Главная страница
Навигация по странице:

  • Борьба за жизненное пространство

  • Ресурсы жизнестойкости

  • Упражнение 3

  • Наша психологическая консультация

  • Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение. Нартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз. С. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение


    Скачать 30.63 Mb.
    НазваниеС. К. Нартова Бочавер, К. А. Бочавер, С. Ю. Бочавержизненное пространство семьи объединение и разделение
    АнкорНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и разделение.pdf
    Дата21.01.2018
    Размер30.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаНартова-Бочавер. ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ: объединение и раз.pdf
    ТипДокументы
    #14691
    страница3 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Личностные границы
    Впервые понятие личностных границ, или границ «Я», было введено одним из учеников Зигмунда Фрейда, Паулем Федерном,
    и с тех пор широко используется как в психоанализе, так и в дру гих направлениях практической психологии, а в популярной в на шей стране гештальт терапии оно вообще является центральным.
    Границы могут обозначаться разными бытийными языками, но в любом случае они выполняют очень важные функции в жизни каж дого человека. Для чего же они нужны?
    На границах с миром рождается переживание собственной личности: они определяют, что есть «Я» и что есть «не Я», чем я обладаю, а чем нет, где я заканчиваюсь и начинается кто то дру гой. Соответственно границы маркируют и пределы собственного развития, и факт внедрения в пространство других людей.
    Они определяют личную идентичность человека, как бы «при вязывают» его к определенному месту, профессии, социальной группе. Осознание границ позволяет человеку внятно ответить на самый важный для каждого вопрос: кто Я? В зависимости от отве та он выбирает способы поведения, самовыражения и самоутвер ждения, не нарушающие личной свободы. В период личностных кризисов границы изменяют свое положение, и человек начинает испытывать трудности в поиске объектов, которые раньше давали ему чувство самоидентификации.
    Недуг, которого причину
    Давно бы отыскать пора,
    Подобный английскому сплину,
    Короче: русская хандра
    Им овладела понемногу;
    Он застрелиться, слава богу,
    Попробовать не захотел,
    Но к жизни вовсе охладел.

    25
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    Как Child Harold, угрюмый, томный
    В гостиных появлялся он;
    Ни сплетни света, ни бостон,
    Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
    Ничто не трогало его,
    Не замечал он ничего.
    (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
    Границы необходимы для равноправного взаимодействия с другими людьми. Для того чтобы уважать друг друга, люди обяза тельно должны знать местоположение границ, чтобы случайно или намеренно не оказаться на чужой территории; должны распозна вать, находятся ли они на своей территории или за ее пределами.
    При этом в силу склонности отсчитывать от себя, конечно, мало кто задумывается о том, к какому социальному кругу относится другая личность. Все находящиеся за пределами своего круга обыч но воспринимаются как чужаки, которым предписано вести себя в рамках их социальных ролей. Но если же чужаки будут претендо вать на близость, нарушая границы, то общение теряет свое гуман ное содержание и становится манипуляцией либо агрессивностью по отношению к другим.
    Границы позволяют избирательно отсеивать внешние влияния и защищаться от разрушительных воздействий. Надежные грани цы защищают от соблазнов разнообразных зависимостей и поро ков, разделяемых авторитетной группой, а нарушение границ ве дет к развитию у человека склонности к тому, чтобы оказываться жертвой и провоцировать неуважительное и насильственное от ношение к себе.
    Наконец, границы помогают понять, за что конкретно чело век отвечает. Неспособность осознать пределы собственной от ветственности может привести к разным неприятным психоло гическим последствиям: например, к тому, что личность берет на себя слишком много и находится в состоянии психической пере

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    26
    грузки. Бывает, что, не сумев отделиться от того, что не имеет отношения к его жизни, человек испытывает невротическое чув ство вины, с которым не может справиться и которое невозмож но искупить. Иногда сверхответственность развращает окружа ющих, которые привыкают к тому, что все решает за них другой.
    В иных случаях человек с повышенным чувством ответственнос ти стесняется или не способен обратиться за помощью к окружа ющим.
    Женщина в метро меня лягнула
    Ну, пихаться — там куда ни шло
    Здесь же она явно перегнула
    Палку и все дело перешло
    В ранг ненужно личных отношений
    Я, естественно, в ответ лягнул
    Но и тут же попросил прощенья —
    Просто я как личность выше был
    Д.А. Пригов
    Таким образом, границы нужны как для того, чтобы быть за щищенным самому, так и для того, чтобы не мешать другим. Сла бость личностных границ приводит к тому, что человек оказыва ется очень уязвим в отношении социальных воздействий, притя заний на его личную собственность, территорию, мировоззрение и даже тело. Другая сторона этой уязвимости — отсутствие внут ренних сдерживающих сил перед внедрением в психологическое пространство других людей, приверженность обобществленной
    «коммунальной психике», в которой не допускается ничего лич ного.
    Свод приблизительных правил того, как нужно защищать свои и уважать чужие границы, раньше преподавался в рамках этикета.
    Насколько можно опоздать и как долго может продолжаться ви зит, как красиво есть, не вызывая потери аппетита у окружающих,

    27
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    что дарить и с чем поздравлять, — все это определяло порядок эф фективного взаимодействия и качество бытия. Однако такой учеб ный предмет давно уже изжит, и каждый устанавливает (или не устанавливает) правила произвольно, в силу собственной чувстви тельности к сохранению приватности.
    Наличие границ, которые бы регулировали дистанцию между членами семьи, — это основа способности создавать общее семей ное бытие. Это очень сложный для изучения предмет, так как у каждого человека представление о желаемой близости с другим индивидуально: кому то достаточно жить в одном городе, а кому то необходимо работать в одном офисе, спать в одной постели,
    пользоваться мобильником возлюбленного, есть из его тарелки и вместе с ним посещать туалет. Семейная динамика дистанции изу чается достаточно интенсивно в связи с тем, что получают распро странение такие новые формы брака, как гостевой или жизнь по рознь (living apart together). Что же оптимально для семейного сча стья?
    Психологическая дистанция внутри семьи — гораздо более важная характеристика, чем близость между чужими людьми, по скольку члены семьи находятся в сильной взаимной зависимости,
    они синхронизируют свои поступки и вырабатывают стабильные приемы взаимодействия. Но ведь и потребность в близости у каж дого своя. Поэтому получается, что семейное счастье — это резуль тат сочетания индивидуальной потребности в близости и ее фак тического удовлетворения.
    Близость между супругами измеряется временем, которое они проводят вместе, частотой сексуальных контактов, количеством совместных решений и уровнем конфликтности. Результаты про веденного в Германии исследования обнаружили, что наиболее психологически разрушительны для человека такие отношения с супругом(ой), при которых он(а) чувствует пресыщение от близо сти, в то время как партнеру ее недостаточно. Несколько менее вре доносно сочетание, при котором субъект нуждается в более близ

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    28
    кой дистанции, а партнер хотел бы отдалиться. Наилучшими счи таются отношения, при которых каждому из партнеров недостает близости, и они оба стремятся друг к другу. Эти закономерности равно относятся как к мужьям, так и к женам, но различны у них причины расставания: для мужчин это чрезмерная близость, а для женщин — переживание ее недостатка. Таким образом, очевидно,
    что психологическое пространство семьи постоянно перекраива ется и видоизменяется даже в бездетной семье, а с появлением де тей или в присутствии старших членов семьи динамика становит ся еще более сложной.
    Личностные границы возникают у человека не сразу. По ви димому, первые границы появляются уже в младенческом возрас те и носят сугубо телесный характер: внедрение для младенцев выражается в голоде, дискомфорте, яркости света, громкости зву ка, жесткости пеленок. На протяжении раннего и дошкольного возраста психологическое пространство включает также личную территорию и личные вещи. Соответственно, если насильно выта щить малыша из под стола, где он прячется от взрослых, или ото брать у него любимую игрушку, это переживается им как удар по личности в целом. Начиная с дошкольного возраста, дети способ ны завязывать первые личные дружеские отношения, и запрет иг рать с кем либо или, напротив, необходимость общаться с теми,
    кого привели взрослые, — это также разрушительное для ребенка воздействие. Примерно в это же время складываются временны
    ´ е и режимные привычки ребенка: когда ему комфортнее играть, ког да спать, когда гулять. Если заставлять ребенка жить по режиму,
    удобному взрослым, но не совместимому с его внутренним чув ством, — это также может восприниматься как насилие. И конеч но, это время для общения с природой в разных ее проявлениях,
    например, с домашними животными. Уже до школы у детей фор мируются также и личные вкусы, предпочтения, ценности, — все то, что нередко становится поводом для конфликтов в подростко вом возрасте.

    29
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    В случае гармоничного развития человек обладает всеми бы тийными языками самовыражения, адекватными шести измере ниям психологического пространства, и пользуется ими согласно контексту той реальной ситуации, в которой он оказался. Более того, чем больше свободы переживает маленький ребенок, осваи вая окружающую его среду, тем проще ему будет совершить и сле дующий шаг. Дети, свободные в выборе завтрака, предполагают,
    что с их эстетическими вкусами также будут считаться, и готовы их отстаивать. Таким образом, в сфере личной свободы, как, впро чем, и во многих других областях человеческого бытия, действует логика специфической справедливости, согласно которой «кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Потому что, предоставляя человеку выбор в очень част ной, совсем не важной на первый взгляд ситуации, мы наделяем его не только игрушкой или правом не ложиться в постель по дольше, но также и опытом собственного влияния на мир, диало га, в результате которого приобретается желаемое и вырабатыва ются гуманные ожидания к последующим контактам с миром, ос нованные на доверии к нему. Способность человека поддерживать свои границы целостными и не разрушаться под влиянием внеш них провокаций мы называем психологической суверенностью
    (Нартова Бочавер, 2008в).
    А если в силу каких то неблагоприятных обстоятельств про исходит так, что у ребенка не было возможности выбирать свое место, одежду, любимую пищу, то не решенная вовремя задача не отменяется, а просто откладывается и решается позже, причем не редко — в искаженных формах, приводя к психосоматическим рас стройствам, территориальной экспансии в поведении, фетишиз му, ритуализации и сверхконтролю над режимом жизни, межлич ностным патологиям, внушаемости или склонности к «сверх ценным» идеям. Отчуждение от человека чего то значимого, не удовлетворение его потребностей в психологии называется депри вацией — от английского deprive «лишать». Депривация — это

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    30
    недопущение приватного, личного в разных сферах жизни; это качество, противоположное психологической суверенности как способности сохранять свои личностные границы.
    Итак, использование разных языков самоподтверждения и са мовыражения делает человека очень изощренным в формулиро вании своих вопросов и пожеланий по отношению к другим лю дям и миру в целом. И границы его личности, в сущности, совпа дают с границами созданного и освоенного им психологического пространства, которое отличается от физического и обладает сле дующими важными свойствами.
    Прежде всего все, что находится внутри пространства, будь то место, дом, ребенок, вещь или идея, переживается человеком как свое, присвоенное или созданное им самим, и поэтому представ ляющее ценность. Поэтому иногда так трудно переехать в другую страну или дом, выдать дочь замуж, изменить мировоззрение — с каждым из этих действий человек (конечно, в переносном смыс ле) теряет или изменяет часть себя.
    Затем важно иметь в виду, что все находящееся и возникаю щее внутри психологического пространства мы стремимся конт ролировать и защищать. Эта дает нам чувство авторства по отно шению к своей жизни. В противном же случае мы воспринимаем свою жизнь как сделанную, придуманную и осуществленную кем то другим, кто выбрал нас в исполнители. С таким ощущением жить очень трудно, и потому в условиях неподлинности, неаутентично сти часто возникает стремление самореализоваться в виртуальных и объективно существующих мирах заместителях — в игре, алко голизме, мире денег или власти над людьми. В истории и литера туре многократно описывался феномен личного одиночества и самоотчужденности тиранов, пытающихся утвердить свою власть над территориями, финансами, другими государствами и людьми.
    В аспекте психологического благополучия — безуспешно, потому что подчиненные не заменяют семью и друзей, а чужие страны —
    собственный дом.

    31
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    Еще одно свойство психологического пространства состоит в том, что не каждый человек о нем задумывается и не каждый зна ет, чем оно ограничено. Оно есть у каждого, но уловить его труд но, как мы не можем почувствовать вкус воды или запах воздуха.
    Пространство обычно привычно и прозрачно. Но в проблемных ситуациях оно начинает осознаваться и проявлять себя. Мы вспо минаем о сердце, когда оно болит; о доме — когда не можем в него войти; о сумке — когда ее забыли или она украдена. Границы осоз наются, когда возникает сомнение в их прочности.
    И потому неудивительно, что самая главная особенность пси хологического пространства — это целостность границ. Если они нарушаются, человек стремится «залатать» дыры, при этом, воз можно, другими средствами по сравнению с теми, что привели к нарушению. А отчего они нарушаются? Это сложный вопрос. Лич ность динамична. Границы могут открываться изнутри — когда у человека возникает новая потребность. И они могут взламываться снаружи, если потребность или зависимость прививается други ми. При этом характерно, что почти любая потребность обладает скрытым, символическим смыслом, который универсален: пока зать миру, что Я существую, мне многое нужно, я этого добива юсь. И потому в случае неудовлетворения одной потребности мож но попытаться удовлетворить другую, что часто помогает. Вектор самоподтверждения смещается с одного объекта на другой. В пси хоанализе, когда речь идет о том, что чувства, адресованные одно му человеку, направляются на другого, используется понятие пе реноса, а объект заместитель называется переходным объектом.
    Можно сказать, что переходами и переносами отмечено все чело веческое бытие.
    Каждый человек поддерживает границы своего психологичес кого пространства разными способами и с разной успешностью.
    Кто то страстно ищет внешней автономии через захват, внедре ние, силу и власть. Кому то это не нравится, и тогда он предпочи тает самоутверждаться, расширяя внутренний мир и внутреннее

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    32
    пространство. У кого то не получается ни то ни другое, и тогда не умеющий себя защитить человек чувствует себя слабым, уязвимым,
    ничего не достойным. Однако напрямую мы не можем связать ни аскезу с бедностью и униженностью, ни сибаритство — с полно ценностью. Все определяется тем, насколько этот выбор естествен для каждого и каким потребностям в действительности он служит,
    ведь хорошо известно, что смирение и гордыня — часто две сторо ны одной медали.
    Таким образом, понятно, что взаимодействие людей представ ляет собой обмен бытийными посланиями, которые символизи руют их силу, самоуважение и любовь. Исходя из этого, мы изучи ли типичные для каждого возраста конфликты — из за чего и с кем они происходят. Содержание конфликтов отражает состояние лич ностных границ людей разного возраста и показывает, какие по требности не удовлетворяются и кто кого ущемляет. Материал был получен нами при помощи опроса экспертов психологов, специа лизирующихся в психологии развития и психологическом консуль тировании. Что же мы обнаружили?
    Борьба за жизненное пространство
    Подавляющее большинство конфликтов действительно каса ется вопросов личной суверенности в целом или в каком то изме рении психологического пространства. Младенчество — это вре мя формирования образа тела, и язык телесности отрабатывается уже в младенческом возрасте, когда все конфликты касаются биологических потребностей ребенка. Неудивительно, что ответы ребенка на неблагоприятную обстановку неспецифичны: что бы плохого ни происходило вокруг, он реагирует одним и тем же спо собом — начинает болеть. Основное психологическое напряжение у младенца (эти явления еще трудно назвать конфликтом, посколь ку они носят скорее односторонний характер) возникает с мате рью — из за непонимания ею детских потребностей, недостатка ее

    33
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    внимания, плохого ухода или отлучения от груди. На протяжении раннего и дошкольного возраста контроль над собственным телом практически не усиливается; вновь мы встречаемся с проблемами тела в пожилом возрасте, физиология которого опять требует при кладывать усилия для того, чтобы оставаться его «хозяином».
    В раннем возрасте наряду с продолжающимся развитием те лесности происходит психологическое освоение личной террито рии и личных вещей. Типичные конфликты раннего возраста — с родителями из за опеки и контроля, из за покупки новых предме тов и игрушек, со взрослыми вообще — из за проявлений само стоятельности («идти за руку», «не в ту, а в другую сторону»), из за одежды, которую нужно носить, с другими детьми в яслях из за игрушек. Язык личных вещей начинает осваиваться в раннем воз расте и продолжает использоваться в дошкольном детстве; на про тяжении всего жизненного цикла человек охраняет собственность на свои личные вещи, конфликтует из за этого, и хотя такого рода конфликтов не так много, как в раннем детстве, однако полнос тью они никогда не прекращаются. По мере взросления личные вещи меняют свое содержание (это уже не игрушки, а зарплата),
    но все равно остаются знаками социальной принадлежности и со циальной успешности.
    Территориальная напряженность незначительно сохраняется во взрослом возрасте и вновь усиливается в пожилом, когда при ватность территории может быть утрачена. Это может быть связа но с реальной необходимостью делить с кем то помещение или просто с усилившейся потребностью в уединении. При этом кон кретное воплощение территориальных притязаний меняется: если в раннем возрасте это стремление настоять на том, чтобы мать по зволила выйти за порог, то пожилые люди нуждаются в квартир ной «безопасности». Инстинктивные корни этих проявлений, од нако, остаются одними и теми же.
    В дошкольном возрасте происходит укрепление границ и рез кое увеличение суверенности за счет появления устойчивых режим

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    34
    ных привычек и чувства собственности по отношению к личным вещам. Возможно, это связано с тем, что ребенок начинает посе щать детский сад, и потому вместо заботливых взрослых, которые учитывают пожелания своего ребенка, он сталкивается с общепри нятым безличным режимом, к которому вынужден приспосабли ваться сам. Вот и возникает необходимость оберегать психологи ческое пространство от первых чужих людей, которые появляются в жизни ребенка. Кроме того, возникает потребность иметь лич ных друзей. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже в состоянии отстаивать право на дружбу и привязанности, даже если они не поддерживаются родителями. Типичные конфликты возникают со взрослыми из за распорядка дня, желания общаться с определенными детьми, с родителями, если заставляют есть то,
    что не хочется, не позволяют смотреть (досматривать) телевизор,
    гулять где хочется, а также — с братьями с сестрами из за облада ния вещами (игрушками, телевизором, компьютером и пр.).
    В младшем школьном и подростковом возрасте психологичес кое пространство продолжает расширяться по всем направлениям сразу. Появляется новая область конфликтов в юношеском возра сте — ценности, что выражается в противоборстве «отцов и детей»,
    сверхтребовательности подростков ко взрослым и юношеском мак симализме. Появляются новые и «странные» знакомые, которые,
    по мнению подростков, хорошо их понимают. Подростки часто осуждают тех, кто чувствует свою гармонию и единство с «этим пошлым, несовершенным миром», в первую очередь — родителей.
    Многое им начинает казаться не истинным, не подлинным, и долж но пройти время для обретения терпимости и широты взглядов.
    А пока это не произошло, все страдают от подростковых амбиций.
    Типичные конфликты этого возраста — с родителями из за друзей
    (не разрешают приводить), с родителями из за мнения учитель ницы, из за интересов и увлечений.
    Во взрослом возрасте подобные конфликты обычно называют идеологическими. Они переводят взаимодействие человека и мира

    35
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    на качественно иной уровень. Если то, что относится к комфорту собственного тела, территории, вещам, в основном разрешается
    «контактными» действиями в физическом пространстве и прямо служит жизнеобеспечению индивида, то социальные отношения уже подразумевают не просто присутствие рядом других субъек тов, по отношению к которым уточняются границы, но и возмож ность существования отдаленной в пространстве авторитетной или оппонирующей группы, а ценности — это знак принадлежности к миру идей, который материально не существует. Во взрослом воз расте все основные конфликты касаются образа жизни, системы ценностей, которую продвигает или защищает человек: взрослые ссорятся с пожилыми родителями (также конфликт «отцов и де тей»), с супругами из за требований друг к другу, мировоззрения,
    образа жизни, друзей, с детьми из за выбора жизненного пути и представления о жизни в целом.
    В пожилом возрасте конфликты теряют общую напряженность и равномерно распределены по всем измерениям пространства (в котором вновь начинают оживать такие измерения, как телесность,
    личные вещи, территория), но все равно идеологических конфлик тов больше — старики отстаивают всю свою жизнь в целом. Готов ность конфликтовать направлена на разных людей: на самого се бя — из за неудовлетворенности прожитой жизнью, на жену или мужа — из за быта, на детей — когда они не внемлют опыту, на внуков — что они не так живут.
    Обнаружено также много составных конфликтов, которые слу жат завоеванию и сохранению автономии в целом, причем их пик приходится на подростковый возраст, что закономерно связано с развитием в это время личной и социальной идентичности. Если же обратить внимание на общее количество конфликтов (среди которых лишь незначительная часть не связана напрямую с завое ванием автономии), то оно поступательно возрастает от младен чества к подростково юношескому возрасту, сохраняет высокий уровень в зрелости и резко уменьшается в пожилом возрасте, ког

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    36
    да границы достаточно прочны, а расширения пространства, по видимому, уже почти не происходит. Конфликты эти в основном связаны с удержанием своих позиций перед натиском различных близких, которые в начале жизни оказываются, как правило, стар ше и сильнее, а к концу — моложе, но также нередко сильнее.
    Таким образом, мы можем описать практически весь жизнен ный путь с точки зрения того, как последовательно развивается у человека чувство «Я», в противоборстве с кем это чувство укреп ляется и в каком возрасте возникают разные бытийные языки.
    Очевидно, что внутри семьи, особенно традиционной для России многопоколенной, всегда кто то с кем то ссорится из за личного пространства.
    Ресурсы жизнестойкости
    Однако человеческая жизнь, к счастью, не только порождает напряжение, но и помогает от него избавиться. Каждый человек,
    даже совсем ничего не знающий о психологии, тем не менее нахо дит для себя средства утешения, поддержки и саморазвития, вы рабатывает так называемую стихийную самотерапию. Авторы в течение некоторого времени коллекционировали информацию о том, в каких ситуациях и как чаще всего люди сами помогают себе.
    Они могут просто стремиться избавиться от стресса, а могут и оза ботиться тем, чтобы сделать жизнь более интересной и содержа тельной, и это разные психологические задачи. Обнаружилось, что и средства их решения тоже различаются.
    В первом случае средства самопомощи имеют в основном те лесно средовое или эмоциональное содержание — «хлеб и зрели ща» лучше всего помогают выйти из кризисов, обрести душевное равновесие. Типичны ответы, привязанные к пищевому поведе нию, телесности, обустройству дома («Сплю», «Принимаю горя чую ванну», «Выпиваю стакан вина», «Занимаюсь уборкой»), об ращение к искусству («Слушаю музыку», «Читаю») или непосред

    37
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    ственно эмоциональные («Плачу», «Мечтаю о лучшем»). Мало кого в условиях стресса манят путешествия, гораздо больше привлека ют и помогают родная природа, растения и животные. Ресурсы общения — с семьей, друзьями или незнакомыми людьми — в си туации дисбаланса малоэффективны, человек также закрыт для осознания и осмысления своей жизни.
    Во втором случае — уже не самопомощи, а саморазвития — ис пользуется совершенно другой репертуар средств. Ключевыми сло вами здесь оказываются «развитие» («Развиваю рефлексию»,
    «Учусь», «Самосовершенствуюсь») и «осмысление» («Осмысление жизненных целей»). Чаще всего используются смена деятельности или энтузиазм и творчество в той активности, которая уже суще ствует. Средовые способы также присутствуют, но если в условиях напряжения и стресса требовалась среда стабильная, консерватив ная, что выражалось в поиске рутинных, привычных занятий, по добных уборке дома и сада, то задачи развития решаются посред ством путешествий, а обустройство дома нисколько не вдохновля ет. Отсутствует и особая чувствительность к искусству, что, по ви димому, связано с увлекательностью собственной жизни. Однако человек, находящийся в процессе саморазвития, охотно общается и с удовольствием предается осознанию и осмыслению своей жизни.
    Упражнение 3
    Наверняка кто то из ваших близких, друзей, может быть, кол лег обладает странными привычками — например, выезжая с ра боты домой, непременно задерживается, заезжает в кафе или до делывает какие то «срочные дела». Привычек может быть множе ство, и некоторые прямо таки загадочны. Постарайтесь выделить несколько странных привычек окружающих вас людей и дать им интерпретацию. Почему так происходит, когда привычка возникла,
    для чего она нужна человеку? Что произойдет, если лишить его этой привычки?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    38
    Эти наблюдения и результаты показывают, что в психологи чески разных ситуациях используются разные бытийные языки.
    И это неудивительно, ведь самопомощи и саморазвитию служат разные процессы, хотя обе эти задачи и приводят людей к психо терапевту. Но в первом случае требуется снятие напряжения, вос становление границ психологического пространства и сохранение энергии, и потому человек открыт для всего, что способно его фи зически или эмоционально «подпитать» и тонизировать: от пищи до фильмов, музыки и книг. Во втором случае человек нуждается не в стабилизации, а, напротив, в стимуляции к выходу из равно весия, и потому здесь очевидные средовые приемы малополезны,
    но зато эффективен новый опыт, часто получаемый благодаря сме не обстановки, профессии, географии, социального окружения.
    * * *
    Итак, на разных примерах, как нам кажется, мы убедили чи тателя в том, что действительно стоит прислушиваться и стараться интерпретировать бытовое поведение и привычки, как свои соб ственные, так и близких людей. Каждый акт жизни — это сложное послание ко многим и о многом, в первую очередь о том, есть ли у человека переживание подлинности жизни, ее уместности и свое временности.
    Бытийные послания могут говорить о том, нравится ли челове ку его жизнь, счастлив ли он в ней, а если нет, то помогают домыс лить, чего ему недостает и как это нечто обрести. Кроме того, мы обнаружили, что каждый человек имеет разные бытовые языки, и вопрос может задаваться на одном из них, а ответ быть получен со всем на другом: например, отец не умеет утешать дочку, которую обидели подруги, словами, но зато может повести ее в «Макдо нальдс» или купить ей новое платье. И то и другое содержит в себе метапослание: ты живая, важная, любимая, и я готов дать тебе то,
    что сейчас порадует и укрепит тебя. Что ж, надо уметь читать и по нимать послания близких, на каких бы языках они ни выражались.

    39
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    Еще один важный вывод из того, что мы обсудили, — это кон статация того факта, что многие психологические трудности воз никают (или отражаются) в неправильном устройстве того образа жизни, к которому человек привык, но не считает своим. Пережи вание того, что человек живет не в свое время, не в своем простран стве, среди чужих людей, многих вводит в депрессию. Однако не которых стимулирует к поиску и обретению своего. Этот поиск представляет собой сердцевину многих кризисов середины жизни.
    И наконец, мы показали, что каждый человек обладает впол не эффективным индивидуальным репертуаром способов как са мопомощи, так и саморазвития. Причем эти способы начинают постепенно признаваться профессиональной психологией и пси хотерапией, тем самым признается и неразделимость субъекта, его бытия и персонализированной им среды. Не случайно «смена об становки» или «смена деятельности» интуитивно выбираются как наиболее эффективные способы самопомощи и саморазвития.
    Наверное, телесно ориентированная психотерапия может по пра ву открывать наш перечень. Следующее место, безусловно, при надлежит разным видам арттерапии, ведь способность к творчес кому самовыражению рассматривается как один из критериев из лечения пациента. Арттерапия существует в различных формах и отличается от настоящего искусства тем, что ее главная цен ность — это сама деятельность, а не материальный продукт; под видом арттерапии может считаться сказкотерапия или танцтера пия. Проведены исследования привязанности к месту, к вещам, к домашним животным и даже терапия, в которой роль котерапевта занимают животные (Handbook of animal assisted therapy, 2006). Вы гуливание собаки, помимо очевидного бытового, обладает еще и неявным психотерапевтическим смыслом, поскольку способству ют отдыху и расслаблению человека, а совершение покупок повы шает самооценку и также удовлетворяет множество потребностей,
    совсем не связанных с важностью покупаемого товара (Голд, 1990;
    Kleine, Baker, 2004). Разумеется, общение и право выговориться и

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    40
    быть выслушанным представляет собой главное «действующее ве щество» большинства случаев групповой терапии. И конечно, упо рядочиванию жизненного опыта способствуют многочисленные духовные практики.
    Все эти составляющие человеческого бытия содержат в себе мощные средства предотвращения и преодоления различных пси хологических проблем, стрессов и дисгармоний.
    Наша психологическая консультация
    В нашей семье двое детей — младшему год, старшей че
    тыре. На даче мы заметили, что у девочки появилась
    странная агрессивная привычка: когда я вешаю для про
    сушки пеленки маленького, в которых раньше она спала сама, она
    исподтишка подкрадывается и норовит испачкать их ногами.
    Я спрашивала ее, что она хочет таким образом сказать, ответа
    не получила. Говорила, что это меня огорчает, так как прихо
    дится перестирывать вещи, а это сложно, у нас трудности с
    водой. Она ничего не отвечает, но продолжает поступать так
    же. Конечно, я рассердилась и наказала ее. Эффекта никакого, а
    я расстраиваюсь. Можно ли что то сделать?
    Скорее всего ваша дочка испытывает ревность. Если млад шему год, то, возможно, вы впервые проводите лето на даче в таком составе, и дочка вынуждена делить то, что раньше при надлежало только ей, — вас, ваше время, вашу заботу, а теперь еще дом, сад и пресловутые пеленки, — с братом. Поэтому бра та она воспринимает как соперника в борьбе за ваше внимание,
    которым сейчас обделена. Кроме того, четыре года — это воз раст, когда у детей даже без появления братьев и сестер часто возникает страх потери родителей, связанный с тем, что у доис торических людей, по мнению этологов, интеррепродуктивный период (между рождением детей) составлял как раз четыре года;
    ?

    41
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    именно в это время мать отлучала старшего от груди. Поэтому сам возраст дочки не очень благоприятствует тому, чтобы она полюбила брата сразу.
    Позже все может измениться, когда младший вырастет и у де тей возникнет веселая детская коалиция против взрослых. Сейчас же от его существования она пока не получает никаких бонусов,
    только ограничения. Мы бы советовали вам выделить обязатель ное время для общения с дочкой без присутствия маленького, пусть это будет совсем короткое общение, но не разделенное на двоих детей. Чаще подчеркивайте в общении с дочерью временный ха рактер трудностей и хорошие перспективы: совсем скоро другие дети будут завидовать ей оттого, что у нее есть младший брат, он будет ее уважать и слушаться, выполнять ее просьбы. Выразите сожаление, что вам не хватает времени, чтобы побыть с ней вдво ем больше, и обсудите, что бы вам хотелось сделать вместе; попро сите ей помогать вам во время стирки и давайте простые поруче ния, связанные с братом.
    * * *
    Мы близнецы, брат и сестра, нам по четырнадцать лет.
    У нас вот какая проблема: родители постоянно недоволь
    ны нами из за того, что мы мало помогаем по дому. Мы
    не такие уж ленивые, но каждый раз, как только мы начинаем
    какое то полезное дело, оказывается, что выполнить его совер
    шенно невозможно. Посудите сами: хотели сварить картошку,
    оказалось, что кастрюля стоит немытая, вонючая, в ней остат
    ки позавчерашнего супа. Ну противно же начинать готовить с
    мытья грязной посуды! Или другой пример. Хотели поправить
    крючок на двери ванной. Молотка нигде нет. Куда подевались
    гвозди, тоже неизвестно. И вообще любое домашнее дело у нас в
    семье начинается с поиска разных предметов. Самый частый воп
    рос у нас в доме — «Где?». Где ножницы? Где нитки? Где ножик?
    Кое что пропадает навсегда. Предметов становится больше, но
    ?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    42
    найти все равно ничего невозможно. Взрослые ссорятся между
    собой из за того, что кто то все время что то теряет. Все раз
    дражены. Как мы можем сделать что то полезное, если нам про
    сто нечем? И неужели быт — это действительно всегда конф
    ликты?
    Конечно же, нет, быт может доставлять много радости. Толь ко, по видимому, в вашей семье в это никто не верит, поэтому все и получается самым трудным и неудобным способом. У вас хаотичная семья, где мало правил. Скорее всего предметов быта у вас даже больше, чем в других семьях, потому что, если что то теряется, обычно приходится покупать новое. А там и старое находится. В некоторый момент теряется и старое, и новое. Это не способствует порядку. Раз нет правил, значит, нечего соблю дать. Наверняка те же трудности испытывают и взрослые члены семьи, которые, судя по всему, раскладывают бытовые пред меты произвольно, как кому хочется. Поэтому вам трудно ввес ти свой порядок. Помогать вы, наверное, и сами были бы не против.
    Мы вам даем такой совет: выделите в семейном хозяйстве та кие задачи, которые вам наиболее приятны (вынести мусор, за платить за квартиру и телефон, почистить картошку, постирать и развесить белье). Договоритесь со взрослыми, что отныне это бу дет только вашей обязанностью, исполнять которую вы будете сами, и никто не должен вам ни помогать, ни мешать. Выберите из многочисленного количества набор нужных инструментов
    (овощной нож, пакет со стиральным порошком) и спрячьте его в новом, своем собственном месте, желательно у себя в комнате.
    Пусть это будет ваша тайна. Постарайтесь несколько недель под держивать такой режим и пытаться приучать к нему взрослых.
    Можете одалживать им свои ножницы, если они потеряют об щие, но ни в коем случае не отдавайте насовсем. Спустя несколь ко недель, если окажется, что взрослые готовы дать вам еще и другие поручения, организуйте свою домашнюю работу таким же

    43
    Глава 1. Человек и его атрибуты
    образом. Мы не сомневаемся в том, что вы сможете поддержать друг друга, а быт станет намного проще.
    * * *
    У нас молодая семья — муж, я и полугодовалый ребе
    нок. До свадьбы мы некоторое время жили вместе в сни
    маемой комнате. Теперь, после рождения сына, живем
    с моими родителями. Мой муж очень заботливый и общитель
    ный человек, он всегда предпочитал мое общество любому дру
    гому. И друзья у нас давно общие. У нас гостеприимная семья,
    мы много готовим и не пренебрегаем алкоголем, хотя сейчас
    из за грудного кормления я в этом мужу не компания. Но в пос
    ледние несколько месяцев я заметила странную особенность
    его поведения: возвращаясь с работы, муж подъезжает к дому
    и, не выходя из машины, обязательно должен выпить риту
    альную бутылку пива. Я расстраиваюсь, мне кажется, мог бы
    проявить солидарность. И вообще — не начало ли это алкого
    лизма? Как мне реагировать, чтобы не ссориться часто, я уже
    к этому близка?
    К сожалению, мы не знаем, кем работает ваш муж, иначе наши рекомендации были бы более точными. Однако рискнем предпо ложить, что с рождением ребенка он (как, впрочем, и вы) пережи вает острый дефицит уединения и приватности, что у него нет ме ста, где он мог бы побыть с самим собой. Устают не только от чу жих людей, от близких и любимых тоже можно устать. Даже са мый бедный индиец имеет в своем доме отгороженное занавеской место для медитаций. Скорее всего ни у вас, ни у вашего мужа та кого места нет. Автомобиль для многих мужчин — самое укромное убежище. Ваш муж может стесняться и осуждать в себе это жела ние уединения; не надо усиливать его чувство вины. Четвертьча совой антракт между работой и домом многим людям очень нужен для того, чтобы освободиться от служебных стрессов, не вытряхи вая их на близких, и переключиться на домашние радости.
    ?

    ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕМЬИ
    44
    Что же касается склонности к алкоголизации, ее не надо пере оценивать, особенно у автомобилиста. В любом случае это не по вод для того, чтобы отказываться от традиционных совместных ужинов, иначе временная привычка может положить начало но вому образу жизни, в котором общего у вас может оказаться на много меньше.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта