Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
Скачать 30.63 Mb.
|
Метафорический смысл пищи и питания В зависимости от культуры пища может вызывать интерес, а может и отвращение. Пищевые традиции иногда создают неудоб ства, однако для тех, кто им следует, переживание принадлежнос ти к религиозной и культурной группе через пищевую идентич ность все же важнее. Например, традиционный для икон Венеции сюжет — изображение того, как мощи святого Марка, которые были выкрадены у египетских коптов (христиан), провозят через границу, прикрыв их кусками свинины, а таможенники мусуль мане в ужасе отворачиваются. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 58 Пища в широком смысле слова — это энергия и любовь; имен но это она часто символизирует в искусстве. «Съешь мое яблоч ко!» или «Отведай моего пирожка!» в русских народных сказках — это соблазнение, побуждение к тому, чтобы герой вкусил то, что первоначально он намерен проигнорировать. В обмен на знание, информацию. То есть плод (или пирожок) для него не однознач ный подарок, это скорее договор, испытание, провокация. Так же, как написанное на пузырьке «Выпей меня!» у Л. Кэрролла. Популярный роман мексиканской писательницы Лауры Эс кивель «Шоколад на крутом кипятке» представляет собой историю семьи в кулинарных рецептах — блюда обладают лирической, дра матической, социальной символикой, а причастность к их приго товлению — знак избранности (кулинарная книга передается лишь посвященным). Существует множество церемоний, связанных с употреблени ем напитков и пищи: чайная церемония, винные дегустации. Все они, помимо гастрономического смысла, обладают еще и психо терапевтическим. Так, чайная церемония начинается с вопроса, обращенного к завариваемому чаю, разумеется, о собственной жизни, а заканчивается ответом и благодарностью ему. Пищевое поведение — это также и способ социальной само презентации и воздействия, посредством общения по поводу пищи можно унизить, подчинить или проявить собственную власть. В преданиях и сказках разных народов сохранилось отношение к приему пищи как к чему то большему, зачастую еда и питье наде лялись сакральными свойствами. С другой стороны, еда часто свя зывалась с насилием и «поеданием» кого бы то ни было. Во многих европейских сказках конфликт королевы мачехи и принцессы пад черицы разрешался следующим образом: мачеха без колебаний от сылала падчерицу со двора, приказывая приближенным убить ее и принести ее сердце домой. Приготовив и съев сердце своей падче рицы, королева мечтала обрести власть над королем, отцом девуш ки, и избавиться от нежеланной соперницы. Было ли такое или не 59 Глава 2. О пище и сексе бывало никогда — судить не приходится, на то и сказки, но несом ненно одно: народная культура очень трепетно и внимательно от носится к пище и ритуалам еды. Летописи, источник, признанный более достоверным, чем легенды и предания (хотя они зачастую пе реплетаются, затейливо скрывая настоящие события!), сохранили историю о печальной судьбе князя Святослава, доблестного воина, побежденного печенегами. Хан печенегов не стал хоронить против ника с почестями: из черепа Святослава он сделал кубок и пил из него. Заглянув в историю, мы можем найти множество примеров, связывающих пищу с властью и социальным признанием. Ритуалы принятия пищи, пищевой этикет в совокупности с содержанием меню, которым располагает каждый человек в своих представлениях о правильном, здоровом или вкусном питании, складываются в «диетическую идентичность», которая может быть семейной, а может оставаться личной. Диетическая идентичность представляет собой не всегда осознаваемый свод правил принятия пищи: кто, как и что ест и на что этот человек никогда не согласит ся. Это различие может быть критичным для интернациональных семей. Диетическая идентичность, культурно и семейно обуслов ленные способы питания в зрелости могут быть причиной серьез ных супружеских и внутрисемейных противоречий; а в позднем возрасте люди становятся еще более привязанными к своим пи щевым привычкам. «...Нынче там варилось варенье по новой для Агафьи Михай ловны методе, без прибавления воды. Кити вводила эту новую методу, употреблявшуюся у них дома. Агафья Михайловна, кото рой прежде было поручено это дело, считая, что то, что делалось в доме Левиных, не могло быть дурно, все таки налила воды в клубнику и землянику, утверждая, что это невозможно иначе; она была уличена в этом, и теперь варилась малина при всех, и Ага фья Михайловна должна была быть приведена к убеждению, что и без воды варенье выйдет хорошо. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 60 <...> На секунду он почувствовал, что разделяет чувство Ага фьи Михайловны, недовольство на то, что варят малину без воды, и вообще на чуждое Щербацкое влияние. Он улыбнулся, однако, и подошел к Кити». (Л.Н. Толстой «Анна Каренина») У взрослых членов семьи воздействие через пищевые потреб ности — один из скрытых способов проявления собственной власт ности: чего стоит, например, игра в «загнанную домохозяйку», при которой никто из домочадцев не смеет войти в кухню, чтобы пере кусить перед обедом! В благополучном случае супруги вырабаты вают компромиссное меню и режим питания; при этом интересно обратить внимание, кто готовит, а кто вынужден это съедать, кто старается «угодить» родственникам своей кулинарией, а кто рав нодушно без похвалы поглощает все предложенное, — все это по казывает расклад сил внутри семьи и отвечает различным семей ным ритуалам, несовпадение которых дает повод почувствовать себя кому то не дома. В качестве компенсации появляется при вычка тайно поглощать пищу ночью или ходить в кафе. Пищевые привычки Очень диагностичны пищевые привычки: высокостатусный человек в семье нередко начинает новое блюдо и не возвращается к нему потом, а остальные могут приступить только в очередь, та ким образом никогда не распаковывая, не начиная, не открывая («Альфа самцы едят первыми. Заморышам достаются остатки») (Уилсон, 2005, с. 54). Другая важная характеристика пищевого вза имодействия — способ приготовления и сервировка. Пища часто готовится одним человеком, а потребляется другими. Для того что бы не вызвать брезгливость из за участия чужого тела (пищу про буют, ее готовят руками), разработаны правила пищевого этикета и эстетики. Чисто ли на кухне, постираны ли и спрятаны от посе 61 Глава 2. О пище и сексе тителей неизбежные кухонные тряпки, — все это знаки уважения к членам семьи. Конечно, голодные люди могут съесть многое, но все таки лучше, чтобы не только голод гнал их на кухню, к очагу, к печи, которые всегда были душой дома, ведь пища, даже если она не съедается, всегда повод для общения. О многом говорит способ пищевого поведения матери семей ства в отсутствие семьи. Если такое случается, готовит ли она еду только для себя? Ест ли она вообще? Узнав это, можно лучше по нять, что для нее значит процесс приготовления пищи, — это жер тва, самоограничение или спонтанное творчество? Упражнение 4 Понаблюдайте за привычками членов своей семьи или задумай тесь и вспомните их. Кто ест быстрее всех? Кто доедает вчерашнее или то, что осталось после других членов семьи? Кто обычно обеда ет или ужинает после того, как поели остальные члены семьи? Если вы даете на все три вопроса один ответ, подумайте, хоро шо ли живется этому человеку дома. Почему он (она) так поступа ет? Нравится ли это ему (ей)? В каких словах он (она) рассказывает об этом своим друзьям, подругам, сослуживцам? Что будет, если попросить его обедать вместе со всеми? Кто тогда будет подавать пищу остальным членам семьи? Будет это к лучшему для всех или менее удобно? Если этот человек устает, какие психологические «бонусы» он получает и как он отдыхает? Наконец, любит ли он есть пищу, приготовленную не им? Мы думаем, что попытка поразмышлять над теми критичес кими для семейных пищевых традиций моментами, которые мы обозначили, помогла вам оценить расклад сил в семье. Люди мо гут избегать совместной трапезы по самым разным причинам — чтобы ускорить процесс взаимодействия или поглощения пищи и освободиться, чтобы поддержать порядок, чтобы похудеть. Все эти ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 62 мотивы, естественно, отражают разное отношение к близким. Может случиться, что размышления приведут вас к открытию но вых смыслов привычек близких, которые раньше вас раздражали. Гостеприимство и отказ от него также опосредованы пище выми ритуалами как знаками доверия и толерантности. В замках средневековой Чехии существовал специальный предмет мебе ли, называемый kredens (от лат. credo — верю, доверяю). Неболь шой столик буфет, стоящий обязательно в углу рыцарского зала, был предназначен для того, чтобы разливать напитки в присут ствии гостей. Поскольку отравления приглашенных были в по рядке вещей, присутствие kredens’а было призвано несколько ус покоить их бдительность. Соответственно принять чашу и пищу было также демонстрацией доверия хозяину. Кто, кого и чем угощает — также характеристика отношений. Сколько времени было потрачено на приготовление домашнего обеда, в котором даже хлеб — из хлебопечки, показывает меру ин тереса к гостям. Манера есть в присутствии других людей также может выра жать уважение или неуважение, вызывать чувство брезгливости и желание уйти. Не случайно правила этикета уделяют большое вни мание именно манере вести себя за столом, признавая эту сферу очень значимой и нюансированной с точки зрения содержания средовых посланий. «А как он ел! Медленно, аккуратно, салфеточка на коленях, ножом вилкой не гремит <...> Не для утоления голо да, а просто для красоты, ну как на пианино люди играют или танцуют. Наши так не едят, хоть убей их...» (Л. Улицкая «Цю юрихь»). И еще одно, возможно, специфическое для России явление — это «продуктовая» карта района. Многие матери семейства вспом нят, что во времена дефицита, чтобы «добыть» разные продукты, надо было обежать несколько различных магазинов, и каждая жен щина держала в голове схему, привязывающую продукт к геогра фии района. 63 Глава 2. О пище и сексе «Елизавета Сергеевна. Мы раньше на Сокол за молоком ез дили. Сядем в автобус, возьмем по бидону и поднимаемся высо ко в гору, едем, смотрим по сторонам. А на Соколе дома краси вые, деревья большие, мы в окна так и смотрим. Приедем, купим молока и обратно домой. Это сейчас Сокол стал другим. Да и мо локо можно везде купить. А раньше — только на Соколе, только там». (О. Мухина «Ю») Когда речь идет о взаимодействии взрослых членов семьи, интересна информация о рождении пищевых ритуалов и обстоя тельствах, которые к этому привели. Например, ночная рюмка ко ньяка может появиться, если муж поздно приходит с работы, или если младенец устраивает бессонную ночь, или просто если моло дая семья живет с родителями, и эта маленькая тайна — способ укрепить границы своей семьи. Или другой вариант: поздние ужи ны могут возникнуть в семье, где есть дети и принят демократи ческий стиль воспитания, то есть дети вторгаются в личную жизнь своих родителей, а противостоять этому считается негуманным. Поэтому супруги стараются отсрочить ужин на двоих до того вре мени, пока дети наконец не заснут. Разумеется, если они хотят поужинать вдвоем. Если же нет, то дети могут смягчать напряже ние между супругами, которые боятся остаться наедине друг с дру гом, и тогда ужин будет общим и безрадостным. Пищевое насилие Для детей питание нередко оказывается источником многих стрессов. В детстве механизмы принудительного кормления изве стны. Для нашей страны почему то характерно противоречивое отношение к тому, что должны есть дети и как им следует отно ситься к пище: с одной стороны, преувеличенно уважительное от ношение к пище, которую нельзя оставить на тарелке или выбро ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 64 сить, «потому что многие на Земле голодают», что правда. Однако при этом поражает совершенное пренебрежение вкусовыми пред почтениями детей, полная неготовность принимать во внимание их желания. В конце концов, мать всегда знает, что не любит есть ребенок и чем это блюдо можно заменить. Если она этого не дела ет, можно задуматься, какие мотивы ею руководят и что она хочет извлечь из неизбежного конфликта сначала с ребенком, а потом и с другими вовлеченными членами семьи. Наверное, каждый ребе нок переживал нечто подобное Дениске. «Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и лас ково спросила: — Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?... И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю. А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Глав ное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль то хочется. И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, все на свете можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб вылезли и оста новилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на ули цу. Потом сразу вернулся и сел за стол. В это время вошла мама. Она посмотрела на тарелку и обра довалась: — Ну что за Дениска, что за парень молодец!» (В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным») 65 Глава 2. О пище и сексе Пищевое манипулирование или насилие может провоцировать обманы, агрессию, неискренность и ответное манипулирование. Лучше узнать, что любят и что не любят есть члены семьи, и ста раться это учитывать. Хотя у хорошей хозяйки они обычно начи нают любить то, что нравится ей самой! Пища может символизировать уничтожение или победу над некоторым недоступным объектом, то есть быть аналогом агрес сии (что обычно происходит в мире хищников, ведь охота ведется только для того, чтобы получить пищу). Она может стать пуско вым раздражителем в развитии долговременного сценария, надолго определяя жизненный путь человека. Итак, очевидно, что пищевое поведение — это многослойный феномен, в котором есть все, что присутствует в жизни: энергия, эстетика, излишества и капризы. И поэтому пищевые ритуалы могут быть надежным показателем семейного климата. Архетипи ческая мама или бабушка с пирогом должна присутствовать в жиз ненном опыте каждого человека. Упражнение 5 Вспомните, что было обязательным и что запрещалось во вре мя еды, когда вы были ребенком («Когда я ем, я глух и нем...» и пр.)? Как вам кажется, почему эти правила возникли? Строго ли они соблюдались? Были ли ваши родители солидарны в том, чтобы сле дить за их исполнением? Рассказывали ли они о том, что и как было принято есть в их детстве? Им нравилось, как готовили их мамы? Есть ли какие то ограничения на общение и поведение во время еды для детей в вашей семье? В чем их смысл? Как дети реагируют на эти ограничения? Ритуалы призваны облегчать взаимодействие; в семье важно понимать, все ли с этим согласны. Если это не так, нужно поста раться добиться понимания их смысла всеми членами семьи (ра ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 66 зумеется, если вы уверены в их целесообразности ). Или отменить их. Именно для этого мы и предложили провести это короткое са мообследование. Секс в человеческой культуре Но если пища — это условие физического существования чело века и его личностного роста, то секс и все, что с ним связано, отра жает способность к творчеству у зрелой личности. Не случайно к сексу надо долго готовиться, это ответственно. Изначально он на целен на продолжение рода, однако мы, люди, так далеко ушли от этой изначальности, что относимся к сексу в первую очередь как к социальному явлению. Некоторые психологи всерьез полагают, что даже половая принадлежность человека определяется его самосоз нанием, принятием поведения, типичного для мужчин или женщин. Д. Моррис пишет, что в области секса «мы терпим серьезный крах в попытке отделить основную, репродуктивную, функцию сексуаль ных отношений от второстепенных, и все же в условиях людского зверинца это не помешало превращению секса в многофункцио нальный суперсекс, несмотря на подчас катастрофические послед ствия для самих людей» (Моррис, 2001, с. 92). Поэтому сексуальное поведение глубоко символично и часто представляет собой метафо ру жизни вообще, что отчетливо прослеживается в ненормативной лексике, присутствующей в культуре каждого народа. Для взрослого человека его сексуальное благополучие представ ляет собой одну из основ самоподтверждения и одновременно — инструмент для манипулирования другими, обретения свободы, самоутверждения, иначе говоря — чувства авторства собственной жизни. Для западных культур на протяжении тысячелетий харак терно отождествление личности и ее сексуального потенциала, мужчины и его фаллоса. Фаллос — участник многих мифологи ческих сюжетов; даже верстовые столбы в Греции (гермы) пред ставляли собой каменную веху с изображением лица человека 67 Глава 2. О пище и сексе (обычно известного и всеми узнаваемого) и его фаллоса, видимо, самых значимых частей человеческого тела. Поэтому неудивитель но, что психоанализ возник именно в Европе. Отсюда — все пси хологические трудности, которые связаны с успешным или безус пешным сексом и даже представлением о нем. Плата за это отож дествление — функциональные сексуальные расстройства у муж чин и женщин. В других культурах дело обстоит иначе. На островах Полине зии, например, никому не придет в голову грустить из за того, что сексуальный контакт не удался: если так произошло, значит, кому то из богов было угодно сегодня не озадачивать человека именно этими делами. Неудачи не оцениваются как таковые и не приво дят к депрессиям; как следствие, там нет функциональной импо тенции и сексуальной слабости. Можно сказать, что после Фрейда роли секса в нашей жизни придается преувеличенно большое значение, однако и недооце нивать его тоже нельзя. Сексуальная жизнь человека самоактуа лизированного естественна и свободна от принуждения, она диа логична и беспроблемна: не вызывает избыточного интереса или чрезмерного желания превращать естественную часть семейной жизни в занятие, требующее особого отношения. Секс есть про должение повседневной жизни. Для понимания семейной обстановки совершенно необходим минимум информации и об этой стороне жизни, которая может представляться совсем по разному каждому из партнеров. В прак тике консультирования достаточно часто приходится слышать, что сексуальная жизнь для одного из супругов была «тяжелой работой». Очень важно, что человек испытывает после близости — усталость или прилив сил, в зависимости от этого можно понять, пережива ет ли он праздник, обычные жизнерадостные будни или отдает суп ружеский долг. Одна из распространенных форм оскорбления в семейной жизни — это сексуальные провокации и унижения с не дооценкой способностей партнера. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 68 Главную особенность эротических отношений у людей состав ляет гиперсексуальность — очевидная избыточность сексуальных контактов и вообще внимания, уделяемого этому явлению в куль туре и индустрии, в соотношении с воспроизводимым потомством. Выражение «сексуален как животное», в сущности, вообще не име ет смысла, потому что у животных секс всегда функционален и в нем нет ничего излишнего. А у людей эта сфера жизни непропор ционально раздута в силу того, что выполняет множество других, помимо биологических, функций. Психологические функции секса Какие же психологические функции выполняет секс в совре менной жизни? Над этим размышляли многие; итоги этих размыш лений мы кратко изложим. Важно осознавать, что смысл секса в его разнообразных аспектах открывается не последовательно, а одновременно, причем для каждого из супругов это может проис ходить по разному. Прежде всего, конечно, без секса (практически) невозможно размножение. Для того чтобы приобрести потомство, спарива ние — необходимый процесс. Однако у нас, людей, вовсе не каж дый акт направлен на рождение ребенка; средства контрацепции все совершенствуются. И вообще люди, испытывающие влечение к противоположному полу, вовсе не обязательно любят детей. По этому очевидно, что данный мотив к тому, чтобы заниматься сек сом, не основной. Секс помогает спастись от одиночества, то есть служит сред ством создания пары, продолжая один из биологических инстинк тов. У людей поиск пары проявляется в готовности и желании по любить. Конечно, присутствие секса в отношениях укрепляет это желание. Однако если кто то лишен этой потребности изначально или она ослабла в силу жизненных событий, партнер может чув ствовать себя обделенным, «используемым». Кроме того, на этой 69 Глава 2. О пище и сексе функции секса основано неразделенное стремление к исключи тельности отношений, иначе говоря — к верности. Не для каждого его партнер — единственный, и для успешных отношений жела тельно трезво оценивать меру взаимности. После обретения партнера, «второй половины», секс способ ствует укреплению отношений между супругами. В благополучном случае они стремятся побыть друг с другом вдвоем, не хотят рас ставаться, и влечение усиливается после вынужденной разлуки. Вероятно, эта функция секса совершенно отсутствует в супружес ких парах, живущих порознь. В традиционном же браке тоска и желание быть с партнером подразумевают также переживание сек суального одиночества в его отсутствие. Все эти функции имеют отношение к продолжению рода, по этому, как правило, они знакомы семейным людям. Опыт пере живания поиска объекта влюбленности, расставания как «малень кой смерти», гордости за создание новой жизни присутствовали у каждого, кто имел или имеет детей. Но есть и другие легко и эф фективно решаемые посредством секса задачи, эстетические, пси хотерапевтические, социальные, которые оторвались от биологи ческих программ, направленных на продолжение рода. Однако они культивируются в людском сообществе, придавая сексу самостоя тельную ценность и превращая его таким образом в повод для тщес лавия, в «суперсекс». Эти свойства секса не всегда осознаются, однако многие строят свое эротическое поведение именно на них. Секс ради снятия физического и психологического напряже ния (физиологический секс) не имеет никаких созидательных це лей; он служит исключительно физиологической саморегуляции. Люди одинокие, даже в состоянии физиологической девственнос ти, тем не менее испытывают самопроизвольные оргазмы, обычно под влиянием эстетических впечатлений или сновидений. Есть данные, что количество эротических сновидений усиливается в случае попадания в однородную с точки зрения пола среду, напри мер, в тюрьму или армию. Строго говоря, для решения этой задачи ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 70 партнер противоположного пола не является необходимым усло вием, нужный эффект может вызываться мастурбацией или ис пользованием предметов, замещающих пенис или вагину. Подоб ные предметы всегда были в ходу в закрытых сообществах, а с раз витием секс индустрии стали доступными каждому. Наблюдения за животными также свидетельствуют о том, что в искусственных условиях они часто прибегают к мастурбации. Очевидно, что фи зиологический секс в семье совершенно необходим, и ситуатив ное отсутствие влечения у одного из партнеров не делает беспо лезной сексуальную близость. Случается, что для супругов один и тот же акт совокупления значит разное, но в любом случае нужен обоим. Секс может представать и как творческая, исследовательская деятельность, как эксперимент. В начале супружеской жизни экс периментирование присутствует практически всегда, служа взаим ному приспособлению, поиску комфортных поз, подходящего тем поритма и хронотопа. Затем любопытство у многих насыщается. Но не у всех. Поиск новизны ведет либо к углублению сексуаль ных опытов с близким любимым партнером, либо к экстенсивно му развитию сексуального познания, то есть к поиску новых парт неров. Эксперименты «на стороне» не всегда могут устраивать по стоянного партнера, и в этом издержки подобного использования смысла секса. Другой издержкой является провоцирование сорев новательности в обиженном партнере или партнерше, потому что сексуальный опыт трудно скрыть. Вероятно, поиск новизны обус ловлен свойствами темперамента человека, его склонностью к но вым впечатлениям или к сохранению хотя и монотонного, но на дежного, добротного секса. Секс приносит удовольствие. В природе существует множество объектов и явлений, которые вызывают эстетические чувства: за кат и восход, цветение и плодоношение. Секс продолжает этот ряд. Однако, как и все на свете, он может быть уродливым и красивым. Иногда требуется специальное воспитание или хотя бы понима 71 Глава 2. О пище и сексе ние того, что секс — не потому ночное явление, что его нужно сты диться. Это измерение супружеских отношений — часть взаимно го уважения супругов. «И не было бы этого стыда и срама пьяных соитий, когда ле жишь, исполненная ненависти, а на тебе девяносто килограмм дергаются, по сухому бьют, как на кол насаживают, и грудь в си няках, как после побоев, бурые синяки потом год проходили. И вонь перегарная, и запах низа, от которого тошнота подкаты вает, и качает, как в трюме, и только бы до сортира добежать, что бы выблевать все это в его сияющее белое нутро...» (Л. Улицкая «Первые и последние») Секс также может быть лекарством от скуки для тех, кто поме щен в однообразные условия или кто не умеет структурировать свою жизнь. Собственное тело — самый доступный объект для того, что бы им заняться и таким образом развлечь себя. Это может быть про стое самообследование, желание грызть ногти, выдавливать прыщи или менять прически. Секс с партнером или без него также позво ляет скрасить одиночество. Интенсивная и разнообразная эротичес кая жизнь в трущобах и странах с низким экономическим положе нием, по видимому, в качестве одной из причин имеет как раз от сутствие зрелищ. Все таки секс имеет начало, середину и конец, и он не однообразен. В зависимости от широты кругозора супругов этот мотив секса может существовать также и в семье, и он эффек тивно выполняет свою функцию спасения от серости жизни. Секс — лекарство и от напряжения. В жестких временных рам ках, в экстремальных условиях (например, в условиях кризиса или на войне) людям требуется не столько вдохновение и возбужде ние, сколько успокоение. В этом случае они не стремятся к разно образию, напротив, монотонность и стереотипность для них — это отдых. Это расслабление и напоминание о том, что, помимо стрес сов, в мире много приятной рутины. И если подворачивается воз ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 72 можность сексуального контакта, он используется совершенно не креативно, а, в общем, тупо и однозначно, но эффективно приво дит к нужной цели. Если кто то из супругов постоянно испытыва ет стрессы, партнеру нужно понимать, что, возможно, ему сейчас не до экспериментов. Он способен либо на рутинный секс, либо ни на какой вообще. С другой стороны, переживающий стресс че ловек в силу естественной стыдливости может даже не догадываться о том, что секс способен ему помочь. Доходчиво объяснять это во все времена удавалась «сексработницам». Способность приносить сексуальные радости может быть предметом коммерческих отношений, основанных на так называ емом поощрительном спаривании (Дольник, 2003). Существует точ ка зрения, что поощрительное спаривание первоначально возникло у древних женщин как способ привязать к семье кормильца, став шего необходимым в связи с ускорением интеллектуального раз вития человека, что требовало хорошей белковой пищи, которая не могла быть добыта для ребенка только матерью с ее занятием собирательством. Секс как приманка стал использоваться широ ко, в том числе при заключении браков мезальянсов, когда одна из сторон вообще эмоционально не включена в секс. В этом слу чае партнерам обычно известно, на чем основан их брак, и выра ботаны негласные правила, предписывающие взаимообмен пси хологическими бонусами: кому что разрешено и что может нака зываться. Эти правила представляют собой тайну двоих. Секс у людей (впрочем, эпизодически — и в других биологи ческих сообществах) служит также мерилом социального статуса, установления субординации. Как правило, женщина оказывается в роли подчиненной, а мужчина — в доминантной роли. В этом случае секс не имеет никакого отношения к задачам размножения, он предназначен для демонстрации силы, мощности, меры деспо тичности самца по отношению к самке. Именно эта задача секса реализуется при разных вариантах домашнего насилия. Самопод тверждение через унижение женщины присуще мужчинам с по 73 Глава 2. О пище и сексе ниженной самооценкой и самоуважением, и поскольку таких муж чин немало, то и случаи жестокости нередки. В семейной жизни самоутверждение через сексуальное уни жение и провокации может принимать и более изощренные фор мы, например, супруг может испытывать к своей жене, любимой и самостоятельно выбранной, влечение только в том случае, если она является предметом поклонения других мужчин и демонстрирует готовность в них влюбиться. Если жена однозначно верна, муж начинает изменять ей сам. Подобные супружеские игры во мно гих семьях существуют в течение многих лет, представляют собой предмет негласного соглашения и, по видимому, вносят оживле ние и тонус в семейную жизнь. Однако сексуальные возможности самца демонстрируются не только по отношению к самке; в мужской среде тоже принято со ревноваться в области достижений, прямо или символически, для повышения социального статуса. Коллекция побед над женщина ми также характеризует в основном не очень уверенных в себе лю дей (потому что истинная любвеобильность предполагает уваже ние к женщинам, которые никогда не оказываются в положении конкуренции с соперницей и чаще всего об этих соперницах вооб ще не знают). Ну и конечно, секс может выполнять психотерапевтическую функцию, осуществляться «из сострадания». Это самый простой способ пожалеть, поддержать, помочь расслабиться и почувство вать себя ценным, любимым и дорогим. Для того чтобы супружеская жизнь была многомерной и инте ресной, нужно уметь проявлять творчество, иметь развитого Внут реннего ребенка. Любящие супруги и хорошие возлюбленные — это не всегда социально надежные и высокостатусные люди, часто их сильные стороны заключаются лишь в способности опоэтизи ровать быт и совместную жизнь. Пища и секс — важные характе ристики семейной жизни. Нет ничего удивительного в том, что люди духовно близкие все же расстаются, если домашнее меню ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 74 состоит из пельменей, которые готовятся пять минут, и пельме ней, которые готовятся десять минут. Из бытия выпадают все те возможности проявления симпатии и любви, которые позволяет совместная трапеза. Которую можно устраивать и в постели. * * * Итак, телесность во всех своих формах (пищевое поведение, секс, комфортность позы, удобство одежды) выполняет в семей ной жизни психологического пространства следующие функции. · Тело помогает устанавливать контакт с собственными потреб ностями и таким образом способствовать самопринятию. Со гласие со своим обликом и знание потребностей делают чело века экспертом в области самопознания. И наоборот, стыдли вое отрицание и вытеснение базовых потребностей отнюдь их не отменяют, но видоизменяют, дисгармонизируют и вынуж дают к замещающей деятельности. · Телесность способствует установлению контакта с окружаю щей средой, предвосхищению изменений и получению обрат ной связи. Многие психологи считают, что материнский шле пок для ребенка — гораздо более безопасное наказание, чем бойкотирование или отказ в поощрении. · Телесность обеспечивает базовое доверие к миру, которое на чинается с уверенности в том, что человеку будут обеспечены комфорт, пища и безопасность. · Тело дает человеку чувство авторства собственной жизни, оно принадлежит хозяину независимо от окружающих условий и обстоятельств. · Владение телом предоставляет человеку самую первую возмож ность исследовать и конструировать окружающий мир посред ством постановки целей и личного действия. · Тело способствует освоению и обозначению территории, пото му что отсчет пространственных координат обычно начинает ся от себя. 75 Глава 2. О пище и сексе · Уверенность в теле и в том, что его послания понятны, а по требности удовлетворяются, способствует появлению длитель ной, надежной привязанности к матери, а в дальнейшем — ко взрослым возлюбленным. · Понимание собственных пищевых и сексуальных предпочте ний делает человека устойчивым к психопатологиям. Наша психологическая консультация Мой муж очень противоречиво ведет себя в быту. Он на диете, ему нужна специальная пища. Он много отсут ствует дома, а у меня свободный режим. Поэтому обыч но он просит меня приготовить ему что нибудь диетическое. Я никогда не отказываю, это для меня удовольствие. Мне не жал ко времени на то, чтобы сходить в магазин и на рынок (он приве редлив в пище), постоять у плиты, я даже отдыхаю таким об разом от компьютера. Но достаточно часто муж задержива ется, а когда я устаю ждать и звоню ему, оказывается, он по обедал на бегу в ближайшем кафе. Вот в этот момент мне ста новится очень жаль и затраченных времени, и сил, и саму себя, простаивающую над горячими кастрюльками в отсутствие мужа! Что все это может значить и как мне себя вести? Важно, давно ли у него появилась такая привычка. Если не давно, это может быть объяснено какими то изменениями руко водства мужа или режима его работы, которая не умещается в от веденные ей рамки, захватывая часть его личного времени. Вот ему и приходится решать служебные дела на бегу, во время казенного обеда. Если же так продолжается давно, скорее всего в вашей семье сложилась деструктивная игра, в которой вы всегда в состоянии подчинения, готовности и соответствия, а мужу всегда принадле жит последнее слово. Интересно знать, кто съедает еду, которую ? ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 76 вы ему готовите, если он обедает на службе? Действительно ли ему так необходима диета? Нравится ли ему, как вы готовите, и полу чаются ли у вас эти диетические блюда? Кто вас утешает, если вы из за этого расстраиваетесь, и каким образом? Все эти вопросы — для самообследования, поскольку мы то ответы не услышим. Выход из любого стереотипа — это неожиданность. Постарай тесь не всегда готовить ему обед. Что вы будете переживать? Если все сложится к лучшему, возможно, так и стоит действовать впредь? Есть желание готовить — готовите, нет — занимаетесь другими де лами. Если вы вдруг почувствуете, что ваше чувство вины и тревоги совершенно непреодолимо, это тоже результат: стало быть, вы го товите не для мужа, а для собственного спокойствии. Что ж, это не малая ценность, тогда надо продолжать готовить. Но не обижаться и не обвинять его в капризности и необязательности, если пообеда ет в другом месте. Если муж будет удивлен отсутствием ужина, при готовьте что нибудь на скорую руку, но не поддавайтесь провока циям и не разжигайте конфликта. Станьте менее предсказуемой, возможно, именно это он и подсказывает вам своими провокация ми. Ну а если скандал все таки разразится, значит, настало время подумать о том, как себя получше защищать и побольше любить. * * * Я работаю в семейной консультации психологом, и вот с какой сложной ситуацией я столкнулся. Я консультирую супругов, которые переживают кризис. После первых не удачных родов у них появился ребенок, но испортились отноше ния между собой. У мужа появилась возлюбленная за пределами семьи, к которой он серьезно относится. На мой взгляд, она пред ставляет собой опасность для сохранения семьи. Жена полагает, что это рядовое увлечение, не реагирует на ее присутствие в жиз ни мужа и никак не меняет свое поведение. На вопрос относительно секса они дали противоположные ответы. Муж сказал, что зача тие ребенка было для него тяжелой работой, после которой вле ? 77 Глава 2. О пище и сексе чение к жене ушло. А жена говорит, что между ними все как обыч но, каждый день и с удовольствием. Как и о чем мне лучше бесе довать с ними, чтобы не разрушить и без того слабую эмоцио нальную связь? Должен ли я обнаружить их неискренность друг перед другом? Это, конечно, непростая профессиональная ситуация. Мы бы советовали вам воздержаться от того, чтобы выводить супругов на чистую воду друг перед другом. Эту информацию они предназна чили вам. Мужа можно понять, если их интимная жизнь с женой давно разрушена. Нужно постараться выяснить, что его больше всего сейчас привлекает в жене как женщине, а что — отвращает. С женой беседу нужно строить, расширяя границы ее осознания. Мы с вами только что узнали, что у них нет секса, а она то знает давно. Если говорит другое, значит, стыдится и не доверяет психо логу, но не может не опасаться за семью. А затем попросить рас сказать о тех временах, когда у них все было совсем хорошо и они еще не устали друг от друга, чтобы понять, в чем причина утраты ею привлекательности для мужа, — это скука, утомление, требова тельность? Какими своими действиями жена бессознательно дает мужу «разрешение» изменять ей? Иногда нарочитое отсутствие ревности еще больше отдаляет мужчину. Возможно, ему хотелось бы видеть ее неравнодушной и расстроенной, чтобы почувствовать себя ценностью. Стоит обсудить как можно больше деталей их эмо ционального взаимодействия, включая ночное, и придумать, что готова изменить в себе жена, ведь многие измены продиктованы поиском новизны. * * * В последнее время мне несколько раз снился жуткий сон: я был полностью беззащитен, находился в незнакомом ме сте и, не видя своего партнера, понимал, что он осуще ствляет надо мной сексуальное надругательство. Мне было стыд но и больно. Сон ничем не заканчивался, я просыпался, не узнав ? ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ 78 исхода. Я не могу поделиться этим сновидением с женой, она очень разумная женщина и лидер у нас в семье; мой авторитет может после этого признания пошатнуться. Мои текущие обстоятель ства таковы: я работаю на коммерческом предприятии эконо мистом, у нас на работе сейчас аврал, сдаем годовой отчет, где я — ответственный исполнитель. От исхода моей работы за висит, будет ли у нашего подразделения заказ на будущий год. В последнее время, боюсь, я немного забросил свою семью, но жена, мне кажется, понимает, почему это происходит и что это не навсегда. Что могут означать мои повторяющиеся сновидения? Сновидения дополняют собой осознанные впечатления и ча сто бывают символичными, то есть говорят совсем не о том, что видится в них на первый взгляд. Эротические сновидения редко бывают «прямосозерцательными». Нам кажется, ваши сны скорее могут напоминать вам о том, что сексуальная жизнь сейчас для вас видится в первую очередь насилием. Попробуйте соотнести это со своей текущей половой активностью; скорее всего она невысока, и нужно об этом подумать. Важнее в этом сновидении тот факт, что вы в нем — не лидер, а объект, жертва. Есть некто сильнее вас, кто вас унижает. Это может быть кто то из ваших коллег, но также и сфера деятельности в целом. Может быть, ваш режим сейчас ан тифизиологичен, и нужно его изменить: ведь работа, как и секс, ценность, только когда ее не слишком много и она добровольна. Откуда бы ни приходила угроза вашей свободе, сны — призыв по высить бдительность и не прятаться от опасностей, которые толь ко страшнее, если неведомы. |