ность, самостоятельно выстраивающую и контролирующую свою жизнь. С помощью денег.
    Что же до тех, кто не считает нужным откладывать деньги, то эти люди обычно утратили контроль над своими финансами, считают себя жертвой внешних обстоятельств, но обвиняют при этом себя и со крушаются, что дела идут плохо. Они редко обсуждают свои финан совые дела с друзьями и родственниками, оставляя их в тайне и тем самым лишая себя социальной поддержки в трудных обстоятельствах.
    Они непродуманно делают покупки в случайных местах и считают,
    что кредитная карточка только усложняет их жизнь. Таким образом,
    они во многом сами создают себе проблемы, придерживаясь непос ледовательных стратегий и теряя контроль над своим поведением.
    И конечно, психологически очень значимы патологические способы обращения с деньгами, такие как скаредность, склонность к долгам или азартным играм, воровство. Все они, как правило, име ют причины, лежащие в области истории жизни человека и его бли жайшего окружения. Скаредность психоаналитики связывают с на личием травмирующих переживаний стыда или обиды, которые ре бенок испытывал во время приучения к горшку. Однако может это качество появиться и у тех людей, которые с детства жили в стес ненных обстоятельствах, связанных с войной и голодом. Тратя сей час деньги на что то не самое необходимое, они подсознательно «от щипывают» от жизни кусочек своего будущего благополучия.
    Склонность делать долги была неотъемлемым атрибутом об раза жизни дворян пушкинских времен, когда жить по средствам считалось неприличным, а деньги приходили и тратились легко и безрассудно. Было принято верить, что «булочки растут на хлеб ном дереве», и не обременять себя расчетами.
    Азартные игры часто основаны на неспособности обрести смысл жизни или опоэтизировать рутинную повседневность. Во

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    148
    ровство нередко связано с искаженным представлением о спра ведливости мира и собственной обделенности, которую можно та ким образом компенсировать.
    Патологические способы взаимодействия с имуществом бо лезненны для всех членов семьи и могут приводить к компенсаци онным действиям, которые тоже не всегда выглядят хорошо. Они могут также быть ответом на что то, что происходило в семье рань ше. Анну Григорьевну Сниткину, жену Достоевского, современ ники упрекали в том, что она проверяла карманы мужа, чтобы не позволить ему раздавать слишком щедрую милостыню. Однако можно понять ее действия, учитывая, что гениальный глава мно годетной семьи был игроком и нередко имел долги. С точки зре ния интересов семьи ее беспокойство можно понять.
    В любом случае, конечно же, отношение с деньгами отражает меру оптимизма, самооценку, степень личной ответственности людей. И потому нет ничего удивительного, что много страстей возникает внутри семейных конфликтов «просто из за денег».
    * * *
    Таким образом, очевидно, что владение личной собственно стью и отдельными предметами представляет собой сложный пси хологический феномен, определяемый различными мотивами и целями, поддерживающий психологическое благополучие чело века или наносящий ему урон. Получилось так, что мы больше писали о вещах, чем о том, как отношения с ними характеризуют семью. Но нам кажется, что вы сами можете сделать это обобще ние, ведь мы очень старались открыть явные и символические функции вещей в семейной жизни и прояснить, что на самом деле может стоять за конфликтами «из за имущества». Ведь в дейст вительности нет ничего такого, чем человек не смог бы посту питься.
    Все это побуждает помнить о тех функциях, которые в челове ческом бытии играют простые материальные объекты.

    149
    Глава 4. Радости обладания
    ·
    Очевидно, что без вещей, точнее, орудий, не может быть вооб ще никакой человеческой деятельности.
    ·
    Вещи также служат средствами коммуникативных посланий,
    они отражают межличностные связи и отношения.
    ·
    Вещи демонстрируют личную идентичность и служат средства ми саморепрезентации человека.
    ·
    Они способны вернуть человека к действительности, устано вить связь с прошлым, настоящим, будущим.
    ·
    Они могут быть верными помощниками и заместителями от сутствующих близких, предсказуемыми, управляемыми и не травмирующими — в отличие от родственников.
    ·
    Они могут давать силу, энергию, напоминать о победах и моти вировать к успеху.
    ·
    Наконец, они напоминают самому человеку и дают понять всем остальным, кто в доме хозяин.
    Наша психологическая консультация
    Мы с мужем развелись, и я заметила, что 12 летний сын
    постоянно что то выпрашивает. То ему нужны новые
    кроссовки, хотя старые еще не износились, то он хочет
    новый мобильник, причем просит и у меня, и у моего бывшего мужа,
    и у бабушек с дедушками. Раньше не было у него такой неприятной
    привычки. У нас в семье никогда не было «вещизма», да и в сред
    ствах я сейчас ограничена. Как его отучить?
    Нам кажется, что в данном случае возникновение такой обре менительной привычки имеет для мальчика компенсаторный ха рактер, он пытается «добрать» посредством вещей то самоуваже ние и любовь, которых ему сейчас скорее всего недостает. Он «про веряет» отношения со всеми родственниками на надежность и го товность его поддержать, ведь семейная система распалась, и ему,
    видимо, непонятно, на что рассчитывать. Привязанность к ве
    ?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    150
    щам — способ упорядочивания мира. Если это вас не устраивает и огорчает, попробуйте решить, какие альтернативные подаркам спо собы продемонстрировать ему его ценность для окружающих вы можете предложить, на что готовы пойти, насколько больше вре мени можете ему уделить. Возможно, настал момент пересмотреть и ваши с ним отношения, начать давать ему поручения по дому,
    придумать новый досуг (посещение театра, музея, экскурсии — то,
    что может быть интересно вам обоим). Можно организовать ему возможность заработать немного денег самому или дать платное поручение, касающееся части вашей работы.
    Когда он что то выпрашивает, он посылает запрос в мир о том,
    чего он сам сейчас стоит. Однообразие таких запросов скорее все го вызвано стрессом. Нужно научить его самоутверждаться и раз ными другими способами.
    * * *
    Я сейчас в отпуске по уходу за нашим третьим ребенком,
    наша семья — обеспеченная, возможно, я и не буду выхо
    дить на работу. Мой муж меня любит, но меня немного
    раздражают его подарки: я считаю, что они должны быть прак
    тичными, лишних денег у нас тоже нет. На 8 Марта муж пода
    рил мне кольцо с бриллиантом, и я расстроилась, поскольку мне
    был нужен хороший эпилятор, о чем я ему говорила. Как мне убе
    дить его в том, что лучше предварительно советоваться со мной
    относительно того, чему я обрадуюсь? Ну куда я буду ходить в
    бриллиантах — полы мыть, что ли?
    Вы ведете себя не совсем правильно во многих отношениях.
    Начнем с того, что мужу совсем не обязательно знать, что и как вы себе эпилируете, ему важен результат — ваша красота, а не те средства и ухищрения, к которым вы прибегаете. Скорее всего он считает вас очень красивой женщиной, он думает, что ему по везло в семейной жизни, и ему приятно делать вам царские по дарки. Ведь подарок — это характеристика не только одаривае
    ?

    151
    Глава 4. Радости обладания
    мого, но и дарителя. Он чувствует себя романтичным, щедрым и успешным. Это самоощущение «человека праздника» для него очень важно, да и для вас, наверное, тоже — иначе почему же вы вместе? А кем бы он себя чувствовал, подарив вам эпилятор или массажер? Не надо разочаровывать его неумением носить брил лианты и никогда не осуждайте подарков мужа. Примите с бла годарностью, и пусть он считает вас королевой, моющей полы в бриллиантах. И купите себе сами то, что вам так необходимо,
    никому об этом не рассказывая.
    * * *
    Моя жена, совершая покупки, никогда не называет мне
    точных сумм. Это непонятно в нашей семье, я никогда
    ничего не запрещаю и не прошу отчета о тратах. Я оби
    жаюсь на такое недоверие, ведь я для того и зарабатываю, что
    бы она тратила. Что может означать такая привычка?
    Не надо обижаться. Если вам не приходится оплачивать не ожиданные счета и вы не влезаете из за ее расточительности в дол ги, то описанная привычка — это мелочь. Чтобы ее понять, нужно знать об обстоятельствах ее детства и юности. Возможно, в ее роди тельской семье ценилась бережливость и осуждались лишние тра ты. Было бы полезно знать, кто был кормильцем в ее детстве. По нятно, что теперь все по другому, но ведь привычка уже сложилась,
    и должно пройти некоторое время, прежде чем она изменится. По думайте также, а как она сама относится к тратам, что она говорит о семейном бюджете своих подруг и их покупках? Не исключено, что она сама смущается своего «шопоголизма» и потому скрывает точ ные суммы. Можно предположить, что она искренне и легкомыс ленно забывает сама точные суммы и потому «округляет». А возмож но, что она действительно в чем то вам не полностью доверяет, тог да подумайте, почему это могло возникнуть — какие ее поступки вы осуждали или высмеивали? И вообще — откуда у вас сведения, что она тратит не те суммы, что называет вам?
    ?

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


    написать администратору сайта